| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №15. (1997) › Трофимов А.И. Об атрибуции Брестской печати XI века | ||||||
Трофимов А.И.
Об атрибуции Брестской печати XI века// Гербовед. №15. (1997)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1997. № 3 (15). С. 102-110 Аннотация: В 1976 r. во время раскопок в г. Бресте в слое XI в. был найден моливдовул хорошей сохранности с изображениями святых на обоих сторонах, упомянутый на на основе этих публикаций в. Нa одной его стороне в линейном кругу помещено погрудное изображение княжеской фигуры в образе св. Дмитрия в украшенной жемчугом · облегающей одежде и головном уборе в форме диадемы, с копьем (?) в правой руке и неясным предметом, возможно щитом, в левой руке Об авторе публикации/статьи: Трофимов А.И. Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи автора: Трофимов А.И.
в библиотеке найдено еще 14 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 41924 знаков (с пробелами)
А. И. Трофимов, Новополоцк ОБ 4 ТРИБУЦИИ XI БР6GТGК Й G6K4 П6Ч4ТИ В 1976 г. во время раскопок в г. Бресте в слое XI в. был найден моливдовул хорошеи сохранности с изображениями святых на обоих сторонах, упомянутый в I, с. 388 2, с. 60 а на основе этих публикаций в 3, с. 104 ia одной его стороне в линейном кругу помещено погрудное изображение княжеской фигуры в образе св. Дмитрия в украшенной жемч угом облегающей одежде и головном уборе в форме диадемы, с копьем в правой руке и неясным предметом, возможно щитом, в левой руке. По сторонам изображения размещена разбитая на слоги колончатая надпись русскими буквами ДМИ ТРИЯ. На другой стороне, также в линейном кругу, помещены поrрудное изображение св. Давида в круглом плоском головном уборе с привесками и с крестом, близким по форме к равностороннему греческому в правой руке, а по сторонам аналогичного типа колончатая надпись русскими буквами ДА ВДО рис. 1 Приняв во внимание лишь изображение на печати св. Дмитрия, П. Ф. ЛысеНJ О приписал ее 1с. 388 2, с. 60 князю новгородскому 4, с. 166 и туровскому 5, с. 87 а позже великому князю киевскому, Изяславу Ярославичу 1024 1078 гг Однако такая атрибутция буллы самого распространенного разряда неубедительна по следующим причинам. Во первых, печати Изяслава Ярославича известны как по Корпусу В Янина 4 и иным публикациям, например 6 так и описаниям в белорусских источниках 7, с. 137 8 на реверсе печатей представлены либо крестовидная четырехлепестковая или двухрядная многолепестковая розетка, либо княжеский знак необычных якореобразных очертаний 3, с. 166 9, с. 235 т. е., в отличие от брестской находки, относятся к особому в русской сфрагистике типу 10, с. 235 9, с. 237 печатям архаической традиции 4, с. 166 а точнее, к довизантийскому типу с. 18 При этом иконография Дмитрия Солунского на известных печатях Изяслава Ярославича 4, с. 249 существенно отличается от изображения святого на брестской печати рис. 1 Во вторых, помещение на булле парных изображений святых в Киевской Руси означало одно из двух либо таким образом изображались православное имя и отчество владельца ее, либо оно выражало иерархические отношения владельца печати к лицу, которому он был подчинен непосредственно 12, с. 159 Но для Изяслава Ярославича, сына великого князя Киевского, обе эти возможности из за его предельно высокого генеалогического ранга среди Рюриковичей сводятся к одному И ТОМУ же варианту ОДИН ИЗ патрrналЬНЫХ СВЯТЫХ должен быть патрональным святым его оща т Ярослава Мудрого. Православное имя Ярослава Владимировича хорошо известно это Георгий 12, с. 164 и поэтому имеющееся на печати изображение св. Давида исключает возможность ее принадлежности Изяславу Ярославичу. Следовательно, вышеизложенное доказывает ошибочность первоначальной атрибуции упомянутой печати Дмитрия Давида в части принадлежности ее самому Изяславу Ярославичу3 и в 102 Прорись бресrской печати XI в. по 1 этой связи позволяет вернуrься к более детальному анализу и атрибуции несколько необычного брестского моливдовула. Изображение на обеих сторонах печаm святых указывает на то, что ее владелец принадлежал не к церковным иерархам, на парных печатях которых изображались Святой и Богоматерь в разных mпах, а к светской, весьма верояпю княжеской, среде. Парные светские печати XI в. делятся, как отмечалось выше, не две большие группы печати сюзеренов и печаm вассалов. Подчеркнутьiе различия изображения на моливдовуле Святых Дмитрий показан в диадеме и более богатом одеяний и, видимо, с воинским вооружением, тогда как аксессуары Давида гораздо скромнее крест в руке и привески головного убора позволяют считать, что печать относится ко второй группе и отражает вассальную зависимость некоего Давида от Дмитрия. Вместе с тем диадема на голове св. Дмитрия и украшения головного убора св. Давида указывают на высокий иерархический, явно княжеский, ранг и сюзерена, и вассала. При этом чрезвычайной особенностью легенды является отсуrствие в ее составе буквенного эквивалента или самого слова агиос святой Это, с одной стороны, указывает на какие то весьма серьезные трения, вероятнее и прежде всего, сюзерена с церковью на момент применения печати автоматически распространенные и на его вассала а с другой несмотря на эти трения, на сохранившееся право вассала скреплять документы личной печатью. Вполне очевидно, что обладать подобной властью в ситуации серьезных разногласий с церковью мог лишь представитель великокняжеской семьи. Таким образом, владельцем анализируемой печати был, вероятнее всего, кrо то из сыновей великого князя с крестильным именем Дмитрий. Из великих язей киевских XI века крестильное имя Дмитрий носил лишь один князь Изяслав Ярославич, имевший трех сыновей Ярополка, 103 Прорись пинской печати XI XII 88. по 13 Святополка и Мстиславалава 12, с. 143 Но в этом, уже простом, случае неожиданно возникает препятствие отождествлению имени Давида с именем одного из вышеназванных сыновей великого князя. Суrь затруднения в том, что на первый взгляд ни один из них не мог быть владельцем рассматриваемой буллы. Так, княжеская деятельность младшего сына Изяслава Ярославича Мстислава н. 1050 1069 rт. бьша краn овременной около трех или несколько более лет и была связана не с Берестейской землей, а с Новгородом 15, с. 94 95 Киевом и Полоцком, где и умер прокняжив менее года 12, с. 143 144 Поэтому связывать данную печать с Мстиславом Изяславичем существенных основан й нет несмотря на то, что его крестильное имя точно не vстановленно И совсем нет оснований для связи ее со Святополком Изяславичем 1050 3 rт. т известны его как крестильное имя Михаил см., например, 12, с. 150 так и печати 9, с. 234, печать 22 18, с. 2 10 2 рис. 33 Казалось бы нет оснований и для связи данной буллы и со старшим сыном Изяслава Ярославича Ярополком до 1050 1086 rг. т установлены его крестильные имена Петр католическое и Гавриил православное 12, с. 160, 164 Однако именно наличие католического и православного имен Ярополка Изяславича позволяют с определенной долей уверенности предположить, что брестская печать принадлежала именно ему. Противоречие в части такой атрибуции становится мнимым, если учесть, что, во первых, католичество Ярополк принял в 1075 г., т будучи уже в зрелом возрасте, а, во вторых, при переходе нз православия в католичество, как заметил В. Л. Янин, Ярополк вместе с католическим крещением должен был оставить свое православное имя 12, с. 158 Следовательно, учет вышеизложенных моментов приводит к естественному выводу у Ярополка Изяславича было три крестильных имени православное, католическое и снова православное. Два более поздних известны 104 Прорись печатей Олиславы Гертруды по 12 Прорись полоцкой печати XII в. Прорись полоцкой печати матрицы XII X вв. Рнсуюш Н. К. Ссдуиовой Феодорш 05 это Петр и Гаврнил8 а на третье. первое православное, указывает в таком случае анализируемая печать нм, вероятнее всего было имя Давид Таким образом вышеизложенное дает основание связать брестскую печать со старшим с ыном Изяслава Дмитрия Ярославича Ярополком Давидом Гавриилом Изяславичем. При этом по времени примечания печать Ярополка Давида необходимо отнести к периоду серьезных трений его отца с церковью. Определить названный период применения печати позволяют следующие оmравные даты. Как известно, Ярополк Изяславич женился на Куннгунде Орламюндской летом или осенью 1075 года 19., с. 12 уже будучи католиком, а бежал с отцом за границу l 2, с. 154 16, с. 36 в марте 1073 года l 2, с. 12 Следовательно, март 1073 г. является самой поздней датой возможного применения анализируемой печати Ярополка Давида. Начальной датой применения данной печати, очевидно, следует считать l 069 год год возврата с помощью польского войска на великое княжение Изяслава Ярославича и последовавшей за этим расправы со сложившими оружие киевлянами. Именно с этого момента начались сложные отношения великого князя с церковью к Святославу в Чернигов бежал основатель Печерскоrо монастыря Преподобный Антоrий 15, с. 107 а Феодосий Печерский, предположительно, в это же время направил Изяславу Я рославичу послание, в котором защищал перед велиюiм князем русскую церковь от папской курии, союза с которой в политических целях искал Изяслав Ярославич 12, с. 16 62 На основании вышеизложенного можно считать, что данная печать была приложена к какой то грамоте Яропоmса Изяславича в промежутке вторая половина 1069 г. март 1073 г. Приведенной датировке печати не проmворечит археологическая ее датировка. Правда, датирование печати П Лысенко дано в широких пределах XI век 1с. 338 2, с. 60 Однако обсrоятельства места находки пласт 24 1с. 388 позволяют сузить временной интервал ее применения в очерченных им хронологических границах. Указанный пласт 24 П Лысенко на основе анализа датирующих находок. отне.с к средней части V с rратиrрафическоrо слоя 1с. 54, табл. 1О отметив следующее в XI в. откладывается шестой стратиграфический слой и нижняя часть пятого стратиграфического слоя 0,4 0,6 м а в XII в. верхняя часть пятого стратиграфического слоя 1с. 55 Следовательно, нетронутый предматериковый пласт 24 автором неявно датирован последней третью XI века. Поэтому и найденная печать может датироватъся этим периодом. С вышеприведенной и археологической даrnровками печати согласуются и некоторые палеографические особенности ее легенды. Так, буквы Д с наклоненными друг к другу хвостами основания и выступающей вверх левой стороной треугольниlf Ин с горизонтальной перекладиной и особенно А с заостренной петлей характерные н для письменных памwrников XI века, известны по восточно славянском у граффити светского характера середины XI в. 20 на камне софийского собора г. ПолоЦI а 2 1с. 8,9 что коовенно свидетельствует об этом же времени изготовления и данной печати. Установление принадлежности буллы Ярополху Изяславичу и времени ее применения позволяет рассмотреть вопрос места изготовления буллотирия печати. П. Ф. Лысенко предположил, что печать, а также и ее буллотнрнй, не местного пронсхождення 1с. 388 Иконоrрафая моливдула говорит о приемлнмостн такого предположения. Так, изображение св. Дмитрия на брестской печати погрудное изображение вооруженного святого в головном уборе существенно отmtчается от его изображения на печатях Изяславича либо в полный рост воина или князя печати 3 106 и 4 Корпуса соответственно 4, с. 249 либо логрудное нзображение вооруженного воина без головного убора печати 6 9 Корпуса там же При этом изображение на брестской печати выполнено более профессионально, чем на известных печатях Изяслава Ярославича исключая высокохудожественную печать 6 что говорит о прннадлежносги резчика к иной школе торевтики, нежели резчики печатей Изяслава Ярославича. Эrот вывод подтверждает и изображение св. Давида в плоском головном уборе, не встречавшимся пока на русских княжеских печатях XII веков 4, с. 249 25 1рис. 3 30 Бmtзкой аналогией головному убору св. Давида является, как ни удивительно, головной убор шахматного короля, также найденного в Бресте l, с. 285 286, рис. 197 на цв. вю ейке Особенносrью этой шахматной фигурки кстати также поrрудной, как и изображение св. Дмитрия и давида, что также свидетельствует об иконографическом сходстве княжеских изображений печати и шахматной фигурки является стиль ее изготовления, который по мнению П. Ф. Лысенко, свойственен романскому искусству XI XII веков I, с. 286 Близосrь стиля изображений на nечати стилю шахматной фигурки, а тем самым и первого романскому искусству, весьма примечательно, т. к. указывает в тексте на заметное влияние западной вероятнее всего германской, индикатором чего является династическая связь Я рополка Изяславича с тюрингенским маркграфом Деди торевтики на сфрагистику Берестейской земли XI века. Вместе с тем весьма грамоrnое размещение с разделением на слоп, 1в поле печати имен святых свидетельствует о том, что торевт либо хорошо знал русский язык, либо был обучен ремеслу резчика на Западе. Тахим образом, о месте изготовления буллотирия можно говорить лишь предположительно, правда с небольшим, на наш взгляд, превалированием в пользу киевского его происхождения из за зафиксированных на печати выше омянутых нюансов во взаимооrnошениях сюзерена с церковью. Однако самое главное то, что независимо от места своего происхождения брестский моливдовул 1069 1073 rт. Ярополка Изяславича, отразивший в себе определенное влияние романского искусства, дает основание затронуть один из концептуальных вопросов русской сфраrnстики периода Киевской Руси только ли по образцу визаНТТfйской сфраrnстики развивалась сфрагисrическая система Руси Но правомерен ли такой вопрос даже при наличии вышерассмотренной буJШы На наш взгляд да, по следующим причинам. 1Происхождение самой визанrnйской печати от римской свинцовой пломбы является научным фактом с. 40 2. В отечественной сфрагисmке выделен архаический довизантийский тип русской печати 1J с. 18 что не оспаривается исследователями. 3. Находки в Бресте, одном из небольших удельных центров, в слоях в. свинцовой вислой печати и свинцов 1х товарнь пломб дрогичинского типа 1с. 27 12, с. 60 костяной печати матрицы l, с. 286, рис. 198 а в соседнем Пинске печати церковного иерарха рис. 2 и примечание 3 свидетельствует о наличии в Киевской Руси того периода развегвленой и развитой страгистической системы, охватывающей все основные слои ее на селения 1т 4. Находка в Полоцке одном из крупнейшшt центров Киевской Руси, практически выпавшем нз поля зрения исследователей русской сфраrnстики, моливдовула 14 с поrрудным изображением правителя в княжеской шапке необычного фасона рис. 15 4 и свинцового одностороннего предмета явно печаrn матрицы с выломанной 10.7 центральной частью, содержащей остатки геральдического изображения, и круговой легендой, выполненной латинскими буквами рис. 5 также свидетельствуют о знакомстве в русских землях XII в. с традициями западной сфрагистики и, как следствие, вероятном ее влиянии на сфрагистику Киевской Руси. Вместе с тем, в заключение следует отметить, что обсуждение вышеприведенного вопроса выходит далеко за рамки, как данной статьи, так и наших возможностей на данный момент. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Необходимо отметить, что в 13 приведено юображение пачати, существенно отличающиеся в деталях от ее изображения в 2 В данной статье описание буллы дано по 1 2 Теоретически к такому же частному варианту необходимо сводить и парные изображения святых для всех других сыновей веmnсих князей киевских. 3 Изяславу Ярославичу приписана и найденая в 196 1г. в Пинске печать рис. 2 с валетно расположенными поrрудными изображениями св. Дмитрия и Боrоматери в типе Оранта 13 что сомнительно. Видимо, более тo ffio ее тип как печать церковноrо иерарха определен в 7, с. 173 правда, вопрос атрибуции буллы конкретному иерарху Дмитрию в указанной работе не рассмотрен. 4 В данном случае не учтены княжения в Киеве полоцких Рюриковичей Брячеслава Изяславича 14, с. 8, 9 и Всеслава Брячиславича. Первый из них КНЯЖЮI, по мнению Ю. А. Зайца, в 1024 1026 гг. как наместник Ярослава Владимировича 15, с. 92 причем в период, коrда Брестье находилось в составе Польши 16, с. 33 а не Киевской Руси, второй же был на киевском столе всеrо семь месяцев, причем о княжеской деятельности самоrо Вячеслава Чародея или его сыновей в Берестейской земле в этот период ничего не известно. 5 Дата рождения Мстислава приведена В. Л. Яниным со ссьuп, ой на работу А. Бобринскоrо 190 1г. 12, с. 144, сноска 14 К сожалению, в одной из новых работ по rенеалоrии Рюриковичей 17, с. 222 данные о дате рождения Мстислава Изяславича отсуствуют. 6 Предлоложпrельным крестильным именем Мстислава Изяславича счиrается Георrий 4, с. 170 7 Дата рождения ЯрополJ а приведена по работе ВЛ. Янина 12, с. 144, сноска 14 8 Под католическим именем ПЕТР Ярополк Изяславич упомянут в булле папы Григория VII Гильдебрандrа от 17 апреля 1075 г. к Изяславу Ярославичу 12, с. 155 а ero православное имя ГАВРИИЛ установлено В. Л. Яниным по печати матери Ярополка Олиславы Гертруды рис. 3 там же, с. 158 160 9 Время составления указанного послания В. Л. Яниным отнесено ко времени пребывания в Киеве Белеслава со своей дружиной 12, с 16 1но это не 1068 rод вИдиМо, в тексте опечатка а 1069 г. там же, с. 153 10 Зеркальное изображение буквы А приписывать ошибке резчm а было бы, на наш взгляд, слишком тривиальной версией, т. к. четкие крупные надписи, удачно скомпонованные с изображениями святых в поле печати, свидетельствуют о высоком профессионализме торевта. К середине 1970 х годов пломб дроrичинскоrо типа найдено свыше 15 тысяч 22, с. lбlJ, причем в самом соседнем с Брестом Дроrичине Надбужском наиболее значительное их количество. 12 Чрезвычайной особенностью брестской печати матрицы является датировка ее XI веком, тоrда ка.к аналогичные костяные печатки в форме шахматной фигурки, найденные в Белеозерье 9, с. 239 23, с. 173 Новгороде 24, с. 2 рис. 23 25, с. 14 1Пскове 108 26, с. 24I и других местах, датируются приемущественно серединой XIII началом XIV веков. Одну из Белоозерских находок 9 1К. В. Федющев датирует как домонгольскую 27, с. 24 1Данный памятник сфрагистики XI веJ а свидетельствует не столько о конкуренции в делопроизводстве вислых металлических печатей с вощаными печатями, сколько о степени разветвления высокоразвитой уже в XI веке, руссJ ой сфра rистической системы. Кстати, на наш взгляд, об этом же свидетельствуют и печати матрицы типа энколпионов из Новгорода XII в. Смоленска, Пскова 27, с. 240 24 и бронзовое кольцо печатка из Полоцка XII в. 28, с. 67 и рис. 33, 15 Кроме того, что не менее важно, брестская матрица позволяет связать начало применения вощаных прикладных печатей на белорусских землях не с княжением Миидовга и его известной печатью 29, с. 706, табл. IV. 28 как это считает америханский исследователь белорусского происхождения М. Белямук 30, с. 2 а, по крайней мере, с русским купечеством XI века. Правда, назначение их бьшо различно купеческие явились, видимо, приющдными товарными печатями, тогда как печать Мющовга прикладной актовой Одновременно следует отметиrь, что в работе А. К. Титова 3 1с. 15 названная матрица лишь упомянута, причем в комментирующей сноске искажена ссылка П. Ф. Лысенко, который в качестве аналога привел данные не из Корпуса В. Л. Янина т. 2 а из опубликованной в 1982 г. работы Б. А. Колчина и С. А. Рыбчиной 24 13 Данный тезис логически вьrrекает ю концептуального мнения М. Махсимовой о том, что печать являете.я инстиrутом классового общества с. 3 4 Булла найдена В. А. Дмитриевым в 1994 г. в Полоцке на берегу Западной Двины район Заполотъе у строящегося моста. Диаметр печати 13 мм, по ободку о коло 10 мм, толщина 2,5 мм, вес 2,5 rрама. 15 Матрица найдена В. А. Дмитриевым в 1994 г. в Полоцке на берегу Западной Двины район Заполотье у строящегося моста. Диаметр максимальный 39,4 мм, толщина около 4 мм вес около 29 граммов. 16 Отмечая влияние западной сфрагистики на сфрагистику Киевской Руси, автор далек от мысли умалить тем самым влияние на последнюю визанrийской сфрагистики, т. к., например, в том же Полоцке в 1962 году найдена печать 28, с. 5 с изображениями с вюантийскоrо оригинала богоматери Аrиосорнrиссы на одной стороне и архангела l fиxa 1ma на д р той, которая, по мнению В. Г. Пуцко, являлась печатью Ефросиньевскоrо монастыря 32, с. 17, 20 Кстати, если мнение В. Г. Пуцко о том, что даm 1а.я печать монастырская, добротно, то это не только ЛЮlIНИЙ раз подчеркивает справедливость нашего тезиса о разветвленности и развитости сфраrистической системы Киевской Руси, но и позволяет поставить вопрос о времени появления на Руси актовых печатей учреждений ЛИТЕРАТУРА 1Лысенко П Бересn Мн. Наука и техНИJ а, 1985. 299с. 2. Лысенко П О ръrrие Берестъя. Мн. Наука и техНИJ а, 1989. 159с. 3. Археолоriя i нумiзматыка Беларусi Энцыкл. Беларус. Э 1Щыкл. Рэдкал. В Гетау i iнш. Мн. Бел. ЭН., 702 с. iл. 4. Янин В Актовые печати древней Руси X XV вв. в двух томах. Том I. Печати Х начала XIII в. М. Наука, 1970. 326 с. 5. Лысенко П Киев и Турковска.я земля Киев и западные земли Руси в IX XIII вв. Мн. Наука и техника, 1982. с. 8 08. 6. Юра Р Вiсла печатка з Boiньсl oro rородiща. Iсторiчнi джерела та ix вiкорiстання, Кiiв, 1964. рис. Ia и Iб. 7. ОчерJ и по археологии Белорусm 1Ч. II. Мн. Наука и техника, 1972. с. 172 173, 23 1 8. Зверуrо Я Древний Волоковыск X XIV вв Мн. Наука и техника, 975. с. 134 135, рис. 40 3. 109 9. Макаров Н Чернецов А Сфраrистические материалы из Белоозера Древности славян и Руси. Мн. Наука, 1988. с. 230 24 0. Гордиенко Э Розетка на печатях князя Изяслава Ярославича История и культура древнерусского города. М. Изд во МГУ, 1989. с. 235 239. Соболева Н Русские печати. М. Наука, 199 1240 с. 12. Янин ВЛ. Русская княгиня Олислава Гертруда и ее сын Ярополк Нумизмаnоса и эпиграфика, том IV. М. Изд во АН СССР, 1963. с. 142 154. 13. Мiратобау Б Пiнская вiслая пячатка Помнiкi riстopыi i культуры Беларусi, 1975, 4. с. 40 4 4. Заяц Ю Полоцкие собьrги.я Саги об Эйдмунде Полоцкий летописец. Полоцк, 1993, 1с. 5 5. Заяц Ю Полоцкий князь Всеслав и Ярославичи в 1065 1066 гг. от Пскова до Белгорода Гiстарычна археалаriчны зборнiк. 4. Сярэдн.явечча. Мн. Iн т riстopыi АН Беларусi, 1994. с. 88 3. 16. Головко А Земmt Западной Руси и объедиюпельная политика Киев и западные земли Руси в IX XII вв. Мн. Наука и техника, 1982. с. 25 44. 17. Коган В История дома Рюриковичей. СПБ. Издательский дом Бельведер Асrра Люкс 1994. 287 с., ил. 18. Белецкий С Петренко В Печати и шомбы Старой Ладоги свод Новые источники по архиолоrии Северо Запада. Под ред. В Массона и Е Носова. Вып. 6 Ин т ист. мат. культуры РАН, С Пб., 1994. с. 184 283. 19 Назаренхо А Русско германские св.язи древнейшей поры IX XI вв. состояние проблемы. М. Научный центр славяно германских исследований, 1995. 62 с. 20. Рождественская Т Еще раз о надписи XI в. на камне m Софийского собора в Полоцке Навуковая ханферэнцыя Гiсторыя i apxeanoriя Полацка i Полацкай зямлi Тэзiсы даю 1адоу. Iн т riстopыi АН Беларусi, Полаuки riст. культ. запаведиiк, Полацк, 1992. с.67. 2 1Буmсин В Рождественская Т Надnиси на камне из храма Софии в Полоцке Памятники культуры Новые открьrrия Ежегодник 1982. Л., 1984. с. 7 12. 22. Драчук В Рассказывает геральдика. М. Наука, 1977. 256 с. 23. Голубева Л Весь и славяне на Белом озере X XIII вв. М. Наука, 1973. с. 105, 173. 24. Колчин Б Рыбина Е Раскоп на улице Кирова Новгородский сборник. 50 лет раскопок Новгорода. Под общ. ред. Б Колчина, ВЛ. Янина. М. Наука, 1982. с. 178 238. 25. Хорошхевич АЛ. Торговля Великого Новгорода с Прибалтикой и ЗападJ 10Й Европой в XIV XV веках. М. Изд во АН СССР, 1963. 365 с. 26. Белецкий В Костяная печать из Пскова Сообщения Государственного Эрмитажа. Том XL. Л. Аврора, 1975. с. 24 25. 27. Федюшев К Новые находки иревнерусских печатей матриц Памятники средJ 1евеховой культуры. Открьпия и версии. Сб. статей к 75 летию В Белецкого. СПб АРТ СО ТАКТ, 1994. с. 239 242. 28. Штыхов В Древний Полоцк IX X вв Мн. Наука и техника, 1975. 135 с. 29. Gumowsri М. Pieсzaсi Ksiazat Litewskiсh Ateneum Wilenskie Roсznik VII. zeszut 3 4. Wilno, 1930, str. 684 725. 30. Белямук М. Вьrгокi. беларускiх пятачкау. Клiуленд, Orae, 1986. 47 с. 3 1Цiтоу А Пячаткi старажиrнай Беларусi Нарысы сфраriстьпсi Мает. Г Мацур. Мн. Полымя, 1993. 239 с., iл. 32. Пуцко В Аб iконе Баrамацеры Эфескай у старажитным Полацку Полацк ЗША, Клiуленд 199 18. с. 16 20. 0 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Трофимов А.И. Об атрибуции Брестской печати XI века (1997)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |