К ЛУЖGКИ6 G.GЯЩ6ППОGЛУЖИТ6ЛИ
ИЗ.G КО.GЫ И ИХ ПОТОМКИ
В процессе нашего историко генеалогического исследования ветвей
дворянских родов Извековых особо выделилась тема о священнослужителях
с этой фамилией. К целенаправленному анализу родственных связей
священнослужителей Извековых и их принадлежности к вяземскому началу
мы смогли приступить после того, когда сформировался внушительный
материал по пяти вековой истории ветвей всего рода Извековых.
За время многолетней работы материалы по этой теме пополняются за
счет не только вновь выявленных источников о священнослужителях XIX
ХХ веков в РГИА, РГАДА и государственных архивах Калужской и смежных
с ней областях, но и частных семейных архивов. Только в уездах и волостях
Калужской губернии в различных церковных приходах, начиная с
конца XV века, нами отмечено более 50 священнослужителей представителей
дворянской фамилии Извековых. Следует отметить, что собранные
материалы об этих личностях значительно различаются своей информативностью.
Поиск, изучение и последующий анализ выявленных материалов о
служителях церкви имеют свою определенную специфику. Прежде всего,
она проявляется в том, что при определении родственных связей
этих людей приходится иметь дело со схожестью имен в одной конкретной
фамилии. При этом отчества священников во встречающейся информации,
как правило, опускаются. Усугубляется такой анализ и тем,
что попавшие в сферу наших интересов личности проживали в одном
регионе, порой имели примерно одинаковый возраст и занимались однотипной
деятельностью.
В качестве примера можно привести данные санкт петербургского генеалога
А Бовкало, собранные и сформированные им по состоянию на
2003 год из нескольких документов по Калужской губернии, так или иначе
имеющих отношение к сословию священнослужителей XIX века в этом издревле
сложившемся регионе.
Среди данных о выпускниках Калужской духовной семинарии за 1862, 1870 19 17 годы имеются следующих сведения об Извековых, окончивших
эту семинарию Василий Покровский и Василий Жеременский 1
отделение, разряд 3 1862 Павел разряд 1и Михаил разряд 2 1870
Михаил и Иван разряд 2 187 1Николай разряд 879 назначается
в Московскую духовную академию, Михаил разряд 884 Сергей
разряд 2 1885 Николай разряд 2 1892 Егор разряд 894 назначается
к поступлению в Киевскую духовную академию, Николай и Василий
разряд 2 1896 Василий разряд 2 19 12 Сергей разряд 9 14 42
Из выпускников Калужского духовного училища за 1870 19 17 годы
нам известны следующие Извековы Николай 1отделение, разряд 873 Василий 1отделение, разряд 3 1876 Александр 1отделение,
разряд 1и Сергей 1отделение, разряд 2 1877 Егор 2 отделение,
разряд 1Василий 2 отделение, разряд 2 1888 Сергей разряд 9 13 Иван 2 отделение, разряд 2 19 16
Среди выпускников Мещевского духовного училища за 1870 19 17 годы
находим следующих Извековых Михаил разряд 876 Василий и
Алексей разряд 3 1905
Ряд Извековых учились в Московской духовной академии и окончили
ее Павел Степанович в монашестве Сергий 18 18 Яков Федорович 1852 1856 Дмитрий Григорьевич 1866 Павел Григорьевич 1874 Николай
Дмитриевич 1883 Алексей Николаевич с 19 15 года
Среди сведений об учащихся в Калужском епархиальном женском училище
за 1883 19 17 годы имеются имена многих выпускниц Извековых
Александра 1883 Варвара 1884 Елизавета 1885 Дарья 1886 Мария 1889 Фаина и Юлия 1892 Лидия 1893 Любовь и Татьяна 1894
Мария 1899 Валентина 1900 Ольга 190 1Александра 1903 Елизавета 1907 Александра 1908 Вера и Мария 1909 Нина и Вера 19 10
Нина 19 Елизавета и Антонина 19 12 Александра 19 16 и, наконец,
Антонина 19 17
Несмотря на имеющиеся трудности, из этих и других найденных
материалов оказалось возможным получить положительные результаты
в составлении как генеалогических связей в отдельных ветвях, так
и в едином древе рода Извековых. Во многом этому способствовал методический
прием сопоставления материалов провинциальных и столичных
архивов с различного рода сведениями, опубликованными в
различных информационных изданиях того периода. К информационным
изданиям в первую очередь особо следует отнести адресные и
памятные книжки, губернские адрес календари. К информационным
изданиям можно отнести и различные журналы и газеты Калужской и
других соседних губерний того периода. Значительную информацию об
выявленных персоналиях можно пополнить, анализируя публицистические
и научные издания XIX начала ХХ века. И в настоящее время
интересные данные поступают в наше распоряжение и от потомков калужских
священнослужителей.
В этой главе мы решились на публикацию историко биографических
фрагментов лишь только о тех священниках Извековых и их потомках, о
которых удалось собрать и систематизировать значительный фактологический
материал и составить их семейные родословные схемы как минимум
из двух трех поколений. Эту публикацию о священнослужителях Русской
православной церкви мы открываем двумя представителями придворного
духовенства, исполнявших разные должности в придворных со 43
борах и церквях Московского кремля в период с конца XIX века до 19 18
года. Это священники Извековы из Калужской губернии, а именно Павел
Григорьевич и Николай Дмитриевич. В придворное духовенство приглашались
лишь священнослужители со значительным опытом из епархиальных
ведомств, отлично зарекомендовавших себя в усердной службе.
Калужские корни двух протоиереев
придворных соборов и церквей Московского кремля
Павел Григорьевич Извеков
Старший из них на 1О лет Павел Григорьевич Извеков. Он родился
в многодетной семье дьякона Жиздринского уезда Калужской губернии в 1848 году. Завершив обучение в Калужской духовной семинарии в 1870
году, поступил в Московскую духовную академию. В ней, как это следует
из послужного списка ректора Саратовской духовной семинарии составленного по 27 октября 1892 года отмечено, что академию Павел Извеков
закончил в 1874 году, в коей обучался
а обязательным наукам священному писанию, основному богословию,
логике, психологии, метафизике, истории, философии, педагогике
б специальным библейской истории, истории русской церкви, новой
церковной истории, истории и обличении русского раскола, древней и
новой гражданской истории, русской гражданской истории
в языкам латинскому и его словесности и немецкому
По окончании курса академии Павел Извеков был удостоен степени
кандидата с правом искать степени магистра без нового устного экзамена
и за четырех летние содержание за счет казны обязан прослужить
шесть лет в духовном ведомстве 17.
Время служения церкви Павла Григорьевича Извекова начало исчисляться
с июня 1874 года с момента определения его смотрителем сначала
в Вольское, а с 1878 года в Камышинское духовные училища. Его усердие
к исполнению своих обязанностей и практичность действий в этой
должности были отмечен указами Правительствующего сената в 1879 году утверж,цен в чине коллежского асессора со старшинством с 24 октября 1876
года в 1882 году в чине надворного советника со старшинством с 24 октября 1880 года и в 1886 году в чине коллежского советника со старшинством
с 24 октября 1884 года В воздание отменно усердной службы и
особых трудов 15 мая 1883 года он всемилостивейше пожалован кавалером
императорского и царского ордена святого Станислава 3 й степени. 17 РГИА, ф. 796, оп. 437, д. 953, л. 1об. 2. 44
В сан дьякона Павел Григорьевич был рукоположен 30 января 1886 года,
а спустя несколько дней в сан священника Иоанно Златоустовской
церкви при Камышинском духовном училище.
В том же 1886 году определением Святейшего синода он назначен на
должность инспектора в Саратовскую духовную семинарию. Будучи в новой
должности награждается набедренником 1886 временно исполняет
должность ректора семинарии с апреля по декабрь 1886 года Указом
Святейшего синода, от 2 ноября 1887 года за 3703, назначается ректором
Саратовской духовной семинарии, а 2 1ноября того же года возведен
в сан протоиерея. В 1889 году награждается наперсным крестом, а в 189 1
году камилавкою.
В марте 1903 года реl Тора Саратовской духовной семинарии Павла
Григорьевича Извекова приглашают занять открывшуюся вакансию протоиерея
в придворном ведомстве при московских кремлевских придворных
соборах и церквях. В Москву Павел Извеков прибыл в 55 летнем возрасте,
имея уже 30 летний стаж службы в Саратовской епархии. Вместе с
ним в Москву прибыла и его семья жена Евгения Павловна Извекова,
урожденная Смирнова, дочь священника, и дети Надежда р. в 1878 г.
Леонид р. в 1880 г. Николай р. в 1889 г. 18.
В течение последующих лет Павел Григорьевич служил во всех трех
придворных соборах кремля Благовещенском, Архангельском и Верхоспасском.
В 19 1О году, будучи сакелларием придворного Благовещенского
собора, протоиерей Павел Извеков назначается на должность благочинного
московских придворных соборов и церквей, а также настоятелем
Верхоспасского собора. Об этом он получил уведомление 4 июля 19 1О года
из канцелярии заведующего придворным духовенством при Министерстве
императорского двора в Санкт Петербурге Государь Император в 29 день минувшего месяца мая Высочайше
разрешить соизволил на освободившуюся должность настоятеля
Верхоспасского придворного собора и благочинного Московских
придворных соборов и церквей перевести саккелария Благовещенского
придворн9го собора протоиерея Павла Извекова О назначении
Вас благочинным Московских придворных соборов и церквей
мною сделано надлежащее сношение с Высокопреосвященным
владыкою, митрополитом Московским. Протопресвитер П Благовещенский 19
Четыре года Павел Григорьевич Извеков оставался благочинным московских
придворных соборов и церквей, настоятелем Верхоспасского собора.
Однако в конце 19 13 года он тяжело заболел и 12 февраля 19 14 го 18
РГИА, ф. 796, оп. 437, д. 953, л. 2. 19 Там же, ф. 805, оп. 1д. 2474, л. 8. 45
да скончался. Его сподвижник сакелларий придворного Благовещенского
собора по случаю смерти Павла Извекова записал третья панихида была совершена притчами всех трех придворных
соборов, на коей присутствовали начальствующие и служащие Московского
придворного управления, возложившие на гроб покойного металлический
венок. Были еще два венка от жены и детей покойного и
другой от внука его
Хоронили благочинного из приходского храма Воскресения на Остоженке,
из которого гроб был несен на руках священников до квартиры покойного
и по совершении литии был поставлен на катафалк. Погребальная
процессия при колокольном звоне двинулась к Донскому монастырю в
преднесении хоругвей членами общества хоругвеносцев придворного Верхоспасского
собора. Литии у святых храмов, встречающихся по пути, совершались
сопровождавшими гроб придворным духовенством. У ворот
Донского монастыря погребальная процессия была встречена управляющим
монастыря архиепископом Алексеем с братией, который совершил и
последнюю литию, когда гроб был опущен в приготовленную могилу.
С чувством глубокой грусти рассталось московское придворное
духовенство со своим бывшим начальником, которого оно всегда уважало
и ценило за необыкновенную аккуратность и исполнительность
и тонкую деликатность в обращении. Да будет ему вечная память 20
После смерти благочинного Павла Извекова его жене была назначена
из Московского казначейства пенсия в 1500 рублей в год. На ее попечении
остался сын Николай, обучавшийся в Московском императорском
университете.
В 1872 году Калужских епархиальных ведомостях 2 1и в журнале Современность появились некрологи о магистре богословия Дмитрии Григорьевиче
Извекове. Они повествуют о чрезвычайно короткой, но необычно
плодотворной и яркой жизни молодого ученого богослова, педагога, литератора
середины XIX века.
Дмитрий Григорьевич родился в 184 1году. Он был родом из Калужской
губернии, Жиздринского уезда, сын заштатного дьякона села Улемля, и
являлся старшим братом благочинного московских соборов и церквей
Павла Извекова.
20 РГИА, ф. 805, оп. 1д. 2864.
2 1Извеков Дмитрий Григорьевич Некролог Калуж. епарх. вед. 1872. неоф. ч. С. 278 12, неоф. ч. С. 287 Извеков Дмитрий Григорьевич Некролог
Современность. 1872. 46. 8 июня. С. 12. 46
Получив образование сначала в Калужской духовной семинарии 1856 1862 Дмитрий Григорьевич в 1862 году поступил в Московскую духовную
академию, в которой и окончил курс в 1866 одним из первых магистров но
ему не пришлось остаться при академии в должности бакалавра, так как
вакантных кафедр в то время при академии не было, хотя академическое
начальство имело в виду оставить Извекова при академии и думало после
пригласить его на первое открывшееся место.
Между тем Дмитрий Григорьевич, не желая терять время в ожиданиях,
занял должность наставника логики и латинского языка в 1м классе среднего
отделения в Калужской семинарии. Спустя год, он, по определению
Святейшего Синода, утвержден в той же семинарии наставником по предметам
логики, психологии и латинского языка. С введением нового устава
в Калужской семинарии, он в июле 1869 года занял кафедру обзора философских
учений, психологии и педагогики, с обязательством заниматься и
по воскресной школе при семинарии.
В продолжение пяти лет службы при Калужской семинарии, Дмитрий
Григорьевич отличался особенным усердием, энергией и аккуратностью и
пользовался любовью и уважением своих воспитанников и сослуживцев.
Неоднократно он исправлял должность наставника по другим предметам,
когда, по случаю выбытия того или другого из наставников, его кафедра
оставалась некоторое время незамещенной состоял членом педагогического
собрания правления семинарии и исправлял некоторое время должность
инспектора Калужской семинарии, которой не занял окончательно
только по случайным обстоятельствам. По состоявшимся двум ревизиям
Калужской семинарии от духовно учебного комитета, Дмитрий Григорьевич
оказался одним из лучших преподавателей.
В конце 187 1года при Санкт Петербургской духовной семинарии открылось
место преподавателя философии и педагогики. Ища более широкого
и удобного поприща для своих, особенно литературных, занятий,
Дмитрий Григорьевич явился одним из соискателей на свободную кафедру
и в январе 1872 года, после трех пробных уроков, большинством
голосов членов правления Санкт Петербургской семинарии избран на
указанную должность.
В последние годы Дмитрий Григорьевич вообще не отличался крепким
здоровьем. Обладая же характером слишком впечатлительным и чувствительным
ко всему окружающему, в то же время не щадил своих сил и здоровья
особенно для литературной деятельности, которую он так любил, не
соблюдая надлежащих предосторожностей против непривычных для него
условий петербургской жизни. Испытав при этом несколько семейных
огорчений, вследствие смерти своих близких родственников, а также бедственного
положения своих родителей, он, месяца через два по приезде в
Петербург, физически и душевно совершенно расстроился. Ко всему этому
у него присоединилось воспаление в легких, ускорившее его смерть. 47
Похороны Д. Г. Извекова происходили 27 го мая 1872 года в кладбищенской
церкви Александра Невской лавры.
Литературная деятельность Д. Г Извекова была преимущественно
посвящена педагогическим вопросам. И его научные убеждения, отличающиеся
солидностью и здравомыслием взглядов, логичностью и общедоступностью
изложения, хотя и не успевшие еще приобрести известность
в широкой педагогической среде, воспринимались общественностью
с должным интересом и вниманием. Все, стоявшие в свое
время на очереди, педагогические вопросы находили во многих статьях
Дмитрия Григорьевича свое положительное, чуждое либеральных крайностей
отсталой рутины, разрешение. Свои педагогические статьи Д. Г.
Извеков первоначально помещал большей частью в Калужских епархиальных
ведомостях
По поводу педагогической теории Льва Толстого, основателя Яснополянской
школы, имевшей в свое время громкую известность,
Дмитрий Григорьевич написал статью Две крайности в воспитании
детей в которой, осуждая суровость и жестокость в воспитании, доказывает
односторонность и неверность теории свободного воспитания
Толстого.
Д. Г. Извеков рассматривал также и другие в свое время спорные и интересовавшие
общество вопросы об исправительных мерах в учебновоспитательной
практике о предупредительных способах в той же практике
о том, кому поручить народное образование о воспитательном влиянии
учителей сельских народных школ о первоначальном обучении грамоте,
письму по новому способу сравнительно со старыми приемами о
детских играх о народных книгах о предмете и характере собеседования
со своими прихожанами и другие. Заведуя воскресной школой при Калужской
семинарии, Дмитрий Григорьевич сообщал сведения о состоянии
этой школы за известные годы и свои замечания, сделанные на основании
наблюдений над внутренним состоянием школы.
Кроме того, Дмитрий Григорьевич помещал свои педагогические
статьи в журнале Семья и школа издаваемом в Петербурге. В его
статье Педагогическое значение привычки в которой он устанавливает
понятие привычки как результата многократных упражнений и повторений
единообразных физиологических и душевных актов, которые
от частого повторения своего становятся незаметными, при своем обнаружении,
для нашего сознания и воли, но все таки подлежат их ведению
и контролю.
В статье Извекова, во первых, опровергается мнение К Ушинского,
который в привычке признавал исключительное участие нервного организма
и отрицал привычку в душевной области во вторых, определены
существенные свойства привычки и законы ее деятельности в третьих,
показаны ее участие и сила в экономии человеческой жизни и деятель 48
ности вообще, а также и ее педагогическая роль. В основании последнего
рассуждения Извеков положил стих Шекспира Привычка чудовищна,
как дьявол Она же и ангел благородный смотря потому, с дурными
или хорошими сторонами душевной жизни она соприкасается, пассивный
или активный характер имеет, и оказывает подавляющее влияние
или нет.22
В последнее годы жизни Дмитрий Григорьевич стал сотрудником Современности и предполагал представлять критические и библиографические
заметки по педагогическим вопросам. Уже больной он писал
свои заметки об учебных книжках С. Волженского или Волжинского
и Ф. Хартахая. Ему же принадлежит и статья об участии духовенства в
деле народного образования.
Кроме педагогических статей, перу Извекова принадлежит несколько
публикаций по русской истории, преимущественно по истории просвещения
и литературы. В Журнале Министерства народного просвещения
была помещена его статья под заглавием Отношения русского правительства
в первой половине XVIII века к католической пропаганде 1870
в Православном обозрении Из истории богословской полемической
литературы XVIII столетия 187 1и Полемическая противо протестантская
деятельность ученых греков братьев Лихудов 1872
Уже во время своей болезни, Дмитрий Григорьевич трудился над
статьей о русских букварях, принадлежавших Феофану Прокоповичу и
братьям Лихудам, которая осталась неоконченной.
Завершая обозрение d Д Извекове 184 872 следует еще раз
напомнить, что он приходился старшим братом благочинному Московских
придворных соборов и церквей, настоятелю Верхоспасского собора Павлу
Григорьевичу Извекову 1848 19 14 Анализируя ряд других документов и
в том числе памятные книжки и адрес календари Калужской губернии мы
установили, что у Дмитрия и Павла Извековых были по крайней мере еще
два брата Петр Григорьевич Извеков коллежский секретарь, бухгалтер
Калужской городской думы по данным 1870 187 1гг. и студент Калужской
духовной семинарии Александр Григорьевич Извеков из Жиздринского
уезда Калужской губернии по данным 1885 года
Собранные по крупицам материалы о семье заштатного дьякона Григория
Извекова из Жиздринского уезда Калужской губернии в XIX веке позволили
нам поместить информацию о всех выявленных персоналиях в
Приложениях алфавитном списке, поколенной росписи и генеалогической
таблице К сожалению в конце ХХ, а теперь и в XXI веке потомки этой семьи
пока не объявились.
22 Извеков Дмитрий Григорьевич Некролог Современность. 1872. 46.
8 июня. с. 12. 49
Николай Дмитриевич Извеков
Другим протоиереем с фамилией Извеков в Московском придворном
ведомстве был Николай Дмитриевич, также выходец из Калужской
ветви Извековых. Свою службу священника в придворных соборах и
церквях московского Кремля Николай Дмитриевич Извеков начал в
конце 1893 года, на десять лет раньше, чем благочинный Павел Григорьевич
Извеков. Их жизненные пути оказались во многом схожими,
хотя схожесть эта чисто внешняя, как только может быть в судьбе двух
ярких личностей.
Николай Дмитриевич Извеков родился 3 июня 1858 года в селе Александровском
Калужской губернии в традиционной семье священников. Его
отец, священник Дмитрий Васильевич Извеков 18 19 10. 10. 1902 в 15
летнем возрасте определил сына в Калужскую духовную семинарию, которую
он успешно завершает в 1879 году. По окончании семинарии Николай
Дмитриевич поступает в Московскую духовную академию, в коей в 1883 г. и окончил полный курс наук общеобразовательных и специальных
по церковно историческому отделению. Удостоен степени кандидата
богословия с предоставлением ему права по преподаванию в семинарии
и при искании степени магистра не держать нового устного испытания 23.
По направлению Святейшего синода он был определен на должность
преподавателя греческого языка в Литовскую духовную семинарию. Одновременно
готовится к защите ученой степени магистра богословия, работая
над темой Иерархия Северо африканской церкви Магистерская
диссертация была представлена им к защите на совете Московской духовной
академии в 1885 году, а после ее защиты соискатель удостаивается
высокого звания магистр богословия.
В том же году Николай Дмитриевич был рукоположен во дьякона и
вскоре во священника Одновременно он назначается на должность законоучителя
в Ковенские мужскую и женскую гимназии. Его преподавательские
способности были замечены, и в 1886 году по предложению
высокопреосвященного Алексея архиепископа Литовского и Виленского
он назначается на должность священника и законоучителя при Виленском
училище духовного ведомства. В этом же училище Николаю Дмитриевичу
поручается вести уроки русской словесности и истории русской
литературы.
Педагогическая и научнегисследовательская деятельность молодого ученогегбогослова
находятся в поле зрения обер прокурора Святейшего синода и
по его предписанию в 1886 году Николая Дмитриевича назначают преподава
23
РГИА, ф. 805, оп. 1д. 17 1О, л. 18. 50
телем святого писания и библейской истории в Литовскую духовную семинарию.
За последующую службу в семинарии до 1893 года, несмотря на большую
педагогическую занятость, Николай Дмитриевич активно участвует во
многих мероприятиях не только по семинарии, но и в епархии.
В этот период он собирает материалы для своего нового исследования
по истории православной церкви в Литовской епархии. В результате этой
работы в печати появляется ряд его публикаций одна из них книга по
Литовской семинарии, другая по православным приходам Литвы24. В семинарии
он возглавил комиссию по приведению в порядок фундаментальной
библиотеки, а также был назначен в состав комиссий по принятию новых
строительных объектов семинарии и различных лабораторий для оснащения
учебного процесса.
За отлично усердную службу Н Извеков награждается набедренником 1887 бархатною фиолетовою камилавкою 1889 отмечается
благодарностями и денежными премиями.
В марте 1893 года Николай Дмитриевич обращается с прошением к заведующему
придворным духовенством их императорских величеств, отцу
протопресвитеру И Янышеву. В своем прошении он написал Честь
имею покорнейше просить Ваше Высокопреподобие о предоставление
мне священнического места по придворному ведомству и, если возможно,
именно в Москве, вследствие близких родственных связей, существующих
для меня в сем городе и Калужской губернии 25. Его прошение
было выделено среди многих других заявлений с подобными просьбами.
И когда в ноябре 1893 года образовалась вакансия пресвитера в придворном
Благовещенском соборе московского кремля, то на эту должность
пригласили именно его, магистра богословия, преподавателя Литовской
духовной семинарии.
Этому приглашению предшествовала большая подготовительная работа
по зачислению Николая Дмитриевича из епархиального ведомства в
штат придворного духовенства. Вот как о приглашении к новому месту
службы было сообщено Извекову его будущим наставником И Янышевым С Высочайшего разрешения, последовавшего 16 го сентября 1893 и согласно Вашего прошения, Вы определены мною на вакансию
пресвитера в Московский придворный Благовещенский собор, о чем и
объявляю Вам с тем, чтобы Вы, в возможно непродолжительное время,
прибыли к месту нового служения Вашего 26
24
Извеков Н История Литовской духовной семинарии. Вильна, 1892 Извеков
Н Статистическое описание православных приходов Литовской епархии.
Вильна, 1893.
25 РГИА, ф. 805, оп. 1д. 17 1О, л. 9.
26 Там же, л. 14. 5 1
К новому месту службы в московском кремле Николай Дмитриевич
Извеков прибыл в 35 летнем возрасте, имея 10 летний стаж службы в
Литовской епархии. Вместе с ним в Москву прибыла и его семья жена
Любовь Никифоровна Извекова, урожденная Белькович, дочь надворного
советника, потомственная дворянка р. в 1860 г. два сына Сергей р.
в 1886 г. Николай р. в 1892 г. и две дочери Кира р. в 1889 г. и Галина р. в 1890 г. 27
Какой бы сложной и трудной ни была служба в придворном духовенстве,
пресвитер Н Извеков находил время для работы над научными трудами.
К 1898 году ему удается завершить начатое еще на прежнем месте
исследование по истории православной церкви в Литве28.
Его наставник, заведующий придворным духовенством Минисrерсrва императорского
двора, протопресвитер И Янышев, познакомившись с исследованием.
счел нужным помочь ученому издать труд и обратился непосредственно
к его высокопревосходительству господину министру Императорского
двора, генерал адъютанту, барону Владимиру Борисовичу Фредериксу желая поощрить многолетний труд уже известного другими полезными
изданиями автора и принимая во внимание, что пресвитер Извеков,
по многосемейности и ограниченному содержанию, не может на свои
средства приступить к печатанию нового обширного не менее 40 печатных
листов исследования, имею честь покорнейше просить Ваше
Высокопревосходительство разрешить мне выдать из сумм Московских
придворных соборов автору, магистру богословия Извекову на издание в
свет вышеупомянутого его сочинения девятьсот рублей 29.
В сентябре 1898 года барон В. Б. Фредерикс разрешил выдать 900 рублей
пресвитеру Н Извекову на издание его исследования, которое было
опубликовано в Мос 1Ве в 1899году.
В 1906 году в Москве вышло в свет церковное и историко археологическое
исследование Н Извекова о дворцовых церквях московского
кремля и служивших в них лицах в XVII веке30
Новую книгу Николай Дмитриевич решает выдвинуть на традuционнь
Й 1З конкурс сочинений по предметам богословских наук и вообще духовного
образования с присуждением премий преосвященного митрополита
Макария В этой связи он обращается в Учебный комитет Святейшего
синода с прошением Честь имею просить Учебный комитет при
27 Там же, л. 19.
28
Извеков Н Исторический очерк состояния православной церкви в Литовской
епархии за время с 1839 по 1889 г. М., 1899.
29
РГИА, ф. 468, оп. 15, д. 1676., л. 1
30 Извеков Н Мос 10вские кремлевские дворцовые церкви и служащие при них
лица в XVII веке Церковное историко археолог. исследование. М., 1906. 52
нять на соискание премии Митрополита Макария прилагаемое при сем
мое исследование Московские кремлевские дворцовые церкви и служившие
при них лица в XV 1веке напечатанное в апреле 1906 года.
Протоиерей Николай Извеков. Город Москва з бовский бульвар, дом
Дворцового ведомства, 1907 года, января 22 дня 1
Учебный комитет Синода допустил сочинение Н Извекова к соисканию
трудов на премии преосвященного митрополита Макария и обратился к заслуженному
ординарному профессору Санкт Петербургской духовной академии
Н Покровскому с предложением ввиду специальных занятий
Ваших по церковной археологии, пригласить Вас к рассмотрению вышеупомянутого
труда протоиерея Извекова Обер прокурор Синода П. Извольский,
подписывая свое обращение к профессору Н Покровскому, написал Покорнейше прошу Вас принять на себя труд рассмотрения вышеозначенной
книги, при сем к Вам препровождаемой, и отзыв Ваш о ней
доставить в учебный комитет к 1му февраля будущего 1908 года 32
Рецензия профессора Н Покровского на работу Н Извекова объективна,
основана на профессиональных знаниях обсуждаемой темы. В своем
заключении профессор Н. В. Покровский написал Я полагал бы возможным
признать рассмотрение труда заслуживающим почетного отзыва 33
В 1909 году по ходатайству преосвященного митрополита Московского
и Коломенского Владимира Святейший правительствующий синод разрешил
Обществу любителей духовного просвещения возобновить с 19 10
года издание своего ежемесячного журнала Чтение в Обществе любителей
духовного просвещения который издавался при оном с 1863 по 1894 годы 34 Цензором возобновляющего свою деятельность журнала
после 15 летнего перерыва был назначен председатель Общества протоиерей
Николай Извеков.
В 19 13 году в придворных соборах и церквях московского кремля образовалась
вакансия настоятеля Архангельского собора и после согласования
возможных перестановок в штате придворного духовенства из
Министерства императорского двора пришло распоряжение 8 декабря
последовало Высочайшее соизволение за последовавшею кончиною
протоиерея Д. Лаврова, на должность настоятеля придворного Архангельского
собора назначить пресвитера Московского придворного
Благовещенского собора, магистра богословия, протоиерея Николая
Извекова 35
3 1РГИА, ф. 802, оп. 10, д. 9 1ч. 1л. 66.
32
РГИА, ф. 802, оп. 10, д. 9 1ч. 1л. 69.
33
Там же, ч. л. 174 18 1
34 РГИА, ф. 796, оп. 190, д. 234, л. 3.
35
Там же, ф. 805, оп. 1д. 2789, л. 37. 53
Научно исследовательская и литературная деятельность Н Извекова
была освещена критиком и историком литературы С.А Венгеровым. В
ряде написанных им критика биографических статей для энциклопедий и
справочников, он упоминает о Н Извекове как о духовном писателе,
приват доценте истории церкви Московского университета, общественном
деятеле, священнослужителе. К сожалению, информации о Н Извекове
и его семье после 19 17 года нами пока не обнаружено.
В одной из своих работ очерке о священнослужителях церкви и прихода
села Сергиевское Калужского уезда36 Н Извеков упоминает и о
своем отце. Из этой части очерка становится известно, что его отец, священник
Дмитрий Васильевич Извеков родился в 18 19 году в селе НиколоЛюдемске,
или Гришове, Перемышльского уезда. Уже после окончания
курса в духовной семинарии в 1842 году с аттестатом 2 го разряда он был
в 1848 году рукоположен епископом Николаем в священники в церкви села
Александровского, или Раевского, Калужского уезда, на место удалившегося
за штат священника Петра Федоровича Бегичева.
Согласно прошению и во внимание усердной и беспорочной службы
Дмитрий Васильевич Извеков был переведен архиепископом Григорием 4
декабря 1868 года в село Каррово т. е. Сергиевское В сентябре 1884 года
он уволился за штат по болезни.
В продолжение своей службы Д Извеков проходил должности депутата
по гражданским делам, члена благочиннического совета, следователя
и, наконец, с 1876 года законоучителя земской школы.
За свою службу он был награжден набедренником, скуфьей, в 1872 году
получил одобрение епархиального начальства, затем за усердие и попечение
о благоустроении приходского храма награжден камилавкою и
наперсным крестом. Уже по выходе за штат, по особому представлению
преосвященного епископа Макария, он в 1899 году был высочайше награжден
орденом святого Владимира 4 ой степени по случаю исполнившегося
пятидесятилетия в сане священника Кроме того, Д Извеков имел
бронзовый крест на владимирской ленте за войну 1853 1855 годов.
Скончался Д. В. Извеков на 84 м году жизни 1О октября 1902 года и был
похоронен в церковной ограде близ алтаря главного храма села Сергиевского
с южной стороны. На его могильной плите высечена надпись Покойный
священник села Сергиевского Дмитрий Извеков, зять Бегичева,
состоял здесь с 1868 1884 г
36
Извеков Н Краткое историческое описание церкви и прихода с. Сергиевского,
Калужского уезда. Калуж. старина. 19 Т. 6. 54
Приняв приход и храм в запущенном состоянии, он оставил тот и другой
в полном порядке, на что пришлось потратить много труда и энергии.
Прихожане глубоко чтили этого пастыря, за его величественный вид, истовое
совершение богослужения, за его строгость, соединенную со снисходительностью
и, наконец, за его участливое отношение к ним, которое
выражалось в оказании материальной помощи во время нужды не только
отдельным лицам, но и целым деревням, и в подаче посильной медицинской
помощи больным.
Последним делом он занимался со времени начала своего пастырского
служения в селе Александровском и до предпоследних лет жизни, причем
известность его, как искусного врачевателя телесных недугов, была
так велика, что к нему обращались за советом и помощью в болезнях не
только свои прихожане, но даже и из других приходов37
При изучении материалов о Николае Дмитриевиче Извекове нами были
прослежены четыре поколения этой семьи. Три старших из нее были
священнослужителями. 38
Восстановленное дворянство
О другом епархиальном священнике Калужской губернии повествует дело
о его дворянстве, хранящееся в РГИА и Государственном архиве Калужской
области. Это Дело о внесении в III часть дворянской родословной
книги Калужской губернии священника Василия Лаврентьевича Извекова с
сыном священником же Иваном, женою сего последнего Любовью Яковлевой
и их детьми Яковом, Василием, Сергеем, Любовью и Софьей 39
Дело о дворянстве священника Василия Лаврентьевича Извекова с
семьей формировалось в дворянском собрании Калужской губернии и было
завершено 23 сентября 1882 года. Это дело находилось на утверждении
в Департаменте герольдии Правительствующего сената с 15 по 29 ноября 1882 года.
Из дела следует, что священник Рождественской церкви села Никольского
Перемышльского уезда Калужской губернии Василий Лаврентьевич
Извеков в 22 день мая сего 1882 года по случаю совершившегося
пятидесятилетия отлично усердного служения его во священном сане
всемилостивейше сопричислен к ордену Святого Равноапостольного
князя Владимира 4 ой степени, награда эта дает ему право потомственного
дворянского достоинства 40
37 Извеков Н Краткое историческое описание церкви и прихода с. Сергиев
ского, Калужского уезда. Калуж. старина. 19 Т. 6.
38 См. прилож. 4, табл. схема Б
39 РГИА, ф. 1343, оп. 22, д. 3620.
40 Там же, л. 23. 55
В сентябре 1882 года юбиляр обратился с прошением в дворянское
собрание Калужской губернии, в котором отметил Награда эта дает
мне с потомством права потомственного дворянства. В следствие
чего и по постоянному жительству моему в селе Никольском я с сыном
моим священником Алексеевской церкви города Калуги Иваном Васильевичем
Извековым, женою его Любовию Яковлевною и детьми
Яковом, Василием, Сергеем, Любовию и Софьею желаю быть записанным
в дворянскую родословную книгу с причислением к дворянству Перемышльского
уезда. По сему представляя при сем подлинную грамоту
капитула орденов за 25434 и шестнадцать гербовых марок 60
коп. достоинства имею честь покорнейше просить Дворянское Депутатское
Собрание по истребованию от Калужской Духовной консистории
копий с формулярных списков о службе моей и означенного сына
моего и метрических свидетельств о рождении сына моего и детей
его, сделать надлежащее распоряжение о внесении меня с потомством
в дворянскую родословную книгу и о выдаче внукам документов о
дворянстве. Родились сын мой священник Иван Васильевич Извеков 26
марта 1844 года, I рещен в селе Никольском Перемышльского уезда, а
внуки Яков в 1873 г., Василий в 1875 г., Сергей в 1878 г., Любовь в 1879
г. и София в 188 1г. Крещены первые четыре в соборной церкви города
Мещовска, а последняя в Алексеевской церкви города Калуги. Августа
дня 1882 года. Подписал священник Перемышльского уезда села Никольского
Василий Извеков
4 1
Из формулярного списка о службе настоятеля Рождественской церкви
села Никольского Перемышльского уезда Калужской губернии священника
Василия Лаврентьевича Извекова на 1882 год следует, что он священнический
сын, родился в селе Ревякина Перемышльского уезда, от роду
имел 73 года. После окончания курса наук в Калужской духовной семинарии
он был рукоположен 2 1января 183 1года преосвященным Гавриилом
в священники Рождественской церкви села Никольского Перемышльского
уезда. В метрических книгах 24 марта 1844 года у священника Василия
Лаврентьевича Извекова и его жены Вассы Семеновны записано рождение
сына Ивана.
Из формулярного списка о службе священника Ивана Васильевича Извекова
на 1882 год следует, что он после окончания курса наук в Калужской
духовной семинарии, 19 июля 1868 года определен учителем Мещовского
духовного училища. Занимая эту должность, всемилостивейше награжден
орденом святого Станислава 3 ей степени, а 15 августа 1879 года
высокопреосвященнейшим архиепископом Калужским и Боровским Григорием
был рукоположен в священники Градо Калужской Алексеевской
4 1РГИА, ф. 1343, оп. 22, д. 3620, л. 5 5 об. 56
церкви. Женат Иван Васильевич на дочери священника села СпасаДеменского
Любви Яковлевне Пушкиной, имеющей от роду 29 лет
Из свидетельств Калужской духовной консистории от 2 1сентября 1882 г.
за 4443, 4444, 4445, М46 и 4447 следует, что в метрических книгах у Ивана
Васильевича Извекова и его жены Любови Яковлевны были записаны дети
Яков 16 сентября 1873 г., Василий 8 февраля 1875 г., Сергей 27 сентября 1877 г., Любовь 10 ноября 1878 г. и София 18 июня 188 1г.
23 сентября 1882 года, рассмотрев прошение священника Василия
Лаврентьевича Извекова, Калужское дворянское собрание постановило Священника Василия Лаврентьевича Извекова с сыном его священником
же Иваном Васильевичем, женою сего последнего Любовию Яковлевною
и детьми Яковом, Василием, Сергеем, Любовию и Софиею записать
в третью часть дворянской родословной книги и выдать означенным
детям священника Ивана Извекова документы о дворянстве. Копию
с сего определения представить в установленном порядке на ревизию в
Правительствующий Сенат по Департаменту Герольдиu
42
Сенат, руководствуясь Сводом законов 1876 года издания т. IX, ст. 37,
39, 44, 62, 1и примечаний к ст. 275 определил означенное постановление
Калужского дворянского депутатского собрания по случаю совершившегося
50 летия служения его во священном сане в 1882 году как
правильное и с приведенными законами согласное, утвердить 43 Сенатский
указ за 4 106 последовал 29 ноября 1882 года.
В 189 1году на 82 м году жизни Василий Лаврентьевич Извеков скончался.
Об этом в Калужских епархиальных ведомостях были опубликованы
некролог и воспоминания о священнике В Извекове44 Поколенная
роспись и родословная схема этой семьи священнослужителей также составлена
нами.45
Восстановление семейной летописи
Понадобилось много лет разысканий, консультаций, прежде чем удалось
определить очертание некогда большой семьи в XIX веке, основоположником
которой является диакон Троицкой церкви села Запажья Мало
ярославецкого уезда Калужской губернии Федор Извеков. 1сожалению, не
определены пока его отчество и метрические данные, нет данных о его
кровных и свойственных родственниках в его колене, не удалось связать
42 Там же, л. 23 23 об.
43 РГИА, ф. 1343, оп. 22, д. 3620, л. 24.
44 Извеков Василий Лаврентьевич, священник Некролог Калуж. епарх. вед. 189 2, неоф. ч. С. 434 13, неоф. ч. С. 458. 45 См. прилож. 4, табл. схема А 57
его родословную с предками из XVlil и более ранних веков. И, тем не менее,
благодаря собранным разрозненным публикациям и сведениям о калужских
священнослужителях, откликам на первое издание книги 500 лет
на службе России удалось установить из детей Федора Извекова четырех
сыновей Тимофея упоминается в 1870 х гг. Якова 183 886 Евстрата р. 1834 Павла 1840 после 19 17 и их потомков.
Следы многих из этих Извековых затерялись в огне революции и первые
годы советской власти. Совсем недавно дал о себе знать правнук Тимофея
Федоровича ныне московский инженер Георгий Серафимович Извекова р. 1930, Москва В 2004 году в Московском журнале появился
библиографический очерк протодиакона Сергея Голубцова Церковный
композитор Г Извеков
46 о сыне Якова Федоровича Извекова.
Систематизированы нами и некоторые другие архивные и библиографические
материалы об этой ветви рода калужских Извековых.
Протоиерей Яков Федорович Извеков
Изучая Памятные книжки Калужской губернии за 1870 1886 е годы,
мы обнаружили информацию о протоиерее Якове Иакове Федорович
Извекове. Из этих данных следует, что он, будучи кандидатом богословия,
в 1870 187 1годы значился священником Града Калужской Георгиевской
церкви за Верхом и одновременно состоял действительным
членом Калужского губернского статистического комитета, членом Калужского
духовного попечительства. В 187 1году он становится попечителем
Калужского георгиевского за верхом братства, а так же членом
педагогического собрания Калужской духовной семинарии, до 1874 года
состоит членом педагогического и распорядительного собраний Калужской
духовной семинарии.
В 1885 году Яков Федорович Извеков был рукоположен в сан протоиерея,
становится действительным членом Калужского губернского статистического
комитета, членом Калужской духовной консистории. В настоящее
время эти данные пополнились другими сведениями. Стало, например,
известно, что после завершения обучения в Калужской духовной семинарии
он окончил в 1856 г. по второму разряду Московскую духовную
академию, и 12 февраля 1857 г. был возведен в степень кандидата богословия
согласно представлению Академической конференции 47.
Анализируя Калужские епархиальные ведомости и Калужские губернские
ведомости за этот же период, мы встретили частые публикации
46
Голубцов С. Церковный композитор Г Извеков Моск. журн. 2004. 2. С.27 32.
47 ЦИАМ. Ф. 2294. Д. 1507. 58
Иакова Извекова по различным вопросам и проблемам всего несколько
десятков статей.
Но более полную информацию о жизни и деятельности Я Извекова
мы узнали из некролога, опубликованного в Калужских губернских ведомостях за 1886 год. Вот текст этого некролога 4 октября, в Калуге скончался настоятель Георгиевской за Верхом церкви
протоиерей Яков Федорович Изве 1юв на 55 году от рождения. Покойный был
одним из видных деятелей в духовном ведомстве и в продолжение своего
двадцатипятилетнего служения в сане священника оказал незабвенные услуги
своему приходу. В среде прихожан он пользовался почетом и любовью. Как
велика и безгранична была эта любовь можно видеть из того, что во время
оmевания когда священник о. Соколов, говоря слово о заслугах покойного, закончил
свою речь завещанием покойного, обращенным к пастве, то все присутствовавшие
во храме буквально рыдали. Протоиерей Яков Федорович Извеков,
сын диакона Малоярославецкого уезда, обучался в Калужской духовной
семинарии и затем в Московской духовной академии, откуда по окончании
курса в 1857 году определен наставником в Калужскую духовную семинарию
на класс церковно библейской истории и соединенных с ней предметов. 29
октября 186 1года рукоположен был во священника к Георгиевской за Верхом
церкви. В 1862 году назначен был редактором Калужских епархиальных ведомостей В ноябре месяце 1864 года получил разрешение открыть приходское
братство для совокупной помощи бедным прихожанам Братство это,
существуя и по днесь сей день имеет основного капитала 5000 руб. расходует
в год на бедных до 600 руб. В 1865 году покойный получил разрешение
на устройство склада для продажи книг Св. Синода. Затем в следующем году
с надлежащего разрешения открыл училище для бесплатного обучения приходских
девочек. Это училище также существует в настоящее время, и вполне
обеспечено в материальном отношении. В 1878 г. покойный был определен
законоучителем в Калужское техническое железнодорожное училище, а в 188 1г. членом духовной консистории. В 1882 году назначен был членом комиссии
для обсуждения мер, какие следует принять по настоящему времени
против раскола. Кроме этих должностей покойный исполнял еще не мало других
обязанностей так например, был членом духовного попечительства, увещателем
при судебном следователе, депутатом в палате уголовного суда
цензором катехизических поучений, депутатом в епархиальном съезде, членом
педагогического семинарского правления, членом статистического комитета
и т. п. Заслуги покойного ценились его ближайшим начальством и его
двадцатипятилетняя служба отмечена была многими знаками отличия. Разно
стороннюю и полезную деятельность Якова Федоровича высоко ценили и прихожане
так три года тому назад прихожане с разрешения епархиального архиерея
поднесли ему золотой наперсный крест, украшенный драгоценными
камнями. Но самою высокою и самою завидною наградою были именно те
слезы, которые пролили прихожане пред гробом покойного. Соболезнуют о 59
преждевременной кончине и оплакивают обыкновенно человека честного, хо
рошего, полезного. Таковым то именно и был покойный протоиерей
Погребение было совершено 7 октября с большою торжественностью.
Все городское духовенство во главе с ректором семинарии протоиереем
Д Лужецким участвовало в богослужении. Мир праху твоему
верный служитель алтаря Господня и добрый пастырь полагавший душу
свою за овцы 48
На городском кладбище в Калуге на надгробии Я Извекова поместили
надпись Извеков Иаков Федорович, протоиерей Георгиевской за Верхом
церкви г. Калуги, р. 14 марта 183 1t 4 октября 1886 Далее следует
текст от Иоанна XIII, ст. 34 и от Матфея XXV, ст. 34. и От преданных и
признательных духовных чад и прихожан 49
В семье Якова Федоровича Извекова 183 886 настоятеля Георгиевской
за Верхом церкви в Калуге нам удалось установить сына Георгия Юрия 24 февраля 1874, Калуга 27 ноября 1937, расстрелян в Москве,
захоронен на полигоне Бутово, Московская область В 2004 году в Московском
журнале появился библиографический очерк протодиакона Сергея
Голубцова Церковный композитор Г Извеков В нем автору удалось
проследить судьбу не только удивительного человека, священнослужителя,
выдающегося духовного композитора и преподавателя церковного
пения, но и его потомков.
Георгий Яковлевич Извеков блестяще завершил в 1894 году полный курс
в Калужской духовной семинарии, и был единственным выпускником этой
семинарии, направленным для продолжения богословского образования в
Киевскую духовную академию которую окончил со степенью кандидата богословия около 1899 С 1902 года он был женат на Софье Андреевне 1890 1964, урожденная Беляева В их семье родились дети дочь Ксения 1905 1986, в замужестве Изюмова сын Ростислав 1905 около 1946 жена
Татьяна Евгеньевна Левашова и сын Игорь 1909 погиб в Великой Отечественной
войне К сожалению, все разветвления в нисходящей ветви Георгия
Яковлевича Извекова пресеклись во второй половине ХХ века. Вся информация
из очерка протодиакона С. Голубцова включена нами в поколенную
роспись ветви рода калужского диакона Федора Извекова.
Георгий Яковлевич Извеков был канонизован в 2005 году.
48
Стр ахов И. Протоиерей Я Извеков Некролог Калужские губернские
ведомости. 1886. 80, окт., неоф. ч. С.493. Подпись И. Стр
49 Русский провинциальный некрополь Картотека Н Чулкова из Гос. лит. музея
II Река времен. М., 1996. Кн. 4. 60
Коллежский секретарь Евстрат Федорович Извеков
Следующим сыном после Якова в семье дьякона Федора Извекова был
Евстрат. Он родился в 1834 году и так же, как и остальные сыновья, получил
образование в Калужской духовной семинарии, но, не закончив ее
полного курса, посвятил себя гражданской службе. С 1854 года он уже
значился на службе в Калужской палате уголовного суда и за последующую
35 летнюю службу канцелярским чиновником во многом преуспел,
что позволило ему и его семье быть причисленным к дворянскому сословию
Калужской губернии. Из документов удалось установить, что братья
Яков, Евстрат, Тимофей и Павел Федоровичи Извековы получили образование
в Калужской духовной семинарии. Но два из них, Евстрат и Тимофей,
выбрали в последующем гражданскую службу, а не церковную.
Дело о дворянстве за 35 летнюю службу в классном чине коллежского
секретаря Е Извекова, было с ормировано в Калужском дворянском
депутатском собрании в 1895 году5
Из формулярного списка о службе канцелярского чиновника Калужского
окружного суда, коллежского секретаря Евстрата Федоровича Извекова,
составленного для предоставления в Калужское дворянское собрание
августа 1895 года, следует, что он родился в 1834 году и за свою 35
летнюю службу в классном чине был пожалован в 1894 году орденом Святого
Владимира 4 й степени. Под судом и следствием не был, женат на
обер офицерской дочери. Татьяне Стефановне Балашовой и имеет двух
дочерей Александру, родившуюся 30 мая 1870 года и Фаину, родившуюся
20 мая 1875 года. Жена и дети православного вероисповедания.
В марте 1895 года коллежский секретарь Евстрат Федорович Извеков обратился
в Калужское дворянское собрание с прошением. В нем он отметил В 14 день января сего года 1895 я за 35 летнюю в классных чинах
беспорочную службу Всемилостивейше пожалован ордена Св. Владимира
4 ст. Награда эта дает мне права потомственного дворянского
достоинства. В следствие сего и по постоянному жительству
моему в Калуге я с женою моею Татьяной Степановою и дочерью Фаиною,
желаю быть причисленным к дворянству Калужской губернии. По
сему представляя при сем 1Грамоту капитула российских императорских
и царских орденов за 726. 2. Окладной лист Калужской городской
управы и семь гербовых 80 коп. марок, имею честь покорнейше
просить Дворянское депутатское собрание по истребовании копии
с формулярного списка о службе моей от г. председателя Калужского
окружного суда, так как я состою на службе в оном суде и от Калужской
духовной консистории метрического свидетельства о рождении
50 РГИА. Ф. 1343. Д. 1008 1Оп. 35. 6 1
и крещении упомянутой дочери Фаины, записать меня с женою и дочерью
в надлежащую часть дворянской родословной книги, при том имею
честь присовокупить, что дочь моя Фаина родилась 20 мая 1875 года и
крещена в Спасо Заверхской церкви г. Калуги и что я имею совершен
нолетнюю дочь, которая о внесении ея при мне в дворянскую родословную
книгу обратится в Калужское дворянское депутатское собрание
с личным ходатайством 19 августа 1895 года в Калужском дворянском собрании слушали дело о внесении коллежского секретаря Евстрата Федорова Извекова
с семейством его в третью часть дворянской родословной книги
Определили выслушав настоящее дело Дворянское Депутатское Собрание
находит, что коллежский секретарь Евстратий Федорович Извеков,
в воздаяние ревностной службы его, продолженной 35 лет в классных
чинах беспорочно, в 17 день декабря 1894 года Всемилостивейше
пожалован орденом Св. Владимира 4 ст., с каковым орденом сопряжены
права потомственного дворянского достоинства, что о законном рождении
у него Извекова, в браке с Татьяною Степановою дочерей Александры
и Фаины удостоверяется метрическими свидетельствами Калужской
духовной консистории и что несудимость жены Извекова и дочерей
его подтверждается свидетельством калужского губернатора.
По сему и руководствуясь изложенными в докладе узаконениями Дворянское
депутатское собрание полагает коллежского секретаря Евстратия
Федоровича Извекова с женою Татьяною Степановною и дочерьми
Александрою и Фаиною записать в третью часть дворянской родословной
книги о чем уведомить Извекова и совершеннолетнюю дочь его
Александру Евстратьевну и сообщить Калужскому уездному предводителю
дворянства для внесения Извекова с семейством его в список
дворян того уезда. Копию же с сего постановления представить в установленном
порядке в Правительствующий сенат по Департаменту
герольдии. Подлинное за подписом гг. присутствующих и скрепою секретаря
дворянства
2 1декабря 1895 года, по указу Правительствующий сенат признавая
правильность постановлений Калужского ддс 19 августа 1895 года
о внесении коллежского секретаря Евстрата Федорова Извекова с
женою Татьяною Степановой и дочерьми их Александрою и Фаиною в
третью часть дворянской родословной книги определил означенное постановление утвердить о чем упомянутому ДДС
дать знать с возвращением прошения и орденской грамоты. Подлинное
за подписанием Правительствующего Сената. Исполнено 26 февраля 1896 г 5 1
5 1РГИА. Ф. 1343. Д. 1008 1Оп. 35. 62
Коллежский секретарь Тимофей Федорович Извеков
В памятной книжке Калужской губернии за 1870 187 1годы упоминается
коллежский секретарь Тимофей Федорович Извеков, помощник бухгалтера
по проверке торговли и промышленности в ревизском отделении
Калужской казенной палаты. В семье дьякона Федора Извекова по нашим
разысканьям он значится в числе его первых детей. Год рождения и смерти
Тимофея Федоровича не установлены, образование получил в Калужской
духовной семинарии и так же, как и брат Евстрат, посвятил себя гражданской
службе, во многом преуспел в ней. В семье Тимофея Федоровича
пока установлены дети дочь Надежда уп. в 1875 году как восприемница
при рождении двоюродной сестры Фаины Евстратьевны Извековой
52
сыновья Михаил 1863 1938 и Василий около 1865 1937 Сам Тимофей
Федорович упоминается восприемником при рождении племянницы
Александры Евстратьевны Извековой в 1870 году.
53
Анализируя издания калужских уездных и епархиальных ведомостей
и приложения к ним, мы обратили внимание на ряд многочисленных
публикаций в конце XIX начале ХХ века по вопросам православной
церкви за подписями М. Из в. М. Изв., И. М. и М. Извеков. Обращаясь к
информации памятных книжек и адрес календарей Калужской губернии
за это же время, удалось установить, что эти псевдонимы использовали
два человека Михаил Сергеевич Извеков, кандидат богословия, помощник
смотрителя Калужского духовного училища и протоиерей Михаил
Тимофеевич Извеков. В делах фондов РГИА мы обнаружили формулярные
списки об их службе.
М Извеков был сыном коллежского секретаря Тимофея Федоровича.
Из формулярного списка о службе калужского уездного наблюдателя церковно
приходских школ, протоиерея Михаила Тимофеевича Извекова за 19 15 год54 следует, что ему тогда было 52 года. Образование он получил в
Калужской духовной семинарии, которую закончил по 1му разряду в 1884
году. Священническое служение он начал проходить с 22 августа 1885 года
в городе Боровске при Христорождественской церкви, где состоял миссионером
братства преподобного Пафнутия 1885 1893 Там же он состоял
законоучителем городской церковно приходской школы 1885 1893 С 1893 года М Извеков служил при церкви села Калужки, Калужского уез
52 РГИА. Ф. 1343. Оп. 35. Д. 1008 1Л. 9.
53 РГИА. Ф. 1343. Оп. 35. Д. 1008 1Л. 10.
54 РГИА. Ф. 796. Оп. 437. Д. 952. Л. 4 142. 63
да, где состоял законоучителем двухклассной церковно приходской школы
и участковым уездным наблюдателем 1893 1896
С 1896 года М. Т. Извеков становится членом Калужского отделения
епархиального учительского совета. С 1904 года он служит при церкви
святого Апексия митрополита и назначается на должность представителя
Калужского отделения епархиального учительского совета. С 1905 года
М Извеков окружной благочинный и уездный наблюдатель церковноприходских
школ.
В процессе службы М. Т. Извеков награждался в 1887 году набедренником,
в 1892 скуфьею, в 1899 камилавкою, в 1904 наперсным крестом,
в 1907 саном протоиерея. За труды по народному образованию Святейший
синод отметил его деятельность в 190 1году и наградил Библией.
Из формулярного списка нам известен состав семьи М. Т. Извекова на 19 15 год жена Мария Михайловна 47 лет и дети Сергей, окончил курс духовной
семинарии, 22 х лет р. 1893 Михаил, обучался в реальном училище, 16 лет р. 1899 дочери Наталья 13 лет р. 1902 и Мария лет р. 1904 обе ученицы женской гимназии.
Кроме дочери Надежды и сына Михаила в семье коллежского секретаря
Тимофея Федоровича Извекова были и другие дети, по крайней мере,
еще один сын Василий Тимофеевич около 1865 1937 О нем и его
потомках рассказал его внук Георгий Серафимович Извеков р. 1930, Москва
Он разыскал нас в 2002 году вскоре после выхода в свет первого
издания книги 500 лет на службе России и предоставил в наше распоряжение
многие фрагменты из жизни потомков дьякона Федора Извекова.
По данным Г Извекова следует, что его дед родился около 1865
года, образование, как его старший брат Михаил, получил духовное, но
не в Калужской духовной семинарии, а в училище, которое окончил
около 1888 года. С 1890 х годов Василий Тимофеевич был священником
церкви Рождества Богородицы в селе Ивановское Калужской. губернии.
В этом сельском храме он служил бессменно несколько десятилетий,
а при советской власти пережил период конфискации церковных
ценностей и имущества, преследования, унижения и допросы в
органах ОГПУ за свои религиозные убеждения. Отец Василий был последним
настоятелем храма в этом приходе после его недомоганий,
физического ослабления и наступившей смерти, в 1937 году церковь
подверглась окончательному разграблению, закрытию и разорению.
Верующие близь лежащих деревень похоронили своего пастыря в церковной
ограде со стороны алтаря.
В конце XIX века Василий Тимофеевич стал семейным человеком женился
на Анне Ивановне Чупровой 1870 1942 В семье родилось четве 64
ро сыновей Сергей 1898 19 18, погиб в гражданской войне Иван 1902 1979 Серафим 1903 1995 Виктор 1909 1975 Все они в годы
оголтелого советского атеизма вынуждены были покинуть малую родину
своих предков и обосноваться в Москве, где теперь живут уже их дети и
внуки. На основе архивных материалов, исторических источников и представленной
Г Извековым информации удалось составить поколенную
роспись и генеалогическую таблицу потомков дьякона Федора Извекова см. Приложения, Раздел 4 Родословные материалы
Протоиерей военного ведомства Павел Федорович Извеков
В первом издании книги 500 лет на службе России нами упоминался
священник 144 го пехотного Каширского полка Павел Федорович Извеков.
О нем было известно, что к 1894 году он был протоиереем 14 1го пехотного
Можайского полка, а в 1896 году значился как благочинный 36 й пехотной
дивизии55. Эти скупые данные о священнике мы получили из Орловских
памятных книжек конца XIX века. Сведения о Павле Федоровиче Извекове
мы пытались найти в РГИА Ф. 797. Оп. 95. Д. 53 в делах коллекции
обер прокурора синода формулярные списки священников 8 течение
двух лет в РГИА подавалась заявка на просмотр дел этого фонда.
Однако получить их для изучения не удалось.
Только после выхода в свет в 2002 году книги 500 лет на службе России от краеведа из Житомира Игоря Андреевича Кучурука была получена
информация о П Извекове, собранная им из разных источников, в том
числе и хранящихся в РГИА. Мы с особым вниманием проанализировали
эти сведения и составили основные вехи к биографии этого удивительного
священника из военного ведомства.
Павел Федорович Извеков родился 24 июня 1840 года в семье дьякона
Калужской губернии четвертый из сыновей дьякона Федора, после Тимофея годы рождения и смерти не установлены Якова 183 886 Евстрата 1834 год смерти не установлен Все братья стараниями отца получили
сходное воспитание и, по достижении 22 х летнего возраста, заканчивали
курс обучения в Калужской ховной семинарии кроме Евстрата,
который полного курса не закончил
8 1862 г. Павел Извеков окончил полный курс обучения в Калужской
духовной семинарии. Уже к 5 декабря 1863 г., по распоряжению главного
55
Извеков И Извеков А Баранов С 500 лет на службе России Дворян.
род Извековых от вяземских во инников до наших дней. СПб. Наука, 2002.
с. 272 273.
56
Извеков И Извеков А Баранов С 500 лет на службе России Дворян.
род Извековых от вяземских во инников до наших дней. СПб. Наука, 2002.
с. 298 305. 65
священника армии и флота протопресвитера Кутневича, он был определен
на священническую вакансию в 142 пехотный Звенигородский полк. К
моменту прибытия в полк 25 декабря 1863 г. Павел Извеков был рукопо
ложен 15 декабря 1863 г. в священнический сан преосвященнейшим Григорием,
епископом калужским и гжовским. Возможно, в такой протекции
для недавно закончившего курс духовной семинарии молодого человека
не обошлось без участия старшего брата Якова, который в 1857 г. уже закончил
Московскую духовную академию, был наставником в Калужской
духовной семинарии, священником в Георгиевской за Верхом церкви, редактором Калужских епархиальных ведомостей 57.
Спустя три года 29 августа 1866 г. отец Павел прикомандирован дnя
несения службы к 143 му пехотному Дорогобужскому полку и уже в 1867 г. за
отличную службу указом Синода награждается набедренником. Однако
только 10 аегуста 187 1г. отец Павел окончательно переводится и зачисляется
в списки 143 го пехотного Дорогобужского полка. За отлично усердную
службу 8 апреля 1873 г. он был высочайше награжден фиолетовой скуфьей.
Во время войны с Турцией 1877 1878 гг. отец Павел вместе с полком
находился в военных походах и 17 апреля 1878 г. был отмечен
бронзовой медалью для ношения на груди на ленте, составленной из
Андреевской и Георгиевской, в память русско турецкой войны. В июне 1879 г. его перевели в 14 1й Можайский полк, но уже в мае 1880 г. направили
в 142 ой Звенигородский полк и главным священником армии и
флота утвердили благочинным над священнослужителями полков 36 ой
пехотной дивизии. Определением Синода от 29 июля 1882 г. отец Павел
был награжден камилавкой. В октябре 1883 г. он находился в командировке
в Воронеже, где наблюдал за устройством храма при 14 1ом пехотном
Можайском полку.
В 46 лет 13 апреля 1886 г. П Извеков был награжден орденом св.
Анны 3 й степени. Спустя два года 3 августа 1888 г. перемещен на службу
в 144 й Каширский полк. К 50 летию отец Павел награждается орденом св.
Владимира 4 степени с бантом и надписью 25 лет 22 сентября 1890 г
Ежегодно он бывает в командировках в Воронеже для ревизий церквей
36 й пехотной дивизии.
В 54 летнем возрасте П Извеков по удостоению Святейшего синода 15 мая 1894 г. был награжден саном протоиерея и возведен в него 26 мая
этого же года епископом орловским и севским Мисаилом. Со 2 по 5 января 1896 г. он командируется в Брянск дnя ревизии полковых церквей второй
бригады 36 й пехотной дивизии, а 26 февраля 1896 г. награждается се
57 Извеков И Извеков А Баранов С 500 лет на службе России Дворян.
род Извековых от вяземских вотчинников до наших дней. СПб. Наука, 2002.
с. 298 30 166
ребряной медалью в память царствования Александра для ношения на
груди на ленте ордена св. благоверного князя Александра Невского. 6 ноября 1896 г. он был переведен к церкви 90 го Онежского полка.
Протопресвитером военного и морского духовенства августа 1898 г.
П Извеков перемещен в 17 й пехотный Архангелогородский великого
князя Владимира Алексеевича полк со званием благочинного 5 й пехотной
дивизии. Ежегодно он бывал в командировках в Новограде Волынском для
обозрения церкви 18 го пехотного Вологодского полка.
Во время русско японской войны в 1904 1905 гг. протоиерей Павел
Извеков находился в походах в составе 17 го пехотного Архангелогородского
полка. Вместе с полком выступил из постоянных квартир в Житомире июля 1905 г., переехал через границу на станции Манчжурия Восточно
Китайской железной дороги и вступил в пределы Манчжурии 15 августа 1905 г. По прибытии на театр военных действий на станцию Гунжулин
29 августа 1905 г. он вошел в состав действовавших войск третьей
Маньчжурской армии. По заключению перемирия, до обратного перехода
П Извеков с полком состоял в составе войск той же армии с 3 1августа 1905 г. по 15 февраля 1906 г. В январе 1906 г. П Извекову была пожалована
темно бронзовая медаль в память русско японской войны 1904 1905 гг. Святейшим правительствующим синодом, священник П Извеков 16 февраля 1906 г., во внимание к отлично усердной службе и за понесенные
при условиях военного времени труды, был награжден наперсным
крестом. Он выступил с полком на постоянные квартиры июля 1906 г., переехал через границу Манчжурии 15 июля и прибыл на постоянные
квартиры в Житомире 18 июля того же года.
В последующие годы с 1907 по 19 12 отец Павел командировался в
Новоград Волынский для обозрения и ревизий церкви 18 го пехотного Вологодского
полка58. Ко дню 50 летия отлично усердного служения протоиерей
церкви 17 го А хангелогородского полка 15 декабря 19 13 года
награждается палицей5
К 75 летию П Извеков был отмечен еще тремя наградами 2 апреля 19 15 г. орденом св. Владимира 3 й степени без мечей 2 1мая 19 15 г. золотым
наперсным крестом на Георгиевской ленте из кабинета его императорского
величества 13 августа 19 15 года орденом св. Анны 2 й степени с
мечами. Эти награды протоиерей П Извеков получил за отличия во
время военных действий во время Первой мировой войны60
58
РГИА. Ф. 806. Оп. 5. Д. 8457. Л. 8 13, 17 18 Оп. 10. Д. 158. Л. 4 об. 6 Оп. Д. 76. Л. 4 об. 6.
59
Награды по ведомству о. протопресвитера Вестн. военного и морского духовенства. 19 14. 1янв., 1С. 6 РГИА. Оп. 5. Д. 8457. Л. 25 33.
60 Высочайшие награды по ведомству военного и морского духовенства 67
Теперь, когда основные вехи службы протоиерея Павла Федоровича
Извекова выявлены, можно отметить, что, большую часть жизни он провел
вне Калужского края. Скорее всего, именно по этой причине здесь не
встречаются материалы о нем.
Пересылая в наш адрес собранные биографические материалы из
жизни священника П Извекова, исследователь краевед из Житомира
И Кучурук сообщил, что к концу 2002 года он планирует издать книгу о
житомирских храмах. Поскольку ему известно, что в одном из них, в Серафимовской
гарнизонной церкви. в начале ХХ века служил протоиерей
П Извеков, благочинный 5 й пехотной дивизии и священник 17 го Архангелогородского
полка, то ему хотелось бы узнать некоторые моменты о
его жизни после 19 17 года когда отец Павел вышел в отставку, о дате его
смерти и месте захоронения. Больше всего И Кучурку хотелось бы узнать
о потомках священника. Ему известно, что у отца Павла было восемь
детей. Один из них был Николай, который родился 30 июня 1874 года.
К сожалению, переписка с И Кучуруком не сложилась. Да и вряд ли
мы смогли бы сказать ему на сегодняшний момент больше того, что он
любезно передал в наше распоряжение. Однако, полученные биографические
данные о священнике П. Ф. Извекове являются хорошей предпосылкой
к дальнейшей систематизации информации о калужских священнослужителях.
определения их родственных связей, родословных линий и
восстановления историй семей на рубеже XIX ХХ веков. Именно такой и
подобной ей информации не хватает сейчас тем, кто, вступив в XXI век,
хотел бы, восстановить историю своей семьи из глубины веков.
Примечания 1Извеков И Извеков А Баранов С 500 лет на службе России
Дворян. род Извековых от вяземских вотчинников до наших дней.
СПб. Наука, 2002. 599 с.
2. Там же. С. 272 273.
3. Там же. С. 298 305.
4. Там же. С. 298 30 1
5. РГИА. Ф. 806. Оп. 5. Д. 8457. Л. 8 13, 17 18 Оп. 10. Д. 158. Л. 4 об.
6 Оп. Д. 76. Л. 4 об. 6.
6. Награды по ведомству о. протопресвитера Вестн. военного и морского
духовенства. 19 14. 1янв., 1С. 6 РГИА. Оп. 5. Д. 8457. Л. 25 33.
Вестн. военного и морского духовенства. 19 15. 5 авг., 15 16. С. 45
сент., 17. С. 5 13 15 нояб., 22. С. 674 Награды военному духовенству
Жизнь Волыни. 19 15. 4 июня, 150. С. 3. 68
7. Высочайшие награды по ведомству военного и морского духовенства Вестн. военного и морского духовенства. 19 15. 5 авг., 15 16. С.
45 сент., 17. С. 5 13 15 нояб., 22. С. 674 Награды военному духовенству Жизнь Волыни. 19 15. 4 июня, 150. С. 3.
8. Извеков И Извеков А Баранов С 500 лет на службе России
Дворян. род Изве 1швых от вяземских вотчинников до наших дней.
СПб. Наука, 2002. С. 302 303.
Завершая обзор истории семьи дьякона Федора Извекова из Малоярославецкого
уезда Калужской губернии в XIX веке, мы хотели бы высказать
некоторые предположения о том, что и у него в свою очередь были братья
и сестры и более старшие сопряженные родственники. Не исключено, что
в родстве с дьяконом Федором кровные или двоюродные братья состоял
Карп Извеков, дед Патриарха Московского и всея Руси Пимена. Эту смелую
гипотезу мы обосновываем на ряде авторитетных источников. Одним
из них является автобиография Сергея Михайловича Извекова, собственноручно
написанная им сразу в послевоенные годы Великой отечественной
войны, когда он был введен в штат Московского патриархата документ
хранится в архиве Отдела внешних церковных сношений Московского
патриархата
В этом документе митрополит Пимен написал Отец Извеков Михаил
Карпович, 1867 года рождения, уроженец Калужской губернии, Малоярославецкого
уезда Бабичевской волости село Кобылина. В течение 40
лет работал в должности механика на Богородицком хлопчатобумажном
комбинате. Умер в Богородске Ногинск в 1942 году
Важным подтверждением гипотезы о происхождении предков патриарха
Пимена из Малоярославецкого уезда Калужской губернии является и
публикация протодиакона Сергея Голубцова Церковный композитор Г
Извеков 6 1Мы продолжаем исследование информации, опубликованной
в книге За Христа пострадавшие о том, что Г Извеков является дальним
родственником покойного Патриарха Пимена Извекова
Родословная и поколенная роспись семей братьев Тимофея, Якова ИаковаJ, Евстрата и Павла Федоровичей Извековых представлена в виде
схемы.6
6 1Голубцов С. Церковный композитор Г Извеков Моск.журн. 2004. 2. С. 27 32.
62 См. прилож. 4, табл. продолж. 1схема Г 69
Просвещенное калужское духовенство
Вторым автором о первом протоиерее Михаиле Тимофеевиче Извекове
мы рассказали выше публикаций в изданиях калужских уездных и
епархиальных ведомостей и приложений к ним в конце XIX начале ХХ
века по вопросам православной церкви за подписями М. Из в, М. Изв.,
И. М. и М. Извеков был Михаил Сергеевич Извеков. В делах фондов РГИА
мы обнаружили формулярный список и о его службе помощника смотрителя
Калужского духовного училища, кандидата богословия Михаила Сергеевича
Извекова за 1895 год из которого следует, что в этот период он,
кроме исполнения своих основных обязанностей, вел курс священной истории
в училище. В 1895 году ему было 43 года. Он родился в семье причетника
Калужской губернии.
Духовное образование Михаил Сергеевич получил в Калужской духовной
семинарии 1868 1875 и в Санкт Петербургской духовной академии 1875 1879 Закончив академию по церковно историческому отделению
он был удостоен Советом академии в звании кандидата богословия и
утвержден в нем высокопреосвященным Исидором, митрополитом Новгородским
и Санкт Петербургским 14 мая 1879 года с предоставлением
ему права на преподавание в семинарии и при искании степени магистра
не держать нового устного испытания
По направлению Святейшего синода М Извеков вступил в службу в
Слуцкое духовное училище учителем арифметики и географии с 1сентября
в 1879 году. Но уже в марте 1880 года Михаил Сергеевич правлением
Калужского духовного училища был избран и его преосвященством Григорием,
архиепископом Калужским, утвержден в должности помощника
смотрителя Калужского духовного училища, с обязанностью заведовать
делопроизводством по учебно воспитательной части и библиотеками
учительской и продажной
63
Указами Правительствующего сената М Извеков на протяжении
своей последующей службы в Калужском духовном училище утверждался
в чинах коллежского асессора 1879 надворного советника 1883 коллежского
советника 1887 статского советника 189 1В 1894 году за
прослужение двенадцати лет сряду на одной и той же должности не
ниже V класса всемилостивейше пожалован кавалером ордена святой
Анны 3 степени
64
М. С. Извеков был женат на Марии Дмитриевне, дочери умершего протоиерея
у них были дети сын Михаил р. в 1892 г. дочери Ольга р. в 1884 г. Елизавета р. в 1888 г. Мария р. в 1890 г. Анна р. в 189 1г
63 РГИА. Ф. 796. Оп. 437. Д. 952. Л. 37 об.
64 РГИА. Ф. 796. Оп. 437. Д. 952. Л. 38 38 об. 70
Собранные нами материалы о священнослужителях Извековых XIX
начала ХХ веков к 2002 году и значительно систематизированные за пять
прошедших лет, очевидно, составят основу для последующего целенаправленного
исследования Калужской ветви древнего рода Извековых.
Это предположение обосновывается тем фактом, что подавляющее
большинство установленных нами священников с фамилией Извековы в
XIX веке являются выходцами из волостей и уездов, составлявших в прошлом
Калужскую губернию и получивших свое первоначальное духовное
образование в Калужской духовной семинарии. У всех у них были предки в
XVIII веке, но их сословное происхождение из собранных документов четко
не прослеживается. Не исключено, что ближайшие предки многих из священников
XIX века происходили из дворянских семей, однодворцев, крестьян,
мещан. В архиве нашего исследования пока нет сведений об Извековых,
живших в волостях и уездах Калужской губернии в XVIII веке.
Нам же представляется, что при всестороннем и углубленном изучении
собираемых документов и материалов о калужских Извековых возможно
восстановление вроде бы безвозвратно утраченных фамильных связей
между представителями одной ветви древнего рода. В принципе, это один
из выводов, который можно сделать на этапе уже проведенной работы,
основные моменты которой изложены в предлагаемом читателю генеалогическом
очерке.
Приступая к исследованию ветвей древнего дворянского рода Извековых,
вышедших из Вязьмы, мы исходили из известных нам данных о том,
что еще в XVI веке около Калуги представители этого рода братья Константин
и Улан Захарьичи Извековы имели земли. Они упоминаются в Дворовой тетради 1550 х годов как дворовые по Медыни. По писцовым
же материалам XVII века из РГ АДА нам известны более десяти землевладельцев
рода Извековых на территории будущей Калужской губернии в
Козельском, Воротынском, Мещовском и Хотмышском уездах. Можно пока
лишь предположить, что именно эти сведения станут доказательством того,
что все Извековы из Калужской губернии имеют одно общее начало от
вяземских Извековых.
Мы смогли проследить генеалогию и расселение в России различных
древних ветвей рода Извековых Орловской, Тверской, Курской от
вязьмичей с конца XV века и практически по ХХ столетие. Теперь, аналогичная
задача поставлена нами и для калужских Извековых. Мы надеемся,
что проведенная работа по сбору данных о священнослужителях
XIX ХХ веков, позволившая выявить именно в Калужской губернии
среди многих Извековых порядка 50 ти служителей церкви, поможет в
решении проблемы установления родственных связей вяземских и калужских
ветвей. 7 1
Следует отметить, что наш список священнослужителей XIX начала
ХХ веков согласуется с данными калужского генеалога В Легостаева,
любезно предоставившего в наш адрес сведения из своей картотеки по
священнослужителям Калужской губернии, в которой значатся и Извековы.
Напомним так же, что на примере предшествующих исследований ветвей
древнего дворянского рода Извековых нам удалось показать, что фамилия
этого рода не является нареченной присвоенной, данной где то в
церковных кругах и поэтому не связана с церковными обрядами и обычаями,
а потому и не может иметь искусственный церковный признак.
Извековы это характерный пример образования древней фамилии на
Руси от слов, определяющих некоторые физические недостатки Извековать
или извечить изувечить, искалечить В Даль вышедших ныне
из обихода. Теперь, на примере калужских священнослужителей Извековых
мы лишний раз убедились в том, что эта фамилия не появилась в
процессе обучения студентов в стенах Калужской или какой либо другой
духовной семинарии.
Рассказ о священнослужителях с фамилией Извековы был бы неполным,
если бы мы не сказали о патриархе всея Руси Пимене Сергее Михайловиче
Извекове 19 10 1990 Рассказ о нем здесь получился бы
слишком большим, поэтому очерк о его жизни и деятельности мы выносим
в приложение.
65
Баранов С Извеков А Извеков И
65
См. прилож. 1Историко биографический очерк о патриархе Московском и
всея Руси Пимене 72