Лагунов А.К.
Интерпретации символики Комуча в воспоминаниях
// Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании (2024)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании : Материалы XXXVI Всероссийской научной конференции с международным участием. Москва, 4–5 апреля 2024 г. М., 2024. С. 207-210
Аннотация: Символика Комитета членов Всероссийского Учредительного собрания (Комуча), правительства, чья власть была установлена в Самаре в 1918 г., среди антибольшевистских сил занимает особое место, так как их символы во внешней и смысловой составляющей крайне отличались от других символов антибольшевистского сопротивления. Это отличие нашло отражение в воспоминаниях участников Белого движения, которые они оставили после себя уже в эмиграции.
Об авторе публикации/статьи:
Лагунов А.К.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 11375 знаков (с пробелами)
А Лагунов
асп. Исторического ф та ИАИ РГГУ
Интерпретации символики Комуча в воспоминаниях
В событиях Гражданской войны в России символика занимает
особое место по причине того, что нередко через неё современники
считывали смыслы, которые вкладывали её создатели. Обычно, при
рассмотрении темы Гражданской войны исследователями, большее
внимание обращается непосредственно к ходу событий, хотя в последние годы актуализируется тенденция анализа символов Белого
208
движения, рассматривая их в историческом контексте и интерпретируя смыслы данных символов Фоломеев С Триколор как символ Белого движения в смысловом и историческом контексте
Креативная экономика и социальные инновации. 2020. Т. 10. 4.
С. 137
Символика Комитета членов Всероссийского Учредительного
собрания Комуча правительства, чья власть была установлена
в Самаре в 19 18 г., среди антибольшевистских сил занимает особое
место, так как их символы во внешней и смысловой составляющей
крайне отличались от других символов антибольшевистского сопротивления. Это отличие нашло отражение в воспоминаниях участников Белого движения, которые они оставили после себя уже в
эмиграции.
В рамках настоящего исследования предполагается проанализировать воспоминания современников о символике Комуча на
предмет выявления и анализа её интерпретации мемуаристами. Следует отметить скупость источникового материала как среди мемуаров, так и документов, введённых в научный оборот по данной теме.
Важность символов обусловлена тем, что порой именно через
них идёт первое восприятие деятельности правителя или правительства. Ярким примером этому служат воспоминания К Сахарова, одного из известных командующих Белой Сибири. Он впервые столкнулся с Народной Армией Комуча в Бузулуке. Мемуарист
сразу обратил внимание на детали униформы, а именно отсутствие
погон, наличие георгиевской ленточки вместо кокарды на фуражке
и щитком на подобии чешского на рукаве. Обобщая, мемуарист
характеризует внешний вид бойцов Народной Армии как полутоварищеский Сахаров К Белая Сибирь Внутренняя война 19 18 1920. М., 20 17. С. 23 Только позднее мемуарист начнёт критику
эсеровского правительства Комуча и организацию армии. В настоящем случае примечательно обстоятельство, что негативное отношение к Комучу начинается именно с анализа символов правительства.
Другой мемуарист, А Ефимов, командир Ижевско Воткинской
бригады, описывает иной символ правительства, красный флаг, который был поднят в Самаре над зданием Комуча. По версии мемуариста, данный знак обозначал, что цель эсеров после уничтожения
большевиков заключалась не в сворачивании революции, а в её
продолжении, что вызвало решительное неприятие в офицерской
среде Ефимов А Социалисты революционеры в борьбе с правительством адмирала Колчака С Ижевцами и Воткинцами на Восточном фронте. Статьи, письма, документы. М., 20 13. С. 26
209
Для понимания закладываемых смыслов в символах следует
обратиться к корпусу документов Комуча. Например, зацепившая
внимание К Сахарова георгиевская лента вместо кокарды интерпретировалась членами Комуча как символ беззаветного мужества выразителем которого является воин, добровольно принявший
на себя обязательство защищать свободу и родину от насилия ГАРФ. Ф. Р 749. Оп. 1Д. 16. Л. 3 Журналы заседаний, приказы
и материалы Комитета членов Всероссийского Учредительного собрания июнь октябрь 19 18 г М, 20 С. 156
Красное же знамя, поднятое в Самаре над зданием Комуча,
интерпретировалось как символ борьбы угнетённых против угнетателей, восстания народа против большевиков и немцев Примечательно, что Комуч не рассматривал вопрос о национальном флаге,
так как предполагалось, что данный вопрос разрешит только Всероссийское Учредительное собрание Вестник Комитета. 19 18. 19 июля. 9 Журналы заседаний, приказы и материалы Комитета членов Всероссийского Учредительного собрания июнь октябрь 19 18 г М., 20 С. 324
Следует подчеркнуть, что данные символы были популярны
и в период правления Временного Правительства. Красный флаг
был известным символом событий Февраля 19 17 г. Пчелов Е
Российская государственная символика учебное пособие для старших классов. М., 2022. С. 6 Сходство подчёркивается и тем, что
Временное Правительство точно так же, как и впоследствии Комуч,
оставил вопрос о принятии государственной символики до созыва
Учредительного собрания Там же Таким образом, следует констатировать демонстрацию преемственности Комуча от традиций
Временного Правительства. Подчёркивает этот курс и один из первых приказов Комуча, согласно которому проводилась агитация
в армии для чего было необходимо получить в спешном порядке
три знамени с надписью Власть народу власть Учредительному
собранию для последующего вручения войскам Народной Армии
и казаков ГАРФ. Ф. Р 749. Оп. 1Д. 1Л. 6 Журналы заседаний,
приказы и материалы Комитета членов Всероссийского Учредительного собрания июнь октябрь 19 18 г М., 20 С. 148
Параллели с Временным Правительством проводил и К Сахаров, хотя его выводы основывались больше на ситуации в Самаре, но символы подчёркивают эту параллель Сахаров К Белая
Сибирь Внутренняя война 19 18 1920. М., 20 17. С. 24 Курсом на углубление революции считал и А Ефимов, придя к подобному
выводу именно после поднятия красного флага, что подчёркивает
важность символики в восприятии правительства мемуаристами
2 10 Ефимов А Социалисты революционеры в борьбе с правительством адмирала Колчака С Ижевцами и Воткинцами на Восточном
фронте. Статьи, письма, документы. М., 20 13. С. 26
Такой курс вызвал ожесточённое неприятие со стороны офицерства и консервативных кругов, влияние которых было велико,
что и предопределило в том числе последующие поражения Народной Армии на фронте как один из факторов. Они видели в Комуче
реинкарнацию Временного Правительства Swain G. The origins of
the Russian сivil war. L. N 1996. P. 190
В качестве итогов исследования необходимо подчеркнуть, что
символика является важным элементом репрезентации как правительства, так и правителя. Именно через символы широкая общественность интерпретирует в первую очередь политический курс правителя или правительства. Интерпретация мемуаристами Комуча
является тому наглядным подтверждением.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Лагунов А.К. Интерпретации символики Комуча в воспоминаниях (2024)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|