| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем (2005) › [Геральдический] Цветовой код. Металлы. Цвета. Меха. | ||||||
Санти-Мадзини Д.
[Геральдический] Цветовой код. Металлы. Цвета. Меха.// Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем (2005)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Санти-Мадзини Д. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем [пер. с итал.] - М.: АСТ, 2007. С. 64-77 [Часть II. Глава IV (продолжение).] Аннотация: «Говоря об эмалях, металлах и цветах в геральдике, стоит выделить, прежде всего, золото, серебро, красный, синий, черный, зеленый и пурпурный цвета. С древнейших времен эти цвета украшали облачение рыцарей; кованые оловянные амулеты с изображениями гербов покрывались красной, зеленой, черной и темно-синей эмалью, поэтому в геральдике до сих пор употребляется термин «эмаль» для обозначения цвета. Именно тогда, в древнейшие времена, было принято строгое правило наложения цветов, соблюдающееся до сих пор; оно состоит в том, что нельзя накладывать цвет на цвет или металл на металл.» (Дж. Кроллаланца. Геральдическая рыцарская энциклопедия.) Об авторе публикации/статьи: Санти-Мадзини Д. Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи автора: Санти-Мадзини Д.
в библиотеке найдено еще 43 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 86751 знаков (с пробелами)
А Цветовой код Говоря об эмалях, металлах и цветах в геральдике, стоит выделить, прежде всего, золото, серебро, красный, синий, черный, зеленый и пурпурный цвета. С древнейших времен эти цвета украшали облачение рыцарей кованые оловянные амулеты с изображениями гербов покрывались красной, зеленой, черной и темно синей эмалью, поэтому в геральдике до сих пор употребля ется термин эмаль для обозначения цвета. Именно тогда, в древнейшие времена, было принято строгое правило наложения цветов, соблюдающееся до сих пор оно состоит в том, что нельзя накладывать цвет на цвет или металл на металл. Дж. Кроллаланца. Геральдическая рыцарская энциклопедия. Слово эмаль происходит от немецкого sсhmelzen что означает плавить, расплавлять, растапливать именно эти действия и совершаются на предварительном этапе эмалирования, или глазуровки. Сам процесс эмалировки заключается в том, чтобы покрыть расплавленной стекольной массой силикат алюминия в которую предварительно добавлен краситель, металлическую или керамическую поверхность. Через некоторое время нанесенное покрытие становится твердым как камень. Предмет, покрытый эмалью, становится блестящим, его глянец напоминает металлизированный корпус современного автомобиля. Однако подобное покрытие не очень прочное, а так как щит был предметом вооружения, предназначенным для защиты от ударов копья, сабли, булавы, топора и разных других тупых и острых предметов, невозможно даже предположить, что боевой щит, предназначенный для битвы с врагом или для турнирного состязания, покрывался эмалью. Щиты, поверхность которых была обработана с применением подобной техники, были предназначены для торжественных смотров войск. Рыцарь с таким щитом мог предстать перед королем или его семьей гербы, исполненные в технике эмали, украшали троны, стены и камины замков или загородных особняков, унаследованных от предков. Разделение оттенков эмали на цвета и металлы вполне обоснованно, оно сохраняется и по сей день. Основа, на которую наносится эмаль иногда керамическая должна быть металлической. Когда речь идет о золотом или серебряном покрытии металле основа должна просвечивать сквозь него, в то время как цвета которые наносятся на медную или оловянную основу, не просвечивают, хотя стекольное вещество само по себе прозрачное, даже если в него добавлен краситель. Такое покрытие можно сделать непрозрачным и матовым, добавив в стекольную массу двуокись олова. Отметим попутно, что техника майолики была изобретена испанскими маврами, которые добывали необходимое сырье на месторождениях Майорки. Техника состояла в том, что изделия из обожженной глины аналогичным способом покрывались эмалью, или глазуровались. Эмаль оставалась матовой и непрозрачной после обжига и скрывала красноватый цвет глины, при этом цвета на декоративных изделиях не искажались в такой же технике были исполнены гербы, запечатленные на посуде аристократии, см. рис. 7 9 Техника эмали требует значительных временных затрат, а также высокого художественного мастерства, поэтому очевидно, что щиты, как правило, раскрашивались обычными масляными красками и сильно уступали в художественном отношении фрескам или миниатюрам орлы больше напоминали индюшек, просящихся на вертел, львы по своему телосложению больше походили на кошек и т. д., однако художникам по крайней мере, нельзя отказать в том, что они использовали точные цвета. Сложности возникали тогда, когда речь шла о символическом значении того или иного цвета, тем более, что у каждого составителя гербов в прошлом была своя интерпретация каждого цвета, а в каждой стране была своя геральдическая традиция. Нередко составители гербов слепо доверяли астрологии, как свидетельствует отрывок из книги Il Nobile Благородный флорентийца XVI века Марко, де ла Фрата Удивительно, какая странная философия у этих герольдов, как они одержимы астрологией и богословием они соотносят темные цвета, в том числе и черный, с Сатурном, кроме того, этим цветам и этой планете они приписывают такие качества, как постоянство, молчаливость, терпение цит. по Кроллаланца. Указ. соч Рис. 7. Блюдо, расписанное в технике майолики Рис. 8. Блюдо, расписанное в технике майолики Рис. 9. Блюдо, расписанное в технике майолики Урбино, XVI век Руан, XVII век Савона, XVIII век Родовой герб фамилии Гурвинек Бретань 64 Металлы золото metaux metals Metalle Изображение цветовое условное Золото оrо ит. ог фр. оr англ Gold нем. Aureum metallum, Aureus сolor, Aurum, Luteum, сroсeum, Galbinum лат. Символическое значение Происхождение Исполнение Золото самый благородный из всех металлов и цветов, используемых в геральдике, оно олицетворяет солнце источник жизни и богатства, как материального, так и духовного. Оно символизирует такие качества и понятия, как верность, милосердие, справедливость, человеколюбие, умеренность, воздержание, а также благородство, великолепие, гордость, слава, счастье, любовь, богатство, великодушие, мудрость, постоянство, власть, превосходство и щедрость. На флаге этот цвет означает стремление к победе. Кроме того, этот металл считался символом гибеллинов. Некоторые английские специалисты по геральдике ассоциируют этот металл с топазом topaz название этого камня заменяло золото в описаниях гербов пэров, то есть высшей аристократии когда речь шла о гербах королей и принцев, вместо слова золото использовалось слово солнце золото называлось своим настоящим именем только для мелкого и среднего дворянства, джентри. Герб сиенской семьи Бандинелли является редким примером полностью золотого поля. Безант, то есть золотой кружок, по определению является золотым см. с. 265 Графически символ золота изображается на бумаге, мраморе, дереве и металле посредством пунктирной линии в наиболее древних из дошедших до нас документах можно найти символическое обозначение золота в виде буквы О или в виде зодиакального знака солнца О Щиты могли быть либо позолочены с помощыо золотой фольги либо покрашены желтой краской желтым кадмием Золотой или желтый щит у рыцаря на турнире символизировал скорее гордость, самообладание и желание любви, нежели вышеперечисленные качества и понятия. В то же время согласно народным поверьям золото традиционно считалось цветом предательства и измены действительно, Иуда, как правило, изображался в желтых одеждах а также ревности и супружеской неверности. Это негативное отношение до сих пор присутствует, к примеру, в своде морских сигналов так, флаг карантина традиционно желтый Тем не менее желтый цвет интерпретируемый как золото в главе национального герба в прошлом часто встречался в расцветках европейских флагов в качестве примера можно привести флаг на бушприте Фландрии, рис. 120 Золото часто используется для исполнения внешних элементов герба золотые короны это символ монаршей власти, а золотые шлемы во внешних украшениях над гербами принадлежат исключительно королям и принцам. Кроме того, золотыми могут быть забрала и застежки на серебряных шлемах см. с. 488 а также шпоры рыцарей. Более темные и насыщенные оттенки желтого цвета, получаемые посредством сиенского красителя, могут быть использованы для затенения или выделения отдельных фигур например, корон или их частей клювов, когтей и т. д. когда они блазонируются цвета поля то есть золото на золоте. Монохромный щит будь то металл или цвет назывался щитом ожидания потому что рыцарь обладатель такого щита находился в ожидании он стремился совершить подвиги, прославиться на турнирах и поместить на свой герб достойные символы своих побед. При этом некоторые рыцари сохраняли свой щит одноцветным по другим соображениям, например, они хотели подражать легендарным героям, таким как рыцари Круглого Стола, или же в их родной стране отсутствовала традиция устраивать рыцарские турниры так было в Ирландии Рис. 120. Флаг Фландрии на бушприте XVII век Особенности изображения V Герб полностью ЗОЛОТОЙ родовой герб фамилии Бандинелли Сиена Золотое затенение городской герб Мидделбурга Нидерланды Топаз 65 Металлы серебро Изображение цветовое условное Серебро argento ит. argent фр. argent англ Silber нем. Argenteum metallum, Argenteus сolor, Albus сolor, Argentum Аргентум лат. Серебро второй по благородству среди всех металлов и цветов, используемых в геральдике. Оно олицетворяет Луну и ее ночное сияние, холодное и чистое, как прозрачная вода. Оно символизирует такие качества и понятия, как чистота, непорочность, милосердие, честность, правдивость, умеренность, воздержание, надежда, а также человеколюбие, благородство, искренность, чистосердечность, согласие, единодушие, победоносность и красноречие. Точно так же, как и в случае с золотом, английские геральдисты в описаниях гербов пэров называют серебро жемчугом pearl а при составлении гербов королей и принцев применяют термин луна luna Если щит полностью серебряный, то он символизирует мир, душевное спокойствие, умиротворение, удовлетворенность скромным и уединенным существованием, безмятежную и счастливую любовь. Так считает Кроллаланца, который в то же время отмечает, что символическое значение серебра может меняться в зависимости от того, какой цвет с ним сочетается. Например, в сочетании с красным он обозначает радость с синим победу с зеленым щедрость, человеколюбие и воздержание с пурпурным святость и нерушимость обычаев сочетание серебра и золота олицетворяет красноречие. Серебряный цвет то же самое, что и белый на флагах может иметь несколько символических значений. После завершения Столетней войны, изгнав англичан, национальным цветом которых был красный, французы сделали своим национальным цветом серебро рис. 12 1Гвельфы также считали серебряный и белый цвета своими символами. Говоря о более общем символическом значении белого цвета в военной истории, стоит отметить, что белый флаг когда то символизировал предостережение и надвигающуюся опасность, возможно, поэтому впоследствии отличительном знаком парламентера то есть официального представителя одной из воюющих сторон, направленного для переговоров с другой стороной, пользующегося неприкосновенностью стал именно белый флаг такой же флаг выбрасывался в случае капитуляции. Серебряный безант по определению из серебра см. с. 265 Графически серебро не изображалось никакой штриховкой, однако в наиболее древних из дошедших до нас документов оно обозначалось буквой А или в виде зодиакального символа Луны. Серебряные шлемы с золотыми застежками во внешних элементах герба могли принадлежать благородным по крови герцогам и графам, в то время как стальные шлемы с серебряными застежками, которые также изображались при помощи белого цвета который в блазонировании мог называться серебром символизировали простых дворян джентльменов и рыцарей, имеющих древнее происхождение. Серебряные шпоры являлись отличительным знаком щитоносцев или оруженосцев. В серебряных фигурах особенно в изображениях орлов и львов отдельные детали и части тела, например, очертания фигуры, оперение, суставы, половые органы, глаза и т. п., как правило, передавались при помощи черного цвета. Щиты покрывали серебряной фольгой или просто красили белой краской в состав которой входил алюминий Серый оттенок, который достигался добавлением гуаши, использовался для затенения фигур округлой формы, к примеру, башен, шаров, кубков и прочего. В данном случае речь не идет о так называемом гербе ожидания см. примечание на предыдущей странице это типичный пример говорящего герба, подчеркивающего звучание фамилии Ар джентино. Рис. 12 1Флаг Адмирала Франции XVII век Особенности изображения Герб полностью серебряный родовые гербы фамилий Манезес Майорка Арджентино Венеция Зграйя Польша Серебряное затенение родовой герб фамилии Фьяски Феррара Орел с опущенными крыльями Символическое значение Происхождение Исполнение 66 Металлы цвета пурпур Изображение цветовое условное Пурпур, или темно лиловый цвет porpora, paonazzo ит. pourpre фр. purpur англ. Purpur нем. Purpureus сolor лат. Аметист Пурпурный цвет который также называют темно лиловым, сиреневым или фиолетовым имеет окраску цветка мальвы. Во времена античности это растение получило название пурпура Таранто не путать с пурпурой Тиро чья окраска ближе к красному цвету Использование пурпура в геральдике не такое уж распространенное этот цвет можно встретить на одном гербе из 10 ООО и не такое уж древнее явление этот цвет начал использоваться в геральдике начиная с эпохи Возрождения Значение пурпура двояко он может символизировать металл, когда его наносят на цвет, или же наоборот, считается цветом в сочетании с металлом. Он олицетворяет цветущую землю и символизирует такие качества и понятия, как верность, воздержание, чистота, целомудрие, скромность, смирение, набожность, то есть духовные добродетели, а также олицетворяет благородство происхождения, могущество верховной власти, честь и высокие заслуги, богатство, щедрость, превосходство и королевское достоинство, то есть многие светские понятия и качества. Для участников турниров этот цвет символизировал любовь Некоторые французские специалисты по геральдике приписывают пурпуру противоположные значения когда речь идет о гербах, то темно лиловый цвет символизирует хитрость, изворотливость и обман, а когда о флагах, то тут нет ни малейшего намека на предательство Некоторые же полагали, что пурпур это не более чем оттенок красного цвета или серебра, постаревшего от времени. Мепестрие отзывался о лиловом цвете с явным сарказмом, утверждая, что он годится только для того, чтобы изображать виноград и ягоды ежевики. В описаниях гербов английских пэров этот цвет назывался аметистом amethist а когда речь шла о гербах королей и принцев, то Меркурием Merсury Кроме того, пурпурный цвет имел символическое изображение в виде зодиакальных знаков этой планеты. В Шотландии пурпур в геральдике вовсе не использовался, за исключением гербов новых джентри то есть тех, кто недавно получил благородный статус. Пурпурный шар или круг см. с. 265 получил название golpes у англичан и guipe у французов. Графически пурпурный цвет изображался в виде заштрихованной поверхности, образованной диагональными линиями, проведенными слева направо пурпурные щиты окрашивались специальной краской смесью синильного красителя и кармазинного лака в равных долях. Родовой герб фамилии Понсе де Леон Испания Рассеченный в первом серебряном поле пурпурный лев во втором герб Арагона, с красной каймой, обремененной семью серебряными щитками с голубым поясом Городской герб Рудольштадта Шварцбург В пурпурном поле золотой лев с раздвоенным хвостом, в короне того же цвета Особенности изображения Родовой герб фамилии Сен Леже Франция Пурпурный, усеян золотыми лилиями, красная перевязь справа Родовой герб фамилии Гаст Виваре Пурпурный с двумя синими поясами Родовой герб фамилии Бадзини Бергамо Рассеченный первое поле полностью красное второе рассечено черным и пурпурным, глава того же цвета, обремененная орлом в золотой короне Родовой герб фамилии Нординис Фриули Серебряный, усеян пурпурными крестиками с трилистниками на концах Символическое значение Происхождение Исполнение 67 Цвета красный emaux сolours Farben Изображение цветовое условное Рубин Красный практически все геральдисты за исключением французов, которые отводят ему второе место считают самым благородным из цветов, используемых в геральдике. Он олицетворяет кровь и огонь и символизирует такие качества, как справедливость, любовь к Богу и ближнему, скромность и смирение, а также такие чисто светские понятия, как кровопролитие на войне, возмездие, мужество, храбрость, отвага, доблесть, сила, благородство, щедрость, пылкое желание, знатность происхождения, власть действительно, красный цвет и золото издревле надлежали королям Что касается верховной власти, точнее сказать, права королевской прерогативы то красный цвет оставил заметный след на государственных гербах Ангальта и Пруссии см. рис. 454 на с. 534 в Германии кроваво красный флаг получил название флаг, обагренный кровью На турнирах красный цвет символизировал радость и веселье, в сочетании с серебром ликование, с синим стремление к познанию, с черным скуку и тоску, с фиолетовым страстную любовь. Красный круг см. с. 265 назывался torteau у англичан, а у французов guse Красный цвет наиболее часто встречается в испанской геральдике 85 затем в английской 80 польской 75 и итальянской 70 во французской геральдической традиции, где превалирует синий цвет, красный используется преимущественно в гербах Бургундии, Нормандии, Бретани и Гаскони. Распространение красного цвета в геральдике последних трех областей обусловлено двухвековым господством англичан. В Италии этот цвет являлся отличительным признаком гибеллинов. Некоторые специалисты по геральдике ассоциируют красный цвет с рубином и с планетой Марс обозначают его знаком этой планеты Во времена античности красный был цветом войны. Что касается военной истории, то красный был излюбленным цветом англичан, это сказалось на окраске флагов и цвете военной формы как сухопутных, так и морских войск. Во французском и в турецком флоте красные флаги устанавливались на галерах, двухмачтовых судах. В течение трех веков красный флаг в системе морских условных знаков сигнализировал об опасности он вывешивался при погрузке и разгрузке пороха Французский термин для обозначения красного цвета gueules и английский gules происходят от персидского слова ghul означающего цветок розы Графически красный цвет изображается посредством вертикальной штриховки для окрашивания щитов в красный цвет использовалась киноварь, для передачи тени на красной фигуре или для выделения контуров применялся кармазинный лак. Английский морской торговый флаг конец XVII века Особенности изображения Герб полностью красный родовой герб фамилий д Альбре Берн Росси Флоренция Затенение городской герб Ворбурга Нидерланды В серебряном поле красная башня Флаг турецких галер конец XVII века Флаг герцогства Курляндия XVII XVIII века Красный Rosso ит. gueules фр. gules англ. Rot нем. сolor roseus, rubeus, сoссineus, sanguineus лат. Символическое значение Происхождение Исполнение 68 Изображение цветовое условное Синий Azzurro ит. azur фр. azure англ. Blau нем. сolor сoruleus, glauсus, сyaneus, сosium лат. Сапфир Лазурит Символическое значение Происхождение Исполнение В эзотерической символике синий цвет обозначает холод и чистоту уход от мирской суеты и стремление души к Богу в геральдике этот цвет олицетворяет такие понятия, как преданность, верность, святость, чистота, целомудрие, набожность и справедливость, а также красота, благородство происхождения, сила, бдительность, стремление к победе, настойчивость и упорство, богатство, любовь к родине, доброе предзнаменование, гордость и слава. На турнирах синий цвет обозначал ревность, но в сочетании с серебром победу. Он считался отличительным признаком гвельфов, но это не было общепризнанным. Английские специалисты по геральдике ассоциируют этот цвет с сапфиром, синим корундом, а также с планетой Юпитер. В военном искусстве во времена античности этот цвет наряду с красным получил наибольшее распространение. Возможно, он широко использовался для окраски оружия и воинских знаков отличия потому, что синюю краску было проще всего получить и она была несложной в применении. Такие могущественные боги Олимпа, как Гера Юнона, богиня воздушной стихии, и Посейдон Нептун, покровитель моря, изображались в синем. Синее облачение было характерно и для тех, кто считал себя их наследниками Ахиллес и Секст Помпей Геральдисты отмечают, что именно синий цвет был отличительным знаком одной из группировок венетов римского цирка. Этот цвет является наиболее распространенным во французской геральдике по сведениям Кроллаланца, он присутствует более чем на 85 французских гербов Эта тенденция наметилась в незапамятные времена, ее зачинателями были кельты, впоследствии ее переняли римляне как в Галлии, так и в Британии а затем и франки Карл Великий облачался в синие одеяния на французский манер согласно Эйнхарду Эту традицию закрепил Святой Мартин, поделивший свой синий плащ с нищим. Хлодвиг, первый король франков, родоначальник Франкского государства, сделал синий цвет символом своей королевской власти эту традицию продолжили его наследники на синем фоне появились три золотых лилии Синий цвет преобладает в подавляющем большинстве гербов тех областей Франции, которые были подчинены представителям династии Капе тингов, а в тех областях, где в течение длительного времени правили Плантагенеты, число этих гербов сокращается до 72 75 В районах, граничащих с Испанией, этот процент составляет примерно 60 здесь большое распространение получил красный цвет. В Наварре красный цвет встречается всего в 30 гербов Генрих IV, по идее, должен был поменять свой красный цвет на синий, однако Бурбоны использовали оба этих цвета Синий круг см. с. 265 назывался hurts у англичан и heurte у французов. Этимология этого термина восходит к персидскому слову lazwaed означающему голубое небо так арабы называли минеральную краску ляпис лазурь добываемую из толченого лазурита этот минеральный краситель был одним из наиболее дорогостоящих из всех синих красок, используемых в живописи Морские и речные воды передавались при помощи оттенка аквамарин светло голубой наиболее приближенного к их естественному цвету Графически синий изображался посредством горизонтальных линий в древних итальянских источниках можно найти его символическое обозначение в виде буквы Т turсhino в переводе с итальянского означает темно синий а также в виде знака планеты Юпитер, название которой на санскрите выглядит так Diuv pitar отсюда происходит Juppiter то есть отец небесный отец голубого дневного неба Для окрашивания щитов в синий цвет использовался кобальт, а для передачи тени и цветовых контрастов более темный синильный краситель. Особенности изображения Герб полностью синий родовой герб фамилии Ла Барж Лотарингия Герб Франции В синем поле три золотые лилии Городской герб Тильзита В серебряном поле красный замок, стоящий на волнах синей реки. Поверх всего четверочастный щиток, серебряный и черный Цвета синий 69 Цвета зеленый Изображение цветовое условное Зеленый verde ит. sinople фр. vert, sinople англ. Grun нем сolor prasinus, Viridis лат. Изумруд, или смарагд Символическое значение Происхождение Исполнение Этот цвет символизирует землю, покрытую зеленой травой, луга именно этим некоторые объясняют высокую частоту встречаемости зеленого в голландских гербах на самом деле это обуславливается тем, что ливреи графов Фландрии были зелеными, впоследствии зеленый стал цветом униформы морского флота Кроме того, этот цвет олицетворяет такие понятия, как любовь, дружба, изобилие, вежливость и обходительность, воспитание и честь, стремление к победе. На турнирах зеленый цвет обозначал надежду что касается рыцарских турниров в Италии, то зелено желтые или наполовину зеленые ленты символизировали слабую, умирающую надежду, близкую к отчаянию Странствующие рыцари предпочитали именно зеленое облачение. В средневековой Италии этот цвет имел, помимо всего прочего, политическое значение, будучи цветом гибеллинов. Зеленый цвет ассоциируется с изумрудом, или смарагдом старинное название изумруда а также с планетой Венерой зеленый цвет обозначался знаком этой планеты Зеленые геральдические фигуры, присутствуя в одеянии королей и принцев, назывались изумрудом или Венерой emerald, Venus Когда речь шла об одежде простых дворян, то использовался простой зеленый цвет vert Зеленый один из наиболее редких цветов в геральдике он появился довольно поздно первое документальное свидетельство относится к 14 15 году на европейских флагах этот цвет также можно встретить нечасто, в отличие от мусульманских стран, где зеленый цвет считается цветом пророка. Зеленый круг назывался pomeis у англичан и pomme или volet у французов. Французский термин sinople заменил ранее существующую форму prasina цвет одной из группировок римского цирка, прасинов Некоторые исследователи считают, что этот термин ведет свое происхождение от названия турецкого города Синоп, расположенного на Черном море, где было много зеленых лесов. Именно эта местность была богата месторождениями темно красного кварца, железистого минерала, из которого добывалась охра природный пигмент. Листва, как правило, передавалась зеленым, то есть своим естественным цветом, за исключением некоторых специфических случаев подобным же образом изображались земля, покрытая травой, и зеленые луга. В данном случае зеленый передавал естественную, природную окраску, поэтому мог наноситься на другой цвет. Графически зеленый изображался посредством диагональных линий, проведенных справа налево при окраске щитов использовалась изумрудная зелень, а для передачи тени и выделения контуров применялся оксид хрома. Морской турецкий флаг конец XVII века Особенности изображения Родовой герб фамилии Зомеи Пистоя Герб города Алтена Нидерланды Флаг пиратов Триполи конец XVII века 70 Цвета черный Изображение цветовое условное Черный nеrо ит. sable фр. sable англ. Sсhwarz нем. Niger, Sabuleus сolor лат Городской герб Штутгарта Германия Двуглавый орел Голова мавра Символическое значение Происхождение Исполнение Некоторые считают черный наименее благородным из всех цветов, используемых в геральдике. Он ассоциируется с темнотой и мраком как в прямом, так и в переносном смысле а также с траурной одеждой, которую носили рыцари. Тем не менее посредством именно этого цвета чаще всего изображают орлов, а эти птицы в геральдике символ особого благородства. В Европе с древнейших времен все негативные явления и печальные события, такие, как траур, поражение, месть, восстание, ассоциировались с черным цветом, словно уже были известны законы, впоследствии открытые физиками черный цвет это отсутствие цвета. Траурные мотивы присутствуют во многих гербах, но стоит лишь поменять цвета и траура как не бывало, или наоборот, окрасить в черный то, что имело другой цвет. Так было с гербом Ареццо когда то на его серебряном фоне был изображен красный конь, затем, в 13 13 году, конь стал черным в ознаменование траура по Генриху VII в этой связи можно добавить, что черный цвет являлся одним из отличительных признаков гибеллинов, но также и гвельфов из области Тоскана В связи с трауром по случаю кончины Карла VIII во Франции в 1498 году по всей стране стали носить черную одежду, символизирующую скорбь по умершему. В XII XIII веках, когда морской разбой стал весьма распространенным явлением, пираты также взяли на вооружение черный цвет именно такой была раскраска флагов флибустьеров, символизирующих протест против великих колониальных и торговых империй. На турнирах этот цвет в сочетании с другими принимал едва ли не противоположные значения в сочетании с зеленым черный символизировал смирение и сдержанность, с красным скуку и тоску. Понятия, символизируемые черным, могли противоречить друг другу постоянство, строгость, скорбь, полная достоинства, смирение и несчастье, предательство, измена, зло во всех смыслах этого слова. Тем не менее строгое великолепие гербов от этого никак не страдает, а самые благородные фигуры, орлы и львы, носят именно этот цвет. Черный, подобный железу олицетворяет одновременно силу и стремление к победе, терпение, твердость, упорство, постоянство в принятии решений, мудрость, осторожность, безмолвие, честь, веру и преданность до самой смерти. В геральдике же на первое место выходят траур и различные негативные аспекты. В 16 10 году геральдист Филиберто Кампа ниле, обладавший глубоким пониманием цветов и их символики, писал хотя черный и является самым последним из цветов геральдики, тем не менее он символизирует силу и могущество он может заглушить и омрачить любой другой цвет, а другие цвета не могут подавить и заглушить его, посему можно утверждать, что он олицетворяет постоянство, стойкость, силу и непобедимость Черный цвет ассоциируется с алмазом и Сатурном знак именно этой планеты может являться его символическим обозначением хотя принято считать, что металл Сатурна свинец, а железо соотносится с Марсом Черный круг см. с. 265 называется ogress или pellet у англичан в итальянской традиции pa ttola pallino или pa di pietra пуля дробь или каменное ядро и ogoesse у французов. Термин sable в английском и французском языках возможно, имеет отношение к черной окраске спинного ворса соболиной шкуры, на немецком языке это животное называется zobel более архаичная форма zable на арабском zebel или zibel таким образом, можно предположить, что во французский, немецкий и английский языки это слово вошло во времена крестовых походов. При изображении черных фигур, особенно орлов и львов, их очертания и отдельные элементы, такие, как оперение, суставы, гениталии, глаза и т. д., могут выделяться более светлым тоном. Графически этот цвет изображается в виде штриховки из пересекающихся горизонтальных и вертикальных линий некоторые графически изображают его, закрашивая всю плоскость черным, но это не совсем правильно для окрашивания щитов использовалась жженая кость. Особенности изображения Герб полностью черный фамильные гербы французских семей де Турнэ и Дегабэ д Омбаль Городской герб Ареццо с 13 13 Леопард 7 1 Цвета оранжевый, кровавый, цвет корицы светло коричневый горчичный цвет львиной шерсти Изображение цветовое условное Оранжевый aranсiato ит. orang tann фр. tenney, tawney, teany англ сroсeus лат Символическое значение Происхождение Исполнение Оранжевый второстепенный цвет в геральдике, он используется крайне редко, только в английской и голландской традициях. Причем в первом случае оранжевый трактуется как испачканный запятнанный цвет, поэтому встречается только в гербах опороченных обесчещенных чьи владельцы утратили былое благородство. У голландцев, напротив, этот цвет очень уважаемый и почитаемый он являлся отличительным знаком семьи Шалон, французских сеньоров княжества Оранского в Дофинэ, которое в 1530 году было унаследовано от оттоновской ветви княжеской династией Нассау. С тех пор Оранско Нассауская династия занимала ведущее место в истории Нидерландов одному из ее представителей, принцу Вильгельму, голландцы обязаны зарождением своей национальной государственности Утрехтская Уния, 1579 год Оранский означает оранжевый знак и облачение этого дома были оранжевыми, их гербы говорящими то есть оранжевыми, по ассоциации с именем Оранжевый круг см. с. 265 назывался orange у англичан. Английское слово tenney оранжевый происходит от французского tanne это цвет танина. Можно встретить различные варианты графического изображения оранжевого цвета, несхожие между собой. Французские и английские геральдисты обозначают его горизонтальными линиями, пересекающимися с диагональными, проведенными слева направо вероятнее всего, это правильно редактор Эдинбургской энциклопедии графически изображает этот цвет посредством пересекающихся диагональных линий. У Кроллаланцы мы находим иное обозначение вертикальные линии пересекаются с диагональными, проведенными справа налево. Для окрашивания щитов использовалась смесь красного и желтого красителей. Кроваво красный цвет также является второстепенным, изредка он встречается на итальянских и французских гербах, однако чаще в английской и немецкой геральдике. В немецкой традиции он считается грязным цветом своего рода разновидность оранжевого поэтому встречается только в гербах опороченных обесчещенных Тем не менее, по мнению французских геральдистов Мартин, на которого ссылается Кроллаланца у этого цвета в геральдике было несколько значений, причем в каждом из них он имел свое наименование кровавый sanguine, англ для простых дворян, сардоникс sardonyx, англ для титулованных дворян, драконий хвост dragon s tail, англ для монарших особ. Цвет сангина кроваво красный sanguine и murrey использовался для изображения ягод ежевики немецкое слово Eisen означает железо очевидно, ржавое Кроваво красный круг см. с. 265 назывался у англичан guze Встречаются различные варианты графического изображения кроваво красного цвета англичане и шотландцы обозначают его диагональными линиями, проведенными справа налево, пересекающимися с горизонтальными I французы Гордон и итальянцы Кроллаланца, ссылаясь на данные одного немецкого произведения XVIII века пересекающимися диагональными линиями II Для окрашивания щитов использовали красную охру, которая так и называлась сангина. Цвет корицы светло коричневый Горчичный В трактатах по геральдике упоминаются еще два второстепенных цвета светло коричневый цвет корицы и горчичный цвет львиной шерсти Говоря о них, ограничусь определениями Кроллаланца Цвет корицы изредка используется в английской геральдике, англичане называют его головой дракона если речь идет о гербах принцев, и гиацинтом, если он встречается в гербах простых дворян джентльменов. На турнирах он символизировал несгибаемую волю и самообладание в любви Согласно Спелманну, на латыни этот цвет назывался puniсeum ему приписывался знак планеты восходящий знак, Голова Дракона Горчичный цвет цвет львиной шерсти темный цвет, используется с древних времен, особенно в Англии в этот цвет окрашивались знаки отличия незаконнорожденных детей дворян или же дворян, утративших свое благородное достоинство. Графически изображался в виде пересекающихся диагональных линий По словам Джиннани, этот цвет на латыни назывался fulvus или желто коричневый как шкура льва на французском он именовался minime сlaire или светло коричневый цвет монашеской рясы младших братьев францисканцев На основании этих сведений, весьма пространных и противоречивых, можно считать эти два цвета не чем иным, как оттенками оранжевого. Кровавый, или Бычья кровь sanguigno, sangue di bue ит. fer, sanguine фр. sanguine, murrey англ Eisen нем сolor sanguineus лат 72 Цвета телесный, небесный Изображение цветовое условное Телесный сarnagione ит сarnation фр. сarnation, flesh сolour англ Naturfarbe нем. сarnis сolor лат Символическое значение Происхождение Исполнение Определение натуральный естественный al naturale, ит., сouleur naturelle, фр., proper, англ указывает на цвет, от природы свойственный какому то животному, растению или изображаемому предмету. Телесный цвет это естественная окраска частей человеческого тела, не скрытых одеждой, как правило, это конечности и лицо, реже обнаженное тело целиком. Графически телесный цвет передается посредством косых зигзагообразных линий для окрашивания щитов используются те же цвета, что и в портретной живописи. Точно так же и цвет небесного свода, используемый в итальянской геральдике, имитирует естественный цвет неба на щите в реалистической манере передаются все его оттенки, однако поспешим добавить, что этот цвет не характерен для геральдики, вместо него следовало бы использовать сплошной синий Кроллаланца Особенности изображения Городской герб Христиании Норвегия, ныне г. Осло Герб города Кальяри Четверочастный в первом и четвертом красном поле серебряные кресты, во втором и третьем небесном поле красная башня, стоящая на зеленом Родовой герб фамилии Джиулини Туринская ветвь Пересеченный в первом небесном поле старинный корабль с тремя мачтами с поднятыми парусами, на которых красные кресты, и флажками того же цве та, кораблю плывет по морю, его корма обращена к башне, стоящей на каменистом выступе, выходящем справа, во втором красном поле три волнистых се ребряных пояса, глава золотая, обремененная черным орлом с короной цвета главы Родовой герб фамилии Квартара Пьеве ди Теко В небесном поле лев, увенчанный золотой короной, держащий в лапах деревянную трубку и сидящий на клочке земли перед бочкой, скрепленной железными обручами, в правом верхнем кантоне щита рождающееся испускающее лучи солнце 73 Меха fourrures, pannes furs Pelzwerk, K rsсh Подавляющее большинство геральдистов согласны в том, что существует лишь два вида геральдического меха горностай и белка, соотносимые с реальным мехом животных, которым представители родовой знати и верхушки магистратов обшивали и декорировали свои парадные церемониальные одежды. Еще в незапамятные времена эта мода распространилась в придворной среде, затем она была заимствована участниками рыцарских турниров и юридически закреплена буллой папы Иннокентия III 98 12 16 Обращаясь к Коррадию, архиепископу Вюрцбургскому, которому было наказано идти бить сарацинов, наместник Бога на земле указывал, что надо быть обязательно в облачении, украшенном мехом горностая или белки, или каким либо иным цветом из тех, что используются на турнирах Хотя нельзя сказать, что ношение одежды, декорированной или подбитой дорогостоящим мехом, строжайшим образом предписывалось представителям высшей аристократии, однако считалось, что подобная одежда соответствует их достоинству. Эти меха в геральдике символизируют достоинство, юрисдикцию, превосходство, честь, чистоту нравов, приверженность высоким идеалам, в том числе религиозным, верховную власть, престиж и авторитет Меха другое их название покрытия следует понимать так же, как и цвета с двойственной функцией они могут накладываться на металлы, как цвета, и могут накладываться на цвета, как металлы. При этом они могут быть использованы как любой другой цвет, могут заполнять все поле даже при отсутствии других фигур и элементов в качестве примера можно привести герб Бретани сплошной горностай Мех может выступать в качестве цвета геральдической или простой фигуры эта окраска может быть как сплошной, так и фрагментарной, в виде рядов или линий, столбов, перевязей, поясов и т. д. В гербах можно встретить и отдельные, единичные элементы геральдического меха напоминающий наконечник стрелы мех горностая или узор в форме колокольчика из геральдического меха белки в подобных случаях при блазонировании необходимо указывать их количество и порядок размещения Горностай принадлежит к семейству куньих Mustela erminea лат. встречается и в Италии. Его зимний окрас белоснежный, и только кончик хвоста всегда остается черным рис. 122 Этим мехом украшались мантии главным образом, королевские им обшивались края одежды и манжеты. Черный кончик на хвосте горностая изображался в виде символа, по форме напоминающего наконечник стрелы. В английской геральдике к черному узору по краям иногда прибавлялись две красные ворсинки подобное символическое изображение получило название erminites Встречались и другие вариации цвета например, черный узор меха горностая мог наноситься на золотой Горностай Хвостики горностая mosсature mouсhetures spots Sсhwanzspitzen Рис. 122. Горностай с зимним окрасом фон горностаевый золотой или фон мог быть черным, а узор золотым противогорностаевый золотой однако этот принцип получил распространение только у англичан. Если меха горностая не оказывалось в наличии, как случилось, например, во время коронации Генриха II во Франции, то использовалась серебряная парча с вкраплениями черного бархата, имитирующего мех горностая. Часто эти черные вкрапления по итальянски mosсature по английски spots пятно, пятнышко, крапинка делались из кусочков шкуры черного ломбардского барашка, нашитых на ткань. Что касается происхождения, то этот символ можно обнаружить на печати 12 18 года принадлежавшей герцогу Бретани Пьеру Моклер В 1365 году герцогом Иоанном IV был учрежден орден Горностая. Этот символ чаще всего встречается на гербах Бретани герб этой области до сих пор представляет собой сплошное поле горностая. Кроме того, этот мех встречается на гербах латинс ких стран, а также Германии, правда, крайне редко. Он символизирует достоинство, честь и юрисдикцию. Горностай armellino hermine ermine Hermelin Pontiсum vellum лат Горностай с красными ворсинками только в английской геральдике Противогорностай сontre hermine ermines Горностаевый золотой только в английской геральдике Противогорностаевый золотой только в английской геральдике 74 Мех Горностай Герб области Бретань Франция Сплошной горностай Родовой герб фамилии Прини Реджо нель Эмилия Четверочастный в первом и четвертом поле четыре чередующихся пояса, синие и серебряные второе и третье горностаевое поле синее и серебряное Герб области Лимузэн Франция Горностай с синей каймой Родовой герб фамилии Миньон Франция Сплошной противо горностай Родовой герб фамилии де Лардерель Ливорно, происх. из Франции В поле горностая два повышенных малых красных пояса, сопровождаемых в оконечности выходящей зеленой горой с дымящейся вершиной Родовой герб фамилии Бёвилль Нормандия Горностаевый серебряный на красном и геральдическая лилия первого цвета Родовой герб фамилии Гэньон Иль де Франс В поле горностая красный крест Городской герб Ирсеке Нидерланды В серебряном поле девять хвостиков горностая 5, 4 красная глава с волнистым поясом первого цвета Родовой герб фамилии Эддингтон Великобритания Рассеченный горностаем и противогорноста ем, стропило переменных цветов, обремененное пятью ромбами переменных цветов, сопровождаемое тремя серебряными лилиями, две в главе, одна в оконечности на линии деления Личный герб Джона Тэйлора Вустер, Великобритания Горностай с зубчатой черной главой, обремененной тремя золотыми раковинами, расположенными в направлении главы Личный герб Оливера Фитцмориса Кэрри, Великобритания В серебряном поле красный крест Святого Андрея, в главе горностай 75 Мех Белка Животное, напоминающее простую белку, с серой спинкой и белым брюшком, его дубленым мехом оторачивают одежду, некоторые называют его сибирской белкой. Именно мехом белки украшают свое облачение магистраты и высшая знать отличительный признак рыцарских орденов Белкой в геральдике называется символическое изображение беличьего меха. Как писал Данте Божественная комедия. Рай. Песнь 16, ст. 103 Высокая честь иметь один столб белки у рода Питти, или Пильи, гербами были красные щиты с полосой узора геральдической белки Томмасео Мы могли бы добавить ко всему сказанному лишь то, что на говорящем гербе семьи Вайенти vaio по итальянски белка мы видим перевязь справа, украшенную тремя белками рис. 123 Вопреки тому, что утверждает Джинанни а именно, что белка это маленький зверек, обитающий в Африке а также повторяют некоторые современные геральдисты, речь идет о белке евроазиатской, изображенной на рис. 124, чей зимний окрас ближе к серому, если речь идет о сибирской разновидности, или красновато рыжий, характерный преимущественно для европейской белки. Это различие навело некоторых французских авторов на мысль о том, что белки это грызуны семейства Sсiurus alpinus, которых скорняки и торговцы пушниной называют petit gris Некоторые полагают, что натуральный серый цвет окраска беличьего меха можно приравнять к геральдическому синему однако мех белки использовался со времен раннего Средневековья, им была оторочена одежда герольдов и высших магистратов к примеру, мантия Орделафо Фалиер, дожа Венеции в 1085 году Ремесло выделки беличьего меха было одним из семи наиболее процветающих ремесел во Флоренции. Как то не верится, что большая часть этих беличьих шкурок привозилась из самой Сибири наверняка часть поступала из Франции это и были те самые petit gris Настоящая беличья шкурка маленькая полотна сшивались из кусочков треугольной формы, по цвету светлых мех с брюшка и темных мех со спинки Этим объясняется принцип изображения беличьего меха в геральдике в виде чередующихся элементов контрастных цветов, по форме напоминающих перевернутые колокольчики. Беличий мех стал применяться в геральдике со времен Крестовых походов в связи с этим стоит вновь обратиться к папской булле, текст которой приведен выше, где беличий мех упоминался наравне с мехом горностая Самый ранний герб, в котором используется беличий мех, герб французской семьи де Куси. Беличий мех в геральдике, подобно меху горностая, также может использоваться и в качестве цвета, и в качестве металла. Узор, стилизованный под беличий мех, изображается в виде чередующихся колокольчиков серебряного и синего цвета этот узор может заполнять все поле Если колокольчики выстроены в три ряда или, что бывает значительно реже, в два, то при описании гербов используется термин большая белка если мы видим четыре ряда и более, то мелкая белка Если сплошной беличий узор сочетается с другими цветами, то он называется не белка а беличий если верхний ряд колокольчиков является как бы зеркальным отражением нижнего, то рисунок называется противобелка или, соответственно, противобе личий Рисунок белка в острие может называться беличьи полосы в один ряд что встречается довольно часто рис. 125 126 кроме того, можно увидеть вер тикальные полосы с беличьим узором рис. 127 Узор белка противостоящая когда все острые концы колокольчиков стремятся к сердцу щита, это явление крайне редкое композиция по своему исполнению очень сложна единственный образец, на котором узор размещается по такому принципу, это подкладка французской герцогской мантии времен Первой Империи, рис. 128 традиционно в этих целях используется имитация меха горностая Уширенная белка все линии и углы прямые это более поздняя стилизация этот рисунок используется только в английской геральдике, в то время как немецкая включает в Реlzwerk геральдические меха и облаковидный пояс, и зубчатый. Так же, как и горностай, белка символизирует честь, достоинство и благородство. Рис. 123 Родовой герб фамилии Вайенти Виченца Рис. 128. Французская герцогская мантия Первая империя Рис. 126 Герб города Лопика Нидерланды Рис. 127 Герб города Харденберга Нидерланды Рис. 125 Родовой герб фамилии Герардини Флоренция Рис. 124. Сибирская белка Sсiurus vulgaris 76 Белка Родовой герб фамилии Лоффредо Неаполь Мех Белка Беличий золотой и красный Большая белка Родовой герб фамилии Родовой герб фамилии Боффремон Бургундия Моржене Франция Мелкая белка Родовой герб фамилии Виллер Фландрия Мелкий беличий Родовой герб фамилии Родовой герб фамилии Гвин Фландрия Ломбардо Сицилия Белка острием Родовой герб фамилии Варано Феррара Противобелка, или Белка в столб Родовой герб фамилии Дюплесси Оже Франция Родовой герб фамилии Читати Сицилия Противобеличий золотой и красный Родовой герб фамилии Боффремон Париж Родовой герб фамилии Фантони Пистоя Белка контрастно окрашенная N Родовой герб фамилии Бельнери Пистоя Уширенная белка английская геральдика Облаковидная немецкая геральдика Зубчатая немецкая геральдика Мелкий противобеличий N Мелкий противобеличий Родовой герб фамилии Сепо Иль де Франс Белка волнистая N см. герб Мархенс, с. 17 1 77 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Санти-Мадзини Д. [Геральдический] Цветовой код. Металлы. Цвета. Меха. (2005)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |