| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CIV. (2021) › Мартынов В.Л. Вексиллология и общественная география | ||||||
Мартынов В.Л.
Вексиллология и общественная география// Геральдика: исследования и практика. ТГЭ. Том CIV. (2021)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Труды Государственного Эрмитажа : [Т.] 104 : Геральдика: исследования и практика : материалы научной конференции 20–22 февраля 2020 года / Государственный Эрмитаж. – СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2021. С. 8-13 Аннотация: Вексиллологических трудов, написанных с географических позиций, мало. Но в последнее время «образность» становится одной из главных идей географии, а символы государств, регионов, городов являются «началом начал» этой образности. Стали появляться очень интересные труды, посвященные региональной символике России. Об авторе публикации/статьи: Мартынов В.Л. Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи автора: Мартынов В.Л.
в библиотеке найдено еще 1 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 36458 знаков (с пробелами)
8 В. Л. Мартынов Санкт Петербург ВЕКСИЛЛОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ Флаг главный символ современных государств. Исследованиями флагов занима ется научная дисциплина вексиллология. Это название был предложено в 1958 году американским ученым Уитни Смитом 1Флаговедение в качестве научной дисципли ны рассматривалось уже в начале XX века в трудах российского исследователя флагов П. И. Белавенца2, но его идеи в стране после 19 17 года не использовались, а за рубежом они так и остались неизвестны. Вексиллология обычно понимается как вспомогательная историческая дисциплина, изучающая знамена и флаги. Отличия знамен от флагов подробно разобраны Г. В. Ви линбаховым3. Считается, что вексиллология тесно связана с геральдикой. Это дейст вительно так, но только в отношении того направления вексиллологии, которое за нимается изучением знамен Историк имеет дело по большей части не с флагами, а со знаменами 4. Но для общественной географии интересны главным образом флаги, представляющие собой символы государственного суверенитета5. Можно сказать, что знамена это знаки отличия а флаги знаки различия Если при составлении гербов и создаваемых на их основе знамен учитывалось геральдическое значение каждого цвета и фигуры, то с флагами было, скорее, наоборот сначала создавался флаг, а затем уже разрабатывалась легенда о том, что означают его цвета, или придумывался миф про чудесное обретение флага. Если на флаге был крест, то в качестве легенды создавалась история о том, какого святого он якобы олицетворяет. Если полосы каково цветовое значение каждой из полос. Если другие знаки что они будто бы обозначают. Законы и правила геральдики для флагов неприменимы. Родиной флагов является Европа для ее небольших государств просто необходи мо было применение символов, составленных более или менее по одному стандарту и позволяющих разделять свое и чужое Привычная нам флажная система сформировалась в условиях европейской цивили зации при смене социально экономических формаций, когда феодальная Европа со словий где основой символики был герб, становилась буржуазной Европой наций в которой главным символом стал флаг. Вексиллологических трудов, написанных с географических позиций, мало. Но в по следнее время образность становится одной из главных идей географии6, а символы государств, регионов, городов являются началом начал этой образности. Стали появ ляться очень интересные труды, посвященные региональной символике России7. 9 ВЕКСИЛЛОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ Как утверждает Г. Элгениус, появление национальных флагов представляет собой маркеры государственного строительства и отражает политические перемены 8. По мнению М. Пастуро, флаг воплощает или приобретает смысл только в том случае, когда он сопоставлен с другими флагами или противопоставлен им 9. Именно в сопо ставлении или противопоставлении и заключается географическая сущность флага. С технической точки зрения широкое распространение флагов было связано с двумя обстоятельствами. Первое появление в Европе шерстяных тканей, основным произ водителем которых первоначально была Фландрия, а затем Англия. Для изготовления флагов начинает применяться особый вид шерстяной ткани, именуемый флагтух или флагтук Второе великие географические открытия, в ходе которых начался ввоз в Европу новых природных красителей из Южной Америки и Восточной Азии. Шерстяные ткани и красители из заморских стран в конце XVI начале XVII веков сходились в Нидерландах. Именно там возник первый в мире флаг, состоявший из трех горизонтальных полос оранжевой, белой и синей. Часто считается, что замена верхней оранжевой полосы флага Нидерландов на красную произошла из за того, что оранжевый цвет сильно выцветает на солнце. Но, скорее всего, это не так. Смена цвета верхней полосы устойчиво происходит на государственном уровне в конце XVIII века, когда существовала созданная Наполеоном Батавская республика, объединявшая обе части исторических Нидерландов Флагом Фландрии был флаг красно бело желтый, в средней полосе которого размещался бургундский крест 10. Так, что вполне вероятно, верхняя красная полоса перешла на флаг Нидерландов с фламандского флага. Флаг Нидерландов проявился впоследствии в разных флагах. И одним из самых малоизвестных его проявлений можно считать флаг Ирландии. Трехцветный флаг для Ирландии был создан еще в середине XIX века, но популярностью не пользовал ся ирландцы применяли зеленый флаг, традиционный для Изумрудного острова Но в 19 15 году на основе оранжево бело синего голландского флага, только с верти кальным расположением полос, принимается флаг города Нью Йорка, где ирландцев в то время жило больше, чем в Дублине. Борьба против англичан в Ирландии субсиди ровалась за счет ирландских обществ в США. И в 19 16 году трехцветный флаг, отлича ющийся от флага Нью Йорка лишь цветом одной из полос, становится главным фла гом Пасхального восстания. В 20 е годы XX века противостояние США и Британской империи было настолько ожесточенным, что всерьез обсуждался вопрос, когда начнет ся война между ними. Это ярко проявилось в гражданской войне в Ирландии 20 х годов. Флаг Англии зеркален по отношению к флагу Дании. Датчане и англичане нахо дились в постоянной вражде друг с другом в IX XII веках, когда Датское королевство было великим и могучим, а английские королевства слабыми настолько, что Англия платила Дании дань. После того, как Англия усилилась, датчанам пришлось повер нуть свою экспансию на восток, и датский флаг Даннеброг считается существующим с осады Линданисе Ревеля, Таллина датчанами в 12 19 году. Такая же зеркальность была у флагов Савойского герцогства и Генуэзской республики. Сочетание белого и красного часто распространено на флагах не только Европы, но и мира. Красный цвет дает очень много природных красителей, а в качестве белого применялась, скорее всего, просто некрашеная ткань. Совершенно аналогичный дат скому флаг по сей день имеет орден госпитальеров, созданный в Иерусалиме в ходе крестовых походов. 10 В. Л. МАРТЫНОВ Но вряд ли кресты на флагах имеют какое то сакральное значение, представляя собой в сущности сигнальные символы Самый известный крестовый флаг современ ного мира флаг Великобритании. Широко известно, что прямой красный крест ан глийского флага крест Св. Георгия, белый косой крест шотландского флага крест Св. Андрея Первозванного, красный косой крест, олицетворяющий Ирландию, крест Св. Патрика. Но дело в том, что в англиканстве, государственной религии Англии, культ святых имеет усеченный характер, а в пресвитерианстве, основной религии Шотлан дии, культа святых нет вообще. У католиков ирландцев культ святых есть, но вот флага Св. Патрика в Ирландии в качестве национального никогда не существовало. Единственный регион современного мира, где сохранились крестовые флаги Северная Европа. В 19 18 году там появилось сразу два крестовых флага. Один из этих флагов, белый с синим крестом флаг Финляндии, существует по сей день и восприни мается в этой стране как главный национальный символ, второй, белый с черным кре стом, исчез почти сразу вместе с государством, которое он олицетворял Балтийским герцогством, созданным на территории занятых армией кайзера ост зейских губерний России. Иногда утверждается, что бело синее традиционное для Финляндии соче тание цветов, и белый флаг с синим прямым крестом берет свое начало в символике Нюландского яхт клуба. Возможно, это действительно учитывалось при создании но вого флага Королевства Финляндии созданного победившими в гражданской войне белофиннами при прямой поддержке германской армии, но сходство рисунков двух почти одновременно созданных марионеточных на тот момент государств отрицать вряд ли получится, а соответственно, и германское влияние на их создание. Интересный пример зеркальности государственной символики символы Бран денбурга и Польши. Формирование этой символики началось в X XI веках, во время ожесточенной борьбы славян и немцев на востоке нынешней Германии и западе совре менной Польши. В ходе этой борьбы сформировалось два одинаковых по рисунку гер ба, отличавшихся только цветом красный орел на белом поле и белый орел на крас ном поле. Какой возник раньше, можно только гадать. В XVIII веке фиксируются белые флаги Бранденбурга с красным орлом и красные флаги Польши с белым орлом. Нынче флаги Польши и германской федеральной земли Бранденбург зеркальны по отноше нию друг к другу. С окончательным принятием Польшей бело красного флага в 19 19 году возникла проблема с флагом у ее южного соседа, Чехословакии. Флаг Чешского королевства и первый флаг Чехословацкой Республики были бело красными, по гербовым цве там белый лев на красном поле. В 1920 году Чехословакии поневоле пришлось ме нять свой флаг, дополнив его синим треугольником. Часто утверждается, что он оли цетворяет собой Словакию. На самом деле этот треугольник ничего не олицетворяет, и был введен только для того, чтобы флаги двух свежеиспеченных государств, Польши и Чехословакии, отличались между собой. Флаг Турции тоже, в сущности, представляет собой европейский флаг, так как и сама Турция на протяжении большей части своей истории имела значительные европейские владения. Характерной особенностью турецкого флага является полумесяц со звездой, часто воспринимаемый как символ ислама. На самом деле это государственный сим вол османов и нынешних турок, возникший, скорее всего, из султанской тугры кал лиграфически выписанной подписи султана с его полной титулатурой. Из османской ВЕКСИЛЛОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ эмблемы полумесяц стал международной переместившись на множество флагов и гербов современного мира. Но большое значение для создания новых флагов и эмблем имели не только фла ги с полумесяцем, но и флаги для представителей различных конфессий, населявших Османскую империю. Так, торговый флаг для христианских судов греко османский греко оттоманский стал основой для нескольких государственных флагов, главным образом в бывших османских владениях. Греки с 1775 года поднимали на своих судах российские торговые флаги, и при со здании независимого греческого государства оставили на своих флагах синий и белый цвета, убрав османский красный. Сербский флаг был создан в 1835 году согласно фирману османского султана на ос нове греко османского флага, и вопреки распространенному заблуждению, его исто рия с российским флагом не связана никак. Утверждение о том, что Славянский съезд в Праге 1848 года рекомендовал славянам принимать флаги, на которых присутствуют белый, красный и синий цвета, возможно, соответствует действительности Но, во первых, единственный дошедший до нашего времени славянский флаг вре мен Весны народов был красно бело синим, он использовался хорватами, помогавши ми австрийским войскам в войне против восставших венгров в том же 1848 году, и став ший флагом современной Хорватии. Такой флаг вполне укладывался в логику флагов Австрийской, впоследствии Австро Венгерской империи красно бело красный флаг Габсбургов флаг немецкой части империи, красно бело зеленый флаг венгерской ча сти империи Во вторых, в Пражском съезде принимали участие только представители славянских народов Австрийской империи, большая же часть современной Сербии в то время была подвластна Османской империи. И, в третьих, по счету, но не по значению нынешний флаг Сербии тробойка был принят за тринадцать лет до Пражского съезда. Флаг нынешней Румынии, установленный фирманом султана в 1834 году, первона чально имел горизонтальное расположение полос, и в нынешнем вертикальном виде существует с 1866 года. Флаг Армении отличается от христианского торгового флага Османской империи только оранжевым цветом нижней полосы в руках армян до Первой мировой войны находилась значительная часть османской торговли, в том числе морской. Флаг Болгарии интересен своей искусственностью Болгары в составе Османской империи не имели никаких форм государственной жизни, соответственно, и символи ки, и совершенно не стремились к национальному освобождению. В этом была главная причина, во первых, провала всех болгарских освободительных восстаний и гибели их вождей, и во вторых, отсутствия чувства признательности России за войну 1877 1878 годов. Предложенный Россией флаг Самарское знамя был отвергнут, и Болга рия стала единственной освободившейся от османов христианской страной, применив шей в своей символике их священный цвет, зеленый. Флаг Азербайджана был создан в обозе османских войск, занявших Баку в 19 18 году, причем непосредственной его основой стал так называемый Флаг Центрокаспия синий с красной полосой посредине. Нижнюю синюю полосу заменили на зеленую, в центре красной разместили полумесяц со звездой. Если же перейти от Европы к Азии, то в пределах этой части света выделяются две основные цветовые схемы западноазиатская и восточноазиатская, граница между 12 В. Л. МАРТЫНОВ которыми проходит по Гималаям и через Индокитай. Для обеих цветовых схем харак терно сочетание красного и белого, но в Западной Азии они дополняются зеленым и черным в Восточной же Азии зеленый не используется вообще, черный очень мало. Так, флаг Филиппин появился в ходе войны за независимость конца XIX века, ны нешний флаг Монголии придуман, скорее всего, в СССР в 1945 году, когда было окон чательно решено сохранить эту страну в качестве независимого государства. Но цвета их флагов на удивление схожи, только на монгольском флаге нет белого цвета. Осталь ные три красный, синий и золотой присутствуют. Причины существования этих цветовых схем нуждаются в дальнейших исследованиях. Большая группа флагов Западной Азии и Северной Африки это искусственные флаги, цвета которых придуманы англичанами в годы Первой мировой войны, когда они поднимали дремавший до того времени несколько сотен лет арабский мир про тив османов 12. Границы искусственных государств, живущих под этими флагами, были придуманы после войны. Искусственность этих государств и их символики явственно стала проявляться в последние десятилетия. Свидетельством этому являются распад Судана, фактический распад Ирака, гражданская война в Сирии, война в Йемене. Еще одна группа искусственных флагов искусственных государств это флаги Чер ной Африки. Опыт придумывания цветов и флагов, полученный на Арабском Вос токе, европейские государства в ходе деколонизации 50 70 х годов еще более успешно применили в Африке, дав большей части своих бывших колоний флаги одинаковых цветов, а во многих случаях и совпадающих рисунков. То, что почти все искусственные государства Черной Африки находятся в устойчивом состоянии деградации, сопрово ждаемом внутренними и внешними войнами, несомненно. Нынешний флаг Демокра тической Республики Конго, созданной на основе флага принадлежавшего Бельгии Свободного государства Конго явственно показывает стремление к реколонизации. Существуют также сходные между собой флаги, возникшие после распада ранее существовавших государств. Это характерно для Латинской Америки. Флаги государств Центральной Америки и севера Южной Америки образовались на основе флагов бо лее крупных государств, куда входили их территории после ухода испанцев в 20 х годах XIX века. Для Америки также характерно образование государственных флагов на основе общности происхождения их населения. Флаг Бразилии при ее образовании был со здан на основе цветов двух европейских династий зеленого цвета португальской дина стии Браганца первый император Бразилии и желтого цвета австрийских Габсбургов его жена Эти же цвета сохранила Бразильская Республика, в которой постепенно все большее значение стало приобретать чернокожее население. В XX веке сочетание бра зильских цветов зеленого и желтого стало использоваться при создании своих флагов островными государствами, расположенными в основном на Малых Антильских остро вах, где большинство населения составляют потомки африканских рабов именно это сочетание цветов стало основой для формирования символики новых наций. При этом цвета флагов Больших Антильских островов совершенно иные. Это си ний, красный и белый. В данном случае общие цвета являются свидетельством общно сти географической судьбы Со времени своего открытия в XV XVI веках и до сере дины XIX века, то есть в эпоху парусного флота, Большие Антильские острова Куба, Гаити, Пуэрто Рико были одним из главных узлов мировых морских коммуникаций. ВЕКСИЛЛОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ГЕОГРАФИЯ Производившаяся здесь продукция, сахар и кофе, имела исключительно большое зна чение для Европы и Северной Америки. С развитием пароходства эти острова теряют былое значение. Сине красно белые цвета принимает сначала Гаити, затем Доминикан ская Республика, и последней в конце XIX века Куба. Приведенные здесь примеры показывают, что география для понимания флажной картины современного мира имеет едва ли не меньшее значение, чем история. Французский историк Мишель Пастуро, буквально вдохнувший новую жизнь в за стывшие и мало кому интересные красочные исторические дисциплины геральди ку, сфрагистику, вексиллологию предложил по новому осмыслить символику цвета и создал новое научное направление символическую историю Символическую географию и географию флагов как ее часть в качестве нового научного направления создать вряд ли получится, да это и не нужно. Однако в декабре 20 19 года вышла статья, в которой рассматриваются основные проблемы новой науки, названной авторами вексиллогеография 13. Трудно понять, насколько она может быть наукой, поскольку изучение флагов создает больше вопросов, чем дает ответов. Это хо рошо заметно по посвященной флагам главе уже упомянутой выше книги Мишеля Пастуро, которая называется От герба к флагу Основа любой науки верифициру емость, что в случае вексиллологии возможно далеко не всегда. Но в качестве учебно го предмета на факультете географии Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена существует курс Основы вексиллологии правда, един ственный в России равно как и вспомогательных научных дисциплин, и вексиллоло гия и, наверное, вексиллогеография вполне могут существовать. 1Smith W. Ameriсan Perspeсtives on Heraldry and Vexi logy Raven. 1999. Vol. 6. P. 4 153. 2 Белавенец П. И. Краткая записка о старинных русских знаменах. СПб., 19 3 Вилинбахов Г. В. Знамя или флаг Signum. 20 13. 7. С. 5 13. 4 Бойцов М. А. Вексиллологические традиции средневековой Европы Signum. 20 13. 7. С. 19. 5 Опрятов В. И. Геральдика и вексиллология как науки о государственных символах и их соотношение с конституционным правом Ученые записки Орловского государственно го университета. 20 2 40 С. 177 180. Гуманитарные и социальные науки 6 Григорьев А. А. Роль знаков, символов и обра зов в географическом страноведении Вестник СПбГУ. Науки о Земле. 2009. 3. с. 98 0. 7 См., например Кузнецов А. В., Шпунтов А. В. Знамена. Флаги. Гербы Символика Брян ского края сборник под ред. В. И. Лавре нова. М., 20 17. 8 Elgenius G. National Flag Origins Religion, Revolution and Rivalry Symbols of Nations and Nationalism. London, 20 P. 27. 9 Пастуро М. Символическая история евро пейского Средневековья. СПб., 20 19. С. 280. 10 Алярд К. Книга о флагах. СПб., 19 1Упоминание о славянских цветах в опи сании работы съезда присутствует неодно кратно, см., например, Tobolka Z. V. Slovansk sjezd v Praze roku 1848. Praha, 190 2 Баконина М. С. Генезис современной ислам ской символики, знамя исламского государст ва и критика традиционных знамен и эмблем мусульманских стран как инструмент пропа ганды. URL https www.hermitagemuseum. org wps wсm сonneсt 9 149d065 4 19e 4965 a6 13 0022a6da8a0d heraldy 15 03 20 17. pdf MOD AJPERES сVID m5gM0T5 дата обращения 24.02.2020 13 Medway D., Light D., Warnaby G., Byrom J., Yong с. Flags, soсiety and spaсe Towards a Researсh Agenda for Vexillgeography Area. 20 19. Vol. 5 14 P. 689 696. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Мартынов В.Л. Вексиллология и общественная география (2021)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |