Г Королев, д Москва
На многих средневековых картах имеется надпись Органа обозначающая
обширное царство и его столицу в средней части Сахары, южнее
Ливии. Историк Африки Р. Мони предполагал, что название упомянутой
стр аны было образовано от названия оазиса и города Реrган и приписано
вождю туарегов горной области Ахаггар Хоггар 1
Территория картографической Органы в основном совпадает с областью
древних гарамантов, судьба которых после арабского завоевания Северной
Африки составляет историческую и этнографическую проблем О гарамантах
писали такие античные авторы, как Геродот, Плиний старший и
географ Кладвий Птолемей. Арабский географ ал Мукадцаси в сочинении
конца IX в. У Поминает народ, название которого трактуют и переводят как rараманты 3 Западноевропейские источники XIV XVI вв. сообщают о Гарамантии
со столицей Гарамой4 Обозначая одну и ту же землю, одни картографы
называли ее Гарамантией, а другие Органой. Существенно, что
на карте мира монаха Мауро 1459 г. отмечены и Гарамантия западнее
озера Чад Органа восточнее Чада 5. Эти две области примерно соответствуют
областям Борну и Канем, составлявшим государство сначала с
центром в Канеме, затем в Борну. В первой четверти XVI в. эти области
вновь составили одно государство6. В первой половине XVII в. географ
Ф. Клювер считал, что некогда ГаRамантия была одной из частей Африки,
а теперь это царство Борну7 Африканист Ш. де Ларонсьер, поясняя
каталонскую карту 14 1З г., предположил тождество Органы с Канемом
8. Как видим, специалисты XVII и ХХ вв. соотносили Органу с одним и
тем же государством Борну Канем. Нагорье Ахаггар этому государству не
принадлежало, но находилось неподалеку от него. Приведенные историкогеографические
данные необходимы для привязки Органы и ее символизации
к историческим и актуальным в период создания эмблем реалиям.
Впервые Органа была отмечена не только надписью, но и геральдическо
вексиллогическим знаком на каталонской карте 1339 г.9 На флажке,
водруженном над городом, изображена пальма с гроздьями плодов по
сторонам. Неизвестный по имени францисканец из Севильи в сочинении
середины XIV в., использовавший карту 1339 г., и другие источники, описал
флаг Органы как белый с зеленой пальмою и двумя ключами неуказанного
цвета 10. На каталонской карте 1375 г. Органу представляет царь,
восседающий на подушке, с кривы мечом и щитом На испанском щите три кружочка безанты и полумесяц рогам квер у. Флажки с пальмой
возвышаются над городами Органа и Зогде. Высказь 1валось предположение,
что Зогде это Сокото в современной Нигерии, но уверенности в этом
нет. На карте 14 1З г. царский щит гладко золотой. Над городом Органой
виден золотой флажок с двумя неопределенными фигурками, похожими 144
на ветки, возможно, означающими ключи На рисунках последней четверти
XV в. в двух списках сочинения севильсвкого францисканца композиция пальма и два ключа дана неодинаково 12 На одном рисунке это
белый флаг с зеленой пальмой и желтыми ключами по сторонам. На другом в белом щите зеленая пальма, на пальму не очень похожая, и ключи,
желтая кайма с червлеными кантами по обеим сторонам. 1Использование пальмы в качестве символа тех мi ст. где она растет, естественно.
Интересно, что флажками с пальмой о мечены государства и
города не по всей территории произрастания пальмы, а только в определенной
части Северной Африки. На карте 1375 г. флажок с пальмой и двумя
ключами, а на каталонской планисфере XV в. с одним ключом обозначает
Триполи в Ливии 1
3 Конечно, было необязательным изображать разные места
одинаково, но вообще то одинаковые значки для разных, в чем то похожих,
мест было в старинной картографии делом обычным. Сведений о том,
почему Органа и Триполи обозначены одинаково, нет. Можно предположить,
что средневековые географы и картографы использовали известия древних
писателей о значительном разведении финиковой пальмы в землях гарамантов
и их соседей на территории современных ливийских областях Триполитания
и Киренаика, особенно в оазисе Аугила совр. Джало Полагают,
что в древности лотофагов поедателей лотоса живших в приморской
Ливии, иногда отождествляли с гарамантами, а под лотосом понимали финиковую
пальму 14 Названные области были не единственными в Северной
Африке местами, где финиковая пальма росла и в древности. Об этом свидетельствуют
карфагенские монеты 4 10 3 10 гr. до н. э. 15 Описанный в качестве
эмблемы западно сахарского города Сулrуменса т Сигилмесса
белый флаг с зеленым пнем пальмового дерева вероятно тоже следует
отнести к fsиникопальмовой символике. Такой флаг описан в сочинении
севильянца 6 Древние источники, по моему, вполне точно называют вид
пальмы, изображавшейся на средневековых картах. О значении же ключей в гербе Органы толковать не берусь.
Кроме пальмы были другие картографические знаки Органы. На каталонской
карте третьей четверти XV в. она, как несколько других городов и
областей Африки, отмечена черным флажком без фигур, водруженным
над царским шатром 1
7 Особенно интересна итальянская карта К. Фредуччи 1497 г., на которой над городом Органой развеваются сразу два флага
с коронованной извивающейся змеей с человеческим лицом, и с четырьмя
в крест полумесяцами 18 Не могу объяснять первый флажок. Второй же,
подобно царскому щиту с полумесяцем на карте 1375 г., говорит о мусуль анстве царя Органы. Религиозная принадлежность органского правителя
была отмечена еще на карте 1339 г., в надписи на которой говорилось,
что царь Органы сарацин т мусульманин постоянно воюющий с
приморскими сарацинам и другими арабами Это сообщение с незначительными
стилистическими отличиями повторялось на других картах XIVXVI
вв. Любопытен акцент, внесенный в эту характеристику политики Органы
легендой на португальской nланисфере Ж. Рейнела 15 19 г. Царь 145
Органа является другом христиан, он воюет с арабами и царем Нубии 19
Символизация Органы с помощью полу месяца отражает действительность
средней части Сахары и соседней с ней полосы саванн. Ислам в
Борну Канеме утвердился в XI XII вв., так что в первой половине XIV в.,
когда появились змблемь 1Органы, местные правители были мусульманами.
Они действительно воевали с северными соседями, но отнюдь не с
приморскими сарацинами до которых было далековато.
На картах XVI в. я не нашел флажков знаков Oprat tы. На карте Л. Фриза 1524 г. Атиопия состоящая из земли эфиопских гарамантов на севере
и царства Органы на юге, отмечена лишь фигурой царя на престоле,
а на карте Африки во Всемирной космографии С. Мюнстера коро
ной, сквозь которую продет скипетр20.
Эмблематическое изображение Органы показывает живучесть некоторых
представлений на протяжении веков и дополнение их новыми данны ми, также соображения, которыми руководствовались в средние века при
создании гербов. Рассмотренная символика относится к тому средневековому
государству Борну Канему под названием Органы которое, кажется,
по согласному мнению историков сыграло важную роль в формировании
культуры Центрального Судана. 1339 г. 1375 г.
ХVв. r щД
Посл. четверть XV в. 1497 Г. 146
ПРИМЕЧАНИЯ 1Mauny R. ТаЫеаu geographique de l Ouest afriсain en Moyen age d apres les
sourсes eсrites, la tradition et l arсheologie. Dakar Lisbonne, 1960. Р. 4 1note З По
этнографии и истории туарегов см. Лот А. Туареги Ахаггара. М., 1989.
2. См. Поnлинский Ю Из истории этнокультурных контактов Африки и Эгейского
мира. Гарамантская проблема. М., 1978. Схематическая карта с. 90 nоказывае r территорию Гарамантии в середине тыс. до н практически ту же, что и
Органы на средневековых картах.
З. Древние и средневековые источники по этнографии и истории народов Африки
южнее Сахары. М. Л., 1965. Т. 2. С. 80.
4. О развалинах города сообщает, например Boemus 1Mores, leges et ritus
gentium. Lugduni, 1556. Р. 30.
5. Карта публиковались неоднократно в разных изданиях.
6. Urvoy С. Histoire de l mpire du Bornou. Р., 1949.
7. сluver Р. fntroduсtionis in universam geographiam, tam veterem quam novam libri
VI. Lugduni Batavorum, 164 1Р. 3 19.
8. La Ronсiere сh. de. La deсouverte de l Afrique au moyen Age сartographes et
explorateurs. Le Саiге, 1924. Т. 1Р. 1362.
9. См. например черно белое воспроизведение в Nordenskiold А. Е. Periplus An
essay оп the early history of сharts and sailing direсtions. Тransl. from Swedish original
Ьу F. А. Bathes. Stoсkholm, 1897. PI. VIII. 1О. Book of the knowledge of а 1the kingdoms, lands, London, 19 12. Р. 3 La Ronсiere сh. de. Ор. сit. PI. 1цветная карта 12. Book PI. XIV, 64. 13. La Ronсiere сh. de. Ор. сit. PI. XIII. 14. Поnлинский Ю Указ. соч. С. 6. 15. Казаманоаа Л Введение в античную нумизматику. М., 1969. Таб. VIII, 15,
9 монеты с композицией конь и пальма 16. Book PI. XIV, 60. 17. Kretsсhmer К. Die Katafanisсhe Weltkarte der ЫЫiоtеса Estense zu Modena
Zeitsсhrift der Gesellsсhaft fur Erdkunde zu Вertin. 1897. Вd. 32. Taf. 18. Nordenskiбld А. Е. Ор. сit. PI. XXII. 19. сortesao А. сartografia е сartбgrafos portugueses dos seсulos XV е XVI сontribusao рага um estudio сompleto Lisboa, 1935. Vol. 2. Fig. V.
20. Bagrow L. Fragments of the мсагtа marina Ьу Laurentius Fries, 1524 lmago
Mundi. 1959. Vol. 14 вклейка Munster S. сosmographey oder Besсhreibung aller
Lander Basel, 1564. 147