Г Королёв, д н., Москва
ПР6ДGТАGЛ6ПИЯ П68ИЗ ПТИЙЦ68
О GИМ80Л6 ИМП6РИИ РОМ668
8 XIV XVII 86К
Тема настоящей статьи имеет отношение к проблеме государственной
эмблемы Византии, по которой единства мнений пока нет. Вместе с тем,
это и часть темы представлений европейцев об эмблематике. Выбор XIV в.
определяется состоянием и доступностью источников, XVI I столетия
близостью представлений этого времени к знаниям предшествующих периодов,
а также хронологическими рамками моих интересов в зарубежной
эмблематической проблематике.
Основными источниками по периодам до падения Византийской империи,
т до 1453 г., являются географические карты. К настоящему времени
опубликовано довольно много карт XIV XV вв., на которых города и
области отмечены флажками и гербами. Особенно распространённой
формой картографического эмблематического знака был флажок, иногда
абстрактно цветной, иногда несущий реальную или вымышленную вексиллологическую
или геральдическую эмблему.
На картах XIV XV в границы Византийской империи не отмечали и
значки отнесены к городам. Одинаковые значки показывают принадлежность
городов к Империи.
На некоторых картах Царьград отмечен двумя флажками, один из них
генуэзский, обозначающий населённый главным образом иностранцами
пригород Пера, я не учитываю. Византийский же знак представлен несколькими
вариантами. Один вариант это красный флажок с жёлтыми
крестом и греческими буквами В вита в каждой части полотнища
Такой флажок мы видим на картах Пьетро Весконти 1320 и 1327 гг., Марино
Сану до Старшего 132 1г., Анджелино Далорто 1325 1330 гг. и на нескольких
других картах XIV XV вв. 1Иногда крест и буквы белые, но это
скорее всего результат забывчивости того, кто раскрашивал, или утраты
краски. Флажок с двумя витами обнаружен лишь на одной карте, вероятно,
XIV в. в копии начала XV в., опубликованной Д Анучиным2. Третью
группу составляют флажки с жёлтым крестом и жёлтыми же огнивами в
четвертях красного поля, например, на картах Андреа Бьянке 1436 г., Габриеля
де Вальсекии 1439 г., на анонимной карте мира XV в.3 Флажками с
крестом и витами или огнивами тех же цветов отмечены византийские
города в Малой Азии Амастрида Амастро Докастещ 1и и Саталия.
На карте Греческого архипелага Франческа де Чезаниса 142 1г. Фессалоники,
как и Константинополь, отмечены красным флажком с жёлтыми
крестом и огнивами4. Флажок лишь с одной витой и некой скобкой дужкой
обозначающий город Калидзи Кавалла против о. Тасоса, изображён
на карте, изданной Анучиным. 54
В середине или второй половине XIV в. безымянный францисканец из
Севильи составил географическую энциклопедию, в которой на основе
картографической информации описал множество эмблем. Есть у него и
знаки греческого королевства Салоники и царства Греции представляющие
собой красные стяги прапоры с золотыми крестом и огнивами5
Испанский географ недвусмысленно считал описанные им знаки эмблемами
государств. В данном случае неважно, что в период создания энциклопедии
Фессалоникийского королевства уже не было. То же знамя, по
данным францисканца, было у королевства Лодомаго как он называл
болгарское Причерноморье, по временам оказывавшееся в руках византийцев
6.
И картографы, и испанский географ отмечали эмблемами государственную
принадлежность земель и городов и, следовательно, трактовали
знаки как государственные. Подобным образом генуэзский значок Перы
показывал государственную принадлежность живших в ней генуэзцев. Виты и огнива изображались похоже. Разница была в том, что в буквах
дужки смыкались, а в огнивах нет. Поэтому при перерисовке с одной
карты на другую, что было обычным делом, огниво могло быть понято как
буква, а буква как огниво. Таким образом, мы имеем дело с двумя редакциями
византийской эмблемы. Вопрос в том, были ли обе формы знака
продуктом воображения западноевропейцев или у них или у одной из них
был византийский источник.
В сочинении Псевдо Кодина о должностях византийского двора есть
запись о том, что командиры галер, кроме командующего флотом, на носу
своих кораблей поднимали обычное императорское знамя, то есть крест
с огнивами Трактат написан не ранее 1354 г. Известие Псевдо Кодина
А Соловьёв истолковал следующим образом в Западной Европе буквы
были переосмыслены в огнива, поскольку в геральдике буквы не rпотреблялись,
и византийцы могли перенять иностранное толкование В действительности
в западноевропейских гербах буквы употреблялись, хотя и
не часто. Сошлюсь только на герб Рима в щите надпись SPQR в перевязь.
К тому же речь идёт не о гербе, а о знамени. В рассматриваемый
период было сочинено немало фантастических гербов и знамён с надписями
и буквами. Например, герб Демосфена составляла надпись Агафи
тюхе а на знамени древнегреческого города Сикиона была написана
буква сигма 9. По Соловьёву получается, что византийский писатель
не то не знал византийской эмблемы, не то неизвестно почему принял
иностранное толкование невзирая на эмблематическую действительность.
Поскольку, как показано выше, не все западноевропейские рисовальщики
поменяли буквы на огнива, то, по воле Соловьёва, византиец оказался
перед выбором при помощи од них иноземцев остаться при буквах, о которых
он может быть и не знал, или заменять буквы огнивами, следуя за
другими иностранцами. По Соловьёву, византийцы, видимо стремясь к
новому, остановились на огнивах. Псевдо Кодин, показывающий отличное
знание деталей придворных обычаев и эмблем, не говоря уж о гораздо 55
более доступных для наблюдения кораблях, оказывается предпочёл версию
Соловьёва и написал по западному об огнивах. Толкование Соловьёва
беспочвенно. Именование Псевдо Кодином стяга с крестом и огнивами
обычным императорским знаменем подтверждает наш вывод о
том, что картографы и географы имели в виду государственную эмблему.
Те, кто рисовал на карте значок в виде креста и огнив, исходил из сведений
о реальной эмблеме, употреблявшейся на византийском флоте. Буквы
же вместо огнив свидетельствуют об ошибочном восприятии весьма похожих
фигур.
В работе об отражении южного славянства в энциклопедии францисканца
Й. Смодлака назвал фигуры вокруг креста звеньями от цепи 10 Испанское eslahyn означает и огниво и звено цепи Соловьёв опровергал
Смодлаку, утверждал, что звенья не соединены в кольцо цепи
Мысль весьма странная, ибо звенья можно изобразить и по отдельности, а
не только соединёнными. Смодлаку опровергает прежде всего ПсевдоКодин,
пишущий об огнивах по гречески, а также другие старые авторы,
говорящие об огнивах на иных, чем испанский, языках. Византийская империя
XIV XV вв. была одним из осколков прежнего более обширного государства.
Другим осколком была Трапезундская империя 1204 146 1в
которой в той или иной степени продолжались традиции византийской государственности.
Начиная с карты П. Весконте 1320 г., западноевропейцы
показывали Трапезунд под знаком жёлтого золотого двуглавого орла на
красном поле. Только на карте де Чезаниса изображён жёлтый флажок с
красным одноглавым орлом.
Причину сего отличия оставляю без объяснения. Двуглавый же орёл
имеет соответствие реальной трапезундской эмблематике, известной ныне
прежде всего по монетам, выпущенным при императорах Алексее 349 1390 и Мануиле 390 14 12 12 Картографы начали фиксировать
двуглавого орла раньше 1340 г., очевидно, не по монетам 2 ой половины
XIV в. Нельзя исключать того, что карты сообщают о более ранней, чем
упомянутые монеты, традиции двуглавого орла в трапезундской эмблематике.
Эта эмблематика включала и одноглавого орла. Разграничение между
функциями двух видов орлов неизвестно. Возможно, орёл на карте де
Чезаниса изображён не ошибочно, но по иному источнику, нежели те источники,
которые использовали его предшественники.
После крушения Византийской империи знание о ней с течением времени
превращалось в историческое. Это относится и к представлениям о
её эмблематике.
Крест с малыми фигурами по прежнему фигурирует в источниках. Так,
на карте Октомана Фредуччи 1497 г. Константинополь отмечен флажком с
крестом и буквами, Фессалоники с крестом и одной витой Трапезунд
с двуглавым орлом 13. Крест и огнива изображены на константинопольском флажке на карте Средиземного моря Бенинказы 1508 г. 14 В обоих
случаях неизвестно, имели ли в виду города или уже отошедшую в прошлое
Византийскую империю. Иногда же эмблема с крестом определённо 56
относилась к Империи. Например, в книге 1680 г. гербом именно Константинопольской
империи Филипп Якоб Шпенер назвал крест с огнивами
или буквами В помещённые в одно из полей герба правителей Мантуи из
рода Гонзага, унаследованного от маркизов Монферратских 15. За 90 лет до
Шпенера Кириакус Шпангенберг приписал крест и огнива Трапезундской
империи 16. Шпангенберг разошёлся с традицией не только в обозначении
принадлежности эмблемы, но и в понимании её цветов. У него трапезундский
герб имеет белое поле, красный крест и синие огнива. Как и в XIV XV
вв., гербоведы не были уверены в форме сопровождающих крест фигурах.
Подобно Шпенеру слова огнива или В писали некоторые другие авторы.
Теодор Гёпинг назвал буквы и при этом сослался на старую французскую
хронику в которой говорились о четырёх огнивах 17 Писатели о гербах
не знали действительной формы фигурок и приводили все данные, какие
были в их распоряжении.
В последние десятилетия существования Византийской империи появился
ещё один символ её двуглавый орёл. Раннее изображение этого
символа я нашёл в хронике Констанцского собора 14 10 14 15 гг. Ульриха
Рихенталя, доступной мне во втором издании 1576 г. Хронист рассказывает
о приезде герцога Филиппа с сыном Михаилом в качестве представителей
византийского императора и приводит их гербы одного и того же
двуглавого орла на щите, увенчанном княжеской шапкой 18. Это не императорский
герб, на что указывает увенчание щита, но, как сказано в хронике,
князья были родом из Триполиса Тгоуа находившегося в Морее, где
правили члены дома Палеологов с титулом деспота. Носители такого титула
в числе знаков сана имели орла, о чём византийские писатели упоминают
нередко. На некоторых из немногочисленных миниатюр с изображениями
деспотов действительно видны двуглавые орлы. Эта птица обнаружена
и при раскопках в столице Мореи Мистре 19. В данном случае важна
связь сведений об участниках собора с Палеологами. Гербы у Рихенталя
представлены в обычном для него и для западноевропейской геральдики
стиле.
Имеются данные и о двуглавом орле как символе Империи. Во Всемирной
истории Гартмана Шеделя имеется план Константинополя, а на
плане изобfос iжены, в частности, проездные башни, украшенные двуглавыми
орлами 0. Книга вышла в свет в 1493 г. Тот же орёл нарисован как знак
Царьграда на карте Чёрного моря 1544 г.2 1иллюстрирует статью о константинопольских,
или греческих императорах во Всемирной космографии Себастьяна Мюнстера, выдержавшей несколько изданий на разных
языках22, и другие труды. Внедрение двуглавого орла в представления западноевропейцев об
эмблематике Византии в основном после падения Империи отчасти объясняется
расширением источниковой базы тогдашнего византиноведения
за счёт поступления рукописей, в т иллюстрированных, вместе с греческими
беженцами. К настоящему времени опубликованы многие миниатюры
с портретами императоров, на подножных подушках которых изобра 57
жены двуглавые и одноглавые орлы, и даже отдельные рисунки орлов.
Возможно, невизантийское сознание уловило наметившуюся в конце истории
Империи геральдизацию двуглавого орла. Об этом свидетельствует
скульп ра орла на корабле, на котором император прибыл в Венецию в 1437 г.2 и, особенно, герб в виде щита, в главе которого изображён двуглавый
орёл, пожалованный византийским императором одному флорентийцу
в 1439 г.24 Император явно последовал существовавшему в других
странах обычаю, в т оформлению пожалования грамотой. Не менее
важным, а может быть и более важным фактором было распространение
идеи о введении двуглавого орла Константином I в знак разделения Римской
империи на две части. Одна из частей, Византийская империя, якобы,
и унаследовала двуглавого орла. Такого орла будто бы унаследовала и
Германская империя Священная Римская империя Между двумя двуглавыми
орлами проводилось различие по цветам. Неизвестный автор предуведомления к первому изданию записок Рафаэлло Барберини о России
провёл различие между российским и германским орлами, из которых первый
имеет опущенные крылья. Главное же, что российского орла автор
связал с византийским, поскольку в России воздавали почести памяти
греческих государей 25 В России византийский орёл был известен и в конце
XV в. включён в великокняжескую сфрагистическую эмблематику для
выражения идеологической формулы Москва Третий Рим 26 В середине
XVI в. орёл стал государственным гербом. Прямое изображение византийского
орла дано на миниатюре к житию Сергия Радонежского конца XVI
в. император Андроник без номера на престоле под балдахином с золотым
двуглавым орлом сверху27
Византийского орла описывали иногда прямо как герб Империи, иногда
как византийскую эмблему в составе разных гербов. Например, о г rбе
Империи писали Мар Жильбер де Варенн и Сильвестре Г 1ьетрасанта У
Пьетрасанты есть рисунок, представляющий орла с поднятыми крыльями,
как стало обычным изображать птиц задолго до издания книги, но не в византийской
миниатюристике и прочем искусстве. Пьетрасанта сослался на
недоступную мне работу Жан Жака Шифле, на Пьетрасанту Шарль Сегуань.
По Сегуаню, гербом Византийской империи был пурпуровый щит с
золотым орлом, увенчанным короной29 Французским purpre передано
латинское сonсhyliato Пьетрасанты. Этот цвет отличается от обычного
для византийского символа rubeus красный Из описания Сегуаня
неясно, одной или более чем одной короной орёл увенчан. Согласно источникам
венецианские Джустиниани вели свой род от византийских императоров
и потому пользовались гербом в виде золотого двуглавого орла на
червлёном красном поле30
В XV XVII вв. Византии приписывали герб той или иной формы безотносительно
к историческим периодам и какой либо эволюции эмблемы не
отмечали. При таком подходе представление о гербе распространялось и
на периоды, по нынешнему представлению, догеральдические. Примером
тому может служить герб жены Пипина Короткого Берты, дочери Констан 58
тинопольского императора Ираклия в книге Клода Парадена по французской
генеалогии. Не станем обращать внимание на разницу в столетие
между правлениями Пипина майордома в 74 175 1короля в 75 1768 гг. и
Ираклия 6 10 64 1И VII, и VIII век гербов не знали. Тем не менее Параден
уверенно описывает и изображает герб, притом, конечно, по обычаю своего
времени в первой части ромбовидного щита изображён герб короля
супруга, во второй родовой византийский увенчанный коронами лвуглавый
орел, на груди которого в щитке помещены крест и виты 1В
третьем, посмертном, издании публикаторами добавлены сведения о цветах некоторые изображают пурпуровое поле и золотого орла а в щитке золотой крест и четыре огнива или 8 32 Такой же герб приписан внучке
латинского императора Балдуина33 В последнем случае герб отнесён ко
времени, когда геральдика уже существовала.
Соединив орла и крест витами Параден, во первых, показал воображаемую
одновременность существования двух эмблем, а во вторых,
решил проблему их иерархии первая эмблема орёл, вторая крест с
буквами не объяснив, однако, смысл эмблем.
Де Варенн считал золотого двуглавого орла на красном поле гербом Константинопольской империи а крест с огнивами или буквами гербом города Константинополя 34.Такое же функциональное различие между
двумя гербами видели Сегуань и Клод Оронс Фине де Брианвиль 35 Эти
двое двуглавого орла называли одновременно и гербом Палеологов, т
гербом династии. Вопрос о гербе до воцарения Палеологов при этом не
ставился.
Те же эмблемы совершенно иначе предс ают в Византийской истории Шарля Дюканжа. Историк привёл выписки из рукописей на французском
языке, в том числе о гербах деспота и императора короля Согласно
выпискам гербом деспота был двуглавый орёл, гербом императора
три буквы. Насчёт букв Дюканж сделал примечание вероятно четыре
Ранговый герб императора Дюканж отождествлял с гербом Палеологов. На
рисунке герба Палеологов щит увенчан императорской византийской
короной36 О принадлежности герба с орлом Дюканж не пишет, вероятно,
потому, что разделяет мнение приведённого им источника о его деспотатском
характере.
Несколько особняком стоит соображение Филибера Моне. Этот гербовед,
не столь легко как другие раздававший гербы, двуглавого орла
упоминает только как герб Священной Римской империи, а четыре беты
называет лишь знаком devise византийских императоров 37
Описывая и рисуя византийские символы, гербоведы XIV XVII вв. не
пытались объяснить их содержание, если не считать относящегося и к
германскому гербу толкования о введении двуглавого орла Константином 1
в знак разделения Римской империи на две части. Исключением является
толкование, встречающееся у некоторых гербоведов, четырёх вит как
краткого выражения формулы царь царствует над царями Так, например, четыре греческие В герба Константинополя раскрыл географ Андре 59
Теве в своей книге 1575 г.38. Т. Гёпинг поступил правильнее приписав
формулу не городу, а императору39. Изобретателям формулы явно не приходила
в голову мысль о простом четырёхкратном начертании буквы В
не для выражения формулы в несколько слов, а для намёка на одно слово василевс и создания при этом общей симметрии эмблемы. Иногда буквы
писали повёрнутыми в разные стороны и, следовательно, по форме
часть букв уже не была витами но и в этом случае толковали о формуле
4о
Особую группу образуют источники, связывающие византийскую эмблематику
с Османской империей. В пояснении к своей карте 1507 г. Мартин
Вальдзеемюллер из Страсбурга написал, что Малую Азию он отмечает
жёлтым крестом с огнивами как знаком султана турок 4 1На карте
значок начертан у Константинополя и на изображении Малой Азии с
надписью Турция 42. В книге Мюнстера крест и огнива помещены в первой
и четвёртой частях герба, приписанного Турецкой империи43. Португальский
же картограф Диогу Омен не дозволял себе включать христианский
символ в турецкий герб, предпочитая обозначать Турцию огнивами,
иногда в сопровождении полумесяцев. О геральдическокартографическом
фантазировании говорит то, что в трёх атласах Омена 1557, 1558, 1569 гг. гербы Турции нарисованы по разному44. Октав де
Страда из Германии опубликовал гербы, якобы принадлежавшие Роксане Роксолане жене Сулеймана 1и султану Селиму Во второй части
женского герба и в первой части султанского помещены двуглавые орлы
45. Сочинители турецких гербов переносили символы одной культурной
среды в иную культурную среду, пользовавшуюся другими знаками.
Византийские эмблемы как бы оставались там, где они были прежде, и
становились турецкими трофеями.
Обе эмблемы, то есть двуглавый орёл и крест с огнивами или буквами,
фигурирующие в невизантийских источниках, имели византийское происхождение.
Однако понимание исходного материала было подчинено западноевропейским
геральдическим представлениям и вкусам. Относительно
постоянным было изображение орлиных крыльев опущенными, да
и то иногда их рисовали иначе. Достоинством отличается раскрашивание
орла и поля для него. Это соответствует цветам на византийских миниатюрах
XIV XV вв.
Византийские цвета креста и огнив неизвестны. Если в XIV в. картографы
основывались на сведениях о флагах на византийских судах, то цвета креста
с огнивами и их поля были переданы гербоведами последу щих столетий
достоверными. Приписывание эмблем догеральдическим временам и
периоду после падения Константинополя есть анахронизм и фантазия.
Кроме рассмотренных эмблем, имевших реальную византийскую основу,
выявлен небольшой материал иного рода. В гербовнике В. Ленева начала
XIV в. нарисован герб короля Греции le roi de Gr s в виде жёлтого
креста на двухступенчатой подножке на красном щите 6. В гербовнике 60
австрийского герцога Альбрехта VI 1459 г. похожий жёлтый крест, но без
подножия, на лазуревом щите приписан императору Константинусу Эраклиусу 47. В первом случае обозначен лишь титул, который может быть
отнесён к любому правителю, естественно, до начала XIV в. Во втором
случае не ясно, кто имеется в виду. Был один византийский император по
имени Ираклий в 6 10 64 1гг. В феврале мае 64 1г. он правил совместно
с Константином Не принял ли геральдист имя недолговечного соправителя
за второе имя Ираклия, или наоборот В любом случае контаминация
персон явная. Герб с одним крестом имеет некую общность с эмблемой крест и огнива Первый из этих гербов имеет соответствие кресту с огнивами
и в цветах. Насколько герб с крестом отвечает эмблематической
действительности остаётся неустановленным. Приписывание же герба
конкретному императору первой половины VII в. является фактом фантастической
геральдики.
В труде Рихенталя кроме упомянутых выше изображены гербы Александра Афинского пятикратно рассечённое поле, в главе 2 открытые
короны и графа Антония и герцога Греции две руки держат
открытую корону 48 Сановники названы представителями Константинопольского
императора в Греции В напечатанном в 1555 г. гербовнике
нюрнбергский художник Виргил Солис поместил в качестве герба одного
из иностранных королей знак Константинополя представляющий
собой соединение в четырёхчастном щите двух гербов из книги Рихенталя,
но с обозначением цветов в 1ой и 4 ой частях красных полей два
белые столба и в синей главе две короны во 2 ой и 3 ей частях тоже
красных полей белые руки, держащие корону49 Рихенталевы гербы посланцев
Солис превратил в герб константинопольского короля В свою
очередь, в конце XVI в. герб Солиса в одном источнике был представлен
как символ Царьграда50
Материал невизантийского происхождения имеет значение для изучения
ромейской эмблематики наряду с источниками греческими. Вместе с
тем, это источник по истории геральдики и иной эмблематики в странах, в
которых работали упомянутые выше и неупомянутые гербоведы. Тема
имеет отношение и к проблематике фантастической геральдики позднего
Средневековья и раннего Нового времени.
ПРИМЕЧАНИЯ 1Цветные репродукции карт см. Димитров Б. България в средновековната
морска картография XIV XVII век. София, 1984. 4 7. Имеются и различные чёрнобелые
публикации карт.
2
Анучин Д Старинная морская карта на пергаменте из собрания графа
А Уварова Древности Труды имп. Московского археологического общества. М., 19 16. Т. 25. Таб. LIV.
3
Димитров Б. Указ. соч. 17, 18, 29.
4 Doсuments inedits relatifs а l histoire de la Moyen age. Pub. sous les auspiсes de la
сhambre des deputes de Greсe раг с Sathas. Paris etс., 188 1Т. 2. Вкладка. 6 1
5 Book of the knowledre of all the kingdoms, lands, and lordships that аге in the Wor 1d,
and the arms and deviсes of eaсh land and lordship, ог of the kings and lords who possess
them, written Ьу а Spanish franсisсan in the middle of the XIV сentury. Pub. in the
first time with notes Ьу Marсos menez de la Espada in 1877, transl. and ed. Ву С.
Marknam. London, 19 12. Р. 55. PI. 17. Испанский текст был доступен мне только в
нескольких отрывках.
6 См Королёв Г Южные славяне по эмблематическим источникам XIII XIV
веков Проблемы славяноведения Сборник научных статей и материалов. Брянск,
2003. Вып. 5. С. 29.
7 Pseudo Kondinos. Traite des offiсes. lntrod., texte et trad. раг J. Verpeaux. Paris, 1966. Р. 167.
8 Soloviev А. Les emЫemes heraldiques de Byzanсe et les Slaves Seminarium
Kondakovianum. Prague, 1935. Vol. 7. Р. 159 160.
9
Henninges Н. Theatrum genealogiсum Magdeburgi, 1597. Т. 1Р. 258,348. 10 Smodlaka J. Zemlje juznin Slovena i n hovi grbovi oko god. 1330 u Putu oko svijeta jednoga spanjolskog fratra Vjesnik za arheologiju i historiju dalmatinsku. Split, 1932. Sv. 50. Prilog 9.
Soloviev А. Ор. сit. Р. 157. 12 Воспроизведение монет см. Wroth W. сatalogie of the imperial byzantine сoins in
the British Museum. London, 1908. 13 Nordenskiold А Periplus An essay оп the early of сharts and sailing direсtions.
Translated from the swedish original Ьу Е Bather, with numerous reproduсtions of old
сharts and maps. Stoсkholm, 1897. PI. XXII. 14
Димитров Б. Указ. соч. 39. 15 Spener P Historia insignium illustrium seu operis heraldiсi pars speс s Franсoforti
ad Moenum, 1680. Р. 135 136. 16 Spangenberg С. Adels Spiegel Historisсher Beriсht was Adel sey und heisse, woher
ег komme, wie manсherlen ег sey und was denselben erhalte Sсhmalkalden, 159 1
Th. 2 328 v. 17
Hopingk Th. De insignium sive armorum prisсo et novo jure traсtatus juridiсohistoriсo
phi ogiсus Norimbergae, 1642. Р. 406. 18 сostnitzer сonсilium, das ist grund сhe Besсhreibung der gewaltigen potentaten
Franсkfurt am Mayn, 1576 76. 19 Monuments byzantins de Mistra Materiaux pour letude de letude de larсhiteсture et de la
peinture du Greсe aux XIV et XV sieсles. Reс. et pub. раг G. Millet. Paris, 19 10. pl. 47, 6.
20 Sсhedel Н. Weltсhronik. Lindau, 1988 сXXIXV сXXX.
2 1Димитров Б. Указ. соч. 45.
22 См. пример Munster S. сosmographia universalis ех proba s quibus que authoribus,
tam historiсis quam сhronographis, per Sebastianum Munsterum, in unum сolleсtae.
Basileae, 1544. Р. 944.
23 Georgius phrantzes, loannes сanannus, loannes Anagnostes. Ed. гес. 1Bekkeri.
Bonnae, 1838. Р. 184.
24 Faсsimiles byzantinisсher Kaiserurkunden 67 AbЬildungen auf 25 Liсhtdruсktafeln
aus dem LiсhtЬildarсhiv der Bayerisсhen Akademie der Wissensсhaften. Zusammengest.,
besсhr., erlдut, und in Umsсhrift wiedergegeben von F. Dolger. Munсhen, 193 1N 57.
25 Viaggi di Mosсovia degli anni 1633, 1634, 1635 е 1636 Libri сavati dal tedesсo.
Viterbo, 1658. Р. 183.
26 См. Королёв Г Четыре тезиса о происхождении русского двуглавого орла
Гербовед. 1999. 6 38 С. 134 139.
27 Древнерусская миниатюра 100 листов миниатюр. Альбом М., 1933. Л. 6. 62
26 Varennes M de. Le гоу darmes, ou lart de Ьiеп former, сharder, briser, timbrer,
рагег, expliquer et Ыasonner les armoiries 2de ed. rev. et augm. de plusieurs pieсes раг
le mesme autheur, Paris, 1640. Р. 147. Petra Sanсta S. Tesserae gentilitiae ех feсialum
desсriptae. Romae, 1638. Р. 40 1
29 Segoing С. Tresor heraldique ou merсure armorial Paris, 1657. Р. 258.
30 См. например Aldrovandi U. Ornithologiae hoс est de avibus, historiae libri XII.
Franсoforti, 16 10. Т. 1Р. 53 Petra Sanсta S. Ор. сit. Р. 402.
3 1Paradin С. Allianсes genealogiques des rois et prinсes de Gaule. Lion, 156 1Р. 45.
32 Paradin С. Allianсes genealogiques des rois et prinсes de Gaule. 3me ed., rev. et augm.
en plusierus endroits et еп laquelle ont este adjoustes de nouveau divers Ыasons esсartelages
d armoiries. Aveс un indiсe tres ample. Geneve, 1636. Р. 45.
33 См. соответственно в издании 156 1г. С. 189, 405 повтор в издании 1636 г.
С. 199.
34 Varrennes M de. Ор. сit. Р. 147, 148.
35 Segoing С. Ор. сit. Р. 258, 44 1Brianville Mont Dauphin С. F. de. Leu darmoiries
de I Europe, pour apprendre le Ыason, le geographie, et lhistoire сurieuse. Lyon, 1659.
Р. 193 194.
36
Duсange сh. Dufresne. Historia byzantina dupliсi сommentario illustrata Lutetiae
Parisiorum, 1680. Р. 362,363, 230.
37 Monet Ph. Lorigine et vraye pratique de lart du Ыason. Lyon, 1659. Р. 138.
38 Thevet А. сosmographie uпiverselle. Paris, 1575. Т. 3. Р. 822 v.
39 Hopingk Th. Ор. сit. Р. 406.
40 Petra sanсta S. Ор. сit. Р. 250.
4 1Цит. по Delano Smith С. сartographiс signs оп european maps and their explanation
before 1700 lmago Mundi. 1985. Vol. 37. Р. 34.
42 Bagrow L. Atthe sourсes of the сartography of Russia lmago Mundi. 1962. Vol. 16.
Fig. 1
43 Munster S. Ор. сit. Р. 956.
44 Portugaliae monumenta сartographiсa. Рог А. сortesao, А. Teixeira da Mota. Lisboa, 1960. Vol. 2. F. 99, 4. 144.
45 Strada О. de. De vitis imperatorum et сaeсorum Romanorum, tam oссidentalium
quam Orienta lium. Fraсoforti ad Moenam, 16 15. Р. 365 tig. 5 367 tig. 6
46
сlemmensen S. Midde derens vabenboger den forste heraldiс i farver Heraldisk
tidsskrift. 1998. Bd. 8. Nr. 78 334.
47 Die Wappenbuсher Herzog Albreсhts VI, von Osterreiсh lngeram сodex der ehem.
BiЫiothek сotta. Hrsg, von сh. Beсher und О. Gamber. Wien Koln Graz, 1986. Taf. 58.
48 сosthitzer сonсilium S. 78.
49 Virgil Solis Wappenbuсhlein. Nurnberg bei virgil Solis 1555. Munсhen, 1886 46.
50 Зверев С Нюрнбергский счетный жетон конца XVI в. с изображением фан
тастического герба Константинополя Гербовед. 2004. 9 75 С. 65 70. 63