Волкова У.М.
Образ смерти в композициях медалей Российской империи (по материалам коллекции отдела нумизматики ГМИИ им. А.С. Пушкина)
// Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании (2024)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании : Материалы XXXVI Всероссийской научной конференции с международным участием. Москва, 4–5 апреля 2024 г. М., 2024. С. 96-99
Аннотация: В собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина хранится довольно представительная коллекция памятных медалей XVIII–XXI вв. Среди этих предметов есть как «официальные», так и авторские произведения. В рамках настоящей темы нас интересуют медали, посвященные смерти монархов и известных людей.
Об авторе публикации/статьи:
Волкова У.М.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 11345 знаков (с пробелами)
У Волкова
с с. Отдела нумизматики ГМИИ им. А Пушкина
Образ смерти в композициях медалей Российской империи по материалам коллекции отдела нумизматики
ГМИИ им. А Пушкина
В собрании ГМИИ им. А Пушкина хранится довольно представительная коллекция памятных медалей XVIII XXI вв. Среди
этих предметов есть как официальные так и авторские произведения. В рамках настоящей темы нас интересуют медали, посвященные смерти монархов и известных людей.
Первыми памятниками с таким сюжетом стали медали, отчеканенные к кончине императора Петра I Лепехина Е О значении
медалей Петра I как памятников посмертного прославления деяний
Царя Преобразователя XIII Всероссийская нумизматическая конференция. Тезисы докладов и сообщений. М., 2005. С. 149 150
Композиция оборотной стороны в первую очередь воспевает достижения правителя в центре изображена Вечность, уносящая императора в небеса, сцена дополнена изображением символов искусств
и наук, флота корабли а также побед лавровое дерево Такая ви
97
зуализация смерти была характерна еще для русского искусства предыдущего столетия Сукина Л Плачу и рыдаю, егда помышляю
смерть образ смерти в картине мира русского человека XVII в.
Вестник РУДН. Серия История России. 120 10. С. 12 однако
автор, в первую очередь, пользовался языком аллегорий и символов,
характерных для европейских медалей. Отметим, что одним из важных элементов композиции является скорбящая женщина, которая
олицетворяет собой либо страну, либо Екатерину I. Кем бы ни была
эта фигура, ее европейский наряд иллюстрирует основной политический курс Петра I, направленный на сближение с западными странами. Включение этой героини в композицию говорит и о решении
проблем с наследованием трона, а также визуализирует чувство
скорби.
Исторические события XVIII в., в первую очередь дворцовые
перевороты, оказали значительное влияние на медальерное искусство Российской империи. Не все монархи этого периода были удостоены посмертных памятников. Другим фактором можно назвать
длительный процесс изготовления этих миниатюрных произведений. Следующей стала медаль на кончину императора Петра II Сарычева М Медали на смерть Петра II. Проблема заказчика Нумизматические чтения ГИМ. Тезисы докладов и сообщений. М.,
20 С. 122 125 На ее оборотной стороне можно увидеть довольно
нейтральную композицию семь кипарисов, которые символизируют как скорбь, так и вечную жизнь человеческой души. Эта медаль,
как и предыдущая, была создана европейским мастером, что объясняет использование традиционного медального языка иносказаний
при проектировании памятника.
Композиции медалей, посвященных кончине императриц Анны
Иоанновны и Елизаветы Петровны имеют много общего они фокусируют внимание зрителя на проблеме престолонаследия, но не
трагичности события. Так, на первой медали изображены персонификация Российской империи, держащая на руках преемника Иоанна Антоновича, его венчает короной возносящаяся в небеса императрица. Центральное место в композиции памятника 176 1г. также
занимает фигура правительницы, с небес указывающей скипетром
на щит с монограммой наследника Петра Фёдоровича. Обращает на
себя внимание изображение смерти, выраженное классическим способом души императриц, пребывающие на небесах. Эти произведения отсылают к медали, посвященной Петру I. Важным отличием
здесь является то, что правительницы даже после смерти взаимодействуют с земной жизнью, влияют на нее. Петр же, покидая мир живых, лишь смотрит с небес на свои достижения.
98
Схожие принципы построения композиций можно увидеть
на медалях в память кончины императоров Александра I и Николая I Сарычева М К вопросу о стилистике медали на смерть императора Александра I 1825 г. Ф Толстого XVIII Всероссийская
нумизматическая конференция. Тезисы докладов и сообщений. М.,
20 15. С. 250 252 В собрании ГМИИ хранятся разные виды таких
памятников. В их композиции включены религиозные символы
на первой Всевидящее око, а на другой крест. Медали лаконичны,
лишены фигуративных и абстрактных образов смерти. В отличие
от предыдущих произведений, на факте смерти монархов акцентируют внимание скорее надписи, а не изображения. Именно благодаря словам скупые изображения приобретают налет меланхолии
и горечи. Таким образом, эти произведения лишь увековечивают
свершившееся событие, но не воспевают заслуги почивших
и не раскрывают иных тем, связанных со смертями этих правителей.
Этим памятникам близка медаль в память кончины великого князя
Николая Александровича 1865 г. бывшего наследником престола
ее композиция также лаконична и сдержанна.
Иначе выглядят композиции медалей на смерть императоров
Александра II и Александра III. Основная идея здесь скорбь
и оплакивание. Оборотные стороны насыщены деталями, но основной фигурой является олицетворение безутешной страны, стоящей
на коленях перед гробом. Изображения дополнены цитатами
из священных текстов. Эти медали акцентируют внимание на трагичности утраты и ее неотвратимости больше, чем на воспевании
достижений правителей они скорее призваны вызывать у зрителя
чувства сопереживания и грусти.
Кроме медалей на смерть правителей, в течение двух столетий
чеканились и памятники, увековечивающие кончину представителей
правящей династии. В собрании ГМИИ хранятся медали в память
императриц Марии Фёдоровны 1828 г. Александры Фёдоровны 1860 г. и Марии Александровны 1880 г Несмотря на то, что созданы они были в разное время, композиции имеют много общего,
включают религиозные символы и фигуры ангелов. Другой особенностью является акцент на благотворительной деятельности усопших, выраженный либо изображением Красного креста, либо скорбящих детей и женщин.
Медали в честь государственных деятелей, ученых, коллекционеров и деятелей культуры отличаются от рассмотренных выше
большинство композиций включает лишь скупой текст.
Таким образом, на медалях Российской империи, по сути,
нет традиционных для отечественной культуры образов, символизи
99
рующих и визуализирующих смерть. Художественные средства выражения, что использовались при создании этих памятников, были
направлены в основном на то, чтобы констатировать и увековечить
событие.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Волкова У.М. Образ смерти в композициях медалей Российской империи (по материалам коллекции отдела нумизматики ГМИИ им. А.С. Пушкина) (2024)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|