Борисов И.В.
Геральдика в советской сатире
// Гербовед. №75. (2004)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2004. № 9 (75). С. 105-116
Аннотация: Принято считать, что геральдика в советском обиходе, быте была отвергнута, и ею почти не пользовались. Тем не менее, в одной области она использовалась весьма интенсивно. Это карикатура, политический шарж, гротеск
Об авторе публикации/статьи:
Борисов Игорь Владимирович (1937–2011) (Москва) Доктор исторических наук, входил в состав Геральдического совета при Президенте РФ; научный эксперт Русской геральдической коллегии и научный редактор журнала «Гербовед»; действительный член Историко-Родословного Общества в Москве; возглавлял Экспертную комиссию Московской герольдии при мэре города.
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Борисова И.В.в библиотеке найдено еще 79 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 18590 знаков (с пробелами)
И Борисов, к. и Москва
Г6Р ЛЬДИК G GO.G6TGKOЙ G ТИР6
Принято считать, что геральдика в советском обиходе, быте была отвергнута,
и ею почти не пользовались. Тем не менее, в одной области она
использовалась весьма интенсивно. Это карикатура, политический шарж,
гротеск.
Советские художники, работавшие в этом жанре А. Радаков, Б. Антоновский,
Л. Бродаты и многие другие использовали свои сатирические рисунки,
прежде всего, для того, чтобы показать звезду, как символ превосходства
новой геральдики над старой русской и западноевропейской. К
таким рисункам относится юбилейная обложка журнала Крокодил 9 39 4 марта 1923 г. посвященная пятилетию советской власти, где две
руки, образующие римскую цифру пять держат пятиконечную звезду, с
серпом и молотом в середине. По бокам рисунка языки пламени и маленький
жирный буржуй в цилиндре. Это работа Д. Моора. В стихотворении
под рисунком подчеркивается, что минувшие года прошли недаром и Красноармейская звезда,
Звезда свободы и труда
Горит и алым светом юкет
И старый мир, и старый гнет
Глядя на дату выхода этого номера 4 марта 1923 г. понимаем, что
завоевания февральской т буржуазной революции уже переписаны на
счет советской власти и отсчет советским дням надо делать совсем не с
25 октября.
Второй рисунок с громадной звездой на обложке Смехача тоже
юбилейный и тоже мартовский. Но это уже март 1928 г. и отмечается не
пятилетие, но уже десятилетие советской власти. Здесь некие буржуазные
астрономы в страхе смотрят в телесI 0п, где в черном небе сияет огромная
пятиконечная же звезда, выросшая за эти десять лет Смехач
март 1928 г., рис. Л. Бродаты
В советской сатире активно используется скрещенные молот с серпом,
как элемент новой, доселе не востребованной геральдики. Это красноречиво
демонстрирует обложка журнала Мухомор 1922 г., 13, рис.
С. Лебедевой где в окружении различных государственных гербов или
их элементов представляющих в основном изображения животного мира лев с мечом Персия орел Соединенные Штаты АмериI И, единорог
Англия и т в середине видны скрещенные серп с молотом, что и символизирует
победу новой, неведомой доселе геральдики над старой, традиционной.
Так как рисунок озаглавлен Геральдическая загадка то
приведем и ее текст Клюется, а не птица, кусается, а не зверь, с острыми
краями, а не меч Так как разгадка очевидна, попробуем совместить
рисунок с текстом. Молотом бьют, а не клюют острые края явно у 105
серпа он и не меч Но как можно кусать молотом или серпом до сих
пор остается неясным. Видимо слово кусается это намек на то, что
если будет какой нибудь конфликт, советская стран которая не зверь
очень больно может укусить. Тем не менее, натяжка в замысле и примитивности
в исполнении остается.
Еще одна карикатура, в которой главную роль играет огромные, лежащие
на земле молот с серпом рис. Д. Моора навеяна высказываниями
эсеров на суде, заявивших, что они боролись и будут бороться с Советской
властью до конца. Моор изобразил группу лиц, среди которых Рябушский,
Милюков, Мар 1ов Врангель и другие, пытающиеся маленькой
пилочкой перепилить мощную рукоятку молота. За спиной этих людей
виден капиталист с хищным носом, ощеренным ртом, 1огтистыми пальцами,
в некоем подобии цилиндра.
Еще два весьма агрессивных чтоб не сказать хулиганских рисун 1а
нам демонстрирует журнал Красный ворон Первый наглядно показывает,
как по Европе бродит призрак коммунизма Это две громадные
фигуры рабочего с молотом и крестьян 1а с серпом Красный ворон 2 22 январь 1923 г., рис. Б. Антоновского Фигуры ступают по европейским
городам, показанным различными архитектурными сооружениями куполами церквей, острыми крышами, средневековыми зданиями не
достающими даже до колен призраков. Вся 1омпозиция называется Святочный
сон старого мира Что сказать по этому поводу сон оказался в
руку.
Другая карикатура А. Рада 1ова Красный ворон 18 19 38 39
май 1923 г. называется 1сведению Керзона где некая фигура наверное,
это лорд Керзон держащая в ру 1ах веревочную петлю и на повод 1е
две жалкие умирающие фигуры с надписями Индия и Ирландия наступающая
сапогом на третью, подвергается нападению советов в виде
рабочего в кепке которые бьют эту самую фигуру молотком по голове и
перерезают ему горло серпом. Текст так и гласит Ты хочешь снова дать
нам голод та 1получай же серп и молот Непонятно здесь слово снова ибо голод в стране не прекращался с 19 17 года.
Использовалась эмблеrv,а серпа и молота в изображениях и тексте,
связанной с внутренними проблемами в стране. Карикатура Н. Никонова Красный Перец 1923, 1под названием Кремлевское заI 0нодательство показывает зрителю, какие чудные времена нынче наступили.
Журнальный лист поделен надвое. верхней его части, названной Прежде показана растерянная фигура крестьянина на фоне законодателей
прошлого, обманывающих и обижающих крестьянина. Отмечено, что в то
время он никак не мог получать землю в свое пользование. Внизу совсем
другая картина улыбающийся, радостный крестьянин под щитком с серпом
молотом, на фоне депутатов ВЦИКа, принявших свод законов о земле.
Теперь, надо думать, все изменится, и вся земля в стране отойдет
крестьянам. Две мощные фигуры крестьянина и крестьянки с серпом 1ак
бы и подтвер Дают эту радостную весть. До всеобщей 1оллективизации, 106
праздников, колхозов и совхозов, рабства в них людей осталось совсем
немного.
Так как советское в народе все таки прививалось куда денешься но с
трудом, то не только люди, но и всяческие организации, особенно поначалу
давали идеологическую промашку. Так, известный Моссельпром чегото
там не досмотрел и выпустил к пасхе куличи с изображениями серпов
с молотом. Это вызвало ответную раздраженную реакцию власти. Неизвестно,
естественно, были ли какие либо организационные выводы, но
I ариl атуры в Красном Перце 1925 г., май, 18 избежать не удалось.
Она та и называется Нигде l роме намек на известный торговый лозунг
Моссельпрома нигде кроме, I аI в Моссельпроме На рисунке
изображена витрина булочной с этимй пресловутыми куличами и группа
священников в рясах, разукрашенных серпом и молотом. Смысл карикатуры
в том, что раз уже куличи выпечены и поступили в продажу их и
надо ос я, ить Юмор с трудом просматривается.
Иногда советсl ие худ ожники в полной мере использовали. и герб в его
прямом виде и назначении. Так, подборl а гербов 1ариl атур, символизировавших
такие страны, I аI Америка, Италия, Франция и Англия выполнена
по законам геральдики щит, нашлемниI деление полей, кое где
девизная лента. Эта подборка называется Новая геральдика для наших
соседей мусьев, сеньоров, милордов и миледей Красный Перец 1923, 7 Нарочитое искажение титулов, видимо, должно подчеркивать
их совремещ 1ые ненужность и никчемность, вызывая презрительный смех
пролетариата.
Назначение этих рисунков с соответствующей тематикой таюке должно
показывать зрителю, что во всех абсолютно без исключения капиталистических
странах, царит грязь, ужас, мерзость и страх, что особенно усиливалось
стихотворным текстом под каждым гербом. Рисунок же состоит из
самых разных изображений черепов, мечей, свастик, каких то орудий
убийства и т и т Так интерпретировали и использовали геральдику
советские художники Елисеев, Ганф и др.
Слово герб использовалось и в стихотворном творчестве. Так в стихотворении
И. Агнивцева Песни машин Красный Перец 1924, ноябрь, 27, с. 9 перечисляются атрибуты буржуазной жизни Цилиндры, гербы, декольте, будуары,
Кино, небоскребы, проборы, фонтаны,
Дредноты, ликеры, монокли, доллары.
Все голые плечи, все сейфы Моргана
И вот до этих голых плеч и сейфов Моргана, этих презренных гербов
доносится гул, который траур несет от края до края Как мы догадываемся,
это гул шагов Революции которые почему то всегда соседствуют
с трауром Увы
Гербовая карикатура, конечно, отзывалась прежде всего на политическую
тему, которая конечно ей была гораздо ближе. Таким примером может
служить карикатура на М. Конради, который вместе с Полуниным со 107
вершили покушение в Лозанне на В. Воровского, главу советской делегации
в Швейцарии Позорный герб, Красный Перец 15, 1923, с. 9
Четверочастный щит с крестом в центре из швейцарского государственного
герба показывает нам Конради в разных ипостасях. В четвертой нижней
части Конради изображен как фашистский наймит пешкой в руках международного
капитала
ТаI им образом, можно вполне констатировать, что советская карикатура
отнюдь не чуралась геральдики, особенно тогда, когда ей это было
нужно для проведения коммунистических идей. ГЕРБ 8 WUfl fJ tn
Сот H i и аобр ж t0т Kottpgд Onn т, нь tt кr. 7. J Jpt or.стu nачnт f iu н H сt Uau, noнpn н и он oсn. 108 109 1АМЕРИНд. 4мьри а трвсты, банни, чони
Эом она, самая свободнал звмлR,
r д твиут молона сгущонно20 рвни
В берегах нроваво нрасиого щ 1свл
Дсдиз Где нуланом,
А гдs, сгущенным моАоном. О Красный перец 1923 г., 1с. 4. Красный перец 1923 г., 7, с. 4. сем гербе, ни много и ни мсмо,
Сапо 1Италии со wnopoiJ удалой,
Значен фашистского инторнациожма
И маска с черепом и прочеи epyuдoiJ.
Затем король, сoгfifJHныu в тяжном С дш,е
На ромовоii ладоии Муссо ини.
На царствеliном седа ищв мозо.ль,
И царстоеннал zолоеа в ааботах
Девиз 0f на iJeсRman tto, oдь, 4 fllуссолини деааносто сотых,
З. АНГЛНR.
Страна изыс,iанного внуса,
Гда, подое, итогом счвт,
МиАорд двсн цви жмот индуса,
д шуilцою ир, 1андца бьвт.
flодобныil аят весьма похваАвн
Ведь Law оакон над ни ос а ен,
Двоив flв о броиь, а пониже 6рови,
Фунт сmepJ 1uшoa равен фунту нр,ови. 2
8. Старинов. Красный перец 1923 17, с. 5.
ю rан Красный перец 1923 г., No 7, с. 5.
4. ФРАIIЦИf
В прошлом с вобода прче зари
7 148, 93
В настопщем либеральные трвщ,епти,
Длп оммунистоо тюремные рвшотни.
Франи,уаснае деньги а баронсиую едаr.пн Оол ч пе 0 счвrпу Рады стараться. J
И над мошла.щ 1страшная пасть
Того, кпю смоот смвятьсР
Довив Да эд ааствуш хороший m om, 1rf 1
Преирцспая Фршщип u то, что r to лв 1tщт. 3
N 18 19
39 1С В ЕДЕ НИ Ю 1Е 1З О i 1Ри.с 1l aсlu 11
П, XO IE l, UIOiiЛ д,НЬ нлм ГОJЮ l ТЛ liОЛ ЧЛЙ ЖЕ сu 1е 4 Ьюотс а 0 ri 1U 1кусnстср, ue ppepa, с oсrp, J Р 1ч l f r 5
f J l. loopa.
Di з.сtsnп 1
Лnха. 1
IO iШifO аЕЖИТ.
R, it 1ГJu 0.,исi сUfJ н r н
с.ynс бoro r 1с i t Sн, а.нr
НЛПРЛСI Ю СТЛРЛЛ СЬ, сT. 1PAIПEсI, И Б 1Л.ЕТЕ сT, l T сII. J H l Ц, 1Красный перец 1922 г., с. 10 6
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Борисов И.В. Геральдика в советской сатире (2004)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|