М.М.Пашков
К атрибуции Портрета
молодого человека с кольцами
Якоба ван Утрехта гералъдико генеалогический
метод
В Государственном Эрмитаже, в Отделе нидерландской
жи воrшси экспонируется портрет работы голландского
художника Якоба Клесенса Класа ван
Утрехта ок. 1478 1480 ок. 1530 1535 и изображающий
молодого человека с двумя, по видимому, обручальными
кольцами в руках 1mm. ГЭ 857 1илл. 1
В искусствоведческой литературе оп иногда назывался Портрет пастора так как предполагалось, что на картине
изображён пастор, вручающий обручальные кольца
молодожёнам, что, как выяснилось, не соответствует
действительности. Дата наrшсаIШЯ портрета известна,
она указана под подrшсью мастера JAсOBUS
TRAIEсTENSIS 1524 г.
Наиболее перспективным способом установить
личность персонажа на портрете является геральдикогенеалогический,
так как в левом верхнем углу полотна
изображены два герба. Подобная композиция, вероятно,
брачная, причём первый со стороны зрителя герб принадлежит
жениху, а второй соответственно, невесте
персонажа. О предстоящей свадьбе также могут свиде 1Никулин НН Эрмитаж. Искусство Нидерландов XV XVI вв. Очеркпутеводитель. Л. Искусство, 1984. С. 38 40 Ни кулин НН. Нидерландсюiя
живопись XV XVI вв. в Эрмитаже. Л. Аврора, 1972.
С. 152 153, вклейка 55. 104
тельствовать и уже упомянутые два кольца в руках молодого
человека.
Илл. J. Якоб ван Утрехт. Портрет молодого человека с кольцами. Г Э,
СПб
Известен ещё один подобный портрет молодого
человека, хранящийся в Берлинской картинной галерее 1745 и происходящий из собрания барона А. фон
Минутоли, также кисти Я. ван Утрехта илл. 2 Портрет
также датируется 1524 г. Н. Никулин утверждал, что на
портретах изображены два разных человека, их сходство
позволило ему сделать предположение, что это родст 105
ственники2. На втором портрете присутствуют те же
гербы, правда, разведёm 1ые в разные углы полотна.
Мужской герб на берлинском портрете более читаем,
чем на эрмитажном, поэтому при геральдической работе
мы будем пользоваться именно берлинским портретом
за ис кшочением изображения нашлемника, который
здесь отсутствует.
Блазон первого мужского герба может звучать
так Скошенный влево, серебряный и чёрный, на ли нии
скошения восстающий червлёный грифон. В нашлемнике
шествующий червлёный грифон между двумя рогами
Для наглядности реконструируем данный герб, используя
компьютерные графические программы илл. 3
Отметим, что попытка атрибуции этих гербов уже
была сделана рижским архитектором и историком искусства
Вильгельмом Нt йманном по бюргерскому гербовнику
Зибмахера, в посмертной статье, опубликованной
в 1922 г. 3 По нашему мнеюnо, эта попытка частично
неудачна и ошибочна, так как она имела механистический
характер и заключалась только в поиске похожих
гербов в гербовниках без какой либо оценки результатов.
Тем не менее, В. Нёй манн совершенно правильно
определил первый герб с грифоном как герб mобекской
семьи Брунс Bruns Второй герб был атрибутирован
им как герб штральзундской семьи Сварте Шварце Swarte, Sсhwarze 4. Без критической оценки эту атрибуцию
относительно берлинского портрета воспроизводят
и М. Фридляндер5 в 194 1г. и современные исследователи
6 Интересно, что и В. Нёйманн, и Н. Никулин лишь
сообщают о принадлежности гербов на портрете родам
Сварте и Брунс, не делая вывод о принадлежности какого
либо герба портретируемому, поэтому даШiая кон 1Никулин Н.Н Эрмитаж. Искусство Нидерландов XV XVI вв. Очеркпутеводитель. Л. ИскусС IВо, 1984. С. 38 40.
3 Он же. Нидерландская живопись XV XVI вв. в Эрмиrаже. Л. Аврора, 1972. С 152 153, вклейка 55 Neumunn W Ein Flilge tar von
Jaсobus van Utreсht. Oud Ho nd XL, 1922. Ыz. 23.
4 Тамже.
5 Friedlсinder Мах J. Neues Ober Jaсob van Utreсht. Oud Ho nd
L VIП, 194 1Ыz. 6 17.
6 Sengbusсh W v. Der Kerсkring Altar vo aсobus van Utreсht BaJtiс
Journal ofArt History Vol. 9, Spring 20 15. р. 159. 106
статация не является атрибуцией персонажа в общепринятом
смысле.
Илл. 2. Якоб ван Утrехт. Портрет пишущего молодого человека. Бер, 1и 1ская картинная галерея 107
Илл. 3. Реконструкuия герба персонажа
В гербовниках Зибмахера имеется два герба любекского
рода Брунс7 Н. НикулинR даёт ссылку не на
тот том бюргерского Зибмахера, по его ссылке страница
с описанием герба рода Флуверк с другого, женского
портрета кисти того же Я. ван Утрехта, хранящегося
в Лувре. Вероятно, ошибка связана с неправильным
переводом соответствующего места в статье
М. Фридляндера Первый герб описан как в лазорево.н
7 J. Siebn 1aсhe 1s gгosses ш 1d allgeineiпes Wappenbt 1сl 1Z veitat 1se d
Ыlrgerliсhe Wарреп. Bd. 5, Theil Ш. Ni.ii nbe 1g В,шеr Raspe, 1888.
S. 59, Tat 64 s. 14, Taf. 16 J. Sieb aсl 1eг s g 1osses нnd allgemeines
Wappe bL 1сl 1Zweitat 1send Ыiгgerliсl 1e Wappen. Bd. 5, Theil IV.
Ni.imbe 1g Baue 1Raspe, 1890 3, ТаУ. 4.
н Ник 17u Н.Н. Н дерла дская живопись С. 152 153, вклейка 55. 108
поле восстающий вправо золотой или красный грифон.
Хотя мы ясно видим на обоих портретах, что поле
серебряное и чёрное, а не лазоревое, грифон шествующий,
а не восстающий, и в гербе Брунсов нет никакого
скошения в отличие от герба на портрете, в собрании
гербов Любекского городского архива хранится именно
такой вариант герба Брунсов в серебряно. 1поле червлёный
utествующий грифон илл. 5 Здесь также нет
линии скошения, но второго подобного герба с грифоном за исключением похожего герба малоизвестного
рода Ботзак Bothsaсk где чёрный грифон сопровождает
сверху перевязь среди гербов любекского патрициата
нет. Второй герб относится к оснабрюкской ветви
рода и не имеет ничего общего с гербами на портретах,
в нём одна фигура гроздь винограда.
Илл. 4. ербы родов Брунс и Спарте из бюргерского rербов ша Зибмахера
Также следует отметить, что шествующий грифон
в гербах на обоих пор 1ретах по правилу геральдического
вежества изображён направленным в сторону
второго, женского герба, поэтому отличие в направлении
движения фигуры не критично. 109
Илл. 5. Герб рода Брунс нз Собрання. гербов Лрхива rанзсi 1скоrо
r. Любска Hs. 105 1Wappсnkartс No. 175409 00538
В нашлемнике герба Брунсов восстающий грифон
обращён к зрителю анфас что отмечено в блазоне но в
архивном варианте в нашлемнике изображён сидящий
червлёный грифон. В нашлемнике герба на портрете
грифон также находится в сидячем положении, что позволяет
нам уверенно идентифицировать герб как герб
Брунсов.
Как уже отмечалось, никакой критики не выдерживает
версия о принадлежности второго герба штраль О
зундскому роду Сварте9 так как в атрибуции
В. Нёйманна бьши проигнорированы критические отличия
герба Сварте в гербовниках от герба на картинах. В
гербе Сварте действительно изображена голова коня в
уздечке неизвестных цветов, но она окаймлена gesaumtet правда, в изображении каймы нет и в наrш 1емнике три
листа дерева юш пера, что никак не соотносится с гербом
на эрмитажном портрете, где нет каймы и в нашлемнике
два полосатых пробосцида рога О неверности атрибущш
свидетельствует и отсутствие данных об искомом
персонаже в родословной семьи Сварте в Штральзундском
городском архиве 10 Также непонятно, зачем ис.кать
дrошый герб за 200 километров от Любека, в Штральзунде,
при наличии полностью совпадающего, в том числе и
по цветам, герба в самом Любеке, что мы увидим ниже.
Можно увереmю говорить о принадлежности
женского герба на портретах более известному любекскому
роду Брусков Bruskow, Brusсowe, Bгutzekowe
Этот герб хорошо известен по различным немецким и
прочим гербовникам и другим источникам со времён
Средневековья Согласно Ж. Б. Рьетстапу он блазонируется
так В золотом поле голова и шея гнедой лошади
с червлёной уздечкой вправо В нашлемнике то 1ее,
что и в щите. Намёт золотой и червлёный D or а ипе
tete et сol de сheval bai bridee de gueules. сimier le
теиЫе de l eсu. Lambrequin d or et de gueules 12
Более того, из биографии Я. ван Утрехта известно,
что в первые годы пребьmания в Любеке куда он
прибыл в 15 19 г. он проживал в пpmore для бедных помимо основной функции заведение оказывало услуги
постоялого двора принадлежащем семье Брусков по
адресу Вамштрассе WahmstraВe дом 49 над воротами
9 J. Siebmaсher s grosses und allgemeines Wappenbuсh. Zweitausend burgerliсhe
Wappen. Bd. 5, Theil Nnmberg Bauer Raspe, 1888.
S. 59, Taf. 64 s. 14, Taf. 16. 10 Никулин НН Нидерландская живопись С. 152 153, вклей каNо 55. Siebmaсher s Der Adel der freien Stadte Hamburg, Bremen beсk.
Bd. III, HeftI. NOrnberg Bauer Raspe, 187 15, Taf. 4 RietstapJ
B. Aпnorial general. 2 ed. Т. 1Gouda G Van Goor Zonen, 1884. Р. 32 2 Rietstap J B. Armorial general. 2 ed. Т. 1Gouda G Van Goor
Zonen, 1884. Р. 32 1
прохода между зданиями, одно из которых принадлежало
семье Брусков с 1384 г., этот герб изображён во всей
красе илл. 7 13 Тесное знакомство художника с семьёй
Брусков очевидно и также вполне возможно, что именно
его, ставшего к тому времени ведущим художником
города, пригласили Брусковы в 1524 г. при выдаче замуж
своей дочери для запечатления счастливых новобрачных.
Как отмечает Н. Никулин. можно предполагать,
что существовал и парный портрет невесты, вероятно.
даже не один 14
BRUSИOW.
И. 1л. 6. Герб любскской сс 1ьи
Брусков из гербовника нового
Зибмахера
Инл. 7. Герб семьи Брусков на
Ва 1штрассс, 49. Любск
В L
i
ibeсkisсhe Ratsliпie издании, подробно
описывающем генеалогию правящего слоя Любека
указана дочь члена городского совета Брун о Брусков
С, 1487 и Гезеке l ертруды урождённая Фролинг Vroling Анна 1
5 Она дважды была замужем, первый 13 Bгuskow Jol 1an Wikipedia. f Jлектронный ресурс 1UH L.
l 1ttp de. vikipedia.0 1g vik i Jol 1an Bгt 1sko,v rned iavie,veг Datei Т ее
сoABн 1skaL 1sGaпg.jpg дата обращения 08.04.20 16 1Нит J 1ш 1J 1H Эрмитаж. Искусство Нидерландов С. 38 40. 15
Febling E.F Uibeсkisсl 1e Ratsliпie von dеп Апfапgеп dei Stadt Ьis allf
die Gegeп vaгt. VeгofTen сl 1ш 1gen zш Gesсhiс e dег Fгeien und
Hansestadt l,Ubeсk. Bd. 7, Hell 1Uibeсk Мах Sсh idt Rбn 1hild, 1925 80, 85, 94, 18 1NN. 557, 582, 625 2
раз за Хайнрихом Кастор пом сastorp, Kastrop а после
его смерти в 15 12 г. за Йоханном Люнебурrом даты
браков в справочнике не указаны Но ни герб Касторпов рассечённый золотой u лазоревый, в 1поле полов
на чёрного орла во 2 два червлёных пояса ни герб Люнебургов три золотых башни в лазоревол 1поле 2, 1не
имеют ничего общего с гербом на портрете. Более того,
на момент данной свадьбы ей было бы не меньше 3 7
лет.
Поэтому в данном случае были необходимы
дальнейшие поиски персонажей в генеалогических материалах
Любекского городского архива за XVXVI
вв. 17 Выяснилось, что обе семьи Брунс и Брусков
имеют обширнейшие родословные. Но единственный
бра 1с, заключённый между их представителями в близ 16 Siсgсl dсs Mittс tсrs at 1s dс Лгсl 1ivс dсг Stadt LUbссk. LUbссk
сo inission d.ег v. Rohden sсl 1en BL 1сhlia dlung. 1862 34, Taf. 5, 39. 17 Использованы материалы из Архива ганзейского города Любек а Aгсhiv dег fiaпsestadt LObeсk s. 1029 а, LObeсkisсhe Gesсl 1leсl 1te 1
A J Hs. 1029 d, Li.ibeсkisсhe Gesсl 1leсl 1te 1Naсhblige v. A Z Hs. 1029 е LUbeсkisсhe Gesсl 1leсl 1te 1Registe 1I ls. 105 1Wappe kaгte са. 1300 1850 Hs. 8 17 i.ibeсkisс e Gesсl eс e 1A Z Hs. 8 17 1
Uibeсkisсl 1e Gс сl 1leсl 1te 1Registeг Hs. 8 17 2, LObeсkisсlн
Gesсl,leсhreг, Bd. 1А Е Is. 856 а, Li.ibeсkisсhe Gesсl 1leсl 1teг, A J l ls.
856 e f, Lobeсkisсl 1e Gesсhleсl 1te 1Registe 1I Is. 857 а, Geпealogisсl 1e
Sammluлgeп, l Teil Hs. 858, Misсe genealogiсa, A Z Hs. 859,
Alphabetisс es Ve 1zeiсh is von Fa ilie A Z 1Is. 86 1Geпealogiae
aL 1tograpl 1ae, A Z s. 864 f. Li.ibeсkisсl 1e Genealogie, А В
Peгso e gesсl 1iсh сl 1e Кш 1еi aL 1s Liibeсke 10 1iginalqL 1elle Kiгсl 1e bliсheг, B0 1ge 1a 1шal 1rnebOсl 1e 1etс. са. 1300 са. 1850. 3
кое к указанному на портрете время, бьш брак в 1493 г.
между купцом и адмиралом Магнусом Брунсом 1472 15 18 сыном Клауса Брувса и Гретеке Брусков 1472 родной сестрой уже упомянутой Анны.
Поэтому напрашиваются две версии. Первая, менее
вероятная, что перед нами ретроспективный посмертный
портрет Магнуса Брунса, написа mый в 1524 г. и отображающий его во время бракосочетания с
Гретеке Брусков в 1493 г. Повод по которому он был
написав, в данном случае неясен.
Вторая более вероятная, состоит в том, что на
портрете изображён представитель следующего поколеIШЯ
семьи Брунс. В связи с этим мы можем предполагать,
что здесь присутствуют гербы родителей портретируемого герб отца и девичий герб матери, что также
является брачной композицией, но предшествующего
поколения рода Брунс. В пользу этой версии говорит и
наличие двух портретов с одинаковыми гербами и иконографически
схожими лицами возможно, это портреты
двух братьев Брунс. Ниже покажем, что ими могJШ
быть Маттеус и Ганс.
Трудно судить, чем было вызвано появление подобных
портретов, но судя по наличию в руках у одного
из портретируемых обручальных колец, вероятно, данный
портрет всё же связан с подготовкой к свадьбе одного
из братьев. С другой стороны, представители рода
Брунс были потомственными ювелирами, и поэтому,
кольца вполне могли указывать на род занятий портретируемого.
Также логично в этой связи предположить,
что ранняя деятельность младшего брата, предположительно
изображённого на берлинском портрете пишущего
молодого человека, бьша связана с работой переписчика писца
Родословная Брунсов показывает пятерых детей
от брака Магпуса и Гретеке двух девочек Лидеке Людеке
и Элизабет и трёх мальчиков Ганса, Матrеуса и
Фридриха Годы их рождения в родословной не указаны,
и вообще, информация о них крайне скудна. Но вероятно,
кто либо из последних изображён на портрете.
В 1508 г. Магнус женился во второй раз имя и фамилия
второй супруги неизвестны вероятно, к этому моменту 4
Гретеке уже умерла. Генеалогические карточки Маrнуса
показывают троих детей от первого брака Ганса, Маттеуса
и Лидеке, и соответственно, двоих от второго. Таким
образом, круг кандидатов сужается, и мы можем
более уверенно говорить, что на эрмитажном портрете
изображен JШбо Ганс, либо Маттеус. Так как известно,
что Ганс бьш самым старшим среди детей Брунс, мы
можем считать старшего de visu молодого человека на
эрмитажном портрете Гансом, а младшего на берлинском
портрете Маттеусом.
Фридрих Брунс t 2 104. 1540 упомянут в январе 1532 г. в качестве адмирала на службе наместника
датского 1ороля в лезвиг Голъштейне Кристиана будущего
датского короля Кристиана IП Он был женат
на Барбаре Баннке Bannсke фамилия на карточке указана
неразборчиво, но вероятно имеется в виду род Бенке Behnсke чей герб также не совпадает с гербом на
портрете и имел в этом браке двух дочерей Аннеке и
Ма ргарету.
Маттеус t 1546 женился на Кристине Дивессен,
дочери бургомистра Давида Дивессена. Год свадьбы
неизвестен, но герб Дивессенов в рассечённом червлёном
и золотом поле два взаuмообращённых коронованных
петуха переменных цветов опять же не имеет
ничего обrцего с гербами на портретах.
Напротив имени старшего сына, Ганса
t до 1528, так как в этом году вдова и дочь получили
наследство в одной из зarrnсeй архива стоит указание на
год 1524. Вполне возможно, что это дата женитьбы
Ганса, так как та же дата стоит напротив имени сестры
Ганса ЛИдеке, вышедшей замуж в том же, 1524 г. за
некого Гесхе Geshe и поэтому он может быть искомым
персонажем портрета. Известно лишь имя жены Ганса
Вендела и то, что после смерти Ганса она вышла замуж за
мастера Фридриха Шнееберга. От этого брака у Ганса
была дочь Урсула. Возможно, его избраннш r,а, также как
и у отца, была представительницей рода Брусков, но, к
сожаленmо, ни подтвердить, ни опровергнуть это утверждение
на данный моменг невозможно. В случае положительного
ответа на этот вопрос можно предполагать, 5
что он же, несмотря на некоторое иконографическое несходство,
изображён и на берлинском портрете.
К сожалению, прочие сведения о представителях
семьи Брунс на личных карточках бюргеров Любекского
городского архива дают нам мало подробностей. Они
касаются в основном завещаний и упоминаний о приёме
наследства, что позволяет только косвенно судить о дате
смерти тех или иных представителей рода.
Таким образом, с помощью геральди ко генеалогического
метода исследования можно достоверно установить,
что персонаж на портрете принадлежал к роду
Брунс, а не Сварте Шварце и считать эрмитажное произведение
портретом молодого человека из семьи Брунс
предположительно Ганса, а берлинское полотно портретом
Матгеуса Брунса, или с меньшей вероятностью, того
же Ганса. 6