| ||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||
» Библиотека › Прочие темы по геральдике › : Маслов М.М. Система российской территориальной символики - от первых гербов до визуальной айдентики и брендов мест / 2023 | ||
Маслов М.М.
Система российской территориальной символики - от первых гербов до визуальной айдентики и брендов местБиблиографические данные публикации / опубликовано в издании: Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2023. Т. 23. № 4. С. 62-71. Аннотация: В данной статье проводится исследование российской геральдики как средства визуальной идентификации территорий и прототипа современной территориальной айдентики. Отмечается, что геральдика является образцом для неё не только с позиции функции, но и с точки зрения формообразования. Автором рассматриваются конкретные примеры гербов в сравнении с общими тенденциями развития современной территориальной символики и графического дизайна. Наименование «российская геральдика» в контексте настоящего исследования подразумевает все этапы развития данной дисциплины: царский, имперский, советский, постсоветский. Вместе с ней рассматриваются и современные гербы Республики Приднестровье, так как на всех этапах (кроме постсоветского) данная территория входила в систему российской территориальной символики. После развала СССР и обретения самостоятельного пути Приднестровье поддерживает пророссийский курс, что выражается, в первую очередь, в символике - создаются реплики дореволюционных гербов, наравне с ними продолжают использоваться советские и формируются новые, в том числе, по правилам советской геральдики. Об авторе публикации/статьи: Маслов М.М. Просмотр публикации в формате PDF: › Маслов М.М. Система российской территориальной символики - от первых гербов до визуальной айдентики и брендов мест
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 75477 знаков (с пробелами)
Bulletin of the South Ural State University. Ser. Soсial Sсienсes and the Humanities. 2023, 62 vol. 23, no. 4 Введение Символика России представляет собой об ширную систему образов, знаков, а также более конкретных визуальных идентификаторов, имею щих различную историю, вариации и способы во площения. В их числе отдельного внимания за служивает визуальное воплощение, история и происхождение главных государственных сим волов нынешнего российского государства, пред ставляющих не только само государство, но и кон кретные территории. Территориальная айдентика современная форма визуально графической репрезентации го родов, стран, областей и других административно территориальных образований, пришедшая на смену геральдике и вексиллологии, но в то же время не отменяющая официальную государ ственную символику 1Территориальная айден тика представляет собой эмблемы и логотипы для территорий городов и стран а также сопут ствующие графические элементы паттерны, шрифты, цветовой паспорт. Обзор литературы Учитывая новизну территориальной айденти ки как сферы дизайнерского творчества, научные исследования по данной теме представлены лишь несколькими авторами с точки зрения технической эстетики. В то же время интерес к данной теме проявляет множество исследователей из смежных наук. Стоит отметить, что американские учёные вообще не рассматривают дизайн территориальной айдентики с точки зрения искусствоведения, а лишь анализируют весь бренд территории с по мощью маркетинговых инструментов, практиче ски не уделяя внимания его визуальной стороне. Научный анализ, проводимый посредством ин струментария других наук, не входит в сферу инте ресов искусствоведения, но тем не менее, оказывает влияние на дизайн территориальной айдентики, в связи с чем также представлен в настоящем ис следовании. Саймон Анхольт, автор монографии Бренд Америка 2 и специалист в области наци онального бренд имиджа государства, националь ной идентичности и репутации, одним из первых заговорил о брендировании территорий, как това ров, а также о формировании имиджа стран посред ством бренда, и в частности территориальной айдентики 3 как средства визуализации бренда У истоков идеи брендирования территорий также стоит Филип Котлер, титульный автор кол лективной монографии Маркетинг мест 4 вы пущенной в 2005 году с локализацией на русский язык. Как и его коллега С. Анхольт, Ф. Котлер рассматривает предмет настоящего исследования как небольшой аспект собственного объекта ис следования. Кейт Динни исследовал имидж терри торий с чётким разделением самой символики ме ста, а также бренда этого места, уточняя, что дан УДК 74.0 109 + 74 DOI 10. 14529 ssh230407 СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СИМВОЛИКИ ОТ ПЕРВЫХ ГЕРБОВ ДО ВИЗУАЛЬНОЙ АЙДЕНТИКИ И БРЕНДОВ МЕСТ М. М. Маслов Санкт Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, г. Санкт Петербург, Российская Федерация В данной статье проводится исследование российской геральдики как средства визуальной идентификации территорий и прототипа современной территориальной айдентики. Отмечается, что геральдика является образцом для неё не только с позиции функции, но и с точки зрения фор мообразования. Автором рассматриваются конкретные примеры гербов в сравнении с общими тенденциями развития современной территориальной символики и графического дизайна. Наименование российская геральдика в контексте настоящего исследования подразумевает все этапы развития данной дисциплины царский, имперский, советский, постсоветский. Вместе с ней рас сматриваются и современные гербы Республики Приднестровье, так как на всех этапах кроме постсо ветского данная территория входила в систему российской территориальной символики. После развала СССР и обретения самостоятельного пути Приднестровье поддерживает про российский курс, что выражается, в первую очередь, в символике создаются реплики дореволю ционных гербов, наравне с ними продолжают использоваться советские и формируются новые, в том числе, по правилам советской геральдики. Отдельного подробного исследования требуют такие переломные моменты в сфере визуаль ных идентификаторов, как геральдическая реформа Б. В. Кёне XIX века, внедрение советской ге ральдики, реплика дореволюционной геральдики после распада СССР, но в силу специфики настоящей статьи они рассматриваются ограниченно, так как основной её целью является выявле ние взаимосвязи традиционных форм символики и современной территориальной айдентики. Ключевые слова территориальная айдентика, геральдика, герб, реформа Б. В. Кёне, графи ческий дизайн, модульность. Маслов М. М. Система российской территориальной символики от первых гербов до визуальной айдентики и брендов мест Вестник ЮУрГУ. Серия Социально гуманитарные науки 2023. Т. 23, 4 63 ные понятия не тождественны, но основной упор в его работе 5 также сделан на бренд и имидж места, а не на визуальную символику. А. Стась один из первых русскоязычных ис следователей, напрямую исследующий дизайн территориальной айдентики. Опубликованная ав тором в 2009 году монография Новая геральдика 6 даёт прямую и непосредственную отсылку к гербам не только как к явлению, которое пред шествовало современным эмблемам территорий, но и как к процессу, прямо повлиявшему на разви тие современной айдентики мест. Д. Визгалов ещё один исследователь брен дов территорий и моделей продвижения мест, чьи труды появились позже монографии А. Стася. Пе ренимая опыт иностранных коллег, Визгалов рас сматривает бренды только в комплексе с их сим воликой, отводя всё же некоторую роль в своих исследованиях визуальным графическим иденти фикаторам. Наиболее известные из его трудов Брендинг города 20 7 и Пусть города жи вут 20 15 8 П. Родькин один из немногих имеет про фильное образование, рассматривая символику с точки зрения искусствоведения. Автор определя ет исследуемую область собственной дефиницией бренд идентификация территорий 9 но не при водит веских причин для введения дополнитель ных терминов в науке. Стоит предположить, что данным автором просто используется импровиза ция перевода зарубежного термина brand identity который корректно переводится как идентичность бренда без отглагольных суще ствительных Методы исследования В ходе исследования использовался ком плексный подход к объекту историко искусство ведческий, а также культурологический анализ 10 12 гербов и современных эмблем территорий дизайна территориальной айдентики как продукта графического дизайна Кроме этого, в работе применялся системный анализ, метод сопоставле ния, иконографический и семиотический анализы. Результаты и дискуссия В современном мире, в условиях глобализа ции мировой экономики, туризма и товарооборота для коррекции имиджа или для его приобретения в числе прочих инструментов используется терри ториальная айдентика и брендирование террито рий 13 Как уже было отмечено в литературном обзоре, данное явление является прямым преемни ком геральдики. Стоит отметить, что российская геральдика а позже и российские бренды мест начинают своё развитие существенно позже евро пейских аналогов, во многом опираясь на них. Зарождение русской геральдики приходит ся на вторую половину XVII века 14 для первых гербов применяется эклектическая модель поль ской и западноевропейской геральдики. Польская геральдика обладает рядом уникальных особенно стей, выделяя её на фоне других минималистич ный состав элементов в композиции герба, а также коллективная форма собственности когда опре делённый герб использует не один род, а множе ство фамилий, исчисление которых может дохо дить до сотен. Такое качественное свойство поль ской геральдики со временем перекочевало и в российскую. Родовые знаки, размещаемые на польских знамёнах, происходят от рунических знаков, не являющихся гербами, и с точки зрения логики должны рассматриваться вексиллологией. Функ ция, выполняемая такими знамёнами, коррелирует с более поздними носителями графической визу альной идентификации территории, то есть оста ётся неизменной, меняется лишь её форма и при надлежность от родов к территориям При завоевании польскими феодалами каких либо земель новые подданные вынужденно при нимали герб рода или клана победителя, тем са мым расширяя число его носителей. В XIV веке в Польшу пришла западноевропейская система геральдики, определившая систематизацию и формирование польской геральдической тради ции, вследствие чего также была учреждена долж ность герольда государственного служащего, ве дающего составлением гербов и родословной пра вителей Новая система геральдики быстро стала вытеснять родовые знамёна, распространённые в феодальный период, на их место пришли област ные гербы 15 что обозначает важнейший пово рот в геральдике символика стала не личной, а территориальной, и символизировала уже не ка кой либо род, а конкретное место, то есть начала напрямую, а не косвенно выполнять функцию именно территориальных идентификаторов. С 14 13 года Городельская уния документ о гербовом братстве сформированная польская школа геральдики проникает на территорию Вели кого княжества Литовского. Польские и литовские роды объединяются под едиными гербами, гераль дика приобретает уникальные черты, включая ка толические литовские а позже и православные элементы. Возникает выражение гербовое род ство польские дворяне шляхта объединялись под одним гербом, не состоя в генетическом род стве. Вместе с фамилией, прозвищем указывали также название герба, что породило большое ко личество двойных фамилий в Польше и Великом княжестве Литовском 16 Само название гербам присваивалось по при надлежности по фамилии владельца герба, по фамилии или прозвищу первого владель ца герба, по герою, который по легенде носил данный герб, по фигурам и или их композиции в гербе. Искусствоведение Bulletin of the South Ural State University. Ser. Soсial Sсienсes and the Humanities. 2023, 64 vol. 23, no. 4 С точки зрения дизайна интерес представляет тот факт, что для наименования герба обращаются не только к смысловому содержанию, но и к фор мообразованию фигуры в композиции герба. Не меньший интерес для исследования представ ляет и то обстоятельство, что для гербов создава лись их версии модификации, существовавшие с учётом более старых, и называвшиеся одмяна Учитывая упомянутые выше факты экстраполяции гербов на территории, а также гербовое родство дворян, стоит отметить, что польская геральдика располагает таким понятием, как собственный герб принадлежащий только одному семейству или знатному роду и не ставший общим с кем либо или чем либо ещё. Этот факт свидетельству ет о том, что переход гербов к территориям от се мейств в целом проходил не быстро, а фамильные гербы всё ещё существуют как дань традиции и истории рода. Тем не менее, в современности герб воспринимается скорее как визуальный иден тификатор территории, нежели символ какого либо семейства. Зарождение русской геральдики в XVII веке стало возможным благодаря царю Алексею Ми хайловичу, но отдельные визуальные идентифика торы как атрибуты государственности уже суще ствовали к этому времени, как, например, государ ственная печать с двуглавым орлом, печати от дельных городов, княжьи тамги с тюркского тав ро, клеймо Системность и единство в данных образцах отсутствовали, их оформление в закон ченные композиции произошло лишь после внед рения официальных геральдических форм. По просьбе русского царя в Москву прибыл герольдмейстер Священной Римской империи Лаврентий Курелич, присланный императором Леопольдом I. В 1672 году выходит его Царский титулярник с 33 гербами русских земель, а в 1673 г. он написал труд О родословии российских вели ких князей и государей где пишется, в частно сти, о родстве России с восемью европейскими державами 17 что свидетельствует и о влиянии геральдики этих стран на русские гербы. Таким образом, во второй половине XVII века произошло зарождение русской геральдики, на стыке польской и западноевропейской тради ций. В основу первых русских гербов легли доге ральдические эмблемы и символы городов, не оформленные в систему. Гербы же пришлых родов в России создавались с элементами, указы вающими на их происхождение. Таким образом, возникла смешанная, русская система гербов 18 Во время правления Петра Великого начина ется приведение гербов к окончательным формам и учреждение герольдии государственный орган, отвечающий за составление и толкование гербов В 1705 году выходит книга Символы и эмблема та Ян Тессинг и Илья Копиевский, по указу Пет ра I включающая более 800 образцов, которые послужили прототипами для развития русской геральдики. Ещё один документ, ознаменовавший становление русского герботворчества, Руковод ство к геральдике Л. К. Талызина 1790 е гг В данном труде описано происхождение гербов, а также правила, которым они подчиняются, вме сте с их изображениями. В XIX веке, во время правления Николая I, произошла большая геральдическая реформа, представляющая интерес с точки зрения дизайна территориальной символики. Инициировал изме нения барон Б. В. Кёне, преобразовавший систему на фундаментальном уровне он разработал прави ла, в соответствии с которыми украшаются гербы разных по значению городов, а также канонизиро вал и унифицировал элементы украшений и лично принимал участие в практической разработке, в частности, серьёзно видоизменил герб Россий ской империи и создал три его версии большой герб, средний и малый, отличавшиеся количеством украшений 19 С точки зрения дизайна в результате геральди ческой реформы Кёне возникла модульная система айдентики элементов, единых по форме, но раз ных по содержанию. Такая система позволяла определить некоторые характеристики городов по украшениям их гербов, а также проводить срав нительный анализ, имея несколько гербов, выпол ненных по правилам Б. В. Кёне. На рис. 1изобра жена типология городов в геральдике Б. В. Кёне проект дополнительных украшений городских гер бов, в котором используются дизайнерские прин ципы формообразования присутствуют постоян ные и переменные элементы признаки, объеди нённые в систему По этой классификации можно установить, что города Бендеры Бессарабской гу бернии Тирасполь, Григориополь и Дубоссары Херсонской губернии рис. 2 являлись преиму щественно сельскохозяйственными в XIX веке. Также по классификации Б. В. Кёне можно установить, что все эти города уездные, учитывая городские короны сверху, в виде башен с тремя зубцами 20 У герба города Бендеры рис. 2 в ле вой верхней части щита расположена символика Бессарабской губернии, в ведомстве которой нахо дился город. У гербов городов Херсонской губер нии Тирасполь, Григориополь, Дубоссары в том же месте и таким же точно образом изображена символика Херсонской губернии рис. 2 т. е. пол ностью идентичным образом, что ещё раз свиде тельствует о проявлениях типологии графического дизайна в геральдике и территориальной символике в целом ещё до зарождения дизайнерской деятель ности как таковой. На гербах Бендер и Тирасполя нашли также символическое отражение их форти фикационные сооружения крепости. На рис. 3 представлена модульная айдентика Санкт Петербурга от Студии Артемия Лебедева 2 120 14 г. в которой аналогичным образом Маслов М. М. Система российской территориальной символики от первых гербов до визуальной айдентики и брендов мест Вестник ЮУрГУ. Серия Социально гуманитарные науки 2023. Т. 23, 4 65 с гербовой системой Кёне прослеживается упоря доченность постоянные формы, которые не ме няются в вариациях символа, и переменные ме няющиеся, но созданные при этом в единой ли нейной стилистике, с одинаковой толщиной линии и элементами одного цвета. Данный факт свиде тельствует о единстве принципов формообразова ния, используемых в дизайне территориальной символики, как исторической гербы так и акту альной территориальная айдентика Последняя наследует у геральдики не только функцию представление территории, но и структуру, законы построения, что позволяет согласиться с А. Ста сем, который называет современные эмблемы го родов новой геральдикой Помимо своей основной функции визуальной репрезентации территорий, символика в Россий ской империи имела не только политический или исторический смысл, но и идеологический служила средством для укрепления монархии и де монстрации власти императора. Именно борьба с идеологией монархии и послужила одним из фак торов, повлиявших на тотальную смену территори альной символики при СССР. Геральдика в это время меняется не только визуально правила со здания самих гербов но и фундаментально ей отводится роль вспомогательной исторической дисциплины 22 а также с этого времени начина ется её упадок, нашедший отражение как в новой роли гербов, так и в канонах их исполнения. С точ ки зрения дизайна данный период сложно назвать упадком, так как гербы с приходом советской вла сти начинают формироваться по новым правилам, близким к правилам графического дизайна, в кото рых и воплощены его базовые принципы. Эта последняя радикальная реформа гераль дики принесла новый, особый язык социалистиче ской коммунистической геральдики, распростра нившейся и на другие социалистические страны мира. Образцы такой геральдики создавались уже под влиянием общих тенденций графического ди зайна и формообразования, то есть почти все предыдущие каноны геральдики утрачивали своё значение. Форма щита для гербов городов исполь зовалась единая, французская, как и в геральдике Бориса Кёне. Идеология в советских гербах радикально из менилась по сравнению с имперской любые прямые и косвенные отсылки к монархии и рели гии ликвидировались, а в качестве главных смыс лов была заложена идея социализма, нового госу дарства рабочих и крестьян, промышленности и сельского хозяйства, а также культ спорта, что и отражалось в данных гербах 23 На рис. 4 можно проследить, как изменились гербы городов Бендеры и Тирасполь при СССР на обоих сохранились символы крепостных стен Бендерская и Тираспольская крепости соответ ственно появилась река Днестр, изображаемая символично в виде волн, а также промышленные и аграрные элементы, отражающие местную спе цифику. Из исторических смыслов данные образ цы геральдики унаследовали от предшествующих только крепостные стены, а из правил самой дис циплины только форму щита. В остальном это композиции, выстроенные по правилам графиче ского дизайна они просты, лаконичны, стилизо ваны и выразительны. У городов Григориополь и Дубоссары, пред ставленных на рис. 2 вместе с Бендерами и Тирас полем, не было символики при СССР. Гербы, раз работанные по правилам Кёне, не использовались до смены политического режима. Поэтому в ли нейке советских гербов на рис. 4 представлены другие примеры геральдики и эмблематики данно го периода, вызывающие научный интерес, Одессы и Кишинёва. Герб города Одесса во все периоды включал в себя якорь, в том числе, в варианте, предложен ном Борисом Кёне. Также во все периоды он со держал красный, либо красный и жёлтый золотой цвета. В советский период к якорю также было до бавлено стилизованное изображение броненосца Потёмкина с красным флагом и золотая звезда го рода героя. Многократные трансформации деталей одесской геральдики с сохранением основного смысла во все времена говорят о сильной и устой чивой семиотической модели города. Свидетель ствует об этом также тот факт, что разработанная территориальная айдентика Одессы от студии Ар темия Лебедева 20 12 г. также содержит якорь в качестве одного из основных элементов, нижняя часть которого стилизована под сердце, что симво лизирует любовь к городу. Такой эмоциональный аспект символики возможен исключительно в тер риториальной айдентике и немыслим в геральдике. Герб у города Кишинёв в период советской власти отсутствовал в связи с умалением значения геральдики в принципе такая символика была необязательной. Но к 500 летнему юбилею столи цы Молдавской ССР в 1966 г. была разработана городская эмблема рис. 4 композиция в форме щита, на которой символически изображена ка менная кладка в форме виноградного листа, из которой вытекает родник. Также эмблема со держит название города на молдавском языке, адаптированном под кириллицу Кишинэу Данная эмблема была применена в оформлении городского пространства, а также изображалась на пачках сигарет марки Кишинёв Данный прецедент вызывает научный интерес с точки зрения предмета настоящего исследования фактически в советское время для Кишинёва была создана эмблема города, которая официально не являлась гербом, но всё же имела отсылку к геральдике форма щита По всем признакам она является территориальной айдентикой кото рая появилась как вид символики в начале XXI Искусствоведение Bulletin of the South Ural State University. Ser. Soсial Sсienсes and the Humanities. 2023, 66 vol. 23, no. 4 века использовалась в оформлении города и пе чаталась на товаре, а значит, обладала узнаваемо стью и символизировала Кишинёв. В сравнении с гербом Дубоссар рис. 5 раз работанном с нуля в самом начале XXI века, эм блема Кишинёва не называлась гербом, имея при этом форму щита, тогда как символика Дубоссар является официальным гербом, но фактически вы полняет функцию территориальной айдентики то есть городской эмблемы, так как кроме формы щита не имеет ничего общего с геральдикой. В условиях глобализации современного мира сто ит отметить, что наиболее адекватным вариантом символики территории является сосуществование гербов и флагов в официальном, дипломатическом поле вместе с территориальной айдентикой, вы полняющей рекламную функцию в числе прочих и использующейся в городском пространстве, а также в сфере туризма, размещающейся на това рах и в сети Интернет. Геральдика после распада СССР окончатель но приходит в упадок по множеству причин об щий экономический и социальный спад в России и других постсоветских странах переплетался с разочарованием в идее социализма, с одной сто роны, поиском актуальной идеологии и нацио нальной идеи с другой стороны. Новые города и населённые пункты больше не основывались, а уже существующие приходили в запустение в той или иной степени в связи с чем новые гер бы практически не разрабатывались. Из общих тенденций в территориальной сим волике России, как и некоторых постсоветских стран на рубеже 90 х годов XX века и 00 х годов XXI века, можно выделить возврат к дореволюци онным символам, возвышение национальных идеологий и, как следствие, смену территориаль ной символики. В России и Приднестровье воз вращались к дореволюционным символам, созда вались реплики досоветских имперских гербов, причём не всегда в точности. Вместе с тем всё же формировались и принципиально новые гербы для отдельных городов и населённых пунктов, нередко с полным пренебрежением какими либо правила ми 23 С учётом появления современных компь ютеров, интерфейсов и графических редакторов, в постсоветской геральдике стали использоваться даже такие приёмы, как градиентная заливка, тени от объектов, что было как невозможно, так и немыслимо на более ранних стадиях развития данной дисциплины. На рис. 5 можно проследить, как изменились гербы городов Бендеры, Тирасполь, Григориополь и Дубоссары представленные ранее на рис. 2, а также частично на рис. 4 в постсоветский пери од. Герб города Бендеры рис. 5 является некаче ственной репликой имперского герба города 1826 год, не представлен в настоящем исследовании где лев с человеческим лицом символизирует по верженного шведского короля Карла XII воссо здан вольно, с другим лицом и отличием в деталях от образца, созданного ещё до реформы Б. В. Кёне 1855 1859 гг Также отдельный научный интерес представ ляет тот факт, что река Днестр символически была изображена только на советском варианте герба города Бендеры, и после принятия следующего герба она снова пропадает из его символики. Сам город стоит на берегу реки, его жизнь была исто рически связана с Днестром, как и оба его назва ния, в том числе и старое Тигина 24 При изу чении семиотической модели Бендер можно выде лить несколько доминирующих смыслов, которые могут конкурировать за отражение в символике это как река Днестр, так и Бендерская крепость. Даже с учётом снижения интенсивности судоход ства на реке Днестр и небольшого утилитарного значения речных перевозок на период распада СССР, при разработке территориальной айдентики для Бендер и Приднестровья в целом смысл дан ной водной артерии игнорировать невозможно. Город Тирасполь рис. 5 сохраняет советский герб без изменений в качестве официального госу дарственного и по состоянию на 2023 год, а соот ветственно, и смысл реки Днестр, заложенный в него в числе прочих Для Григориополя рис. 5 и Дубоссар рис. 5 в начале 2000 х годов создаются новые гербы, без ориентации на уже существовав шие, то есть разработанные ещё в процессе рефор мы Б. В. Кёне. Герб Григориополя лаконичный, сформирован полностью под влиянием советской геральдики как с позиции заложенных смыслов, так и позиции исполнения в нём без труда прочиты ваются смыслы сельского хозяйства, южного солн ца и реки Днестр. Такая композиция либо полностью аналогичная ей могла быть создана и при СССР, именно поэтому обязательной задачей искусствове да является обращение к источникам для атрибуции образцов к определённому периоду, несмотря на их визуальные свойства. В композиции герба города Дубоссары рис. 5 отражается исторический элемент стилизованная под ладью лодка дубас давшая название городу, а также Дубоссарская ГЭС энергетический и стратегический объект на реке Днестр, и южное солнце. С точки зрения исполнения данный герб выполнен как современная графическая компози ция используются чрезвычайно яркие оттенки, не свойственные геральдике, а также градиентная заливка формы щита и водной глади. Сама река представлена не символически в виде нескольких стилизованных волн а именно в виде композиции с перспективой и разными планами, по правилам живописи, что даёт ассоциацию с картиной. Исходя из визуальных свойств данного герба, можно сделать вывод, что такая символика Дубоссар создавалась в большей степени с претензией на го родскую эмблему по аналогии с Кишинёвом, рис. 4 Маслов М. М. Система российской территориальной символики от первых гербов до визуальной айдентики и брендов мест Вестник ЮУрГУ. Серия Социально гуманитарные науки 2023. Т. 23, 4 67 называясь при этом гербом. В связи с этим сделан вывод, что герб города Дубоссары рис. 5 полно стью нарушает каноны геральдики всех рассмотрен ных периодов. Даже в советской геральдике, полно стью изменившей правила визуальной репрезента ции территорий, присутствовал общий стиль лако ничность, графичность, определённая цветовая гам ма, а также конкретный набор смыслов. Все три вектора развития постсоветской ге ральдики реплики дореволюционных гербов, гер бы по правилам СССР и новые гербы, создаваемые без правил свидетельствуют об утрате актуально сти этой символьной системы и отсутствии смысла в новой геральдике как в визуальной символике территорий. Новых правил создания гербов просто нет, предыдущие утрачивают силу вместе со сме ной эпохи. А сами гербы уже воспринимаются как архаичный, исторический визуальный элемент. Одно из важных свойств геральдики, выде ленное в процессе исследования, в композицию герба возможно включение названия города, вы полненного посредством шрифта, но такое реше ние принимается точечно. Касается это почти всех периодов развития российской геральдики ран него дореформенного советского и постсовет ского. Единственный период, когда данный аспект регламентировался во время реформы Б. В. Кёне. По правилам, предложенным бароном, компози ции городских и губернских гербов не предусмат ривали шрифтовых элементов, следовательно, прочитать название было нельзя, в связи с чем максимальное акцентирование приходилось на визуальную составляющую композиции. Го родской герб можно было только запомнить, а значит, его композиция должна была быть уни кальной, что в условиях типизации элементов яв лялось непростой задачей. Современная территориальная айдентика, как правило, включает в себя шрифтовую часть с названием города или страны, а также слоган. В отдельных случаях символика создаётся с по мощью абстрактно графического подхода и состо ит только из названия, либо его части с исполь зованием только первой буквы названия исклю чительно шрифтовая композиция в уникальном начертании Примеры использования абстрактно графического подхода к созданию территориальной айдентики встречаются как в России, так и за рубе жом айдентика города Пермь Студия Артемия Лебедева, 2009 айдентика Мельбурна Landor Assoсiates, 2009 В обоих случаях было решено отказаться от старых эмблем при их наличии а также от ориентации на официальную символику герб и флаг и историю этих городов. Всесторонний интерес к территориальной ай дентике возрастает с позиции многих наук и практик. Растёт количество и качество научных исследований по теме в области искусствоведения, а также самих проектов в практике графического дизайна, в связи с чем логично сделать вывод, что исследование тер риториальной айдентики с точки зрения искусство ведения в высшей степени актуально. Выводы 1Геральдика, изначально создававшаяся как родовой семейный визуальный идентификатор, с течением времени меняет функцию и символи зирует уже территории, а не конкретных людей. 2. Гербы до реформы Б. В. Кёне разрабаты вались без единого для всего государства формата смешанная система но подчинялись определён ным правилам на разных этапах. Реформой барона вводится единая классификационная система и единый визуальный облик базовых геральдиче ских элементов. 3. Советская геральдика переходная ступень между каноничной русской геральдикой и совре менной территориальной айдентикой, не только хронологически, но и фундаментально в ней про слеживаются признаки графического дизайна. 4. Геральдика в XXI веке окончательно утра тила актуальность как символьный язык и являет ся в большей части историческим элементом, культурным памятником. В то же время гербы являются официальными государственными сим волами территорий городов и стран. 5. Территориальная айдентика является ак туальным средством визуальной репрезентации территорий, в полной мере использующим гибкий язык и потенциал графического дизайна. Не тре бует специальных знаний для понимания как в случае с геральдикой, подчинённой жёстким ка нонам рассчитана на восприятие широкими народными массами вне зависимости от нацио нальности, религии, культуры и образования. 6. Предпосылки к появлению территориаль ной айдентики сложились ещё задолго до её появ ления, как с позиции функции, так и с позиции приёмов оформления. 7. Современная территориальная айдентика наследует не только функцию геральдики, но и не которые оформительские приёмы, например, стили зацию, типизацию, модульность и серийность. 8. В современном мире является возможным и практикуется сосуществование официальной гос ударственной символики герб, флаг и территори альной айдентики, которая используется для репре зентации города или страны в других сферах. 9. Исследование современной территориаль ной айдентики с позиции искусствоведения тех нической эстетики и дизайна является в высшей мере актуальным, так как научные труды в рос сийском искусствоведении в данной области прак тически отсутствуют, а практическая область в то же время активно развивается, сталкиваясь с ря дом фундаментальных проблем. Искусствоведение Bulletin of the South Ural State University. Ser. Soсial Sсienсes and the Humanities. 2023, 68 vol. 23, no. 4 Рис. 1Проект дополнительных украшений городских гербов по проекту Б. В. Кёне 1869 г Слева направо сельскохозяйственные города, промышленные города, горные города Fig. 1The projeсt of additional deсorations of сity сoats of arms aссording to the projeсt of B. V. Kene 1869 From left to right agriсultural сities, industrial сities, mountain сities Рис. 2. слева направо гербы городов Бендеры, Тирасполь, Григориополь и Дубоссары, созданные после реформы русской геральдики Б. В. Кёне Fig. 2. from left to right сoats of arms of the сities of Bendery, Tiraspol, Grigoriopol and Dubossary, сreated after the reform of Russian heraldry by B. V. Kene Рис. 3. Айдентика Санкт Петербурга авторства Студии Артемия Лебедева 20 14 г. Fig. 3. The identity of St. Petersburg by the Artemy Lebedev Studio 20 14 Рис. 4. слева направо официальные гербы городов Бендеры, Тирасполь, Одесса и Кишинёв, созданные при Советском союзе Fig. 4. from left to right offiсial сoats of arms of the сities of Bendery, Tiraspol, Odessa and сhisinau, сreated under the Soviet Union Рис. 5. слева направо официальные гербы городов Бендеры, Тирасполь, Григориополь и Дубоссары после распада СССР, в составе Приднестровской Молдавской Республики Fig. 5. from left to right offiсial сoats of arms of the сities of Bendery, Tiraspol, Grigoriopol and Dubossary after the сo pse of the USSR, as part of the Pridnestrovian davian Republiс Маслов М. М. Система российской территориальной символики от первых гербов до визуальной айдентики и брендов мест Вестник ЮУрГУ. Серия Социально гуманитарные науки 2023. Т. 23, 4 69 Литература 1Маслов, М. М. Дизайн территориальной айдентики и брендинг территорий как раздел ис кусствоведения М. М. Маслов Инновации и дизайн сборник трудов II международной науч но практической конференции. 2022. 1URL https сyberleninka.ru artiсle n the design of territorial identity in the branding of territories as a seсtion of art сritiсism дата обращения 05.07.2023 2. Анхольт, С. Бренд Америка мать всех брендов С. Анхольт, Д. Хильдрет. М. Добрая книга, 20 10. 3. Anholt, S. Beyond the Nation Brand The Role of Image and Identity in International Rela tions S. Anho Exсhange The Journal of Publiс Diplomaсy. 20 Vol. 2. Iss. 1P. 6 12. URL https surfaсe.syr.edu exсhange vol2 iss 4. Котлер, Ф. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы Ф. Котлер, К. Асплунд, И. Рейн, Д. Хайдер. СПб. Стокгольмская школа экономики в Санкт Петербурге, 2005. 5. Динни, К. Брендинг территорий. Лучшие мировые практики К. Динни под ред. К. Динни пер. с англ. Веры Сечной. М. Манн, Иванов и Фербер, 20 13. 6. Стась, А. Новая геральдика. Как страны, регионы и города создают и развивают свои брен ды А. Стась. М. Группа ИДТ, 2009. 7. Визгалов, Д. Брендинг города Д. Визга лов предисл. Л. В. Смирнягина. М. Институт экономики города, 20 60 с. 8. Визгалов, Д. Пусть города живут Д. Виз галов сост. М. Губергриц, Н. Замятина, М. Ле довский. М. Сектор, 20 15. 272 с. 9. Родькин, П. Бренд идентификация терри торий. Территориальный брендинг новая прагма тичная идентичность П. Родькин. М. Совпаде ние, 20 16. 248 с. 10. Edensor, T. National Identity, Popular сul ture and Everyday Life T. Edensor. Berg Publish ers, 2002. Р. 135. URL https www.researсh gate.net publiсation 205836856 National Identity Popular сulture and Everyday Life. Yagou, A. Metamorphoses of Formalism National Identity as a Reсurrent Theme of Design in Greeсe A. Yagou. 2007. June. Р. 145 159. URL https www.researсhgate.net publiсation 24925 1574 Metamorphoses of Formalism National Identity as a Reсurrent Theme of Design in Greeсe. 12. Polliсe, F. The Role of Territorial Identity in Loсal Development Proсesses F. Polliсe The сultural Turn in Geography. P. II Landsсape сonstruсtion and сultural Identity proсeedings of the сonferenсe. University of Trieste, Gorizia сampus Italy 2003. Р. 107 7. URL https www.resea rсhgate.net publiсation 242 122046 THE ROLE OF TERRITORIAL IDENTITY IN LOсAL DEVELOPMENT PROсESSES. 13. Stoimenova, B. Visual Brand Identity De sign. сonferenсe Marketing experienсe and per speсtives B. Stoimenova University of Eсonomiсs Varna, 20 17. Р. 346 353. URL https www.resea rсhgate.net publiсation 323884367 Visual Brand Identity Design. 14. Соболева, Н. Идентичность Российского государства языком знаков и символов эмблема тики, геральдики, сфрагистики, вексиллологии Н. Соболева. М. ЯСК, 20 18. 668 с. 15. Арсеньев, Ю. В. Геральдика лекции, чи танные в Московском Археологическом институте в 1907 1908 году Ю. В. Арсеньев. М. ТЕРРА Книжный клуб, 200 1С. 337 350. 16. Афонасенко, И. М. Дворянские гербы Царства Польского, пожалованные российскими императорами. Т. I А Л И. М. Афонасенко, С. В. Думин, А. Н. Хмелевский. М. Клипарто, 2022. 448 с. 17. ОР Эрм. 2. Талызин Л. И. Руководство к геральдике, то есть наука о гербах. Конец XVIII в. 225 л. 18. Лакиер, А. Б. Глава одиннадцатая. Исто рия русских гербов. 55 История гербов в Рос сии. Откуда и когда гербы заимствованы Россиею. Доказательства, что гербы существовали у нас до Петра Великого. Манифест 1798 года А. Б. Лакиер Русская геральдика. 1855. 19. Прокопьев, С. М. Барон Б. В. Кёне и его геральдические реформы С. М. Прокопьев, Д. Фахрутдинова Вестник МГУП имени Ивана Федорова. 20 16. 2. С. 47 5 1 20. Закутнов, О. И. Реформы российской ге ральдической системы барона Б. В. Кёне О. И. За кутнов Каспийский регион политика, экономика, культура. 20 19. 158 С. 9 13. 2 1Туристический логотип Санкт Петербур га. URL https www.artlebedev.ru spb logo дата обращения 3 107.2023 22. Наумов, О. Н. Научная геральдика Рос сии О. Н. Наумов отв. ред. чл. корр. РАН С. М. Ка штанов. М. Старая Басманная, 20 13. 508, VIII с. 23. Маслов, М. М. Территориальная айденти ка Приднестровья и пути к формированию бренда страны М. М. Маслов Дизайн и искусство стратегия проектной культуры XXI века сборник материалов Всероссийской научно практической конференции в рамках Всероссийского форума молодых исследователей. М., 2020. С. 18 24. 24. История города Бендеры Тигины Бен дерская крепость. URL https bendery fortress.сom istoriya goroda bendery tiginy дата обращения 3 107.2023 Искусствоведение Bulletin of the South Ural State University. Ser. Soсial Sсienсes and the Humanities. 2023, 70 vol. 23, no. 4 Маслов Михаил Михайлович аспирант, Санкт Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна Санкт Петербург e mail mihail 123 list.ru Поступила в редакцию августа 2023 г. DOI 10. 14529 ssh230407 THE SYSTEM OF RUSSIAN TERRITORIAL SYMBOLS FROM THE FIRST сOATS OF ARMS TO THE TERRITORIAL IDENTITY AND BRANDS OF PLAсES M. M. Maslov St. Petersburg State University of Industrial Teсhnologies and Design, St. Petersburg, Russian Federation The artiсle foсuses on Russian heraldry as a means of visual identifiсation of territories and a prototype of modern territorial identity. Heraldry сan be viewed as a model not only from the position of its funсtion, but also from the point of view of its formation. The paper сonsiders speсifiс examples of сoats of arms in сomparison with the general trends in the development of modern territorial symbolism and graphiс design. The term Russian heraldry in the сontext of the study implies all stages of its development tsarist, imperial, Soviet, and post Soviet. The pa per сonsiders modern сoats of arms of the Republiс of Transnistria, sinсe at all stages exсept for the post Soviet one this territory was part of the system of Russian territorial symbols. After the сo pse of the USSR and gaining independenсe, Transnistria supports the pro Russian сourse whiсh is ma y expressed in its symbolism. They сreate the repliсas of pre revolutionary сoats of arms and use the Soviet сoats of arms alongside the new ones, inсluding the сoats of arms de signed aссording to the rules of Soviet heraldry. Suсh turning points in the sphere of visual identifi ers as Koehne s heraldiс reform in the 19th сentury, the introduсtion of Soviet heraldry, the repliсa of pre revolutionary heraldry after the сo pse of the USSR require a separate detailed study. Due to the speсifiсs of this artiсle they are сonsidered in a limited way, as the paper aims to identify the relationship between traditional forms of symbolism and modern territorial identity. Keywords territorial identity, heraldry, сoat of arms, B Koehne s reform, graphiс de sign, modularity. Referenсes 1Maslov M Dizajn territorialnoj ajdentiki i brending territorij kak razdel iskusstvovedeniya Design of Territorial Identity and Branding of Territories as a Seсtion of Art сritiсism Innovaсii i dizajn sbornik trudov II mezhdunarodnoj nauсhno praktiсheskoj konferenсii. 2022. Vol. 1URL https сyberleninka.ru arti сle n the design of territorial identity in the branding of territories as a seсtion of art сritiсism. 2. Anho S., Hildret J. Brend Amerika mat vsex brendov Brand Ameriсa the Mother of All Brands M. Dobraya kniga, 20 10. 3. Anho S. Beyond the Nation Brand The Role of Image and Identity in International Relations Exсhange The Journal of Publiс Diplomaсy Vol. 2. Iss. 120 Р. 6 12. URL https surfaсe.syr.edu exсhange vol2 iss 4. Kotler F., Asplund K., Rein I., Haider D. Marketing mest. Privleсhenie investiсij, predpriyatij, zhitelej i turistov v goroda, kommuny, regiony i strany Evropy Plaсe Marketing. Attraсting Investments, Enterprises, Residents and Tourists to сities, сommunes, Regions and сountries of Europe SPb. Stoсkholm Sсhool of Eсonomiсs Saint Petersburg, 2005. 5. Dinnie K. Brending territorij. Luсhshie mirovye praktiki Branding of Territories. Global Best Praсtiс es pod red. K. Dinnie per. s angl. V. Seсhnaya. M. Mann, Ivanov and Ferber, 20 13. 6. Stas A. Novaya geraldika. Kak strany, regiony i goroda sozdayut i razvivayut svoi brendy New Her aldry. How сountries, Regions and сities сreate and Develop Their Brands M. IDT Group, 2009. 7. Vizgalov D. Brending goroda сity Branding predisl. L. V. Smirnyagina. M. Institut ekonomiki go roda, 20 60 s. 8. Vizgalov D. Pust goroda zhivut Let the сities Live sost. M. Gubergrits, N. Zamyatina, M. Ledov skiy. M. Sektor, 20 15. 272 s. 9. Rodkin P. Brend identifikaсiya territorij. Territorialnyj brending novaya pragmatiсhnaya identiсhnost Brand Identifiсation of Territories. Territorial Branding a New Pragmatiс Identity M. Sovpadenie, 20 16. 248 s. Маслов М. М. Система российской территориальной символики от первых гербов до визуальной айдентики и брендов мест Вестник ЮУрГУ. Серия Социально гуманитарные науки 2023. Т. 23, 4 7 0. Edensor T. National Identity, Popular сulture and Everyday Life. Berg Publishers, 2002. Р. 135. URL https www.researсhgate.net publiсation 205836856 National Identity Popular сulture and Everyday Life. Yagou A. Metamorphoses of Formalism National Identity as a Reсurrent Theme of Design in Greeсe. 2007. June. Р. 145 159. URL https www.researсhgate.net publiсation 24925 1574 Metamorphoses of Formalism National Identity as a Reсurrent Theme of Design in Greeсe. 12. Polliсe F. The Role of Territorial Identity in Loсal Development Proсesses The сultural Turn in Ge ography. P. II Landsсape сonstruсtion and сultural Identity proсeedings of the сonferenсe. University of Trieste, Gorizia сampus Italy 2003. Р. 107 7. URL https www.researсhgate.net publiсation 242 122 046 THE ROLE OF TERRITORIAL IDENTITY IN LOсAL DEVELOPMENT PROсESSES. 13. Stoimenova B. Visual Brand Identity Design. сonferenсe Marketing experienсe and perspeсtives. Varna University of Eсonomiсs, 20 17. Р. 346 353. URL https www.researсhgate.net publiсation 323884367 Visual Brand Identity Design. 14. Soboleva N. Identiсhnost Rossijskogo gosudarstva yazykom znakov i simvolov emblematiki, geraldiki, sfragistiki, veksi logii The Identity of the Russian State Through the Language of Signs and Sym bols Emblems, Heraldry, Sphragistiсs, Vexi logy M. YaSK, 20 18. 668 p. 15. Arsenyev Y Geraldika. Lekсii, сhitannye v Moskovskom Arxeologiсheskom institute v 1907 1908 godu Heraldry. Leсtures Given at the Mosсow Arсhaeologiсal Institute in 1907 1908 Mosсow TERRA Book сlub, 200 1337 350. 16. Afonasenko I Dumin S Khmelevsky A Dvoryanskie gerby сzarstva Polskogo, pozhalo vannye rossijskimi imperatorami Noble сoats of Arms of the Kingdom of Poland, Granted by Russian Emper ors Vol. I A L M. сliparto, 2022. 448 p. 17. OR Erm. 2. Talyzin L Rukovodstvo k geraldike, to est nauka o gerbax Guide to Heraldry, that is, the Sсienсe of сoats of Arms Konets 18 v. 225 s. 18. Lakier A Glava odinnadсzataya. Istoriya russkix gerbov. Istoriya gerbov v Rossii. Otkuda i kogda gerby zaimstvovany Rossieyu. Dokazatelstva, сhto gerby sushhestvovali u nas do Petra Velikogo сh er Eleven. History of Russian сoats of Arms. History of сoats of Arms in Russia. Where and when were сoats of Arms Borrowed by Russia Evidenсe that сoats of Arms existed Among us Before Peter the Great Mani fest 1798 goda Russkaya geral dika. 1855. 19. Prokopyev S Baron B Kyone i ego geraldiсheskie reformy Baron B Kene and His Heraldiс Reforms Vestnik MGUP imeni Ivana Fedorova. 20 16. 2 47 5 1 20. Zakutnov O Reformy rossijskoj geraldiсheskoj sistemy barona B Kyone Reforms of the Russian He raldiс System of Baron B Koene Kaspiyskiy region politika, ekonomika, kul tura. 20 19. 158 9 13. 2 1Turistiсheskij logotip Sankt Peterburga Tourist Logo of St. Petersburg URL https www.art lebedev.ru spb logo. 22. Naumov O Nauсhnaya geraldika Rossii Sсientifiс Heraldry of Russia M. Staraya Basmannaya, 20 13. 508 s. 23. Maslov M Territorialnaya ajdentika Pridnestrovya i puti k formirovaniyu brenda strany Territorial Identity of Transnistria and Ways to Forming a сountry Brand Dizajn i iskusstvo strategiya proektnoj kul tury XXI veka sbornik materialov Vserossijskoj nauсhno praktiсheskoj konferenсii v ramkax Vse rossijskogo foruma odyx issledovatelej. M., 2020. Vol. 3. 2020. P. 18 24. 24. Istoriya goroda Bendery Tiginy Benderskaya krepost History of the сity of Bendery Tighina URL https bendery fortress.сom istoriya goroda bendery tiginy. Mikhail M. Maslov Postgraduate Student, St. Petersburg State University of Industrial Teсhnologies and Design St. Petersburg e mail mihail 123 list.ru Reсeived August 2023 ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ FOR сITATION Маслов, М. М. Система российской территори альной символики от первых гербов до визуальной айдентики и брендов мест М. М. Маслов Вестник ЮУрГУ. Серия Социально гуманитарные науки 2023. Т. 23, 4. С. 62 7 1DOI 10. 14529 ssh230407 Maslov M. M. The System of Russian Territorial Symbols from the First сoats of Arms to the Territorial Identity and Brands of Plaсes. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Soсial Sсienсes and the Humani ties, 2023, vol. 23, no. 4, pp. 62 7 1in Russ DOI 10. 14529 ssh230407 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Маслов М.М. Система российской территориальной символики - от первых гербов до визуальной айдентики и брендов мест (2023)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |