Пархаев О.К.
Азбука российской униформологии
// Гербовед. №22. (1997)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1997. № 10 (22). С. 78-81, цв. вкладки 18-19
Аннотация: Перемена военной формы назрела давно. А вновь принятое название - Российская армия - требует соответствующего названию содержания. Пора, наконец, уяснить, что униформа - особый целостный мир со своим языком. Нельзя написать слово, не зная алфавита и правил грамматики: получится абракадабра.
Об авторе публикации/статьи:
Пархаев Олег Константинович (Москва) художник-униформист, иллюстратор, педагог
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Пархаева О.К.в библиотеке найдено еще 1 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 19561 знаков (с пробелами)
. УНИФОРМОЛОГИЯ
О Пархаев, Москва
4ЗБVК4.
PQGGИЙGKQЙ VНИФ РМ ЛQГИИ 1см. рис. на 18 й и 19 й стр. цв. вкладки
Перемена военной формы назрела давно. А вновь принятое название
Российская армия требует соответствующего названию содержания.
Пора, наконец, уяснить, что униформа особый целостный мир со своим
языком. Нельзя написать слово, не зная алфавита и правил грамматики
получится абракадабра.
Какие же условия должны быть заложены в униформе Российской
армии В общих чертах задача складывается из трех составляющих традиционность и историчность удобство и функциональность экономичность.
Итак, о традициях. О том самом алфавите, из коего мы будем слагать
слова, предложения и, в итоге, напишем поэму.
Прежде всего не следует путать традиции русского военного костюма и
русский традиционный народный костюм. В какое то время, в каких то
ситуациях эти традиции пересекались, но это отдельные случаи, не
вошедшие в систему, и о них речь отдельно.
Для армий ряда европейских государств характерна своя, сложившаяся
исторически цветовая гамма у французов это синие мундиры и красные
штаны, у англичан красные мундиры, у австрийцев в бытность Австровенгерской
империи белые мундиры, у прусаков мундиры темно синие,
затем серые.
Для России характерным сочетанием всегда был зеленый мундиры и
красный цвет воротники, обшлага, лацканы Система эта сложилась еще
в царствование Петра Первого, когда для пехоты были приняты зеленые
кафтаны и красные камзолы и штаны. Тогда же сложилась система
различия гвардейских полков красные воротники в Преображенском
полку, светло синие в Семеновском по первоначальному цвету кафтанов
в этом полку Эти дополнительные цвета называются приборными.
Приборный цвет третьего полка Российской гвардии Измайловского,
сформированного при Анне Иоановне, был такой воротник темнозеленый,
околыш фуражной шапки белый. Эта очередность цветов
красный, светло синий, белый зеленый воротник распространилась со
временем и на вторую дивизию гвардии, затем на третью, а потом и на
армейские дивизии. Традиционным отличием гвардии стали появившиеся
при Павле Первом петлицы желтой тесьмы на воротниках и обшлажных
клапанах для нижних чинов. Офицеры гвардии получили шитье в каждом
полку осо ое которое сохранялось неизменным до 19 17 г.
К разговору о приборных цветах пехоты следует присовокупить
малиновый цвет стрелковых частей, появившихся при Николае Первом и
желтый цвет погоны rренадерских полков, установленный после победы 78
е ом. ее ое обоснование имеют цвета артиллерии, инженерных и астей черный с красными выпушками, светло зеленый цвет в, а также цвета кавалерии каждого полка в отдельности й, очень важный раздел униформы, система различий по
sa иям. Россия имела свои, сложившиеся исторически, знаки
ервоначально, как и в других европейских армиях,
считалось отличить офицера от нижнего чина. Это породило ементы униформы чисто офицерской принадлежности
агрудный знак происходящий в свою очередь от защитного
ицерский шарф позже пояс кокарда, темляк, а с 1807 го Все эти предметы закрепились в армии как офицерские
ем потребовались различия между обер и штаб офицерами,
XIX века получил отличие и каждый офицерский чин в но только в пехоте и пешей артиллерии Способ различия ен по сочетанию белого и желтого металла на элементах
ака. в 1827 году на офицерских эполетах появляются звездочки, е чин офицера, а наличие или отсутствие бахромы на
ывало на обер или штаб офицерскую принадлежность. е времени установились различия нижних чинов поперечные а сгонах. Сами же погоны меняли свою конфиrурацию и
iЗ ротяжении всего XVIII века, приняв к 20 м годам XIX века
орая стала для Русской армии традиционной. 1e Je.t 1нe XIX века появились погоны и у офицеров суконные с г. i адкой и системой звездочек и просветов.
цвета приборного сукна, цвета галуна, цвета просветов,
а погонах шифровки или номера полка, знака воинской делали погон своеобразной визитной карточкой их
ричем русская система различий не терпела тавтологии
ер отличался от младшего лишь количеством просветов.
Q o ек оставался неизменным для всех чинов в том числе и
в как символ офицерского братства.
указывающим на принадлежность военного к армии
осударства, является кокарда. Кокарды в Русской армии,
ам, видоизменялись и модифицировались до середины XIX
приобрели ту классическую овальную форму, которая
и незыблемой.
регалиям следует отнести ленты российских орденов, из ее популярной и любимой была черно оранжевая лента еоргия. Применялись как сами ленты nривешивались к вязывались на наградные трубы, из них делались темляки на I 2 ie оружие, ими обшивались мундиры и делались нашивки на
гвардии так и черно оранжевое сочетание с добавлением
или белого цвета цвета догеоргиевских кокард
а кокардах, на офицерских поясах, темляках, на кистях
аградных труб. Батальонные значки имели также бело е ое полотнище. азом, в Русской армии сло жилась своеобразная символика, 79
не совпад юща с символикой государственной. Лишь во времена
гражданскои воины у белых армий, наряду с армейской кокардой
появился трехцветный бело сине красный шеврон на левом рукаве
сочетание военно исторического с национально государственным.
Сложившаяся в Русской армии к середине XIX века система различий
стала величиной постоянной как бы ни менялась военная форма в
соответствии с эстетическими направлеt iиями и требованиями
современного той или иной эпохе боя система оставалась неизменной.
Что касается самого мундира, то он видоизменялся примерно в той же
последовательности, в которой менялись мундиры других европейских
армий. При этом взаимопроникновение было довольно активным.
Особенно чувствовалось взаимное заимствование между Россией и
Пруссией, что, впрочем, не мешало и той, и другой армии быть достаточно
самобытной.
Казалось бы, самой традиционной, самой национальной может
показаться форма, появившаяся при Александре мундиры кафтаны,
рубахи, шаровары, меховые шапки. Конечно же этот вариант был русским
во всей своей неповторимости, но в то же время зто был тот случай
пересечения вечно несовпадающих традиций армии и традиций русского
костюма. А причина была естественной армия перестала быть
рекрутской, профессиональной. В армию пришел солдат срочной службы,
пришел в основной своей массе из деревни, от сохи. Времени на
привыкание к необычной одежде у него было мало, поэтому форму
сконструировали таким образом, чтобы переход из мирного состояния в
военное для новобранца был менее заметен да и стоила такая форма
дешевле
Т еnерь же речь пойдет о тех характерных элементах русского мундира,
которые стали его неотъемлемой частью, традиционной системой. АКСЕЛЬБАНТЫ в России были принадлежностью адъютантов первоначально приспособление для поддержки правой руки при
записывании чего либо сидя верхом на лошади. В наконечники же
аксельбантов вставлялись свинцовые карандаши а также выпускников
Академии Генерального штаба и чинов жандармского корпуса. То есть
аксельбант являлся знаком отличия, а не предметом украшения.
Исключением являлся Лейб гвардии Гренадерский полк, коему
аксельбанты но иной формы были пожалованы в 10 х годах нашего века
в память о первом знаке отличия этого полка. ОФИЦЕРСКИЕ ЭПОЛЕТЫ в России имели свою непо вторимую форму.
Причем в кавалерии погон эполета покрывался металлической чешуей. ОБЩЛАГ А повседневных кителей имели традиционно прямую форму
в пехоте и остроугольную в кавалерии и конной артиллерии. РУССКАЯ ФУРАЖКА является исконно русским головным убором,
разошедшимся затем по всему миру. Мягкая фуражка хороших
пропорций, какие умели шить только в России и носить умели только у
нас. Какой бы ни была форма, но, венчающая голову русская фуражка
создавала неповторимый и всеми узнаваемый силуэт российского воина.
Все вышеприведенное может показаться мелочью, без которой,
кажется, можно и обойтись. Но именно такого рода мелочи и создавали в
целом обаяние военной формы, ее популярность, что всегда отличало
Русскую армию. 80
ть одежды воинской определяется ее назначением.
оевую форму камуфляжных цветов нелепо, а воевать
е смертельно опасно.
ой формы парадность, бодрость духа, грация и
у обывателя при виде всего этого великолепия
спрямлялась спина, а из души вырывалось восклицание ведь могут, когда захотят
щая себя страна имеет в своей армии парадные части.
ия верности традициям предков, историческая память.
ени, боевой символ страны и армии. Поэтому униформа
е должна отвечать вышеизложенным требованиям.
ы полевой или повседневной здесь неуместен. Абсурдно
му виду формы быть современной Современной, т
ебованиям современного боя, должна быть форма с. nuыe мундиры морской пехоты в армии США остаются
il IJс E S t Zt со времен Первой мировой войны.
ы военной отличается от удобства одежды гражданской
важное влияние на одежду гражданскую оказывает мода
а предполагает, что носить ее будут люди с
е выправкой прямая сп на, твердый шаг, подтянутый взгляд. Более того Форма должна провоцировать своего
ытъ подтянутым и бравым. Одновременно военному E a i u быть предоставлен комплекс вариантов ношения этой
тветствии с теми или иными обстоятельствами. Прежде ся к форме повседневной самой носимой форме.
сской фуражке английский френч разошелся по всем оме Советской. Да и то, в 20 х 30 х годах френч был
в Красной армии Но в каждой стране френч приобрел А. 1саuию, свои неповторимые черты, обусловленными теми
а э и и историческими традициями, которые бытуют в той или
О традициях Русской армии см. выше
r r а вернее спор о том, что лучше сапоги или ботинки лишен
ги и ботинки имеют право на существование в зависимости
е ьств, тем более, что это отвечает требованию
аЕ I Е Z2Ь, ности современной повседневной формы при оптимальном
ющих элементов
э ономичность.
вую форму учитывая все исторические традиции,
кциональности и удобства следует лишь сообразуясь с мсжностями, теми ресурсами, какими государство в данный
агает. Необходимо использовать максимум того, что
современном производстве военной формы.
е существующие виды униформы разумно оставить, лишь
ума в целом полевая форма Убрать все лишнее и дать
е r э. расположив по своим местам прежде всего это касается
вседневной формы е элементы потребуют кардинального изменения шинели, но, в целом, есть возможность создать новую форму и
этом малой кровью
Май, 1992 г. 8 8 ЗБVК РОGGИЙGКОЙ ниФОРМОЛОГИИ СМ. С Гр. 78
Некоторые образцы формы одежды кавалерии
Русской армии 18 12 г. 19
Рисунки О. К. Пархаева Фрагмент комплекта открыток Русская армия 18 12 года выпуск 2.
М. Изобразительное искусство 1988
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Пархаев О.К. Азбука российской униформологии (1997)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|