Г Королёв, д Москва
О ПOflOPOT6 Г6РБО ЫХ ФИГУР см. илл. на 4 й стр. обложки
Поворот гербовой фигуры в ту или иную сторону геральдисты называют
правым или левым как если бы они держали щит перед собой. В
старой и даже в новой литературе по гербоведению поворот влево изредка
называют церковным. По логике иную обращённость следовало
бы именовать светской, но такого я не встречал. Понятие церковный
поворот возникло при наблюдении изображений на иконах и стенописях.
Достаточно, однако, всмотреться в миниатюры, например, Радзивиловской
летописи конца XV в., часть которых, как полагают, копирует
более ранние рисунки, чтобы понять, что поворот влево встречается и в
светском искусстве 1Левый поворот нетрудно обнаружить и на таких
весьма светских предметах, как печати и монеты. Именование поворота
церковным не имеет смысла.
Геральдические обычаи выкристаллизовались из обычаев символизации
и эмблематизации различных сторон бытия. Изучение происхождения
обычаев входит в задачи исторического гербоведения. Для исследования
смысла поворота фигур в негеральдическом искусстве имеется
большой материал в виде опубликованных фресок, книжных миниатюр,
икон, печатей и монет. Этих источников достаточно для определённых
выводов.
Отдельные человеческие фигуры изображались и впрямь, и с поворотом.
Например, пророк Илья на иконе конца XIV в. и царевич Димитрий на
иконе ок. 1700 г. смотрят вправо2, как и царь Фёдор Иванович на светском
портрете3 На иконе Богоматерь Толгская 3 14 г. Богородица обращена
влево, а младенец Иисус на её руках вправо4 Есть примеры одинакового
поворота этих двух образов5
Для настоящей темы особенно важны разного рода композиции.
В сочетании двух и более фигур нередко заметно следующее старший
по возрасту или положению помещается справа, младший слева.
Примеры на иконе начала XVIII в. Иоанн Богослов изображён сидящим
справа, записывающий его слова молодой Прохор слева на иконе первой
половины XVII в. старший по сану царевич Димитрий находится
справа, князь Угличский Роман слева и оба молитвенно обращены к
Богородице6. По давнему обычаю Бориса и Глеба называют в последовательности
их гибели, т сначала Бориса, затем Глеба. Изображают
их тоже всегда в том же порядке справа налево. Евангелистов или их
символы тоже изображали в установившемся порядке соответственно
последователь ности текстов в каноническом Четвероевангелии от
Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна 74
Постоянный порядок перечисления архангелов отражает икона XV в., на
которой покров над Богородицей держат Михаил справа и Гавриил слева
Определённую, сложившуюся за многие столетия, традицию последовательности
и поворота фигур отражает иконописный подлинник сборник
наставлений по писанию икон XVII в. Приведу лишь правило размещения
праотцев и пророков в композиции с Саваофом. Одесную последнего
надлежало писать Адама и за ним в очередь остальных, слева же должна
была изображаться прабаба Евва а за ней более поздние праотцы
8 Святых пророков полагалось давать справа налево по хронологии их жизней.
На миниатюрах Радзивиловской летописи и Лицевого летописного свода
XVI в. многочисленные князья изображены восседающими на престолах
чаще всего в правой части композиций и смотрят соответственно влево.
Различие между правой и левой сторонами как различие качеств проводилось
издревле у многих народов. Отмечают, что в Древнем Вавилоне
хорошее означало вверх, направо, вперед плохое вниз, налево, назад 9
Ксенофонт, сообщая о знамении, пишет неслучайно По правую руку от
него закричал орел 10. В византийском сочинении VI в. значение сторон
разъяснялось словами Давай повернем в правую сторону, ибо правая
сторона благая В Иванов и В Топоров привели множество данных
о значении, которое придавали сторонам древние славяне правый
левый как добрый недобрый 12. В давние времена возник обычай сажать
наиболее почётного гостя справа от главы стола. Чётко сказано в
эпосе о Гэсэре Эти двое витязей цвет
К всегда восседают справа,
Потому что громких побед
Им досталась военная слава 13
На Руси правый угол называют красным и тем подчёркивают его первостепенность.
Значение сторон Обстоятельно объясняет правило изображения распятого
Христа, изложенное в иконописном подлиннике. По этому правилу
голову Христа надлежало изображать склонённой направо в знак того, что
Спаситель привлечет все языки веровати и поклонятися ему правую
ногу приподнятой, ибо облегчатся греси верующим во имя его Левую
же ногу следовало писать опущенной и тем самым знаменующей, что неверующий
в его языцы утягчают неведением, разума погибше про кляти
снидут во ад 14 Т положительное следовало символизировать правым,
отрицательное левым.
Положение фигуры справа не означало непременно её почётность, а
слева иное качество. В многочисленных сценах казни святых святой находится
в правой стороне и обращён, соответственно, влево, а за его спиной,
правее, палач. Палач изображён правее не в силу почётности, а потому,
что собирается опустить меч на шею казнимого, значение имеет
смысл сцены, а не механическая последовательность фигур. 75
Нередки случаи, когда поворот фигур отражает ход событии. Так, в
композиции Благовещение на печатях ангел изображён справа, дева
Мария слева 15 От правой стороны идёт благая весть. В военных сценах
начаг 1движения изображается правосторонним по, ожением войска,
идущего походным строем, вступающего в бой или сражающегося. Например,
на миниатюрах Радзивиловской летописи, иллюстрирующих повествование
о борьбе с печенегами и половцами, русское войско движется
справа 16 В данном случае помещение русского войска справа означает и
то, что это наши. Но справа с обращением влево могли быть изображены
и отрицательные персонажи. Таковыми являются половецкие воины, которые пакостяше рыболовом галичскимъ 17 Совершающие действие враги
находятся справа, подвергаемые действию рыболовы слева. Степень
активности участников событий наглядно показывает поворот фигур в изображении
приключения, случившегося с византийцем Манассией. На одной
миниатюре царь, сидящий на троне, приказывает отвести летописца в
тюрьму, на другой Манассия в тюрьме 18 В первом случае главным является
приказание царя и наказуемого ведут, соответственно, в не благую
левую сторону. Сюжет второй миниатюры принесение хлеба узнику
стражником. Последний и находится справа, перед Манассией.
Поворот фигур не был произвольным, он подчинялся смыслу изображения.
Учитывалось значение сторон. В одной из недавних работ написано,
что средневековое изображение ориентировано главным образом на внутреннюю зрительную позицию, т на точку зрения наблюдателя,
представляемого внутри изображаемой действительности и находящегося
визави по отношению к зрителю картины но что в эпох Возрождения
стал развиваться иной взгляд со стороны наблюдателя 9. Речь идёт о
западноевропейском искусстве. В геральдике же средневековый счёт сторон
сохранился.
Выбор поворота гербовой фигуры определяется, во всяком случае
должен определяться, смыслом и художественными соображениями. Существует
давний обычай так наз. геральдической учтивости вежливости,
куртуазии Согласно сему обычаю гербовые щиты супругов, поставленные
рядом, изображаются взаимно наклонёнными фигуры в частях герба могут
быть обращены друг к другу или к воображаемому центру.
Геральдическая учтивость хорошо обозначена в композициях, когда
значительный образ окружают образы более низкого ранга. Примером может
служить одна из многочисленных иллюстраций во Всемирной хронике Гартмана Шеделя, изданной в 1493 г. вверху герб императора, по
сторонам и ниже рядами гербы магнатов, магнатские гербы наклонены
в сторону императорского знака. При этом фигуры в гербах справа смотрят на императорский герб и даже выемки перенесены на левый
бок щитов20. Не менее интересна картина кисти Иоганна Бургкмайра
Старшего 15 1О г., изображающая большого ftвуглавого орла с распятием
на груди и титульными гербами на крыльях 1Титульные гербы обращены
к распятию. 76
С геральдической учтивостью мы встречаемся и в более позднем материале.
Упомяну польскую королевскую печать в книге XVIII в., на которой
вокруг фигуры короля на престоле расположены гербы, обращённые к
правителю. Здесь геральдический обычай хорошо иллюстрI 1рует поворот
польского орла в сторону короля. На малой же печати центральной фигурой
является этот орёл и гербы других частей государства обращены в его
сторону22
Принцип эмблематический учтивости известен и по произведениям
русского искусства. Этот принцип, являющийся и принципом симметрии,
применён на большой государственной печати Ивана Васильевича
Грозного. В её центре на каждой стороне изображён орёл, вокруг орлов
размещены печати титульных областей, повёрнутые к центру, данный
принцип подчёркивают фигуры вятской и сибирской печатей, на которых
изображены лук со стрелой и стрела, отвернувшиеся от центра.
Если бы оружие было направлено в сторону центральной фигуры, то
получилось бы, что оно на эту фигуру нападает.
Поворот же от центра есть частный случай эмблематической учтивости.
Н Соболева почему то полагает, что оснащённость фигур к
центру с точки зрения геральдики неправильна23 Для печатей геральдические
правила не обязательны, хотя в нужных случаях и применяются.
Н Соболева не учла правила эмблематической и геральдической
учтивости, на печати Ивана Грозного применённого безукоризненно.
В геральдике уже довольно рано получил преобладание поворот
фигур вправо. Его мы встречаем, например, в серии гербов в сочинении
Матвея Парижского XIII в.
24. В XVI в. гербы рисовали чаще с правым
поворотом фигур, однако некоторые художники явно предпочитали
поворот влево. Так, почти все гербы в объёмистом Генеалогическом
театре Иеронима Геннингеса обращены влево
25 В некоторых случаях
поворот влево не находит объяснения, особенно, если в тех же самых
трудах имеются гербы с другим поворотом. Иногда же он вполне
обоснован. Исследователь украшений одного из вроцлавских интерьеров
установил, что чешский лев, обычно смотревшим и смотрящий
вправо, повёрнут то одну сторону, то в другую ради симметрии главного
нефа
26
Аналогию повороту фигур демонстрирует бронницкий герб образца 1883 г. В утверждённых в этом году гербах подмосковных городов вольная
часть находится справа и только в бронницком знаке слева. Если бы в
этом гербе вольную часть поместили справа, то она наложилась бы на
голову коня, занимающего середину щита. По художественным соображениям
вольную часть изобразили слева.
Поворот фигур в геральдике имеет исторические прообразы в представлениях
людей о значении правой и левой сторон и об иерархии образов
в искусстве и словесности. 77
ПРИМЕЧАНИЯ 1Радзивиловская летопись Факсимильное воспроизведение рукописи конца XV в.
В 2 т. СПб., 1994. О раннем происхождении части миниатюр в этом памятнике см.
Рыбаков Б Миниатюры Радзивиловской летописи и русские лицевые рукописи XXII
вв. Он же. Из истории культуры Древней Руси Исследования и заметки. М., 1984. С. 188 240.
2 См. 1000 летие русской художественной культуры. М., 1988. 63, 175.
3 См. например История русского искусства в 3 т. М., 199 1Т. 1Рис. 97.
4 1000 летие 60.
5 Там же. 74.
6 Там же. 80, 134.
7 Русская икона. СПб., 19 14. Сб. 1Репродукция между с. 36 и 37. 8
Подлинник иконописный. Изд. С Большакова под ред. А Успенского. М., 1903. С. 8. 9
Шахнович М Первобытная мифология и философия Предыстория философии.
Л., 197 1С. 35. 10 Ксенофонт. Анабасис. Пер., ст. и примеч. М Максимовой под ред. И Толстого.
М. Л., 195 1С. 16 Византийские легенды. Изд. подгот. С Полякова. Л., 1972. С. 63. 12 Иванов Вяч. Вс., Топоров В Славянские языковые моделирующие семиотические
системы древний период М., 1965. 13 Гэсэр Бурятский героический эпос. Пер. с бурят. С. Липкина. М., 1973. С. 79, 145. 14 Подлинник С. 12. 15 Янин В Гайдуков П Актовые печати Древней Руси X XV вв. М., 1998. Т. 3. 133 138. 16 Радзивиловская летопись Л. 67, 127 об., 232, 234. 17 Подобедова О Миниатюры русских исторических рукописей К истории русского
лицевого летописания. М., 1965. Рис. 97. 18 Там же. Рис. 10 и 9 Успенский Б Правое и левое в иконописном изображении Сборник
статей по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1973. С. 137.
20
Sсhedel Н. Weltсhronik. Lindau 1988 сLXXXIII v. сLXXXIV.
2 1Ga F. Osterreiсhisсhe Wappenkunde. Wien, 1977. Taf. 24.
22 Sсhultz G сommentarius de сanсe rias regni Poloniae. Dantisсi, 1742.
23 Соболева Н и др. Гербы городов России Альбом справочник. М., 1998.
С. 100.
24 Цветные репродукции нескольких гербов Матвея Парижского см Heraldгy А
piсtorial arсhive for artists and designers А. сh. Fox Davies seleсted and arranged Ьу С.
Belanger Grafton. New York, 199 1Р. 80. В этом издании имеются образцы гербов с
обоими поворотами фигур из нескольких гербовников XIV XVII вв.
25 Henninges Н. Theatrum genealogiсum Magdeburgi, 1597 1598. Т. 14. 78 П G Р Т6 Г6РБ GЫХ ФИГУР см. стр. 74 1
i i
екоторые значки с гербами, в которых вольная часть щита
расположена слева справа от зрителя
Фрагмент коллекции А. О. Кудряшова.