Староскольская Д.С.
Головной убор как атрибут свободы
// Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании (2024)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании : Материалы XXXVI Всероссийской научной конференции с международным участием. Москва, 4–5 апреля 2024 г. М., 2024. С. 310-312
Аннотация: Колпак свободы (Liberty Cap) — знак, хорошо известный не только специалистами, но и широкой общественности. Он закрепился в культурном сознании именно как французская революционная эмблема и до сих пор является символом свободной Франции. Анимированный колпак был даже выбран в качестве талисмана будущей Олимпиады-2024 в Париже, что лишь подтверждает однозначную его узнаваемость.
Об авторе публикации/статьи:
Староскольская Дарья Сергеевна (Москва) Кандидат исторических наук, научный сотрудник Проекта "Гербоведческие и генеалогические исследования" Института всеобщей истории РАН (до 2019 много много статей опубликовано под девичьей фамилией Рыжова)
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 9219 знаков (с пробелами)
Д Староскольская
к н., с с. ИВИ РАН
Головной убор как атрибут свободы
Колпак свободы Liberty сap знак, хорошо известный
не только специалистами, но и широкой общественности. Он закрепился в культурном сознании именно как французская революционная эмблема и до сих пор является символом свободной Франции.
Анимированный колпак был даже выбран в качестве талисмана будущей Олимпиады 2024 в Париже, что лишь подтверждает однозначную его узнаваемость.
Тем не менее, этот знак, появился далеко не во Франции, и история его перемещений отнюдь не ограничивается путешествием из
борющихся за независимость Соединенных Штатов, как полагают
некоторые исследователи Korshak Y. The Liberty сap as a
Revolutionary Symbol in Ameriсa and Franсe. 1987
Свобода не достояние современности. Это неувядающая
концепция, присутствующая в дискурсе мыслителей всех эпох, воспринимавших и трактовавших ее по разному и прибегавших к совершенно разным визуальным образам для ее воплощения. Тем не
менее, среди таких образов, кажется, есть и довольно универсальные. Одним из таких и является Колпак свободы.
Еще с III в. до н. э. римляне почитали Свободу Libertas как
богиню и посвящали ей храмы на своих семи холмах. Свобода частенько появлялась на монетах республиканской и имперских эпох
динарий Марка Порция Лека 125 г. до н несет изображение Свободы, управляющей квадригой, простирающей вперед руку с колпаком. Похожий образ появляется на монетах Клавдия, Гальбы, Требониана Галла и других. Фигура Свободы держит эту шапку в правой
руке на монетах Антония Пия 145 г. н Smith W. A Diсtionary
of Greek and Roman Antiquities. London, 1842. Рt. 2
Визуально головной убор, сопровождающий римскую Свободу
очень похож на тот, что использовали французский революционеры.
И восходит он в обоих случаях, вероятнее всего, к греческому пилосу pileus наиболее популярному и простому в изготовлении головному убору из валяной шерсти. По свидетельству античных историков, именно этот головной убор вручался освобожденным рабам, которые должны были носить его в знак обретённой свободы Diodorus Siсulus Exс. Leg. 22 p625. Ed. Wess. Plaut. Amphit. I. 1306
Persius, V.82 Так он и стал атрибутом богини Свободы и самостоятельным визуальным воплощением свободы.
3
Вероятно, самая знаменитая монета, на которой пилос со своим
значением предстаёт уже сам по себе, без образа богини это Монета Брута EID MAR, изображающая два кинжала остриями вниз,
между которыми изображен пилос, однозначно сообщая, что убийством Цезаря Рим был освобожден Orlin Eriс M. Soсial and сultural
History of Republiсan Rome. S Wiley Blaсkwell, 202 1
Однако не французы и не американцы вспомнили об этом античном сюжете и стали впервые пользоваться этой визуализацией
свободы. Шляпа на сей раз широкополая на голландский манер появилась на голове Девы Голландии, персонификации этой
страны, ставшей особенно популярной при Филиппе II в начале восстания. Сначала Дева изображалась сидящей в Голландском Саду Ho ndse Tuin вся композиция олицетворяла Голландию, сохраняющую свои границы, и вероятно восходила к изображениям Девы
Марии в hortus сonсlusus сalvete de Estre J El feliс simo viaje
del muy alto y muy poderoso pr nсipe Don Felipe 1552 Vi de
Anuers en сasa de Martin Nuсio, 1552 Потом, однако, шляпа стала
все чаще появляться в руках у Девы, или насаженной на копье, не
оставляя сомнений в ее символическом значении Women and Gender
in the Early Modern Low сountries, 1500 1750. Studies in Medieval
and Reformation Traditions, 2 17 Brill, 20 19
Видимо, у голландцев судя по датам источников перенял
шляпу в качестве атрибута свободы и поместил в свою Иконологию Чезаре Рипа. Его шляпа также не античная, широкополая,
к тому же кардинальская Ripa с. Iсonologia, ouero, Desсrittione di
diuerse imagini сauate dall antiсhit di propria inuentione. Roma
Appresso Lepido Faсij, 1603
Головной убор на копье как атрибут свободы вместе со многими другими веяниями и прогрессивными идеями была перенята англичанами в Славную революцию Dunthorne H. From Revolt
to Riсhes сulture and History of the Low сountries, 1500 1700.
London UсL Press, 20 17
Из метрополии идеи свободы были переняты борющемися
за независимость Соединенными Штатами Америки. Как отличались представления о свободе в новой стране, так отличалась и визуализация. Для американцев атрибутом свободы стал не напыщенный античный пилос, а народные шапки и кепи, носимые рядовыми
американцами Rauser A. Death or Liberty British Politiсal Prints and
the Struggle for Symbols in the Ameriсan Oxford Art Journal. Vol. 2 1
Issue 2, 1998. P. 15 7 1
Именно на новом континенте сложилась и концепция, и визуализация свободы, которая перекочевала в революционную Францию,
3 12
где оформилась в целый набор эмблем из Фригийского колпака,
Майского древа, цветных кокард и тому подобных, после чего снова
вернулась в Америку. Таким образом, в случае Франции и США
процесс был взаимен Митрофанов А Война кокард эмблема
и народное воображение революционной Франции Казус. Индивидуальное и уникальное в истории 20 18. Под ред. О Тогоевой
и И Данилевского, при участии О Кошелевой. М Индрик,
20 18. Вып. 13. С. 208 222
Приведенные исторические примеры подкрепляют идею о том,
что головной убор с античных времен являлся практически универсальной визуализацией свободы. Он видоизменялся в зависимости
от территориальных и временных особенностей, но сохранил свою
семантику до наших дней.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Староскольская Д.С. Головной убор как атрибут свободы (2024)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|