Простоволосова Л.Н.
«Преподаватель должен работать как часы»
// Гербовед. №7. (1995)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 1995. № 1 (7). С. 12-14
Аннотация: С Еленой Ивановной Каменцевой мы уже знакомы 30 лет. Тогда, в 1965 r., слушая ее лекции по хронологии, метрологии, сфрагистике и геральдике, я не могла и предположить, что спустя несколько лет придется работать на кафедре вспомогательных исторических дисциплин Историко-архивного института и заниматься не только источниковедением (мои интересы были связаны с историей России 60-80-х rr. XIX в., а научным руководителем была проф. А. Т. Николаева), но и вести занятия по вспомогательным историческим дисциплинам
Об авторе публикации/статьи:
Простоволосова Л.Н.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 11044 знаков (с пробелами)
Л ПРОСТОВОЛОСОВА ПРЕПОдАВАТЕЛЪ ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ КАК ЧАСЫ
С Еленой Ивановной Каменцевой мы уже знакомы 30 лет. Тогда, в 1965 г., слушая ее лекции по хронологии, метрологии, сфрагистике и
геральдике, я не могла и предположить, что спустя несколько лет
придется работать на кафедре вспомогательных исторических дисциплин
Историко архивного института и заниматься не только источниковедением мои интересы были связаны с историей России 60 80 х гг.
XIX в., а научным руководителем была проф. А. Т. Николаева но и
вести занятия по вспомогательным историческим дисциплинам.
Считая необходимым пополнить свои скромные познания по палеографии,
я попросила разрешения у Е. И. посещать ее занятия. И аккуратно 12 1ze года два раза в неделю в первом семестре и один раз во я Ы ЛЯЛась на занятия дневного отделения. На 1курсе я занима Т. Николаевой в нач. 1970 х гг. она больше не вела таких z I z и теперь получила возможность сравнить педагогическую о вух профессоров. Конечно, это были разные педагоги. Но в
практики лежали общие крщ ерии, выработанные кафедрой, е нвмание того, что в конечном счете должен знцть студент, екционный курс и отработав практические занятия. Сближало
и Е. И. и А. Т. учились у Александра Николаевича Сперан основателя кафедры вспомогательных исторических дисцип ro лет читавшего курсы палеографии и дипломатики. Отмечу,
личает особое отношение к своим учителям А. Н. Сперан I. В. Устюгову о которых ею написан ряд работ и стремление IO m, традиции, сложившиеся в преподавании сложного и требую ьш их фактических знаний курса вспомогательных историчес 1
е курса и практические занятия велись по единой програм телями которой были А. Т. и Е. И. программа переиздаваолъко
раз В 1977 и 1987 гг. программа была подготовлена г.aнmo и для университетов.2 В настоящее время под руковод
И. готовится учебник по русской палеографии, разделы кото посвящены не только палеографии русских памятников Ы.сеЕ зости на пергаменте.бересте и бумаге, но и твердом материале нтов 1курса удивляла легкость, с которой Е. И. разбирала re почерки XVI XVII вв., читала вязь, комментировала акты. При р текстов, палеографический анализ были не самоцелью, а
студента к вдумчивому чтению и пониманию источника. легкость вырабатывается годами и упорным трудом с ro сих пор Е. И. работает на кафедре Опыт преподавания
а зm ательвых исторических дисциплин не остается только ее
достоянием Он нашел отражение в известных учебных Е. И. по хронологии, метрологии, сфрагистике и геральдике,
издательством Высшая школа в сер. 1960 х нач.
позже в конце 70 х нач. 80 х гг. переизданных в Историко.lf
П институте, к сожалению, весьма мизерными тиражами и
естных внешнему миру но широко использовавшихся п и Историко архивного института методическими указания ря мв, задачниками з. n,ко раз мне пришлось готовить вместе с Е. И. наши работы и п з rни. Она всегда участвовала на всех этапах подготовки с z в печати от написания до вычитки и ставила свою визу та, когда была уверена, что все изменения внесены. Так же lЗ
тщательно она готовила многочисленные документы планы, отчеты,
справки которые приходилось посылать вышестоящему начальству,
когда заведовала кафедрой 1976 1986 гг
Не помню случая, когда бы Е. И. отказалась помочь коллегам.
Много времени она занимается с молодыми выпускниками других
вузов, соискателями, стажерами. Любой человек с улицы попав на
кафедру к Е. И. за справкой по геральдике, сфрагистике и др., получа
ет ее. Я уже не говорю о рецензировании многочисленных рукописей
по хронологии. Последние стекаются на стол к Е. И. с территории всего
бывшего Советского Союза.
Далеко не каждый научный руководитель так бережно и заботли
во, с такой нервной отдачей относится к своим ученикам, вникает во
все их проблемы, переживает за их удачи и неудачи, с неизменной
верой в возможнос rи своих подопечных.
Энергия и страстность, добросовестность, с которой Е. И. относится
к своей работе, поражает каждого, кто с ней сталкивается. Все подчи
нено принципу преподаватель должен работать как часы выраже
ние Е. И Нет черновых дел, нет неважных, немыслимо опоздание на
лекцию, срыв занятий по неуважительной причине, отказ проверить
контрольные работы или принимать экзамены.
Так было вчера, так есть сегодня, так будет завтра И это Елею
Ивановна Каменцева
П Р И М ЕЧ А Н ИЯ 1Эrи работы собраны в специальном разделе Е. И. Каме щева О моих учителях
сборника История кафедры вспомогательных исторических дисципnин М., 1995. Деп. в
ИНИОН РАН. 10.04.92 464 19 Сюда вошли Н. В. Устюгов ученый, архивист и педагог 1896 1963 гг. Работа Н. В. Устюгова в области вспомогательных исторических дисциплин Письма историка с фронта А. Н. Сперанский основатель кафедры вспомогательных
исторических дисципnин МГИАИ 189 943 Л. В. Черепнин в годы Великой Отечествен
ной войны в Историко архивном институте Владислав Крескенrьевич Лукомский 1889 1946 См. также Вспомогательные исторические дисциплины высшая школа, иссnедовательская
деятельность, общественные организации Тезисы докладов и сообщений научной
конференции. Москва, 27 29 янв. 1994 г. РГГУ. ИАИ. М., 1994. С. 157 174.
2 См. Проrраыма курса Вспомогательные исторические дисциплины Для гос.
ун rов. Специальность 2008 История Сост. А. Т. Николаева, И. Е. Каме щева, А. А. Зи
мин, В. К. Яцунский, А. Л. Станиславский Отв. ред. Е. И. Каме щева. М. МГУ, 1987. 40 с.
3 См. например Транскрипции текстов XVI XVIII вв. пособия М. Н. Тихомирова и
А. В. Муравьева Русская палеография Сост. Е. И. Каме щева. М., 1966. 34 с. Вспомоrа
тельные исторические дисциплины Метод. указ. для студ. 1к. веч. оr ния МГИАИ Ист.
архивы Сост. Е. И. Каме щева, Л. Н. Простовоnосова. М., 1978. 4 1с. Терминологический
словарь Для студ. 1к. веч. оr ния МГИАИ Ист. архивы Сост. Е. И. Каме щева, Л. Н.
Простовоnосова. М., 1978. 45 с. Транскрипция текстов XI XVIII вв. Метод. указ. для
студ. 1к. Истор. архивы Сост. Е. И. Каыенцева, Л. Н. Простовоnосова. М., 1979. 14 с.
Терминология текстов по палеографии XI XVIII вв. Сост. Е. И. Каыенцева, А. Л. Стани
сnавский, Л. Н. Просrовоnосова. М., 1986. 46 с. Сборник задач и упражнений по метроло
гии и хронологии Учеб. пособ. Е. И. Каыенцева. М., 199 174 с. и др. 14
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Простоволосова Л.Н. «Преподаватель должен работать как часы» (1995)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|