Пчелов Е.В.
Лев на картине А.П. Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой»
// Геральдика, символика, эмблематика: к 85-летию со дня рождения И.В. Борисова (2022)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Геральдика, символика, эмблематика. К 85-летию со дня рождения И.В. Борисова. Материалы Всероссийской научной конференции. - М., 2022. С. 60–63.
Аннотация: 1773 годом, последним годом жизни художника, датируется известная картина Антона Павловича Лосенко (1737–1773) «Прощание Гектора с Андромахой» из собрания Третьяковской галереи (там же хранится и подготовительный эскиз к ней). Само полотно было написано по заказу Екатерины II, но осталось по причине смерти автора неоконченным (Живопись XVIII века. Каталог собрания / Гос. Третьяковская галерея. М., 2015. №№ 218–219, с. 175–177). На этой картине масса интересных деталей, среди которых привлекает внимание изображение льва на щите Гектора.
Об авторе публикации/статьи:
Пчелов Евгений Владимирович (Москва) Кандидат исторических наук; доцент, заведующий кафедрой вспомогательных исторических дисциплин и археографии ИАИ РГГУ; ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Пчелова Е.В.в библиотеке найдено еще 106 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 16477 знаков (с пробелами)
60
Е.В. Пчелов
ЛЕВ НА КАРТИНЕ А.П. ЛОСЕНКО ПРОЩАНИЕ ГЕКТОРА С АНДРОМАХОЙ 1773 годом, последним годом жизни художника, датируется известная
картина Антона Павловича Лосенко 1737 1773 Прощание Гектора с
Анд ромахой из собрания Третьяковской галереи там же хранится и под
готовительный эскиз к ней Само полотно было написано по заказу Екате
рины II, но осталось по причине смерти автора неоконченным Живопись
XVIII века. Каталог собрания Гос. Третьяковская галерея. М., 20 15.
2 18 2 19, с. 175 177 На этой картине масса интересных деталей, среди
которых привлекает внимание изображение льва на щите Гектора. Это
красный лев в золотом поле круглого щита на эскизе щит кажется серебря
ным стоящий на задних лапах в характерной геральдической позе вос
стающий лев, lion rampant при этом хвост льва, изгибаясь, поднят вверх.
То, что этот лев красный подтверждается другим его изображением на той
же картине на знамени, которое держит один из воинов. Цвет знамени
сейчас выглядит желтоватым, но, возможно, первоначально он был белым.
Иными словами, изображения льва явно не случайны и непосредственно
отсылают к Гектору.
Прообразом для картины Лосенко, как было установлено, послужила
картина на аналогичный сюжет, написанная его учителем, французским ху
дожником Жаном Ресту младшим 1727 г. однако, на этой картине никаких
изображений льва на предметах вооружения нет. Не встречается их и на по
лотнах других художников, писавших тот же сюжет. Поэтому можно думать,
что в отношении этой детали Лосенко был оригинальным.
Недавно А.А. Карев обратил внимание на эту деталь, но, ссылаясь
по какой то причине на псевдонаучный текст из сборника статей по новой
хронологии, пришёл к выводу, что лев мог служить визуальной характери
стикой главного героя поскольку лев традиционный символ силы, храб
рости и т.д. и т.п. а также сопоставил льва с картины Лосенко с изобра
жением владимирского герба из Титулярника 1672 г. Карев А.А. Недо
читанные строки в произведениях русской живописи XVIII века Русское
искусство II. Неучтенные детали. СПб., 2020. С. 68 Понятно, что объясне
ние с помощью широко распространённого трюизма нечто символ силы,
славы, храбрости или чего либо ещё на самом деле ничего не объясняет
всегда важен конкретный источник того или иного эмблематического об
раза и его конкретная семантика. Столь же поверхностным представляет
ся и сопоставление лосенковского льва с владимирским восстающих 6 1
Лев на картине А.П. Лосенко Прощание Гектора с Андромахой
львов в геральдике того времени можно встретить десятками, если не сот
нями. В русской титульной геральдике с конца XVII в. действительно быто
вал владимирский лев, который, конечно, был известен Лосенко и вовсе не
обязательно по Титулярнику но как он мог быть сопоставлен с Гектором
и Троей, остаётся загадкой.
Более перспективным кажется обращение к западноевропейским ге
ральдическим источникам, где герб Гектора хорошо известен в числе гер
бов девяти достойных или совершенных девяти мужей славы, пан
теон которых сформировался в Европе к началу XIV в. подробнее см.
Черных А.П. Образы античной истории в геральдике XV XVI вв. Люди
и тексты. Античная традиция в исторической культуре западноевропейско
го Средневековья. М., 20 14. С. 138 153 Анипченко М.А. Геральдика девяти
мужей славы в европейском искусстве Геральдический сборник 1Ма
териалы семинара Геральдика вспомогательная историческая дисцип
лина 20 15 20 18 Гос. Эрмитаж. СПб., 20 19. С. 72 85
Герб Гектора разумеется, фантазийный известен, по крайней мере,
с начала XV в., причём в нескольких вариантах. В некоторых случаях он
смешивается с гербом другого из девяти достойных Александра Маке
донского. В большинстве распространённых вариантов герба Гектора его
основу составляет лев. Он может выступать в разных ипостасях
Во первых, это может быть лев, сидящий на стуле троне и держащий
в лапах меч или обнажённый, или вынимаемый из ножен При этом го
лова льва может быть повёрнута как в профиль, так и анфас. Например,
на гобелене рубежа XIV XV вв. из собрания Музея Метрополитен, изобра
жающем девять достойных, это золотой лев, сидящий на серебряном троне
и держащий серебряный же меч, в красном поле щита. На фреске во дворце
маркизов Салуццо в Пьемонте Кастелло делла Манта которая датируется
примерно 1420 г., герб Гектора сидящий в красном поле на золотом троне
и держащий вынутый из чёрных ножен меч золотой барс а в красном же
поле золотой лев, сидящий на золотом троне и держащий серебряную але
барду герб Александра Македонского
В гербовниках популярность льва с мечом на троне в качестве герба
Гектора, по видимому, обязана Хронике Констанцского собора Ульриха
фон Рихенталя, который сам участвовал в организации этого масштаб
ного события собор проходил в 14 14 14 18 гг Рукописные экземпляры Хроники известны, начиная с середины XV в., а первое печатное изда
ние увидело свет в Аугсбурге в 1483 г. В Хронике герб Гектора красный
лев мордой анфас, сидящий на золотом троне и вынимающий из чёрных
ножен серебряный меч, поле щита серебряное. Отсюда он перешёл и в дру
гие гербовники южнонемецкой традиции Ортенбургский 1466 1473 гг. Ortenburger Wappenbuсh BSB сod.iсon. 308 u, fl. 225r Вернигероде кон
ца XV в. Wernigeroder Sсhaffhausensсhes Wappenbuсh BSB сod.iсon.
308 n, fl. 6r Николауса Бертчи первой половины XVI в. Wappenbuсh, S 62
Е.В. Пчелов
S ddeutsсhland, 1H lfte 16. Jh. BSB Hss сod. iсon. 392 d., fl. 4r и др. Од
нако в Гербовнике Конрада Грюненберга 1483 г. тот же красный лев с ме
чом, но на серебряном троне в золотом поле Das Wappenbuсh сonrads von
Gr nenberg, Ritters und B rgers zu сonstanz BSB сgm 145 2
В гербовнике Бертчи присутствует и другой вариант герба Гектора.
Это чёрный возникающий лев в золотом поле с золотым мечом в лапах. На
шлемник возникающий золотой лев с золотым мечом Ibid, fl. 2v Это как
бы второй условно вариант герба.
Третий вариант герба Гектора представлен в середине XV в. в т.н. Кодек
се Ингерама Wien, Kunsthistorisсhes Museum A2302 Здесь в чёрном поле,
усеянном золотыми трилистниками, золотая перевязь справа, обременён
ная чёрным леопардом passant т.е., по сути, тем же львом с мордой ан
фас, только идущим Позднее, по видимому, от этого лео парда остались
только три чёрные лапы в золотой перевязи. Такой герб Гектора можно
увидеть в южнонемецком Собрании гербовников Аугсбург ок. 1530 г. Sammelband mehrerer Wappenb сher Bayerisсhe Staatsb othek. сod.
iсon. 39 1на гравюрах Ганса Бургкмайра начала XVI в., Виргилиуса Со
лиса 1530 х гг. и в др. источниках.
Известны и другие варианты герба Гектора, в частности, с двумя проти
востоящими львами, со львом в поясе и т.д. подробнее см. вышеуказан
ные работы А.П. Черных и М.А. Анипченко но в большинстве случаев герб
Гектора однозначно сопрягается с символикой льва.
Инверсия гербов Гектора и Александра Македонского присутствует
в Книге Армейро Мор, роскошном португальском гербовнике 1509 г. Здесь
герб с сидящим золотым львом, держащим секиру, в красном поле усвоен
Александру fl. 2v а герб с восстающим красным львом, также держащим
секиру, в золотом поле Гектору fl. 3
Иными словами, красный лев в золотом или серебряном поле в ев
ропейской геральдике ещё с XV века выступал в качестве герба Гектора в разных вариантах А потому присутствие подобного льва на картине
А.П. Лосенко нельзя счесть случайным. Но на картине, впрочем, в отличие
от гербов, лев не имеет в лапах никакого оружия ни меча, ни секиры. Вто
рой вопрос, откуда Лосенко мог взять сведения о гербе Гектора, из каких
трудов по геральдике это почерпнуть Как известно, сам Антон Павлович
обучался живописи в Париже и в Риме, а потому зарубежная геральдиче
ская литература, в том числе и французская, была ему вполне доступна.
Среди изданий такого рода особенное внимание привлекает книга Опи
сание гербов французского геральдиста Жерома де Бара, которая перио
дически публиковалась, начиная с 1579 г. А.П. Черных отмечал даже, что
именно в ней достигло своего апогея внимание к воображаемой геральди
ке античных персонажей. И, действительно, в книге Бара, который исполь
зовал в том числе немецкие источники, представлен герб Гектора Троян
ского в виде красного льва в золотом поле, сидящего на пурпуровом троне 63
Лев на картине А.П. Лосенко Прощание Гектора с Андромахой
с серебряной алебардой в лапах, у которой лазуревая рукоятка de Bara, J.
Le blason des armoiries. Lyon, 158 1P. 164 Казалось бы, именно этот вариант
герба мог послужить прототипом для Лосенко.
Но в той же книге Бара находим и иной герб восстающего золотого
льва в красном поле в качестве герба отца Гектора, троянского царя Приа
ма Ibid. P. 145 Он ближе к тому льву, который изображён на картине Ло
сенко, но порядок тинктур другой. Красный же восстающий лев в золотом
поле, но с лазуревым вооружением представляет собой герб Александра
Македонского Ibid. P. 146
Возможно, дальнейшие исследования позволят найти более близкий
геральдический прототип лосенковского льва, но ясно главное в основе
символики Гектора, представленной на картине, безусловно, лежит тради
ция воображаемой геральдики античных героев, сложившаяся в Западной
Европе на протяжении XV XVII вв.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Пчелов Е.В. Лев на картине А.П. Лосенко «Прощание Гектора с Андромахой» (2022)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|