Литвинов А.С.
Дамские печати и печати аббатис средневековой Вестфалии (XIII–XV вв.)
// Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании (2024)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании : Материалы XXXVI Всероссийской научной конференции с международным участием. Москва, 4–5 апреля 2024 г. М., 2024. С. 215-217
Аннотация: Вестфальский корпус печатей, собранный Фридрихом Филиппи в конце XIX в. содержит большое количество различных по социальному статусу своего владельца печатей. Среди этих печатей встречаются и печати, принадлежащие женщинам, то есть печати дам и печати аббатис
Об авторе публикации/статьи:
Литвинов А.С.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 10725 знаков (с пробелами)
А Литвинов
магистрант Исторического ф та ГАУГН
Дамские печати и печати аббатис
средневековой Вестфалии XIII XV вв.
Печать, как инструмент репрезентации своего владельца, использовалась в Средние века широкими массами населения и самыми различными социальными слоями благородными, как из
высшей знати, так и из низшей, духовенством, простолюдинами,
различными корпорациями. Зачастую мы можем увидеть общие
черты на разных печатях в зависимости от того, к какому сословию
принадлежат их владельцы. Свои иконографические традиции есть
у членов цехов, клира, благородных, но не только у них. Общие
черты можно найти у этнических групп, которые идентифицируют
себя не только в рамках сословной системы. Например, у евреев,
чьи печати имеют ярко выраженную иконографию, указывающую
на социальный статус владельца. К подобным группам можно и
отнести женщин, чьи печати также имеют определенную иконографическую традицию.
Вестфальский корпус печатей, собранный Фридрихом Филиппи
в конце XIX в. Die Westf lisсhen Siegel des Mitte ters. H. 14 Bearb.
von Friedriсh Philippi. M nster, 1882. Электронный ресурс URL.
2 16
https sammlungen.ulb.uni muenster.de hd сontent titleinfo 97926 1
содержит большое количество различных по социальному статусу
своего владельца печатей. Среди этих печатей встречаются и печати, принадлежащие женщинам, то есть печати дам и печати аббатис.
Но одного только гендерного признака для этой категории явно недостаточно. В силу того, что оба данных типа печатей имеют
общие черты, так как репрезентируют женщин, пусть принадлежащих к разным, на момент создания печатей, сословиям, мне видится интересным и логичным сравнить эти типы печатей. Печати дам это печати, которые принадлежали женщинам благородного сословия, с которым они связаны через своего отца или мужа, на что
периодически делаются указания на самих печатях.
Печати аббатис принадлежат женщинам, которые, по своей сути, смогли достичь высокого для женщины уровня церковной католической иерархии. При этом зачастую сами аббатисы происходили
из благородного сословия. Видится закономерным тот факт, что
и дамские печати, и печати аббатис имеют конкретные общие иконографические черты.
Обязательным изображением для обоих типов печатей является изображение владелицы. Этот факт закономерен, так как и дамские печати и печати аббатис являются печатями личными и должны указывать на конкретную личность. Мной засвидетельствована
лишь одна печать, принадлежащая женщине, на которой отсутствует изображение владелицы это печать аббатисы Маргарет фон
Херфорд, где присутствует только герб. Филиппи обозначает этот
герб как герб Херфордской церкви, но я склонен думать, что это
личный герб Маргарет львы во 2 й и 3 й четверти явно указывают
на родную семью Маргарет, на род фон Гляйхен. Общим для обоих
этих типов печатей является и форма самой печати она чечевицевидная, хотя бывают и исключения, и она может быть и круглой.
И печати дам, и печати аббатис содержат явные иконографические указания на сословия, к которым они принадлежат. На печатях дам наиболее примечательным является изображение шлема,
который указывает на то, что её отец или муж является воином, то
есть принадлежит к благородному сословию, а следовательно, к
нему принадлежит и сама дама. На печатях дама, как правило, этот
шлем держит в руке. Другим атрибутом благородного сословия на
дамских печатях становятся изображение охотничьих собак и птиц печати типа охота так как охота была привилегией, недоступной простолюдинам. В случае с аббатисами атрибутами духовенства становились монашеское одеяние и то, что на их печатях достаточно часто присутствуют изображения церковной архитектуры,
2 17
хотя последнее свойственно уже довольно поздним печатям, которые относятся к концу XIV в. и позже. При этом детальных и сложных изображений архитектуры и чего то подобного на печатях дам
мы не увидим. Иным визуальным образом на печатях аббатис становится Дева Мария, главный женский христианский персонаж.
И дамские печати, и печати аббатис зачастую имеют изображение гербов, хотя это не является чем то обязательным. На печатях
дам, в случае если герб изображен, то это или герб отца или же герб
мужа, хотя есть печати, где могут находиться оба герба и одна печать, где герб, пусть, и не изображен напрямую, но владелица явно
стремилась дать указания на герб своей матери точнее на герб её
рода, а не на личный Дама может держать герб или геральдическую фигуру в руке, герб может находиться и просто сбоку от дамы,
иногда под наклоном. В случае с печатями аббатис, то на них гербы
появляются лишь в XIV в., в то время как самые ранние печати относятся к началу XIII в. Аналогичную тенденцию я проследил в
печатях епископов, на которых гербы впервые появляются тоже
лишь в XIV в. К сожалению, пока мне не удалось выявить её причины.
На печатях аббатис встречается то, чего нельзя встретить
на печатях дам это изображение, судя по всему, личного герба.
Подобное можно видеть на печати Бонисет фон Херфорд, где присутствует герб, в 1й и 4 й четвертях которого изображен герб Лимбургов родной семьи Бонисет а в 2 й и 3 й четвертях герб
Херфорда.
Возможно, что стоит обратить внимание на то, что гербы
на печатях аббатис расположены иначе, чем на дамских. На печатях
дам герб, как правило, расположен по правую или по левую руку
от изображения самой дамы. А на печатях аббатис мы можем видеть, что герб подчас находится под изображением самой аббатисы.
На печатях, где гербы располагаются по бокам от изображения аббатисы и имеются изображения церковной архитектуры, гербы могут быть изображены так, чтобы они словно закреплены на стенах
и являются частью самой церкви.
При всем внешнем сходстве дамских печатей и печатей аббатис, в них присутствуют пресловутые иконографические черты,
которые хорошо были заметны современникам и учитывались
при сигиллографической практике.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Литвинов А.С. Дамские печати и печати аббатис средневековой Вестфалии (XIII–XV вв.) (2024)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|