Румянцева М.Ф.
[Том 1] От редактора
// Геральдика и редкая книга (в 2 т.) (2000)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: В монографии: Дружинин П.А. Геральдический суперэкслибрис: источниковедческое исследование / Геральдика и редкая книга. М.: Трутень, 2014. С. [Т.1] 7-9
Об авторе публикации/статьи:
Румянцева М.Ф.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 11427 знаков (с пробелами)
n ped j np
Предисловие От редактора малопонятный и вряд ли про
дуктивный жанр. Все что мог сделать редактор, чтобы помешать
автору в его творческом полете, он уже сделал, и на суд читателя
выносится то, что получилось как результат то ли сотрудничества,
то ли борьбы автора и редактора.
Но не могу отказать себе в удовольствии сказать несколько
слов о работе по своему уникальной. И дело здесь не в том, или не
только в том, что книга Петра Александровича Дружинина ред
кий пример сочетания, с одной стороны, рассчитанного хотя и на
заинтересованного, но все же широкого читателя рассказа об ув
лекательнейшем научном поиске в области столь романтической
сферы исторического знания как геральдика и его нетривиальных
результатах и, с другой стороны, серьезного глубокого высокопро
фессионального научного исследования, выполненного на самом
современном уровне.
Об увлекательности книги судить исключительно читателю,
а вот о научном новаторстве автора позволю себе сказать несколь
ко слов.
Геральдический суперэкслибрис культурный объект, комплек
сно и всесторонне исследуемый в книге Петра Александровича
Дружинина, принадлежит предметному пространству геральдики.
Геральдика от лат. heraldus глашатай или гербоведение, это
и практическая деятельность по созданию гербов отличитель
ных знаков отдельного лица, рода, а также страны, города, корпо
рации, и наука, изучающая гербы, практики их составления, их
функционирование в социуме.
Возникнув из практической потребности удостоверения лич
ности участников средневековых рыцарских турниров, геральдика
уже во второй половине XIII века фиксируется в произведениях
поэтов герольдов, а в первой половине XIV в. появляется первый
гербовник Цюрихский и первое изложение правил составле
ния гербов итальянца Бартоло да Сассоферрато. Важнейшее со
циальное значение геральдика сохраняла на всем протяжении су
ществования сословного феодального общества, а в России вплоть
8 Геральдический суперэкслибрис
до отмены сословий Декретом ВЦИК и СНК Об уничтожении со
словий и гражданских чинов 10 ноября 19 17 года.
Научное значение геральдики определилось вместе со станов
лением научного исторического знания и, особенно, в связи с про
фессионализацией исторических исследований в XIX веке и сопро
вождавшей ее разработкой все более тонких методов т критики
исторических источников с целью получения из них проверенной
достоверной информации. Геральдика прочно заняла свое подоба
ющее ей место в составе традиционных т вспомогательных исто
рических дисциплин, то есть тех областей знания, которые в прямом
смысле слова помогали и, естественно, продолжают помогать исто
рику устанавливать подлинность интересующих его документов
исторических источников, время их создания, авторство и тому по
добные характеристики. Не случайно за этими дисциплинами за
крепилось название вспомогательные, которое нынче воспринима
ется частью научного сообщества чуть ли не как уничижительное,
что ведет к малоуспешным попыткам облагородить их обозначение
и именовать, например, специальными историческими дисципли
нами.
Но дело ведь не в именовании Вспомогательные исторические
дисциплины, включая геральдику, действительно играли вспомога
тельную роль в исторической науке XVIII XIX вв., в той историчес
кой науке, которая была наукой факта, понимаемого как неизмен
ный кирпичик построения узкой башни политической истории.
Новые подходы в изучении истории, антропологический и куль
турологический повороты XX века, развернули историческое позна
ние к человеку и к человеку не пришпиленному, как коллекци
онная бабочка, к одной точке на линейке политической истории,
а к человеку, самоопределяющемуся в широком коэкзистенциаль
ном и историческом пространстве в контексте культуры, и заста
вили задуматься о новом статусе вспомогательных исторических
дисциплин, которые теперь призваны не только помогать историку
в характеристике и оценке исторического источника, но и приоб
ретают самостоятельное и весьма существенное историко культу
рологическое значение, поскольку обращаются к универсалиям
человеческого опыта времени хронология, освоению простран
ства метрология и в ином ключе историческая география, пись
му палеография, знаковым системам сфрагистика, фалеристи
ка, геральдика и т
П Дружинину удалось комплексное по существу, высоко
профессиональное по методу и исследовательским технологиям,
От редактора 9
интересное по результату исследование такого, на первый, да
и на последующие, взгляд малоинформативного не примите
за эвфемизм малоинтересного источника как геральдические
суперэкслибрисы, которые, будучи вытисненными на переплетах
знаками, естественно, уступают традиционным гербам хотя бы по
прорисовке деталей, не говоря уже о красочности изображения.
Конечно же, с традиционной точки зрения работа П Дружи
нина может быть отнесена к традиционной же области вспомога
тельных исторических дисциплин. Автор демонстрирует тонкие
исследовательские методики с привлечением палеографии, фале
ристики, нумизматики, генеалогии, кодикологии, истории книж
ного искусства. Но автор идет дальше
Геральдические суперэкслибрисы рассматриваются в книге
П Дружинина как явление культуры, их история как история са
мостоятельного культурного феномена прослеживается в тесной
взаимосвязи с историей дворянства, знаменитых дворянских фа
милий Разумовских, Шереметевых, Сумароковых с историей
книжных собраний и библиотек. В результате автору удалось осуще
ствить исследование, в котором геральдический суперэкслибрис,
выступая как явление культуры, тем самым выполняет функцию
исторического источника в более масштабном историко культур
ном исследовании, что самым тесным образом связывает осущест
вленную Петром Александровичем Дружининым работу с фено
менологической источниковедческой концепцией исторического
познания и с концепцией когнитивной истории весьма перспек
тивными направлениями актуального исторического знания, стре
мящимися к реализации проекта строгой науки в историческом по
знании.
М Румянцева
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
|