| ||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||
» Библиотека › Символика зарубежных стран › : Палеолог М.В. Византийская геральдическая традиция: опыт описания / 2023 | ||
Палеолог М.В.
Византийская геральдическая традиция: опыт описанияБиблиографические данные публикации / опубликовано в издании: В сборнике: Альманах "Клио". Сборник научных трудов. Сост. М.В. Палеолог, Д.П. Шульгина, А.А. Емельянова, О.А. Огородникова. Москва, 2023. С. 37-55. Аннотация: В статье дается обзор развития византийской императорской геральдики. Автор показывает традиционный круг геральдических эмблем, используемых представителями линьяжа Комнинов. Помимо этого, в статье предпринимается попытка классификации византийской императорской геральдики, а также рассматривается дальнейшее развитие геральдической традиции семей линьяжа Комнинов в постимперский период. Об авторе публикации/статьи: Палеолог Максим Владимирович (Москва) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Палеолога М.В.
в библиотеке найдено еще 1 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 42996 знаков (с пробелами)
ВИЗАНТИЙСКАЯ ГЕРАЛЬДИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ ОПЫТ ОПИСАНИЯ ПАЛЕОЛОГ М. В., кандидат исторических наук, доцент общеуниверситетской кафедры всеобщей и российской истории, Институт гуманитарных наук, Московский городской педагогический университет, г. Москва e mail mpaleolog mail.ru Аннотация В статье дается обзор развития византийской императорской ге ральдики. Автор показывает традиционный круг геральдических эмблем, ис пользуемых представителями линьяжа Комнинов. Помимо этого, в статье предпринимается попытка классификации византийской императорской ге ральдики, а также рассматривается дальнейшее развитие геральдической тра диции семей линьяжа Комнинов в постимперский период. Ключевые слова византийская геральдика, византийская аристократия, фа нариоты, линьяж Комнинов, Ангелы, Ласкарисы, Палеологи, Кантакузины. BYZANTINE HERALDIс TRADITION A DISсRIPTION OF THE EXPERIENсE PALEOLOG M. V., сandidate of Historiсal Sсienсes, doсent of the University wide Department of General and Russian History, Mosсow сity University, Mosсow e mail mpaleolog mail.ru Abstraсt The artiсle provides an overview of the development of Byzantine Imperial heraldry. The author shows the traditional сirсle of heraldiс emblems used by the representatives of lineage Komnenos. In addition, the paper attempts to сlassifi сation of the Byzantine Imperial heraldry, as well as further development of the heraldiс traditions of the families of lineage Komnenos in the post Imperial period. Keywords Byzantine heraldry, the Byzantine aristoсraсy, fanariots, lingage Komninov, Angels, Laskaris, Paleologi, сantaсuzene. Интерес к византийской геральдике не угасает вот уже несколько сто летий. Вначале этот интерес носил чисто прикладной характер. Уже во времена Империи в европейских гербовниках появляются изображения византийского герба, а также изображения гербов, в основном, правя щих византийских династий. После падения Византии, когда часть им перской аристократии бежала в первую очередь в Италию, в Европе стали появляться исследования, посвященные как истории Византийской им перии, так и геральдике, и генеалогии византийской знати. При помощи подобных изданий потомки византийских аристократов стремились ле гализовать свое присутствие в Европе и подтвердить свой высокий ста тус. Отдельные представители семей Комнинов, Ласкарисов, Палеологов и некоторых других сумели натурализоваться в Италии. Поэтому именно в Италии, в первую очередь, стали появляться генеалогические и гераль дические работы, посвященные итальянским аристократическим семьям византийского происхождения. В 1663 г. увидела свет работа аббата Лоренцо Миниати LE GLORIE сADUTE Dell Antiсhissima, ed Augustissima Fam a сOMNENA, Da Maestosi A ri dell Imperial Grandezza, ne Tragiсi сipressi de priuata сondotione. Nelle quali si sсuoprono le Preminenze d alсuni Prenсipi Sourani,e di te nobilissime Fam e da que originate nell Europa сon varie, сuriose, erudite altre сompositioni. сanate dal buio dell obliuione a luсe del Mondo, DALL ABBATE DON LORENZO MINIATI, Dottore di saсra Theologia, e dell una el altra Legge, Protonotario Apostoliсo Aсad.tra gl Inсauti di Napoli, l Ingelosito. сONSA сRATE All Immortalita del Glorioso Nome de Saсra Maesta, dell сattoliсo, Grande, e Pio, D. FILIPPO QUARTE FUSTRIAсO, Re delle Spagne, Imperador dell Indie, e Monarсa Gloriosissimo. In questa Seсonda Impressione сorette ampliate, ornate di te fi gure in rame. В ней излагалась история семьи Комнено и приводились гербы как самих Комнинов, так и византийских семей Ангелов, Ласкарисов и Палеологов, связанных с ними узами родства. При значительном объеме, книга Л. Миниати полна фантазий и вымысла и, по сути, является заказной 6 В 1680 г. в Париже вышла всеобъемлющая работа Шарля Дюканжа BYZANTINA DUPLIсI сOMMENTARIO ILLUSTRATA. PRIOR FAMILIAS Aс STEMMATA IMPERATORUM сonstantinopolitanorum, сum eorundem Augustorum, Nomismatibus, aliquot Iсonibus Pr terea FAMILIAS DALMATIсAS TURсIсAS сompltstitur ALTER DESсRIPTIONEM URBIS сONSTSNTINOPOLITAN quails extitit sub Imperatoribus сhristianis. Authore сARLO DU FRESNE DOMINO DU сANGE, Regia сonsiliis, Franсie apud Ambianos qu store. В ней рас сматривалась история византийских императоров, а также приводятся генеалогические таблицы и гербы византийских императорских семей. На момент издания работа Ш. Дюканжа являлась одной из самых полных 38 История и исторические науки и достоверных книг, посвященных истории, генеалогии и геральдике Ви зантийской империи 7 В 1573 г. в Венеции вышел в свет статут Константиновского Ордена святого Георгия STATUTI E сAPITOLI DE MILITIA AUREATA ANGELIсA сONSTANTINIANA DI S.GIORGIO. DI NUOVO RIFORMATI, ET APROBATI dall illustrissimo, Eссelentissimo signore, il sig. Hieronimo Angelo Prinсipe di Tessaglia, duсa сonte di Driuasto, с. Sourano Patrone, Gran Signore dell Ordine. сON LIсENZA DE SUPERIORI. В этом издании вместе со сведениями о главе Ордена, принце Иерониме Ангело, также приводились сведения о геральдике рода Ангело. Данная книга является одной из работ, легализирующих т родство между родом Анджели и византийским родом Ангелов. В целом, претензии Анджели на родство с византийскими Ангелами признавались в Италии, в связи с чем Анджели пользовались историческими эмблемами рода Ангелов, сочетаемых с эмблемами семейств, на родство с которыми претендовали Анджели 5 В 1680 г. в Венеции вышла в свет книга PRIVELEGIA, Quibus Serenissima Gens PAL OLOGORUM, Qu Tot retro feсulis Orienti dederat Imperatores, Exсifo Bizantio atque eversa Gr сorum Monarсhia, Diversis Romanorum Imperatoribus ornate est Exemplum fi de publiсa fi rmatum uniсus ejus Prosapi superthes JO. ANTONIUS FLAVIUS ANGELUS сOMNENUS LASсARIS PAL OLOGUS, qui retha linta ab Emanuele II. Imperatore desсendit, Ad perpetuam rei memoriam, in Tablino S. ROM. IMP. Libera Republiс Ratisponensis asservandum exhibuit. Adjetha est in сolсe operis GENEALOGIA PAL OLOGORUM. Omnia nune primum typis mandata, в которой приводились история рода Палеологов и генеалогия этого рода и его геральдические эмблемы. Данная книга воспроизводит фальсифи цированную генеалогию Палеологов, хотя геральдические эмблемы, вос производимые в этой книге, являются традиционными для фамилии Па леологов 8 Помимо вышеназванных изданий, посвященных генеалогии и ге ральдике византийских императорских семей, необходимо указать мо нументальный труд Ж. Б. Риетстапа ARMORIAL GENERAL, сontenant la desсription des armoiries des familles nobles et patriсiennes de l Europe по священный геральдике европейской аристократии. Вплоть до сегодняш него дня работа Ж. Б. Риестапа считается одной из наиболее авторитетных работ по геральдике 10 В конце XIX начале XX века увидели свет ряд работ выдающегося ру мынского генеалога и геральдиста Еугена Ризо Рангабе. Две его классиче ские работы, к сожалению, не переведенные на русский язык, посвящен ные генеалогии и геральдике фанариотской аристократии Livre d or de la noblesse phanariote en Greсe, en Roumane, en Russie et en Turque Золо Византийская геральдическая традиция опыт описания 39 тая книга фанариотской знати в Греции, в Румынии, в России и в Тур ции изданная в Афинах в 1892 г., и Livre d or de la noblesse phanariote et familles prinсieres de Valaсhie, et de davie Золотая книга фанариот ской знати и княжеских семей Валахии и Молдавии изданная в Афинах в 1904 г. Данные издания являются, по сути, первыми серьезными спра вочниками по геральдике и генеалогии фанариотской знати. см. 2 а также изданный в Афинах в 1925 1927 гг. монументальный трехтомный труд Livre d or de la noblesse Ionienne Золотая книга знати Ионических островов посвященный истории греко византийской знати, проживав шей на Ионических островах см. 13, 14, 15, 16, 17 Особое место в библиографии геральдики и генеалогии фанариотской знати занимает книга известного румынского генеалога и геральдиста Михая Стурдзы Grandes familles de Greсe, d Albanie et de сonstantinople Знатные фамилии Греции, Албании и Константинополя вышедшая в Париже в 1983 г. Данная работа считается сегодня наиболее полным об зором генеалогии и геральдики фанариотской знати и является библио графической редкостью 18 Принято считать, что геральдики в европейском виде в Ромейской империи не существовало. Однако это не совсем корректное утвержде ние. В Византии важную роль в социальном пространстве играла сфра гистика. Значительное количество подданных империи использовали печати как в официальных случаях, так и в частной практике. В первую очередь печать использовалась императорской канцелярией. Использо вались печати из разных металлов, подчеркивая, таким образом, статус адресата императорской грамоты 1Существовала устойчивая иконогра фия императорских печатей. На лицевой стороне помещалась фигура императора, часто рядом с императором помещался Спаситель, благо словляющий императора. На оборотной стороне помещалась текстовая легенда, иногда монограмма. На печати иерархов православной церкви помещались изображения Богоматери, святых, благословляющей длани. На оборотной стороне также помещалась текстовая легенда. На печатях сановников помещались чаще всего изображения тезоименитых святых, а на оборотной стороне также тестовая легенда, а иногда и именная моно грамма. На печатях частных лиц могли помещаться изображения тезоиме нитых святых, а иногда произвольные изображения, например животных, как фантастических, так и реальных. И иконографические изображения, 1Золотые печати хрисовулы скрепляли грамоты, посылаемые императором к папе римскому и калифу Багдадскому, серебряная печать аргировул скрепляла грамоты, от правляемые князю Киевскому в силу его родственных связей с ромейскими василевсами европейские правители получали императорские грамоты, скрепляемые свинцовыми печа тями моливдовулами 40 История и исторические науки и монограммы, а также мифологический бестиарий переходят в визан тийскую геральдическую традицию см. 13 Непосредственно заимствование геральдики европейского типа нача лось при императоре Мануиле I Комнине 43 80 Можно выделить три фактора, способствующих формированию византийской геральдиче ской традиции. Во первых, это интерес императора к западной культуре и военно феодальной традиции. Во вторых, процесс переселения в Ви зантию европейских феодальных семей, которые традиционно использо вали в полном или усеченном виде свои гербы и на территории империи см. Раули, Франкопулы, Вриении, Калоетисы рис. 1 В третьих, важным фактором стало создание после 1204 г. Латинской империи, где в полной мере использовалась западная геральдическая традиция для маркировки принадлежности к имперской знати. Более того, ряды византийской знати пополнились вновь представителями за падной аристократии, которые сохранили свое положение среди грече ской элиты как минимум до XVIII XIX вв., например, семьи Барбаро, Гатиллузи, Каллерджи, Криспи и т Греческая знать вольно невольно вынуждена была принять эти правила игры, что и привело к появлению византийских гербов греческих семей, использовавших западные эм блемы, которые легко вписывались и в графику традиционных визан тийских печатей, например, Властосы, Влаттеросы, Вотаниаты, Хумны, Дасиоты и т рис. 2 Из византийской сфрагистики в византийскую геральдику перешли и буквенные эмблемы. Византийцы издавна использовали для печатей монограммы, сохранившиеся и в геральдике. В византийской традиции использовались как классические монограммы, так и появившиеся позд нее символические изображения, зашифровывающие какую либо фразу, примером этого служит традиционная Палеологовская Периквола. Фи гуры, включающие изображения букв по сути, тетраграммы сохрани лись в гербах рода Палеологов и рода Рангаве 10 рис. 3 Довольно часто в геральдической практике Восточной Римской импе рии использовались изображения животных и птиц, а также мифологиче ских существ. Богатая традиция византийской орнаменталистики поро дила вариативность геральдического бестиария. При этом использование подобных изображений в византийской сфрагистике породило выверен ную, четкую иконографию образов, которые легко вписались в геральди ческую традицию. Таким образом, вслед за европейской геральдической традицией, в Византии наиболее часто использовались образы львов, ор лов, грифонов и других. Так, изображение льва в разных вариациях ис пользовалось семьями Асеней, Вриениев, Эуфорбеносов, Колоетисов, Микрулариев, Раулей причем, вероятнее всего, геральдические эмблемы Вриениев и Раулей имели европейское происхождение рис. 4 Византийская геральдическая традиция опыт описания 4 1 Достаточно распространенной в византийской геральдике была эм блема орла. Причем в византийской геральдике использовались как изо бражения одноглавых орлов, так и орлов двуглавых. Традиционно одно главого орла отождествляли с римской имперской традицией, а двуглавый орел традиционно воспринимался как геральдический символ Ромейской империи. Изображения одноглавых орлов встречаются в гербах семейств Музалонов, Нотарасов, Синадинов рис. 5 Очень распространенным в византийской геральдике стал образ дву главого орла. Происхождение этого образа связывают с Хеттским цар ством. Эмблема двуглавого орла традиционно считалась гербом рода Па леологов. Хотя образ двуглавого орла использовался и до Палеологов, данная эмблема использовалась как знак принадлежности император ского двора. В связи с чем в более поздние времена, когда происходит формирование византийской геральдики, двуглавый орел стал символом, используемым в гербах семей, когда либо занимавших императорский престол Комнинов, Ласкарисов, Палеологов, Кантакузинов, Ватацесов 4 109 3 рис. 6 Также двуглавого орла как гербовую эмблему использовали предста вители семейства Корресиос и таврическая ветвь рода Гаврасов. Отдельно необходимо упомянуть гербы рода Акрополитов и рода Торников. Со гласно гербовнику Ж. Б. Риестапа Акрополиты и Торники использовали варианты гербов как с одноглавыми орлами, так и гербы с орлами дву главыми рис. 7 Широко в византийской геральдике использовались изображения ми фических существ. В декоративном искусстве Византии часто встречаются сюжеты с изображениями грифонов, единорогов и других мифологиче ских существ. Так, в гербе рода Аксухов помещалось изображение гри фона. Идущие грифоны помещались в гербе рода Катаколонов. В гербе рода Сергианов использовался образ бескрылого грифона рис. 8 Также в византийской геральдике представлены гербы с отдельными элементами зооморфных образов. Подобная практика была характерна для западноевропейской геральдической традиции. Именно в Англии, а также в Германии встречались гербы с изображениями отдельных ча стей тел голов, лап и т животных. Так, в гербе рода Бракангело по мещались оленьи головы, а в гербах родов Саголебасов и Эуморфополов помещались изображения львиных голов рис. 9 Заметное место в византийской геральдике занимали т звучащие патронимы Эта традиция, видимо, восходит к архаическим временам, когда родовые патронимы, или прозвания, становились созвучными от дельным понятиям и названиям из реальной жизни. Так, в гербе рода Ан гелов помещается изображение ангела иногда нескольких ангелов. В гербе 42 История и исторические науки рода Мелиссиносов и Мелисургов помещалось изображение пчел по гре чески пчела рис. 10 Также в византийской геральдике использовались тамгаобразные знаки видимо, пришедшие из Малой Азии. Отдельные византийские роды ис пользовали в своих гербах эмблемы, близкие в своей графике к восточным тамгам. Подобные знаки использовались семействами Гаврасов, Калафа тов, Маниаков, Фок 1 Помимо этого, в византийской геральдике сохранились изображения, характерные для традиционной сфрагистики изображения Спасителя, Богоматери, воинских святых Отдельные византийские семьи сохра нили подобные изображения в своих гербах, например, семейство Фу скарнаки рис. 12 Фактически в эпоху существования Византийской империи, особенно во времена Палеологов, формируются гербы европейского типа. Одним из первых византийских гербов, помещаемых в европейских гербовни ках, стал герб Палеологов, который воспринимался как герб империи, т Периквола. Сами же Палеологи использовали как гербовую эмблему изображение двуглавого орла рис. 13 После падения Ромейской империи представители византийской ари стократии оказались рассеяны по всей Европе. Особую категорию состав ляли т фанариоты представители греческой знати, поселившиеся в квартале Фанар в Константинополе, рядом с резиденцией Вселенского патриарха. Здесь сохранились византийские семьи Палеологов, Аргиров Аргиропулосов Кантакузинов, Ризо Рангабе и др., которые традици онно использовали свои самобытные гербы или, отражая свое византий ское происхождение, использовали в гербах изображение двуглавого орла см. 2 рис. 14 Ряд византийских семей, бежав после падения Византийской империи, расселились в разных европейских странах. Часть из них осели в Италии. 1Указанный герб приведен в книге Ж. Б. Риестапа. В книге же Е. Ризо Рангабе Livre d or de la noblesse Ionienne. сephalonie, vol. 2, part 1приводится герб с изображением дву главого орла в 1и 4 частях. Таким образом, претендуя на происхождение от рода Фокас, некоторые представители которого занимали византийский трон. Византийская геральдическая традиция опыт описания 43 Правда не всегда можно проследить точную генеалогию того или иного византийского семейства, в результате чего в Европе стала использоваться изощренно фантастическая византийская титулатура получившая отра жение и в геральдике. Так, семейство Комнено, поселившееся в Италии, претендуя на происхождение от византийской императорской династии Комнинов, стали использовать титул принцев Фессалии и правителей Эпира Итальянские Комнины традиционно использовали в своих гер бах двуглавого орла, указывая на происхождение от императоров Визан тии, а также эмблемы Великих Комнинов, императоров Трапезундских 5 рис. 15 Также в Италии поселились представители рода Ласкарисов, которые, породнившись с представителями местной знати, вошли в элиту Неапо литанского королевства. В Италии, породнившись с родом Вентимилья, они стали именоваться Ласкарис Вентимилья. Также в Италии была из вестна фамилия Ласкарис Кастелар, один из представителей которой за нимал трон Великого Магистра Мальтийского ордена. Помимо этого из вестно семейство Ласкарис из Вероны и Ласкарисы, проживавшие в Дал мации рис. 16 Представители рода Палеологов проживали традиционно в Греции, России, Румынии, Османской империи и Италии. После падения Кон стантинополя Палеологи постепенно расселяются по перечисленным ев ропейским странам. Представители рода, поселившиеся в Италии, тра диционно претендовали на императорское происхождение. Достоверно потомками императора Андроника II являлись маркизы Монферратские. Несколько представителей рода Палеологов осели на юге Италии. В Неа поле проживали Асени Палеологи, состоявшие в родстве с династией Па леологов по женской линии 1В геральдический реестр Grande armoriale Italiano включен род Палеологов Византийских Paleologo di Bisanzio Итальянские представители рода Палеологов использовали традиционные эмблемы, связанные с родом Палеологов см. гербы Палеологов из Не аполя и Палеологов Византийских Помимо неаполитанских представи телей рода Палеологов их дальние родственники поселились на о. Мальта, породнившись с местной знатью. Родовые эмблемы Палеологов поме щены в герб рода графов Киантар Палеолого 9 рис. 17 В Греции Палеологи традиционно проживали на Пелопоннесе в г. Па тры, а также на Ионических островах, на острове Занте. Отдельные пред ставители греческих ветвей рода Палеологов из Патр переселяются в Рос сию еще в XVII веке 2 133 158 Их потомки проживали в Тамбовской, 1Палеологи из Неаполя использовали не только традиционные эмблемы династии, т традиционного двуглавого орла, а также традиционный тетраграмматон Палеологов, но и герб с двумя коронованными львами, держащими меч см. рис. 17 44 История и исторические науки Пензенской и Казанской губерниях. В конце XVIII века на русскую службу поступают братья Анастасий и Христо Эммануиловичи Палеолог. Веро ятней всего, происходившие с Ионических островов. Оба они служили в составе Черноморского флота России. В XIX в. в составе офицеров рос сийского флота служили три брата Афанасий Дмитриевич, Михаил Дми триевич и Владимир Дмитриевич Палеологи. В 182 1г. в Россию приезжает Христофор Павлович Палеолог, происходивший из фанариотской семьи Палеологов. Принято считать, что Палеологи из Греции и Константино поля были представителями младших или боковых ветвей рода Палеолог. Все они использовали традиционные для Палеологов гербовые эмблемы. Христофор Павлович Палеолог и его потомство, получив российское дво рянство, использовали самобытную форму герба, не утвержденную Рос сийской герольдией рис. 18 В Румынии и Российской империи проживали представители рода Кантакузин. Этот род традиционно возводит свою родословную к импе ратору Иоанну VI Кантакузину. Изображение двуглавого орла традици онно помещается на гербах Кантакузинов как в России, так и в Румынии рис. 19 Библиография 1Лихачев Н. П. Моливдовулы греческого Востока. М., 199 1360 с. 2. Опарина Т. А. Алхимик, янычар и Родич византийских царей носители фа милии Палеолог в России конца XVI первой половине XVII вв. Studia Slaviсa et Balсaniсa Petropolitana. 20 16. 9 Январь Июнь. С. 133 158. 3. Соколова И. В. Печати византийских императоров. СПб., 2007. 120 с. 4. Соловьев А. В. Геральдические эмблемы Византии и славяне Signum. 2009. Т. 4. С. 109 2 5. STATUTI E сAPITOLI DE MILITIA AUREATA ANGELIсA сONSTANTINIANA DI S.GIORGIO. DI NUOVO RIFORMATI, ET APROBATI dall illustrissimo, Eссelentissimo signore, il sig. Hieronimo Angelo Prinсipe di Tessaglia, duсa сonte di Driuasto, с. Sourano Patrone, Gran Signore dell Ordine. сON LIсENZA DE SUPERIORI. IN VENETIA, APPRESSO MIсHEL BONELLI. M D LXXIII. 6. LE GLORIE сADUTE Dell Antiсhissima, ed Augustissima Fam a сOMNENA, Da Maestosi A ri dell Imperial Grandezza, ne Tragiсi сipressi de priuata сondotione. Nelle quali si sсuoprono le Preminenze d alсuni Prenсipi Sourani,e di te nobilissime Fam e da que originate nell Europa сon varie, сuriose, erudite altre сompositioni. сanate dal buio dell obliuione a luсe del Mondo, DALL ABBATE DON LORENZO MINIATI, Dottore di saсra Theologia, e dell una el altra Legge, Protonotario Apostoliсo Aсad.tra gl Inсauti di Napoli, l Ingelosito. сONSA сRATE All Immortalita del Glorioso Nome de Saсra Maesta, dell сattoliсo, Grande, e Pio, D. FILIPPO QUARTE FUSTRIAсO, Re delle Spagne, Imperador dell Indie, e Monarсa Gloriosissimo. In questa Seсonda Византийская геральдическая традиция опыт описания 45 Impressione сorette ampliate, ornate di te fi gure in rame. IN VENETIA, Per Franсesсo Valuasense, M. Dс. LXIII сON LIсENZA, E PRIVILEGIO. 7. BYZANTINA DUPLIсI сOMMENTARIO ILLUSTRATA. PRIOR FAMILIAS Aс STEMMATA IMPERATORUM сonstantinopolitanorum, сum eorundem Augustorum, Nomismatibus, aliquot Iсonibus Pr terea FAMILIAS DALMATIсAS TURсIсAS сompltstitur ALTER DESсRIPTIONEM URBIS сONSTSNTINOPOLITAN quails extitit sub Imperatoribus сhristianis. Authore сARLO DU FRESNE DOMINO DU сANGE, Regia сonsiliis, Franсie apud Ambianos qu store. LUTETI PARISIORUM, Apud LUDOVIсUM BI INE, B opolam Parisiensem. M Dс LXXX. 8. PRIVELEGIA, Quibus Serenissima Gens PAL OLOGORUM, Qu Tot retro feсulis Orienti dederat Imperatores, Exсifo Bizantio atque eversa Gr сorum Monarсhia, Diversis Romanorum Imperatoribus ornate est Exemplum fi de publiсa fi rmatum uniсus ejus Prosapi superthes JO. ANTONIUS FLAVIUS ANGELUS сOMNENUS LASсARIS PAL OLOGUS, qui retha linta ab Emanuele II. Imperatore desсendit, Ad perpetuam rei memoriam, in Tablino S. ROM. IMP. Libera Republiс Ratisponensis asservandum exhibuit. Adjetha est in сolсe operis GENEALOGIA PAL OLOGORUM. Omnia nune primum typis mandata. RATIS PON Literis Johannis Henriсi Kr tingeri, A. O. R. M Dсс XXI. 9. Gauсi с. A., Ma t P. The Palaeologos Family F genealogiсal review. Malta, 1985. 125 p. 10. Rietstap J. B. ARMORIAL GENERAL, сontenant la desсription des armoiries des familles nobles et patriсiennes de l Europe, Gouda G. B. van Goor, 186 7 1p. Rizo Rangabe Eugene. Livre d or de la noblesse phanariote en Greсe, en Roumane, en Russie et en Turque. Athenes Impremerie S. с. Vlastos, 1892. X+ 160 p. 12. Rizo Rangabe Eugene. Livre d or de la noblesse phanariote et familles prinсieres de Valaсhie, et de davie. Athenes Impremerie S. с. Vlastos, 1904, 258 p. 13. Rizo Rangabe Eugenе. Livre d or de la noblesse Ionienne. сorfu, vol. 1Athenes Maison d editions ELEFTERODAKIS 1925, 27 1p. 14. Rizo Rangabe Eugene. Livre d or de la noblesse Ionienne. сephalonie, vol. 2, part 1 Athenes Maison d editions ELEFTERODAKIS 1926. 7 10 p. 15. Rizo Rangabe Eugene. Livre d or de la noblesse Ionienne. сephalonie, vol. 2, part 2. Athenes Maison d editions ELEFTERODAKIS 1926. 7 10 p. 16. Rizo Rangabe Eugene. Livre d or de la noblesse Ionienne. Zante, vol. 3, part 1 Athenes Maison d editions ELEFTERODAKIS 1927. 27 1p. 17. Rizo Rangabe Eugene. Livre d or de la noblesse Ionienne. Zante, vol. 3, part 1 Athenes Maison d editions ELEFTERODAKIS 1927. 27 1p. 18. Sturdza M. D. Grandes familles de Greсe, d Albanie et de сonstantinople. Paris, 1983. 657 p. 46 История и исторические науки Иллюстрации Рис. 1 Рис. 2 Византийская геральдическая традиция опыт описания 47 Рис. 3 Рис. 4 Рис. 5 48 История и исторические науки Рис. 6 Рис. 7 Византийская геральдическая традиция опыт описания 49 Рис. 8 Рис. 9 Рис. 10 50 История и исторические науки Рис. Рис. 12 Византийская геральдическая традиция опыт описания 5 1 Рис. 13 Рис. 14 52 История и исторические науки Рис. 15 Рис. 16 Византийская геральдическая традиция опыт описания 53 Рис. 17 Рис. 18 54 История и исторические науки Рис. 19 Византийская геральдическая традиция опыт описания 55 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Палеолог М.В. Византийская геральдическая традиция: опыт описания (2023)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |