| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №29. (1998) › Муханов В.М. Награды и знаки имама Шамиля | ||||||
Муханов В.М.
Награды и знаки имама Шамиля// Гербовед. №29. (1998)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1998. № 3 (29). С. 142-148, цв. вкладка 8 Аннотация: Шамиль евел в армии знамена, ордена, звания, форму, знаки отличия. Одни знаки предназначались для награждения отличившихся в боях, другие определяли должностной статус людей в военно-административной иерархии имамата. Об авторе публикации/статьи: Муханов Вадим Михайлович (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Муханова В.М.
в библиотеке найдено еще 8 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 32289 знаков (с пробелами)
ФАЛЕРИСТИКА В Муханов, Москва Пl Г.РАДЫ И ЗН.IКИ ИMl Ml Tl Ш4МИЛЯ см. рис. на 8 й стр. цв. вкладки Все последние шесть лет прошли под знаком обострения отношений России и Кавказа. Естественно, что сразу же возник огромнейший нтерес к истории данного региона, а особенно к событиям Кавказской войны и периоду существования имамата, управляемого третьим имамом Чечни и Дагестана Шамилем 1834 1859 гг Вся военная сила Шамиля делилась на кавалерию, которая называлась по арабски феварис единственное число фарис и на пехоту мешшат Числительное соотношение пехоты к кавалерии было как 5 к 7. Каждый полк у него состоял из тысячи человек альф и заключал в себе 2 батальона 1ЛИ дивизиона по пятьсот человек хамса миа в каждом батальоне или дивизионе было 5 рот или эскадронов по 100 человек, рота делилась на 2 взвода по 50 человек хамей и каждый взвод на 5 капральств амара Полковой командир назывался раисуль альф т начальник тысячи, или тысячник дивизионный или батальонный раису хамса миа nятисотник, ротный коа. андир раисуль миа сотник, вз одный раису хамсин nяn десяrник, капрал раису амара десятник. Шамиль евел в армии знамена, ордена, звания, форму, знаки отличия. Одни знаки предназначались для награждения отличившихся в боях, другие определяли должностной статус людей в военно административной иерархии имамата. Были и знаки позора. За трусость и малодушие к одежде пришивали кусок цветной ткани или обшивали войлоком рукав. Знак позора снимался только после очередного боя, если меченый проявлял храбрость. Почетные наградные знаки, учрежденные Шамилем в 184 1г., это малоизвестное явление в истории наградного дела. До настоящего времени они явно не изучены и неизвестны широкой публике. Кроме 2 З небольших замечан 1й в сочинениях мемуаристов, современников Шамиля, на арабском языке и зачастую противореt ивых упоминаний в официальных документах русского командования на Кавказе или в записках русских офицеров, не сохранилось никаких материалов, способных осветить существо института наград Шамиля. Псэтому основным источником остаются сами знаки. Наибольшая их коллекция принадлежит Дагестанскому историкокраеведческому музею г. Махачкала Таюке отдельные экземпляры имеются в Эрмитаже, Музее антропологии и этнографии РАН, Историческом недавно там прошла выставка, посвященная как раз Шамилю, на которой были представлены и отдельные знаки и еще в нескольких музеях. 142 В исторической литературе имеются лишь краткие упоминания о наградах, введенных Шамилем в ero войске см. список литературы Исследований или статей, посвященных им, почти нет. Наиболее полно и ясно о наградах в имамате говорится в книге И Спасского см. список литературы которая и является основой данной статьи. Соэдание сложной системы наград находилось в прямой связи с важным начинанием Шамиля в области упорядочения организационной структуры его войск введением твердо установленных командно должностных званий, присвоение которых и само по себе рассматривалось как почет ное пожалование. Награды Шамиля были исключительно военными, служившими идеи газавата священной войны. Отмеченная связь орденов с чинами становится прочнее с установлением, одновременно с первыми, особых воинских дОЛЖНОСТ 1iЫХ знаков. Поскольку решающим качеством лри назначении командиров счи 1алась храбрость, должностные знаки, внешне очень сходные с наградными. по сути мало отличаются от последних. Через год после учреждения наград становятся известными храбрецы. успевшие получить по несколько разных наград. Удивительной особенностью наградного дела в имамате было то, что правом пожалования пользовался не только глава государства, но и его на бы. Следовательно, исключительным правом Шамиля оставалось только награждение командной верхушки военно административного аппарата государства, а право нэграждения знаками среднего и низшего значения он делил с наи 1бами, Наградной деятельностью последних и объясняется. разнообразие знаll В, которое при первом знакомстве с ними способно даже вызвать неверное представление об отсутствии какой бы то ни было системы. Скорее всего, лишь на Jболее влиятельные или инициативные наибы Шамиля широко пользовались этим правом, только два из них известны нам no оставшимся на знаках их именам. Общей, цекrрализованной заготовки знаков не существовало, и они иэrстовлялись многими местными мастерами, различными по навыкам и no уровню их умения. Традиции вольного народного искусства сказывались в выборе размера, орнаментzции и даже композиции изделий. Основными центрами ювелирного производства Даrестана были Суrратль и Чох, где жили сотни ювелиров серебряников. При некоторых наибах могли быть и свои придворные мастера, работа которых определенным образом направлялась. В подавляющем большинстве и ордена и должностные знаки имеют форму круглой, слегка выпуклой бляхи, украшенной одной или несколькими жуковинамн, с диаметром от 50 до 100 0 мм. Редко встречаются знаки в форме полумесяца или близкой к треугольнику. Все знаки изготовлялись только из серебра и отделывались чернью, г высшего достоинства, исходившие от Шамиля, украшались еще позолотой, покрывавшейся обычно только отдельные накладные детали. Непременным признаком любых видов остается выполненная чернью надпr, 1сь. Подавляющее большинство надписей на наградных знаках говорит о храбрости, которую 143 они подтверждают или пропагандируют, в некоторых упоминаются имена Шамиля, или наибов, производивших пожалования надписи ряда высших знаков содержат имена и звания награжденных. Именно надписям принадлежит роль определяющего элемента, указывающего путь к систематизации знаков. Известное значение в установление старшинства знаков могут иметь определения, встречающиеся в надписях награда может именоваться орден нишан знак алямат и даже медаль русское слово, написанное арабскими буквами Изобразительному элементу в оформлении орденов имамата принадлежит весьма скромная роль. Изображения оружия чаще всего шашки, изредка пистолета или ружья сопровождают надписи только двух типов. Надпись может заканчиваться датой, которая в таких случаях почти всегда имеет документальный характер, т указывает время награждения. Даты охватывают весь период существования института орденов от 1257 184 842 г. по 1275 1858 1859 г. год падения Гуниба последнего оплота Шамиля, и менения последнего. Ряд знаков датируется ограничительно, когда имеются сведения награжденных ими. Некоторые знаки отмечены маленьким клеймом в форме полумесяца, с именем Шамиль Оно встречено на наибском знаке и на нескольких средних только одного наиболее устойчивого типа, что дает основания считать последний wамилевским а варианты относить к круrу наибских пожалований. Далее хотелось бы описать основные типы почетных знаков имамата Шамиля, в основу кnассификации которых кладется надпись. Из знаков, имеющих индивидуальный характер, выделяются лишь наиболее типичные, начиная с должностных. Знак сложной симметричной формы, описанной чередующимися шестью большими и шестью маленькими дугами, в последних помещены жуковины, такие же жуковины увенчивают шесть лепестков большой ро зетки, наложенной на рифленый и позолоченный фон основания. Знак и розетка окаймлены имитацией зерны. На лепестках розетки ЕДИНСТВЕННЫЙ НАМЕСТНИК МУХАММ ЕдА авт. СУЛТАН ВЕЛИЧАЙШИЙ, И ПЕРВЫЙ ИЗ ВОЗВЕЛИЧЕННЫХ ЭМИР ПРАВОВЕРНЫХ ШАМИЛЬ, дА ПРОДЛИТ ВСЕВЫШНИЙ АЛЛАХ ЕГО ГОСУДАРСТВО. Центр розетки покрывает шестиугольная накладка, увенчанная ушком для кисти, которую мы встречаем и на другом знаке. В связи с содержанием надписи возникает предположение о том, что знак принадлежит самому Шамилю как главе войска. Подобный же харак тер по оформлению и содержанию очень трудных надписей имеют еще два знака, принадлежавших ближайшим помощникам Шамиля на одном 144 из них читается имя Джавад Хана. Описание знака тысячника приведено в труде Н Дубровина История войны и владычества русских на Кавказе Круглый знак, принадлежавший погибшему в 1842 г. пятисотеннику чеченского отряда Оэдемиру, по оформлению напоминает описываемые ниже наибские знаки, но на жуковине в его центре имеется ушко, к которому подвешена кисть. Надпись на знаке гласит ПЯТИСОТЕННЫЙ НАЧАЛЬНИК НОВОГО УСТАВА. НЕТ КРЕПОСТИ, НЕТ СИЛЫ КАК ОТ БОГА. Знаки сотенников иэеестны двух видов. На знаке s виде окаймленного зернью цветка о пяти круглых лепестках и с жуковиной в центре надпись помещена на лепестках ЭТО НАЧАЛЬНИК СОТНИ ВОЙСКА НОВОГО УСТАВА. Знак отличается от всех других тем, что он плоский и весь слабо позолочен. Другого вида знак, сохранившийся в нескольких экземплярах, выдавал своим сотникам Даниял Султан. В центре большого кружщз в зубчатом ободке находится надпись ВО ВРЕМЕНА ИМАМА ШАМИЛЯ вдоль края ЭТО НАЧАЛЬНИК СОТНИ И ГЛАВА ОТРЯДА. ПОЖАЛОВАЛ ЭТО ЗВАНИЕ ДАНИЯЛ СУЛТАН В ГОДУ 1262 1845 846 Итак, иерархия должностных знаков rакова. Знаки полкового и дивизионного командиров состояли из круглой серебряной доски, разделенной на три отделения. В первоr.к отделении помещена вокруг доски надпись, арабское двустишие ЕСЛИ ТЫ ПРЕДАЕШЬСЯ ВОЙНЕ, ТО МАЛОДУШИЕ В СТОРОНУ. ТЕРПИ ВСЕ ЕЕ НЕВЗГОДЫ НЕТ СМЕРТИ БЕЗ НАЗНАЧЕНИЯ Т КОМУ НЕ НАЗНАЧЕНО, ТОТ НЕ УМРЕТ Эти же стихи мы находим на некоторых знаменах войска имама. Во втором круге этой доски 430бражены первые два символа мусульманской веры НЕТ БОГА КРОМЕ АЛЛАХА МУХАММЕД ЕГО ПРОРОК. Эти слова размещены в четырех противоположных местах круга. В центральном круге изображалось звание командира, т начальник ли он тысячный или пятисотенный. Знак сотенного командира состоял из серебряной доски, имеющей вид полулуния, нижняя часть которого имела выгнутой линии или лука. На одной стороне этой доски изображалось звание командира. Пс,добную же надпись имел знак пятидесятника серебряная треугольная доска с тупыми вогнутыми углами. Знак капрала состоял из медного продолговатого четырехугольника с оконечностями в виде фестона. Из наградных именных знаков, пожалованных важнейшим наибам, известны по описаниям знаки погибшего в 1843 г. Ахварды Магомы и Даниял Султана 1263 г. 1846 1847 последний был позолочен и имел редкую восьмиугольную форму. Два наибских знака Хаджи Мухаммеда и Абака 145 ра Хаджи убит в 1858 г. довольно скромного вида, без позолоченных деталей, возможно, что он 1исходили от старших наибов, а не от Шамиля непосредственно. На знаке Хаджи Мухаммеда надпись гласит ЭТО ОРДЕН САНОВНОГО ХАДЖИ МУХАММЕДА АЛ АСАМ АХАТА. ЭТО МОЛОДЕЦ, СОВЕРШЕННО ЕГО НАПАДЕНИЕ В ВОЙНЕ. ОН СТРЕМИТСЯ К ОПАСНОСТИ ПРИ СТЫЧКАХ И В БОЮ. Особый вид награды представляет принадлежавший Оэдемиру темлs к для шашки, с надписью на по,с.веске НЕТ ОЗДЕМИРА ХРАБРЕЕ, НЕТ ШАШКИ ЕГО ОСТРЕЕ. Наибские знаки без имен имеют вид выпуклого кружка с вырезанным мелкими дужками краем, окаймленным позолоченным ободком. Центр занимает либо крупная выпуклой чеканки позолоченная звезда, либо большая ажурная жуковина. Надпись вдоль края иногда делится на части звездочками или жуковинами. Надписи двух типов ЭТО ОРДЕН ВЫСОКОСАНОВНОГО, ЯВНОДОСТОЙНОГО. ДАРОВАЛ ЭТО ИМА ТОМУ, КТО ПРОЯВИЛ ХРАБРОСТЬ СРЕДИ ЛЮДЕЙ. и на захваченном в 1847 г. подобном знаке наиба Дубы ИМАМ ШАМИЛЬДАРОВАЛ ЭТОТ ВЫСОКИЙ ЗНАК ОТЛИЧИЯ ХРАБРОМУ НАИБУ, ВСЕГДА РУКОВОДИМОМУ АЛЛАХОМ. Другой тип надписи ЭТО МОЛОДЕЦ. СОВЕРШЕННА НА ВОЙНЕ СИЛА ЕГО И В СХВАТКАХ ОН НАПАДАЕТ НАПАДЕНИЕМ ЛЬВА уже знаком нам по знаку Хаджи Мухаммеда. Воспроизводимый знак датирован 1274 1857 58 на другом имеется клеймо Шамиля. Скромный знак с надписью среднего типа имеет добавления ДАРОВАЛ ЭТО ИДРИС ЭФЕНДИ В 1267 1850 185 1г. Такие же по надписи и скромные по отделке знаки без каких либо имен тоже исходили, вероятно, от наиба. От Идриса Эфенди исходит еще один знак с надписью ЭТО ЗНАК ХРАБРОГО, СОВЕРШЕННОГО И ЛЬВУ ПОДОБНОГО. ДАРОВАЛ ИДРИС ЭФЕНДИ. По видимому, к числу сравнительно высоких наград для наибов и пятисотников относится знак в виде треугольника со вдавленными гранями и срезанными углами и жуковиной на центре надпись ОБЛАДАТЕЛЮ ХРАБРОСТИ И ВЕЛИКОДУШИЯ размещена в углах. Знак относительно датируется годом гибели Оэдемнра 1842 г Известно 2 одинаковых круглых знака с надписью ЭТО ЗНАК. ДАРОВАЛ ЕГО ДАНИЯЛ ТОМУ, В КОМ ЯВИЛИСЬ ПРИЗНАКИ ХРАБРОСТИ 1263 г. 1846 147 К числу наибских наград предположительно можно отнести еще один именной знак 1852 53 с очень краткой надписью БАИБОЛАТ, 1269 г. и еще несколько простых по отделке знаков, надг 1иси которых тяготеют к типу надписей высших знаков, например 146 ОБЛАдА ТЕЛЬ ЭТОГО МУЖ ОТВАЖНЫЙ, ОБЛАДАТЕЛЬ СИЛЫ И ХРАБРОСТИ БЛЕСТЯЩЕЙ и некоторые другие. Надпись КТО СТАНЕТ РАЗМЫШЛЯТЬ О ПОСЛЕДСТВИЯХ, ТОТ НЕ ПРОЯВИТ ХРАБРОСТИ встречается на на большем количестве знаков, как основная, а в немногих случаях запош 1яет оставшееся свободным место на знаках более и менее случайной композиции, исходивших, вероятно, от наибов. Эrа надпись поучает отчаянному и беспрекословному самопожертвованию, что характеризует мюридов что имам приказал, то слепо должно быть исполнено, что называется, без рассуждения. Большая группа знаков совершенно единообразна они круглые, в виде полумесяца, охватившего сомкнувшимися рогами прорезную розетку о шести, а изредка о восьми лепестках, с жуковиной в центре цветка. Вероятно, знаки этого вида исходили от Шамиля, так как только на них встречается его клеймо. Довольно много знаков имеют даты, охватывающие весь период от 184 1до 1859 г. Под прорезями нескольких сохранилась красная кожа или таков же сукно. Помещенная на полумесяце надпись непременно сопровождается изображением шашки, а на одном знаке добавлено еще и р е на сошках. Та же надпись, в сопровождении изображения шашки, встречается на ряде знаков иной композиции, iде она располагается вдоль края кружка, украшенного в центре жуковиной. Некоторые знаки тоже датированы. Вероятно, ежи связаны с наградной деятельностью наибов. Знак с приведенной надписью имел один из мюридов, бежавший к руссr Им вместе с Хаджи Муратом в 185 1г. Нечто вроде низшей степени описанного шамилевского знака представл 1ет знак, не отличающийся от него по композиции и даже наличию изображения шашки, но с краткой надписью ЭТО ЗНАК ХРАБРОГО. Эта же надпись встречается на простеньких знаках в виде обыкновенного полумес ща, причем судя по положению надписи, он мог быть обращен рогами как вверх, так и вниз На одном полумесяце находится более пространная надпись, которая даже не наведена чернью, а лишь програвирована ЭТО ХРАБРЕЦЫ, КОТОРЫЕ НЕ БЕГУТ ОТ БОЯ И ЖИВУТ С РЕДИ ОПАСНОСТЕЙ. Можно предположить, что это нечто вроде полкового знака т знака, присваемого ка ому то определенному отряду. В единственном экземпляре известен знак скромного, но изящного вида с надписью ЭТО МЕДАЛЬ ИМАМА НАШЕГО ВЕЛИКОГО ШАМИЛЯ. К числу наград, исходивших от какого либо наиба, может быть отнесен знак с краткой надписью ОБЛАДАТЕЛЬ МУЖ ОТВАЖНЫЙ. При всем своеобразии рассматриваемой системы наград трудно со 147 мне ваться в том, что создавая ее, Шамиль обращалсs 1к опыту противника. Знаки храбрости исполнивших саой долг до конца или захвсtченных в плен русских солдат и офицеров, были хорошо известны в горах Чечни и Дагестана даже многие соратники Шамиля, начиная с Даниял Султана, носившего до перехода к Шамилю чин генерsла русской армии, имели. награды. полученные от русских. Летописец Шамиля рассказывает, как беглецы из стана русских иногда ломали или разрывали русские почести Хроника Мухаммеда Тахира ал Карахи о дагестанских войнах в период Шамиля. М. Л., 194 1 К числу непосредственных влияний можно отнести и употребление в надписи русского названия медаль и награду в ферме темляка по образцу аннинского или георгиевских темляков, а таюке выплату особого пенсиона награжденным некоторыми видами знаков, например именными. Именной знак давал nраво получения определенного жалования, в данном случае З рубля в месяц. Децентрализация наградного дела отражает реальное соотношение сил, складывавшееся в верхушке государства Шамиля. Она также показывает результат влияния русских порядков, поскольку горцы имели практически правильное представление о том, что у русских награды могут исходить и от наместника, и от генералов. ПРИМЕЧАНИЕ На 8 й стр. цветной вкладки помещены изображения не оторых орденов и должностных знаков Шамиля. Ниже приводятся их описания. 1Надпись Единственный наместник Мухаммеда султан величайший и первый из возвеличенных, эмир правоверных Шамиль. да продлит Аллах его государство Серебро с чернью и частичным золочением. Дагестанский музей. 2. Должностной знак сотника. Надпись Это начальник сотни войска нового устава Позолоченное серебро и чернь. На середине деталь утрачена. Музей антропологии и этнографии РАН. З. То же. Надпись Во времена имама Шамиля. Это начальник сотни и глава отряда. Пожаловал это звание Даниял султан в году 1262 1845 1846 Дагестанский музей. 4. Почетный энак для наиба, пожалованный Шамилем. Надпись Это орден высокосановноrо, явно достойного. Даровал это имам тому, кто проявил храбрость сред, 1людей Серебро с чернью и частичным золочением. Дагестанский музей. 5. То же. Надпись Это молодец. Совершенна на войне с ла его и в схватках он нападет нападением льва. 1274 г. 1857 1858 Серебро с чернью и частичным золочением. Дагестанский музей. 148 8 нлr Р лды и знлки имлмл шлмиля см. стр. 142 с. i а 4 5 Некоторые награды и знаки Шамиля описание см. на стр. 148 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Муханов В.М. Награды и знаки имама Шамиля (1998)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |