Харьков Р.Е.
Германские посмертные щиты (Totenschild). Особенности, проблемы, перспективы
// Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании (2024)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании : Материалы XXXVI Всероссийской научной конференции с международным участием. Москва, 4–5 апреля 2024 г. М., 2024. С. 333-335
Аннотация: В Германии традиция бытования посмертных щитов была распространена как среди знати, так и среди городского патрициата и просуществовала вплоть до начала XIX в. За это время она претерпела немало метаморфоз, однако присутствие основного аспекта — геральдического, оставалось неизменным. С чем связана такая устойчивость традиции, её особенности и истоки? Как современное гербоведение может использовать информацию подобного рода источников и с какими ограничениями сталкивается?
Об авторе публикации/статьи:
Харьков Р.Е.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 11540 знаков (с пробелами)
Р Харьков
магистрант Исторического ф та ГАУГН
Германские посмертные щиты Totensсhild
Особенности, проблемы, перспективы
Посмертный щит нем. Totensсhild, англ. Funerary hatсhment
это мемориальная доска с использованием геральдических элементов, личная, разработанная на основе семейного герба, которая устанавливается или вывешивается в церкви и предназначена для увековечения памяти усопшего.
В Германии традиция бытования посмертных щитов была распространена как среди знати, так и среди городского патрициата
и просуществовала вплоть до начала XIX в. За это время она претерпела немало метаморфоз, однако присутствие основного аспекта геральдического, оставалось неизменным. С чем связана такая
устойчивость традиции, её особенности и истоки Как современное
гербоведение может использовать информацию подобного рода источников и с какими ограничениями сталкивается
Практика вывешивания посмертных щитов произошла от
древних обычаев погребения. В раннем Средневековье высокопоставленным усопшим клали в могилу их оружие, шлем и щит.
Во времена Каролингов и с ростом христианизации эти старинные
обычаи были преобразованы в пользу церкви не усопший получал
богатые дары, а церковь получала пожертвования. Щит и шлем, которые раньше хоронились с покойным, теперь вывешивались в храме над захоронением. Интересно сохранение элементов прежних
обычаев если в древнегерманские времена коня воина часто хоронили вместе с ним, то позднее, как сообщает Альбрехт III фон Ауфзесс ум. 1356 г. после смерти конь завещается церкви. Точно так же
первоначально церкви передавалось настоящее оружие в XII в. щит
и оружие умершего рыцаря вешали на вечную память в местной
церкви или часовне как элемент погребения. О том, как это выглядело, можно судить по часовне рыцарей лебедей в Ансбахе. Она, к
сожалению, в XIX в. была реконструирована под влиянием романтизма, и ныне происхождение и фактический возраст оружия из часовни неясны. В Кентербери известна гробница Эдуарда Черного
принца, 1380 г. со щитом и шлемом с нашлемником сегодня это копии И в более поздние времена существовали специальные погребальные шлемы, примером которых является Тотенхельм императора Карла V 1500 1558 изготовленный Платтнером Антоном
Пфеффенхаузером в 1559 г. и увенчанный закрытой короной ныне в
334
Епархиальном музее в Аугсбурге Но, как правило, в более поздние
времена это всё чаще были деревянные копии, расписанные так же,
как и оригиналы.
И если уж мы имеем дело с исполнением в дереве, то следующий шаг развития процесса был логичным на деревянной опорной
плите устанавливалась копия герба и оставалось место для напоминающей и благословляющей надписи по всему периметру. Так родился классический посмертный щит. Со временем простой расписной щит превратился в полноценный герб со шлемом, забралом
и нашлемником щиты становились все более роскошными. Материалом обычно было дерево, при необходимости оно обтягивалось
пергаментом или кожей, загрунтованными и богато украшенными
рисунками. Изменялась и форма, со временем ставшая круглой,
ромбической или более сложной. Посмертный щит достиг своего
расцвета в XVI в. известны великолепные образцы барокко, но
эта практика была отчасти заменена каменными эпитафиями, которые развивались в то же время.
Для понимания обычая важно помнить, что вывешивание подобных щитов всегда было общественной привилегией. Обычаи
знати очень скоро переняли члены городских советов имперских
городов. То, как обращались с горожанами, в некоторой степени зависело от обстоятельств. В Нердлингене, например, горожане получили право на щиты, а в Ульме нет. Это решалось по разному
в зависимости от города. Следует учесть, что классический посмертный щит предназначался только для мужчин для женщины
оставалась возможность быть представленной вспомогательным
гербом. Священнослужители, как правило, не получали подобных
посмертных щитов.
В контексте следует также вспомнить обычай рыцарских орденов тевтонского, тамплиеров, рыцарей Святого Иоанна, Мальтийских и других в которых рыцарь по сравнению со священнослужителем был явно на первом плане. И поэтому изготавливались
щиты для клятвы, имевшие не только форму, но и функциональный
аспект те, кто был принят в Орден, практически уходили из светской жизни. Иногда под основным щитом находился еще один щит с
гербом ордена, или щит был выложен из орденских и фамильных
гербов. Это зависит от конкретного рыцарского ордена.
Практика посмертных щитов была воспринята турнирными
обществами Германии, которые отчасти расширили их применение
во время торжественных церемоний и месс того или иного общества. Турнирные общества тратили значительные суммы на их изго
335
товление что важно, как для усопших членов, так и здравствующих ремонт и перемещение.
С чем связаны проблемы исследования посмертных щитов и их
применения в других геральдических исследованиях Прежде всего
это проблемы реконструкции и сохранности щитов многочисленные поновления и реставрации всегда чреваты ошибками или изменениями, что затрудняет атрибуцию щитов, особенно средневековых. Невозможно также достоверно восстановить расположение
этих щитов в интерьере храма, особенно в том случае, если по тем
или иным причинам они были сняты или перемещены в другую
церковь. Также с горечью следует упомянуть о многочисленных утратах в ходе инвентаризации в Ульмском соборе было подсчитано в
общей сложности 134 щита, но раньше щитов было больше, в старых справочниках говорится ещё о 88 потерянных посмертных щитах, то есть всего 222 в более ранний период. Университетский музей истории культуры в замке Ландграфов в Марбурге теперь выставляет щиты XIII XIV вв., которые раньше висели в церкви Святой Елизаветы. К сожалению, полноценного исследования и каталогизации посмертных щитов на территории Германии не проводилось, что оставляет много возможностей для такой деятельности.
Подводя итоги, можно сказать, что германские посмертные
щиты интересный, однако сложный в обращении источник, открывающий новые перспективы по изучению различных сторон общественной жизни знати, городского патрициата, орденов, по изучению
похоронных обрядов. В то же время источник накладывает значительные ограничения на исследователя и требует привлечения источников другого рода.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Харьков Р.Е. Германские посмертные щиты (Totenschild). Особенности, проблемы, перспективы (2024)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|