Сутормин К.Н.
Изобразительные девизы Висконти и Сфорца в политической и социальной жизни миланского герцогства XIV–XV вв.
// Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании (2016)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании. Материалы XXVIII Междунар. науч. конф. Москва, 14 – 16 апр. 2016 г. М. : Аквилон, 2016. – С. 479-480
Аннотация: Изобразительные девизы, в отличие от гербов, принадлежали не целому роду, но одному человеку, и, следовательно, твердо ассоциировались с определенной личностью. Причем, одному человеку могло принадлежать сразу несколько таких девизов, которые являлись отсылками к чертам характера обладателя или страницам его биографии. Один из самых ярких комплексов изобразительных девизов северной Италии принадлежал правителям миланского герцогства– семейству Висконти и их преемникам – Сфорца
Об авторе публикации/статьи:
Сутормин К.Н.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 6523 знаков (с пробелами)
К.Н. Сутормин Москва
Изобразительные девизы Висконти и Сфорца в политической и
социальной жизни миланского герцогства XIV XV вв.
В нашем сознании прочно укоренилась мысль о том, что в средневековом обществе одному человеку соответствовал один единственный герб,
являвшийся единственным идентификатором личности носителя. Представление это, однако, является устаревшим. Визуализация личности была более
дифференцирована и одним из ее проявлений являлись так называемые
изобразительные девизы, на территории Апеннинского полуострова именовавшиеся Impresa Изобразительные девизы, в отличие от гербов, принадлежали не целому роду, но одному человеку, и, следовательно, твердо ассоциировались с определенной личностью. Причем, одному человеку могло
принадлежать сразу несколько таких девизов, которые являлись отсылками
к чертам характера обладателя или страницам его биографии. Один из самых ярких комплексов изобразительных девизов северной Италии принадлежал правителям миланского герцогства семейству Висконти и их преемникам Сфорца. Самый ранний из дошедших до нас гласных девизов этой
могущественной семьи принадлежал Галеаццо II Висконти и представлял
собой три горящих ветки в другой интерпретации верёвки с висящими на
них ведрами. Согласно историку Паоло Джово, жившему в XVI в., Галеаццо,
находясь в изгнании после неудавшегося заговора против своих дядь Лукино и Джованни Висконти в 1340 г., победил в поединке фламандского рыцаря, и, в память об этом, взял герб побежденного своим изобразительным
девизом. Примечательно, что у более позднего автора, Марко Кремозано,
безымянный фламандский рыцарь превращается в графа де Бурбон, что является достаточно наглядным примером мифологизации эмблем и гербов.
По возвращении в Милан, став правителем западной части Ломбардии, Галеаццо II Висконти принял новый изобразительный девиз горящая ветка с
ведрами оказалась зажатой в лапах лежащего в огне льва, на голову которого был надет глухой турнирный шлем. По-видимому, в данном случае мы
имеем дело с гласным изобразительным девизом, основанном на созвучии
латинского galeatus шлемоносец и имени владельца Galeazzo. В то же
время, избрав себе изобразительным девизом льва, сохраняющего спокойствие, находясь в огне, его владелец хотел показать, что обуздал свой нрав и
обрел качество, необходимое любому политику умение сохранять хладнокровие. Сын Галеаццо II Джан Галеаццо Висконти, первый герцог Милана,
за свою жизнь использовал три различных изобразительных девиза, в каждый из которых был вложен свой, особый смысл. В свою очередь, стабильность использования горящих ветвей при жизни его отца, привела к их инкорпорированию в родовой герб.
Со смертью сына Джан Галеаццо, Филиппо Мария Висконти, в 1447 г.,
власть в Милане переходит в руки супруга внебрачной дочери последнего
480
кондотьера Франческо Сфорца. Новая династия продолжает традицию использования изобразительных девизов, однако, девизы Висконти не уходят в небытие, но продолжают широко использоваться наравне с девизами представителей
новой династии, как бы подчеркивая её преемственность. Помещение изобразительных девизов на фасадах зданий, витражах общественных строений, произведениях прикладного искусства, было еще одним способом создать в сознании
народа именно тот образ правителя, который был нужен последнему. Изучение
данной персональной визуализации может дать нам уникальную возможность
раскрыть неизвестные доселе черты характера исторических персонажей и
узнать об их взглядах на окружающую действительность.
|