| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №98. (2007) › Толкушин О.Г. Воссоздание древних гербов в селах Черкасского района Черкасской области | ||||||
Толкушин О.Г.
Воссоздание древних гербов в селах Черкасского района Черкасской области// Гербовед. №98. (2007)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2007. № 6 (98). С. 138-147, цв. вкладка 5 Об авторе публикации/статьи: Толкушин О.Г. Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи автора: Толкушин О.Г.
в библиотеке найдено еще 5 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 50238 знаков (с пробелами)
О Толкушин, Черкассы G GG ЗД4НИ6 ДР6.GНИХ Г6РБ G.G G6Л4Х Ч6РК4GGК Г Р4Й Н4 Ч6РК4GGК Й БЛ4GТИ см. рис. на 5 й стр. цв. вкладки На современной территории Черкасского района Черкасской области некоторые населённые пункты с давних времён имели собственную символику. Многочисленные опустошительные набеги на правобережье Днепра и смена исторических условий порой прерывали традицию владения гербами городами и местечками. Поэтому при введении вновь в оборот символики для таких населённых пунктов всегда приходится разрешать сложную проблему насколько оправданно воссоздание герба в первозданном виде. Чтобы не повторять имеющиеся в соседних с Черкасской областях ошибки при бездумном утверждении символики лишь на том основании, что она самая старая у некоторых местечек и городов на наших землях порой имелось несколько гербов периода Речи Посполитой, времён Российской империи и утверждённые в 70 80 годах ХХ века при Советском Союзе нами проводятся историко краеведческие исследования по обоснованию символики впрочем, как и при создании символики для населённых пунктов, не имевших её ранее Геральдика одна из исторических научных дисциплин, поэтому подобного рода изыскания позволяют всесторонне обосновывать предлагаемые варианты гербов, а также ставить аргументированный заслон валу ге ральдической халтуры, которая буквально захлестнула наши города и сёла. В соответствии с действующим законодательством у нас правом на владение символикой имеет каждая самоуправляемая территориальная община, а это сельские, поселковые, городские, районные и областные общины. В Черкасской области насчитывается около 900 таких субъектов, имеющих право на герб, флаг и другие символы. Счёт составленных нашим обществом историко краеведческих исследований по обоснованию символики населённых пунктов и районов также идёт на сотни фактически историко краеведческие исследование подробнейшая история населённого пункта, изложенная на научной основе, в подавляющем большинстве случаев впервые В ходе проведенных работ введены в научных оборот тысячи документов и иллюстративных материалов кто хоть раз сталкивался с подобными поисками может себе представить объём про деланной работы Среди проведённых нами исследований обоснование символики сёлам Мошны и Белозорье Черкасского района, которые в давние времена имели собственные отличительные знаки. Так как в данной публикации не 138 представляется возможным изложить полностью материалы исследования, поэтому даётся очень краткое объяснение созданной на основе изысканий символики и её описание с иллюстрациями без ссылок на используемые источники, которые в исходных материалах довольно многочисленны Село Мошны является одним из старейших среди населённых пунктов Черкасского района. Впервые в исторических источниках оно упоминается в 1448 году. Тогда польский король Казимир IV Ягеллончик вступивший на престол в 1447 году подтвердил права князя Глинского на Мошны на дальней Роси Имея выгодное географическое положение, Мошны достаточно быстро стали важным оборонным и значительным в экономическом отношении пунктом. Поэтому не удивительно, что местечко одним из первых на территории современной области получило городские права. По просьбе тогдашнего владельца А. Вишневецкого польским королем 9 февраля 159 года Мошнам предоставлена привилегия на градские права и самоуправление а также пожалован герб надаемъ пеечать мъестскую, герб ощепъ oszсzep в переводе с польского копьё Мошны окружали непроходимые болота. Через населённый пункт проходила древняя дорога с юга на Киев. На участке между Черкассами и Каневом через Мошны пролегал самый короткий путь. Оборонная роль местечка в XVI веке на важной сухопутной дороге правобережья Днепра символически отображена в щите герба одним из воинских атрибутов копьём. После 1648 года, когда на этих землях ввели военное административно территориальное деление, мошенский герб выходит из употребления. Не были благоприятными для использования герба и последующие времена вторая половина XVII века на правобережье Днепра время руины Местность подверглась разорению в результате двух так называемых чигиринских походах турецко татарских войск. Опустошённые земли не подлежали заселению и по условиям Вечного мира 1686 года между Россией и Польшей. Заключение Прутского договора в 17 году позволили Польше возвратить себе Правобережье Днепра, но в возрождённых Мошнах старинный герб больше не использовался. За несколько столетий, прошедших со времени получения герба, в Мошнах произошли грандиозные события, значительно повлиявшие на дальнейшее развитие местечка. В начале XIX века Мошны переходят в собственность графа М Воронцова и становятся центром его огромнейшего Мошногородищенского имения. При графе Воронцове местность вокруг местечка коренным образом преобразовали непроходимые болота осушили и превратили в великолепные луга. В Мошногорье создали крупнейший в Европе парк с множеством экзотических растений, построили дворцы и множество необычных сооружений, не только украсивших местечка, но и ставшие его визитной карточкой в те же годы графом Воронцовым создавался дворцово парковый комплекс в Алупке мастера, работавшие в Алупке, в основном из Мошен Здесь соорудили и спустили на воду первый пароход на Днепре через 10 с небольшим лет после появле 139 ния первого парохода в России разбудили и коренным образом изменили жизнь населения этого дремучего, затерянного в лесах и болотах края. Сказочно прекрасным был Мошногорский Вознесенский монастырь. Изысканная архитектура строений обители естественно вписывалась в живописный горный кряж, покрытый лесами. С окрестных гор открывались непередаваемые виды на сооружения монастыря. Мошенский Вознесенский мужской монастырь также добавлял славы Мошнам, служил центром православья на этих землях не одно столетие. С учётом вышеперечисленных исторических событий, нами был составлен такой вариант герба села Мошны В дважды рассечённом и пересечённом зелёным цветом и серебром щите три золотые многоугольные башни, соединённые между собой золотой стеной. Средняя высокая башня с четырьмя чёрными окнами украшена девятью зубцами и увенчана надстройкой с тремя большими чёрными окнами и с золотой закругленной крышей с маковкой. Две боковые башни с двумя чёрными окнами украшены шестью зубцами. Передняя часть стены между башнями обременена щитком, выходящим верхней частью над стеной. В червлёном красном щитке серебряное копьё, положенное в перевязь справа остриём вверх. Щит увенчан червленой красной мурованной серебром короной с двумя зубцами. Щитодержатели справа мастеровой, опирающийся рукой на серебряную колонну ионического ордера слева монах, держащий в левой руке золотую кружку с выливающимися из неё серебряными струями воды. Внизу под щитом положены накрест две ветви дуба натурального цвета, переложенные золотой лентой с надписью девиза червлёными красными буквами LABORE GLORIOSUS с латинского Трудом прославленный Объяснение символики. Поле щита герба разделено на несколько частей, зелёной и серебряной тинктурами. Такое деление щита отображает преобразование земель около Мошен в 20 х 30 х годах XIX века графом Михаилом Семёновичем Воронцовым. Непроходимые болота в результате грандиозных мелиоративных работ на площади свыше 8000 гектаров и это в начале XIX века преобразованы в прекрасные луга и живописные многокилометровые водоотводные каналы. Речка Ольшанка, впадавшая в реку Рось, завладев одним из каналов на протяжении около сорока километров, потекла по новому руслу и с тех пор впадает в реку Днепр. Символом дворцово парковоrо комплекса, всех необычных сооружений Мошногородищенскоrо имения, возведённых во времена графа Воронцова, стала башня Святослава. Памятник архитектуры высотой 57 метров почти столетие служил украшением окрестностей. В 1943 году его уничтожили немецко фашистские оккупанты. В щите герба золотая стилизованная башня Святослава. Изображение в червлёном щитке серебряного копья дань традиции. Данная символика простая и наглядная, в то же время исторически вер 140 ная. Если древний Канев являл собой форпост Киевской Руси, служил опорным пунктом на дальних подступах к Киеву, то Мошны выполняли близкую по значению функцию позднее, в XVI начале XVII веков. Серебряное копьё, помещённое в красное поле символика герба Ощеп который получили Мошны в конце XVI века. Можно было бы оставить только это изображение в щите герба. Однако, во первых, герб Ощеп в последующие времена не использовался а, во вторых, достаточно неординарные события в истории Мошен вызвали появление в щите герба символов, которые отображали выдающиеся вехи истории, характерные для местечка в последующие времена. Щит герба увенчивает стенная корона. Мошны с 18 года имели статус местечка, а с 1923 и по 193 1годы в населённом пункте находился центр района. Червлёная красная мурованная серебром корона с двумя зубцами используется поселениями, которые в определённые исторические периоды исполняли городские функции, и служит отличительным признаком от сельских поселений. Щитодержателями изображены те из представителей населения Мошен, которые создавали настоящую, а не легендарную славу доблестных, талантливых и трудолюбивых жителей. Мастеровой с ионическим ордером символизирует поколения местных работников мастеровых, прославившихся своим камнеобрабатывающим искусством, бывшими известными далеко за пределами Мошен. Изображение монаха указывает на близкое соседство населённого пункта с Мошногорским Вознесенским монастырём. На протяжении нескольких столетий его существования он как бы стал неотъемлемой частью самих Мошен. Монах в руке держит кружку, из которой вытекает вода. Согласно легенде, основание монастыря в горной безводной местности связано с чудесным явлением Богородицы. На месте её явления пробился источник. Вода в нём обладает целебными свойствами. Снизу щит герба обрамляют ветки дуба. Таким образом, в гербе символически отображён парк Мошногородищенского имения ВоронцовыхБалашевых. Парк со второй половины XIX столетия считался крупнейшим в Европе. Дуб один из наиболее распространённых пород деревьев в парке. Надпись на девизной ленте Трудом прославлений в словесной форме выражает основные идеи, символически отображённые в щите герба прославление Мошен и преобразование местности, создание дворцовопаркового комплекса и необычных сооружений в нём осуществлялось благодаря труду местных жителей. Цвет девизной ленты золотой, что символизирует богатство, создаваемое трудом. Основные фигуры и цвета щита герба используются в ещё одном опознавательно правовом знаке села его флаге. Описание флага В прямоугольном полотнище, разделённом по диагонали из верхнего древкового угла в нижний концевой угол, и пять раз разделённого по диагонали из верхнего концевого угла в нижний древковый угол зелёным и белым цве 14 1 тами, три золотые многоугольные башни, соединённые между собой золотой стеной. Средняя высокая башня с четырьмя чёрными окнами украшена девятью зубцами и увенчана надстройкой с тремя большими чёрными окнами и с золотой закругленной крышей с маковкой. Две боковые башни с двумя чёрными окнами украшены шестью зубцами. На передней стене между башнями помещён гербовый щит, выступающий своей верхней частью выше кромки стены. В красном поле щита серебряное копьё, положенное в перевязь справа остриём вверх. Соотношение сторон полотнища 2 3 ширина к длине высота средней башни составляет 4 5 ширины полотнища Местечко Белозорье получило привилегию на герб значительно позже Мошен 1О ноября 179 1году w Polu Biatym Ryb Jesiotra в белом по ле рыба осётр. В 1552 году в описи Черкасского замка упоминается уход Белое озеро куда ходили черкасские казаки и мещане на рыбацкий промысел. Так как особенно ценилась осетрина, ею оплачивалась дань черкасскому старосте с каждого улова в счёт уплаты налога отдавался один осётр осётры водились и в Днепре они попадались в сети рыбаков до конца XIX века Позднее черкасщане перешли от временных уходов к постоянному поселению, названному по наименованию озера. Продолжительное время основным занятием жителей был рыбный промысел. Главная отличительная особенность Белозорья нашла отражение в гербе 179 1года. Местечковый знак вряд ли использовался через год с небольшим, в 1793 году, Правобережье вошло в состав России. Изображение герба не сохранилось. Известна также хоругва Белозорья диагонально разделённое на три части полотнище синюю, белую и синюю с изображением осётра. Белозорский герб является одной из немногих исторических реликвий Черкасского района. Возможно было бы воссоздать древний геральдический символ как современный герб села. Но белозорская эмблема фактически не использовалась, к тому же в населённом пункте имеются некоторые существенные особенности, которые могли бы быть символически отражены в главном сельском знаке. С учётом таких отличительных черт и геральдического наследия нами была предложена следующая символика села Белозорья. Описание герба В серебряном поле натурального цвета осётр в перевязь справа. Лазурная волнистая кайма обременена двадцатью цветками водяной лилии кувшинки натурального цвета. Щит, увенчанный червленой красной мурованной серебром короной с двумя зубцами и обрамлённый с правой стороны натурального цвета со сновой веткой с шишками, с левой пучком золотых колосков. За щитом поставленный серебряный якорь, выступающий верхним концом над короной и лапами под щитом. Ветка сосны и колоски обвиты лазурной лентой, которая в нижней части обвивает лапы якоря, с надписью девиза серебряными буквами БIЛОЗIР Я БЕЛОЗОРЬЕ Объяснение символики. В древности Днепр ниже Канева имел два разветвления одно из них совпадало с нынешним руслом, а другое проходи 142 ло по долинам современных речек Ирдынь и Тясмин. Впоследствии, в связи с опусканием левобережной части при относительном подъёме правобережной, Днепр направил течение по своему левому руслу, а Ирдынская старица зарастала и заболачивалась. На месте прежнего русла образовалась цепь озёр. Около одного из них сначала был уход Белое озеро для черкасских казаков и мещан, а затем в этой местности возникло постоянное поселение. Согласно легенде, наименование Белозорье населённый пункт получил от названия Белого озера, около которого он был основан. А озеро получило своё название оттого, что прозрачная водная гладь в летнюю пору покрывалась нежным белым цветом цветущих водяных лилий. В ХХ веке вследствие мелиоративных работ озеро почти исчезло. Как дань памяти озера, около которого возник населённый пункт, в щите герба изображение лазурной каймы, обременённой цветками водяной лилии кувшинки Изображение осётра взято из описания древней символики Белозорья. Серебряное поле, в котором изображён исторический знак села, символизирует события седой старины Под щитом герба положенный серебряный якорь. Это подчёркивает ещё одну особенность Белозорья. В 1820 году в озере нашли остатки носа большого корабля и корабельный якорь. Что подтверждает гипотезу о том, что в старину озеро сообщалось с Днепром, и водный путь через эту местность в старину был судоходным. Белозорье продолжительный период времени имело статус местечка. Поэтому щит герба увенчивает местечковая корона, присущая населённым пунктам такого ранга. К селу с одной стороны примыкает сосновый лес, с другого оно окружено полями. Это символически отображено в гербе с правой стороны щит обрамлённый веткой сосны с шишечками, с левой золотыми колосками. Ветка и пучок колосков сплетены девизной лентой, цвета и надпись на которой соответствуют основным цветам в щите герба. На основе символов и основных тинктур щита герба и цветов старинной хоругви Белозорья создан флаг села В прямоугольном полотнище три диагональные равновеликие полосы с верхнего древкового угла в нижний концевой средняя белая, на ней натурального цвета осётр в перевязь вправо, крайние голубые с изображением на каждой по одному цветку натурального цвета водяной лилии кувшинки В Черкасском районе четыре населённых пункта имели древнюю символику, три из них использовали её незначительный период времени. При воссоздании гербов в двух населённых пунктах прежние знаки оставлены без изменения единственное, изображение гербов сделано с позиций современного восприятия символов и эмблем и геральдического художества В первом случае при исследовании истории населённого пункта не удалось выявить сколько нибудь существенных исторических проявлений, способных найти символическое отображение в гербе, во втором ситуация прямо противоположная в населённом пункте произошло очень много 143 событий причём, противоречивых и неоднозначно трактуемых в разные времена которые могли бы быть запечатлены в гербе, но, к счастью, благодаря тому, что в этом городе символика польского периода с незначительными изменениями использовалась во времена Российской империи, прерывать древнюю геральдическую традицию не понадобилось. Сведений об использовании гербов Мошен и Белозорья не сохранилось. Для Мошенского герба из за того, что населённый пункт неоднократно разорялся и некоторые периоды истории жизнь в нём прерывалась на долгие годы, для Белозорского слишком незначительный период времени немногим более года он владел этим символом. Указанные населённые пункты имеют исторические события, позволяющие отобразить их знаково символическим средствами. Поэтому для сёл Мошны и Белозорье нами были разработаны опознавательно правовые знаки, учитывающие как историческую символику, так и запечатлевшие эмблемы, отражающих наиболее важные события в истории сёл. Если вернуться к теме создания историко краеведческого обоснования символики населённого пункта, то иногда в ходе изысканий удаётся наряду с территориальной символикой обосновать и создать корпоративные отличительные знаки. Так недавно закончена подготовка к изданию историко краеведческого исследования по символике одного из сёл нашей области. На территории этого сельсовета находится Красногорский Свято Покровский женский монастырь, история которого тесно связана с населёнными местностями этой территориальной сельской общины. Посему история святой обители достаточно подробно изложена в данном исследовании. А отсюда уже и недалеко до опознавательно правовых знаков монастыря. Объяснение символики. Монастырь специфическое заведение, насельники которого посвящают себя служению Богу. Поэтому в щите герба Красногорского монастыря основной цвет серебряный, символизирующий смирение, духовную чистоту. Географическая особенность месторасположения, давшая название местности и святой обители, изображена в щите герба в виде одной из геральдических фигур выгнутой оконечностью, имеющей червлёный красный цвет. Она же символизирует монастырский остров. Из оконечности вырастает натурального цвета дуб. Символическое значение этого вида дерева мощность, сила. В данном случае характеризует обитателей монастыря сильных духом людей. С изображением в щите герба дуба связаны важные события в жизни монастыря. По монастырскому преданию первой иконой, перед которой молился неизвестный пустынножитель основатель обители служило вырезанное им на коре дуба изображение Божьей Матери. Впоследствии, эту необычно начертанную икону сняли с корою с дерева, покрыли по прежним очертаниям красками и вместе с богато украшенной ризой вставили в большой киот. Корецкая икона Божьей Матери получила такое своё название оттого, что её вырезали на коре дерева, росшего в давние времена на монастырской горе. 144 В каждом монастыре имеются свои духовные святыни. Особо почитаемая в Красногорской обители чудотворная Дубенская икона Божией Матери, так как она чудесным образом явилась на крону дуба. Изображенный в гербе монастыря щиток на ветвях дуба символизирует это знаменательное событие. Небесная царица имеет множество различных символических изображений. Одно из них лестница, которая в щитке символически изображена зазубренным скошением справа червленью и серебром. Щит герба увенчивает монастырская корона, серебряный её цвет указывает на статус гербовладельца такой вид корон используется рядовыми монастырями. В отличие от городской короны с тремя зубцами, в монастырской короне вместо среднего зубца помещён золотой куполок. Стенчатая корона указывает на некоторую автономность монастырей, как крепостных сооружений, крепостей духа, действующих по своему уставу, особому, устоявшемуся внутреннему распорядку жизни. К примеру, устав Красногорского монастыря самый древний на территории республики. Положенные за щитом посохи и чётки предметы утвари монахов и монахинь, символизирующие монашеский подвиг насельников обители. Посохи перевиты серебряной лентой, на которой надпись КРАСНОГОРСКИЙ СВЯТО ПОКРОВСКИЙ МОНАСТЫРЬ означающая принадлежность герба означенному монастырю. Символика герба Красногорского монастыря используется на других опознавательно правовых знаках обители её флаге, хоругви и печати. В Черкасском областном геральдическом обществе в своё время после создания пятидесятого герба торжественно отмечали юбилеи такого события. Так повторялось не единожды, а потом в процессе работы эта традиция позабылась. Как то просматривая материалы, мы к удивлению и радости обнаружили, что очередным юбилейным знаком стал разработанный в августе 2004 года герба и флаг села Моринцев родины Т Шевченко. Так как по причине государственного переворота не удалось передать материалы на осеннюю конференцию, мы хотели бы предать гласности сейчас. Работа по гербу началась в начале 2004 года. Как всегда мы начали собирать материалы для историко краеведческого исследования по обоснованию символики села Моринцы. Через семь месяцев материалы были подготовлены и на основании их мы приступили к определению идей герба, подбору символики и составлению герба. Описание герба В лазурном поле на золотой горе стоящий кобзарь в коричневом свитке, серых шароварах, коричневых сапогах и играющий на натурального цвета кобзе. Гора обременена шестью зелёными и чёрными листьями каплевидной формы, объединённых попарно, расположенных веерообразно и соединённых серебряной нитью, окаймляющей листья и образующей дуги между тремя их парами. Щит увенчан золотою короною, на венце которой колоски, чередующиеся с яблоневыми листьями. Щит обрамлён ветвями натурального цвета, сложенными вместе сверху лавра с червлёными красными плодами, в средине дубовыми с золотыми желудями и внизу калины с гроздьями 145 червлёных красных ягод. Ветви обвиты золотой лентой, на которой внизу надпись лазурными буквами Моринцi В Моринский сельский совет сельскую территориальную общину входят два села Моринцы и Гнилец. Поэтому в гербе Моринской сельской территориальной общины отражены исторические особенности двух населённых пунктов. В Моринцах родился Т Шевченко, здесь он сделал первые шаги, отсюда пошёл в большую жизнь. Символически эта идея изображена в виде Кобзаря с музыкальным инструментом кобзой, что отображает одно из основных и известных литературных произведений Т Шевченко Кобзарь Благодаря творчеству художника и поэта его родина село Моринцы стало известным всему миру. Поле, в котором изображён кобзарь, лазурное. Символическое значение этой тинктуры красота, мягкость, доброжелательность. Географическая особенность Моринцев наличие на его территории остатков огромного вала времён Киевской Руси. В щите герба такая отличительная черта населённого пункта изображена в виде золотой горы. Имеются и другие значения этого символа в моринском гербе. Гора изображена в виде половины золотого диска символического изображения восходящего солнца. Солнце одна из звёзд. То есть в аллегорической форме отражён факт рождения в Моринцах поэта и художника Т Шевченко здесь взошла его звезда. Гора обременена каплеподобными листьями, что отображают главную особенность села Гнилец гончарные промыслы. Отличительная черта гнилецкой керамики изготовление мисок, на жёлто горячей обливке которых изображалось шесть пар зелёных и чёрных овальных листьев, соединённых дугами символическое отображение дерева жизни В щите герба эта характерная черта села Гнильца отображена на золотой горе тремя парами чередующихся зёленых и чёрных листьев, соединённых серебряными дугами. Щит герба увенчивает корона с растительным орнаментом. В гербах сёл используется корона, венец которой украшают колоски. Земли Черкасщины со времён трипольской культуры славились выращиванием пшеницы. Эта традиция продолжалась и в последующие времена. Поэтому венец корон для территориальных гербов сёл, районов повторяет конфигурацию скрученного жгута стеблей на украинском перевесло которыми перевязывали снопы. А помещённые на такой венец колоски символизируют сноп. В нашем случае колоски чередуются с листьями яблони, как отображение одной из особенностей этой территории. Моринцы издавна и на протяжении длительного времени славились яблоневыми садами. Щит обрамляют ветви, сложенные в таком порядке сверху расположены лавровые ветви, в середине дубовые, а внизу калиновые. Ветви лавра символизируют славу в Моринцах родился человек, прославивший своим творчеством не только себя, но и село, в котором он появился на свет. Дубовые ветви отображают лес, примыкающий к селу. Ветви калины 146 символ поэзии, творчества, а также изобилия этих растений в парках и на улицах села. Ветви растений обвиты лентой, на которой надпись МОРИНЦЫ что означает принадлежность герба Моринской сельской территориальной общине. Цвета ленты и надписи на ней повторяют основные тинктуры в щите герба. В голубом прямоугольном полотнища на жёлтой узкой дугообразной полосе, проходящей от нижней кромки древкового угла к нижней кромке концевого угла, стоящий кобзарь в коричневой свитке, серых шароварах, коричневых сапогах и играющий на натурального цвета кобзе. Соотношение сторон полотнища 2 3 ширина к длине ширина дугообразной полосы составляет 15 ширины полотнища высота фигуры составляет 3 4 ширины полотнища. Данная символика широко вошла в жизнь. Выпущены буклеты с Моринским гербом, вымпел и значки. В данной статье использованы материалы историко краеведческих исследований, газетных публикациям и отдельных краеведческих изданий, в которых описываются вышеупомянутые армигеры. 147 5 flОGGОЗД ПИ6 ДР6flПИХ Г6РБОfl fl G6Л Ч6РК GGКОГО Р ЙОП Ч6РК GGКОЙ ОБЛ GТИ см. стр. 138 7 1Герб села Мошны, утвержденный 9 февраля 1592 года. 2 3. Современные герб и флаг села Мошны. 4 5. Современные герб и флаг села Белозорье. 6 7. Современные герб и флаг Красногорского Свято Покровского женского монастыря. 8 9. Современные герб и флаг села Моринцы. 5 9 Рисунки гербов и флагов выполнил художник В Олексенко. Научный консультант по символике Н Стародубцев г. Донецк Опознавательно правовые знаки составил О Толкушин. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Толкушин О.Г. Воссоздание древних гербов в селах Черкасского района Черкасской области (2007)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |