Аксёнов А.А.
Герб Комсомольска-на-Амуре как отражение исторической и социокультурной специфики города
// Гербовед. №87 (2006)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2006. № 1 (87). С. 8-11
Аннотация: Герб города Комсомольска-на-Амуре изначально с момента своего появления в 1967 году и до сих пор вызывает двойственное отношение к себе - от восторженно-восхищенного до откровенно негативного. Постараемся рассмотреть символику элементов герба и сделать вывод о его соответствии историческому и современномму отражению города.
Об авторе публикации/статьи:
Аксёнов Андрей Александрович (Комсомольск-на-Амуре) Кандидат исторических наук, доцент Комсомольского-на-Амуре государственного университета
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Аксёнова А.А.в библиотеке найдено еще 22 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать 
 Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 16146 знаков (с пробелами)
А 1сеиов, Кт ско.мольск и а Алtуре
Г6.РБ KOMGOMOЛЬGKl Hl MVP
Kt K ОТР Ж6НИ6 ИGТО.РИЧ6GКОЙ И
GОЦИОКVЛЬТVРПОЙ GП6ЦИФИКИ ГОР Дt
Герб города Комсомольска на Амуре изначально с момента своего появления
в 1967 году и до сих пор вызывает двойственное отношение к
себе от восторженно восхищенного до откровенно негативного 1Постараемся
рассмотреть символику элементов герба и сделать вывод о его
соответствии историческому и современному отражен ю горdда. Герб
города представлен на рисунке.
Существует несколько классификаций гербов и гербовых элементов,
МЫ ОСТаНОВИМСЯ на двух ИЗ НИХ, которые наиболее ПОДХОДЯТ ДЛЯ нашего
анализа.
П Винклер2 отмечает две наиболее важные группы гербов гербы
гласные если эмблема герба прямо указывает на название города и
полугласные гербы если между именем города и эмблемами щита есть
относительное согласование3 8
Герб Комсомольска на Амуре очень четко можно отнести к группе полугласных
гербов и поставить очень близ 10 к гербам гласным. В символике
герба хорошо прос. леживается попыт 1а обозначить городс 1ой топоним,
но в силу р да при ин, прежде всего из за сложности топонима, ме сду
эмблемой города и его именем лишь относительное согласование. Доказательс т
вом этого служит центральная фигура герба изображение челове 1
а, юноши строителя. В соответствии с социалистичес 1ой идеологией
строитель нового города, а тем более города носящего имя ленинс 1ого
комсомола по умолчанию должен быть комсомольцем. Было бы нелепо
предполагать, в канун празднования 50 летия Октября праздника, носящего
ясную политическую окрас 1у юбилея, 1которому и было приурочено
создание городс 1ого герба, что представлять город символ достижений
всего советского народа будет челове 1стоящий в стороне от классовой
борьбы. А уж тем более, кощунственно выглядит сама мысль, что в
этой роли может появиться заключенный, принудительно сосланный на
строите Jьство.
Информацию несет и изображение ре 1и на гербе Помещение этого
элемента, символизирующего реку Амур, внизу щита таюке у 1азывает на
городской тоrюним его вторую часть представленную данным гидронимом
Таким образом, герб способствует рас 1рытию топонима, служащего
наилучшим городс 1им идентифи 1атором и одним из наиболее стабильных
элементов сообщества.
Вторая классифи 1ация связана с составными элементами герба.
Р Прайн 1Prinke выделяет три категории геральдической символи 1и герметичная алхимичес 1ая христианская и ранние, непосредственно
геральдические образы4. Обоснованием подобного деления служит тот
факт, что на момент складывания геральдики начало XII столетия ей
предшествовали христианские и герметические символы, которые составили
базу формирующей.ся геральдической системы.
Рассматривая герб города Комсомо пьска+iа Амуре, мы можем выделить
явное преобладание в его элементах христианской символики.
В эмблематике и символогии человек с раздвинутыми в сторону руками
символизирует крест, и, следовательно, согласно христианству, служит
символом искупления и примирения. Ценность данного символа городского
герба в том, что наряду с комсомольцами, добровольно участвовавшими
в строительстве города, он отражает и строителей заключенных,
процент 1оторых был довольно высок5. Причем для отражения последних в том числе и военнопленных он имеет более выразительное значение
как факт искупления и прощения грехов.
В символике креста также можно выделить противопоставление двух
начал характерных для строителей города добровольного и принудительного,
положительного и отрицательного, добра и зла. Формирование
подобной оппозиции возможно за счет исконной двойственности самого
креста как пересечения двух начал горизонтального и вертикального Но 9
благодаря точке соприкосновения крест символизирует таюке объединение
двух противоречий, преодоление дуалистического взгляда на мир,
который стал уделом человека с той поры, как он был изгнан из рая6. В
данном случае это ссr ричастность в строительстве и жизнедеятельнос rи сообщества, т в построении единого социокультурного пространства,
ограниченного городом.
Символ восходящего солнца за спиной юноши также вполне вписывается
в символику креста. Изначально в древних 1ультурах крест являлся
солярным знаком, а иногда например, кельтский крест в своей форме
одновременно соединял 1рест и более поздний символ со.г нца. Свет во
вс ем мире является символом божественности, духовного элемента, который
после первоначального Хаоса и тьмы пронизал вселенную и указал
темноте ее место. Солнце, выступающее мощнейшим проводником света,
выступает и как его символ. Солнечный свет является также и символом
познания. В христианстве Спаситель рассматривается как свет мира7.
В ранней христианской и 10нографии использовались средства стилизации
солнечных лучей, для того чтобы с помощью световых ореолов и
нимбов выразить связь Бога и света. В гербе города юноша Строитель как
раз и имеет подGбный ореол, что таюке позволяет соотнесfи. символику
города с христйанской. Золотой цвет юноши не телесный да еще и освещенный
солнцем, ставит его выше простого человека, уравнивания с
Богом8.
Косвенно это подтверждается также фразой из описания герба юноша
строитель человек творец 9. Последние две характеристики расшифровки
образа в христианском учении также являются прерогативой
Бога.
Немаловажное значение для характеристики символов ге ба имеют
раздвигаемые человеком деревья. Христианский аспект дьявола заключается
в стремлении материи бесконечно возобновляться в разнообразных
формах. Природа, которая, снова и снова порождает себя в каждом
из своих видов, стала в христианском учении пор ождением непристойности 10. Человек, властвующий над природой, призван v править
этот недостаток.
В наши дни городской герб можно считать носителем следующих задач он является предельно концентрированным выражением. э 1ономикохозяйственной
и историко культурной роли города в пределах страны,
служит идентификационным знаком, выделяющим конкретный город как
отдельный социальный организм из ряда себе подобных, несет значительную
идеологическую нагрузку, направленную на патриотическое и
гражданское воспитание. Герб Комсомольска на Амуре успешно выполняет
все эти задачи.
В целом можно сделать однозначный вывод о соответствии символики
герба города его историческому возникновению и развитию, а также сложившейся
социокультурной специфике. 10
ПРИМЕЧАНИЯ i См. например Кандауров И Герб Комсомольска на Амуре Вестник
геральдиста. 2, 1990. С. 1О Кандауров И Стрелова О Символика
Хабаровского края. Хабаровс,с Частная коллекция, 1997. С. 28
Маликов С Гербу Комсомольска на Амуре 30 лет Лавка коллекционера. 7 74 199 С. 4 Белов Ю. 33 года городскому гербу Дальневосточный
Комсомольск. 4 12000. С. 3 Самар Е Под сенью Родового
древа. Записки об этнокультуре и воззрениях гэринских нанайцев рода
Самандё Моха Монггол рода Самар На русском и нанайском языках.
Хабаровск Книжное издательство, 2003. С. 134 Рогачев С Лесная,
деревоперерабатывающая и целлюлозно бумажная геральдйка. Хищные
гербы. http www
2 Вuнl лер ПЛ. Основы геральдики земельных гербов Гербы городов,
губерний, областей и посадов Российской империи, внесенные в
полное собрание законов Российской империи с 1649 по 1900 г. СПб, 1900. Репринт. М. Планета, 199 1С. 46.
3 ПЛ. Винклер не оригинален в выделении категории г ласных гербов.
Информация о них ка о гласных, именных, выразительн IХ, прозвищных
есть в работах Х Гаттерера Начертание гербо ведения 1805 г. А
Лакиера Русская геральдика 1855 г. Ю Арсеньева Геральдика 19 г Классификация Винклера ценна для нас появлением в ней группы
полугласных гербов.
4 Prinke R. Т. Hermetiс Heraldry The Hermetiс Journal, 1989, Р 62 78.
5
Кузьмина М Использование принудительного труда заключенных
на великих сталинских стройках в Нижнем Приамурье 1929 1955 гг
Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук.
На правах рукописи. Комсомольск на Амуре, 2004 Костюрина Н О
специфике социальной стратификации на Дальнем Востоке в 1930 1950 е
годы Сборник научных трудов Науки о человеке, обществе и культуре
история современность, перспективы. Комсомольск на Амуре 2004. С. 0 4 Костюрина Н Советский Дальний Восток тоталитарная система
или тотальная аномия Сборник научных трудов Науки о человеке,
обществе и культуре история современность, перспективы. Комсомольскна
Амуре, 2004. С. 4 9.
6
Бауэр В., Дюмотц И., Головин С. Энциклопедия символов. М.
КРОН ПРЕСС, 1995. С. 185 186.
7 Энциклопедический словарь символов Авт. сост. Н Истомина.
М. ООО Издательство АСТ ООО Издательство Астрель 2003. С.
764. 765. 1J Там же. С. 568, 767.
9 Описание герба ордена Ленина города Комсомольс 1а на Амуре. Комсомольский
на Амуре городской архив. Ф. 2. Оп. Д. 22. Л. 48. 10 Энциклопедичесl ИЙ словарь символов С. 245.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Аксёнов А.А. Герб Комсомольска-на-Амуре как отражение исторической и социокультурной специфики города (2006)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|