Кучеренко Э.И.
Трезубцы киевских князей - не тамга для неграмотных, а надписи для грамотных
// Гербовед. №15. (1997)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1997. № 3 (15). С. 92-94
Аннотация: Кто не знает так называемых "киевских трезубцев"! Их ещё называют тамгами. Писали, что они предназначались для неграмотных. При этом учёные исходили из того, что накануне революции 1917 г. в России было грамотных среди взрослых только 20%, а за сто лет до этого и всего 8%. Если за сто лет число грамотных увеличилось в процентном отношении в 2,5 раза, то за 800 лет до этого грамотных было ещё меньше, наверное только доли процента. Им и в голову не могла прийти мысль о том, что на Руси XI-XIII вв. были поголовно грамотными все от мала до велика!
Об авторе публикации/статьи:
Кучеренко Э.И.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 15218 знаков (с пробелами)
Э. И. Кучеренко, к. ф. м. н., Апрелевка
ТР6ЗVБЦЫ КИ6.GGКИХ КПЯЗ6Й
П6 тамга для П6ГРА.М ТПЫХ,
а lli ДПИGЬ ДЛЯ ГРаМ ТПЫХ
Кто не знает так называемых киевских трезубцев Их ещё называют
тамгами. Писали, что они предназначались для неграмотных. При этом
учёные исходили из того, что накануне революции 19 17 г. в России было
грамотных среди взрослых только 20 а за сто лет до этого и всего 8
Если за сто лет число грамотных увеличилось в процентном отношении в
2,5 раза, то за 800 лет до этого грамотных было ещё меньше, наверное
только доли процента. Им и в голову не могла прийти мысль о том, что
на Руси XI XIII вв. были поголовно грамотными все от мала до велика
Об этом говорят такие факты. Найденные археологами бытовые вещи
славян, изделия княжеских мастерских, пломбы, печати, монеты, оружие, стены
храмов, гири, детали конской сбруи и многое другое имеют надписи. Иногда
они сплошь исписаны славянскими надписями. Это у русичей, и у болгар.
Так, на клинке одного меча есть надпись Коваль Людота Стены
десятинной церкви в Киеве были исписаны греческими надписями. Даже
такой бытовой предмет, как шиферные пряслица и у русичей, и у болгар
были нередко подписаны. Даря пряслица, родители писали на них имена
своих дочерей, вспо шите надпись Параслин пряслин Парася девочка,
которой подарили пряслице. Как известно, неграмотным детям не помечают
вещи надписями. На них рисуют морковку, свёколку, зайчика, белочку.
Именно фигурками зверей помечали пряслица троянцы в ХП в до н. э.
Надписей на них тогда не делали. Не было надписей и на пряслицах
Рязанщины в дохристианские времена. Они помечены фигурками животных,
причём точь в точь такими же, как и троянские, такими же фигурками
зверей.
Но уже в XI XII вв. надписи на вещах были обычными. Даже в Х в.
сосуды для вина подписывались вспомните надпись на сосуде для вина,
найденную в Гнёздове под Смоленском Она читается как Гороха царя
Именно в славянской письменности берёт своё начало легендарный трезубец.
Но исток его в Болгарии. В IX в. правители Болгарии приняли царский
титул, а вместе с населением и христианство. Была заменена греческая
письменность на славянскую. И сразу же появились лигатуры надписи
объединённых двух а то и трёх букв. Так, на метке кирпича из царских
мастерских Болгарии, найденного в Старой Преславе, сохранилась лигатура
из двух букв Ц и Р. Она означает царь Эта лигатура является одним из
первых трезубцев. Как видим, он появился в Болгарии в IX X вв.
После завоевания киевским князем Болгарии в 969 г. этот князь принял
царский титул, т. е. назвал себя царём болгар, и сменил или дополнил
свой титул Святослав титулом Горох именно так он и назван в гнёздовской
надписи
Киевский князь Владимир первый X XI чеканил монету со своим
портретом и надписью Владимир на столе на лицевой стороне, и 92
трезубцем лигатурой Ц и Р царь на оборотной и надписью вокруг
трезубца А се его сребро Как видим, Владимир на монете князем не
назван. Он назван царём. Сын Владимира Ярослав XI в. тоже чеканил
монеты. На них также отчеканен трезубец. Внутри его сверху и снизу две
тройки точек. Эти точки диакритические знаки, превращающие
славянскую лигатуру в арабскую букву шин или син На разных
диалектах арабского языка царь произносится как сар или шар Для
прочтения славянами этих точек не надо. Но для хазар, верхушка которых
исповедовала иудаизм, покорённых киевскими правителями, а также для
мусульман, тоже покорённых не Волжских ли болгар или торговавших
с Киевом и были отчеканены точки, превращавшие их в арабские или
еврейские надписи. Интересно, что на Руси имели широкое хождение
арабские монеты дирхемы. Теперь же монеты Ярослава стали обращаться
даже в Скандинавии, где выпускались им подражания.
Затем на монетах видно, как ста., усложняться трезубец. Так, на монете
Святополка XI в. на левом зубе трезубца помещён крест, а на правом
полумесяц. Надпись лигатура стала читаться царь христиан крест и
мусульман полумесяц На болгарских монетах появляется и более сложный
трезубец, у которого крайние зубцы сами стали трезубцами. Каждый такой
трезубец в свою очередь означает царь а вся надпись читается царь левый
трезубец царей правый трезубец великий царь весь трезубец в целом
Дальнейшее усложнение трезубца шло вслед за расширением границ
Киевской Руси. Над малыми трезубцами появились диакритические знаки
три точки, а подо всем трезубцем ещё три точки. Средний же зуб превратился
в крест добавилась вертикальная черта. Эта надпись гласит царь царей
великий царь христиан крест и мусульман диакритические знаки три
точки, превращающие эти трезубцы в мусульманско арабские надписи точно
такого же содержания, что и славянские Это уже начальный вариант
процветшего креста, изображениями которого буквально испещрены стены
Софии Киевской.
Но под влиянием этих лигатур и сами храмы внешне изменились. Дело
здесь в том, что царями славяне называли не только своих земных правителей,
но и Иисуса Христа, и Пречистую Деву Марию Царя и Царицу небесных.
Поэтому на иконах и монетах с изображениями небесных владык появились
лигатуры ЦР а иногда и цр цр по бокам распятия, например
И сами храмы стали строиться а старые перестраиваться трёхглавыми,
а потом и пятиглавыми. Так, Десятинная церковь в Киеве первоначально была
одноглавой, а когда Владимир решил сделать её своей усыпальницей, то
перестроил её в трёхглавую. Теперь она стала смотреться как трезубец и
читаться киевлянами XI в. как лигатура ЦР царь Киевские
трезубцы лигатуры попали и к другим народам. Так литовцы приняли этот
трезубец колюми по литовски Они приняли этот трезубец потому, что
литовский князь женился в XIV в. на наследнице киевского правителя,
имевшего по наследству царский титул. Рязанские князья, убитые татарами в 1237 г., были тоже царями, причём не великими на их каменных гробах
простой трезубец. В отпичие от Владимирских князей, которые были
великими царями они также были убиты татарами, и на их каменных гробах
трезубец не простой, а сложный процветший крест. Был царём и Святой 93 Александр Невский недаром храмы, построенные в его честь пятиглавые.
Только небесным царям можно строить пятиглавые храмы, а также тем
святым, которые были при жизни земными ца ями Александру Невскому,
Борису и Глебу, Владимиру.
Попытаемся ответить на весьма важный вопрос когда Московские князья
стшш царями С 1547 г. Возможно, что здесь историки делают ошибку. Может
быть, московскиекнязья стали царями и раньше. Ведь рязанскиекнязья царями были
до 152 1г., пока Рязань не вошла в состав Московского княжества. Об этом
говорят рязанские монеты XIV XV вв. с отчеканенным на них трезубцем. Может
быть, недостаточно было присоединить к своим владениям царство, чтобы
самому стать царём Может бьrгь, для этого надо было родиться царем или
стать зятем царя Тогда Иван Грозный имел все права на царский титул, его
родила Елена Глинская, потомок хана Мамая. В гербе Глинских есть трезубец.
Иван Грозный как рождённый царевной становился не узурпатором, а законным
наследником царского титула. Но почему дед Ивана Грозного, женатый на
византийской принцессе Зое из рода Палеологов, византийских императоров,
которых русские называли царями, не именовался царём Да потому, что сами
византийские императоры царями себя не именовшти деспотами и
автократорами, императорами и басилеями да. Титул царь древнее
византийских титулов. Он известен в Двуречье ещё с XVIII в. до н. э. Многие
правители имели такой титул сар. Так, были Саргон I и II. Переводится это
царское имя титул как Истинный царь Были на престоле и Саргонисар, и
Салманасар, Тиглатпалассар и т. д.
Таков титул царь писавшийся в виде лигатуры трезубца, правителей
земли Русской Об этом ещё в 40 х годах XI в. сказа.п митрополит Илларион.
в своём Слове о законе и благодати называя покойного князя Владимира великим каганом нашей земли Причём переводчики считают, что каган
означает царь Но каган, видимо, древнее титула царь, сар Ещё
правителя города Ура называли Урукагина каган Ура. А это гораздо
древнее Саргонов и I и II. Но нам интересно Слово Иллариона потому,
что он Не в худой и в неведомой земли владычествовал, но в Русской,
которая ведома и слышима есть всеми четырьмя концами земли Так говорит
он о киевском правителе Владимире. 94
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Кучеренко Э.И. Трезубцы киевских князей - не тамга для неграмотных, а надписи для грамотных (1997)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|