| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › SIGNUM. Выпуск 9 (2016) › Черных А.П. «Вторичные» гербовники с точки зрения источниковедения геральдики | ||||||
Черных А.П.
«Вторичные» гербовники с точки зрения источниковедения геральдики// SIGNUM. Выпуск 9 (2016)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: SIGNUM. Выпуск 9. М.: ИВИ РАН, 2016. С. 5-30 Аннотация: Гербовник – общее название собрания изображений или блазонов гербов, преимущественно в виде кодекса или свитка. Когда в 1950 г. Э. Уагнер предложил классификацию гербовников, то с целью учесть гербовники, в которых кодификация гербов (изображений или блазонов) не является основной целью создания памятника, он использовал термин «иллюстративные». Впоследствии по инициативе М. Пастуро они чаще стали именоваться «вторичными». Речь идёт о гербовниках, которые не подходят под остальные категории и притом оказываются одними из самых ранних гербовников: они известны уже в XIII в., когда их было всего три типа: «по случаю», всеобщие и «вторичные». Об авторе публикации/статьи: Черных Александр Петрович (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Черных А.П.
в библиотеке найдено еще 39 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 61170 знаков (с пробелами)
А Черных Вторичные гербовники с точки зрения источникове дения геральдики Гербовник общее название собрания изображе ний или блазонов гербов, преимущественно в виде ко декса или свитка. Когда в 1950 г. Э. Уагнер предложил классификацию гербовников, то с целью учесть гербов ники, в которых кодификация гербов изображений или блазонов не является основной целью создания памят ника, он использовал термин иллюстративные 1Впо следствии по инициативе М. Пастуро они чаще стали именоваться вторичными 2. Речь идёт о гербовниках, которые не подходят под остальные категории и притом оказываются одними из самых ранних гербовников они известны уже в XIII в., когда их было всего три типа по случаю всеобщие и вторичные Вторичные гербовники, как, впрочем, и все ос тальные, неоднородны. Среди них выделяются литера турные с гербами или блазонами в тексте, в иллюстра циях к тексту или на полях рукописи Это описания турниров Гербовник турнира в Шованси, 1285 г., Поэма об осаде Кэрлаверока, 1300 г. 106 блазонов вообра жаемая артурианская геральдика в романе XV в. Т. Мэлори Смерть Артура XV в Очень распростра нён Гербовник рыцарей Круглого Стола, около 1480 г. 1Wagner R A сatalogue of English mediaeval rolls of arms Aspilogia I London Soсiety of Antiquaries, 1950. P. XIV. 2 Pastoureau M. Pr sentation Les armoriaux histoire h raldique, soсiale et сulturelle des armoriaux m di vaux. Aсtes du сo que international Les armoriaux m di vaux Paris, 1997. P. 13. 5 14 копий от 150 до 178 гербов Воображаемая гераль дика реализовалась не только на литературном уровне существует Гербовник замка Манта, около 1400 г. сте новая роспись с изображениями Девяти Совершенных с 18 гербами Совершенных рыцарей и Совершенных Дам. Вторичный гербовник может присутствовать в нарративных источниках. Так, Книга всех королевств и земель 1350 1376 гг. это географическое описание тер риторий с обязательным описанием гербов в знамённой форме. Зерцало знати Эсбе 1353 1398 гг. представляет собой генеалогический трактат о знати Льежа Жака де Амрикура, в тексте которого упомянуты около 240 блазо нов гербов знати Льежского епископства. Саксонское зерцало в копиях XIV в., правовой в основе памятник, содержит изображения 40 гербов князей электоров и крупных сеньоров, и вполне может рассматриваться как вторичный гербовник. Вероятно, вторичные гербовники литературного и нарративного происхождения следует рассматривать отдельно друг от друга, но, так или иначе, они практиче ски незаменимы при изучении геральдической практики XIV XV вв., бытования гербов и отношения к ним обла дателей. Многочисленны вторичные гербовники в раз личных хрониках это и хроника Матвея Парижского с гербовником Mattheus Parisiensis. Historia Anglorum. сhroniсa Majora. Abbreviatio сhroniсarum. Liber Additamentorum 1250 1259 гг. 75 цветных изображений гер бовых щитов, 25 знамён в тексте и маргиналиях и Гол ландская хроника герольда Бавария примерно 1409 г. 99 гербов епископов, графов и сеньоров пользующийся особой известностью Гербовник Хроники Констанцско го собора Ульриха Рихенталя 1420 1433 гг. с его около 1000 гербов гербы 60 кардиналов, 167 епископов, 15 аб батов, придворных, 14 университетов, 10 принцесс, 14 принцев, 130 графов, 56 сеньоров, и более чем 100 рыца рей и так далее В нём гербов так много, что не всегда поворачивается язык называть его вторичным Извест но 9 его копий, некоторые даже как самостоятельные гер бовники, например, Гербовник хроники Констанцского собора Гебхарда Дачера около 1465 г. 646 гербов есть 6 Австрийская хроника Клеменса Шпекера около 1479 г. 82 воображаемых герба старинных династий Гербовник Гримбергской войны около 1357 г. содержит 9 1блазон в тексте рифмованной хроники на нидерландском языке, рассказывающей о феодальной распре между герцогом Брабантским и Берту, сеньором Гримберга и Мехелена Малина в 39 59 гг. Гербы в хронике представляет собой и Гербовник Уорвика Роуза около 149 1г. 107 гербов в варианте A и 158 в варианте B наряду с изобразительными девизами и знамёнами. Отдельную категорию составляют собрания труба дурской поэзии в Песеннике Короля 1255 1260 гер бов поэтов рыцарей, в Кодексе Манессе 1305 1330 гг. 135 личных гербов германских миннезингеров, в Вайн гартнерском песеннике около 1325 г. 20 гербов. Все упомянутые примеры это письменные ис точники, по сути близкие всем остальным такого же ро да. Именно их в первую очередь и имел в виду Э. Уагнер в своей классификации. Однако известны комплексы изображений гербов в иных, вовсе не литера турных и не нарративных творениях художественной культуры на памятниках монументально декоративного искусства и предметах материальной культуры. Илл. 1Гербовник потолочной росписи в Меце. 1225 г. 7 Это такие известные, как Гербовник потолочной росписи в Меце 1225 г., Гербовник Прекрасного дома Belle Maison Sсh nes Haus около 1270 г. в Базеле. В Рыцарском зале Прекрасного дома на первом этаже на каждом из сводов изображены по 30 гербов высшей зна ти, вассалов епископства, базельского городского патри циата всего 63 герба А герб Габсбургов, важной в ре гионе фамилии, как ни странно, отсутствует. Причина в том, что именно во время создания этого вторичного гер бовника Рудольф Габсбург находился в состоянии войны с епископством и базельским патрициатом. Наряду с ним существуют похожие Гербовник замка Оруз 1286 1297 гг. 194 рисованных герба на стене замка Гербовник Диана созданный после 1296 г., и многие другие. Илл. 2. Гербовый зал замка Равель в Клермон ан Овернь. 1296 13 13 гг. В XIV в. их стало ещё больше. Это и гербовник Гербового зала замка Равель в Клермон ан Овернь, 1296 13 13 гг. 190 гербов и то, что называется Гербов ником дома Цум Лох 1305 1306 гг. рельефные изо бражения 179 гербов знати и рыцарей на потолочных балках здания в Цюрихе. Весьма известный Гербовый фриз замка Лауф близ Нюрнберга Бавария 1353 1360 г. состоит из 4 гербов вассалов или соседей императора Карла IV в главном зале замка. Огромный Гербовник 8 Кентерберийского собора содержит более 900 гербовых щитов 1370 1420 гг., помещённых на сводах клуатра3. Илл. 3. Гербовник дома Цум Лох 1305 1306 гг. Цюрих Илл. 4. Гербовый фриз замка Лауф. 1353 1360 г. Близ Нюрнберга, Бавария 3 Humphery Smith с An armorial of pilgrims and benefaсtors Les armoriaux histoire h raldique, soсiale et сulturelle des armoriaux m di vaux. Aсtes du сo que international Les armoriaux m di vaux Paris, 1997. P. 333 338. 9 Илл. 5. Гербовые щиты на сводах клуатра Кентерберийского собора. 1370 1420 гг. Герб не результат проявления симпатии к нему людей Средневековья, хотя и этот аспект частично при сутствует герб это знак социальной коммуникации, и потому гербы не остаются в пределах интерьеров они присутствуют и в общем облике города, как, например, Гербовники фасадов Палаццо подеста в Масса Ма ри тима и в Ареццо, внутреннего двора в Музее нацио нальной истории Барджелло во Флоренции. Число примеров можно увеличить многократно. Есть такие памятники как Гербовник Столешницы из Люнебургской ратуши около 1328 г. Это средневековая складная столешница для стола к злового типа, с каймой из 38 гербов по краю. На почётных торцах стола изобра жены 8 гербов суверенов по 4 на каждом императора, королей Франции, Богемии, Дании, Пресвитера Иоанн, королей Швеции и Норвегии. Места им отведено столь мало, что речь не идёт о том, чтобы там реально кто либо сидел из лиц этого уровня, но геральдически они при 10 сутствуют, а значит, визуализированные гербами, присут ствуют вполне по настоящему. На длинных сторонах сто лешницы более 30 гербов герцога Брауншвейг Люнебургского, его родственников и сторонников. Ана логична ей нижнесаксонская по происхождению Столеш ница из музея Клюни в Париже Mus e National du Moyen Age сделанная и расписанная до 1400 г. 48 гербов Гер бовник столешница гильдии кузнецов из городской рату ши Равенсбурга 1553 г. 73 герба Илл. 6. Гербы на фасаде Палаццо подеста в Ареццо. XV XVI вв. Из предметов материальной культуры упомяну также Гербовник ларца Людовика Святого 1234 1236 г. 46 гербов Ларец реликварий Жана де Монмирай 1242 1270 гг. 53 герба, 3 утрачены 4. Вторичные гербовники не ограничены Сред ними веками, они присутствуют и в Новое время. Один из многих примеров XVI в. Гербовый зал Синтры нач. XVI в. И ещё более поздний пример реликварий Брат 4 Lester Anne E. The сoffret of John of Montmirail The Saсred Politiсs of Reuse in Thirteenth сentury Northern Franсe Peregrinations Jouranal of Medieval Art and Arсhiteсture. Vol. IV, N 4. 20 14. P. 50 86. Илл. 7. Столешница из музея Клюни деталь До 1400 г. Париж, Франция Илл. 8. Гербовник столешница гильдии кузнецов из Равенсбурга. 1553 г. Городская ратуша, Равенсбург 12 ства Святой Крови 16 17 г. с 32 гербами графства Фланд рии, эрцгерцогов, Тьерри Эльзасского и города Брюгге на основании реликвария. Нет сомнений, что воспроизведе на традиция гораздо более ранняя и устойчивая. Сущест вуют гербовые комплексы, которые также можно рас сматривать как вторичные гербовники например, гер бы мореходов в Балтийском море на камнях полуострова Ханко. К Новому времени относятся, например, Гербов ник канониката Фоссано 1592 г. в Музее кафедрального собора в Фоссано, который состоит из 80 гербов, из кото рых не идентифицировано 10 или аналогичный ему Гербовник канониката Фоссано 1725 г. с 90 гербов, из которых идентифицировано ещё меньше. Илл. 9. Ларец Людовика Святого. 1234 1236 г. Лувр, Франция Илл. 10. Ларец реликварий Жана де Монмирай. 1242 1270 гг. Аббат ство Лонпон, Франция Longpont, Aisne Или, например, серии гербовых портретов. Отдель ный портрет с гербом это просто портрет с гербом, но когда это целое собрание это вторичный гербовник. Та 13 кой, как Гербы вице королей Новой Испании XVI XVIII вв. из Дворца вице королей, ныне в Национальном историческом музее в Мехико5. Они объединены в своего рода пары подчиняясь общему репрезентационному ритму во Дворце вице королей, написаны все в одном сти ле, на тёмном фоне, с гербами и знаками ордена Сантьяго. Их изучали с XIX в., но в рамках истории колониальной живописи и тому подобного, в то время как есть ряд во просов и к гербам, в которых наблюдаются отличия по сравнению с зафиксированными в нобильяриях. Добро бы это был уникальный случай, казус. Но нет, есть ещё собрание Гербовых портретов ректоров Ко имбрского университета, более раннее по сравнению с Гербами вице королей Новой Испании. В зале бывшей королевской опочивальни, где накануне ночью готовились к сдаче экзаменов на степень доктора Sala do Exame Privado на стенах расположены 38 портретов ректоров университета в 1537 170 1гг. Галерея портретов ректоров начала создаваться с 1650 г. при ректоре Д. Мануэле де Салданья 1638 1659 нынешний вид собрание приобре ло в 170 702 гг. во время ректорства Нуну да Силва Телеш 1694 1702 Илл. Гербовые портреты ректоров Коимбрского университета. 1650 1702 гг. 5 Herrera Valdez L Los esсudos de armas de la serie de retratos de virreyes del Museo Naсional de Historia AUGUR. Estudios visuales Электронный ресурс URL. http augur.сom.mx los esсudos dearmas de la serie de retratos de virreyes del museo naсional de historia дата обращения 5.0 120 16 14 Илл. 6. Гербовник канониката Фоссано Италия 1592 г. Илл. 13. Гербы Капитула рыцарей Ордена Золотого руна. 1468. Собор Нотр Дам, Брюгге 15 Кроме того существуют собрания изображений гербов рыцарей Ордена Золотого руна. В смысле ге ральдической продукции этот орден занимает привиле гированное положение геральдические собрания ордена зафиксированы с XV в. Они не предназначались для глаз публики и напротив, начиная с 1430 г. часть собраний гербов ордена была предельно публична это геральди ческий декор по случаю каждого орденского капитула в храмах, где они проходили в Брюгге, Генте, Барселоне и других городах. Статуты ордена подразумевали еже годные собрания рыцарей в день поминовения покрови теля ордена и династии Бургундского герцогства св. апостола Андрея. Место каждого рыцаря ордена обо значалось гербом гербы представляли собой изображе ния щитов на деревянной доске, на чёрном фоне, окру жённых цепью ордена, увенчанных шлемом со шлемо вой эмблемой, с намётом, с именем рыцаря вверху и его словесным девизом внизу. Впоследствии девизы исчезли и были заменены титулами и именами сеньорий. За 130 лет состоялось 23 общих капитула ордена. На трёх первых насчитывалось по 25 рыцарей в 1435 15 16 гг. по 3 1начиная с 15 19 г. на капитулах насчиты валось по 5 1рыцарю. Всего было более 800 досок с изо бражением гербов, от которых до нас дошло около 30 остальные утрачены во время религиозных войн и Французской революции6. Они, как правило, не прини маются в расчёт, но это лишь потому, что существуют роскошные орденские гербовники традиционного вида кодексы. Однако все эти орденские собрания гербов вторичные гербовники. Пока мы находимся в пределах письменных ис точников, типологических шероховатостей немного. Но включать ли в число вторичных гербовников те, что по форме действительно очень далеко отстоят от клас сических Все эти совокупности гербов на ларцах, по крывалах, церковных облачениях, столешницах, балках, в интерьерах храмов и дворцов 6 сouhau P. D сors сapitulaires de la Toison d or presentation Элек тронный ресурс URL. http plusoultre.free.fr lire post 7 OTOpresentation дата обращения 13.04.20 16 16 Иногда вторичные гербовники называют мар гинальными поскольку они часто состоят из гербов на полях рукописей. Термин невольно оказывается дву смысленным, так как они в целом представляют собой пограничную категорию геральдических памятников. Принцип определения границы между ними и гербовни ками в классическом смысле слова, видимо, может быть достаточно простым, а именно дополнительная эта информация в тексте или вся рукопись посвящена кон кретно гербам. Иногда это роскошные рукописи, наполненные десятками гербов, вроде Кодекса Манессе с миниатюра ми, цель которых дать полный портрет поэта, не пременной частью которого оказывается герб, а иногда довольно скромные, как упомянутый реликварий 16 17 г. из Брюгге всего с тремя десятками гербов. Некоторые случаи, представляют собой извест ную трудность для классификации. Так, Книга всех королевств и земель несомненно вторичный гер бовник в географическом описании земель, предполо жительно посещённых автором в путешествии. Однако географический охват в памятнике действительно все мирный, описания гербов настолько постоянны, что за крадывается сомнение в основной цели книги. Может быть считать её всеобщим гербовником Следует отметить близость части вторичных гербовников к гербовникам по случаю это Поэма об осаде Кэрлаверока, Люнебургская столешница, дом Цум Лох построенный по случаю визита в 1305 г. римского короля Альбрехта I 1298 1308 гг Гербовый фриз замка Лауф связан с визитами императора Карла IV. Потолоч ный декор Гербовника Диана Зала Диана в Монбризоне, в старинной графской резиденции, призван напомнить о бракосочетании в 1296 г. графа Жана I де Форез с Аликс, дочерью дофина Вьенского7. Условие, что во вторичном гербовнике гербы не главная цель, соблюдается. При этом копия Гербовника рыцарей Круглого Стола, извест 7 Boos E. de. Les d сors h raldiques sont ils des armoriaux Les armoriaux histoire h raldique, soсiale et сulturelle des armoriaux m di vaux. Aсtes du сo que international Les armoriaux m di vaux Paris, 1997. P. 284. 17 ная как Имена, гербы и блазоны рыцарей Круглого стола, считается вторичным гербовником. Но насколько это справедливо Ведь цель его составления именно гербы Есть Каталог архиепископов Гнезно XV в. Воз можно, что автор текста Ян Длугош, исходя из своих пристрастий, составил его с гербами, но вполне возмож но, что гербы дорисованы позднее, монахом художником С. Самостржельником 154 1в 1530 1535 гг. Эти 45 родовых гербов и портретов епископов не только вторичный но ещё и институциональный гербовник. Точно также как институциональный можно рас сматривать вторичный Биккернский гербовник XIV начала XVIII вв. гербы камерленго и финансовых долж ностных лиц коммуны Сиены на 139 деревянных крыш ках переплётов счётных и налоговых регистров. Таков же памятник средневековой демократии Гербовник капиту лов Тулузы XIV XVII вв. Этот гербовник заслуживает особого внимания как вторичный и одновременно гер бовник неблагородных Анализу Анналов Тулузы и её капитулов посвящена монография французского историка Франсуа Борда8, где он совершенно справедливо сопос тавляет его с Биккернским гербовником. Установление капитулата в Тулузе относится к XII в. Капитулы это выборные должностные лица от шести кварталов Тулузы, по два от каждого, которые составляли совет муниципалитета города. Они разбира ли споры между торговцами, устанавливали налоги, ве дали городской милицией. Их обязанности признавались королём как благородные и аноблирующие. Первоначально назначение капитулов из числа жи телей Тулузы производилось графом, впоследствии нахо дилось в руках старых благородных семейств. После 1248 г. к благородным maiores добавились богатые го рожане medii Они быстро породнились и ассимилиро вались с благородными. В городских установлениях есть текст, отмечающий легализацию статуса семейство го рожан не становится окончательно благородным, если его 8 Bordes Fr. Formes et enjeux d une m moire urbaine au Bas Moyen ge le Premier Livre des Histoires de Toulouse 1295 1532 T. 15. Toulouse, 2006. 18 отец и сын не были капитулами Генрих II в 1552 г. урав нял в привилегиях тулузских капитулов и их потомков со всеми остальными благородными королевства. Илл. 14. Биккернский гербовник. Сиена. Регистр 1445 г. Капитулы избирались 25 ноября сроком на один год и эти ежегодные выборы отмечались в городских Анналах Тулузы собрании из 12 больших регистров на пергамене, в которых погодно записаны заметные собы тия истории города, сопровождаемые миниатюрами, изображающими капитулов и их гербы. Гербовник начал 19 формироваться с середины XIV в. с этого времени фи гуры капитулов стали сопровождаться гербами. По нему видно, что обладание гербами не было исключительной привилегией знати Тулузы это были гербы адвокатов, прокуроров, торговцев, банкиров и других представите лей третьего сословия. И это не спорадическое, а посто янное их присутствие в гербовнике9. Илл. 15. Гербовник капитулов Тулузы XIV XVII вв. BB 273, сhronique 130, 1434 1435 После революции капитул, как и другие местные институции парламенты, университеты и прочее, был уничтожен. 14 сентября 1789 г. изменили административ ное деление города на 15 секций и капитулов упразднили. Комиссары Конвента, делегированные в Тулузу, по согла сованию с Народным Обществом Soсi t Populaire по становили, что все гербы, картины и изображения членов капитулата Тулузы должны быть публично сожжены, но один из комиссаров, Марк Антуан Бодо Baudot пора жённый красотой рукописей, заключающих 13 веков ис тории Тулузы, решил, что огню будут преданы лишь изо бражения капитулов. 10 августа 1793 г. в Тулузе состоя лось революционное аутодафе, в котором сгорела боль шая часть иллюстраций городских хроник, осталось толь ко 75 10. Возможно, это уникальный пример фиксации геральдики городского патрициата и больше ничего по добного в Европе не сохранилось. 9 Bordes Fr. Op. сit. T. 3. Entre Histoire et M moire ubaine. P. 60. 10 Ibid. T. 1Du Livre offiсier au Livre des Histoires P. 4 5. 20 Илл. 16. Гербовник захоронений рыцарей иоаннитов в Соборе Св. Иоанна Ла Валетта, Мальта 1573 1578 гг. Ничем иным, кроме как вторичным гербовни ком нельзя назвать и собрание гербов захоронений ры царей иоаннитов в Соборе Св. Иоанна в Ла Валетте на Мальте. Пол построенного в 1573 1578 гг. собора со ставлен из мраморных надгробий более 380 рыцарей. Здесь похоронены все Великие магистры, кроме послед него, немца Фердинанда фон Гомпеша, сдавшего Мальту французам в 1800 г. Во внутреннем дворе собора нахо дятся могилы 256 рыцарей, павших при Великой Осаде. Гербовник Болонского университета Stemmario delle Palazzo dell Arсhiginnasio начал складываться примерно с 1563 г. из гербов студентов, преподавателей, ректоров университета. За 240 лет на стенах дворца сформировался уникальный вторичный гербовник, состоявший из более чем 7 000 гербов в настоящее вре мя сохранилось около 6 000 представляющий, вероят но, самый крупный в мире стеновой геральдический комплекс. В Австрии, в Каринтии есть город Клагенфурт, ме сто заседаний ландтага Каринтии, в стенах которого су ществует Клагенфуртский гербовник Wappenbuсh Landhaus Klagenfurt Это историческое здание 1574 1594 гг. После пожара 1723 г., уничтожившего всё внутреннее убранство, в 1735 г. роспись Большого гербового зала 2 1Gro e Wappensaal была поручена живописцу Йозефу Фердинанду Фромиллеру 1693 1760 Созданное им оформление сохранилось по сей день, хотя значительные повреждения были нанесены памятнику наполеоновски ми войсками во время французской оккупации в 1809 18 10 гг. Илл. 17. Гербовник Болонского университета. 1563 конец XVIII в. 22 Илл. 18. Клагенфуртский гербовник Wappenbuсh Landhaus Klagenfurt в Большом гербовом зале Gro e Wappensaal 1735 г. Стены расположенного на первом этаже двусвет ного Большого гербового зала 23 х 13 м, высота 9,8 м покрывают 650 с перекрытиями 665 гербов местной знати и рыцарства. Гербы тех, кто были признаны знатью до 159 1г., расположены в алфавитном порядке, а ново аноблированных в хронологическом. Благодаря разме щению в нём многочисленных гербов с 1848 г. он стал восприниматься как настоящий Гербовый матрикул Ка ринтии Landstandsmatrikel K rntens Кроме Большого гербового зала имеется ещё и Малый гербовый зал Kleiner Wappensaal размерами 10 х 6,5 м, расписанный в 1740 г. На его стенах 298 гербов членов совета и карин тийской аристократии Вторичным гербовником оказывается и Гербов ник Рыцарского Дома в Стокгольме, который начал скла дываться в последней трети XVII в. На стене в Рыцарском зале висят доски с 2337 родовыми гербами шведской зна ти правда, из них к нашим дням не угасших не более 600, каждый год пресекаются 12 рода Значительная часть гербов на медных досках создана художником Deuer W. Das Landhaus zu Klagenfurt. Klagenfurt, 1994. 23 Бреннером 12. Рыцарский Дом Riddarhuset название и корпорации шведского дворянства, и дворянской курии в сословном шведском риксдаге, и физически существую щего здания в Стокгольме, ныне общественной органи зации и музея 13. Так что это и форма учёта существую щей шведской знати. Этот вторичный хотя почему он вторичный гербовник создавался с вполне геральди ческой целью, только формы кодекса не имеет единст венное место, где сохранился перечёркнутый герб осуж дённого Пломменфельта 2070 Илл. 19. Гербовник Рыцарского Дома в Стокгольме. XVII XVIII вв. Сколь ни затянулось моё перечисление вторич ных гербовников, в действительности я очень далёк от того, чтобы перечислить и назвать их все настолько их много. Их столько, что с ними я испытываю нечто вроде чувства неполноценности, потому что постоянно наты каюсь на новые, мне ранее неизвестные, не только не исследованные, но и почти не упоминавшиеся в гераль 12 Этими сведениями я обязан любезности Ю Краснобаевой из От дела нумизматики ГМИИ. 13 Vapensk ldarna i Riddarhussalen Электронный ресурс URL. https www.riddarhuset.se palatset interior riddarhussalen vapenplatarna дата обращения 12.09.20 16 24 дической литературе вплоть до самого последнего вре мени. Многие из гербовников геральдического декора были открыты или, точнее, вновь открыты в 1970 1990 е гг. и совпадают или соотносимы и по времени, и по географическому распространению с классическими гербовниками. Число выявленных, например, только на юге Франции фризов и потолочных росписей XIII XVI вв. не менее 120. Число гильдейских гербовых круглых столов на юге Германии севере Швейцарии достигает 45 14. При том, что традиционно общее число средневековых гербовников близко к 400, это означает, что вторичные гербовники могут изменить представле ние о количестве гербовников очень значительно. Для истории геральдики следует иметь в виду и то, что не все такого рода гербовники сохранились, как, например Гербы из церкви в монастыре якобинцев в Пуатье. Всего там было около 100 гербов. Считалось, что это сохранение памяти о павших в битве при Пуатье в 1356 г., похороненных в монастыре. Скорее всего, это местная легенда. В действительности там разнородный состав те, кто сражался при Пуатье, французы и ино странцы, епископ, сеньориальные семьи, эшевены, ка питаны периода 1350 1500 гг. Они дошли лишь в рисун ках Будана, сделанных им в начале XVIII в. для Рожэ де Гэньера. Так что этот вторичный гербовник известен ещё и по вторичным источникам. К таковым же можно отнести и запечатлённые изображения несохранившейся Гербовой башни в Инсбруке Innsbruсker Wappenturm илл. 20 15. В то же время нельзя включать в число даже вторичных гербовников так называемый Гербовник боя Тридцати сombat de trente bretons сontre de trente anglais 135 1г. Бой Тридцати это поэма на француз ском языке об эпизоде Столетней войны стычке три 14 Kremb J. Die runden Wappentafeln der Z nfte Heraldiсa nova. Medieval Heraldry in soсial and сultural historiсal perspeсtives. Электрон ный ресурс URL. http heraldiсa.hypotheses.org 4546 дата обраще ния 10.06.20 16 15 Eisenbeiss A. Wappen und Bilder im Diskurs Das Beispiel der Habsburger Wappen als Zeiсhen. Mitte terliсhe Heraldik aus kommunikationsund zeiсhentheoretisсher Perspektive. Das Mitte ter. Bd. Heft 2. 2006. Abb. 7 7. 25 дцати блуасцев под предводительством Жана де Бома нуара с тридцатью сторонниками партии де Монфора под предводительством Роберта де Бембро 20 англичан, 6 бретонцев и 4 германца Дело в том, что в тексте будь то рифмованная поэма или близкий ей рассказ Фруассара отсутствуют блазоны или рисунки. 62 герба воссозданы на основе известных впоследствии родовых гербов упомянутых в тексте персонажей. Это реконст рукция начала XIX в., когда был издан текст Боя Три дцати по рукописи из собрания Биго в Королевской библиотеке, а не геральдический источник. Кстати, при сутствующие в этом же собрании Стихи на смерть Бер трана Дю Геклена действительно полны блазонов. Попытки реконструировать все средневековые гер бы определённого времени и региона, используя весь возможный материал геральдического характера, дают в результате некий условный гербовник Однако итог научной реконструкции, гипотетичной по природе, нельзя отождествлять с подлинными средневековыми гербовни ками свитками, кодексами или фризами, являющимися прежде всего историческими источниками. Каждый из упомянутых мною вторичных гер бовников предоставляет достаточно простора для само стоятельного исследования. Область распространения вторичных гербовников была общеевропейской и про стиралась на Восток вплоть до Польши. Среди вторич ных гербовников и кодексы, и свитки, поэмы, романы и хроники, монументально декоративные стеновые гербо вые фризы, росписи залов в гербовниках геральдиче ского декора Кр. де Мериндоль выделяет семь групп. памятники материальной культуры ларцы, мебель, пояса, одежда, оружие Кстати, и декоры, подобно гербовникам, начинают делиться на декоры по случаю институцио нальные. Многие гербы во вторичных гербовниках не идентифицированы. Но разве в прочих гербовниках дру гая ситуация Обобщающее понятие гербовник возникло только в XVII в. Гербовник как объединяющий термин для весьма, в сущности, неоднородных источников очень условная вещь. При этом вторичные остаются 26 не всегда выявленными. Вторичные гербовники явно созданы вовсе не с целью идентификации или обозначе ния принадлежности объекта тому или иному лицу например зала в замке Манта в Пьемонте с Девятью Со вершенными. В них реализуется определённая програм ма, смысл которой подчас нелегко, но в принципе воз можно распознать. В Гербовой стене 1453 г. орденского храма Св. Георгия в Вене Wappenwand. Kathedrale St. Georg, Wiener Neustadt с её 107 гербовыми щитами илл. 2 6 фантастической генеалогии Австрийского герцогского Дома из которых невымышленных, веро ятно, не более 19 она одна, а в 134 гербах на изразцах Храма Спаса на Крови в Петербурге 17, обозначающих города, губернии и уезды, пожертвовавшие на строи тельство она другая. Илл. 20. Гербовая башня Максими лиана I. Инсбрук. 1499 Илл. 2 1Гербовая стена храма Св. Георгия в Вене. 1453 Мне кажется, что всё зависит от вопроса зачем и как мы изучаем гербовники Исходя из этого должны строиться и классификации, а вне задач изучения можно обойтись без всяких типологий. 16 Eisenbeiss A. Op. сit 6. 17 Белецкая Л., Зеленченко В. Мозаичные гербы храма Спас на крови. СПб. Издательство Зимина, 2007. 27 Вряд ли имеет смысл представлять гербовник обязательно в виде книги или свитка. Даже классиче ские во всех отношениях гербовники кодексы подчас не являются самостоятельными книгами, а включены в состав других более пространных кодексов и компиля ций, которые тематически представлялись близкими. А ведь это ничуть не мешает рассматривать их как само стоятельные гербовники и работать с ними. Неужели проблема исключительно в носителе Но разница между изобразительным рядом на бумаге и изобразительным рядом на стене не столь уж велика. Так же невелика разница между гербовым фризом в интерьере и геральдическим декором на ларце или другом предмете материальной культуры. В гербовнике главное не столько сам герб, сколько его присутствие в окружении других, состав гербов, последовательность и особенности их размещения. И если мы понимаем гер бовник как таковой комплекс, то носитель имеет мень шее значение, будь он книгой, ларцом или стеной. Если гербы на разных сторонах шкатулок или на противопо ложных стенах комнаты взаимодействуют, то это тоже гербовник, поскольку важна не коллекция отдельных гербов, а их комплекс, их соотношения внутри любого единства, будь то гербовник, столешница или пиршест венный зал. Но если так, то вторичные гербовники в исследовательском отношении вполне полноправны. У вторичных гербовников есть и преимущества перед гербовниками кодексами. Порядок расположения листов важен, но в случае поздней переброшюровки мы можем быть уверены лишь в замысле инициатора пере плёта, а не создателя гербовника. Иное дело вторич ный гербовник, особенно подлинник, а не зарисовка XVII в. В подлинном памятнике будь то текст, стеновая роспись или декор ларца гербы источника в полной ме ре отражают замысел заказчика или его представления об иерархии гербов, их соотношении и, соответственно, ви зуализируемых геральдизируемых сущностей лиц, сеньорий, идеалов. В гербовом декоре местоположение герба по разному отражает представления современников о различного рода иерархии. В гербовниках кодексах ие 28 рархия более простая, выраженная только размерами щи та и постраничной последовательностью. Орнаментально декоративный этап важен в гене зисе гербовников, но с самого начала в украшении про сматривается стремление показать свой социальный уро вень, власть, силу, связь с землёй, которой являются сень орами. Исходя из строгого определения те гербовники, о которых я говорю, даже трудно считать вторичными потому что в ряде случаев цель создания явно геральди ческая, а отнюдь не побочная, и ничем, кроме носителя, они не отличаются от традиционных гербовников. Цели создания вторичных гербовников совпадают с целями классических публичная репрезентация сеньоров и вас сальных связей. Вторичные гербовники стенового и потолочного декора лишь отчасти существуют в частном пространстве, частично они в несомненно публичном. Они представляют более публичную репрезентацию гер бов обществу, чем гербовники на свитках и кодексах, кото рые видело очень незначительное число современников. Таким образом, вторичный гербовник оказыва ется в полной мере первичным источником. Остаются ещё вопросы. Например, если тради ционные гербовники создаются профессионалами герольдами, то кто обеспечивает геральдические зна ния во вторичных Или какого количества гербов достаточно для составления гербовника О макси мальном количестве гербов во вторичном гербовни ке речи не идёт это сотни и сотни гербов. Но каков минимум гербов в гербовнике Вероятно 10 12, когда уже уместно размышлять о причинах их одновремен ного присутствия, но при соблюдении этого условия их может быть и меньше. Если многочисленные средневековые декоры зданий, ларцов и прочие не считать гербовниками, то эти, в буквальном смысле взятые с потолка гербовни ки, уйдут из поля зрения историков. Они и так в иссле довательском пространстве присутствуют с оттенком неполноправности, а многих и вообще нет. Я не одинок в этом ощущении в марте 20 16 г. прошла научная встреча в Мюнстере, посвящённая соб раниям гербов в королевских дворцах, замках знати, до 29 мах патрициата, городских ратушах и соборных капиту лах, отметившая слабую изученность темы. Инициаторы М. Метелу де Сейшаш Лиссабон и Т. Хилтман Мюн стер справедливо полагают, что нужно сначала решить вопросы типологии этих гербовых комплексов на различ ных носителях, чтобы затем анализировать их геральди ческую составляющую с социальной и институциональ ной точки зрения 18. В оценке вторичных гербовников имеет смысл исходить из того, что, если геральдическая информация памятника выходит за пределы идентификации конкрет ной вещи и может быть использована в общеисториче ском контексте, то такое собрание гербов, вторичный гербовник вполне может считаться источниковым комплексом и изучаться наряду со всеми другими типа ми гербовников. Хотелось бы, чтобы были только свит ки и кодексы, но ещё одна якобы неудобная вещь в дисциплине не первая и не последняя. Для историка с точки зрения изучения источника нет никакой разницы между классическими и вторичными гербовниками в любом случае это собрание гербов или блазонов, дос тупное приёмам и методам работы с источником. 18 Hiltmann T. Heraldry in Medieval and Early Modern State Rooms Towards a Typology of Heraldiс Programmes in Spaсes of Self Representation M nster, Germany, 16 18 Marсh 20 16 Heraldiсa nova. Medieval Heraldry in soсial and сultural historiсal perspeсtives Электронный ресурс URL. http heraldiсa.hypotheses.org 3727 да та обращения 03.09.20 16 30 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Черных А.П. «Вторичные» гербовники с точки зрения источниковедения геральдики (2016)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |