Комаровский Е.А.
Современная концепция церковных гербов России
// Гербовед. №15. (1997)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1997. № 3 (15). С. 95-99, цв. вкладки 6-8
Аннотация: Казалось бы,- ну, что можно придумать нового в такой консервативной науке, как геральдика? Однако, поистине историческое событие произошло в русском геральдическом искусстве в сентябре 1996 года - впервые в Русской Геральдической Коллегии был зарегистрирован церковный герб. Владельцем его отныне является церковно-приходская школа при Казанском храме г. Воронежа.
Об авторе публикации/статьи:
Комаровский Ефим Анатольевич (Москва) Кандидат исторических наук; главный государственный таможенный инспектор Отдела награждений и присвоения специальных званий Управления государственной службы и кадров Федеральной таможенной службы России. Ответственный секретарь геральдического совета ФТС России; ведущий художник-дизайнер Отдела издательского и геральдики МЧС России.
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Комаровского Е.А.в библиотеке найдено еще 28 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 14504 знаков (с пробелами)
Е. А. Комаровский, Воронеж
GO.GP6M6Пlli Я КОПЦ6ПЦИЯ
Ц6РКО.GПЫХ Г6РБО.G РОGGИИ см. рнс. НА с rp. 6 8 цк. ККЛАДIШ
Казалось бы, ну, что можно придумать нового в такой
консервативной науке, как геральдика Однако, поистине историческое
событие произошло в русском геральдическом искусстве в сентябре 1996
года впервые в Русской Геральдической Коллегии был зарегистрирован
церковный герб. Владельцем его отныне является церковно приходская школа
при Казанском храме гор. Воронежа ГМ 338
Это очень важный шаг русской геральдики в целом, ибо теперь можно
говорить о начале создания системы русских церковных. гербов.
Возвращаясь к истории вопроса, следует сказать, что в целом русской
геральдике присущ излишний консерватизм. До 19 17 год только дворяне
имели родовые гербы, была развита и городская геральдика. Однако, никаких
церковных гербов не было ни в царское, ни, тем более, в советское время.
Правила их составления и иерархичности придется выстраивать теперь, взяв
за основу опыт западных церковных гербов.
Думается, нынешний Патриарх Всея Руси вряд ли будет присваивать
кому либо гербы, как это делает Папа Римский, хотя еще в XVII веке
Патриарх Никон предпринял не имевшую успеха попытку создания русских
церковных гербов. Остается невыясненным, кто же составил его собственный
герб, и, наконец, употреблял ли этот герб сам Патриарх Никон.
Русские церковные гербы следует помешать на картуш картуш
заменяющая щит овальная рама с орнаментальными завитками, на середину
которой положено поле герба Отказ от употребления стандартного щита
подчеркивает невоенное, светское происхождение церковных гербов.
Как и в западной геральдике, на таких гербах начисто отсутствует
ряд важнейших рыцарских атрибутов традиционного герба шлем,
плейнод, намет, бурелет. Все это и не нужно церковному гербу, а потому
не употребляется вовсе.
Иерархичность гербов служителей культа подчеркивают камилавки
священников и епископата. Эти головные уборы, расположенные вместо
шлема над верхним краем картуша, окрашены в различные цвета и
указывают на местоположение владельца герба на лестнице церковной
иерархии. На гербах дьяконов они отсутствуют абсолютно, и положение
владельца подчеркивает лишь цвет картуша. У иереев к различным
цветам головных уборов добавляются и кресты различной формы,
располагающиеся под нижним краем картуша. По их форме определяется
сан владельца. На гербах высшего духовенства как символы церковной
власти появляются посохи архимадричий, епископский и патриарший и
православный 8 конечный крест, перекрещивающийся под картушем и
выходящий соответственно справа и слева над картушем, а под нижним
краем располагается епископская панагия нагрудное ажурное
изображение Божьей Матери, заменяющее наперсный крест У 95
Таблица 1начало
Расцветка личиых гербов для духовеиства
Звание Цвет картуша
Нали ше и ВсrюмогатеJ tьные Наперсные кресты Девизная Приме
нвет камилавки атпибvты и панагии лента чания 1Ипопьякон Чеовлень Произвольного
2. Дьякон Сепебпо цвета
3. Протодьяко 1Зо ото
Аvхипьякон
4. Иерей Золото Червле ь 6 конечный
золотой крест под
ЩИТОМ
5. Протоиерей Золото Червлень 4 конечный
золотой крест под
ЩИТОМ
6.Протопресви Золото Пурпур Скрещенные за щитом Два 4 конечных
золотые 8 конечные золотых креста
тер кресты ПОД ЩИТОМ
7. Еп скоп Лазурь Диамантовая Скрещенные за щитом Золотая панагия
с наметом золотые епископский ПОД ЩИТОМ
жезл и 8 конечный
кvест
8. Червлень Диамантовая Скрещенные за щитом Золотая панагия
Архиепископ с серебряным золотые епископский ПОД ЩИТОМ
крестом и жезл и 8 конечный
наметом кvест
9. Пурпур Серебряная с Скрещенные за щитом Зонотаяпанагия
Митрополит наметом золотые епископский под щитом
жезл и 8 конечный
кvест 1О. Патриарх Изумруд Серебряный Скрещенные за щитом Две золотые
патриарший золотые патриарший панагии и золотой
кукуль жез и 8 конечный 4 конечный крест
l Pr.т
Таблица 1окончание
Расцветка личuых гербов для духовеиства
Наличие и Вспомогательные
Наперсные
3вание Цвет картуша
цвет камилавни атрибуты
кресты и Девизная лента Примечания
панагии 1Монах Диамантовый Диамантовая Диамантовая У схимонахов
с пелериной 1вместо
клобука
2. Иеромонах Диамантовая 4 конечный схимнический
с пелериной крест под кукуль
щитом
3. Игумен Диамантовая Серебряный 4 конечный
с пелериной справа и крест под
ЗО ОТОЙ щитом слева ключи,
скрещенные за
щитом
4. Диамантовая Скрещенные 4 конечный
Архимандрит с пелериной за ЩИТОМ крест под
серебря ые щитом
архимандричьи
жезлы
настоятеля монастыря игумена герб положен на два ключа, серебряный и
золотой. символы Св. Апостола Петра. У протопресвитера картуш положен
на два золотых 8 конечных креста, а под нижним краем картуша
располагаются два наперсных креста вместо одного. Патриарший герб
венчает серебряный патриарший кукуль с изображением шестикрылых
серафимов на концах лент и на самом кукуле.
Таблица 2
Расцветка коро иа кор lоративиых церковиых гербах
Организация Корона Ц вет
Церковно приходская Церковно просветительская Червленая с золотым
школа куполком
2. Семинария Церковно просветительскаJ Серебряная с золотым
куполком
3. Духовнаяакадемия Церковно просветительская Полностью золотая
или духовный институт 1Приход Монастырская Червленая с золотым
куполком
2. Подворье и др. Монастырская Серебряная с золотым
куполком
3. Монастырь Монастырская Полностью золотая Для короны более крупного монастыря Лавры корона 5 зубчатая.
Черный цвет присущ, в основном, гербам монашеским. Даже девизная
лента на гербах монахов окрашена строго в черный цвет диамант Все
девизы церковных гербов повторяют какие либо библейские или церковные
высказывания и изречения. Все кукули и камилавки на монашеских гербах черные, с наметом особым куском черной материи, закрепляемой на
самой камилавке.
Думается, монахи не станут создавать себе гербы, однако, с чисто
теоретической стороны. их гербы имеют право на существование. Равно
как и гербы схимонахов т. е. носящих схиму Камилавку на их гербах
заменяет островерхий схимнический капюшон кукуль.
Касательно использования корон, следует упомянуть лишь так называемую просветительскую корону и корону башенную. Первая указывает на
принадлежность герба церковному учебному заведению
церковно приходской школе, семинарии, духовной академии вторая на
принадлежность монастырю, подворью или церковному приходу. Все эти
короны различаются по цвету, сохраняя тем самым традиционную
иерархичность и строгость всей системы. Такие короны получают название церковно просветительская и монастырская и занимают традиционное
место шлема над верхним краем щита. 98
Очень важную роль в составлении церковных гербов играют цвета
лазурный цвет Богоматери, изумрудный цвет Святителей и пр.
Полагаю, что в скором времени будет официально воссоздан институт
военного духовенства. В этом случае за щитом герба военного священника
появится меч, поставленный в столб острием вниз.
Хочется верить, что предполагаемая дпя Русской Геральдической Коллегии
стройная и строгая система церковных гербов будет иметь более счастливую
судьбу, нежели подобные усилия Патриарха Никона. Оптимизм вселяет то,
что геральдика входит во все отрасли рекламы, печатной продукции,
появляется все большее количество владельцев личных гербов, юридические
лица от крупнейших банков до мелких контор создают и регистрируют
в Русской Геральдической Коллегии полноценные гербы Новая страница
развития русской геральдики принадпежит теперь и гербам церковным. Что
ж, в добрый час 99
6
GO.GP6M6HH4Я КОНЦ6ПЦИЯ
Ц6РКО.8НЫХ Г6РБО.G РОGGИИ tM. tTp. 95
Протопресвитер
7
Архиепископ
митрополит
Монах
Иер омонах
Игумен
8
Воскресная церковно приходская школа
Казанского храма, г. Воронеж ГМ 338
Художник Е Комаровский.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Комаровский Е.А. Современная концепция церковных гербов России (1997)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|