Г. И. Королёв, д. и. н., Москва
6Т Р GGИЙGКОГО ДВVГЛ4ВОГО ОРЛ4
П6РВуIО ТР6ТЪ XVIII к. ВКЛЮЧИТ6ЛЬПО история двуглавого орла J Ia русской земле прослеживается до Х в.,
бо rьшими перерывами, по малочисленным источникам 1сведения ры и фоне для нее появляются лишь в XVI столетии. Естественно,
з оворить о собственном цвете фигуры, изображенной на тверских
пос rедней трети XV в. или на печати великого князя ОСSЮ. Слого 1497 года С. Герберштейн, утверждавший, что видел Z Оi п.Ял ескую печать с двуг 1авым орлом на обороте, о цвете фигуры
нечно, ничего не мог
и письменными свидетельствами о цвете двуглавого орла сказания иноземцев. Г. Штаден описал Опричный двор, n, i J tШИЙ в Москве вне Кремля в 1565 157 1гг., отметив, что
с осr i Ж н ие бьшо украшено фигурами львов и черных двуглавых орлов3. mи. побывавший в Москве в 1565 г., сообщал С недавнего
з ь употребляют в качестве своего герба черного двуглавого онами в зеленом поле 4. В русском переводе этого места
недавнего времени 5. Эти слова интересны как раннее о восприятия чужеземцем русского орла как герба. Под
з еменем возможно, понимается середина XVI в., когда
e J стал изображаться с всадником в нагрудном щитке и
сra 1фигурой, помещаемой не только на печати, но и на
етах
з i JY сообщение Штадена, В. И. Лавренов высказал мнение,
после Ивана III русский орел поменял цвет 6. Цитируемый
из того, что эмблема была принята от Византии, т. е. и в
ется цвета. Строго говоря, византийский орел бывал не только
зоiютой цвет его действительно преобладал. Однако при
очников говорить об изменении или сохранении цвета у
i г. ll UJ оснований, тем более, что восприятие необязательно должно
полным.
торых предметах второй половины XVI в. сохранились l. ви. е золотых и позолоченных двуглавых орлов. Они. имеются аревича Ивана Ивановича, датированного его публикатором
на наручах князя Федора Ивановича Милославского7. Царское Грозного в московском Успенском соборе было украшено
озо Iоченным орлом, что отмечено, например, в описи собора n,ше данных о цвете двуглавого о па в источниках XVII в. На
зре. 1ени встречаются орлы из серебра, серебра с чернью, золота и 1Dia 9 Есrь разноцветные орлы. Так, на чехле для царского саадака
mечи орла золотые, а перья зеленые ю, на одной булаве перья
тые и серебрянные Встречаются орлы синие 12 и зеленые 13 7
В важном памятнике русской геральдики Большой государственной
книге, или Титулярнике 1672 г. орел написан золотом, кроме плечевых
перьев, окрашенных серебром Так же орел в украшениях из гербо
на жалованной. грамоте стольнику Ф. И. Шилову от 9 апреля 1695 г.
Чаще всего орел был просто золотым. О многочисленных случаях
употребления предметов с золотыми и позолоченными двуглавыми орлами
писали иноземцы свидетели различных торжественных церемоний в
России. Так, Б. Койетт в описании поездки голландского посла в Россию
в 1678 г. упоминает пушкарей с позолоченными нагрудными бляхами с
двуглавыми орлами и позолоченными орлами на бердышах и фитилях, а
также сообщает, что парадный обед к голландскому послу от гофмейстера
князя Ю. А. Долгорукова и его сына среди разнообразных кушаний был
доставлен круглый пирог с красным деревцем и с позолоченным двуглавым
орлом наверху 16 Орлов с золотыми насечками можно видеть на снимках
топориков царских рынд 17.
Золотых орлов изображали и в первой четверти XVIII в. Они
фигурирrют в геральдических украшениях грамот гетману И. С. Мазепе 1703 г. 1дипломату П. А. Толстому 1709 г. 19, генеральному писарю
Малороссийского войска И. С. Савичу 17 18 г.20
Разнообразие цветов показывает, что цвет не имел геральдического
значения. В противном случае фигура окрашивалась бы всегда в один цвет.
Немалое значение, видимо, имели художественные соображения. На
Опричном дворе, судя по известию Штадена, черные орлы смотрели в
сторону земщины, очевидно, ей угрожая. Использование золота объясняется
той общей ролью э rого металла, которую он играл как средство
символизации значительности царской власти, высокого ранга того, дпя кого
создавался предмет с изображением двуглавого орла. С золотом орлов в
функциональном смысле гармонирует преобладание или, по крайней мере
видное место золота в одежде царей на портретах в Титулярнике 1672 г.
Например, Иван Грозный изображен в одежде золотого и красного цветов,
в золотой царской шапке Михаил Федорович в одежде и шапке золотых
Алексей Михайлович в золотом и серебряном одеянии. Иностранцы,
присутствовавшие на царских аудиенциях и обедах, дружно отмечали
золотые одежды сановников и обилие золота и серебряной посуды 2 1
Таким образом, цвет имел социально политическое значение.
Меньше, чем о цвете фигуры, можно сказать о ее фоне. Барберини
не упоминал о предмете, на котором был изображен двуглавый орел.
Поэтому не ясно, был ли отмеченный им зеленый фон для фигуры
специальным для нее полем или таким этот фон не был. Во многих
случаях фон был лишь того цвета, какой имел использованный для
предмета с гербом материал. В ряде случаев фон был специально
подобранным дпя орла. В Титулярнике 1672 г. орел находится на
светло желтом фоне. На налучье одного из царских саадаков белый серебряный орел помещен в светло синий круг 22. На одном возке
царевича Петра Алексеевича золотые орлы изображены на голубой
земле по вы fжению старинного описания предмета, а на другом в
красном поле О геральдическом значении цвета поля для двуглавого
орла тоже говорить не приходится. 8
П и Алексее Михайловиче двуглавого орла стали помещать на полковых
na Обычно это был золотой орел на белом полотнище. Например. И. побывавший в Москве, описал водосвятие 6 января 1699 г. и рассказал дарственном стяге в виде белого полотнища с золотым орлом 2 Таким ra не указав цвет орла, еще раньше описывал штандарт лейб гвардии юнии въезда в Москву иностранного посла А. Олеарий 25
с ебныныше в 17 12 г. знамена вторым и третьим ротам Московских полков нести золотого двуглавого орла в красном поле 26. В этом
анин цветов необязательно видеть обращение к византийской традиции.
убеже XVII XVIII вв. в обиход начал входить черный двуглавый
ю 1предстает орел на портрете царевны Софьи кисти неизвестного а а 1680 х гг.27 В начале XVIII в. были введены черные флажки ь п 1орJ 1ами на оружие пикинеров 28 и, что особенно важно, был штандарт в виде желтого золотого полотнища с черным ь 1орлом, обозначивший пребывание царя на корабле царский, ераторский штандарт K r J. п событием в истории закрепления черного и золотого цветов з енного двуглавого орла и его поля было составление описания
а. х г п стз ого герба в 1722 г.
государственного герба, или, точнее, герба его
D rп с. ого величества было подготовлено товарищем ера графом Ф. Санти и подписано им 5 сентября 1722 г. 29 1анию двуглавый орел должен был быть в золотом поле ей. которые объясняли бы выбор цветов, не обнаружено.
бы и учтены цвета императорского штандарта. Нет утверждалось ли это описание или хотя бы подавалось
с 1е Как бы то ни было, черный орел стал употребляться нно такого орла можно встретить в геральдических
на грамотах, выданных Екатериной I уже в 1725 г.
t южет служить грамота генерал фельдмаршалу М. М. нат кому указу от марта 1726 г. должна была быть
вая государственная печать, а на ней надпежало вырезать 1аспростертыми крыльями в желтом поле в нем ездца в Занятно, что о цветах говорится в документе о печати. Для е те. ы существенно, что цвета были зафиксированы
В реестре гербов на полковые знамена, подготовленных в егии в 1728 1729 гг., о государственном гербе было
чт это по старому, двоеглавый орел, черный и т 32 я такого орла полагалось белое. Помета по старому акой то действительной старине, а о том, что черный т же употреблялся и, скорее всего, подразумева ет Сантиево г. и указ 1726 г. азо. 1в первой трети XV в. постепенно произошла замена еuно золотого двуглавого орла орлом черным. Прежнее
б 1zчао гера.с rьдическому постоянству окрашивание орала сменилось
установленным цветом. Черный двуглавый орел
монархии. 9
ПРИМЕЧАНИЯ 1К Х в. отнесена находка предмета неизвестного происхождения с двуглавым
орлом. См. Русские древности в памятниках искусства Изд. И. Толстым и Н.
Кондаковым. СПб., 1897. Вып. 5 Рис. 59. Гербер 1итейн С. Записки о Московии. М., 1988. С. 225. Штадеп Г. О Москве Ивана Грозного Записки немца опричника Пер. и
вступит. ст. И. И. Полосина. М., 1925. С. 107 108. 4 Relatione di Mosсovia sсritta da Raffae Barberino а сonte di Nubarola Viaggi
di Mosсovia degli anni 1633, 1634. 1635 е 1636 Libri сavati del tedesсo. Viterbo, 1658.
Р. 2 14. 5 Путешествие в Московию Рафаэля Барберини в 1565 rоду Сын Отечества.
СПб., 1842. 6. С. 23. Причина различия неясна это может быть результатом
допщrнения текста в издании XVII в. ини сокращения в переводе XIX в 6
Лаврепов В. Российский 1осударственный орел История эмблемы и символа
Гербовед. М., 1992. 2. С. 19. 7 См. Древности Российского госутщрства. М 1853. Отделение 3. С. 1О. 9. 8 9 Русская историческая библиотека. СПб., 1876. Т. 3., СПб. 604. Примеров тому немало в Древностях Там же. 0 rд. 3. 13 1
Там же. 83. 12 Там же. No 125, 126. Саадак Алексея Михайловича греческого дела с
изображением синего орла с желтой прорисовкой перьев и глаз, с красными
лапами. 13 Образец зеленого с золотыми коронами. скипетром и державой двуглавого
орла представляет рисунок в литературном сборнике последней четверти XVII в.
РО ffБ
П
о
Фр r р 7r3
ь 1Ir, ер
б ь
2
и 1пл еч а
7 1и Большой государственной книги 1672 г. СПб, 1903. 15 16 РГ АДА. Ф. 135. Отд. I. Рубр. 4. Е. х. 49. Посольство Кунраада фан Кленка к царям Алексею Михайловичу и Федору
Алексеевичу. СПб., 1900. С. 402 403, 427. Древности Отд. 3. No 76. 19 РГАДА. Ф. 135. Отд. I. Рубр. 4. Е 52, 53 две грамоты
20 Там же. Е 55. Там же. Ф. 154. Оп. 4. Е. х. 94. 2 1См. например Английские путешественники в Московском государстве в XVI
веке Пер. с англ. Ю. В. Готье. Л., 1937. С. 58, 59, 77. Древности Отд. 3. С. 124. 123.
2 4 Там же. С. 142. 136. Корб И. Г. Дневник путешествия в Московию 1698 и 1699 Пер. и примеч.
А Малеина. СПб 1906. С. 3. 25
Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию
и обяатно Введ., пер., примеч. и указ. А. И. Ловягина. СПб, 1906. С. 46. 6 Историческое описание одежды и вооружения российских войск. 2 е изд. СПб., 1899. Ч С. 58. Таб. 224.
27 Медведева Г. и др. Русские ювелирные украшения 16 20 веков из собрания
Госу арственного ордена Ленина Исторического музея. М., 1987. С. 50. 9 Историческое описание С. 26, таб. 174, 175. 30 РГАДА. Ф. 17 1Оп. I. Е. х. 1Луко, tский В. Жалованные грамоты XVII и XVIII веков Старые годы.
СПб 19 13. 7 9. Снимок после с. 170. ПСЗ. 1е собр. СПб., 1830. Т. 7. С. 584. 4850. Лакиер А. Б. Русская геральдика. М 1990. С. 184. 10