Д. А. Бойко, Запорожье
ГОGVДАРИ ДР6ВП6Й PVGИ
ВJНесто предисловия
Есть у вас авторы истории русской которые
мифическим имя Рюрика.
считают
п.петров
Нет, убежден, не с Рюриковичей берет начало наша история,
и если бы мы позволили себе заглянуть за сей очерченный словно
Берлинской стеной предел, то многое и многое могло бы предстать
перед вами совсем в ином свете, и города русские оказались
бы 1tуда древнее, чем поведали о том ваши первые летописцы.
А.Ананьев 1В российской, со времен Карамзина, а затем и в советской
историографии укрепилось мнение, что первым летописцем Земли Русской
был Нестор с его Повестью временных лет Описание временных лет
в ней начинается, как известно, с 859 г. с упоминания о взимании дани
варягами и хазарами с наших предков. К 862 году Нестор приурочил
призвание на княжение трех братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Последняя
дата официально считалась датой образования древнерусского государства,
и в этом качестве была отмечена, например, на русском Гербовом знамени.
Нестор был тем человеком, который подвел материальную базу под
так называемую норм ан скую теорию образования нашего государства,
которую широко поддерживали Карамзин, Соловьев, Ключевский и другие
наши виднейшие историки. Но можно ли считать, что до 862 г. на Руси
не было государства, а у славян Государя Конечно же, нет. К середине
IX века мы видим уже развитые государства в Европе, в Британии, не
говоря уже о Ромейской Империи. И только славяне вроде бы остаются вне
пределов цивилизованной государственности, что, якобы, подтверждает их
неспособность к самостоятельному государственному творчеству, а,
следовательно, и об их расовой неполноценности. И всем этим
тысячелетним пренебрежением мы обязаны Нестору и его Повести
В чем же причина того, что Нестору было выгодно не заметить
истинной древности Руси Ответ заключается в том, что Нестор, будучи
монахом Киевско Печерского монастыря, с пренебрежением относился к
истории Новгорода и новгородцам, тогда как именно Новгород должен
считаться отцом городов русских и всему Русскому Государству. Нестора,
как киевского летописца, не интересовали и древние новгородские государи.
2. Для того, чтобы отказаться от норманской теории и увидеть истинную
древность Руси, мы должны обратиться к неведомому и забвенному
историку Иоакиму, первому епископу новгородскому Подлинник летописи
Иоакима не сохранился и мы знаем о ней только благодаря нашему
знаменитому историку XVIII в. В Татищеву, который в своей Истории 127
Таблица 1
Первоначальный вариант родословия
Государей Древней Руси по Иоакиму
Иафет
N
Славен
Вандал
Избор
Владимир Столпосвят IX
х
XI
Выбор
XII
N
сf Адвинда
Буривой
Гостомысл
N
Синеус
Есра.нда. Рюрик
XIV Игорь
о мужчины женщины браки
ПОЯСНЕНИЯ К ТАБЛИЦЕ 1
N имя неизвестно
Трувор число не поименованных колен 2 число колен неизвестно лакуна 128
Российской дал ее краткое изложение 1Вот, что мы узнаем о наших
древнихправителях
Первым славянским князем был князь Славен, внук Иафета. От Славена
славяне и получили свое имя. По разделению потомков Ноя, Славен шел с
востока на запад имея многие войны Славен иде к полуночи и град
великий созда, во свое имя Славенск нарече После Славена владаху
сынове его и внуки много сот лет Одним из потомков Славена был князь
Вандал, который покорил многие окрестные земли. Он имел трех сыновей
Изб,о ра, Владимира и Столпосвята, каждому из которых построил город,
назвав в их честь. После Вандала и Избора княжил Владимир, имевший жену от варяг Адвинду По Владимиру княжили сынове его и внуки до
Бури.воя, иже девятый бе по Владимире, имена же сих осьми неведомы
Буривой неудачно воевал против варягов и после поражения укрылся в городе
Бярмы. Варяги же наложили дань на славян. Тогда народ испросил у Буривоя
его сына Гостомысла, который изгнал варягов и на месте решительной
победы построил город, назвав в честь своего старшего сына Выбора 1
Гостомысл бе муж емко храбр, только мудр, всем соседом своим
страшный, а людем его любим правди ради и правосудия. Сего ради вси
окольни чтяху его и дары и дани даюсче, купуя мир от него Гостомысл
имел четырех сыновей, но они ово на войнах избиени ово в дому
измроша Гостомысл вопросил волхвов о наследнике. Те обещали ему
сына, но будучи уже стар, Гостомысл не поверил им. В скором времени Гостомыслу привиделся сон, яко из чрева средне дочери его Умилы
произрасчте древо велико плодовито от плод же его насысчахуся людие
всея земли Обрадованный Гостомысл, созва вся старейшины земли от
славян, руси, веси, мери, кривич и дрягович, яви им сновидение и объявил
им о передаче престола своему внуку Рюрику.
Из дальнейшего повествования, для нас представляет интерес следующее
жена Рюрика Ефанда была дочерью князя урманского и сестрой Олега,
также князя урманского, и матерью Игоря, который был женат на
Прекрасе Ольге от Изборска, рода Гостомыслова
Т генеалогическая таблица рода русских Государей до Х в. согласно
Иоакиму представляется следующей Табл. 1приведена на отдельном листе
Родословие по Иоакимовской летописи распадается на две части от
Иафета до Славена и от Вандала до потомства Гостомысла. Между
Славеном и Вандалом имеется явная лакуна, незаполненная ни именами, ни
указателем числа пропущенных колен. Однако, благодаря косвенным
свидетельствам, мы можем дополнить Иоакимовское родословие и в общих
чертах восстановить нашу древнюю хронологию.
3. И прежде всего, для любителей мудрости и для желающих все хорошо
усвоить напомним родословие Иафета, первого лица, указанного в
таблице. Источником для этого служит Священное Писание, а именно Первая
Книга Моисеева Бытие.
Как известно, первым человеком на земле бьш Адам. От Евы Адам
имел трех сыновей каина, Авеля и Сиера. Сохранилось доныне только
потомство от младшего Сиера. Вот что представляли собой десять первых
колен от Адама даты жизни указаны от Сотворения Мира 1Адам 193 1
2. Сиф 13 043 3. Енос 236 4 14. Каинан 326 1236 5. Малелил 129 11
х
Х 1
XV
XVI
XV 1
Рус
N
Ион
Ратибор Таблица 2
Окончательныи вариант родословия
Государей Древней Руси
Вандал 1
Адам
Ной
Иафет
Мешех
Славен
N 2
Владимир Столпосвят
сr., Адвинда Енвинда
N
Ивар Видфадме Авдура Диупаудча 1
Рюрик 2 датский
Буривой
Гостомысл
Рандвер 2
N
Умила
Прекраса
сr.,o Кн. Избор
N
ООО Кн. Мурманский
Вадим нвинда
Прекраса Святая Ольга
Святослав 1
Пояснения к таблице 2 1Романовы
Гольфдан предположительные данные или отсутствие точных данных
2 число при указании нисходящего родства старшинство детей
у Гостомысла указано только старшинство дочерей
С. Синеус 130 396 129 16. Иаред 46 423 7. Енох 623 988 8. Мафусаил 688 1657
9. Ламех 875 1652 10. Ной 1057 2007 2 2. Теологи расходятся во мнение относительно точной даты Сотворения
Мира. Если общепринятая, в том числе и до 1700 г. в России Византийская
эра указывает на дату 1IX.5508 г. до Р то Антиохтская эра дает нам
то же число, но 5968 г. до Р а ныне употребляемая в Израиле эра от
Адама 7 376 1г. до Р так что расхождение между предельными
датами составляет 2207 лет
У Ноя было три сына Сим, Хам и Иафет XI колено от Адама причем
наибольшим благоволением отца пользовался именно Иафет да
распространит Бог Иафета, сказал Ной, и да вселится он в шатрах
Симовых Хинаан же сын Хама Дм будет рабом ему 3 Именно
Иафет и был дедом Славена Возникает вопрос, чьим сыном был Славен В Библии у Иафета
показано семь СQ 1новей Гомер, Магог, Мадай, Иаван, Фувал, Мешех и
Фирас 4 3, причем потомство показано только от Гомера и Иавана.
Как писал Татищев, поляки употребили лестное коварство по
прельсчению и стали выводить славян от М осоха, шестого сына И афета,
производя от его имени названия Москвы и москалей. Иоанн Мариньоли,
согласно Татищеву, производил славян от Елиса, старшего сына Иавана.
Этой же версии придерживался и польский хронист Мартин Бельский,
но при этом добавлял, что имеется и иное родословие Однако, учитывая
то, что Иоаким называет Славена внуком, а не правнуком Иоафета
отцом Славена по видимому, был Мешех. В пользу этого говорит и то,
что имя Мешеха по токлованию расширяюсчий или распространяюсчий
и, следовательно, аналогично имени Рос.
Библия, заинтересованная только в имени Сима, не указывает
продолжительности жизни ближайших потомков Иафета, но исходя из того,
что Сим XI колено жил 600 лет 1557 2 157 его сын Арфаксад XII
колено 438 1659 2095 а его внук Сала XIII колено 433 года 1694 2 127 можно предположить, что продолжительность жизни Иафета,
Мешехи и Аавена, родоначальника первой династии Руси Аавеновичей,
также находилась в этих пределах 5
Основание Славенска Иоаким связывает с разделением потомства Ноя.
Библия не прив одит точной даты этого события. Принятая на Руси хронология например, у Нестора относила разделение языков к 277 1г. от
Сотворения Мира. В степенной новгородской книге отделение Аавена от братии своеЯ обозначено 3099 г. от С. М., а постройка Аавеника 3 3
г. от С. М. после четырнадцатилетнего странствия Если мы приведем эту
дату согласно эре от Адама, мы получим приблизительно 648 г. до Р.
Х., как возможную дату основания Славенска, что не является таким уж
невероятным, как это представлялось Карамзину. Для сравнения укажем, что
эра аЬ Urbe сondita от основания Рима начинается 2 1IV.753 г. до Р. Х.
4. О первой княжеской династии Славеновичей нам почти ничего не
известно. Карамзин упоминает, ссылаясь на датского историка Саксона
Грамматика, имена многих владетелей Российских первой половины
первого тысячелетия по Рождеству Христову Траммон, Веспазий нач. 1в.
Сигrригг, Эймунд, дочь которого Альм Вейга Альфния была за владетелем 13 1
норвежским Галфданrом I в. Бой, сын бога войны, победы, ветра и
мореплавания Одина и царевны Российской Ринды II в 4 Зиrурлам III
в. Гейрравд, богатырь и владетель, его дочь Гейррида за норвежцем
Аугмундом Силкизифа, российская царевна за витязем норвежским Одцом
Гроллаб, его супруга Герборг, их дети Герлавг и Гергерда за норвежцем
Гейдриком, в приданое которому принесла Виндлапдию, т Финляндию NB Ингварь т Игорь, его дочь Ингигерда за Фрамором Гергейр,
Биартмар сomes и, видимо, очень влиятельный феодал II или III в.
Флокк priпсipem т князь, иных владетелей называют rex король, царь
несметно богатый IV в. и др. Видимо все эти го судари принадлежали к
династии Славеновичей и состояли в родстве и свойстве с другими
скандинавскими династиями. Что же касается того, что их имена мало схожи
на славянские, то мы должны учитывать, что они дошли до нас
опосредованно в начале через скандинавские хроники, а затем через
сочинение латиниста Саксона. Еще Татищев отмечал, что русские имена
Евдокия, Всеволод, Ростислав, Ирина в трудах иностранцев могут
превратиться в загадочные Оттокеза, Сервалдус, Ростиславус, Герния.
Интересным нам кажется свидетельство Татищева о том, что польские
историки Ян Длугош и Матвей Меховский, как и чешский Вепецлав
Гачек Гапецкий упоминают князя Pyсi,l, от которого прозвалась Русская
земля, братом князей Чеха и Леха, родоначальников чехов и ляхов поляков
которые жили в VI столетии по Рождеству Христову. Есть основания
считать и это покажет дальнейшее изложение князя Руса последним
представителем прямой ветви династии Славеновичей, правившей т более
тысячилет.
5. Следующий период нашей истории связан с именем князя Вандала.
Иоаким указывает, что Гостомысл приходился в 12 колене от Вандала.
Немецкий хронист Гельмольд, именуя Вандала Винулем от оного до
Гостомысла Ьчисляет 14 колен Интересно в этой связи заметить, что 14, в
качестве числа колен, часто фигурирует в истории родословие Иисуса по
Матфею l 1редставляет собой совокупность трех четырнадцатиколенных
периодов 6 деда основателя Рима царя Альбы Лонги Нумитора считали
потомком Энея, бежавшего предводителя троянцев, в ч етырнадцатом
поколении 7 Бархатная книга указывает Рюрика в 14 колене от Пруса 8 и т Сюда же можно отнести и те родословия, которые указывали
Славена в 14 колене от Адама, о чем говорилось выше.
В 1990 г. А. Т. Фоменко высказал предположение 9 что средневековье в грандиозных масштабах смешало эпохи и понятия что
средневековые авторы к которым относился и Нестор. Дм по невежеству
отождествляли античную, библейскую эпоху с эпохой средних веков Н
основании интересных эвритических выводов, Фоменко пришел к
заключению, что существу т несколько жестких исторических сдвигов в
330, 1050, 1800 и iд. лет, которые опускают реальные события средневековья
в глубь веков. Однако, мы полагаем, что в некоторых случаях, мы можем
столкнуться с т эффектом дверного шума когда из одной и той же
посылки можно сделать два взаимоисключающих вывода. Фоменко делает
вывод, что события опустились но возможен и обратный процесс подъемки и совмещения. 132
На наш взгляд, Нестор совместил в рассказе о призвании Рюрика
реальную историю с более ранними событиями, относящимися к Вандалу.
Причиной этого может служить то, что Нестор пользовался более древними
летописями, в которых счет велся не по годам от Сотворения Мира, а
индиктами. Известно, что древнерусские летописцы знали подобный счет, но использовали редко, порой н е п р а в и л ь н о разрядка моя Дм. Б. 1О Индикт представлял собой 15 ти летний цикл, и, поэтому, 4 индиктом,
например, будут одновременно 226, 97 74 996 и многие другие годы,
что и могло вызвать путаницу. Поэтому, если мы применим первый свдиг
Фоменко в 330 лет, взяв в качестве исходной даты 862 г. первый год
княжества Рюрика мы получим 532 г., как приблизительно первый год
княжения Вандала. При этом и 862 г. и 532 г. были 1О индиктом.
Приблизительно эту же дату мы получим отбавив от 860 общепринятая
дата смерти Г остомысла среднюю продолжительность деятельности 12
колен, считая для одного колена 28 лет, что подтверждает, во первых, нашу
версию, а во вторых, количество колен, указанных Иоакимом.
6. Имя Вандала вряд ли является собственным, но скорее указывает на
принадлежность к имени вандалов, одному из варварских племен, которые
разрушили Западную Римскую Империю и создали на ее обломках свои
королевства. Вандалы после Рождества Христова мигрировали с берегов
Балтики в Дакию. Вытесненные готами и гуннами, вандалы и их союзники
свевы и спаны прошли через Галию в Испанию. В 429 г. король Вандалов
и Алан Гейзарих переправился через Гибралтарский пролив и в 439 г.
захватил Карфаген, который стал столицей его королевства, включавшего
север Африки, Сицилию, Сардинию, Корсику и Балеары. Однако, вандалы,
погрязшие в роскоши и безделье, менее чем через сто лет в 534 г. бьши
легко завоеваны Византией. После этого имя вандалов совершенно
исчезает со страниц истории. Две даты 534 год падения Вандалии и
532 год появления на княжеском престоле Вандала, весьма близки между
собой и, вероятно, между ними существует прямая связь
Известно, что последний вандальский король Гейламир его также
называют Гелимиром и Гелимером в 530 г. сверг с престола своего
двоюродного дядю Гильдерика, что могло послужить причиной бегства
некоторых членов династии. Единственным возможным путем для такого
бегства было море, а единственным возможным маршрутом возвращение
на историческую родину.
В том, что вандалы были прекрасными мореходами, не может быть
сомнения разграбление Рима в 450 г. было следствием морской экспедиции,
и плаванье Вандала в 530 532 гг. вокруг Европы не является
экстраординарным собьпием. Та легкость, с которой спустя четыре года
пала Вандалия, объясняется еще тем, что Карфаген вместе с Вандалом покинули
лучшие представители этого королевства.
Вандал, видимо, встретил дружеский прием у правившего тогда в
Славенске князя, что объясняется родством вандальских королей со
Славеновичами см. выше Не трудно предположить, что славенский князь а по нашей версии им был Рус скрепил союз меж народами союзом
между домами и выдал свою дочь за Вандала дети Вандала носили 133
славянские имена Избора, Столпосвята и Владимира, что указывает на
славянское происхождение их матери.
Поврдом к со мещению историй о Рюрике и Вандале могло послужить
сообщеr 1ие Иоакима о том, что Вандал послал на запад подвластных
своих кщвец и с в о й с т в е н н и к о в разрядка моя Д и Гардорика и
Гytiиrapa с великим и войска славян, руси и чуда. И ими шедши, многи
земли првое lав, не озратишимся Разгневанный Вандал покорил их земли.
Здесь очевидщt п3 раллель с походом Аскольда и Дира и последующей
объединительt о э спедицией Олега. Присутствующие в именах Гардорика
и Гун ига,ра корци часто встречались в титулатуре вандальских королей риж Гуща р цх 406 427 Гейза рих 427 477 Гуна рих 477 484
Гильде рих 526 530 гун Гун тарих, Гун арих, Гун тамунд 484 496 что
поз цоляет причщслить этих князей к королев.скому дому асдингов.
Что касается самого Вандала, то его отцом польский хронист Мартин
Бельский называет Алана второго, добавляя при этом, что у Алана было
четверо сыновей NB Аланы были союзниками вандалов и с 4 18 г.
Гунтарих J iМен,о ался Королем Вандалов и Алан. Поэтому в имени отца
В.андала н.е мо ет быть I Iич его необычного. Деда Вандала м огли звать
Винуцем., и в этом случае Гостомысл придется в 14 колене от него. Имя
супруги Вандал.а Иоаким для н.ас не СОХ анил, но, возм.ожно, ею была Фрея
Прекрасная, которая стала называться. по имени своего мужа Ванадис, как,
например и Ливия Друзилла, третья жена Августа, а впоследствии была
обоготворена северцыми народами, как богиня жизни и добрая советница.
7. К сожалению, Иоакиму е были извест ны поименно все представители
династии Вандаловичей 532 860 Упоминание о том, что супругу
Влад мира Вандаловича звали Адвиндой, совмещенное с известием шведа
Филиппа Иоанна Страненберга о том, что шведский король Хальфдан был
женат на дочери Енвинда, короля Г ордорики так норманны называли Русь
позволяет сделать вывод, что Владимир умер, оставив малолетнего
наследника, и правительницей как в будущем Святая Ольга при Святославе была Ад инда или Енвинда вельми прекрасная и мудрая
Татищев пишет, что пред Гостомыслом некоторых государей имена у
иностранных упоминаеми называя, между прочем, Иона, но когда и по
ком был, неизвестно
Согласно знам нитой концепции Черакашина 12 отцом Буривоя и,
следоват,ельно, дедом Гостомысла называется Ратибор, который
идентифицируется с владетелем Ридбардом, упомянутом со ссылкой на
Саксона Грамматика Карамзиным. Последний по 1азывает, что Ратибор
вступил в.брак с Авдурой Диупаудгой или Пребогатой Черкашин называет
ее Лудой Задумчивой которая будучи вдовой, бежала в 7 10 г. в Славенск
со своим малолетним сыном от первого брака Гаральдом. За это ее отец
Ива Видфадла или Многословный, король северны стран хотел мстить
Ратибору, но утонул в море. в 720 г. У Карамзина упомянут только один
сын Ратибора Рандвер и два внука не названных братьями Сигурт и
Регнальд. Черкашин называет Рандвера старшим братом Буривоя, но
согласно Карамзину Рандвер странствовал и воевал в Норвегии и Англии,
где и погиб, а не правил в Славенске и, видимо, был младшим сыном
Ратибора. 134
Черкашин называет первого мужа Ауды Рюриком Метателем Колец
королем Дании, ее сына Гаральдом Боевым Клыком по Карамзину
т Ц же король Дании внука князем Гольфандом, причем последний, кроме
того, назван зятем Рандвера, и правнука князем Годлавом. Однако, ни
Карамзин, ни Черкашин не уточняют были ли Буривой и Рандвер
единоутробными братьями Гаральда или же являлись сыновьями Ратибора от
иной супруги.
Согласно Повести Нестора, до призвания Рюрика славяне платили
дань варягам. Летописец определяет период варятского ига 859 862 гг.
Иоаким противоречит Нестору, указывая что варятское нашествие
состоялось еще до начала княжения Гостомысла. Татищев, приводя еьrдержки
из сочинения Готлиба Байероа Бейера указывает, что король Эрик
Эмундсен Финляндию, Карелию и Россию во свою власть прitв,ел Годы
правления Эрика определяются между 8 15 и 854 гг. И хотя бы по jтому, в 859
г. славяне не могли платить дань варягам. Используя в rшеупомяt утый метод,
можно установить, что неудачная война Буривоя против варягов состоялась
в 8 14 г в 8 15 8 17 гг. славяне платили дань, а 8 17 год был началом княжения
Г остомысла.
Мы подошли непосредственно к деду Рюрика Гостомыслу. Как
отмечалось выше, он имел семеры детей четырех сыновей, которые
умерли без потом.ства ранее отца и трех дочерей, которые выданы быша
суседним князем в жены Иоаким же не показывает точно, за кого были
отданы дочери Г остомысла и даже не называет их имен, кроме средней
Умилы, матери Рюрика. Татищев упоминает, что иностранцы ошибочно
называли Святую Ольгу Прекрасу, дочерью Гостомылс. По видимому, Ольга
бьща щучкой старшей дочери Гостомысла, имя которqй танте было
Прекраса, что и послужило поводом к о шбке у иностранцев, которые
спутали б бку с внучкой. Смутное упоминание Иоакимом того, что Ольга
бьрrа от Изборска, рода Гостомыслова указывает на передачу Изборска
в вено за старшуIQ дочь Гостомысла. Знаменитый Вадим видимо был
внуком Гостомысла, от старшей дочери и, следовательно, имел больше
прав на дедов престол, чем Рюрик, сын средней Умилы. Сr юр за престол,
вызв. iный притязанщ 1ми обойденного в наследии Вадима и был, вероятно,
причиной мятежа, воспетого Рылеевым и Пушкиным. Лишенный Изборска Рюрик отд.ал этот гор.од своему брату Вадим и был отцом Святой
Ольги.
8. Известно несколько версий, которые называют родиной Рюрика
Швецию, Данию, Фрисландию, Ме кленбургию Северную Вандалию
Пруссщо, Финляндию и другие страны. Иоаким, а вслед за ним Татищев,
утв ерждали, что Рюрик был Финляндским князем. Карамзин убедительно
отверг эту теори. ю. На наш взгляд, отец Рюрика мог получить от Г остомысла
в ведо за Умилу Финляндию, как в свое время норвежец Гейдрик за Гергердой см.выше и также как первый зять Изборск за старшую дочь. Однако, это
в коы.ечнс0м итоге не дает нам ответа на вопрос, где была историческая
родиI J а Рюрика.
Все эти трудности не возникали бы, если бы нам были достоверно
известны имена предков Рюри,ка. Но если имя матери Рюрика практически
не вызывает сомнений, то отца его называют по разному. 135
В Бархатной книге 13 составленной в правление царевны Софии
Алексеевны в 1686 г. приводится родословие, согласно которому предок
Рюрика звался Прус и бьm восьмым братом Императора Августа. Август,
разделив свою империю на уделы, брата же своего Пруса постави в березех
Вислы реки, в град Мадборок, Турун, Яволницы и преславный Гданеск и
иных многих градов по реку, глаголенную Немон А от Пруса 14 колено
Рюрик Версия эта, высказанная впервые, вероятно, литовским беглецом князем
Глинским и подцержанная в дипломатических целях Иоанном Грозным, вряд ли
является верной. Во первых, у Гая Октавия, известного под именем Императора
Цезаря Августа 27 г. до Р 14 г. по Р была 1ишь одна сестра Октавия.
Во вторых, 14 колен не могут протянуться дольше 350 лет. Поэтому Рюрик,
отделенный от Августа 850 годами, не мог приходиться ему родственником.
Но нужно ли отвергать полностью родословие Глинского По видимому, нет
надо лишь извлечь из нее все позитивное.
Приняв за рабочую гипотезу теорию о том, что Рюрик приходился в 14
колен от Пруса, мы можем приблизительно установить, что Прус жил
в V или начале VI века. По нашему предположению, Прус был одним из
четырех сыновей Алана II, поэтому его брат, покорив в своем походе
восточные и южные берега Балтики, многие места п р у с к и е разрядка
моя Дм Б. курляндские и естляндские по сообщению гапзейца Альберта
Кранца дал в удел указанные в Бархатной книге земли, которь 1е в
дальнейшем стали называться Пруссией. Подтверждает это и то, что в этом
случае имеется полное совпадение числа колен, указанных Иоакимом и Бархатной книгой Вандал и Прус окажется предками Рюрика по женской
и мужской линии соответственно в 14 колене.
Даже само имя Пруса служит доказательством нашей версии. Прус
переводится как черный, что сразу навевает мысли об Африке и
расположенной там столице вандалов Карфагена. Подобно римским
императорам 6 почетное прозвище Прус по латыне Nigeг могло быть дано
брату Вандала за подвиги в какой нибудь войне против коренных
африканцев, либо просто указывало на Африку, как его родину.
Вероятно, можно также идентифицировать Пруса с легендарным Прутеном 7,
братом родоначальника Романовых Вейдевуда Войдевода, Видевуста
Романское влияние, которое испьпывали вандалы, могло отразиться на том,
что в подражание цезарям, князь Вандал принял имя сына Юпитера Перуна,
божественного Августа, что отразилось в прибалгийских легендах,
назьшавших Прутена и Вейдевуда сыновьями Перуна Перкунаса а,
впоследствии, и в Бархатной книге смешавшей Октавиана Августа и Вандала
Августа. Кроме того, существовало и прямое родство между римскими
императорами и королевским родом асдингов король Вандалии Гунирих
был зятем Императора Западно Римской Империи Валентиниана III 425 455
который, как и все остальные императоры, именовался также Цезарем Августом.
Родство Пруса и Вандала и свойство Вандала а может быть и Пруса с Русом, может объяснить и тот факт, что в летописях имя русов дается и
коренным жителям Славенска и пришлым с Рюриком варягам.
К сожалению, мы не можем достоверно заполнить лакуну между Прусом
и Рюриком. Татищев упоминает, что Б. Латом и Ф. Хемницкий называют
отцом Рюрика Годелайба, младшего брата Траунка Тразикона сына короля 136
вагров и ободритов Витислава. В 1836 г. профессор Ф. Крузе выдвинул
пре,щюложение, что Рерик 820 882 бьm сыном Хеминга +837 владетеля
Фрисландского, который в свою очередь был сыном короля Дании Годфреда +8 10 и братом Гаральда +84 1Интересным кажется нам версия Черкашина,
показывающего Рюрика сьrnом ранее уже упомянутого Годлава. Имена Годлава
и Годелайба являются вариантами одного имени. Родство Гадлива Годелайба
с домом Вандаловичей см. выше допускает и новое свойство с этой династией
посредством брака Гадлива с дочерью Гостомысла.
Заметим также, что имена Рюрика и его братьев свидетельствуют о том,
что отец их был связан как с латинским, так и со славянским миром. Об этом
говорят окончания их имен рик, т король см. выше и ус обыкновенно
прибавлялось к латинизированным формам имен, тогда как вторая основа
имени Трувор вор является искажением формы бор которая встречается в
именах его славянских предков Из бора, Ратибора, Вы бора и др.
9. Что касается родства Рюрика и Олега, нет оснований сомневаться в
том, что последний был шурином братом жены Рюрика. Иоаким называет
Олега князем урманским мурманским Татищев предложил, что Урмания
являлась Северной Раумдашей, областью в Северной Норвегии. Видимо, Олег
со своей сестрой, после поражения в 872 г. от короля Гарольда 1
Прекрасноволосого Рыжеволосого подобно Ингоульвюру Арнарсону,
бежавшему в Исландию, гонимый от доли таким же несчастьем нашел
пристанище у Рюрика. 8 Возможно хотя для такого вывода у нас нет прямых
доказательств младшая дочь Гостомысла была за ощом Олега и последний,
т. е., являлся двоюродным братом Рюрика. Подобное предположение может
объяснить тот факт, что Олег занял престол Рюрика в обход Игоря в качестве
владетеля или под видом Правителя в течение 33 лет такой же порядок
наследованию престола братьями, бедственный для Руси, видим мы в дальнейшем
в роде Рюриковичей вплоть до середины XV в.
В заключение хотелось бы привести два любопытных исторических
совпадения. Название родного города Вандала Карфагена в переводе с
финикийского означает Новый город Новгородом звалась и столица
Руси в 864 882 гг. Скандинавы называли древнюю столиц Руси Славенск
Альдейгабургом, т Старым городом официально такое название Старая
Ладога носила в годы шведской оккупации в 16 10 16 17 гг. Правивщие ж
с 176 1г. в России Герцоги Гольштейн Готторпские считали своим
родоначальником Дитриха Счастливого Графа Ольденбургского, что в
переводе с немецкого также означает Старый город.
Вместо послесловия
Пора перо покоя просит Я девять песен написал На берег
радостный выносит мою ладью девятый вал
А Пушкин
Как бы то ни было, я найду радость в том, что и я, в меру
своих сил, постарался увековечить подвиги первенствуl щего на
земле народа.
Тит Левий 137
ПРf МЕЧАНИЯ 1Согласно Татищеву Славенск Старая Ладога, в 12 верстах от Новой Ладоги
на левом берегу Волхова Изборск одноименный пригород Пскова Внадимир
село Владимирец в области Псковской Столпосвят либо город Осташков, бывший
Столбов Бярма у руских Корела, у финов Кексгольм, т. е. на дву островах современный Приозерск Выбор по строеним разорен был, а после на том же
МССТf построен и оное древнее звание возобновлено современный Выборг столь большая продолжительность жизни патриархов может вызвать
объективные сомнения. Недавно было высказано предположение, что в бытие 1одом
называют один месяц и, следовательно, 12 лет Библии приравниваются к одному
нашем году. Исходя из того, сроки жизни Адама и его потомков окажутся весьма
приемлемыми 77,5 76,0 75,4 75, 174,6 80,2 30,4 80,8 64,8 79,2 средняя 7 14
Эта версия, хотя и нелишенная оригинальности, не отвечай на вопрос, как в таком
случае понимать указанные возрасты рождения детей у патриархов.
3Именно по этой причине сыновьями Иафета не могут быть Турк родоначальник
турок, монголов и татар Хузяв, Камир, Тарх Соклат, Рус и Менсик, которых
вымы4 снюш персидских и турецких исторей авторов Ларуиса, Батламюса и Фалупса Бой, не названный царем, и, следовательно, бывший сomes om в сокращении со бьш родоначальником ф милии Бойко Bojсo, Boiсo
5Эта деталь весьма интере.сна Бархатная книга называет Пруса
восьмым братом Августа, по латыне oсtavus, а родовое имя Августа
Oсtavit 1s. 6Известен римский император Pesсennius Niger 93 194
7В имени Prutheno диаrраr.,ма th соответствует rречкеской придыхательной фите близкой к щелевому r, роизношенщо русского с
8Таким образом, Игорь родился между 872 и 879 гг. Татищев называет щпу 875,
приводя также отмеченной в Раскольничьем списке 873 и 874 гг., Петров и Черкашин 878 г.
ЛИТЕРАТУРА 1Татищев В. Н. История Р.осс0йская. Т. 1Л., 1962. См. т кже Карамз. н Н.
М. История государства Россиiiского. Т. 1М., 1989. С. 23 24. Вандал
Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгазуа и И. А. Ефрщ а. Т. V 10 СП б., 1892. С. 484. Госто ысл Энциклопедический словарь Ф. А. Брок азуа и И. А.
Ефро а. Т. 4 М., 1993. С. 278.
2.Библия. Первая книга Моисеева Бьпие. Гл. 5. Ст. 3 3 1
3.Там же. Гл. 9. Ст. 27.
4.Там же. Гл. 10. Ст. 2
5.Там же. Гл. Ст. 10 15.
6.Библия O.r Матфея Святое Благовествование. Гл. 1Ст. 17
7.Неронова В. Д. Ранний Рим История древнего мира. Т. 2. М., 1989. С. 4 16.
В.Петров П. Н. История родов русского дворянства. Т. l. М., 199 1С. 35.
9.Фомепко А. Т Статистическая хронология. М., 1990. 10.Златоструй. М., 1990 С. 297. См. также Кучеренко Э. Н. Влияние вандальских королевских титулов на
титулатуру Визащийских Императоров Гербовед 1996 2 10 С. 94 95. 12. Черкашин А. А сост. Родословная Александра Сергеевича Пушкина история
России. М., 1990. 13.Петров П. Н. Указ.соч. С. 33 35. 138