| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербоведение. Том IV. (2015) › Ражнёв Г.В., Ранчугова Н.Г. Социальные представления Белой армии о гербе России (на примере проектов Г.А. Ильина и И.Д. Шадра) | ||||||
Ражнёв Г.В., Ранчугова Н.Г.
Социальные представления Белой армии о гербе России (на примере проектов Г.А. Ильина и И.Д. Шадра)// Гербоведение. Том IV. (2015)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Гербоведение. Том IV. - М.: Старая Басманная, 2015. С. 54-64 Аннотация: Среди срочных дел, вставших перед А.В. Колчаков в 1918 г., было и создание новой российской символики с последующим размещением ее на новых денежных знаках. В феврале 1919 г. омское Общество художников и любителей изящных искусств Степного края, учредителем и председателем которого был Б.В. Трувелер, организовало конкурс на составление проекта нового герба России. Об авторах публикации/статьи: Ражнёв Геннадий Владимирович (Смоленск) Ранчугова Наталья Геннадиевна (Смоленск) Просмотр публикации в формате PDF: › Ражнёв Г.В., Ранчугова Н.Г. Социальные представления Белой армии о гербе России (на примере проектов Г.А. Ильина и И.Д. Шадра) (2015)
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 40403 знаков (с пробелами)
Г.В. Ражнёв, Н.Г. Ранчугова Социальные представления Белой армии о гербе России на примере проектов Г.А. Ильина и И.Д. Шадра 23 сентября 19 18 г. в Уфе антибольше вистскими силами было создано Времен ное Всероссийское правительство Уфим ская Директория 9 октября в связи с угрозой захвата города наступающими красноармейскими частями оно поки нуло Уфу и прибыло в Омск, где 4 ноября был сформирован Совет министров во главе с П.В. Вологодским. Через две неде ли в результате государственного пере ворота Совет министров решил передать всю власть верховному правителю. После тайного голосования им стал адмирал А.В. Колчак рис. 1 Среди срочных дел, вставших перед ним, было и создание новой российской символики с последующим размещением ее на новых денежных знаках. В феврале 19 19 г. омское Общество художников и любителей изящных искусств Степного края, учредителем и председателем кото рого был Б.В. Трувелер рис. 2 1органи зовало конкурс на составление проекта нового герба России. В его условиях было записано Государственный герб России, сохраняя изображение двуглавого орла, должен быть скомпонован в более худо жественных формах в основах древне русского стиля и должен соответствовать современному пониманию декоратив ности. Вместо святых эмблем царской эпохи короны, скипетра и державы герб 1Трувелер Б.В. 1873 1925 организатор лесопромышленного дела в Сибири, пред седатель распорядительного комитета Первой западносибирской выставки 19 г., художник любитель. Ражнёв Г.В., текст, 20 15. Ранчугова Н.Г., текст, 20 15. Рис. 1Адмирал Александр Василь евич Колчак Рис. 2. Б.В. Трувелер Социальные представления Белой армии о гербе России 55 должен быть украшен эмблемами, характерными для новой возрожда ющейся государственности 2. На конкурс, жюри которого воз главил всесторонне образованный искусствовед, знаток русской сред невековой и восточной культур профессор Б.П. Денике, было пред ставлено 97 проектов. В апреле они были показаны общественности на весенней художественной выставке, на нее приглашала выпущенная по этому случаю особая афиша рис. 3 Одним из главных претенден тов на победу считался вариант го сударственного герба, созданный Глебом Александровичем Ильиным 1889 1968 талантливым казанс ким художником из аристократи ческой семьи, земли и имущество которой в 19 18 г. конфисковали большевики. В 1920 г. художник эмигрировал сначала в Японию, а затем в США, где стал видным аме риканским живописцем рис. 4 До революции он написал портреты великого князя Константина Конс тантиновича и Федора Шаляпина, а в США в 1930 г. его пригласили в Белый дом, где он написал портрет Лу Гувер, жены президента США рис. 5 Двуглавый орел Г.А. Ильина рис. 6 в отличие от орла в гербе Российской империи, выполнен не таким черным, имел три выражен ных ряда перьев, каждый из кото рых был более светлым. Перья в среднем ряду имели мечеобразную форму, что придавало двуглавому орлу особую графическую вырази 2 Правительственный вестник. 19 19. 26 февр. Рис. 3. Афиша Третьей художественной выставки. Омск, 19 19 г. Рис. 4. Глеб Александрович Ильин. 1930 г. 56 Г.В. Ражнёв, Н.Г. Ранчугова тельность и орнаментальность в русском стиле. Хвост орла Г.А. Иль ин сделал еще более декоративным. В левой лапе птицы осталась держа ва символ единства и целостнос ти государства, что олицетворяло стремление правительства А.В. Кол чака к единой России. Эту идею пропагандировали журнал Единая Россия издававшийся в Омске см. вкладку, рис. 5 и почтовая марка, выпущенная в 19 19 г. см. вкладку, рис. 6 На груди орла осталась цепь ордена Святого Андрея Первозван ного символ преемственности традиций и дань уважения этому апостолу покровителю России. Ко рону художник заменил сияющим крестом символом христианства, маяка в пучине мирской жизни и четырех главных христианских доб родетелей веры, надежды, любви и терпения другой вариант благо разумия, воздержанности, справед ливости и стойкости а скипетр за менил мечом символом воинской доблести, вооруженной борьбы, вы сшей справедливости и правосудия. Герб венчала девизная лента с над писью Симъ победиши Со времен римского императора Константина, увидевшего перед победоносным сражением крест и этот лозунг, сло ва Сим победиши в христианской традиции олицетворяют всепобеж дающую веру в Христа и идею воен ной победы. Такой герб ассоцииро вался и с русским военным маршем Прощание славянки в одном из вариантов которого есть такие сло ва Рис. 5. Г.А. Ильин у портрета Лу Гувер. 1930 г. Рис. 6. Проект герба России Г.А. Ильина. 19 19 г. Прорисовка Г.В. Ражнёва Социальные представления Белой армии о гербе России 57 Ждут победы России святые, Отзовись, Православная рать Где Илья твой и где твой Добрыня Сыновей кличет Родина мать Под хоругвии встанем мы смело, Крестным ходом с молитвой пойдем За российское правое дело Кровь мы русскую честно прольем Марш был очень популярен в армии А.В. Колчака, а его суть точно отра жал новый герб, которым верховный правитель хотел подчеркнуть, что за лог победы над большевизмом заключается в сохранении духовных ценнос тей русского православного воинства рис. 7 Вполне вероятно, что именно об Омске и всей Сибири того времени Борис Пастернак, считая сибирскую провинцию духовной сердцевиной России вспомним роман Доктор Жи ваго в котором Сибири времен Гражданской войны отведена ведущая роль написал следующие строки Обители севера строгого, Накрытые небом, как крышей На вас, захолустные логова, Написано сим победиши3. 3 Пастернак Б.Л. Собр. соч. В 5 т. Т. 2. М., 1989. С. 47. Рис. 7. А.В. Колчак с офицерами и союзниками. 19 19 г. 58 Г.В. Ражнёв, Н.Г. Ранчугова Таким образом, большевистскому ре жиму, провозгласив шему антирелигиоз ную политику, был п р о т и в о п о с т а в л е н крест как символ хрис тианства и духовной победы. Этот вариант государственного гер ба украсил выпущен ные правительством А.В. Колчака денежные купюры достоинством в 3, 5 рис. 8 и 300 рублей. Герб, разработанный Г.А. Ильиным, не был ут вержден, так как это предполагалось сделать через Национальное собрание, которое намечалось созвать по окончании Гражданской войны. В середине 19 19 г. правительство А.В. Колчака организовало разработ ку эскизов денежных знаков, предназначенных для проведения денежной реформы. По мнению адмирала и его правительства, они должны были вы полнять не только финансово экономическую, но и политическую, идеоло гическую и пропагандистскую функции, нести в народ идею возрождения единой России из смуты Гражданской войны на фундаменте православия и древней русской культуры. Этим требованиям больше всего отвечал проект, представленный уроженцем г. Шадрин ска, учеником О. Родена и А. Бурделя Иваном Дмитриевичем Шадром настоящая фамилия Иванов, 1887 194 1уже известным талантли вым скульптором рис. 9 который через не сколько лет стал выдающимся советским ху дожником с мировым именем. Его знаменитый скульптурный шедевр Булыжник оружие пролетариата заслуженно считается одной из вершин советского искусства. В 1920 е гг. он работал главным художником 2 й Московской фабрики Гознака при Наркомате финансов и отвечал за оформление всей денежной про дукции страны. И.Д. Шадру принадлежит авто рство советских купюр с изображениями рабо Рис. 8. Лицевая сторона купюры в 5 руб. правительства А.В. Колчака. 19 19 г. Рис. 9. Иван Дмитриевич Шадр. 1920 г. Социальные представления Белой армии о гербе России 59 чего и красноармейца, а также многих почтовых марок. Рисунок скульптуры И.Д. Шадра Сеятель помимо первой монеты РСФСР золотого червонца 1923 г., разместили на купюре достоинством в три червонца выпуска 1924 и на облигациях выигрышных займов 1924, 1925 и 1927 гг. Любопытный факт в 1925 г. на Ленинградском монетном дворе отче канили несколько пробных червонцев сеятелей в меди. Сейчас медный червонец исключительно редкая и дорогая монета. На аукционе Коллек ционные русские монеты и медали 12 апреля 2008 г. в Москве медный чер вонец сеятель см. вкладку, рис. 7 из коллекции ленинградского коллекци онера медалей и монет академика Б.Е. Быховского 1908 1974 был продан за 5 миллионов руб. при стартовой цене 19 миллиона руб Правительство А.В. Колчака в мае 19 19 г. через особое жюри при Минис терстве финансов поручило разработать рисунки лицевой и обратной сто рон новых купюр И.Д. Шадру. В Дальневосточном обозрении от 22 мая 19 19 г. сообщалось Министерством финансов поднят вопрос о выпуске бу мажных денежных знаков нового образца. Этим деньгам будет присвоено название кредитных билетов Возрождения России Разработка рисунка для новых денег поручена художнику скульптору И. Шадру 4. Долгие годы информация о том, что скульптор И.Д. Шадр, находясь в Омске, принимал участие в оформлении денежных знаков для правительства А.В. Колчака, замалчивалась. Более того, как заметил О.Г. Парамонов, во многих исто рических работах отрицался даже сам факт пребывания Шадра в Омске в рассматриваемый период 5. Следует заметить и третье были биографы И.Д. Шадра, которые преднамеренно фальсифицировали исторические факты. Так, О.П. Воронова в книге Шадр из серии Жизнь замечательных людей писала Убедившись, что из Шадринска уехать в Москву невозмож но, Шадр с Политпросветом пятой армии едет в Сибирь, в Омск В Омске начинают осуществлять план монументальной пропаганды и Шадр полу чает первые заказы на исполнение памятников Российской социалисти ческой революции 6. Чтобы показать несостоятельность такой информации, напомним сле дующее. Во первых, Красная армия вошла в Омск 14 ноября 19 19 г. Во вторых, И.Д. Шадр, как установила И.Г. Девятьярова, в январе и фев рале 19 19 г. в Омске прочитал две лекции об искусстве, одну из которых членам литературно художественного кружка. И.Г. Девятьярова писала Выступали здесь художники и искусствоведы. Так, будущий известный со 4 Цит. по Шиканова И.С. Денежная реформа Колчака Нумизматика, бонистика, фа леристика. М., 1992. С. 154. Нумизматический сборник. Ч. ХI 5 Парамонов О.Г. Сибирские деньги Родина. 2000. 6. С. 42. 6 Воронова О.П. Шадр. М., 1969. С. 56 57. 60 Г.В. Ражнёв, Н.Г. Ранчугова ветский скульптор Иван Шадр Иванов рассказал о своем представлении искусства как способе выражения больших социальных идей, изложив при этом историю работы над проектом архитектурно скульптурного ансамбля Памятник мировому страданию 19 16, осуществлен не был 7. В третьих, в мае 19 19 г. И.Д. Шадр по заказу Сибирского кадетского кор пуса разрабатывал проект памятника погибшему год назад генералу от ин фантерии Л.Г. Корнилову, лучшему воспитаннику этого же корпуса. Понять И.Д. Шадра легко в голодной стране надо было на что то жить и содержать семью, поэтому материальные стимулы для работы, где он мог применить свой талант, он отвергнуть не мог. К сожалению, авторские эскизы Г.А. Ильина, И.Д. Шадра и других ху дожников, выполнивших проекты нового герба России, не сохранились. Б.В. Трувелер, который хранил все проекты гербов, перед входом войск Красной армии в Омск, уничтожил их, так как хранить их было чрезвычай но опасно. К счастью, у нескольких коллекционеров сохранились пробные денежные знаки той поры, в частности, купюра в 1000 рублей по рисун кам И.Д. Шадра см. вкладку, рис. 8 В советское время в журнале Наука и жизнь ее анализировал один из коллекционеров, доктор технических наук Лазарь Давыдович Розенберг 1908 1968 всемирно известный ученый в области акустики и ультразвука, лауреат Сталинской премии. Об этой ку пюре он написал Я счастливый обладатель, по видимому, уникального пробного оттиска тысячерублевого государственного казначейского зна ка Колчак не успел выпустить даже пробную серию этих денег. На лице вой его стороне изображен спроектированный по заказу Колчака новый герб, составленный из элементов герба дома Романовых. Находившаяся на груди орла фигура всадника, копьем попирающего змея, старинный герб московских князей выведена за пределы орла, снята со щита и перене сена на самый верх. В центре двуглавый орел, озаренный лучами, исходя щими от парящего в облаках всевидящего ока В лапах орла регалии меч и сердце с крестом. На груди орла, там, где раньше был герб Москвы, поме щен герб Сибири На крыльях орла изображены гербы городов, которые Колчак считал своей опорой Оренбурга, Уфы, Челябинска, Омска, Екате ринбурга и Перми. Орел окружен венком из гербов остальных областей и губерний России их Колчак предполагал покорить в ближайшем будущем. Как видите, с художественной точки зрения рисунок этот не выдерживает никакой критики. Да и эмблематика его не всегда ясна. Почему, например, фигура всадника окружена фруктами яблоками, грушами, виноградом Но местные выпуски не всегда выглядели так безвкусно 8. 7 Девятьярова И.Г. Художники в стане Колчака Антикварное обозрение. 20 10. 1С. 32. 8 Розенберг Л.Д. Историю рассказывают деньги Наука и жизнь. 1964. 4. С. 97. Социальные представления Белой армии о гербе России 6 1 Явную тенденциозность Л. Ро зенберга отметил А.Я. Коняев. Ана лизируя историографию бонистики, он заметил о советском периоде так Наконец, чистой попыткой поста вить историю денег на службу идео логии можно считать исследование Л. Розенберга Историю рассказы вают деньги с нескрываемым не гативом и пренебрежением автор пишет о дензнаках, выпускавшихся противниками советской власти и с апологетикой о становлении со ветского денежного обращения 9. К сожалению, и в наше время еще есть исследователи, повторяющие слова Л. Розенберга. Так, доктор истори ческих наук, профессор М.В. Ходя ков из Санкт Петербургского госу дарственного университета в книге пишет о той же купюре следующее На лицевой стороне 1000 рублевой купюры изображался герб, составленный из элементов герба дома Романо вых. Святой Георгий Победоносец, попирающий копьем змея, был снят со щита и перекочевал с груди орла в верхнюю часть купюры. В центре билета располагался двуглавый орел, озаренный лучами, исходящими от парящего в облаках всевидящего ока В лапах орла регалии меч и сердце с крес том. На груди орла там, где раньше был герб Москвы теперь помещался герб Сибири. На крыльях орла изображались гербы шести городов, которые Колчак в тот момент времени считал своей опорой Оренбурга, Уфы, Челя бинска, Омска, Екатеринбурга и Перми. Орла окружал венок из 26 гербов областей и губерний России, которые предполагалось покорить в ближай шем будущем. Эмблематика новых денежных знаков Колчака не была про думана до конца, а сами купюры остались незавершенны ми. Выпустить но вые кредитные билеты Омское правительство не успело 10. Профессиональному историку М. Ходякову следовало бы быть более внимательным и не повторять грубые ошибки дилетанта в исторических науках уважаемого физика Л. Розенберга. 9 Коняев А.Е. Бумажное лицо Империи. Царские денежные знаки на переломе рос сийской истории начала XX в. Ярославль, 2007. С. 5. 10 Ходяков М.В. Деньги революции и Гражданской войны денежное обращение в Рос сии 19 17 1920 гг. СПб., 2009. С. 153 154. Рис. 10.Герб рода Романовых 62 Г.В. Ражнёв, Н.Г. Ранчугова Первая на 1000 рублевой ку пюре Колчака изображен герб, со ставленный не из элементов герба дома Романовых герб Романовых рис. 10 см. вкладку, рис. 9 име ет совершенно другие элементы и композицию а из элементов ри сунка государственной печати кон ца XVII в. рис. Вторая Георгий Победоносец не попирает это уже настоящий курь ез попирает конь а поражает. И поражает он, подчеркнем, не змея, а змия. Именно с таким словом бы тует название древнерусской ико ны и одноименной древнерусской повести Чудо Георгия о змие Заметим, что именно со словом змий помещено описание герба города Москвы в известном альбо ме П.П. фон Винклера Но М.В. Хо дяков не увидел и то, что Святой Георгий на этой купюре поражает вовсе не змия, а волка Но об этом ниже. К тому же Георгий изображен в древнерус ской шапке, поэтому называть его следует всадником. Уместно заметить то, что на плакате 19 19 г. и подписи к нему изобра жен и упоминается именно всадник, поражающий мечом змия, символизи рующего большевизм см. вкладку, рис. 10 Подпись к рисунку на плакате гласит Плотным змеиным кольцом охватил БОЛЬШЕВИЗМ сердце России. Казалось ничто не в силах вырвать жертв. Но вот в лучах восходящего сол нца показался всадник, добровольно взявший на себя подвиг спасения России. Мощно занесена рука всадника и в бессильной ярости чувствует змий, что тверда эта рука, верен ея удар и не избежать ему карающей десницы И последнее в словосочетании Всевидящее Око оба слова следует пи сать заглавными прописными буквами. Выполняя рекомендации правительства А.В. Колчака, И.Д. Шадр решил взять за основу рисунок русской государственной печати из Дневника пу тешествия в Московию австрийского дипломата И.Г. Корба 1699 г. Этот ри сунок И.Д. Шадр видел в популярном в те годы альбоме П.П. фон Винкле ра. В целом, И.Д. Шадру удалось в полной мере вложить в двуглавого орла Винклер П.П. фон. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской импе рии, внесенные в Полное собрание законов с 1649 по 1900 год. СПб., 1900 ре принт. воспроизв. М., 1990. С. XI. Рис. Рисунок государственной печа ти из Дневника путешествия в Московию австрийского дипло мата И.Г. Корба. 1699 г. Социальные представления Белой армии о гербе России 63 глубокий идеологический смысл, насыщенный военной семантикой. Для этого И.Д. Шадр существенно переделал рисунок орла и отказался от мо нархических символов. Однако в отличие от орла буржуазного Временного правительства 19 17 г., который был без корон, скипетра и державы, орел А.В. Колчака имел собственные, совершенно другие атрибуты. И.Д. Шадр изменил орла, усилив военную мощь, пластичность и динамичность пти цы заметно утолстил шею, увеличил головы, широко раскрыл клювы, изоб разил более толстые лапы и более густой хвост. Орел стал выглядеть более воинственным и мощным. В его правую лапу вложен пламенеющий меч, а в левую сердце, в центре которого изображен крест. Пламенеющий меч в христианстве его называют мечом архангела Михаила символизировал не только борьбу со злом, но и духовную борьбу за христианские идеи и спра ведливость. Сердце с крестом символизировали верность и истинное усер дие к Божьему закону. Теперь двуглавый орел наглядно олицетворял связь поколений, напоминая обращение императора Александра I ко всем рос сиянам из Высочайшего манифеста о вторжении Наполеона 6 18 июля 18 12 г Соединитесь все со крестом в сердце и с оружием в руках никакие силы человеческие вас не одолеют 12. Над орлом изображено парящее в облаках Всевидящее Око, озаряющее лучами орла. Всевидящее Око популярная фигура, символизирующая Все видящего Бога, его присутствие, а в данном случае и благосклонное отно шение к деяниям двуглавого орла. В российской военной семантике Всеви дящее Око всегда играло заметную роль. Достаточно напомнить, что оно изображалось на ряде военных наград, например, на медалях В память Отечественной войны 18 12 года За взятие Парижа 19 марта 18 14 года За защиту Севастополя В память русско японской войны и др. Вокруг орла, на кайме по часовой стрелке, начиная с верхнего поме щены следующие гербы московский, ферганский, дагестанский, якутский, приморский, кубанский, шадринский, казанский, нижегородский, астра ханский, донской, амурский, акмолинский, тургайский, карский, архангель ский, сырдарьинский, киевский, тифлисский, нахичеванский, нерчинский, ялтинский, терской, уральский, закаспийский и петербургский. Половина из перечисленных губерний, областей и городов уже была в то время под властью А.В. Колчака, остальные он предполагал покорить в будущем. На самом верху купюры изображен всадник, поражающий копьем поп ранного конем волка рис. 12 Волк считается символом зла, жестокости, кровожадности, свирепости, коварства и тяжкого преступления. Волк в христианстве символизирует дьявола, алчность и ересь. В народных пове рьях оборотень принимает облик волка. Поэтому военная семантика это го сюжета понятна главным злом для России верховный правитель считал 12 Война 18 12 года. Высочайший манифест Александра I. URL http historydoс.edu. ru сatalog.asp сat ob no 13482 ob no 13483 64 Г.В. Ражнёв, Н.Г. Ранчугова большевиков волк победа над которыми была главной целью ар мии А.В. Колчака всадник Фигу ра всадника окружена орнаментом из лозы и гроздей винограда, что придает композиции не только яр кую декоративность, но и глубокую христианскую семантику, чего, к сожалению, не могли понять ни Ро зенберг, ни Ходяков. Существует известная притча о виноградной лозе, рассказанная самим Христом Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой виноградарь 13. Граф А.С. Уваров в фундаментальном труде Хрис тианская символика подчеркнул Эти слова Спасителя положили ос нование символизму виноградной лозы 14. Со времени зарождения христи анства она стала символом Христа, его крови и христианской веры. Имеется даже особо почитаемый крест, называемый процветшим, или крест ви ноградная лоза. В этом кресте его нижняя часть раздваивается в отростки виноградной лозы с гроздьями ягод. Вот почему виноградная лоза с гроз дьями ягод широко используется как орнаментальный мотив не только в христианском искусстве. Данная купюра является ярким примером этого. Очень уместно и удачно виноградную лозу с гроздьями ягод использовал И.Д. Шадр, украсив не только фигуру всадника, но и всю купюру. В гербах России, выполненных талантливыми русскими художниками Г.А. Ильиным и И.Д. Шадром, наглядно отразились социальные представ ления солдат и офицеров Белой армии о военных, политических, христиан ских и нравственных идеалах, которые мечтал утвердить в России адмирал А.В. Колчак. 13 Евангелие от Иоанна, 15 4 Уваров А.С. гр. Христианская символика. Ч. I. М., 1908. С. 172. Рис. 12. Фрагмент верхней части купю ры в 1000 руб. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Ражнёв Г.В., Ранчугова Н.Г. Социальные представления Белой армии о гербе России (на примере проектов Г.А. Ильина и И.Д. Шадра) (2015)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2025 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |