| ||||||
![]() | ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
![]() | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №90 (2006) › Шустова Ю.Э. Геральдические композиции государственной символики в российских изданиях второй половины XVII в. | ||||||
Шустова Ю.Э.
Геральдические композиции государственной символики в российских изданиях второй половины XVII в.// Гербовед. №90 (2006)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2006. № 4 (90). С. 97-112, 177 (третья страница обложки) Аннотация: Геральдические и геральдике-поэтические композиции являлись одним из важнейших элементов кириллических печатных книг, издававшейся за пределами Московского государства, начиная с конца XV в. Как правило, они помещались на обороте титульного листа книги и содержали ксилографическое изображение герба и стихи, прославляющие его носителя, или интерпретирующие геральдические символы в соответствии с достоинствами рода ("дома") или одного (нескольких) его представителей. Об авторе публикации/статьи: Шустова Ю.Э. Просмотр публикации в формате PDF: ›
![]()
› См. также другие статьи автора: Шустова Ю.Э.
в библиотеке найдено еще 4 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать ![]() Объем текста: 46547 знаков (с пробелами)
Ю Шустова, к и., Москва Г6РАЛЬДИЧ6GКИ6 КОМПОЗИЦИИ ГОGУ ДАРGТ86ППОЙ GИМ.GОЛИКИ 8 РОGGИЙGКИХ ИЗДАНИЯХ GТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII 8. см. илл. на 3 й стр. обложки Геральдические и геральдике поэтические композиции являлись одним из важнейших элементов кириллических печатных книг, из ававшейся за пределами Московского государства, начиная с конца XV в. Как правило, они помещались на обороте титульного листа книги и содержали ксилографическое изображение герба и стихи, прославляющие его носителя, или интерпретирующие геральдические символы в соответствии с достоинствами рода дома или одного нескольких его представителей. По типологии основной комплекс поэтике геральдических композиций составляли частные гербы, хотя известна традиция поэтике геральдических композиций городских гербов, корпоративных Львовское Успенское братство мифологических Иисус Христос и гербов глав государств государственных символов например в молдавских изданиях. Геральдике поэтические композиции как элемент печатной книги следует рассматривать как особый вид исторических источников, объединяющий изобразительно символический и словесно символический текст. Причем символическое значение этих композиций является смыслообразующим. Хотя в книгах встречаются часто и изображения гербов без поэтических интерпретаций, последние, в случае их наличия, являются органическим дополнением к ксилографии и подчеркивают смысл геральдической символики в связи с конкретными обстоятельствами или в связи с самим фактом издания данной книги. 1 См. Шустова Ю Особенности геральдической поэзии конца XVI XVII вв. по изданиям типографии Львовского Ставропигийского братства Вспомогательные исторические дисциплины Специальные функции и гуманитарные перспективы Тезисы докладов и сообщений XIII научной конференции. М., 200 1С. 138 142 Она же. Герб Иисуса Христа в украинских печатных изданиях XVII в. Гербовед. 2004. 4 70 С. 78 84 Она же. Проблема комплексного источниковедческого исследования предисловий и посвящений изданий Львовской братской типографии конца XVI XVII века Федоровские чтения. 2005 Сост. М Ермолаева, А Самарин Отв. ред. В Васильев. М. Наука, 2005. С. 23 1247 Она же. Символика Львовского ставропигийского братства Гербовед. 2005. 2 80 С. 94 104 Она же. Поэтикогеральдическая композиция на герб Ирины Вишневецкой в Учительном Евангелии Кирилла Ставровецкого Рахманов, 16 19 Гербовед. 2005. 7 85 С. 7 176. 97 Со второй половины XVII в. украинским типографиям приходилось менять традиции книгоиздания, учитывая специфику, сложившуюся в Московском государстве. В том числе это коснулось практики издания геральдических композиций, отсутствовавших в осковских печатных книгах. После 1654 г. геральдические композиции становятся скорее исключением в киевских изданиях. Связано это было в первую очередь с тем, что геральдические композиции выполняли особую роль в изданиях частных типографий в Речи Посполитой и других странах Западной Европы. Прежде всего, они должны были подчеркивать особое расположение тех или иных знатных лиц к книгоизданию, в том числе не маловажную роль в этом играл и материальный фактор поддержки меценатов, и стремление издателей обеспечить всестороннюю поддержку благодетелей типографии в будущем. В России книгоиздание осуществлялось централизовано и Московский Печатный двор имел статус приказа государственного учреждения, осуществлявшего издание книг Повелением благочестивейшаго Великаго государя нашего царя и Великаго князя благословением же в духовном чине отца его и богомольца, Великаго господина святейшаго кирь патриарха Московскаго и всея России Эта фраза являлась обязательной составной частью формуляра предисловий московских изданий. Никаких других меценатов и благодетелей способствовавших изданию книг просто не было. Типографии Киево Печерской Лавры пришлось следовать нормам, выработанным в книгоиздании Российского государства. В киевских изданиях второй половины XVII в. практически полностью исчезают геральдические композиции. Однако в некоторых изданиях, чаще всего в авторских и очень редко в богослужебных книгах, появляются геральдические композиции. Это гербы российских царей и царевичей Алексея Михайловича, Алексея Алексеевич Федора Алексеевича, Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича Они воспринимались киевскими типографами как личные гербы государей в европейской традиции частных гербов, которая была органична для украинской и польской культуры XVII в. Символика российского герба воспринималась как родовые эмблемы герба московских государей. Впервые российский герб появляется в качестве центрального элемента гравюры в Патерике Печерском 166 1г. Изображение государственного русского герба осеняется благословением Спасителя и Богоматери, и, в свою очередь, как бы покрывает собою соборную Успенскую церковь Киево Печерского монастыря, со стоящими по сторонам ее преподобными Печерскими. Эта сложная композиция, выполненная одним из талантливейших граверов Ильей, видимо, была сделана по инициативе настоятеля Киево Печерской Лавры Иннокентия Гизеля, который стремился наладить тесные отношения с Москвой, в том числе и в области книгоиздания. Роскошное издание Патерика И. Гизель, несомненно, собирался поднести 98 русскому царю и помещение здесь государева герба должно было выступать в том семантическом значении, в каком воспринимались гербы в киевских изданиях в первой половине XVII в. Интересно, что украинская традиция помещения геральдических композиций была использована и при издании первой печатной московской библии. Издание Библии Московским Печатным двором в 1663 г., явилось по сути переизданием с незначительными изменениями Острожской Библии 158 1г., в которой Иван Федоров поместил ряд стихов, интерпретирующих герб князя Константина Константиновича Острожского. Библия 1663 г. содержит поэтика геральдическую композицию см. рис. 1Причем, помещенный в сложную композиционно гравюру с цитатами из Священного Писания, изображений сцен из Ветхого и Нового Заветов, карты Москвы, герб можно рассматривать именно как лич. ный герб Алексея Михайловича, что подчеркивают литеры, помещенные вокруг двуглавого орла В ГЦВ К А М В В М Б Р С которые читаются как царский титул Великий Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Великия и Малыя и белыя России самодержец Именно такое понимание двуглавого орла под тремя коронами содержится в Указе Алексея Михайловича, изданном через пять лет после рассматриваемой Библии, О титуле царском и о государственной печати от 14 декабря 1667 г. Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и белыя России самодержца, Его Царскаго Величества Российскаго Царствия 2. Следует подчеркнуть, что именно на гравюре герба в Библии 1663 г. впервые после изображения на печатях Лжедмитрия 1крылья орла подняты и расправлены. В лапах орла знаки царской власти в правой скипетр, в левой держава. На обороте листа помещены геральдические стихи. Впервые они были опубликованы А Лакиером в 1855 г. в труде Русская геральдика 3 В них автор скрупулезно объясняет семантику всех символов государева герба орла, скипетра, державы, корон, всадника, поражающего змия Орла сугубоглавство образ сугубодержавства, Алексия царя над многими странами начальства. В десней скиптр знамения царствия, В шуей же держава его самодержавствия. Бысть глав трезубия венцы, Троици содержащие концы. Посылаемии на главы побеждающих враги, 2 Полное собрание законов Российской империи первое СПб., 1830. Т. 142 1 С. 708 709. 3 Лакиер А Русская геральдика. М., 1990. С. 85. 99 Просящих от нея помощи крепкия руки. Успевай и царствуй, великий Царь, в новом Израиле. Наставляй и управляй и по Христе Спасителе, Гlобеждай копием сопротивнаго тя змия, Наипаче же мечем духа еретика злаго. Интересна здесь трактовка трех корон как символа Св. Троицы. Также следует обратить внимание на восприятие Московского государства как нового Иерусалима причем эта трактовка стихотворного текста перекликается с надписью с гравюры из книги Песня песней 3 Дщери Сиони, изыдите, и видите в царе Соломоне, в венце, в нем же венча мати его в день женитьбы и далее Се царь правдивый царствует, и начальницы судом владети начнут Ис. 32 1То, что это герб Алексея Михайловича подчеркивает и портретное изображение царя, поражающего змия. Опять же стихи перекликаются с цитатой из Пророчества Исайи, обрамляющее изображение орла Аз поставих царя с правдою и вси пути его прави Ис. 55 13 Часто в своих книгах к образу герба царя Алексея Михайловича обращался Лазарь Баранович 1593 1693 архиепископ Черниговский и Новгород Северский, писатель, полемист, поэт. Он воспевал московского царя сквозь геральдическую призму в своих и украинских, и польских стихах. Книги Лазаря Барановича образцы лучших в художественном плане киевских изданий с многочисленными сложными барочными гравюрами. В 1666 г. в типографии Киево Печерской Лавры была издана книги Лазаря Барановича Меч духовный рис. 2 На оборотной стороне титульного листа помещены стихи На его пресветлаго царского величества знамение также в книге имеется Предословие обращенное лично до царя Алексея Михайловича Простирающийся над орлом плащ омофор Пресвятой Богородицы символизирует покровительство единству Российского государства и присоединенных православнь, х земель Украины. В 1670 г. выходит книга Л. Барановича на польском языке Zywoty swi tyсh в которой российский герб сопровождается геральдическими стихами к царевичу Федору Алексеевичу рис. 3 Книга Лазаря Барановича Lutnia Apollinowa kozdey sprawie gotowa Киев Типография Лавры, 167 1содержит несколько геральдических и символических композиций рис. 4 На Л. 2 об. помещены герб России двуглавый орел, увенчанный тремя коронами, держащий в лапах скипетр и державу и, ниже, всадник с лютней. Оба изображения вплетаются в единый символический образ, который объясняется стихами, поясняющими символику Орла, Коня, Лютни 100 Рап iss za sobq kazat, tu Коп Ьiezy, А Огуеt ieszсze leсi wstzd kto lezy. Ву Коп wesoto Ьiegl Lutnia przygrawa, Wesotego mu tak Ьiegu dodawa. АЬу wesoto Orzet leсiat w gur Apo Strunq swq rozЬija сhmor В этом стихотворении прославляются мчащийся на коне рыцарь и парящий орел и высказывается презрение тем, кто лежит или ползает возможно, перекличка с не изображенным здесь, но подразумеваемым, образом всадника, поражающего змия А чтобы конь весело бежал лютня играет чтобы орел весело парил в небе Аполлон струнами своими разгонит тучи Образ рыцаря, побеждающего тьму, также перекликается с образом царя, сражающегося с врагами для светлого царствования На следующем листе Л.З книги Лазаря Барановича Lutnia Apollinowa kozdey sprawie gotowa поэтическое посвящение царю Иоанну Алексеевичу, имеющее заголовок Na herble przeswietne сarskiego weliсzestwa На герб пресветлого царского величества Rzсerz ten Ьiega, wtoсzniq Smoka pruby, Ze si az zi dotey musiat pusсiс dushy. А inne smoki wshystkie iego boiq, Niс Ryсerzowi z tego nie wystroiq. OЬiega Ryсerz ten ziemie do kota, Nikomu nas miaс nie da z sieЬie zdota, Zawshe па Koniu, pod koniem nie bywa, Gtowa, ktora si nari pomknie, nie zywa. А orzet laсa ро powietrzu soble, Trzyma Когопу, przyznaс ze w ozdoЬie. Wshystkie si ptahi iak swey bojq gtowy, Со orzet kaze, ptah dzialaс gotowy, W pazurze Berto, w drugim Swiat piastuie, Krzyz ma па Gtowie пiеЬо opanuie. В этом геральдическом стихотворении Лазарь Баранович обращается к этимологии двух символов рыцаря, побеждающего змия, и орла. Рыцарь символ мужества, силы, защиты от врагов. Победа рыцаря над змием залог того, что и все другие драконы змии его должны бояться. Рыцарь на коне объезжает все земли, не давая в обиду никому всех живущих на этих землях. Он всегда на коне, под конем не бывает и тот, кто против него пойдет не устоит не будет жить Орел, подчеркивает Баранович, символ свободы. Орел, свободно парящий по воздуху, украшенный коронами залог безусловного подчинения ему всех птиц. В одной лапе орел 10 1 держит скипетр, в другой державу мир пестует а крест на голове на центральной короне в гравюре символ власти в небе. В этом стихотворении очень образно сочетает Лазарь Баранович власть на земле и на небе, то есть земную и духовную, обыгрывая в геральдической символике один из центральных средневековых символов горнее и дольнее, град небесный и град земной. Герб московского царя таким образом сочетает в себе два этих града, два царства. В 1674 г. была издана книга Л. Барановича Трубы словес проповедных на нарочитыя дни Фронтиспис книги представляет довольно сложную композицию, повествующую о царе Алексее Михайловиче сквозь призму разных символов, центральным среди которых выступает изображение герба, повторенное в гравюре трижды рис. 5 В книге помещены и стихи На титулу книги сея На его царскаго пресветлого величества знамение посвящение Алексею Михайловичу и предисловие к нему. Среди проповедей на разные праздники, расположенных в календарной последовательности, Слово утешения царю Алексею Михайловичу по смерти царици Марии Иличны Слово на явление царевича и велика князя Алексея Алексеевича Слово на вторый брак Алексея Михайловича Композиция гравюры фронтисписа представляет собой использование геральдических символов для целого изобразительного повествования. Центральное место композиции занимает двуглавый орел под тремя коронами, на груди изображение царя Алексея Михайловича на коне копьем поражающего дракона. Орел держит в правой лапе меч, а в левой жезл бдящий имеющий три ока, и рядом надпись из книги Иеремии, глава 1Жезл бдящъ, азъ вижу Над орлом парит голубь с веточкой в клюве Святой Дух, над которым читаем надпись из Евангелия от Луки На облацехъ Духъ святы и на идет на тя По правую и левую сторону от голубя небесное воинство, ангелы и архангелы. Справа от орла архангел Михаил, а слева царь Константин, которые соответственно символизируют крепость веры православной как основного оплата московского царя. Под центральным изображением герба российского мы видим композиционно повторяющий символический ряд герба слева направо располагаются всадник царь Алексей Михайлович копьем поражающий дракона с надписью Ты убо яко добръ воинъ крылатый лев с надписью из Апокалипсиса Се победилъ его левъ крылатый бык с надписью из Псалтири Въ труде съ юности двуглавый орел под тремя коронами без щитка на груди и ничего не держит в лапах с надписью из Апокалипсиса Четвертое животно подобное орлу Таким образом геральдические фигуры всадник царь на коне и орел вписаны в символику животных из Апокалипсиса. В нижней, третьей части композиции фронтисписа книги Лазаря Барановича центральное место опять занимает двуглавый орел под тремя коронами, который покрывает своим омофоном Матерь Божия, возлагающая руки на обе головы орла. Этот образ Покрова уже использовался в более ранней книге Лазаря Барановича Меч духовный Киев, 1666 На груди 102 орла изображение Духа Святого голубя, который композиционно повторяет изображение орла с распростертыми и поднятыми вверх крыльями В лапах орел держит по щиту, а под ними подпись из книги Песня Песней Тысеща щитов в сит на нем Справа от орла погрудное изображение Пресветлого царя Алексея Михайловича слева Пресветлой царицы Наталии Кириловны и ниже, справа от орла царевичи Федор Алексеевич, Иоанн Алексеевич, а слева Петр Алексеевич. Причем можно утверждать, что гравер стремился передать сходство изображений с реальными людьми, повторяя не только достоверные одежды, но и изображая старшинство царевичей. Федор Алексеевич изображен отроком, а Петр, самый младший из братьев, маленьким ребенком. Гравюра из книги Лазаря Барановича Трубы словес проповедных на нарочитыя дни отчасти перекликается с наполненной символическими смыслами гравюрой из книги Иннокентия Гизеля Мир с Богом Человеку или покаяние святое, примиряющее человека изданной в КиевоПечерской типографии в 1669 г. рис. 6 На этой гравюре композиция выстроена вертикально. Двуглавый орел изображен над пальмой, по стволу которой надпись Яко жезлъ Аароновъ процвете На листьях также надписи перечисление доблестей и добродетелей, находящихся под покровительством державного орла на листьях справа геральдическая сторона Победа, Слава, Сила, Честь, Богатство, Щасте и слева Тишина, Похвала, Держава, Благолепие, Долгоденствие, Веселие Причем эти надписи можно читать и горизонтальными парами победа тишина, слава похвала, сила держава, честь благолепие, богатство долгоденствие, счастье веселие и тогда они образуют иные смысловые ассоциации и поэтический ряд. Но в любом прочтении эти добродетели относятся к идеальному образу царя с одной стороны, и прославляющие царствующего правителя Алексея Михайловича. На крыльях орла также перечислены добродетели на правом. крыле читаем Вера, Надежда, Мудрость, Правда, Бодрость, Мужество а на левом Любовь, Молитва, Милостыня, Воздержание, кротость, благость В правой лапе орел держит копье, а на переплетающей его ленте написано Язва протывным в левой жезл, на котором написано Мир верным Орел увенчан тремя коронами, на центральной сидит голубь дух Святой держащий в клюве пальмовую веточку. Справа от орла изображен Преподобный Феодосий, а слева Преподобный Антоний, святые Печерские и венчает композицию Свет Бог Отец. Композиция сопровождается геральдическими стихами, имеющими два заголовка. Первый Мир много любящему закон Господень Псалом 155 второй На его царского пресветлаго величества мирное знамение Она повторяет, дополняет и объясняет изрительно словесную композицию гравюры ЦАрь. MHfM, Боr l i. Тронцн, с HEGEс прнзнрАЕ r, Мнром G hнtщ Тро стRЕнн 1ЦАрскн БлАrосломяЕт. 103 Зрнт Двох Орлнх ГЛАВ ДНО С рдЦ в ДНОМ тiлi, ЗнАМЕННЕ то МнрА Б дН Мнр тн в снлi. МнротворчЕ fu Ексн Ты Gын мо лювЕ.зны GнцЕ Б 1АГОСЛОВЛЯ Г ГЛАС Отчнн ВЕСНЫН. й. А ГХ Gвят с свонм мнрным плодом вiтвь ЯВЛЯЕТ, Плод Д Ховнын Лювы Мнр, мнрно НАСЛАЖДАЕТ. Gын ЖЕ БожЕ ПосрЕдннк НАШ н прнмнрнтЕль, GрЕдн СЕРДЦА лювящА сотворн овнтЕль Go МАТЕРЮ сн МнрА н ЗДЕСЯ ВСЕЛЯЯ, G ГАВНШ срЕДН, Мнр ДАЕТ, Грiхн О ГП ЩАЯ. Т Ако влАrословнт ся Боящннся БоrА. МнрнА явi чрЕ.з во.змх ЗДЕ Opt дороrА. 6ro ЖЕ О.ЗВЫШША Г НЕ нных Крыл СНЛА, GтяжАКАЮЩАЯ с Богом Мнр, ДоврАя А iлА G Конх А ЛЕХ О Г Gнлы в GH СП Е.АЯ, ОвномяЕтся ОрЕл С к Gi.чным Лi.тАя. КрылАм Орлнм НА помощ вЕсных Крылi., ХрАНН ГЕ П Ч рскнх, Х р ВНМОК в Tiлi. Мнр от кi.ры ДА Г Я ВЗ МШН ДАЕТ Gi.рным, По протнкным, от Орл язкА l нцЕмiрнын. Go Орлом н вонн Мнром ЩЕдрЕны 6rд ГО КОПНЕМ ЗМН врАr порАЖ ННЫ 6ж ГДА ся С Гр МН Крокн ПО НКА Г, Яко ЖЕЗЛ й.Аронов в Фнннк процвЕТАЕ Г G Фнннк Родящ Повiд н вся Мнрны Плоды Имн ЖЕ НАШ ДА ЖНК Г ЦАрЬ О Г Род в Роды. Иннокентий Гизель, настоятель Киево Печерской Лавры с 1656 по 1683 гг., известен попытками наладить тесные контакты с Москвой, в первую очередь в сфере распространения книг. После присоединения к Московскому государству типография Киево Печерской Лавры могла расчитывать на прирастание рынка сбыта книг, которые существенно отличались от московских изданий и по репертуару и по художественному оформлению. Помещение царских гербов и стихов, прославляющих московского царя в киевских изданиях должно было стать залогом расположения царя к деятельности киевских типографов. Книга Иннокентия Гизеля Мир с Богом Человеку или покаяние святое, примиряющее человека была преподнесена лично царю. Посылая свое сочинение, Гизель просит разрешения продавать ее в преславном царствующем граде и везде на пользу всему народу чтобы во всем Московском государстве любезно и невозбранно книги его приймовали, чли и от них закону Господню научалися 4 Опыт оказался весьма удачным. И. Гизель собирается отправлять в Москву зна 4 Харлампович к. Малороссийское влияние на великорусскую церковную ж изнь. Казань, 19 14. Т. 1С. 44 04 чительное число книги киевского издания, заводит там книжную Лавку, однако уже в 1672 г. книги были подвергнуты духовной цензуре и часть книг запретили продавать, наказывая, чтобы из Киева впредь таких не привозили 5 В 1675 г. такой запрет был направлен и Лазарю Барановичу, чтобы преосвященный архиепископ книг никаких в царственный град Москву на продажу не присылал 6 Изображение герба на гравюре в книге Иннокентия Гизеля Мир с Богом Человеку или покаяние святое, примиряющее человека Киев, 1669 перекликается в своей символике с изображением двуглавого орла, помещенного в рукописной книге Симеона Полоцкого Орел Российский поднесенной им в день новолетия 1сентября 1667 г. царю по случаю объявления великого князя Алексея Алексеевича наследником престола рис. на 3 й стр. обложки Изображение орла помещено в солнце, таким образом парящий орел окружен сиянием солнечных лучей, в которые вписаны 48 добродетелей Вера, надежда, любовь, страх Господень, мудрость, благость, милосердие, кротость, воздержание, благочестие, богопослушание, богославление, смиреномудрие, милостыня, благоутробие, уветливость, нищелюбие, любомудрие, пощение, молитвы, слезы, жертвы, целомудрие, тихость, незлобие, правдолюбие, лжиненавиденье, правосудство, налицанезрение, благоразсудие, правоправление, щедродаяние, добронравие, доб.nесть, словопостоянство, великодушие, странноприимство, церквездание, веры разширение, непамятозлобие, отрада, безместие, бодрость, трезвость, разум, добродетельство, боагорачительство, ревность Образ орла Симеон Полоцкий воспевает в своих стихах Преславный Орле Российский страны, Честнокаменным Венцем увенчаны. Орле преславный, высоко парящий, Славою орлы вся превосходящий. Традиция посвящать книги царю продолжалась в киевских изданиях, не смотря на трудности, которые касались их распространения в Московском государстве. В издании 1700 г. Синопсис или краткое собрание от различных летописцев на листе 1помещен герб российский, по сторонам которого литеры БМ ВГЦ ИВК ФА ВВИМ ИБРС которые читаются Божьей милостью Великий государь царь и Великий князь Федор Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец На обороте титульного листа стихи Его царского пресветлаго величества российскому роду Российский роде, коль ты Благородный И о се Праотец, Афет отец родный, Твой по естеству а Владимир в Дусе, 5 Огi нко lсторiя укра fнського друкарства. Ки fв, 1994. С. 185. 6 Эйнгорн В Книги к иевской и львовской печати в Москве в третью четверть XVII в. М., 1894. С. 19. 105 Отродил тя ест о Христе Исусе. Свобожден еси от ига поганска, Стяжавши себе царя Христианска. ФЕОДОР Божий дар ныне царствует, С тым даром Рассейский Род наш ликовствует. Под кровом Орлих крыл Знамени Царска Не повредит нас луна бесурманска. Летописец сей Россов описует, Корень, и царский род твой извествует. О Федоре Якось дан от Бога За царя Россом, Радость наша многа. Даждь тебе, Боже, долго царствовати, А врагов всяких всегда побеждати Ты еси Роду Россейско у Глава, От Россов буди и от всех слава. В этих стихах используется типичный для геральдической поэзии прием семантики именипрославляемого персонажа. В данном случае Федор Божий дар А также использован еще один распространенный прием соотнесение добродетелей героя стиха с тематикой и значимостью книги. В данном случае речь идет о книге исторической, повествующей об истории Россов и не случайно здесь упомянут князь Владимир, тем самым автор выстраивает параллель между крестившим Русь князем Владимиром и защитником от бесурманов т православия, царем Федором Алексеевичем. Геральдические композиции на российский герб встречаются и в богослужебных киевских изданиях. Так в Полууставе 169 1г. под гербом помещены стихи Знамение то Царския породы, Славит Род царский от Рода в Роды. Орлу прилично летати высоко, Царску ся Роду славити широко. Орляя юность в нем ся обновляет, Царский Род в Царском Роде отражает. Буди Царскому слава всегда Роду, И спеяние мирно, его ж плоду. Эти стихи адресованы царевичу Алексею Петровичу. Это пример довольно посредственных виршей В них прослеживается один мотив преемственность царской династии. Поэтика геральдические композиции приобрели популярность в начале XVIII в. Они становятся важным элементом книги не только киевской печати, но и встречаются в московских и санкт петербургских изданиях. Поэтика геральдические композиции второй половины XVII в. являются важными источниками по истории государственного герба, по истории символики и восприятия эмблем и символов в культуре того времени. 106 Рис. 07 r 1itГ5 т ox KOH ьt 1 i r jн vTИ Н Н 1Hсtлblil IEHMt 1ЩH 1СА ЕГ НАКt i 1t f. с f k ъ 7i i v С r f 1N r, lЧ сu io г r И r т j r 1 l. t 1rJ i itisнь, 8 1 s sёсr 1ri 1ьi 1в А мOr t ГI,ц п г.o ЖfJ. tt rn tf tx, ц., А н г 1rronutt м6g пж i о б r r r 1г.o t l +, i t лл r 1г.irAлo f ff мfr 6 1к 1мfi 16rtt i г.n no r А с г. r ft f o p n. i 1t Пн rно. yJ,r.n и f Z t A it 108 Рис. З. 109 LVTNIA. APOLLINOW кoZDEY SPRAWIE GOTOW А r А к о N А, т, А к. т J J. к l А т R z и fASNJE У BOGV P ZBOSWIEсON.SGO Рис. 4, 0 Рис. 5. ми r 1 r.r X f L 1 г. ОЪ БГОJ.JЪ fA ttK ПOKAli HIG отб 1J г. i 1Р ё с t r с i l i А, t iBНl IH ro ПHсAttlA oiro Н W i ГA li IJ jrr Hlp r. J 1r А 0 1М 1 ti l Сrгон 10 N, 1t f WfflOH AAYf f. K o Гlс 1tfllf 1i Т i.r fl Л.i ь й з с ч г. 1ж и 1о п, r f Hr. f f 1Ф f t G Jч f н 1н т i Г i i 1k 1лiл 1v 1irщ r J. 1inнйл 1 i с У 1т 1т j Рис. 6. 2 Г6Р 1ЛЬДИЧ6GКИ6 КОМПОЗИЦИИ ГОGУ Д 1РGТ86ППОЙ GИМ.GОЛИКИ G РОGGИЙGКИХ ИЗД 1ПИЯХ GТОРОЙ ПОЛО.СИПЫ XVII см. стр. 97 Изображение двуглавого орла, помещенного в рукописной книге Симеона Полоцкого Орел Российский поднесенной им в день новолетия 1сентября 1667 г. царю по случаю объявления в еликого князя Алексея Алексеевича наследником престола. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Шустова Ю.Э. Геральдические композиции государственной символики в российских изданиях второй половины XVII в. (2006)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
![]() | ||||||
© 2007-2023 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
![]() | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |