Е Козина, Москва
КА.К G ЗДА.fl4ЛА.GЪ
4ТРИБУТИК4 ПР4ЗДПИКА.
850 Л6ТИЯ GП G4ПИЯ M GK.GЫ
В текущем году исполнилось 850 лет основания Москвы. Эта дата в
соответствии с Указом Президента РФ отмечалась как общенародный
праздс ик. Юбилею предшествовала большая организационная работа,
было создано множество комиссий государственных, городских, на уровне
департаментов и комитетов Правительства. В префектурах и редакциях
центральных газет были назначены ответственные за освещение темы
Значительные силы были привлечены к созданию праздничной символики.
К сожалению, она была не бесспорна, особенно для специалистов
по эмблематике и геральдике. По непонятной для специалистов в области
эмблематики и геральдики причине были придуманы странные названия эмблема символ и знаки атрибутики праздника 850 летия основания
Москвы Такие термины показывают полную некомпетентность в этом
вопросе людей, занимавшихся их созданием и отбором.
Известно, что в советской популярной литературе существовала чрезвычайная
путаница в понимании терминов символ и эмблема что привело
к полной неясности в употреблении этих терминов. Отличия эмблемы
от символа разительны и бросаются в глаза чисто визуально символ
абстрактный знак, эмблема изображение 5онкретного понятия 1Эмблема,
в противоположность символу не абстрактный знак, а вполне конкретное
изображение конкретных объектов тематический диапазон которых
чрезвычайно широк. Эмблема идея, выраженная через изображение
предмета или фи ры, в которых как бы зашифровано их условное, традиционное
значение
Попытаемся восстановить историю создания юбилейных эмблем, чтобы
понять, почему они получились именно такими и по названию, и по
изображению, и по заложенному в них смыслу.
Сначала был проведен открытый конкурс, объявленный распоряжени
з ем Мэра Москвы но он не дал результата. Жюри не смогло выявить по
бедителей и отобрать проект, отвечающий целям КО iкурса. Поэтому в
январе 1995 года объявлен второй этап открытого конкурса на разработку
эмблемы символа праздника 850 летия основания Москвы4 Были определены
сроки конкурса с 20 января по 25 февраля 1995 года. Одновременно
был объявлен и заказной конкурс. Итоги следовало подвести до 1
марта 1995 года. В жюри были включены работники департаментов и комитетов
Правительства Москвы, большое количество архитекторов, пред
ставителей творческой общественности. 140
На конкурс было представлено 2 работ. На заседании жюри руководитель
группы экспертов архитектор выделено мной Е В Семенов
сообщил о результатах архитектурно художественной экспертизы конкурсных
проектов. Любопытно, что при обсуждении члены жюри руководствовались
помимо программы и условий конкурса Положением о проведении
конкурсов на лучшие проекты планировки и застройки поселений, зданий и
сооружений, памятников, монументов и скульптурно декоративных работ
Отсюда и странный архитектурно монументальный подход к отбору эмблематического
материала. Совершенно очевидно, что отсутствие в жюри
историков, краеведов, геральдистов, специалистов в области эмблематики
отразилось на резу ль татах.
Жюри вынесло свой вердикт, выбрав 5 работ5 Первую премию получил
В Климов с правом дальнейшей доработки эскизного проекта, в
которой наиболее точно и выразительно удалось вомотить основные
J 1деи юбилейных торжеств 6. Вторых премий их было две были удостоены
С Шведов за эмблему, выполненную в виде стилизованного
изображения старого столичного герба Москвы, но без скипетров и авторский
коллектив в составе М Лукьянова и Е Цвик за работу, состоящую из стилизованного изображения Москвы красавицы в образе
красной девицы в кокошнике Третьих премий тоже было две. Одна была
присуждена Г Ушаеву за композицию, основой которой является абрис
купола храма, символизирующего Соборность, Объединение, а также сорок сороков церквей, которыми славилась Москва Вторую получил
авторский коллектив Ю Аланов и О Алонова за заказную работу
эмблему, выполненную в форме квадрата со стилизованным изображением Собора Василия Блаженного, являющегося символом России и Москвы
Были присуждены еще 6 поощрительных премий и отмечены 4 заказные
работы.
Решение жюри было юридически оформлено лишь год спустя7. Эмблема,
автор которой получил первую премию, стала называться официальной
эмблемой символом праздника 850 летия основания Москвы, остальные получили название знаков атрибутики празднования 850 летия
основания Москвы. Начальник Управления по организации подготовки к
850 летию основания Москвы И Пономарев рассчитывал на получение
дополнительных источников финансирования мероприятий подготовки к юбилею за счет широкого комме ческого использования эмблемысимвола
праздника 850 летия Москвы
Как видно из рисунков, авторы опирались на 2 основных идеи использовать
в качестве изобразительных элементов герб города и архитектурные
памятники Москвы, чаще всего купола церквей. Проанализируем каждую
из указанных групп.
Основной особенностью эмблем, получивших первую и вторую премии,
было использование и всевозможное украшательство основного символа
Москв ы ее герба. Характерно, что авторы доnустv.ли одинаковые геральдические
ошибки, на которые не обратили внимания специалисты от 14 1
архитектуры. Все художники, изображавшие официальный символ Москвы,
исказили цветовую гамму герба, утвержденного Законом города Климов
изменил цвет мантии плаща Святого Георгия Победоносца с голубого как в Законе на черный, Шведов все фигуры в поле щита изобразил
белым цветом, а Лукьянов и Цвик смело и вольно расправились и с цветом
поля, и с цветами основного элемента герба все стало синим и с
прорисовкой деталей.
Помимо этого оба художника и Климов, и Шведов допустили грубое
нарушение геральдических правил, поместив в поле геральдического
щита надпись в первом случае это Москва во втором 850 из за чего
были искажены предписанные Законом города пропорции герба отношение ширины щита к высоте как 8 к 9 а щиты приобрели недопустимо
вытянутую форму. Оба конкурсанта обрамили геральдические щиты
затейливо изогнутыми лентами с обилием надписей.
Но наблюдались и различия в подходах авторов.
Любопытно, что в работе, признанной лучшей, оказалось два герба
Москвы один в центре эмблемы, а другой на груди государственного орла.
В общем понятная идея Москва столица России, в эмблематическом
смысле оказалась чрезвычайно громоздкой. Видимо, желая уравновесить
государственный герб, изображенный вверху эмблемы, художник Климов поместил внизу абрис головы Юрия Долгорукого с медали 800
летия Москвы. Это очень неудачное и мало объяснимое художественное
решение. Эмблема С Шведова в целом более лаконична.
Пренебрежение нормами геральдики, множественное нарушение Закона
города Москвы О гербе и флаге города Москвы стало обычным в
юqилейных эмблемах.
Перейдем к анализу групп эмблем, использовавших в качестве основы
силуэты православных храмов. В эмблеме Москвы красавицы представлена
панорама Кремля, где странным образом соседствуют кресты на
куполах и звезды на башнях. В двух других работах эта проблема решена
иначе купола, должно быть, по советской традиции, лишены крестов.
Огорчает предельная стилизация уникального памятника архитектуры храма Василия Блаженного, представленного в работе Алоновых. Понять,
что изображен Покровский собор на Рву, можно только из описания.
Авторы посчитали возможным вписать юбилейные цифры в основной
объем храма, искажая облик святыни. Трудно объяснима цветовая гамма
этой эмблемы на коричневом именно так при печати воспроизводился
золотой цвет фоне черным цветом выполнены контуры эмблемы и куполов,
придающие эмблеме траурный вид. Мрачность общей картины нескопько
скрашивается красными надписями нмосква и 850
i ругим примером эклектичности и непродуманности художественного
образа является вписанная в церковный симвоn купол храма композиция
светских сооружений Триумфальной арки, вознесенной над зубцами
Кремлевской стены работа Ушаева 142
Вольное обращение художников с изображением православных святынь
является кощунственным по своей сути и оскорбительным для
чувств верующих.
Помимо основных идей, лежащих в основе пяти рассматриваемых
эмблем, есть одна скрытая, выраженная неявно. Это использование цветов
государственного флага России работы Шведова, Ушаева, Лукьянова
и Цвик Наиболее наглядно она продемонстрирована художником Ушаевым. Подводя итоги, можно сказать, что в целом праздничные эмблемы,
призванные ярко воплотить благородное и великое значение Москвы с ее
богатейшей историей не смогли стать выразительным и понятным художественно
графическим изображением оригинальных новых идей 9. Очевидно,
что при создании юбилейных эмблем бt irл использован поверхностный
подход, продемонстрировавший образцы советского дизайна, не
позволивший создать лаконичные, оригинальные, информационно емкие
изображения. Это стало возможным потому, что к работе не были привлечены
специалисты, разбирающиеся в особенностях эмблем. Не проводились
консультации с Московской Патриархией по вопросам правильности
и корректности использования изображения культовых сооружений, с
геральдистами по возможности использования официального символа Москвы в эмблематическом контексте. Семаншка эмблем, заложенные в
их основу идеи оказались слишком формальными, далекими от существа
праздника.
ПРИМЕЧАНИЯ 1Похлебкин В Словарь международной символики и эмблематики. М., 1995.
С. 10.
2 Там же. С. 522 529.
3 Распоряжение Мэра Москвы от 6. 10.94 498 РМ.
4 Распоряжение Мэра Москвы от 18.0 195 22 РМ.
5 Рисунки опубликованы в 25 Гербоведа на цветных вкладках 2 и 3.
6 Решение жюри открытого конкурса на разработку эмблемы символа праздника
850 летия Москвы от 6 марта 1995 г. Навстречу 850 летию образования Москвы
Сборник законодательных актов и нормативных документов. Комментарии. М., 1995. с. 4 1
7 Распоряжение Мэра от 12.05.96 283 РМ Об утверждении официальной
эмблемы символа, знаков атрибутики праздника 850 летия основания Москвы и
порядке их использования
8. Пономарев И О значении празднования юбилея Москвы Навстречу 850
летию образования Москвы Сборник законодательных актов и нормативных документов.
Комментарии. М., 1995. С. 12. 9 Программа и условия открытого конкурса по разработ.ке эмблемы символа
nрnэдника 850 летия Москвы Распоряжение Мэра Москвы
от 8. 10.94 No 498 РМ. 143