А Гончаров, Москва
Ш ГРl ДНЫ6 ЗПl КИ
РОGGИЙGКОЙ ИМП6РИИ И GOB6TGKOГO GOIOЗl
В GИGT6M6 ГОGУДl РGТВ6ППЫХ Пl ГРl Д
GОВР6М6НПОЙ РОGGИИ см. илл. на 8 й стр. цв. вкладки
Одно из слагаемых процесса оформления современной российской государственности
предусматривает разработку и принятие собственных
символов государственного суверенитета, таких как герб, флаг, гимн, а
также формирование новой системы наград, являющихся неотъемлемой
частью любого государственного образования. Произошедшее в России в 199 1году изменение формы государственно политического устройства
страны повлекло за собой смену государственных символов, а вместе с
тем послужило причиной появления новой наградной системы и наградных
знаков ОТЛИЧИЯ.
Следует отметить, что созданная к настоящему времени наградная
система Российской Федерации представляет собой оригинальное явление,
несомненно, заслуживающее особого интереса, хотя бы потому, что
начало её формирования было положено в переломных внутриполитических
и сложных экономических условиях, на стыке двух полярных эпох
отечественной истории.
Современная наградная система Российской Федерации начинает
свою историю с подписанного 2 марта 1994 года президентом Б Ельциным
Указа 442 О государственных наградах Российской Федерации
Согласно данного указа, в целях высшего поощрения российских граждан
в действие был введён сразу целый комплекс новых общефедеральных
наград, состоящий из пяти орденов, одного знака отличия и восьми
медалей 13
6 В список установленных наград вошли орден За заслуги перед
Отечеством орден Мужества, орден За военные заслуги орден Почёта,
орден Дружбы, Знак отличия За безупречную службу медаль ордена За заслуги перед Отечеством а также медали За отвагу За спасение
погибавших Суворова, Ушакова, Нестерова, За отличие в охране
гос Q,арственной границы и За отличие в охране общественного порядка
3 Учреждённые наградные знаки, по мнению их разработчиков, спо 136 См. Указ Президента РФ от 2 марта 1994 г. 442 О государственных наградах
Российской Федерации Собрание законодательства Российской Федерации. 1994, 3, ст. 158. 137 Там же. 149
собны были охватить самый широкий спектр различных по своему характеру
и степени значимости заслуг, направленных на обеспечение благополучия,
процветания и безопасности России 138
Данные ордена и медали дополнили список уже имеющихся государственных
наград, установленных законами Российской Федерации в 1992 1993 годах. Напомним, что в этот период было установлено звание Герой
Российской Федерации со знаком особого отличия медалью Золотая
Звезда а также учреждены медали Защитнику свободной России и 50
лет Победы в Великой Отечественной войне 194 945 гг. 139 В перечень
современных наград также входят и восстановленные Указом Президиума
Верховного Совета 2424 1от 2 марта 1992 года императорский орден
Святого Георгия и Знак отличия Георгиевский Крест. Этим же указом были
сохранены советские Оfодена Суворова, Ушакова, Кутузова, Нахимова и
Александра Невского, 10 награждения которыми в послевоенное время
производились крайне редко.
Таким образом, современные ордена, знаки отличия, медали и почётные
звания имеют два правовых уровня уровень законов Российской
Федерации и уровень указов президента России.
В основу построения общефедеральной системы наград, как декларировали
её создатели, были заложены принципы возрождения исторических
традиций наградной практики Российской империи и принципы сохранения
традиций и правил действия наградной системы Советского Союза.
Однако на сегодняшний день мы не имеем от чиновников Управления
по кадровым вопросам и государственным наградам при Президенте
России чётко сформулированного обоснования своих решений и действий
в вопросах наградного творчества, связанных с процессом разработки и
принципами формирования комплекса современных государственных наградных
знаков. К тому же, мы не имеем и обоснований критериев отбора
при восстановлении отдельных дореволюционных наград и причин сохранения
ряда орденов и медалей Советского Союза. Не имеем, в итоге, и
официального закрепления представленных обоснований в правовой базе
наградной системы Российской Федерации. 138 См. Статут ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Утверждён
Указом Президента РФ от 1июля 1998 г. 757. 139 Закон РФ 2553 1от 20 марта 1992 г. Об установлении звания Героя Российской
Федерации и об учреждении знака особого отличия медали Золотая
Звезда Закон РФ 3 183 1от 2 июля 1992 г. Об учреждении медали Защитнику
свободной России Закон РФ 5336 1от 7 июля 1993 г. Об учреждении медали 50 лет Победы в Великой Отечественной войне Ведомости Съезда Народных
депутатов и Верховного Совета РФ. 1992, 14. Ст. 7 19 32. Ст. 1865 1993,
32. Ст. 1238. 140 Указ Президиума Верховного Совета 2424 1от 2 марта 1992 г. О государственных
наградах Российской Федерации Ведомости Съезда Народных депутатов
и Верховного Совета РФ. 1992, 14. 150
В связи с отсутствием такой информации в вопросе о принципах формирования
наградной системы Российской Федерации мы можем выдвинуть
два предположения
Во первых, существующая в настоящее время государственная наградная
система явилась желаемым результатом её создателей, поставивших
перед собой цель продолжения традиций, сложившихся в отечественной
наградной практике предшествующих исторических периодов. В
связи с этим, при разработке художественных проектов новых наградных
знаков были использованы принятые в качестве современных государственных
символов государственные символы Российской империи. К тому
же нормативно правовая часть общефедеральной наградной системы была
основана на базовых положениях наградного законодательства Советского
Союза.
Во вторых, на данный момент времени создатели современной отечественной
наградой системы так и не смогли поставить или не ставили вовсе
перед собой задачи по выработке каких либо собственных, принципиально
новых критериев её существования и дальнейшего развития.
Данное предположение, на наш взгляд, находит своё подтверждение в отсутствии
чётко выраженного социально идеологического стержня, который
определял бы общий характер наградной политики Российской Федерации,
как суверенного государства, и отличал бы её от наградной политики
как Российской империи, так и Советского Союза. И отличал, в первую
очередь, хотя бы по той причине, что демократическое государство имеет
иную общественно политическую направленность, нежели самодержавный
абсолютизм с его сословно представительской наградной системой, и
советский, тоталитарный режим с его партийно бюрократической системой
государственных поощрений.
Таким образом, действующую в настоящее время общефедеральную
наградную систему следует охарактеризовать как синтезированный продукт,
вобравший в себя как сохранённые наградные знаки и традиции советской
наградной практики, так и реанимированные наградные знаки
отличия, наградные элементы, и атрибуты, некогда установленные в наградной
системе Российской империи.
Важно отметить, что каждая из отечественных наградных систем
редшествующих исторических периодов представляла собой сложный
идеологический механизм обслуживающий соответствующие государственно
политические системы, создавшие его, и выражающий интересы
господствующего класса или верховных органов политической власти.
Следуя любому из двух выдвинутых нами предположений, можно сделать
вывод, что на сегодняшний день российская наградная система
представляет собой некое эклектическое образование, пытающееся, и зачастую
чисто механически, совместить в себе и использовать богатые
традиции и предшествующий опыт отечественной наградной практики,
предварительно трансформировав их, приведя в соответствие с современными
требованиями. 15 1
Доказательством данного вывода служит тот факт, что на сегодняшний
день комплекс государственных наградных знаков включает в себя ордена,
знаки отличия, медали и почётные звания трёх исторических периодов
Российской Империи, Советского Союза и собственно новые наградные
знаки Российской Федерации, часть из которых, к тому же, или носят аналогичные
названия, или были созданы на художественной основе как дореволюционных,
так и советских наград.
В связи с этим и наградная символика, которая призвана предоставлять
информацию не только о происходящих исторических событиях, но и
о социально политическом состоянии общества, у современных наград
несёт в себе совершенно различную, скажем так, смешанную смысловую,
идейную и культурно историческую нагрузку. Прежде всего, это различие
ярко выражено в использовании как советской, так и имперской символики.
Оно непосредственно прослеживается в форме самих наградных знаков
в крестах традиционном олицетворении победы добра над злом, и в
богоборческих пятиконечных звездах.
Необходимо учитывать и тот факт, что с самого начала своего становления
процесс формирования и развития современной российской наградной
системы осуществлялся под руководством группы чиновников, не
имеющих специального образования. Председателем Комиссии по государственным
наградам Российской Федерации, а в последствии и начальником
Службы, а далее и Управления по государственным наградам, была
назначена бывший врач хирург из Архангельской области Н Сивова.
Она получила столь высокую руководящую должность не благодаря особым
знаниям фалеристической практики, а по причине своей принадлежности
к депутатскому корпусу сначала на своей малой родине а позднее,
в 1990 1993 годах, в Верховном Совете РФ 14 1
Из всего состава созданной в 1992 году Комиссии по государственным
наградам только один её представитель, И Можейко, имел историческое
образование, учёную степень доктора наук, а также необходимые
знания и опыт в области как отечественной, так и мировой фалеристической
практики. В списке его научных трудов значатся такие известные работы,
как Беседы о фалеристике. Из истории отечественных наградных
систем М., 1990 Должностные знаки Российской империи М., 1993 в
соавт. Награды М., 1998
Прочие же члены Комиссии при обсуждении вопросов, связанных с
созданием новой наградной системы, и принятии решений в процессе отбора
проектов наградных знаков могли руководствоваться лишь собственным,
внутренним пониманием нравственных ценностей, эстетическими
нормами и принципами, а также личным эмоциональным восприятием, а 14 1См. Указ Президента РФ от 7 декабря 1994 г. 2 163 О Службе государственных
наград Президента Российской Федерации 152
никак не специальными знаниями фалеристики и научно практическими
навыками в этой области. На сегодняшний день всё тот же круг чиновников
устанавливает и осуществляет государственную наградную политику и
практику.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что недостаточный
профессиональный, преимущественно самодеятельный уровень руководителей
современной наградной практики, бесспорно, влияет и на саму
практику. А созданная к настоящему времени российская наградная система
является непоследовательным образованием по своей форме и алогичным
по сути.
Кроме того, введение в современный наградной комплекс орденов
Святого Апостола Андрея Первозванного и Святого Георгия, а также Знака
отличия Георгиевский Крест, заимствованных из наградной системы
императорской России и преподнесённых обществу с пафосной формулировкой возрождение исторических традиций по ряду причин просто неуместны
в современной России. Во первых, на наш взгляд, является некорректным
установление в светском, к тому же многоконфессиональном
государстве наград, носящих имена христианских святых. Некорректно же
и вручение наградных знаков, выполненных в форме креста и имеющих
изображение святого, гражданам, не принадлежащим к христианскому вероисповеданию.
Во вторых, представленные награды относятся к дореволюционным
кавалерским орденам и знакам отличия. Следовательно, с
юридической точки зрения, право на бытование единого чина орденов кавалерских
российских 142 может находиться в исключительной компетенции
Императора Всероссийского. Однако, в связи с отсутствием легитимной
передачи власти в октябре 19 17 года, должность Верховного начальника
российских кавалерских орденов, со всеми приличествующими этой
должности правами осталась вакантной. Поскольку Российская Федерация
является непосредственной правопреемницей Советского Союза, который
не имел, да и не нуждался в обретении прав на использование
идеологически чуждых имперских наградных знаков, современная Россия
также подобными правами не обладает. Данное условие не позволяет нам
говорить о каких либо нравственных и уж тем более юридических правах
овременного российского государства на наградные знаки, существоваве
в дореволюционной России. Это относится и к культурноорической
преемственности в деле возрождения имперских наград.
о этой причине так называемые восстановленные в Российской Фе
е а ии ордена Святого Апостола Андрея Первозванного и Святого Георn Знак отличия Георгиевский Крест, а также осовремененные Знак от За беспорочную службу и медали За спасение погибавших За 2 о И ператорскому Установлению для орденов кавалерских российских
от 5 апреля 1798 г., российские ордена были признаны едиными кавалерским чином
или орденом ПСЗРИ. Собр. первое. СПб., 1830. Т. 24. 17908. 153
труды по сельскому хозяйству За заслуги в проведении Всероссийской
переписи населения являются по своей сути новыми наградными знаками,
учреждёнными новым государством наградными знаками, названия и
внешний вид которых аналогичны или схожи с дореволюционными кавалерскими
орденами, знаками отличия и медалями.
Однако, приняв для себя в качестве приоритета желание следовать
наградным традициям Российской империи, современные разработчики
забыли о ярко выраженной сословной принадлежности дореволюционных
наград. А потому, не задумываясь, перенесли их правила действия в современное
общество, не учитывая изменения исторической обстановки и
нарушая тем самым принципы социального равенства.
Хотелось бы напомнить, что в Советском Союзе все граждане имели
равные возможности для получения государственных наград, в том числе
и высших орденов. Поэтому наградная система Союза ССР представляется
нам куда более демократичной, нежели вновь созданная наградная
система Российской Федерации. 154
8
GИМВ ЛИК 1
Бt ЛТИЙGКИХ 1ВИ 1Т Р В см. стр. 155
Фото 1Фото 2.
Фото 4. Фото 5. Фото 6.
Фото 8. Фото 9. Фото 10.
Фрагмент коллекции В Герасимова.
Фото З.
Фото 7.
Фото