В Герасимов, Москва
G ПКТ П6Т6РБV РГ G GИМ.GОЛИК6
ОТ6Ч6GТВ6ППОЙ МОРGКОЙ GИ ЦИИ см. илл. на З и 4 стр. обложки
Санкт Петербург принято, и не без оснований, называть колыбелью
русской авиации, но северная столица оставила таюке заметный вклад в
деле зарождения, становления и развития морской авиации Российского
военного флота. До сих пор среди специалистов и историков отечественной
морской авиации окончательно не решен вопрос, какой город считать
родиной авиации Военно Морского Флота России Санкт Петербург или
Севастополь. Оставим пока эту проблему для ее последующего рассмотрения,
а остановимся на вкладе Санкт Петербурга в развитие морской
авиации нашей страны и символах города, нашедшей отражения на вымпелах
и знаках морской авиации.
В феврале 19 1О года в Санкт Петербурге была разработана Программа
лекций по воздухоплаванию полковника В Найденова, которая заинтересовала
Морской технический комитет и была рекомендована для проведения
занятий с офицерами флота 1В том, теперь уже далеком, 19 10 г. в городе
Великого Петра произошло еще много событий, подтверждающих одну из
главенствующих ролей города на Неве в деле создания авиации флота.
Одним из таких примеров является первый в России перелет на летательном
аппарате тяжелее воздуха из города в город над водой, который 5
октября 19 1О года совершил морской офицер Г. Пиотровский, в рамках
проведения Всероссийского праздника воздухоплавания. Вместе с пассажиром
А. Масаиновым лейтенант Г. Пиотровский поднялся на аппарате
французского производства Блерио в небо над Петербургом. Аэроплан
находился в возду е над водной гладью Финского залива, когда резко
ухудшилась погода. Полет продолжался уже более двадцати минут, и для
возвращения в Санкт Петербург, с учетом метеоусловий, могло простонапросто
не хватить бензина. Тогда лейтенант принял решение направить
крылатую машину к Кронштадту. При подлете к. городу бензин все таки
кончился, и посадка производилась по сути дела без капли топлива в баке,
поэтому избежать поломки самолета не удалось была повреждена правая
консоль, помят пропеллер. Тем не менее, посадку самолета, с учетом сложившихся
обс rоятельств, можно бь 1ло считать удачной. Так без всякой
подготовки был установлен своего рода рекорд расстояние в 30 километров
было преодолено чуть больше, чем за полчаса2 1Российский государственный архив Военно Морского Флота РГА ВМФ Ф. 42 1
Оп. 4. Д. 1476. Л. 1
2 Более подробно см. Герасимов В Впервые над водной поверхностью
Морской сборник. 1999. 7. С. 80 8 36
Особым событием в истории Российского флота стало создание первой
войсковой части морской авиации. В начале 19 12 года командующий
силами Балтийского моря вице адмирал Н Эссен и начальник службы
связи флота капитан 2 ранга А Непенин пришли к выводу о необходимости
организовать при службе связи отдел морской авиации, который бы
возглавил толковый и высокообразованный морской офицер. Непенин
предложил эту должность выпускнику Николаевс 1ой Морской академии
лейтенанту Б Дудорову и поставил перед ним задачу разработать все
необходимые документы для организации морской авиации Балтийского
флота. Вскоре Дудоров представил морскому министру доклад об организации
воздухоплавания на флоте. Основными задачами морской авиации
в докладе были определены стратегическая и тактическая разведка, и
борьба с авиацией противника. Первым практическим воплощением планов
Дудорова следуют считать организацию Опытной авиационной стан
ции 3
Сфо рмированная з соЬтветствии с правительственным решением, она
дислоцировалась в Санкт Петербурге Гребном порту Васильевского острова.
Именно с ее созданием связано появление самолетов на Балтийском
флоте. Официально станция была открыта 6 августа 19 12 года. Основными
ее задачами являлись испытание гидроаэропланов и подготов 1а
личного состава морской авиации для дальнейшего прохождения службы в
составе Российского Императорского флота.
Особое место в популяризации морской авиации принадлежало печатным
изданиям, которые выходили в Санкт Петербурге. Именно журналы Воздухоплаватель Вестник воздухоплавания и Морской сборник 4
вносили в то время значительный вклад в дело пропаганды авиации в армии
и на флоте. В 19 12 году в городе на Неве увидела свет книга инженермеханика
лейтенанта Н Яцука Воздухоплавание в морской войне которой
суждено было оставить значительный след среди печатных работ по
отечественной морской авиации.
В Санкт Петербурге были разработаны и научно обоснованы тактикотехнические
требования к морской авиационной технике и созданы первые
образцы летательных аппаратов для морской авиации России. Здесь конструктор
Игорь Сикорский создал первые гидроаэропланы отечественного
производства С 5, С 5А и С 10. В Северной Пальмире были созданы и
начали производство аппаратов тяжелее воздуха первые в России авиационные
заводы.
Большое значение город на Неве сыграл и в успешном применении
морской авиации в интересах флота в годы Первой мировой войны. В Петрограде
разрабатывались и утверждались все основные документы по
3 Авиация Российского флота Лаврентьев Н Гуляев С Минаков В
Шульженко А и др. Под ред. В Дейнеки. СПб. Судостроение, 1996. С. 16 17.
4 О символике журнала Военно Морского Флота Морской сборник автор выступал
с докладом на XIX Международной генеалога геральдической конференции. 137
морской авиации, как, например Положение о службе авиации в службе
связи 5, Положение о морской авиации и воздухоплавании Российского
Императорского флота 6, Положение о дивизионе корабельной авиации и др. Все годы Первой мировой войны в столице России плодотворно
работало организационно тактическое отделение с 19 16 года воздухоплавательное
отделение Морского Генерального штаба, I 0торое выполняло
функции главного разработчика руководящих и уставных до 1ументов
по морской авиации, заказывало необходимую авиатехнику, обобщало
боевой опыт использования авиации в интересах флота, занималось
подготовкой кадров. 1О августа 19 15 года на Гутуевском острове, где до этого располагалась
авиационная станция Балтийс 1ого флота, была открыта Петроградская
Офицерс 1ая школа морской авиации8. Эта школа стала первым в
стране специализированным авиационным учебным заведением Российского
военного флота.
В начале 19 17 года в Петрограде была создана Воздушная бригада
Особого назначения, которая подчинялась непосредственно морс 1ому
министру. В августе 19 17 года в Петрограде было создано Управление
морской авиации и воздухоплавания, 1оторому предписывалось заниматься
всеми вопросами авиационной тематики в Российском военном
флоте.
Приведенный выше перечень исторических фактов, пусть даже далеI 0
не полный, позволяет сделать вывод о большом вкладе Северной Пальмиры
в историю отечественной морской авиации, особенно в начале ее
создания, становления и развития. К большому сожалению этот период
не нашел практического отражения в символике морской авиации
России.
В дальнейшем история города на Неве продолжала быть тесно связана
с историей авиации Военно Морского Флота. Здесь 27 марта 19 18 года
была создана Во.здушная бригада Балтийс 1ого флота первое организационное
формирование советской морской авиации, которое и сегодня
входит в состав морской авиации ВМФ России, как 3 18 й отдельный смешанный
авиационный полк ВВС Черноморского флота Российской Федерации.
В 1938 году в Военно морской академии ВМА был создан авиационный
факультет, который после большого количества различных организационно
штатных изменений функционирует и сегодня. На вымпеле фото 1
на 3 й сrp. обложки подготовка морских авиаторов в стенах ВМА отражена
5 РГА ВМФ. Ф. 4 18. Оп. 1Д. 1397. Л. 13 22 обор.
6 Российский государственный военно исторический архив РГВИА Ф. 369. Оп. 1Д. 6 1л. 25 38.
7 РГВИА. Ф. 369. Оп. 1Д. 6 1Л. 39 40.
8 См. Артемьев А Морская авиация России. М. Военное издательство, 1996. С. 6 162. 138
символом самолета ракетоносца типа Ту 22м. Это неслучайно, так как в
60 80 гг. прошлого века основу морской авиации ВМФ СССР составляла
морская ракетоносная авиация МРА на вооружении которой состояли
различные модификации самолетов Ту 16 и Ту 22.
В годы Великой Отечественной войны в Ленинграде и в Ленинградской
области базировались многие части и соединения Военно Воздушных Сил
Краснознаменной Балтики. И вовсе не случайно то, что на фалеронимах,
посвященных 3 му, 4 му и 10 му гвардейским авиаполкам балтийской авиации,
присутствует шпиль Адмиралтейства фото 12 и 3 на 4 й стр. обложки
как символ беспримерного подвига города Ленинграда, его жителей и
защитников в Великую Отечественную войну.
В послевоенные годы, когда создавался океанский Военно Морской
Флот СССР, на вооружение Черноморского флота поступило два противолодочных
крейсеров ПКР которых еще неофициально называли вертолетоносцами.
Один из ни r, спущенный на воду 30 июля 1967 года и сданный
ВМФ 2 июня 1969 года, получил наименование Ленинград 9. На
крейсере в разное время размещались и с него применялись морские вертолеты
Ка 25, Ка 27 и штурмовик вертикального взлета и посадки Як 38. В
фалеристике отечественной морской авиации ПКР Ленинград посвящено
несколько знаков, три из которых приводятся на иллюстрациях к данному
материалу фото 4, 5 и 7 на 4 й стр. обложки
В Ленинграде начиналась, а сегодня продолжается в Санкт Петербурге
история одного научно исследовательского учреждения, занимавшегося
тематикой морской авиации. Ныне эта организация именуется Научноисследовательским
центром НИЦ морской авиации. Символика НИЦ
морской авиации представлена на фото 2 на 3 й стр. обложки и фото 6 на
4 й стр. обложки
В заключение необходимо отметить, что, конечно же, на мой взгляд,
Санкт Петербург до настоящего времени, не достаточно представлен в
символике отечественной морской авиации. Хотя в рамках одного материала
невозможно было указать все знаменательные и знаковые события
из истории морской авиации, которые имели место в Санкт Петербурге,
Петрограде и Ленинграде, но этот город у всех увлекающихся морской
авиацией ассоциируется именно с главной ударной силой ВоенноМорского
Флота в годы Великой Отечественной войны Военно Воздушными
Силами ВМФ.
9 Бабич В Наши авианосцы на стапелях и в дальних походах. Николаев Атолл 2003. С. 192. 139
i
G ПКТ П6Т6.РБVРГ G GИМ.В ЛИК6 Т6Ч6GТВ6ПП Й М РGКОЙ t ВИ ЦИИ см. стр. 136
12 1Сувенирный вымпел
с изображением самолета ракетоносца типа ТУ 122м,
символизирующем подготовку морских авиаторов в стенах
Военно морской академии.
2. Сувенирный вымпел
с символикой Научно исследовательского центра
морской авиации.
Gv НКТ П6Т6РБУРГ G GИМ.GОЛИК6
ОТ6Ч6GТfl6ПН Й МОРGКОЙ llGИt ЦИИ Im
i. t, Т
4
5 см. стр. 136
3
2 1
6 7 13. Шпиль Адмиралтейства на фалеронимах, посвященных
3 му, 4 му и 10 му гвардейским авиаполкам
балтийской авиации.
4, 5 и 7. Противолодочный крейсер Ленинград
в фалеристике отечественной морской авиации.
6. Нагрудный знак Научно исследовательского центра
морской авиации.