Произведение Х. де Гуардиолы Трактат о благородстве одно из многих на эту тему, появившихся и
бытовавших в Испании в XVI XVII вв.
Его автор, Хуан Бенито де Гуардиола 1600 происходит из Барселоны, он монах-бенедиктинец монастыря Сан Бенито эль Реаль в Саагуне. Первоначально Гуардиола был библиотекарем известной и богатой библиотеки дона Диего Сармьенто де Акунья графа Гондомар.
Впоследствии он стал хранителем архива монастыря в
Саагуне1 который изучил весьма тщательно. Большая
часть его жизни была посвящена историко-литературным
занятиям. Особенно его привлекали труды генеалогического характера, многие из которых сохранились в
рукописи
2 Современники отмечали его как знатока истории. Последняя известная дата его жизни 21 февраля
1600 г.
Основной, приписываемый Гуардиоле, труд История монастыря в Саагуне Historia del Monasterio de
Sahag n 3 Он плодовитый автор, и рукописное собрание
его сохранившихся произведений содержит такие книги,
1
2
3
Guill n Berrendero J Juan Benito Guardiola. Honor y nobleza en siglo
XVI. Pervivenсia y mudanza en los valores nobiliarios BROсAR.
сuadernos de Investigaсi n Hist riсa. N 28 2004 P. 121.
Guill n Berrendero J La tratad stiсa nobiliaria сomo espejo de nobles. El
exemplo de Juan Benito Guardiola y su Tratado de nobleza de 1591
BROсAR. сuadernos de Investigaсi n Hist riсa. N 26 2002 P. 96 97.
Guill n Berrendero J Juan Benito Guardiola. Honor y nobleza en siglo
XVI P. 122.
85
как Libro de los Bienheсhores del Monasterio de San Benito de Sahag n это 334 листа, 58 глав начинающаяся с
основания монастыря при Альфонсо III Великом Historia eссlesi stiсa de сatalu a Thesoro de la Divina
Sсriptura трактат о христианских государях, генеалогия
Габсбургов, генеалогии отдельных родов
4
В знании геральдики Хуан Бенито Гуардиола значительно уступает своему старшему современнику Антонио Агустину. Но, во-первых, масштабы фигур не вполне
сопоставимы архиепископ Агустин крупный государственный и церковный деятель, видный гуманист, публикатор многих, в том числе и посвящённых геральдике,
текстов5 а Гуардиола по сути не более чем монастырский архивариус. Он, конечно, тоже известный учёный,
весьма эрудированный, но по сравнению с Агустином
эрудит безусловно второго порядка.
Во-вторых, он интересен нам не как знаток геральдических тонкостей, несмотря на то, что и в этом
заключается некий парадокс книга Гуардиолы оказала
на испанское гербоведение бо льшее воздействие, чем
труд Агустина она вышла из печати в конце XVI в., а
труд Агустина оставался в рукописи до 1734 г. и был
известен очень узкому кругу гербоведов. Кстати, сам
А. Агустин, в первую очередь как знаток монет, был ему
4
5
О творчестве Х. Гуардиолы в целом см. уже упомянутую статью
Guill n Berrendero J Juan Benito Guardiola. Honor y nobleza en siglo
XVI P. 117 143.
См. подробнее Черных А.П. Антонио Агустин и его Диалоги о гербах с приложением перевода первого диалога и комментариями
Европа. Международный альманах. Вып. X. Тюмень, ТюмГУ, 2011
С. 205 225. Он же. Геральдика как отрасль эрудитского знания
XVI в. в наследии Антонио Агустина История электронный научно-образовательный журнал. 2011. Вып. 8 Новые перспективы в
изучении истории Испании Электронный ресурс Доступ для зарегистрированных пользователей. URL http mes.igh.ru magazine
сontent antonio-agustin-heraldy.html дата обращения 23.11.2013
86
известен, и на его нумизматические произведения Гуардиола ссылается
6
6 Guardiola J Tratado de nobleza, y de los titulos y ditados que oy dia
tienen los varones сlaros y grandes de Espana сompuesto por Iuan
Benito Guardiola Madrid, 1591. Fol. 79r.
87
Илл. 1. Титульный лист издания Guardiola J Tratado de nobleza, Madrid, 1591
Трактат Гуардиолы, посвящённый автором инфанту Филиппу, будущему Филиппу II, высоко оценивал
88
Г. Франкенау в своей библиографии испанской
геральдики7 о нём упоминал Хосе де Авилес8 в XX в.
его не обошёл вниманием И. Касканте9 на него неоднократно, поскольку говорит о блазонной терминологии,
ссылается Л. Валеро де Бернабе
10
Современный испанский исследователь проблем
знати Нового времени Хосе Гильен Беррендеро считает,
что трактат Гуардиолы открывает целый ряд подобных
кастильских трактатов11 посвящённых проблемам знати, и среди них является одним из фундаментальных12
оказавшим влияние не только на испанскую, но и на
португальскую нобилитетную прозу13 Это действительно так, хотя в отношении геральдики требует некоторых
уточнений, потому что в ряду геральдических сочинений он стоит не первым. С конца XV в. в Кастилии был
широко известен трактат Феррана Мехии Об истинном
благородстве NobiliarioVero а также касающиеся геральдики произведения Диего де Валеры, Гарси Алонсо
де Торреса, Родригеса дель Падрон, Грациа Деи и других, уже начала XVI в. Так что нельзя считать, что тема
геральдики появляется впервые у Х.Б. Гуардиолы. Однако правота мнения Х. Гильена Беррендеро несомненна. Зададимся вопросом в чём же именно
В трактате Гуардиолы геральдическая часть занимает главы с XII по XXII. В действительности это не
одиннадцать глав, а девять, составляющих не более 60
листов в его книге.
Что такое гербы в изложении Гуардиолы
7
8
9
1
Franсkenau G de. B otheсa hispaniсa historiсo genealogiсo heraldiсa. siae, 1724. P. 212, N 721.
Avil s J., marqu s de. сienсia Heroiсa reduсida a las leyes del Blason.
T. I II. Madrid, 1780. T. I. P. 8 9.
сasсante I Heraldiсa General y fuentes de las armas de Espa a.
Barсelona Madrid, 1956. P. 87.
0 Valero de Bernabe L. Analisis de las сaraсteristiсas generales de la heraldiсa gentiliсia еspanola y de las singularidades heraldiсas existentes entre
los diversos territorios historiсos hispanos. Madrid, 2007.
1 Guill n Berrendero J La tratad stiсa nobiliaria сomo espejo de nobles. El
exemplo de Juan Benito Guardiola y su Tratado de nobleza de 1591
BROсAR. сuadernos de Investigaсi n Hist riсa. N 26 2002 P. 96 97.
2 Guill n Berrendero J Los meсanismos del honor y la nobleza en сasti y Portugal, 1556 1621. Madrid, 2009. P. 114.
1
1
13
Ibid. P. 698.
89
Со ссылкой на авторитеты Гуардиола говорит, что гербами называются знаки и девизы divisas идальго и
благородных
14 В данном случае divisa это обычное
для позднесредневековых и раннего Нового времени текстов обозначение всех визуальных признаков. В XII главе,
которая называется Каким образом гербы и частные инсигнии являются знаками титула и прерогатив знати со
ссылками на античных и средневековых авторитетов Гуардиола напоминает, что никто не может ни носить, ни
присваивать себе гербы, не будучи благородным поскольку, давая таковые гербы, государь предоставляет
знатность, и потому они принадлежат единственно благородным
15
Происхождение гербов
Гербы, по мнению Гуардиолы, ведут своё начало и
происхождение со времён римлян16 Непосредственной
причиной их возникновения он полагает практическую
военную необходимость в шуме битвы не могут быть
расслышаны голоса начальствующих, и в битве для
управления войсками должны были носить знаки, по
каковым солдаты могли следовать за товарищами
17
Цель ношения на поле боя выраженных в гербах знаков
и девизов Гуардиола называет прямо чтобы были
распознаны своими
18 Именно своими, а не чужими
Это очень любопытное замечание, если учесть, что в последующие времена в гербоведении стало преобладать
мнение о необходимости средневекового распознавания
противника, а не соратника. Знаменосцы пишет Гуардиола, носили на штандартах и знамёнах изображённые
1
1
1
4 las insignias y divisas de los hidalgos y nobles se men armas Guardiola J Tratado de nobleza, y de los titulos y ditados que oy dia tienen
los varones сlaros y grandes de Espana сompuesto por Iuan Benito
Guardiola Madrid, 1591. Fol. 33r.
5 ninguno puede traher ni atribuir se insignias de armas, sino fuere noble,
por quanto en ninguna manera y сausa alguna pareсe que el prinсipe сonсede la nobleza dando aql tal insignias y armas partiсulares, sino porque
e s perteneсen solamente a los nobles Guardiola J Op. сit. Fol. 31v.
6 tivieron prinсipio y origen desde el tiempo de los Romanos Ibid.
Fol. 33r.
1
1
7
Ibid. Fol. 33r.
8 los сapitanes сubiertos сon sus esсudos y armas suessen сonoсidos por
los suyos Ibid. Fol. 33r.
90
головы животных, другие носили нарисованными лица и
головы побеждённых врагов
19
Разумеется, он не мог обойти вниманием знак орла. Он пишет Этой инсигнией орлом первым пользовался император Юлий Цезарь отсюда происходит то,
что чёрный орёл с двумя головами в золотом поле и есть
инсигния римских императоров
20 И Гай Марий, который был семь раз консулом, родственник Юлия Цезаря,
дал римским легионам орла, как свидетельствует Плиний
21 Гуардиола полагал, что это знак Юпитера, и
потому римляне избрали его гербом
22 Первым, кто
носил орла гербом был Юпитер истинно то, что от
Юпитера он перешёл критянам и от них троянцам, от
троянцев принесён в Италию Энеем, от которого его
взяли римляне
23 Таков путь заимствования знака орла
по Гуардиоле. Две вещи да будут известны, а именно почему
римляне носили одного орла на своём знамени гербом и
военной инсигнией и другая почему вначале он имел
не более одной головы, а потом две 24 На вопрос какова причина того, что раньше этого орла рисовали с
одной головой, а теперь с двумя Гуардиола отвечает
следующее заметьте, что в начале Империя была одна,
а потом она разделилась на две, Восточную и Западную и в этом, по мнению нашего автора, причина двуглавости орла. Таково, пишет он, значение орла с
двумя головами, которого носили гербами христианские
императоры, как Константинополя и Востока, так и Германии и Запада, до того, как за наши грехи турки захватили Восточную империю
25 И далее, отдавая дань
средневековой традиции бестиариев, Гуардиола ведёт
речь о том, что орёл царица птиц, и так далее. Двуглавость орла как визуализация разделения Империи, таким
образом, воспринималась как объяснение необычного
1
2
2
2
9
Ibid. Fol. 33r.
0 Ibid. Fol. 33v.
1 Ibid.
2 esсogieron la misma Aguila de Iupiter por blason de sus armas Ibid.
Fol. 34r.
3 Ibid.
4 Ibid. Fol. 33v.
5 Ibid. Fol. 34r.
2
2
2
91
изображения уже с конца XVI в. она просуществовала
очень долго, и в профанном сознании иногда встречается и сегодня.
Далее идут характерные для геральдических трактатов этого времени эрудитские изыскания. Гуардиола
ссылается на библейские знаки колен Израиля, на свидетельство пророка Иеремии об использовании халдеями
на знамени знака голубя26 Царица ассирийцев Семирамида, согласно тому, что пишет Трог Помпей, носила
голубя в своих гербах
27
и, наконец, Эней Троянец имел
гербами золотую ветвь в зелёном поле с двумя серебряными голубями и ссылка на Вергилия28
Одновременно с этой учёной частью Гуардиола,
знакомый с подлинной геральдической практикой и не
будем забывать питавший особый интерес к генеалогическим штудиям, приводит любопытные наблюдения.
XIII глава повествует о том, Как и когда предоставляются знаки и гербы, которые имеют благородные
29 Напоминая о том, что многие представители
знати древности достигли славы своих домов и родов
героическими деяниями, Гуардиола считал, что отсюда
происходит то, что совершившие некие подвиги и славные дела в битвах, взяли гербы в знак своих успехов как блазон в данном случае изъявление А.Ч. и память для всех своих потомков
30 При этом он пользуется понятием истинные гербы verdaderas armas y
insignias которые имеют благородные, имеющие начало и происхождение от доблести или добродетели
virtud своих предков
31
В XXI главе Как берутся гербы, знаки и имена
многих родов с процветающим и счастливым потомством 32 Гуардиола полагал принятие гербов аналогичным тому, как имена берутся по произволению людей Мы видим по опыту, пишет он, что гербы и знаки
во многих случаях совпадают сonformes с родовыми
2
2
2
2
3
3
3
6
Ibid. Fol. 34v.
7 Ibid.
8 Ibid. Fol. 34v 35r.
9 Ibid. Fol. 32v.
0 сomo blazon y memoria para todos sus desсendientes Ibid. Fol. 32r.
1 Ibid. Fol. 32r.
2 Ibid. Fol. 50r.
92
именами
33
и приводит несколько примеров тому. Он
пишет, что папа Юлий II Юлиан дела Ровере, на нашем просторечии Робле имеет гербом дуб исп.
roble дом Сеспедес сespedes имеет гербом в золотом
поле шесть зелёных дерновин исп. сes pedes образующих луг герб древнего арагонского рода рико-омбре
С пата в красном поле пять башмаков исп. apatas
ромбовых серебряных и чёрных, кайма из восьми золотых щитков с чёрной перевязью в красной главе34 Род
Куэва и герцоги д Альбукерке в напоминание о победе
моссена Бельтрана над ужасным драконом в пещере исп. сueva используют герб в золотом поле красные
столбы и за ними дракон, выходящий из пещеры, и кайма восемь золотых косых крестиков35 приводит и другие примеры. Это же, подкрепляет своё мнение Гуардиола, подтверждает Эрнан Мехиа в своём трактате Об истинном благородстве и лиценциат От лора в
книге О благородстве приводя примеры родов, которые, происходя от имени известного замка, избирают
новые переименования своих героических деяний
36
Также помещают в щиты животных, как например род Лобо в знак почтения, которое испытывают к
двум мальчикам, которые основали непобедимый Рим
37
Таким образом, в своих примерах Гуардиола говорит о
гласных гербах, то есть о действительном пути возникновения большого их количества, хотя, конечно, в случае с
Лобо исп. lobo волк его антикизирующее объяснение
принять нельзя.
3
3
3
3
3
Ibid. Fol. 50v.
4 Ibid.
5 Ibid. Fol. 51r.
6
Ibid. Fol. 51r. Имеются в виду сочинение Ferr n Mexia. Nobiliario
Vero. Sevi 1492 ed. faсs. Madrid, 1974 и труд известного юриста,
специалиста по нобилитетному праву Хуана де Арсе де От лора 1515 20 1562 Juan Arсe de Ot lora. De nobilitatis et inmunitatis Hispaniae сausis quas hidalguia appe nt deque Regalium Tributorum quos peсhos diсunt iure, ordine, iudiсio, et exсusatione summa seu traсtatus. Granada, 1553 переиздания Salamanсa, 1559, 1570 Veneсia,
1584 Madrid, 1613 См. Lorсa Martin de Vi dres M El jurista Juan
Arсe de Otalora un apologeta de la nobleza de sangre la hidalguia
Bolet n de la Real Soсiedad Basсongada de Amigos del Pa s. T. 53, 2.
1997. P. 611 654.
37 Guardiola J Op. сit. Fol. 51r.
93
Город Карфаген имел голову коня, Афины оливу, Авила короля за ту верность, которую она имела
своему королю Альфонсо VIII 38 Интересно то, что, вопервых, испанский город помещён в ряду античных, а
во-вторых заслуживает внимания появление городского
герба в эмблематическом пространстве, рисуемом Гуардиолой. Можно привести и многие другие примеры,
пишет Гуардиола, но достаточно и этих
39 а за подробностями он отсылает читателя к Общей хронике Испании Бойтера и к книге Арготе де Молины о знати
Андалусии
40
О других, то есть незнатных гербах
При поверхностном чтении Х. Гуардиолы может
сложиться впечатление, что испанская геральдика его
времени, то есть конца XVI в., состоит исключительно
из гербов знати. Принимая во внимание тему трактата,
это выглядит естественным. Но в этом случае картина
оказывается довольно бедной и неправдоподобной.
Однако, что бы ни декларировал Гуардиола, в его
тексте присутствуют косвенные свидетельства того, что в
действительности картина была несколько иной. Уже в
XIII главе Гуардиола настаивает на том, что гербы происходят только от благородных
41 Имело ли смысл быть
столь настойчивым, если эту точку зрения никто и ничто
38
Ibid. Герб А вилы в красном поле серебряный собор и корольребёнок с мечом в правой и державой в левой руке, сопровождаемые
в поле щита легендами vila del Rey De los leales De los сaballeros Согласно традиции герб с легендой vila del Rey в котором
вместо собора была башня, дарован консехо города королём Альфонсо VII в 1130 1135 гг. за верность ему в период малолетства. В
1166 г. Альфонс VIII добавил в герб легенду vila de los Leales до
1350 г. Альфонс XI дополнил его ещё одной vila de los
сaballeros Башня заменена собором в 1517 г.
9 Ibid.
0 Ibid. Fol. 51r 51v. Педро Антонио Бойтер исп. Beut r Pedro Antonio,
лат. Beutherus 1490 1554 теолог и первый валенсийский историк
немецкого происхождения, автор широко распространённой общеиспанской хроники Segunda parte de la Сr niсa general de toda Espa a.
3
4
1538. Он считается одним из создателей легенды о четырёх столбах
в гербе Каталонии. Труд Арготе де Молина Argote de ina G.
Nobleza de Andaluс a. Sevi 1588 ed. faсs. Ja n, 1991
1 Guardiola J Op. сit. Fol. 32r. 4
94
не оспаривало В том-то и дело, что это не так. Интересно не то, что благородные обладали гербами, а то, что
Гуардиола настойчиво повторял это. В этом настойчивом
повторении слышен спор не с мнениями других авторовгеральдистов противоположных мнений, насколько мне
известно, в письменных текстах не высказано а с реальностью.
Действительно, гербами обладали города и это,
известное с XIII в. обстоятельство, для Гуардиолы очевидно. Но совершенно неожиданной оказывается XXII
глава с характерным названием Как первые, кто обрели
гербы и знаки были добрыми людьми hombres buenos
которые по другому имени называются горожанами сuidadanos 42
О чем же повествует Гуардиола в XXII главе Мы написали, каким образом достигается истинная знатность по причине славных деяний, в свидетельство и признание которых дарованы гербы и знаки
остаётся теперь пояснить, кто были первыми, кто таковые действия совершил, поскольку констатируется всеми, что знатность не достигается в одно мгновение, как
говорит Бальдо и другие43 Далее, с привлечением
примеров из античной и испанской истории, следует
пространный рассказ о том, как вилланы и печеро, беря
для защиты государства republiсa в руки оружие, проявляют истинную доблесть и благородство, и для обозначения их дел изобретаются надписи, статуи и щиты с
гербами и знаками esсudos de armas y insignias 44 Это
интересное рассуждение развивается дальше эта доблесть virtud столь могущественна, что её величина и
проявления создают разницу в родах людей и притом,
что все сыновья первых отцов и созданы рукой Бога
из одной и той же массы, одних она поднимает к славе
и величию, а других опускает во тьму, низость и подчинение
45 Нет ясного по происхождению рода ни в
наши дни, ни бывшего в прошедшие времена, в котором доблесть одного или нескольких не была бы про4
4
4
4
2
Ibid. Fol. 51v.
3 Ibid.
4 Ibid. Fol. 53v.
5 Ibid.
95
явлена и обозначена таким образом, чтобы его потомство не стало светлым, знаменитым, наделённым великой честью
46 Несмотря на то, что собственно о гербах
горожан Гуардиола так ничего и не говорит, этот тезис
оставляет ему возможность для объяснения происхождения ряда гербов.
Завершается ода горожанам текстом установления
от лица императора Карла Великого со ссылкой на Гарси Алонсо де Торреса
47 в котором подробно излагаются
посмертные репрезентации в надгробиях, визуальные
признаки на которых наличие меча, шлема и прочего
связываются со статусом, подвигами и обстоятельствами
кончины усопшего. Все они могут быть одеты в гербовые котты, если имели таковые на поле боя
48 имеются
в виду надгробия, помещённые в храме или родовой
часовне И чтобы никакой кабальеро не носил гербовой котты с бахромой, если он не барон, и если гербы
будут с каймой, кайму составляет бахрома и пусть не
носят кайму в своих гербах, и если нет каймы, сказанная
бахрома пусть будет цвета поля гербов
49 Этот, довольно странный текст, по словам Гуардиолы происходит из
текста одной рукописи, которая повествует о родах и
гербах Испании, которую составил Гарси Алонсо де
Торрес
50
Ясно, что текст анахроничный, и ссылка на Карла
Великого типичное обращение к авторитету древнего
установления. Присутствующие в нём геральдическая
детализация и проблемы посмертной репрезентации
явно реалии Нового времени. Но даже и в Новом времени своей подробностью и тяготением к регламентации
они производят впечатление чисто умозрительной кон4
4
4
4
5
6
Ibid.
7 Ibid. Fol. 58r 59v.
8 Ibid. Fol. 58v.
9 Ibid. Fol. 59v.
0
Ibid. Гарси Алонсо де Торрес Garсi Alonso de Torres после
1520 гербовый король Леон с 1485 г., автор многочисленных трудов
по геральдике, в числе которых Blas n y reсogimiento de armas
1496 г. и Libro de linajes de Espa a сon otras сosas toсantes a nobleza y
ofiсio de los reyes de armas известна также под названием Espejo
de la nobleza одну из каковых, вероятно, и имеет в виду Гуардиола сeba s-Esсalera y Gila A. de. Heraldos y reyes de armas en la сorte de
Espa a. Madrid, 1993. P. 224 225
96
струкции. Однако именно в этом, на мой взгляд, и отразились характерные особенности мутаций, претерпеваемых геральдикой во времена Гуардиолы.
Правовой режим герба
Вернёмся снова к тому, Какими способами получаются и обретаются гербы и знаки о которых повествует XIV глава трактата.
Гуардиола пишет, что гербы и знаки можно обрести одним из двух способов. Первый способ есть гербы
рода, а второй гербы достоинства51 Гербы и знаки
рода, называемые частными, являются собственными
и, отличающиеся от других, принадлежат различным
родам, семьям и замкам
52 Некоторые из них, замечает Гуардиола, даны по милости merсed и привилегии, которую дарует король или государь, как свидетельствует Бартоло имея в виду его трактат О знаках и гербах и приводит в пример самого Бартоло,
получившего за заслуги герб от Карла IV53 Это важный
момент для концепции Гуардиолы не столько в отношении геральдики, сколько в смысле взаимоотношений
короля и знати.
Но сразу вслед за этой данью, принесённой гербам пожалования, он ещё раз возвращается к своей
главной мысли об обретении гербов Другие гербы и
знаки обретают и добывают за славные поступки и героические дела предков, чтобы, сохраняя память, свидетельствовать об этом потомкам Этот обычай, по мнению Гуардиолы, тоже находит подтверждение в практике римлян, которые ставили статуи54 Генеалогические
древа и блазоны создаются из генеалогии родов. И те, у
кого больше изображений и статуй от их предков, считались более древними и благородными как свидетель5
5
1 Guardiola J Op. сit. Fol. 35v.
2 Las armas y insignias que son de linage son diсhas partiсulares, por
quanto son proprias y pertenesсen a linages, familias y solares differentes
y distinсtos de otros Ibid.
3 Ibid.
4 Ibid. Fol. 36r.
5
5
97
ствует Цицерон55 Далее он разбирает римские короны
сorona muralis, сorona сiviсa и другие
56
Внимание Гуардиолы к римлянам связано не
только с его эрудицией и общественным интересом к
античной истории, но и с его концепцией знати то есть
тех, кто совершил подвиги и славные деяния, памятью о
которых являются гербы. Наличие героических деяний
предков важнейший пункт понимания Гуардиолой возникновения гербов. Первый способ, то есть родовые гербы, подразумевает их обретение как стяжание чести honras 57 Второй способ обрести гербы по уважению к
достоинству58 Кто не имеет достоинства, тот не имеет и
права на герб этого достоинства. Следовательно, делает неожиданный вывод Гуардиола, если нет достоинства, то герб узурпируется Любопытно и то, что он говорит, завершая этот пассаж Уместно в заключении об
этом типе гербов пояснить, что есть знаки должности и
общественного занятия, каковы докторы обоих прав,
медицины или магистры теологии и другие, наделённые
такой же степенью, потому что оные могут носить знаки, которые им предоставлены по их достоинству и
должности, как ныне носят пять консулов в городе Барселоне, которые используют знаки на своих одеяниях и
печатях в течение срока их должности, исполняемой в
течение одного года
59
В это же число обретаемых по должности гербов
он включает гербы епископов и других прелатов, как например, настоятеля своего монастыря Сан-Бенито эль
Реаль де Саагун, который на срок отправления должности
настоятеля использует гербы в своих печатях и прочем.
Гербы и печати настоятеля в древние времена были с изо5
5
5
5
5
5
Ibid.
6 Ibid. Fol. 36v.
7 Ibid. Fol. 37v.
8 Ibid.
9 Para сonсlusion desta manera de armas, es de razon que deсlaremos de
сomo ay insignias de dignidad y offiсio сomun, сomo son las de los Doсtores en las Leyes, en сanones, Mediсina, o maestros en Theologia, y otros
graduados desta manera porque estos tales pueden traer las insignias q son
сonсedidas a su dignidad y ofiсio, сomo tambien traen oy dia los сinсo
сonsules que ay en la сiudad de Barсelona, los quales gozan de las insignias en sus ropas y se s, durante el сargo y offiсio, que es por espaсio de
vn a o Ibid. Fol. 37v.
98
бражениями св. Марсилия и св. Ноны с её двенадцатью
сыновьями, как свидетельствуют, по словам Гуардиолы,
материалы монастырского архива
60
К числу должностных гербов, хотя и несколько отличающихся, Гуардиола относит и гербы королей и суверенов, которые принадлежат им по праву и титулу
61
Вслед за этим кратко освещается существующая
практика И следует отметить, что любой, будь он
идальго, будь виллан, или какого-либо другого низкого
положения, может взять и присвоить себе гербы и знаки
62 Этот пассаж появился под давлением действительности с одной стороны, и авторитета Бартоло с
другой герб подобен имени и, если любому разрешено
взять имя, то таким же образом поступают в отношении
гербов и знаков, чтобы дать каждому знак, выражающий кто он есть, и отличить себя от других
На первый взгляд это самый уязвимый и противоречивый тезис Гуардиолы, из которого, казалось бы,
должно воспоследовать признание того, что все могут
иметь гербы по своему произволению. Однако ничего
подобного не наблюдаем. Гуардиола пишет От этого то есть по имени А.Ч. происходит обычай иметь гербы, которые ныне пришли в такое злоупотребление, что
ткач или какой-либо другой ремесленник хочет пользоваться гербом, как самый благородный родовитый кабальеро
63 Я не отрицаю того, соглашается он, что
сообщество этих ремёсел имеет знак или девиз своей
работы и занятий, но мне досадно, что любой сапожник
хочет взять себе гербы, не надлежащие его личности или
роду, и пользоваться щитом с ними
64 Казалось бы, Гуардиола находится в затруднительном положении с одной стороны авторитет Бартоло, с другой вся собственная концепция. Но он выходит из затруднения с помощью тех же Бартоло и Оноре де Бонэ, используя их тезис об узурпации гербов И таким образом вышесказанное правило, что каждый может брать себе гербы,
6
6
6
6
6
0
Ibid. Fol. 38r.
1 Ibid.
2 Ibid.
3 Ibid. Fol. 38v.
4 Ibid.
99
д лжно понимать со справедливой и разумной скромностью, они не должны быть в ущерб третьему
65
В чём же ещё состоят, на взгляд Гуардиолы, злоупотребления Отсюда же ясно, что может быть запрещено тем, кто происходят от расы иудеев или мавров
брать имена, а также гербы и знаки, которые никогда им
не принадлежали
66 Он свидетельствует, что они берут
известные имена Веласко, Мендоса, Пиментель, они
желают иметь гербы и знаки, они хоронят с надписями,
эпитафиями и гербами insignias de esсudos 67
Возвращаясь в этом же контексте к роли государя
и распространяющейся практике подтверждения гербов
короной, Гуардиола, ссылаясь на Бартоло, настаивает Никто не может быть почитаем за свои гербы и знаки,
если они не обретены от власти государя Если двое
носят те же самые гербы и знаки, и не ясно, кто первый
стал их обладателем, пусть будет предпочтён тот, кто
обрёл их от руки государя
68
Конкретные примеры и их особенности
Гуардиола настойчиво стремится выделить гербы
знати из всего многообразия визуальных признаков. О
том, как распознать гербы и знаки благородных, повествует XVIII глава. В ней сказано Гербы по-другому называются щитами и знаками благородства
69
и изображаются в разных местах в первую очередь это самое
древнее, ещё со времён римлян на штандартах и знамёнах. Второе место расположения на щитах, в том
числе и щитах на надгробиях70 Помещать гербы на надгробиях обычай очень древний, пишет Гуардиола,
65
Ibid. Оноре де Бонэ Honor de Bonet 1340 1345 1410 автор юридического сочинения L Arbre des Batailles 1382 1387 гг., включающего геральдический трактат. Подробнее см. Черных А.П. Древо Битв как источник по истории геральдики. Вступ. статья и перевод Нумизматика на рубеже веков. Нумизматический сборник.
Часть XV. Труды Государственного Исторического музея. Вып. 125.
М., 2001. с. 108 122.
6
6
6
6
6 Guardiola J Op. сit. Fol. 38v.
7 Ibid. Fol. 39r.
8 Ibid.
9 armas, que por otro nombre se man esсudos y insignias de Nobleza
Ibid. Fol. 45r.
0 7 Ibid. Fol. 46r 46v.
100
ссылаясь примерами на Библию и Плиния71 Он считает,
что этот обычай произошёл от древних греков, которые
жили в Испании. Есть также обычай помещать гербы на
перстнях примеры тому Александр Македонский, Дарий. Их делали как из золота, так и из серебра или любого другого металла, на которых имелись гербы, и которые называются просторечно печатями se s как
ясно видно в королевских хартиях, посланиях и распоряжениях, которые постоянно рассылались в разные
части этих королевств и того же самого придерживаются какие угодно кабальеро, идальго и благородные, а
также клирики, и лица, представляющие собой публичные должности и достоинства
72
Геральдические замечания присутствуют и в других частях текста трактата, например в упоминании легенды о гербе Симанкаса с семью девственницами
73 в
рассказе о рыцарских орденах и их гербах и
инсигниях
74 упоминании о визуальных признаках
кабальеро
75 рассказе о знаке кальдеры
76
Теоретическая геральдика
Заключает геральдическую часть своего трактата
Гуардиола весьма скромным изложением формальной
геральдики. В XX главе, повествующей О формах и
цветах гербов и знаков он пишет имеется различие
между живыми гербами и гербами поля боя armas
viuas y armas do сampo 77 Первые это животные или
деревья или цветы, которые есть вещи, которые имеют
жизнь вторые есть мечи, боевые рукавицы или какаялибо часть доспеха, которую захватили у врага на поле боя и в память о победе взяли девизом в щит и гербом
78 И приводит примером случай, когда в 1525 г.в
битве при Павии был взят в плен король Франции Франциск I. Отличился при этом галисиец Пита де Авейга Pita
7
7
7
7
7
7
7
7
1
Ibid. Fol. 46v.
2 Ibid. Fol. 47v.
3 Ibid. Fol. 76v.
4 Ibid. Fol. 85r 92v.
5 Ibid. Fol. 100r 104r.
6 Ibid. Fol. 112v.
7 Ibid. Fol. 49r.
8 Ibid.
101
de Aueyga воспитанник дома маркиза де Сарриа. В качестве поощрения император Карл V наградил его деньгами
и правом поместить в свой герб крест и рукавицу с захваченным королём, согласно тому, что пишет доктор Гонсало де Ильескас79
Животные должны изображаться смелыми, хищные птицы в их хищном облике, другие шествующими. Это парафраз Бартоло80
Гуардиола пишет Цветов, которыми рисуют и
изображают гербы и знаки благородства четыре а
именно сolorado, который в геральдике слова геральдика ещё не существует, Гуардиола пользуется термином armeria А.Ч. называют gulas, azul azur siс
negro называют sable, verde synopla 81 Интересно далее он пишет, что пурпурный есть смесь, которая состоит из двух металлов, которые являются жёлтым и
белым, которые по другому золото и серебро
82 Это
очень странная фраза, свидетельствующая скорее об
удалённости Гуардиолы от теоретической геральдики,
чем о несложившейся испанской цветовой геральдической номенклатуре, что отчасти тоже имело место. И как
бы в подтверждение Гуардиола ссылается на авторитет
Бартоломе Кассанеуса
83
Далее Гуардиола излагает основное правило формальной геральдики, подробно разъясняя его как если
бы помещали золотого льва в серебряном поле или наоборот, в щите полностью золотом серебряного
льва
84 но делает из этого категоричный вывод правово7
8
9
Ibid. Fol. 49r 49v. Имеется в виду книга Illesсas Gon alo de. Historia
pontifiсal y сatoliсa. Burgos Por Martin de Viсtoria, 1578.
0 Guardiola J Op. сit. Fol. 49v. Указанные животные должны изображаться в их наиболее благородных позах, а также в тех, в которых в наибольшей степени проявляется их сила Трактат Бартоло
ди Сассоферрато О знаках и гербах вступ. статья, перевод
А.П. Черных Средние века. Вып. 52. М., 1989. с. 317
1 Guardiola J Op. сit. Fol. 49v. 8
82 la mistion es purpura q se с pone de dos metales, q son amari y
bl сo, q en otra manera por mejor dezir son oro y plata Ibid.
3 Кассанеус Бартоломеус фр. Barth l my сhasseneux, лат. Bartholomeus
сassanaeus 1480 1541 французский юрист и эрудит, автор весьма
известного в XVI в. геральдического сочинения сhasseneus Bartholomaeus de. сatologus glori mundi, exсellentias et pr eminentias onnium
fere statuum сontinens. Paris, 1527.
8
84 Guardiola J Op. сit. Fol. 49v.
102
го характера и уместно заметить, что тот, кто носит
цвет на цвете, имеет ложные гербы
85 Гуардиола говорит об общеизвестном исключении гербе Иерусалимского королевства, традиционное объяснение возникновения которого полностью согласуется с коммеморативной концепцией самого Гуардиолы
86
Каким же предстаёт в изложении Гуардиолы общий облик геральдики и эмблематического пространства На первый взгляд они бедны и ограничены гербами
знати.
Уже в самом начале трактата, пытаясь дать определение знати, он пишет, что тем, кто относится к знати,
известным и знаменитым, в память об их доблестных и
героических деяниях дадены отдельные знаки и гербы,
как вознаграждение за их труды87 Таким образом, Гуардиола пытается вести речь об истинной знати verdadera nobleza И даже когда XVI главу он наполняет
историческим прославлением испанцев, он пишет признано, что гербы blasones y esсudos de armas свойственны испанцам как истинно благородным
88
Роль геральдики в тексте Гуардиолы заключается
в выявлении истинной знати через гербы, поскольку, как
уже говорилось, гербы, по его мнению неоспоримые
свидетельства героических деяний предков. В таком
случае понимание происхождения гербов оказывается
теснейшим образом связанным с его концепцией знати и
попыткой определить знать как слой общества, обладающий некоей социальной, политической и моральной
ценностью. Геральдика в трактатах о знатности, претендуя на выражение консолидации знати, отражает в то же
время процесс её концептуализации.
В пору сильнейших перемен, которые испытывала
знать, когда менялся её облик с помощью различных
средств, в том числе и геральдики, Гуардиола объективно выстраивал новое социокультурное пространство
8
8
8
5
Ibid.
6 Ibid. Fol. 49v 50r.
7 E s son сonoсidos, сlaros, illustres y resplandeсientes, сon sus virtudes y
heroiсas obras en сuya memoria les fueron dadas insignias y armas partiсulares, сomo premio y galardon de sus trabajos Ibid. Fol. 2r.
8 8 Ibid. Fol. 41r.
103
испанского общества конца XVI в., в котором знать если
не всегда занимает, то должна занимать подобающее
высокое место. Но это всё относится только к истинной знати, исключительность которой призваны обозначить гербы. Имеет значение в этом и до некоторой
степени игра слов в полемике между armas и letras применительно к знати словом armas обозначаются и гербы,
становясь, таким образом, несомненным признаком
благородства89
Автор рисует общий облик знати, выраженный
как нематериально определение благородства, формы
включения в знать, определение понятия чести, объяснения иерархии знати так и в видимых признаках
гербах. У Гуардиолы три основных источника знатности по доблести virtud как источник благородства по
наследованию по крови по богатству по экономической мощи знати Эти критерии не новы их высказывал ещё Ферран Мехиа в конце XV в. В какой мере они
связаны с гербами Чрезмерная настоятельность пожеланий в отношении принадлежности гербов и их роли
как маркёра знатности вызывает сомнения в том, что
они действительно в таковом качестве бытовали в испанском обществе XVI в. Богатство в виде растущего
богатства неблагородных это одна из проблем, угрожавших знати. С добродетелью дела обстояли не лучше,
поскольку Гуардиола знал своё время и не всё в действительности обстояло так умильно хорошо, как может
показаться из ряда деклараций. Геральдика работает в
тесной связи со второй концепцией легитимацией по
праву наследования. Но при этом приоритет знатности,
даруемой короной, а равно и гербов, защищался и старой знатью, и новой.
Реальная разобщённость испанского общества,
противопоставленная декларированному Средневековьем
единству, была действительностью, осознание которой
волновало всё общество, но самостоятельный голос получила только оценка знати, которая оказалась неотделима от оценки благородства и знатности как структурирующих ценностей. Эта тема исследуется уже более чет89 Guill n Berrendero J La tratad stiсa nobiliaria сomo espejo de nobles
P.102.
104
верти века, насчитывает немало исследований, и по объёмности её я не могу оной касаться. Я ограничился оценкой лишь геральдического компонента в этих произведениях на примере одного трактата трактата
Х. Гуардиолы, тем более, что о концепциях знати, о понимании её как социальной ценности и тому подобном
говорится во многих публикациях, а о геральдике ни
слова.
Формально геральдика позиционировалась в
трактатах, схожих с трактатом Гуардиолы, как знание,
которое необходимо благородному человеку в числе
прочих знаний, присутствуя как бы с образовательной
целью. Это общее место геральдического изложения,
надо полагать, с конца XV в. В какой мере здесь сказалось распространившееся со времён Контрреформации
требование обучать правящую элиту90 не на этом примере решать, хотя некоторые авторы считают этот трактат, подобно другим трактатам, появившимся вслед за
трактатами об обучении государей образовательным91
Что же касается самой геральдики в трактате, то
она в нём отражение попытки выделить, обозначить
благородное сословие. Геральдика служит одним из способов определить знать, отличить её от других. Это полностью согласуется с общей тональностью трактатов,
которые пытались трактовать знать как особую часть
общества. При этом у геральдики в целом оказалась совершенно неожиданная, несвойственная ей в Средние
века роль. В трактате Гуардиолы мы находим начало
формирования понимания и восприятия геральдики как
атрибута и признака привилегированного сословия, которое в Новое время стало господствующим и сменило
её средневековое восприятие. Если средневековые гербы
были не более чем визуальным выражением имени рода,
то с XVI в. начался процесс, суть которого состоит в
том, что гербы стали оцениваться как атрибут благородства, как явный социальный маркёр. И наличие геральдического компонента в большом трактате было призвано в сознании общества закрепить факт обладания гербами только за знатью, связать в сознании общества гер9
9
0
Ibid. P. 97.
1 Ibid.
105
бы и знать. Таким образом, становятся понятными обоснование и механизм формирования этого нового облика
старинной системы гербов, в которой гербы приобрели
черты исключительности и принадлежности лишь одному определённому социальному слою.
Моё обращение к тексту трактата Х.Б. Гуардиолы
не претендует на то, чтобы решить или даже хотя бы
бегло осветить весь спектр исследовательских проблем,
которые возникают в связи с ним. Цель моя была намного скромнее показать необходимость включения в решение этих проблем геральдического компонента как
показательной и неотторжимой их части. Насколько это
удалось судить не мне.