Дружинин П.А.
[Том 1] К читателю
// Геральдика и редкая книга (в 2 т.) (2000)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Дружинин П.А. Геральдический суперэкслибрис: источниковедческое исследование / Геральдика и редкая книга. М.: Трутень, 2014. С. [Т.1] 10-14
Об авторе публикации/статьи:
Дружинин Петр Александрович (Москва) Кандидат исторических наук; эксперт в области редких книг и рукописей
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Дружинина П.А.в библиотеке найдено еще 13 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 18949 знаков (с пробелами)
j h ek
Настоящий двухтомник включает наши работы, посвященные
геральдическим суперэкслибрисам гербам владельцев на книж
ных переплетах и их роли в истории книги и истории культуры.
В первом томе помещено источниковедческое исследование, в ко
тором мы попытались дать всестороннюю характеристику гераль
дического суперэкслибриса как уникального исторического источ
ника, со всеми его специфическими особенностями и сложностя
ми во втором томе публикуется максимально полный свод русских
геральдических суперэкслибрисов. Изданием этих двух сочинений
мы подводим итог многолетней работе в области геральдического
исследования книжных памятников.
Наш интерес к геральдическому суперэкслибрису возник бо
лее двадцати лет назад на почве увлечения историей европей
ского книгопечатания. Наиболее привлекательной для нас тогда
казалась не столько содержательная, сколько эстетическая сторо
на, а именно искусство книги. Уже в раннем возрасте нам по
счастливилось подпасть под влияние типографических опытов вы
дающихся печатников таким образом, издания Альдов, Этьеннов,
Джона Баскервилля и, особенно, Джамбаттисты Бодони оказали
решающее воздействие не только на формирование нашего вкуса,
но и на будущие интересы. Безусловно, чтобы знакомство с таки
ми выдающимися памятниками вообще смогло состояться, причем
еще в отроческом возрасте, сыграли свою роль несколько обстоя
тельств.
Во первых, можно только благодарить судьбу за то, что моя
мама, окончившая Московский университет по кафедре истории
средних веков, в середине 1980 х годов стала хранителем библио
теки князя Н Юсупова в подмосковном Архангельском самой
крупной музейной усадебной библиотеки в России именно в Ар
хангельском я смог прикоснуться к многочисленным памятни
кам книжности XVI XVIII веков, причем как в нравственном, так
и в прямом тактильном смысле этого слова, имея возмож
К читателю
ность не только брать в руки любую из книг, но и часами пересма
тривать книгу за книгой.
Во вторых, это впечатление было тогда весьма своевремен
но усилено выходом двух изданий. Сначала сборника Книго
печатание как искусство 987 благодаря которому оказалось
возможным соединить впечатление от музейных экземпляров
с текстами трактатов выдающихся печатников и художников
книги стараясь смотреть их глазами на их же произведения,
я тогда пытался за древностью книг увидеть достоинства шриф
та в его единстве с наборной полосой, почувствовать действи
тельную красоту строгости эталонного книжного набора, оце
нить эстетическую прелесть экземпляров с большими полями
А в 1989 году вышли в свет Рассказы о книгах Шарля Нодье,
подготовленные к печати Верой Аркадьевной Мильчиной2. Как
я понял несколько позднее, именно это сочинение сделало меня
узником книги как предмета моего ежедневного интереса, затем
и исследования, определив в дальнейшем выбор профессии исто
рика книги.
Бесспорно то обстоятельство, что книговедческая литература
трудна даже для квалифицированных переводчиков, поскольку
различные тонкости библиофильства или технологии искусства
книги доступны не всем и на родном языке, требуя не только зна
ния языка оригинала, но и глубокой осведомленности в предмете
но в этом издании оказались учтены как специфические особен
ности и оттенки оригинального текста, так и соблюдены законы
книговедческого жанра, кроме того, не был утрачен искрометный
стиль автора блестящего библиофила и беллетриста XIX столе
тия. Новеллы Нодье, снабженные иллюстрациями с изображением
исторических переплетов лучших французских библиофилов3, на
глядно убедили меня в том, что старинная книга это не только
произведение печатного искусства, памятник но синтез, в кото
ром наряду с формальной типографической характеристикой из
дания важнейшую роль играет и судьба конкретного экземпляра,
вписанная в историю культуры. Это было почти открытие, посколь
ку в отличие от отечественной традиции европейская наука о книге 1Книгопечатание как искусство Типографы и издатели XVIII XX веков о секре
тах своего мастерства сост. Зиховски Р. фон, Тиман Г. предисл. к русскому
изданию, пер. с нем., франц., англ., итал., комментарий И Бабанова. М. 1987.
2 Нодье Ш. Читайте старые книги новеллы, статьи, эссе о книгах, книжниках,
чтении пер. с фр. сост. и авт. предисл. В Мильчина. Кн. 12. М., 1989.
3 Иллюстрации эти были почерпнуты из прекрасной книги Ива Дево Devaux Y.
Dix sieсles de reliure. Paris, 198 2 Геральдический суперэкслибрис
всегда придавала огромное значение происхождению конкретного
книжного памятника, и именно поэтому установление или просто
фиксация provenanсe подчас напоминает в европейской книговед
ческой и книгопродавческой литературе сложное генеалогическое
исследование.
Из за увлеченности именно внешней стороной книжных па
мятников, особенно историей европейского переплетного искус
ства XVII XVIII веков, неминуемо пришлось столкнуться с таким
явлением как геральдический суперэкслибрис, поскольку значи
тельная часть европейских изданий этого периода а из экзем
пляров в особых художественных переплетах б льшая часть
несет на себе гербы своих владельцев. Атрибуция знаков западно
европейского происхождения, особенно поначалу, представляла
для нас значительные трудности однако постепенное овладение
принципами геральдической экспертизы и возможность пользо
ваться хотя бы и неодинаковой по полноте, но все таки вполне до
статочной для этих нужд научной литературой европейских стран,
сделали эту процедуру доступной, что позволило в свое время опу
бликовать некоторые результаты своих исследований4. Однако,
главным для нас стало создание полного свода русских геральди
ческих суперэкслибрисов частных лиц и их атрибуция конкрет
ным гербовладельцам.
В силу ряда обстоятельств, таких как продолжительный по вре
мени поиск в книгохранилищах и частных собраниях, сложность
атрибуции и т работа растянулась на годы. Опубликованный
после более чем десяти лет разысканий альбом каталог Русский
геральдический суперэкслибрис 5 довольно быстро начал прирас
тать дополнениями6, а параллельно проводившееся исследование
геральдического суперэкслибриса с позиций источниковедения
способствовало уточнению некоторых атрибуций7. В дальнейшем
мы еще раз пересмотрели весь корпус русских гербовых знаков,
причем каждый был исследован заново посредством разработан
4 Дружинин П Книжный переплет и суперэкслибрис как памятники декора
тивно прикладного искусства В связи с выставкой коллекции П Романова
М., 1994 Дружинин П Западноевропейский суперэкслибрис XVI XIX вв. в со
брании ВГБИЛ Книга исследования и материалы. М., 1997. С. 2 18 268.
5 Дружинин П Русский геральдический суперэкслибрис. М., 2000.
6 Дружинин П Русский геральдический суперэкслибрис Дополнения и уточ
нения к книге Библиофилы России Альманах. Т. III. М., 2006. С. 353 373.
7 Дружинин П Геральдический суперэкслибрис Проблемы атрибуции Вест
ник РГГУ. 4 09 Серия Исторические науки. Историография, источниковеде
ние, методы исторических исследований М., 2009. С. 194 209.
К читателю 13
ного полидисциплинарного метода атрибуции. Результаты этой
работы публикуются в виде сводного каталога русских геральди
ческих суперэкслибрисов, который составляет второй том настоя
щего издания.
Формирование корпуса русских суперэкслибрисов не могло
происходить бессистемно, поскольку по ходу работы было необхо
димо решить ряд задач начиная от разделения русских и европей
ских суперэкслибрисов, и заканчивая вопросами персональной их
атрибуции конкретным представителям дворянских родов. Таким
образом, мы на практике смогли отработать многие методы, кото
рые оказались наиболее подходящими в процессе геральдического
исследования книжных памятников8. Помимо этого, мы детально
разработали ряд важнейших и необходимых для характеристики
исторического источника вопросов начиная с типологии и тер
минологии, заканчивая историографией этого явления.
Особенной своей удачей мы считаем то обстоятельство, что
наряду с исследованием самих суперэкслибрисов оказалось воз
можным выявить в архивохранилищах сведения об изготовлении
штампов матриц для них, установить имена мастеров, вырезавших
их, а также найти и несколько самих штампов, чудом сохранивших
ся до наших дней.
Неразрывная связь геральдического суперэкслибриса и вспо
могательных исторических дисциплин позволила в процессе иссле
дования и разработки наиболее эффективных методик атрибуции
этого исторического источника подготовить к изданию ряд спра
вочников по русской геральдике и фалеристике9.
Конечно, такая работа не могла осуществиться без доброго отно
шения, помощи и ценных советов многих коллег и друзей. Пользуясь
счастливой возможностью, я спешу принести слова искренней бла
годарности Г Абакумову, К Азадовскому, Н Алешиной,
Е Архиповой, Я Бердичевскому, М Бокариус, И Великодной,
Г Вилинбахову, И Врубель Б Градовой, Ю Гречиховой,
8 Дружинин П Геральдический суперэкслибрис XVIII начала XX века в рос
сийских книжных собраниях источниковедческое исследование автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук Рос
сийский государственный гуманитарный университет М., 2009.
9 Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи Части I X 1562
герба предисл., сост., ред. П Дружинин. М., 2009 Бантыш Каменский Н
Списки кавалерам Российских императорских орденов Св. Андрея Первозванно
го, Св. Екатерины, Св. Александра Невского и Св. Анны с учреждения до установ
ления в 1797 году орденского капитула доп. и испр. изд. предисл., сост., ред.
П Дружинина. М, 2006. 14 Геральдический суперэкслибрис
Е Груздевой, К Грязевой, А Гусевой, К Драффену
О Еропкиной, Е Журавлевой, Р Казакову, М Климову,
С Королеву, Т Краснобородько, Г Кремневу, М Кудрявцеву,
И Лебедевой, Е Лепехиной, М Лепехину, Н Марковой,
А Михайлову, Е Панченко, Т Подстаницкой, С Подстаницко
му, Н Попковой, Н Прохоренко, Е Пчелову, А. Рабиновичу,
В Ракиной, М Румянцевой, Е Савельевой, А Савинову,
А Соболеву, В Сомову, А Толстякову, И Тункиной,
Е Филинову И Шевелевой, Л Шицковой.
Наибольшую благодарность выражаю Елизавете Викторовне
Дружининой, без заботы которой я бы никогда не смог заняться
изучением истории книги.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
|