Пчелов Е.В.
Гласные гербы некоторых сподвижников Петра Великого
// Геральдика, символика, эмблематика: к 85-летию со дня рождения И.В. Борисова (2022)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Геральдика, символика, эмблематика: к 85-летию со дня рождения И.В. Борисова. М.: Старая Басманная, 2022. С. 57-59
Аннотация: На рубеже XVII–XVIII вв. русская дворянская геральдика находилась в начальной стадии своего формирования. Большое влияние оказывала западноевропейская геральдическая традиция, проводниками которой во многом были находившиеся на русской службе иностранцы. К числу ранних родовых гербов в России относится герб рода Виниусов (Вениусовых), к которому принадлежал известный государственный деятель, думный дьяк Андрей Андреевич Виниус (1641–1716).
Об авторе публикации/статьи:
Пчелов Евгений Владимирович (Москва) Кандидат исторических наук; доцент, заведующий кафедрой вспомогательных исторических дисциплин и археографии ИАИ РГГУ; ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Пчелова Е.В.в библиотеке найдено еще 106 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 14283 знаков (с пробелами)
57
Е.В. Пчелов
ГЛАСНЫЕ ГЕРБЫ
НЕКОТОРЫХ СПОДВИЖНИКОВ ПЕТРА ВЕЛИКОГО
На рубеже XVII XVIII вв. русская дворянская геральдика находилась
в начальной стадии своего формирования. Большое влияние оказывала
западноевропейская геральдическая традиция, проводниками которой
во многом были находившиеся на русской службе иностранцы. К числу
ранних родовых гербов в России относится герб рода Виниусов Вениу
совых к которому принадлежал известный государственный деятель,
думный дьяк Андрей Андреевич Виниус 164 7 16 По происхождению,
Виниусы Winius были голландцами, осевшими в России ещё при царе Ми
хаиле Фёдоровиче. Андрей Андреевич относился ко второму поколению
русских Виниусов. В 1686 1688 гг. он подал сказку в Палату родословных
дел Роспись роду Виниюсовых в которой говорилось о происхождении
из древнего рода патрикиев и советников города Леуварден во Фрис
ландии. К росписи был приложен герб, изображение которого сохранилось
в более поздней перерисовке, возможно, авторства живописных дел масте
ра Герольдмейстерской конторы И.В. Чернавского. Прорисовка с оригина
ла этого герба опубликована И.Н. Юркиным которому я приношу глубокую
благодарность за информацию о гербе в его фундаментальной биографии
А.А. Виниуса Юркин И.Н. Андрей Андреевич Виниус 164 7 16 М., 2007.
С. 493
Кроме того, изображение герба Виниусов, срисованное с печати неиз
вестного лица сам род Виниусов пресёкся со смертью Андрея Андрееви
ча, единственный сын которого, Матвей, умер ещё при жизни отца вошло
в Гербовник А.Т. Князева Гербовник Анисима Титовича Князева 1785 года
изд. С.Н. Тройницкий. СПб., 19 12. С. 22 Здесь встречаем его изображение
в цвете.
Герб представляет собой щит, увенчанный шлемом с дворянской коро
ной и намётом. Щит рассечённый, в первой части половина двуглавого
орла, причём поле синее, орёл тёмно серый Во второй части изображены
виноградные лозы натурального цвета поле белое Нашлемник пять
перьев. Иными словами, в первой части в лазуревом поле половина двугла
вого орла, возможно, серебряного или чёрного, во второй виноградные
лозы в серебряном поле. Конечно, это расцветка могла носить и несколько
условный характер.
Как интерпретировать герб Виниусов Исходя из службы Виниусов мо
сковским государям, можно было бы предполагать, что половина двугла 58
Е.В. Пчелов
вого орла в первой части щита отсылает к государственному гербу России
с той лишь разницей, что русский орёл коронован и держит регалии в ла
пах. Однако это сопоставление поверхностно и ошибочно. На самом деле
первая часть герба Виниусов представляет собой т.н. фризского полуорла
весьма распространённый элемент в гербах фризского дворянства. Полно
стью двуглавый орёл также входил в герб Гронингена, который считался
своего рода столицей Фрисландии. Этот орёл был чёрным в золотом поле
и по своему внешнему виду и цветовому решению, по всей видимости, имел
источником орла Священной Римской империи Фрисландия и Гронинген
в конечном итоге оказались под властью Габсбургов Как бы то ни было,
фризский полуорёл стал важным символом фризской идентичности, а, сле
довательно, и в гербе Виниусов символизировал происхождение этого
рода. Исходя из этого, можно полагать, что в гербе Виниусов орёл также
был чёрным, но лазуревое поле в таком случае не находит себе объяснения
и, возможно, является некоторым домыслом А.Т. Князева.
Вторая часть герба ещё более прозрачна по своей семантике. Вино
градные лозы, безусловно, выполняют гласную функцию, обозначая эти
мологию самой фамилии Виниус Виниус вино виноград Тем самым,
в гербе Виниусов отразились и происхождение самого рода, и его родовое
прозвание. По всей видимости, этот герб принадлежал к числу родового на
следия Виниусов и существовал ещё до появления рода в России, а не был
составлен в тот период, когда Виниусы и сам Андрей Андреевич уже на
ходились на службе в Московском царстве. Тем не менее, наличие гласной
части в их гербе весьма показательно.
Оно перекликается и с гербами некоторых других петровских соратни
ков, где присутствуют гласные фигуры. Одним из таких гербов является
герб очень близкого к Петру I человека, генерал адмирала Франца Яков
левича Лефорта 1656 1699 который, как известно, происходил из фран
коязычной Женевы, много позже вошедшей в состав Швейцарии сам род
Лефортов шотландского происхождения, однако, в Женеве оказался через
Савойское герцогство, а, точнее, Пьемонт Герб Ф.Я. Лефорта хорошо из
вестен, прежде всего, по гравюре с его портретом, которая датируется 1698 годом была опубликована во втором томе каталога коллекции гра
вированных и литографированных портретов Алексея Викуловича Морозо
ва в 19 13 г В щите этого герба помещено изображение слона, несущего
на спине крепостную башню. При этом, судя по шраффировке, слон сере
бряный, а поле лазуревое. Башня же стоит на попоне. На других известных
вариантах герба Лефортов более позднего времени на этой попоне, которая
становится золотой, изображён чёрный двуглавый орёл. Это дополнение
связано с тем, что брат Франца Лефорта в 1698 г. получил звание имперско
го рыцаря от императора Священной Римской империи Леопольда I, и дву
главый имперский орёл стал также нашлемником в их родовом гербе опу
скаю вопрос о русском баронском титуле Лефортов, который, как кажется,
нуждается в специальном рассмотрении 59
Гласные гербы некоторых сподвижников Петра Великого
Сам же герб женевских Лефортов был несколько иным. Известный,
по крайней мере, с начала 1630 х гг., он представлял собой щит с изобра
жением стоящего серебряного слона в лазуревом поле, у серебряной же
пальмы на зелёной земле Galiffe, J. B. G. de Mandrot, A. Armorial historique
genevois. 2me S rie. Gen ve et Lausanne, 1859. Tab. 33 Слон под пальмой
не находит простого объяснения. По предположению Н.К. Телетовой, это
также могла быть гласная фигура fort по французски может означать силу а слон её, в свою очередь, символизировать Телетова Н.К. Герб
Ганнибалов Временник Пушкинской комиссии. Вып. 23. Л., 1989. С. 148
Сложно, впрочем, сказать, насколько это так, да и к тому же пальма плохо
вписывается в этот контекст.
Как бы то ни было, герб Лефорта стал известен в России и даже послу
жил источником для карабонимии и символики нарождающегося русского
флота. Так, по наблюдениям Н.Н. Семеновича, изображение слона красова
лось на флаге одного из кораблей, представленных на известной гравюре
А. Шхонебека Осада Азова созданной, впрочем, спустя несколько лет
после самого этого события Уже в России герб Лефорта был изменён
к слону добавилась башня и, по справедливому замечанию Н.К. Телетовой,
как раз эта фигура и стала новым гласным элементом герба, поскольку le fort как раз и означает форт т.е. военное укрепление. Если принять
во внимание гласный характер слона, то получалось, что фамилия Лефорт
была представлена в гербе как бы двумя разновременными визуальны
ми этимологиями, что выглядит несколько сомнительно. Вот почему мне
представляется, что фигура слона в первоначальном гербе Лефортов имела
какое то иное значение.
Среди дворянских гербов петровской эпохи встречались и другие глас
ные гербы. Таковым был, например, герб вице канцлера барона П.П. Шафи
рова 1669 1739 официально неутверждённый. В щите этого герба были
изображены три гранёных ромба, т.е. три камня сапфиры, свидетельству
ющие об этимологии еврейской по происхождению фамилии дипломата Шапиро хотя существуют разные версии её этимологии см. подробнее
Реброва Р.В. Амстердамское соглашение между Францией, Россией и Прус
сией от 15 августа 17 17 г. как геральдический памятник петровского вре
мени. Гербы Г.И. Головкина, П.П. Шафирова и Б.И. Куракина Геральдика
исследования и практика. Материалы научной конференции 20 22 февраля
20 19 года Труды Государственного Эрмитажа. Т. сII. СПб., 2020. С. 108 109
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Пчелов Е.В. Гласные гербы некоторых сподвижников Петра Великого (2022)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|