М Бычкова, к н., Москва
Г6РБЫ PYGGKИX З6М6ЛЬ
G ПОЛЬGКОМ 16РБО.GПИК6 XVI в.
Среди иностранных гербовников, которыми в 80 е гг. XVII в. пользовались
сотрудники Палаты родословных дел, собиравшие и проверявшие
дворянские росписи, упоминается труд польского геральдиста Бартоша Бартоломея Папроцкого Огруд крулевский в русском переводе того
времени Вертоград королевский 1Очевидно, в конце XVII в. эта работа
была переведена на русский язык сохранилась рукопись перевода книги
Папроцкого начала XVIII в.2
Бартош Папроцкий хорошо известен в науке как польский геральдист,
автор книги Гербы польского рыцарства которая и сейчас является
официальным справочником польских гербов XVI в.
Бартоломей Бартош Папроцкий, польский шляхтич герба Гогол родился
около 1543 г., умер в 16 14 г.3 Он получил традиционное воспитание
шляхтича XVI в. сначала в отцовских владениях, затем при дворе владетельного
родственника, с которым ходил в походы, где расширял свой
кругозор, познавал жизнь великих мира сего учился основам политики и
права. Покровителем Б. Папроцкого был видный политический деятель
Петр Горайский с Горайя герба Корсак, которому позднее и был посвящен Огруд крулевский 4
В 1572 г. Папроцкий в составе посольства уехал в Турцию, а вскоре, в 1575 г. он издает свое первое генеалогическое произведение Паноша
За свою жизнь Папроцкий издал в стихах и прозе на польском, чешском
языках и по латыни сочинений по генеалогии больше, чем все его современники.
В сложные для Польши 70 80 е гг. XVI в. Папроцкий был активным сторонником
короля Стефана Батория, стал королевским дворянином и геральдистом,
писал сочинения о победах Батория. В 1584 г. он издает свой
знамен.итый гербовник Гербы польского рыцарства 5. Однако вскоре
после смерти короля он был вынужден уехать в Моравию, где жил в изгнании
один из его покровителей К. Зборовский. Вскоре он увлекся алхимией
и астрономией.
После очередной смены королей в Польше около 16 10 г. он верн лся
на родину, где и умер в 16 14 г. Б. Папроцкий писал до последних дней
Книга Папроцкого Огруд крулевский написанная скорее в изгнании и
изданная в Праге, историко генеалогическое исследование.
В своей книге Папроцкий воссоздает историю правящих домов Европы,
начиная с императоров Священной Римской империи, доведенную до
правления императора Рудольфа с 1576 г. здесь кроме генеалогагеральдических
сведений большое внимание уделено войнам с Турцией
автор отдает дань животрепещущему вопросу внешней политики Польши
во второй половине XVI в. 79
Разработана Б. Папроцким и проблема о порядке и давности правления
истинных королей. Свои теоретические размышления автор начинает
с истории правления библейского царя Соломона далее помещены описания
правлений французских и пот. ких королей, великих князей литовских,
чешских королей и князей, великих князей русских
Как видно, географически Огруд крулевский ограничен регионом,
близким к Польше. История польских королей доведена до правления
Сигизмунда она богато проиллюстрирована условными портретами
польских королей, картинами известных сражений, рисунками гербов.
На л. 204 об. 208 об. помещен раздел О древности русских князей
он начинается с основания Киева Кием, Щекам и Хоривом. В соответствии
с трудами других польских авторов XVI в., русские князья, о которых пишет
Папроцкий, это преимущественно потомки Рюриковичей, чьи земли в XVI
в. входили в состав Великого княжества Литовского, то есть князья Галицкие,
Острожские, другие.
В очерке о русских князьях также есть условные портреты и рисунки
гербов дана краткая история их происхождения.
По мнению автора, русские княжеские гербы имеют древнее происхождение
они уже были у князей, которые приняли греческую веру и начали
подчиняться константинопольскому патриарху Несомненно, здесь
идет речь о киевских князьях и их ближайших потомках. Герб русских князей святой Георгий, убивающий дракона. Кроме того, Галицкие князья, а именно Лев, который заложил Львов имели своим гербом изображение
на золотом щите черный лев, опирающийся на скалу. Отметим, что
сам Папроцкий провел последние годы, умер и похоронен во Львове. А
князья, которые имели дома почти на море среди великих болот в своем
гербе помещали голого человека на коне И далее Папроцкий сообщает И теперь еще Москва или их князья употребляют некоторые из
них гербов М Здесь уже автор упоминает гербы Русского государства
XVI в., очерка о котором в его книге нет.
При рассказах о княжеских родах помещены рисунки гербов св. Георгий,
убивающий дракона, обнаженный человек на коне, лев, стоящий на
задних лапах, а также герб Погоня и щит с подковой и тремя крестами,
близкий к гербу Беллина.
По этому набору рисунков, приложенных к тексту, видно, что будто
древнейшим гербом московских великих князей, перешедшим к ним от
киевских великих князей, был герб с изображением св. Георгия, убивающего
дракона. Признание такой преемственности гербов в какой то мере
можно оценить и как признание определенных исторических прав московских
князей на земли, входившие в XVI в. в состав Литвы. Напомним, что
спор за такие территории именно в это время выливался в военные действия.
Имеет объяснение и фраза Папроцкого о том, что в его время упомянутые
гербы употребляла Москва или ее князья. Речь идет не только об 80
официальном гербе со св. Георгием. Известна печать князя Андрея Курбского,
которую он употреблял в Литве, близкая к помещенной в книге Папроцкого
на ней изображен лев, стоящий на задних лапах.
Наиболее интересно появление у Папроцк 1о печати с изображением
нагого человека на коне, которую имели государи, жившие почти на море
среди великих болот
Русские печати не знают такого изображения, но его, как герб московских
князей, трижды привел в своем сочинении Сигизмунд Герберштейн.
Еще в XVI в. новгородский архидьякон Геннадий объяснял александрийскому
патриарху, что на печати Ивана IV изображен всадник на коне, и
это государь на коне В XVII в. изображение св. Георгия на печати неоднократно
интерпретировалось русскими послами как великий государь на
аргамаке царь на коне победил змия В подобных высказываниях царь
идентифицируется со св. Георгием. Как показал А Лакиер, на листе
Библии 1663 г., изданной в Москве, в качестве московского герба помещено
именно изображение царя на коне, пронзающего копьем змия
7
В этих объяснениях можно услышать отзвуки византийской традиции
конца XIV в. В европейских странах к этому времени на монетах и печатях
существовали изображения государя в виде рыцаря на коне в воинском
обмундировании, которые подчеркивали функции правителя как воина и
вождя
8 Византийские изображения императоров не знали такого типа на
монетах и печатях подчеркивалась лишь сакральность их власти, а конно
изображались несколько святых Дмитрий, Георгий, Архангел Михаил
Именно в конце XIV в. на византийских монетах появляются конные изображения
императоров, и их часто сопровождают эти святые всадники,
которые подчеркивали воинские функции правителя
9 Не исключено, хотя
и нуждается в дополнительном специальном исследовании, что в русском
изображении всадника на коне, поражающего копьем змия, в XVII в. слились
представления о святом воине и государе вожде.
Вооруженный всадник на коне сюжет, встречающийся на печатях и
монетах русских князей конца XIV XV вв. в различном обличии. Его изображение,
как и изображение голого всадника, приведено в книге С. Герберштейна.
Причины появления у Герберштейна сведений о том, что на государственной
печати государь изображался как голый человек, требуют специального
сфрагистического исследования. Сейчас можно сказать, что это
мнение не находит аналогий в русской сфрагистике, оно не отразилось и в
европейских справочниках XVI в., содержащих описания государственных
гербов и печатей разных стран здесь гербом московских государей назван
св. Георгий, поражающий змия.
По существующим в XVI в. традициям русской жизни невозможно представить
официальное изображение государя в виде голого человека русский
царь всегда изображался и выступал на официальных церемониях в
полном маестате, при всех регалиях. 8 1
Изображение государя как голого всадника на официальных печатях не
соответствует и нормам европейской геральдики, где правитель олицетворяет
сакральную власть или различные ее функции, в том числе и
d Jункции воина вождя.
И Папроцкий, очевидно, заимствовавший это изображение у Герберштейна ближе всего изображение на портрете Василия в издании 1556 г. или польского хрониста М. Стрыйковского, отнеся его ко времени
киевско константинопольских отношений, не указал в отличие от других
помещенных в книге гербов, как именно русским князьям оно принадлежало
скорее у автора это те князья М которые правили М почти
на море среди великих болот то есть какие то северные народы.
Нельзя допустить и еще один момент в изложении Б. Папроцкого признавая
за русскими княжествами вплоть до XVI в. право на различные
гербы, восходящие к временам Древнерусского государства, профессиональный
польский геральдист тем самым ставил Русское государство в
один ряд с другими европейскими государствами, поскольку герб являлся
одним из символов независимого средневекового государства.
ПРИМЕЧАНИЯ 1Paproсki В. Ogr6d kr6 ewski. Praha, 1599. В работе использован экземпляр,
хранящийся в РГАДА. О составе книги Б. Папроцкого Огруд крулевский см.
Бычкова М Польский геральдист XVI в. о древних гербах русских земель Историческая
география России новые подходы. М., 2004.
2 Соболевский А Переводная литература Московской Руси XIV XV 1вв. СПб., 1903. С. 80.
3 Подробнее см. Krejсi К. Bartolomej Paproсki z Hloho а Paproсke Wole. Praha, 1946.
4 Подробнее см. Бычкова М Легенда о происхождении рода и герба Бора
тынских Г ербовед. 2005. 2 80 С. 3 136.
5 Krejсi К. Ор. сit 35 45.
6 IЬid 45 57.
7 Лакиер А Русская геральдика. М., 1990. С. 84.
8 Кiersnowski R. Moneta w kulturze wiek6w sredniсh. Warszawa, 1988 18 82.
9 Ьid 183. 82