Пчелов Е.В.
Вексиллология: пути научного поиска
// Гербовед. №83. (2005)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2005. № 5 (83). С. 4-9
Аннотация: Среди вспомогательных исторических дисциплин, приобретших в последние десятилетия в отечественной науке значительную актуальность, одно из ведущих мест принадлежит вексиллологии. Подобно многим другим областям исторического знания, таким как геральдика, фалеристика, генеалогия, эта наука с конца XIX века прошла в России непростой путь развития. На рубеже XIX - ХХ веков вексиллология начала оформляться в самостоятельную научную дисциплину со своим кругом источников, методами их исследования, историографией (труды П.И. Белавенца, Г.С. Габаева, Ю.В. Арсеньева и др.).
Об авторе публикации/статьи:
Пчелов Евгений Владимирович (Москва) Кандидат исторических наук; доцент, заведующий кафедрой вспомогательных исторических дисциплин и археографии ИАИ РГГУ; ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Пчелова Е.В.в библиотеке найдено еще 152 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 29591 знаков (с пробелами)
0 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ВЕКСИЛЛОЛОГИЯ
В Пчелов, к и., Моск.ва
В6КGИЛЛ Л ГИЯ
пути Иl учпоr П ИGI l
Среди вспомогательных историчес 1их дисциплин, приобретших в последние
десятилетия в отечественной нау 1е значительную а 1туальность,
одно из ведущих мест принадлежит ве 1силлологии. Подобно многим другим
областям историчес 1ого знания, та 1им 1а 1геральди 1а, фалеристи 1а,
генеалогия, эта нау 1а с 1онца XIX ве 1а прошла в России непростой путь
развития. На рубеже XIX ХХ ве 1ов ве 1силлология начала оформляться в
самостоятельную научную дисциплину со своим 1ругом источни 1ов, методами
их исследования, историографией труды П Белавенца, Г Габаева,
Ю Арсеньева и др Но произошедшие 1ардинальные изменения
на всём пространстве историчес 1ой нау 1и не могли не сказаться и на
судьбе веI силлологии. Её развитие существенно замедлилось, ве 1силлологичес 1
ими исследованиями занимались немногочисленные энтузиасты та 1ие 1а 1Н Семенович, К Мамаев получив наиболее значимые результаты
применительно 1нес 1оль 1им темам и периодам.
Сейчас же, напротив, наблюдается тенденция 1увеличению исследовательс 1
ого интереса 1ве 1силлологичес 1им проблемам, и, 1ак следствие этого,
увеличение числа публи 1аций и расширение тематичес 1ого поля исследований.
Однако не 1оторая неравномерность, отрывочность в разработ 1е
тех или иных асnеl Тов ве 1силлологии сохраняется. Здесь, 1онечно, с 1азывается
и отсутствие достаточного числа специалистов, 1руг 1што 13ых остаётся 1райне небольшим. И действительно, современная отечественная ве 1силлологичес 1
ая историография представлена вряд ли более чем десятью
именами речь идёт, разумеется, о тех исследователях, l ТО обращается 1
ве 1силлологии не эпизодичес 1и, а постоянно работает в этом направлении
Среди них прежде всего нужно назвать Г Вилинбахова, посвятившего
немало работ ка 1теоретичес 1им вопросам вексиллологии и истории государственной
ве 1силлологии в России, та 1и более частным темам, особенно
относящимся к царс 1ому и императорс 1ому периодам, преимущественно
XVII XVIII вв. П Корна 1шва ве 1силлология революционного периода 19 17 г. В Артамонова и А Дегтярёва история российс 1ого государственного
флага Л Зайцеву ве 1силлология советс 1ой эпохи и др. Тем не
менее ощутимые результаты уже достигнуты, но ряд существенных проблем
остаётся. Их 1раткому обозрению и посвящена настоящая статья.
К числу важнейших задач отечественной ве 1силлологии, 1а 1можно думать,
относятся разработка и уточнение понятийного аппарата и определение
понимания того, что же собственно представляют собой любая ве 1силлологическая
система и сами ве 1силлумы 1а 1самостоятельное явление.
Эти две проблемы, безусловно, взаимосвязаны, пос 1оль 1у от того, что
понимается под объектами вексиллологии, зависит и само представление
об этих объектах, ка 1не 1оей выделяемой предметной общности. Здесь
можно вспомнить яр 1ую фразу Г Вилинбахова Видимо, не будет
большой натяжкой, если мы с 1ажем, что первым знаменем был посох, 10
торый держал в своей руке самый первый пастух, идя впереди самого первого
стада. Этот посох был и символом власти пастуха над стадом, и символом
объединения стада во 1руг пастуха При та 1ом подходе наибольшую
значимость приобретают функциональные особенности того, что
можно отнести 1числу ве 1силлумов.
В то же время необходимо, вероятно, и 1а 1ое то чисто предметное ограничение,
потому что, например, царс 1ие посохи или с 1ипетры фун 1ционально
аналогичные вышеприведённому примеру 1ве 1силлумам довольно
сложно причислить. Если мы будем понимать ве 1силлум предельно
широко, включая в объе 1ты вексиллологии такие предметы, как бунчу 1
или флюгер, т не имеющие полотнища, но типологически имеющие его
некую замену, то тогда главными предметными характеристиками ве 1силлума
следует признать древко всегда обязательное и не 1ий прикрепляющийся
к древку знак будь то полотнище или его функциональный аналог
Из этого, очевидно, следует и другая существенг, 1ая характеристика
ве 1силлум это то, что поднимают над головой человека или ка 1им либо
объектом, т вексиллум занимает в пространстве место выше, по сравнению
с обозначаемым объединяемым и т им явлением. Одна 10 вексиллумы
достаточно разнообразны.
Для их общего обозначения Г Вилинбахов предлагает использовать
термин знамя в широком смысле этого слова Вероятно, возможно
пользоваться и термином вексиллум как более семантически нейтральным
с точки зрения русского языка, ибо его ло 1альное значение относится 1области древнеримс 1ой истории. Как бы то ни было классификация вексиллумов
и чёткое выявление их дефиниций представляется существенной
задачей современной российской вексиллологии. Здесь, конечно же, и
внешний вид вексиллума и его функциональные особенности могут служить
надёжными характеристиками, тем более, что этот комплекс охватывает
весьма разнообразные предметы, вплоть до тех, которые восходят 1
вексиллуму генетически, но выполняют уже иные фун 1ции, как, например,
флюгер или транспарант.
Функции вексиллумов, их роль в истории общества и истории культуры
заставляют задуматься о значении самого этого явления. Важен вопрос,
когда и на какой gтадии истории человечества оказалось возможным
появление этого феномена и его составляющих какими путями
шло его развитие, 1а 1менялось функциональное назначение и семантика
самого предмета. Вексиллологическая система по своей сути есть,
безусловно, система знаковая, система символическая, и как любая зна 10вая система она существует в пространстве внутренних взаимосвязей
её компонентов. 5
Совершенно очевидно, что вексиллум важное явление культуры, причём
в общемировом масштабе, осознание его места и роли в обществе,
культуре в целом, в искусстве, в системе ценностей морально этическая
составляющая понятия вексиллума очень велика актуально для более
глубокого проникновения в сущность этого феномена. Так, например,
очень перспективным было бы исследование отношения 1знамёнам, флагам
и иным объектам вексиллологии в разные историчесt ие периоды, в
разных странах и у разных социальных слоёв от анализа соответствующей
лексики до разнообразных литературных и мемуарных свидетельств,
хотя бы в рамках русского материала. Становление определённых понятий,
таких, к примеру, как государственный флаг и осознание необходимости
их существования, так же как и исследование конкретного генезиса
самого явления, тоже представляется немаловажным. В этом контексте
тема история государственного флага не как определённого флага ка 10й либо страны, а как обобщённого явления культуры вполне возможна.
Интересным было бы и исследование ве 1силлологичес 10й тематики в изобразительном
искусстве, например, в живописи. Здесь таюке могли бы
обнаружится любопытные находки, ведь именно подобного рода символы
удачнее всего концентрированно отражают те или иные идеи. Не говоря
уже о роли конкретных вексиллумов в истории, подобно белому знамени
Бурбонов, из за 10торого сорвалось восстановление монархии во Франции
в 1873 г.
Это, конечно, не значит, что поле собственно предметных исследований
уже возделано Напротив, задача сбора и обобщения предметного
материала отнюдь не уходит с повестки дня. Нужен большой, подробный,
как можно более широкого охвата, каталог знамён, хранящихся ныне
в крупнейших музеях страны. Это, конечно, очень сложная задача, и её
под силу решить лишь большому коллективу учёных за большой срок работы.
Но хотя бы публикация некоторых собраний, пусть не полностью, а
частично, была бы крайне необходимой равно 1а 1и требует решения
проблема доступа исследователей 1музейным коллекциям К сожалению,
последние наиболее масштабные каталоги знамён относятся к дореволюционному
периоду Л Яковлев, Д Стру 10в и 1эмигрантской историографии В Звегинцов существует настоятельная необходимость их
переиздания с тех пор появлялись каталоги например знамён Победы,
составленный Л Зайцевой но это эвристическоё и археографи че ское
направление нуждается в самом активном продолжении.
Итак, даже задача первичного сбора и публикации материала продолжает
оставаться актуальной для российской вексиллологии. Но полноценное
исследование возможно путём изучения не только вещественных и
изобразительных источников, но и письменных одно из лучших изданий
такого рода двухтомная публикация отечественных законодательных
актов по флагам В Соколова В этом сочетании анализа разнообразных
по характеру, видовой принадлежности и методике исследования источников,
требующих владения методологией современного источниковедениия 6
состоит одна из основных особенностей вексиллологии, относящая её к
тому р зряду вспомогательных историчес 1их дисциплин, чьим объектом
являются по преимуществу источни 1и вещественные и изобразительные нумизм ти 1а, фалеристи 1а, геральди 1а и др Это особенно интересно с
точ 1и з 1ния источни 1оведения, пос 1олы у, например, та 1ая его область, щественное источни 1оведение развивается ныне наиболее аJ Тивно.
ли 1а роль в этом и музейных работников, главных хранителей знамён г материала, разрабатывающих свои методы его сохранения и изучения.
Недаром, именно музейные работни 1и и создали по сути современную
российскую вексиллологию.
В этой связи следует подчеркнуть, что вексиллология 1ак наука, причём
нау 1а по своей сущности не только историческая, но и полидисциплинарная,
остро нуждается в современных учебных пособиях. Конечно, 10нкретный
ве 1силлологичес 1ий материал входит в те учебные пособия, которые
посвящены истории государственной символики как пособия В Буркова
по зарубежной государственной символике или появившиеся в последнее
время пособия по российской государственно й символике для ш 1ол Но
важно именно самостоятельное, полноценное, крупное учебное пособие
по ве 1силлологии, позволившее бы выдвинуть этот Г редмет в качестве
отдельного 1урса в системе высшего образования. Пока имеется толь 10
один учебни 1В Лавренова, изданный небольшим тиражом в Твери.
Хотя он и не свободен от недостатков, он важен как первый опыт такого
рода, и необходимо продолжить эту традицию.
В предлагаемом вниманию читателей веt силлологическом номере
журнала Гербовед публикуется учебная программа по ве 1силлологии,
созданная Л Зайцевой в рам 1ах 1афедры источниковедения и вспомогательных
историчес 1их дисциплин РГГУ, 1оторая является ведущим научн м и педагогичес 1им центром в области вспомогательных исторических
дисциплин. Надеемся, что эта программа станет основой будущего учебни 1
а.
Важно отметить и ещё нес 1олько моментов. Проблема взаимосвязи
происхождения того или иного символа, той или иной эмблемы и её семанти 1
и, которая может меняться со временем, требует детального изучения
в веt силлологии так же, t at впрочем, и в геральди 1е. Достаточно привести
самый простой и элементарный пример. Это происхождение русс 10
го трёхцветного бело сине красного флага. До сих пор остаются не вполне
ясными его генезис и первоначальная эволюция. Возможным прототипом
послужили цвета голландс 1ого флага, одна 10, это не значит, что их семанти 1
а была аналогичной. Заимствование само по себе могло происходить
на изобразительном уровне, семантичес 1ое же наполнение символа
существенно отличаться от прототипа. При этом значимость смысла той
или иной эмблемы доминировала над значением 1он 1ретных изобразительных
заимствований. Но семанти 1а, 1а 1раз, наиболее сложно определяемая
категория, тем более при отсутствии аутентичных времени создания
эмблемы свидетельств.
Практически так и происходит в случае с первым российским три 10лором.
Поэтому столь распространены в историографии либо поздние, идущие
уже от имеющегося артефакта осмысления, трактовки, интерпретации подобно объяснению цветов 1а 1символов трёх восточнославянских
народов русских, украинцев и белорусов либо обобщённые голословные
рассуждения о неких традиционных русских цветах. При этом в ходу
псевдонаучные клише типа красный национальный русский цвет в
научном сравнении с другими цветами недоказанное утверждение или же
попытки по 1азать особую популярность синего в русской культуре и т
Нетрудно увидеть, что эти объяснения ничего на самом деле не объясняют,
поскольку не отвечают на вопрос, почему, например, национальным
русским цветом не мог считаться золотой или какой либо иной.
Здесь мы вступаем в область, исследование которой, применительно к
российской вексиллологии, очень насущно, но почти не осуществлено.
Поскольку важной характеристикой вексиллума является наряду с изображениями
на полотнище, относительно которых проведён ряд исследований,
и прежде всего Г Вилинбаховым эмблемы единорога, меча, Константинова
креста и др. цветовое решение, то семантика цвета становится
чрезвычайно значимой. Как известно, в дореволюционную эпоху, в связи
опять таки с вексиллологической практикой, осуществляли свою деятельность
даже две специальные комиссии, перед которыми стояла задача
прояснения вопроса о российских национальных цветах. Развернувшиеся
тогда дискуссии и сделанные выводы имеют большое научное значение,
но исследование данной проблемы в плоскости семантики цветов в
русской культуре вообще и 1тому же на современном научном уровне остаётся
актуальным. Хотя есть работы на эту тему, здесь ещё много неясного,
в том числе необходимо уточнить методику исследования и по возможности
обобщить колоссальный материал, начиная от лексики и фолы лора
и за 1анчивая функционированием цветов в конкретных политических
ситуациях это огромное поле для анализа.
То, что такой анализ необходим, проиллюстрирую на двух исторически
различных, но типологически сходных примерах. Первый не имеет прямого
отношения 1вексиллологии, но показывает, насколько сложным может быть
для интерпретации средневековый источник, когда речь идёт о цветовом
обозначении. В Хронографии византийского историка Феофана Исповедника,
созданной в начале IX века, упоминаются русиа хеландиа входившие
в состав флота императора Константина V в 77 4 г. В историографии
долгое время существовало ошибочное толкование этого словосочетания
как русские корабли на основании чего делались далеко идущие выводы
о древнейшей истории Руси. На самом же деле в источнике говорится о пурпурных кораблях цвет кораблей или, возможно, цвет парусов т
прилагательное русиос имело значение пурпурный багряный Второй
пример связан с вексиллологией и тоже касается эпохи Средневековья. Это
знаменитое утверждение, ставшее общим местом историографии, о том, что
знамя Дмитрия Донского на Куликовом поле было красным. J.
Между тем недавно Р Симонов убедительно показал, что в ранних
спис 1ах Сказания о Мамаевом побоище знамя названо черным Близость
двух слов черный и чермный могла привести 1путанице, и хотя
вопрос о цветовых обозначениях в древнерусских текстах и истории соответствующей
ле 1си 1и применительно 1этой теме нуждается в детальном
рассмотрении, а выдвинутая Р Симоновым гипотеза, очевидно, небесспорна,
сам по себе этот случай со всей очевидностью свидетельствует,
н с 1олы 0 условными являются, 1азалось бы, хрестоматийные образы.
Историографичес 1ие мифологемы, поздние идеологичес 1ие интерпретации всё это очень живуче и охватывает, бесспорно, не толь 10 российс 1ий
материал. Европейс 1ий пример золотые лилии на лазоревом поле, сменившие,
я 1обы, первоначальных жаб, легенда, основанная знаменитым
средневе 1овым интелле 1туалом Сугерием для объяснения французского
знамени см. работу Т Сту 1аловой в 70 м номере Гербоведа и распространившаяся
в научной историчес 10й литературе. Само по себе прояснение
истории подобных идеологем чрезвычайно важно, но, 1стати, оно
не снимает задачи исследования подлинных исто 1ов древних ве 1силлологичес 1
их эмблем и цветов, требующего глубо 1ой и всесторонней проработ 1и.
Ве 1силлология ныне становится полноценным член ом сообщества
гуманитарных нау 1Вне вся 1ого сомнения, настоящий сборни 1зримое
тому подтверждение. Остаётся надеяться, что традиция та 1их изданий
будет продолжаться.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Пчелов Е.В. Вексиллология: пути научного поиска (2005)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|