| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №82. (2005) › Тысячелетие Казани | ||||||
Тысячелетие Казани// Гербовед. №82. (2005)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2005. № 4 (82). С. 143-158, 162 (последняя страница обложки) Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 66365 знаков (с пробелами)
ЮБИЛЕИ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ КдЭдНИ с Тысячелетие Казани это событие, без преувеличения, мирового масштаба. Я думаю, что это даже международное событие. Поэтому наша общая задача сделать эти юбилейные торжества действительно ярким, запоминающимся событием, достойным и этого великогq города, и Республики Татарстан. А также все.й России Президент Российской Федерации В Путин Указ Президента Российской Федерации О праздновании 1000 летия основания г. Казани Учитывая историческое и культурное значение г. Казани крупнейшего политического, научно производственного и культурного центра России, внесшего большой вклад в сокровищницу мировой цивилизации, и в связи с исполняющимся в 2005 году 1000 летием города, п о с т а н о в л я ю 1Принять предложение органов государственной власти Республики Татарстан о праздновании 1000 летия основания г. Казани в августе 2005 г. 2. Образовать Государственную комиссию по подготовке к празднованию 1000 летия основания г. Казани. Правительству Российской Федерации утвердить по представлению Кабинета министров Республики Татарстан положение об указанной Государственной комиссии и ее состав. 3. Государственной комиссии по подготовке к празднованию 1000 летия основания г. Казани разработать и редставить в августе 2000 г. в правительство Российской Федерации проект программы подготовки к празднованию, определив объекты, подлежащие строительству и реконструкции, объемы и источники финансирования. 4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять участие в подготовке к празднованию 1000 летия основания г. Казани и в его проведении. 5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания. Б. Ельцин Москва, Кремль 1сентября 1999 года 4 43 Минтимер Шаймиев, Президент Республики Татарстан К 1ООО летнему юбилею Казань, особенно ее центр, полностью преобразится. Сегодня Казань по сути превратилась в масштабную стройплощадку и очень важно, что к 1000 летию мы завершили программу по ликвидации ветхого жилья и начали реализацию программы социальной ипотеки. Исторический центр Казани был застроен малоэтажными зданиями без удобств, многие из которь 1х были сооружены еще в прошлом веке. Их снос в рамках программы ликвидации ветхого жилья позволит полностью преобразить облик центральной части города. Это беспрецедентная программа, когда жилье строится за счет средств внебюджетного фонда и, соответственно, предоставляется людям бесплатно. На месте ветхих домов строятся современные архитектурные комплексы, имеющие социальное и культурное значение. Здания, имеющие историко архитектурную ценность, сохранены и восстанавливаются. Но при этом одним из главных украшений города останется сердце татарстанской столицы старинный Казанский Кремль, являющийся памятником всемирной культуры, что подтверждено соответствующим решением ЮНЕСКО. На территории Казанского Кремля возвышается памятник шестнадцатого века Благовещенский собор и возрожденная из пепла историческая мечеть Кул Шариф. Новой достопримечательностью города станет и картинная галерея общей площадью 1О тыс. квадратных метров, которая будет размещена на одном из восстанавливаемых корпусов Казанского Кремля. Часть галереи станет татарстанским отделением петербургского Эрмитажа, где будут выставляться работы известных художников и ценные экспонаты из этого богатейшего музея. Еще одним подарком жителям Казани станет ввод первой ветки метрополитена. В столице республики также построен Баскет холл на 8 тыс. мест, начато строительство ледового дворца на 1О тыс. мест, полным ходом идет реконструкция центрального стадиона и возводится футбольный манеж с легкоатлетической дорожкой круглогодичного пользования. Таким образом, Казань станет площадкой для проведения престижных спортивных состязаний с участием команд европейского уровня. 1000 летие Казани будет отмечаться 30 августа 2005 года в День Республики и города Казани. Подготовкой к празднованиям занимается госкомиссия, которую возглавил президент страны Владимир Путин. Руководство республики ведет консультации с МИД России по проведению ряда мероприятий в рамках празднования, которое будет носить международный характер с участием глав государств СНГ и дальнего зарубежья 26 марта 2004 г. 144 Поздравление Главы администрации г. Казани К Исхакова ДОРОГИЕ КАЗАНЦЫ Примите мои самые добрые и искренние поздравления с нашим общим праздником 1000 летием Казани. Нам выпала честь жить и работать в неповторимом, древнем, но вечно молодом городе и стать активными участниками подготовки к его знаменательному юбилею 1000 летию со дня основания. 1ООО лет это своеобразная вершина, покорив которую, хочется оглянуться назад, вспомнив самые яркие страницы истории города, и загляну 1ъ вперед, в будущее нашей прекрасной столицы. Мы признательны предшествующим поколениям, которые строили, защищали, сохраняли город, и сегодня наш черед передавать жизненный опыт и энергию созидания детям и внукам. Обращение к прошлому наполняет наши сердца гордостью и обязыва т более ответственно оценивать сегодняшние достижения Казани. Годы подготовки к 1ООО летнему юбилею стали значимым этапом социально экономического развития нашего любимого города. Казань изменилась, похорошела, выросло благосостояние казанцев, улучшился быт, повысился культурный уровень. Важно, что жители города не оставались в стороне, а каждый делал городу свои подарки. Как одна большая дружная семья мы решали проблемы ветхого жилья, строили метро, реконструировали исторические и культурные памятники. Все, что составляет гордость Казани, создано трудом и упорством, умом и талантом ее жителей. Благодарю вас за активное участие в развитии города. Вместе мы сделали многое для процветания нашей прекрасной тысячелетней Казани. Искренне поздравляю всех с праздником, желаю комфорта в домах и согласия в семьях, хорошего настроения, благополучия и здоровья. Пусть молодеет и хорошеет наша Казань, крепнет ее экономика и богатеет культура Пусть этот праздник объединит всех, кто с гордостью называет себя казанцами 145 Программа празднования 1000 летия Казани 26 августа, пятница Открытие парка 1000 летия Казани и памятника Кул Гали. Улица Салимжанова. 2 100 Концерт звезд эстрады Живые страницы 1000 летнего города Ярмарочная площадь. 23.00 Световое пиротехническое шоу. Ярмарочная площадь. 27 августа, суббота Открытие Казанского метрополитена. Станции метро. Открытие международного конноспортивного комплекса. Соревнования по конному спорту на призы президента РФ. Международный конноспортивный комплекс старый аэропорт 28 августа, воскресенье 00 Открытие памятника народной песне. Набережная реки Казанки. 12.00 Городской детский праздник Город солнца, город счастья Парк Черное озеро 10.00 22.00 Спортивный праздник Самый сильный город Спортивные площадки города и районов. 10.00 12.00 Финиш легкоатлетических пробегов Санкт Петербург Казань и Абакан Казань Площадь 1Мая. 15.00 22.00 Районные праздники в парках и скверах города. 22.00 Фейерверк над Казанью. Районы города. 29 августа, пqнедельник 00 Церемония открытия памятного знака на Аллее звезд. Улица Баумана. 12.00 24.00 МММ молодежный музыкальный марафон. Централь ный парк культуры и отдь 1ха. 17.00 Казанское чаепитие. НКЦ Казань 18.00 Театрализованное представление. НКЦ Казань 18.00 Открытие нового ледового дворца спорта. Ледовый дворец спор та ул. Чистщюльская 30 августа, вторник 10.00 22.00 Фиеста аэростатов в рамках 2 ro Евразийского фестиваля воздухоплавания Небо над Казанью. 10.00 13.00 Соревнования по радиояхтингу. Озеро Нижний Кабан. 10.00 16.00 Конноспортивный праздник на призы президента РТ Золотая подкова Международный конноспортивный комплекс старый аэропорт 146 10.00 22.00 Праздник города в детских улыбках Речной порт. 10.00 15.00 Показательные выступления роллеров и велотриала. Речной порт. 12.00 17.00 Вернисаж юных художников. Улица Пушкина, сквер у памятника Бутлерову. 12.00 Уличные театрализованные представления Променад по Большой Проломной Улица Баумана. 12.00 Мосты Казани народные гуляния по Булаку. Улицы ПравоБулачн,э я и Лево Булачная. 13.00 2 100 Концерт классической музыки. Площадь Свободы. 13.00 16.00 Водноспортивный праздник Бегущие по волнам Озеро Кабан. 13.00 18.00 Праздничная программа Старо Татарская слобода созывает гостей Улица Марджани. 13 0Q 16.00 Парад духовых оркестров Звучите, марши, юбилею Улица Пушкина, площадь у памятника Вахитову. 13.00 24.00 Молодежная программа Молодость 1ООО летней Казани Улица Пушкина, площадь у памятника Вахитову. 14.00 18.00 Театрализованное представление, концерт мастеров искусств, вручение Государственной премии РТ имени Тукая. Площадь у театра Галиаскара Камала. 14.00 17.00 Праздник поэзии. Сквер Тукая. 15.00 17.00 Встреча сборных команд Татарстана и России КВН 1000 Ярмарочная площадь. 17.00 Играй, гармонь Площадь перед Татарским гуманитарным университетом. 16.00 23.00 МММ молодежный музыкальный марафон. Центральный парк культуры и отдыха. 16.00 24.00 Казантип в Казани концерт в стиле латинос Пляж на реке Казанке у издательства. 18.00 19.00 Авиашоу Миллениум в небе Акватория реки Казанки. 18.00 24.00 Молодежная программа Молодежный миллениум Площадь у театра Галиаскара Камала. 18.00 23.00 Концерт мастеров искусств Песни о Казани Площадь перед НКЦ Казань 19.00 2 5 Театрализованное представление Казань на все времена Центральный стадион. 2 130 23.30 Театрализованное представление с участием звезд российской и зарубежной эстрады Любовь рождает города Ярмарочная площадь. 23.30 Мультимедийное шоу Сказаньем встает Казань А 1ватория реки Казанки. 24.00 Праздничный салют 1ООО залпов Акватория реки Казанки. Источник http www.rg.ru 2005 08 26 programma.html 147 ЛЕГЕНЛЫ ОБ ОСНОВАНИИ КАЗдНИ Об умной ханше Когда Акса 1Тимур со своим многочисленным войском разрушил город Булгар, его воины уничтожили весь народ, умертвили также булгарского хана Абдуллу. Но у него остались жена Ханбикэ и два сына Алтынбек и Галимбек. Их постарались любыми способами спасти от Аксак Тимура. Поэтому великие мужи Булгара быстро отправили жену и детей хана в Биляр. Но и Биляр в скором времени оказался покоренным врагами. Аксак Тимур имел странную привычку если человек, которого должны были казнить, говорил перед смертью, что его казнят за грехи, что казнь послана богом, а не врагом завоевателем, он его не только миловал и не казнил, но даже отпускал с большими дарами. Об этой привычке Тимура сообщили и жене Абдуллы хана. Ханша была храбрая, решительная, находчивая и красивая женщина. Не волнуясь, но уверенная в необходимости сохранить в живых своих детей наследников булгарского хана, она выехала навстречу Аксак Тимуру. Она подошла поближе к Тимуру и говорила так Царь царей, ваше величество, великий султан мой Я приехала со своими сыновьями на твою милость, надеясь на твое милосердие. Я жена грешного Абдуллы хана, эти дети сыновья его. Да позволит султан наш обосноваться и поселиться на Булгарской земле, в месте, где бы они могли молиться за душу своего отца. Да живет наш султан вечно Да завладеет он силою и богатством всего мира Вы посланы богом для того, чтобы уничтожить грешных в булгарской земле. Мы все, грешные, рабы ваши. Просьба от нас, помилование от вас Слова ханши понравились Тимуру. Он помиловал ханшу и ее сыновей, разрешил им поселиться там, где пожелают, а также основать город. Они все, собравшись вместе, начали жить около маленькой речки, 1 северу от города Биляр. там же был основан их город под названием Казань. Старший сын хана Абдуллы Алтынбек был основателем и первым ханом этого города. О медном котле Один из казанских беков имел слугу. Он пришел к речке, захватив с собой медный котел казан Берег реки был крутой, неудобный, чтобы зачерпнуть воды. Когда он пытался на таком неудобном берегу достать воду, нечаянно выпустил этот медный котел, который утонул в реке. После этого река была названа Казанкой Казансу А город, построенный около этой реки, стал называться Казанью. 148 О Зиланте Однажды дочь одного из жителей Казани пошла за водой 1Казанке. С большим трудом достала воды из ре 1и и с большим трудом поднялась по крутому берегу. Ей не понравилось место расположения города, наговорила по этому поводу много слов и сердилась на человека, основавшего город около такого крутого берега. Слова женщины тут же дошли до ушей хана, основатепя Казани. Он призвал к себе женщину, спросил, почему она так сердится на него. Она сказала Хан и султан мой Не вас я ругала. Я говорила только о том, что этот город построен на неудобном месте. Если беременные женщины будут подниматься с водою на плечах по такой крутой горе, каково будет их положение Свои слова я говорила, жалея только этих бедняжек Х с НУ понравились умные слова.женщины. И просил он ее высказаться о том, где было.б ы лучше расположить город. Женщина предложила основать новый город около Зилантовой горы Зилантау в устье Казанки. Хан сказал, что расположить город около этой горы возможно, но там водится много змей зилан, елан и народу трудно будет там жить. Но она указала способ, при помощи которого можно будет избавиться от змей. Женщина советовала хану сложить на том месте много дров и соломы, а когда весеннее солнце обогреет землю и змеи выйдут из под земли заберутся под сложенные сучья и солому, сжечь всю эту кучу. Так и сделали. Возили сено, хлам буграми Кругом Зилантовой горы И чародейскими травами Обсыпав круг, зажгли костры. И пламя огненной рекою В мгновенье разлилось кругом, И к небу дым взвился столбом, И разостлался над землею. С волшебной силою своей, Так хлопотали чародеи, Чтоб истребить скорее змей Хоть чародейские затеи, Все говорят, что сущий вздор, Однако же от чарованья, А может быть, и от страданья Тотчас все змеи вон из нор Таким образом, змеи были уничтожены. Спаслась от огня и осталась живой лишь одна единственная змея двуглавый огромный Дракон или Зилант. Но он впоследствии был убит отравленным копьем воинабогатыря. Сказывают также, что Дракон был защитником города. Не случайно, наверное, на гербе Казани появилось позднее его изображение. На этом очищенном от змей месте и была заложена новая Казань. 149 О жертвоприношении В те далекие времена, говорят, был странный обычай при основании города надо было совершить обряд жертвоприношения. Хан заставил бросить жребий между своими приближенными. На кого выйдет жребий, того необходимо было закопать живым под основание будущего города. Жребий выпал на долю собственного сына хана. Конечно, хану трудно было отказаться от своего сына. И старейшины на такую жертву не соглашались. Они долго искали какую нибудь хитрость, дабы спасти принца от смерти. Искали ис 1али и, наконец, нашли под фундаментом первого здания города зарыта была собака. Хан, услышав это, задумался и сказал, что это дело не к добру, город когда нибудь останется в руках собак, то есть врагов завоевателей. Ученые мужи успокоили его, говоря, что ничего дурного не предвидится, наоборот, враги в скором времени будут обессилены, а то, что сын хана остался в живых, это признак того, что на этом фундаменте государство будет долго жить и процветать Казан котел Туйбики Народ в Шахри Булгаре жил богато, был просвещенным. Однажды монгольский хан по имени Хантимер, разграбив Булгар, сжег его. Народ вначале дрался очень крепко. Во время сражения в левое колено Хантимера попала стрела и он захромал. После этого его прозвали Аксак Тимер Хромое Железо. Аксак Тимер полностью разорил Шахри Булгар. Когда жизнь стала немоготу, предводительница одного из племени старуха Туйбика, взяв около пятнадцати своих людей, на парусной лодке ушла по Волге. Старуха Туйбика не оставила и свой казан символ богатства и изобилия. Казан был шести пудов весом, его цепь также весила шесть пудов. Пройдя на парусной лод 1е некоторое расстояние, путники сошли на берег. Местность им понравилась, и они остались там жить. На облюбованном месте закопали казан, чтобы он приносил им изобилие и счастье. Там же начали строить город Казань. Говорят, что казан с цепью до сих пор лежит под городом, только вот найти его никто не может. Место, где акипел казан Однажды задумал хан построить город. Где будем строить посоветовался он со своими людьми. Один из них с 1азал Нальем в казан воды, поставим его в телегу, зажжем под 1азаном огонь и погоним лошадей. Где казан за 1ипит, там и построим город. Так и сделали. Казан закипел на месте современной Казани. Сказывают, там и построили город. 150 Несгораемая девушка Преследуя своего врага Тохтамыша, Тамерлан Аксак Тимер подошел к месту среднего течения Оки и, разбив здесь армию Токтамыша, погнал ее до Волги. Тамерлан предал огню и мечу славный город Болгар. Победители не щадили ни знатных, ни бедных, ни старых, ни молодых истребляли всех. Оставшиеся е живых женщины и дети попали в плен. Правивший в то время в Болгаре хан Габдулла понял, что не в силах отстоять город и укрылся вместе со своей семьей и некотрыми родственниками в самом надежном и прочном здании во Дворце правосудия ныне это Черная палата Вступив в город, победители обложили здание Дворца бревнами, облили горючей смесью и подожгли. Все погибли и Га9дулла хан, и т КТ укрылся вместе с ним, за исключением ханской дочери. Эту дочь хана почитали святой за ее ум и доброту, а за исключительную красоту назвалией ее гурией. Всевышний не позволил мученически погибнуть этой благородной девушке После кровавой бойни в живых остались еще, кроме ханской дочери, ее братья Галимбек и Алтынбек. Родственники хана переправили их на другой берег Камы. До окончания войны братья скрывались в этом безопасном. месте. Но и потом братьям этим не привелось вернуться в свой родной город. Спасшиеся бегством сыновья хана Габдуллы обосновались в Казани, которая уже тогда существовала. В Казань перебрались также многие люди из разрушенного Болгара и его окрестностей. О Сююмбике Однажды Иван Грозный, прослышав о сказочной красоте царицы Сююмбике, прислал в Казань своих сватов. Гордая красавица отказала русскому царю. Тогда Иван Грозный решил применить силу пошел на Казань с огромным войском и осадил город. Сююмбике, чтобы спасти жителей, согласилась выйти замуж при условии, если русский царь за семь дней построит в Казани высокую башню. Условия царицы были приняты и строительство началось. К исходу седьмого дня башня была готова. Тогда Сююмбике поднялась на самый верхний ярус башни и бросилась вниз головой. Так она погибла, не желая попасть в руки ненавистного царя. В память о своей славной дочери татарский народ назвал башню ее именем. Источники Хузин Ф Средневековая Казань Казань Татар.кн.изд во, 2004. Нурихан Фаттах. Итиль Перевод с татарского Марселя Зарипова. Казань Таткнигоиздат, 1987. С. 182 187. 15 1И ВСЯ ЗМЕИНАЯ РАТЬ из жизни Зиланта и других поволжских драконов Если быть до конца честными, то надо признать, что человечество обязано своим происхождением не только Адаму и Еве, но и тому змеюискусителю, который, как известно, уговорил первую леди рая попробовать запретный плод что, впрочем, действительно ни к чему хорошему не привело Иначе говоря, уже в Эдеме змеи стали претендовать на весьма особую роль в истории. То неподвижные, как вечность, то быстрые, как мысль, они и потом специализировались на самых странных функциях. Античные источники свидетельствуют, что змеи прочищали уши Гераклу и возили колесницу Медеи, что, облизав новорожденную Кассандру, именно они наделили ее пророческим даром. Индийский эпос утверждает, что многие змеи в образе поразительных красавиц становились женами героев, а змея, кусающая собственный хвост, есть ни что иное, как символ круговорота Вселенной и времени. Индейцы считают змею Госпожой воды, во власти которой все реки и озера. Они же обожествляют оперенную змею легендарного Кецалькоатля В мифах самых разных народов есть также множество упоминаний о змеях с четырьми лапами символом четырех стихий и крыльями. В таких гибридах пресмыкающихся с птицами мистики всегда видели олицетворение постоянно движущейся энергии, а обыватели всего мира ужасных драконов, сосуществовать с которыми в одном измерении невозможно. Отсюда бесчисленное количество сказок, пафосом которых служит однаединственная идея убить дракона В этой связи небезынтересно отметить, что жители центральной России и Средней Волги совершенно напрасно считают, что летающие змеи это что то экзотично фантастическое, и все легенды о них пришли к нам из сказочного Востока. Знакомство с местным фольклором убеждает как ни парадоксально это звучит что территория нынешнего Татарстана, например, некогда считалась настоящим царством драконов Еще в 1923 году профессор Михаил Худяков в своей известной книге Очерки по истории Казанского ханства упоминает множество легенд о чудовищных и летающих змеях, существующих в разных местностях Казанского края. Речь идет, например, о жителях древнего болгарского поселения в устье реки Зая, которые не сумели победить дракона по имени Барадж и потому вынуждены были переселиться и основать новый город Бюляр. Другой огромный летучий змей обитал в горной пещере близ села Рождественское Ямаши. Он, по преданию, долгое время опустошал окрестности, пожирая не только скот, но и людей, пока наконец, местные жители не подкараулили его в пещере и не сожгли ее, предварительно обложив змиево логово соломой. Чертово городище у Елабуги и сейчас является главной тамошней достопримечательностью. 152 Исторические источники свидетельствуют, что в развалинах древнего поселения здесь долгое время существовало языческое капище по типу греческих оракулов, причем жрецы не только предсказывали будущее, но и брали мзду с проезжающих мимо них по Каме кораблей. Судам, которые отказывались платить, они не давали своего благословения, и те разбивались и гибли в крутых речных водоворотах. Капище просуществовало аж до середины 16 го века, и перед самым взятием Казани оттуда излете змей велик, огнен, и 1на запад полете Жители села Котловка Елабужского уезда в начале этого века еще продолжали верить в существование в этой местности огромных величиной с бревно змеев Но самое большое змеиное жиnище по свидетельству Казанского Летописца некогда существовало на месте современной Казани. Там, на горе, которую казанцы до сих пор называют Зилантовой, жил и крылатый змей 5 в короне царя змеев мощный и прекрасный Зилант. Строители города с помощью чудотворцев не раз и не два жгли солому, чтобы извести змеево отродье, но змеиный король Зилант долгое время оставался невредим. Люди все таки добились своего, и основали на Зилантовой горе свое поселение по одной из легенд, именно там и была первоначально заложена древняя Казань Во всяком случае, в конце 1940 х годов археологи нашли в бывшем логове короля змей фрагменты керамики и обломки изразца XIV века. Кстати через несколько лет после взятия Казани в 1557 году на Зилантовой горе был основан мужской православный монастырь христианство боролось не только с исламом, но и с мерзким язычеством а чем, как не языческим богом, был этот самый Зилант Монастырь собирал пошлину со всех торговых судов, особенно много с тех, которые привозили соль и рыбу с верхней Волги и из Астрахани. Достигнув монастыря, крупные торговые корабли перегружали товары на мелкосидящие суда, которые по городской протоке шли к береговым амбарам. Но, как ни сопротивлялись монахи, и к горе, и монастырю навсегда пристало языческое Зилантово имя. Дальше больше. О некогда ужасном крылатом змее казанцы со временем стали вспоминать с симпатией и неисповедимы пути народной любви постепенно уверились в том, что царь змеев незримо поддерживает и помогает простым людям. В конце концов изображение дракона как мифического покровителя города попало на герб Казани. На этом рассказ о позабытых поволжских крылатых змеях можно было бы и закончить, если бы не одно сенсационное открытие последних лет. Академик Абрар Каримуллин, сравнивая татарский языt с наречьем ацтеков и индейцев майя, обнаружил, что тотемный знак одного из древних индейских племен практически полностью совпадает с изображением казанского Зиланта Так не туда ли улетел царь поволжских драконов Источник http llwww. 1000kzn.ru artiсle гu 320 69 153 С. Се., 1неркин, Казань КОТ КдЗдНСКИ И Казанский кот это не только всем нам привычные Барскики и Мурки, породистые и не очень представители мира кошачьих, это еще и самый популярный герой лубка 17 19 веков в России. Об этом, кстати, и в учебнике по истории написано. Но последний звонок отгремел, и даже у школьников этого года выпуска параграфы выветриваются из головы со страшной силой. А уж я почти тридцатилетний и вовсе бы не вспомнил о лубке, если бы не конференция историков Казань в средние века Во второй день конференции самую бурную реакцию вызвал доклад Кот казанский кандидата исторических наук Сагита Фаизова из Москвы. Познакомимся поближе с лубком вещью для современного человека гораздо менее привычной, чем сотовой телефон и ноутбук. Самые известные лубки Как мыши кота хоронили и Кот казанский На последнем мы видим потрет кота с выпученными глазами, снабженный надписью Кот казанской, а ум астраханской, с уса терской. Славно жил, сладко ел, сладко тут изящной шрифтом завуалировано сальное словцо По одной из версий, этот лубок, пародировал внешний облик царя Петра I с характерными усами и выпученными глазами, и его пышный титул Императора всея Руси. Как мыши кота хоронили своеобразный комикс или телесериал Картинок и подписей на несколько страниц этот вариант выставлен в Русском музее В заголовке слоган кот казанской, а ум астраханской умер в сером месяцу в шестопятое число Далее множество уморительных шуточных картинок, на которых каждая из мышек участниц похорон их количество достигало порой шестидесяти шести подписана небольшим шуточным текстом. Вот что сказал в своем докладе сам Сагит Фаизов 154 Когда говоришь, что занимаешься котом казанским, у слушателей обычно возникает улыбка на лице. Долгое время кот казанский был в забвении. Его изображения редки в пластах культуры 20 века. Хотя один из примеров стилизации этого образа известен. В образе кота казанского выводили Ленина, который изображен в виде кота, а мыши меньшевики пытаются его хоронить. Далее кот Ленин просыпается и съедает меньшевиков. По видимому, подобные агитки были сделаны в 19 17 19 18 годах. Обратимся if лубкам конца 16 века. Основных сюжетов два Кот казанский и Как мыши кота погребают Второй лубок более ранний, на нем основной персонаж кот казанский, он вполне узнаваем. Самые разные мыши в основном рязанские т,ащат санки с котом на кладбище, другая группа мышей везет телегу с пивом, две мышки играют на музыкальных инструментах, а мышь Емелька несет лопату. В общем, перед нами то ли похороны, то ли карнавал, но скорее карнавал. Ведь кот живой, он спитr и только претворя тся мертвым. То есть, мыши рязанцы хоронят кота татарина Похороны очень веселые, все поют, везут пиво. Если мы учтем, что это русский лубок, сделанный русским мастером, то возникает вопрос о чем же это он Ранее превалировала версия, что это сатира на Петра 1Выдвинута она была известным знатоком фольклора, большим коллекционером старых русских лубочных изображений Дмитрием Ровинским. Во второй половине 19 века он неоднократно писал об этом лубке и отмечал, что это самый популярный сюжет. Лубки с котом казанским успешно продавались в 17 19 веках, вплоть до начала 20 века. Но что мешает принять версию о сатире на Петра Основные контрдоводы на потрете схожесть наблюдается только в выпученных глазах и в усах. Главное глаза, глаза действительно петровские. Но портрет не самостоятельный, он производная от картины Как мыши кота погребают Да, скорее всего, он выполнен как сатира на Петра 1Но что мешало лубочному мастеру добавить в текст, что у кота думки амстердамские, или добавить что то о противостоянии с раскольниками На лубке этого нет. У Ровинского есть аргумент, что кота хоронят на шестопятый день, а Петр умер в четверг с пятого на шестое января. Но по старому календарю Петр умер 28 января. Таким образом, и этот аргумент снимается. Да и вообще, некоторые произведения русского фольклора заканчиваются тем, что написаны они в шестопятое число. Это как бы трафарет, отсутствие числа как такового, типа 3 1го июня дня, которого нет. Поговорим об истоках лубков про кота казанского. В индийских лубках есть кот Видало. В сюжете с Видало мыши побеждают кота и хоронят его. Не исключено, что подобные лубки через Персию попадали по волжскому пути на Русь. В Европе можно отметить Кота в сапогах Шарля Перо. Этот герой сказки, чтобы поймать мышей притворяется мертвым. У Лафонтена есть басня Кот и0 старая крыса в ней кот притворяется мертвым и ловит крыс он висит на лапке и изображается повешенным Кстати, на лубке с Лениным вождь мирового пролетариата также изображен висящим. 155 По моему мнению, лубоч ый мастер изображает в коте татарского царя. Причем слова казанский, астраханский, сибирский в тексте это, по сути, перечисление царств. Первые лубки создаются в конце 16 века, все татарские царства к тому времени уже завоеваны. И над побежденным противником можно посмеяться. Но здесь ирония распространяется не только на кота, но и на мышей. Русский не может без татарина, и татарин не может без русского такой вывод можно сделать, если посмотреть на картину, где изображен дует волынщика Вавилы и зурнача Чурилы два музыканта играют вместе Когда в конференции историков наступил перерыв на обед, я побеседовал с Сагитом Фаизовом. Как два любителя кошек мы быстро нашли общий язык. Сагит Фяритович, как вы вышли на столь необычную тему, каt кот казанский Толчком в моих нынешних размышлениях над котом казанским было посещение музея города Владимира. Там, когда я вчитался в тексты и внимательно изучил изображения, я подумал кого же хоронят мыши Тогда я ответил наверное, меня. Но позже ответ стал другим. Ведь мыши везут живого кота, он связан, но он жив. Мыши только изображают похороны, но хоронить кота не собираются. Об этом свидетельствует вся аура лубка, он веселый, добрый. Я так понял, что вы не согласны с версией, что лубок Кот казанский это сатира на Петра Да, есть такая версия дескать, раскольники, недовольные Петром, так изобразили царя, которого погребают. Но ведь кота не погребают На лубке, по сути, изображен яркий карнавал с котом, а не мрачные похороны подобная веселость совсем не свойственна раскольникам. Между царем и раскольниками был серьезный разлад, обе стороны были ожесточены. Но лубок делал мастер, который пытался осмыслить проблему татарина в русской духовно жизни. Стоит ли хоронить татарина или стоит с ним пожить Он спрашивает похоронен ли татарин И отвечает нет, он жив Русскому и татарину надо жить вместе, как двум музыкантам на лубке. Два музыканта незнающий лад татарин и знающий лад русский играют вместе. Сейчас бы такую картину назвали политкорректной. Безусловно Это великая политкорреt Тность. Лубок удивителен тем, что он рожден русским народным сознанием в контексте отношения русских к татарам, и это отношение, безусловно, дружелюбное. А большевики просто взяли раскрученный народный сюжет и добавили в него Ленина Точно так же поступил тот мастер, который изобразил отдельный портрет кота. Он имеет двойной адрес это и татарин, и Петр 1Мастер использовал лубок, чтобы несколько ущемить Петра. Там нет озлобления, но этот лубок все таки менее добродушен, чем первый программный лубок. Мастер переносит старый образ на новые политические реалии. 156 И я неуверен, что это обязательно был мастер из раскольников. От Петра страдали многие. А в начале 20 века история повторилась, когда большевики использовали лубок, чтобы приподнять образ Ленина, и что. бы популярно объяснить народу, который знал и любил лубок, борьбу Ленина с меньшевиками. Как коллеги относятся к тому, что вы занимаетесь котом казанским В прошлом году в Санкт Петербурге меня очень хорошо приняли. Позитивно отнеслись к моей аргументации, что кот это не Петр 1Что здесь нет никакого озлобления, а добродушно изображена программа сосуществования двух народов. Наоборqт, надо признать, насколь 10 этот синтетический образ емt о отражает взаимоотношения двух народов татарс 1ого и русского. И насколько кот отвечает перспективе этих отношений и взаимному доверию двух наций. На мой взгляд, и сегодня в Казани реакция была положительный Может быть, Казани нынешней не хватает кота казанского Я как раз об этом хотел поговорить. Посмотрите, на улице Баумана есть несколько анималистических изображений фонтаны с лягушками и соколами. Думается, в этом ряду не хватает кота казанского. Вообще, кот казанский может стать неофициальным символом Казани. У города есть герб с Зилантом, и это хорошо. Мы знаем, что это дракон, покровитель турок. Но у Зиланта нет биографии, в нем нет добродушия, нет одомашненности. Дракон подчеркивает статус власти. Да, он ближе к бюрократии, чем к народу. А Казани нужен символ, ко торый был бы близо 1каждому. Кот добродушен, у него драматическая судьба, но он выжил, не смотря на все перипетии Кроме того, кот пластичен, его хорошо лепить, изображать. Казанский художник Елена Крюкова уже начала делать кота казанского в малой скульптуре. Ее вещи можно видеть и на выставках и в сувенирных лавках. Так что подвижки в этом направлении есть. Нужно поднять кота казанского на положенный ему пьедестал, но не так высоко, разумеется, как Зиланта. Мы зашли в магазин Казансt ий сувенир который находится в здание Госмузея РТ и нашли там кота казанского. Мало этого, оказалось скоро в магазинчике все желающие смогут увидеть макет будущего памятника Кот казанский выполненный из пластика в натуральную величину. Так авторы идеи создания памятника хотят проверить реакцию казанцев на новый неформальный символ города. Понравится ли добродушный кот горожанам, приживется ли он в тысячелетнем городе Кошатники то безусловно подцержат, а вот что скажут собачники Узнаем в ближайшее время. Источник http www. 1OOOkzn.rulartiс elru 1634 428 157 С. Бессчетнова, Казань KOЧVIO AЯ СТОЛИUА Если уж даже русский поэт с немецкой фамилией, всю жизнь проживший в Петербурге, заявил Да, скифы мы, да, азиаты мы что уж нам отпираться Мы и подавно кочевники. Правда, своеобразные мы живем в кочующем городе. Москва называет себя третьим Римом. Казань же третий Булгар. И, в отличие от Москвы, притязания которой построены на одних лишь амбициях, одно время наш город так и назывался Булгар аль Джадид англичанин бы сказал Нью Булгар И для средневекового уха это звучало гордо. Первый Булгар известный сейчас под именем Биляр был одним из 1рупнейших городов мира его территория охватывала 800 гектаров Древнерусские летописи называли его Великим городом серебряных булгар на Руси таких городов не было. Сам стольный град Киев занимал тогда лишь сто ге 1таров Не было таких огромных городов и в Западной Европе Париж по площади почти вдвое уступал Булгару. Второй Булгар был активным пограничным торговым центром. По одной из версий, именно сюда была перенесена столица царства после того, как в 1236 году Великий Булгар на Черемшане был до основания разрушен Золотой Ордой. Этот город по прихоти истории и поныне сохранил за собой название Болгар. Но уже в XIV веке имя Булгар аль Джадид стало относиться к Казани. А после того как вслед за новгородскими ушкуйниками, Федором Пестрым и стремительными монголами на дома Булгара второго пришла чума, практически вся жизнь легендарного царства переместилась в Казань. И вот что странно. Недалеко от Казани находится урочище ИскиКазань, чье название традиционно переводится как Старая Казань. Однако ведущиеся на протяжени многих лет археологические раскопки показали, что молодая Казань или третий Булгар старше Старой Казани Источник hЦp www. 1000kzn.ru artiсle ru 102 69 158 екоторые значки, выпущенные к 1000 летию Казани. Фрагмент коллекции Г. Бушканца Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Тысячелетие Казани (2005)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |