Юшкевич Ю.М., Трофимов А.И.
«Процветший» крест на Руси
// Гербовед. №15. (1997)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1997. № 3 (15). С. 111-119
Аннотация: Среди сотен видов крестов - одного из трех древнейших символов человечества [I, с. IIIJ - видное место в духовно-материальной сфере Руси занимает так называемый "процветший" крест
Об авторах публикации/статьи:
Юшкевич Ю.М.
Трофимов А.И.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 19726 знаков (с пробелами)
Ю. М. Юшкевич, А. И. Трофимов, Новополоцк
KP6GT П4 PVGИ
Среди сотен видов крестов одного из трех древнейших символов
человечества I, с. I видное место в духовно материальной сфере Руси
занимает так называемый процветший крест.
Его символика неразрывно связана с христианством и его символом
крестом. Но если крест простейшей конструкции столб с перекладиной
первыми христианами воспринимался как орудие пыток, мучений, ибо на
таких крестах римские легионеры распинали восставших рабов,
преступников, христиан там же то символика процветшего креста четырех шестиконечный вьпянутый крест с растительными завитками
объяснялась и осознавалась гораздо многограннее и полнее.
ПроцвеП ИЙ или процвете древо креста связывался прежде всего с прообразом
креста в Ветхом завете с Древом жизни а Св.Иустин П в. н. э. объяснялэтот
образ как символ Христа. Позже Св.Иоанн Дамаскин V в. н. э. отмечал, что Древо жизни выращенное Богом в раю, предизображало драгоценный крест,
ибо как чрез древо пришла смерть то есть через древо познания добра и зла так
через крест Христа Древо жизни даровано спасение. Объяснению символики
процветшего креста служит и одно из преданий, согласно которому найденный
царицей Еленой крест, на котором бьm распят Спаситепь, процвел 2, с. 25
На Руси процветший крест встречающийся, например, на каменных саркофагах
с IV в. н там же храмовых дверях VП XVI вв. 3, с. 274 и т. д. получил
распространение с принятием христианства и известен в своем начальном значении
на женских украшениях например, подвесках, найденных в Риге 4, с. 9 1рис.
38 3 Белоозере 5, с. 149. рис. 19 и других городах и башмаках 6, с. 79 и рис.
37, lJ, предметах бьrга, изделиях мелкой художественной пластики 2, с. 25 воинском
вооружении, например, на шлеме Мстислава IОрьевича и Ярослава Всеволодовича 3, с. 125, фото на церемониальном топоре ХI ХП вв. 7, с. 433 434, рис. 260
рис. 1на Корсуньских вратах Софийского собора в Новгороде 3, с. 266, фото
в виде рисунков граффити XII X вв. на внутренних стенах Софии Киевской и
Софии Новгородской 8, с. 39 4 1рис. 2.
И звестно также и граффити крестов, основным в котором является
процветший крест, из Херсонеса 9, с. 230
При этом, по мере укрепления христианства на Руси, процветший крест
как выразительный геральдический знак стал использоваться и в других
сферах культуры, естественно, с иным значением его символики.
Так, особую группу памятников с изображениями процветших крестов в
качестве лично родовых, а позже местных территориальных знаков,
составляют актовые печати и купеческие печати пломбы домонгольской
Руси из северных Новгород, Старая Ладога, Белоозеро средних Полоцк,
Витебск, Минск западных Волковыск, Гродно и южных Киев ее земель.
В отношении названных знаков следует отметить мнение Э. И. Кучеренко,
пожалуй, единственное в таком ключе, который считает, что четырехконечный
удлиненный крест с якореобразным окончанием с длинными корнями 10, рис.
VШ, а есть процветший крест, трансформированный из одного из вариантов
трезубца Рюриковичей там же, рис. VII под воздействием вошедшего
Рис. 1Фото увеличено церемониального топора XI XII вв. из собрания ГИМ. 2 1
б
Рис. 2. Прориси рисунков графф5и тиб XI СXоIV вв. на стенах храмов фийского собора в
Новгороде 14 Софийского собора в Киеве, 3 1
2
з
Рис. 3. Прориси печатей из северных и средних земель Киевской Руси анонимной владычной печати из Старой Ладоги, 2 печати Глеба
Всеславича из Минска, З пломбы ХШ в. из Полоцка. 4 1
2
3 r f, i
Рис. 4. Прориси печатей из западных и средних земель Киевской Руси 1печати с изображениями св. Симеона из Волковыска, 2 3 печатей Глеба Всеславича из Витебска. 5
Рис. 5. Прорись из печати ХП в. с изображением св.Иоанна из
Полоцка находка 1994г.
впоследствие в изобразительном искусстве в моду ра,стительного орнамента.
С этим мнением можно было бы согласиться, если бы не известная печать
середины XV в. Антоновского конца Новгорода с шестиконечным
процветшим крестом патриаршего ти па на аверсе II, с. 4 5, табл. ХШ,
рис. 7 о чевидно, никак не связанным со знаками Рюриков и ч ей а также
отсутствие на печатях знаков, переходных п о форме от знаков Рюриков и ч ей
к знакам с процветшим крестом см 12, с. 67, табл. 1с. 82, табл. П 13, с. 197, табл. V
Вместе с тем, оснований Д Я отрицания процвеппего креста как лично родового
знака нет. Скорее наоборот, именно в таком качестве, как отмечалось вьШiе,
процветший крест различных видов изображен на многих печатях ряде печатей Корпуса 14, с. 150 153, с. 277, рис. 324, 325, 327 333 стр. 278, рис. 337 340, 342 анонимной
вла,цычной печати из Старой Ладоги 15, с. 186 189, рис. 4 рис. 3. 1печати из Минска,
приписываемой Глебу Всеславичу ок. 1064 9 гг. 16, с. 285 286 рис. 3.2,
неатрибутированной пломбе возможно печать какого то князя из молодшей
братии XIII в. из Полоцка 17, с. 16 17 6, с. 68, рис. 33, 6 с. 5, 6, рис. 60. 4 рис. 3.3, княжеской печати из Волковыска с изображением св.Симеона 18, с. 134, рис.
40 1рис 1на двух печатях из Витебска, возможно, князя Глеба Всеславича 19, с.
20, рис.5 6 рис. 4.2 4.3 и найденной в 1992 г. в Полоцке на берегу Западной Двины район Залолотье Дмитриевым Ва,цимом печати с изображением св. Иоанна на
аверсе рис. 5 и некоторых других, а также на многих купеческих печатях пломбах,
в часrnости из Старой Ладоги 15, рис. 53, 56 59, 63, 66, 77 рис. 6. 16
Характерно, что и в эмблематике Польши встречаются аналоги
процветшему кресту как бл и зкие по форме знамя Юнь ч ик II с. 297,
табл. ХШ, рис. 33 так и отдаленные знак печати князя Вана 20, с. 8,
рис. 6 5 и знак на реверсе неатрибутированной печати XV в. найденной
в 1995 г. в Полоцке на берегу Полоты район Заполотье Дмитриевым
Вадимом рис. 7.
Уместно также п ривести один небольшой сюжет из нумизматики,
примыкающий к использованию знака т ипа п роцветший крест не как
религиозного символа, а как лично родового знака.
Среди русско литовских монет известны два денария, приписываемые одному
из дальних потомков Рюрика 2 1с. 174 князю Переяславля З алесского 1378 138 16 i
Рис. 6. Прориси печатей и пломб из Свода. 7
Рис. 7. Прориси неатрибутированной свинцово оловянной печати XV в. из
Полоцка находка 1995 г
Все прориси выполнены Н. К. СедуноВой Феодориди
rr. Дмитрию Корибуту Ольгердовичу, сыну великого князя Литовского
Ольгерда. На реверсе денария из собрания ГИМ изображен знак, близкий по начертанию к стилизованному процветшему кресту 22, с. 63, рис. 5. 1
И если Ш. И. Бектинеев вопрос подлинности названных монет не
рассматривает, то Н. Ф. Котляр обоснованно считает обе монеты
фальшивыми 23, с. 74
Не затрагивая существа аргументов Н. Ф. Котляра, следует отметить, что
в пользу упомянутого вывода свидетельствует следующее во первых,
известны, имеющие иную символику, как печать Дмитрия Корибута
скачущий всадник вправо II. табл.VI, рис. 5 так и его герб знамя Корибут Koгibut в красном поле золотой полумесяц, рогами обращенный вниз.
Под ним золотая шестиугольная звезда, а над полумесяцем крест с
перекрещенными концами табл. ХХ, рис. 22 там же, с. 274 и, во вторых,
близкой аналогией знаку на денарии является знак XVI XVIII вв.
литовско татарского происхождения между двумя кольцами вместо
греческого креста крюк влево 24, с. 15, рис. 23
Таким образом, заимствованный из Византии символ процветший крест на Руси наряду с его традиционным значением как древо жизни, приобрел
и качественно новое как лично родовой знак преимущественно княжеской среды
православного вероисповедания. При этом его использование как
лично родового знака осуществлялось независимо от знаков Рюриковичей.
А стоящие особняком идентичные оловянные подвески 40 50 х годов ХШ
в. из Полоцка и Торопца 6, с. 69 и рис.34, 15 с изображением процветшего трезубца свидетельотвуют о доминирующем влиянии
символики процветшего креста в символике вновь скомпонованного знака.
При этом его прочтение напрашивается само собой процвете древо
Рюриковичей Если такое понимание знака с названных подвесок верно,
то их в этом случае можно связать с полоцкой княжной из рода Рюриковичей
Александрой Брячиславной 2 1с. 8 до 1227 п. 126 1гr. отданной,
как известно, в 1239 г. замуж за Александра Ярославича Невского ок. 8 1220 1263 гг. также из рода Рюриковичей, причем их венчание, это тоже
известно, состоялось в Торопце. Следовательно, подвески украшение из
Полоцка и Торопца, возможно, являлись в этом случае подвенечным
украшением Александры Брячиславны, матери Даниила Александровича,
родоначальника династии князей московских.
ЛИТЕРАТУРА 1Похлебки В. В. Международная символика и эмблематика. Опыт словаря
М. Меж,цунароцные отношения. 1989. 304 с.
2. Гнутова С. Крест святой, надежда искупления моего Творчество, М.
Советский художник, 1990, 12, с. 24 27.
3. Бочаров Г. Н. Художественный металл Древней Руси. Х нача 0 ХШ в. М.
Наука, 1984. 3 19 с.
4. Мугуревич Э. С Восточная Ла 1Вия и соседние земли в X X вв. Экономические связи
с Русью и другими территориями. Пуги сообщения. Рига Изд во Зинаше, 1965. 2 13 с.
5. Дубов И. В. Новые источники по истории Древней Руси Учеб.пособие. Л.
Изд во ЛГУ, 1990. 176 с.
6. Шты.хов Г В. Древний Полоцк IX X вв Мн. Наука и техника, 1975. 136 с.
7. История культуры древней Руси. Под общ. ред. К. Д. Грекова и М. И.
Артамонова. Т. I. М. Л. АН СССР, 195 1484 с.
8. Белямук М Эмбпема на шчьще герба Пагоня Пашщк ЗША, Клiуленд 199 0, с. 384 1
9. Романчук А. И. Изучение портового квартала Херсонеса Археологические
открытия 1979 года. Отв.ред А. Рыбаков. М. Наука, 1980. с. 329 330. 1О. Кучеренко Э. И. О смысловом значении киевского трезубца Вестник
геральдиста, ВОКФ, 1990, No 2 3 с. 4. Лакиер А. Б. Русская геральдика Худ. Б. А. Лавров. Подготовка текста и
послесловие Н Соболсвой. М. Книга, 1990. 432 с. Историко литературный архив. 12. Молчанов А. А. Об атрибуции лично родовых знаков князей Рюриковичей
Х ХШ вв. Вспомогательные исторические дисциплины, Т. XVI. Л. Наука,
Ленингр.отдел., 1985. с. 66 83. 13. Драчук В. С. Рассказывает геральдика. М. Наука, 1977. 256 с. 14. Я ин В. Л. Актовые печати лревней Руси X XV вв. в двух томах. Том I.
Печати Х начала ХШ в. М. Наука, 1970. 326 с. 15. Белецкий С. В. Петренко В. Н. Печати и пломбы из Старой Ладоги Свод Новые источники по археологии Северо Запада. Под ред. В. М. Массона и Б. Н.
Носова. Вып. 6. Инст.нет.мат.культуры РАН, С. Пб., 1994. с. 184 283. 16. Загорульский Э. М. Возникновение Минска. Мн. Изд во БГУ, 1982. 358 с. 17. Штыхау Г В., Захаранка П. Н. Старажытныя скарбы Бe apyс I. Мн.
Беларусь, 197 186 с. 18. Зверуго Я Г Древний Волковыск Х ХIVвв Мн. Наука и технш а, 1975. 144 с. 19. Цiшкiн Вiслыя пячаткi Помнiкi гiсторыi i культуры Беларусi, 1986, No 4 68 С. 20.
20. Вярыга ДароускiА. Рускiяпячаткавыязнакi.Геральдычныятлумачэннi Спадчына, 1992, 5, с. 5 18.
2 1Коган В. М. История дома Рюриковичей. СПб. Издательский дом Бельведер Астра Люкс 1994. 287 с., ил.
22. Бектипеев Ш. И. Денежное обращение Великого княжества Литовского в
ХШ ХV вв. Мн. В. Н.Милютин, 1994. 80 с.
23. Котляр Н. Ф О монетах Дмитрия Корибута Ольгердовича Сообщение
Государственного Эрмитажа. Т. ХL. Л. Аврора, 1975. 128 с.
24. Ду,иин С В. Геральдика литовско татарского дворянства XVI XX вв.
Гербовед, М. РГК, 1996, 2 10 с. 14 29. 9
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Юшкевич Ю.М., Трофимов А.И. «Процветший» крест на Руси (1997)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|