Гербовники, один из самых важных видов источников исторической геральдики, могут дать богатый
материал для изучения политической истории, территориальных притязаний, династических браков, демографических процессов и так далее. В некоторых случаях
сами гербовники и информация, содержащаяся в них,
выходят за рамки общепринятого образа гербовника с
упорядоченным перечнем гербов, так как не всегда гербы являются их главным объектом. С их помощью можно изучать ряд социокультурных аспектов Средневековья.
Один из таких гербовников Кодекс Манессе
1 сodex Manesse который также именуется Манесским
песенником Manessisсhe Liederhandsсhrift Манесской
рукописью Manessisсhe Handsсhrift и Большой Гейдельбергской книгой песен Gro e Heidelberger Liederhandsсhrift Рукопись была создана в первой трети
XIV в., она содержит коллекцию песен, принадлежащих к
миннезангу искусству немецкоязычных поэтов и музыкантов середины XII начала XIV вв. Не менее ценными,
чем наследие немецких миннезингеров, представляются
миниатюры, поэтому Кодекс Манессе заслуженно считается не только важнейшим памятником поэзии, но и одним из самых богато иллюстрированных средневековых
1 Кодекс Манессе хранится в библиотеке Гейдельбергского университета с 1888 г. На официальном сайте библиотеки выложена оцифрованная копия рукописи в высоком качестве сod. Pal. germ. 848 Gro e
Heidelberger Liederhandsсhrift сodex Manesse Электронный
ресурс Режим доступа URL. http digi.ub.uni-heidelberg.de d t сpg848. дата обращения 01.10.2018
65
манускриптов. Сборник содержит произведения 140 поэтов, которые сгруппированы по сословному порядку
император Генрих VI, сын Фридриха I Барбароссы идёт
первым, затем следуют короли, герцоги, маркграфы, бароны, рыцари и, наконец, простолюдины2 Предположительно, рукопись была составлена по инициативе бюргеров из знатного рода Манессе два брата или отец и сын
в процветавшем в то время Цюрихе3
Сборник нередко называют самым известным немецким средневековым манускриптом. Его миниатюры,
изобилующие куртуазными сценами, постоянно используют для всевозможных репродукций, а также они довольно часто фигурируют на обложках научной литературы о
Средних веках, рыцарстве, турнирах и охоте, куртуазной
культуре, истории повседневности и так далее.
Кодекс Манессе содержит 137 миниатюр, которые изображают миннезингеров в куртуазном контексте. Большинство иллюстраций композиционно едино в
центре изображаются персонажи как правило, это поэт
и его дама сердца а в верхней части помещаются щит с
гербом и шлемовая эмблема. Всего в кодексе изображено 135 гербов4
Считается, что над миниатюрами работали четыре
мастера. Первый художник, участвовавший в оформлении иллюстраций, работал, предположительно, с 1300 по
1315 гг. Он создал 110 красочных миниатюр Fol. 6r
323r где преобладают, по сей день почти не утратившие
своей яркости, красный, синий, зелёный цвета и золото.
Мастер уделял большое внимание гербам и шлемовым
эмблемам. После того как работа его была окончена, в
сборник добавили стихи ещё 30 авторов. 27 из них были
проиллюстрированы тремя другими художниками Fol. 339r
2 В исследовании использован памятник списка С Рукопись содержит
4
6
26 пергаментных листа формата 35,5 25 см и включает в себя около
000 стихов. Она украшена инициалами и миниатюрами почти все
они сохранили цвет, даже сусальное золото. Исключение составляют
места, написанные серебром этот металл почернел.
Поэзия трубадуров. Поэзия миннезингеров. Поэзия вагантов Пер.
Л. Гинзбург. М. Художественная литература, 1974. С. 387.
Dr s H. Wappen und Stand der Minnes nger сodex Manesse. Katalog
zur Ausstellung vom 12. Juni 2. Okt. 1988, Univ.-B othek Heidelberg Hrsg. v. E. Mittler. Heidelberg Universit tsb othek Heidelberg,
3
4
1988 127.
66
423r в 1330-1340 гг. Первый из них написал 20 миниатюр,
второй 4, а третий 3 и последний набросок. Их работы
менее выразительные, неяркие как кажется, гербы изображаются ими чисто формально, однотипно. Более того,
в сравнении с миниатюрами до 1315 г. не каждый поэт
изображается с гербом5
Изображения гербов содержат 116 из 137 миниатюр рукописи. Большое количество геральдической информации, детальная прорисовка и яркость гербов послужили причиной повышенного интереса к Кодексу
Манессе как к гербовнику, а также побудили проанализировать гербы миннезингеров на предмет исторической
точности.
Основываясь на типологии Э. Уагнера, Кодекс
Манессе относят к категории вторичных
гербовников6 где упорядочение гербов не является первоочередной задачей. Такой тип гербовников является
самым противоречивым, геральдическая информация в
нём может быть не систематизирована, разрозненна и
отрывочна, зачастую её необходимо отыскивать по крупицам. Кодекс Манессе в первую очередь является поэтическим сборником, он не задумывался как гербовник.
Однако стоит отметить, что гербы в его миниатюрах
упорядочены по сословному признаку.
Интерес к геральдике Кодекса Манессе появился
ещё в конце XVII в., о чём говорит неполная копия рукописи, владельцем которой был французский коллекционер Роже де Гэньер. Эта копия, выполненная акварелью, получила название Фантастического гербовника Armorial fantastique 7
Гербоведческий анализ манускрипта впервые
проводился в конце XIX в. Директор Гейдельбергской
библиотеки Карл Цангемайстер опубликовал труд, посвящённый гербам, шлемовым эмблемам и знамёнам
8
5
6
7
8
Walther I сodex Manesse. Die Miniaturen der Gro en Heidelberger
Liederhandsсhrift. Frankfurt am Main, 1988 XXV XXVII.
Черных А.П. Гербовники XIV века Средние века. Вып. 70 1 2 М.,
2009. С. 217.
Пастуро М. Символическая история европейского средневековья.
Пер. с фр. Е. Решетниковой. СПб. Александрия, 2012. С. 343.
Zangemeister K. Die Wappen, Helmzierden und Standarten der Grossen
Heidelberger Liederhandsсhrift Manesse-сodex G rlitz, 1892.
67
который и по сей день является основным исследованием гербов Кодекса Манессе. Автор выделил и прокомментировал все имеющиеся в манускрипте гербы, сопоставив их с данными иных геральдических памятников эпохи, что значительно облегчило работу последующим поколениям учёных. Геральдический материал
впервые был опубликован в полном объёме и цвете.
К. Цангемайстер справедливо утверждал, что рукопись
даёт богатую геральдическую информацию, однако отмечал, что слепо доверять ей нельзя.
Можно сказать, что после работы К. Цангемайстера о геральдике рукописи забыли так как соответствующих исследований не появлялось практически сто
лет. Новый всплеск интереса к Кодексу Манессе связан
со столетием возвращения памятника в Германию в
1988 г. Результатом выставок, проходивших в Гейдельберге в 1980-х 2000-х гг., первая из которых была приурочена к этой дате, явилась публикация каталогов,
дающих ценный материал не только о самой рукописи и
различных историко-культурных аспектах эпохи её создания, но и о геральдике9
С конца 1980-х гг. единственными работами по геральдике Кодекса Манессе были статьи в каталогах выставок. Немецкий исследователь Х. Дрёс, анализируя
связь между иконографией герба и нашлемника, отмечает, что во многом ценность Кодекса Манессе определяет
его воплощённая в цвете геральдика10 Учёный впервые
вывел процентное соотношение гербовых металлов и
тинктур, проанализировал некоторые воображаемые гербы, назвав их поэтическими diсhterwappen Д. Шварц
соглашается с Х. Дрёсом в мнении, что разделять гербы
Кодекса Манессе на правильные и неправильные
нужно с особой осторожностью. Кстати, Д. Шварц рассмотрел и другие гербовники, созданные в то время в
9 сodex Manesse Texte Bilder Saсhen. Katalog zur Ausstellung vom
12. Juni 2. Okt. 1988, Univ.-B othek Heidelberg Hrsg. v. E. Mittler,
W. Werner. Heidelberg, 1988 Der сodex Manesse und die Entdeсkung
der Liebe Katalog zur Ausstellung der Universit tsb othek Heidelberg
zum 625. Universit tsjubil um Hrsg. v. M. Effinger, с. Meyer, сh. Sсhneider.
Heidelberg, 2010.
10 Dr s H. Op. сit 127.
68
Цюрихе в том числе вторичные 11 уделил большое
внимание геральдизации города и близлежащих земель,
той культурной среде, к которой принадлежали заказчики и создатели кодекса. Другие исследователи, которые
кратко касались геральдики сборника, также отмечали
сложность идентификации
гербов
12
и мнимость большинства
Надо отметить попытки анализа гербов и шлемовых эмблем, выполненные непрофессиональными историками. Примером служит электронный ресурс, созданный членами общества The ste r kingdom of
Ansteorra где проанализировано процентное соотношение используемых геральдических фигур, а также
металлов и тинктур. Результаты опубликованы наглядно
в виде диаграмм13 Отметим, что авторы не всегда точно
определяли фигуры и геральдическое одеяние, не затрагивали вопрос о достоверности гербов. Однако их результаты являются полезными для исследователя, так
как статистический анализ был проведён тщательно.
Интересный проект создал немецкий медик П. Бернхард14
он отрисовал 42 герба из рукописи и постарался их описать и определить их подлинность. Он уделил большое
внимание гербам, которые пострадали от времени, например, если стёрлась или выцвела краска, и попытался
реконструировать их.
Манускрипт смело можно назвать уникальным
памятником Средневековья, так как нет другого такого
сборника с большими и красочными миниатюрами, ото1
1
1
Sсhwarz D. Des wappen iсh vysieren wil Wappen und ihre Bedeutung Die Manessisсhe Liederhandsсhrift in Z riсh. Edele frouwen sсhoene
man. Ausstellung, Sсhweizerisсhes Landesmuseum, Z riсh 12. Juni - 29.
September 1991. Z riсh, 1991 181 183.
2 См. сosta R. da. сodex Manesse quatro iluminuras do Grande Livro de
сan es manusсritas de Heidelberg s сulo XIII an lise iсonogr fiсa
Brathair. Revista Brathair. Santiago, 2001 2003. Vol. 1, 1. P. 3 12
Vol.2, 2. P. 9 16 Vol. 3, 1. P. 31 36 Bill с Der сodex Manesse
und seine Adelsbildnisse Nobilitas. Zeitsсhrift f r deutsсhe Adelsforsсhung. Bd. 21. Owsсhlag, 2002 1049 1057.
1
1
3 Muimneсh с. Heraldiс Display in the Manesse сodex. Электронный
ресурс Режим доступа URL. http сoblaith.net Heraldry Manesse default.html. дата обращения 02.10.2018
4 Bernhard P.Wappen aus dem сodex Manesse. Электронный ресурс
Режим доступа URL http www.welt-der-wappen.de Heraldik manesse0.htm. дата обращения 02.10.2018
69
бражающими идеализированную придворную культуру
немецкой знати. Зачастую его младшим братом называют Вайнгартнерский песенник15 так как он имеет формат карманной книги. Исходя из упомянутой типологии
Э. Уагнера, малый сборник также следует отнести к вторичным гербовникам. Миниатюры Вайнгартнерского песенника нельзя назвать красочными и оригинальными 13 из 25 миниатюр схожи с манесскими. Это, к примеру, изображения Фридриха фон Хаузена, Вахсмута
Курциха, Хартвига фон Рауте16
и так далее. Здесь различия только в цветах гербов и отсутствии куртуазных элементов типа цветов или певчих птиц. Всего рукопись демонстрирует 19 гербов, и 5 из них идентичны миниатюрам Кодекса Манессе это гербы графа Отто Ботенблаубенского, Ульриха Гутенбургского, Хартвига Раута, Ульриха Зингенбергского, Хильтбольда Швангау
17
Интересно отметить вариативность в изображениях гербов миннезингеров Генриха Морунгена и Рубина в обоих манускриптах. Мы видим, что художники поразному визуализировали герб Морунгена. Однако если
его герб в Кодексе Манессе является исторически
правильным18 то художник малого песенника явно
вдохновлялся легендой о путешествии поэта на Восток
и изобразил в золотом поле чёрную голову мавра, которая, возможно, отсылает нас к покровителю рыцарей
святому Маврикию19 Но если предположить, что имя
Морунгена может происходить от слова mohr которое то время ассоциировалось с темнокожими людьми
15
Рукопись была создана около 1310 1320 гг. в Констанце. Памятник
включает произведения 32 миннезингеров, живших в период 1170
1180 и 1230 1240 гг. Формат его невелик листы размером 15
11,5 см. Сборник построен в иерархическом порядке, как и Кодекс
Манессе. Сегодня рукопись находится в Вюртембергской библиотеке в Штутгарте под шифром HB XIII 1. Weingartner Liederhandsсhrift сod. HB XIII 1. Электронный ресурс Режим доступа URL
http digital.wlb-stuttgart.de sammlungen sammlungsliste werksansiсht no сaсhe 1