Шелковенко М.К.
Вариации на штандартную тему (О разработке проектов штандарта главы администрации Рязанской области)
// Гербовед. №68. (2004)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2004. № 2 (68). С. 142-147, цв. вкладка 19
Об авторе публикации/статьи:
Шелковенко Михаил Константинович (Рязань) Заместитель председателя Геральдического совета при Губернаторе Рязанской области; Почетный гражданин города Рязани; Заслуженный художник России; до 2019 г. - член Геральдического совета при Президенте РФ
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Шелковенко М.К.в библиотеке найдено еще 32 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 20757 знаков (с пробелами)
М Шелковенко, Рязань
Gi РИl ЦИИ Ш ШТt ПДl РТПVЮ T6MV О Рl ЗРt БОТК6 ПРО6КТО.G ШTl HДl PTl
ГЛl GЫ дМИПИGТРl ЦИИ
РЯЗl ПGКОЙ ОБЛl GТИ см. рис. на 19 й стр. цв. вкладки
После того, как в Рязанской области были утверждены и внесены в Государственный
геральдический регистр РФ герб и флаг области, настал
черед создания штандарта главы областной администрации. Фактически
первые наработки появились уже в период утверждения областного флага,
но серьезные коррективы внесла очередная кампания по выборам главы
области. Она отсрочила работу почти на год. И лишь в августе 200 1года,
после ряда согласований проектов штандарта со специалистами Геральдического
совета при Президенте РФ, вновь избранный губернатор В
Любимов поставил свою подпись под Постановлением об учреждении
штандарта и утвердил его изображение.
К этому моменту были уже известны и штандарт Президента РФ, и
штандарты руководителей основных силовых министерств. Поэтому некая
общая схема композиции должностного знамени штандарта была очевидна
прямоугольное полотнище квадратной или близкой к квадрату
формы, в центре юторого герб или ведомственная эмблема, обшитое
бахромой и укрепленное на древке с навершием. Но в этих параметрах
надо было выбрать один путь из нескольких возможных способов с0четания
символики областного герба и расцветки областного флага. В общей
сложности получились полтора десятка различных вариантов, каждый из
которых также можно было бы уточнять и детализировать. Для того, чтобы
было удобнее о них говорить, мы выстроим их в некий последовательный
ряд, хотя он и не отражает реальной хронологической последовательности
возникновения проектов.
Итак, в ходе работы над эс 1изами было использовано несколько способов
компоновки фигур и цветов на полотнище штандарта. Первый. способ
заключался в том, что за изобразительную основу брался только гербовый
щит герба Рязанской области с изображением Князя в золотом желтом
поле. К нему прибавлялись дополнительные второстепенные элементы,
соответствующие цветам областного флага белый, золотисто желтый,
красный в виде
трехцветной каймы из чередующихся зубчиков белого, желтого и красного
цветов вариант 1
трехцветной бахромы из сегментов серебряного, золотого и красного
цветов вариант 2 142
В обоих описанных проектах в крыже таюке помещено изображение великокняжеской
шапки короны отражающей исторический и современный
статус Рязанской области. Ею увенчан герб области.
В варианте 3 велико 1няжес 1ая шапка четырежды повторяется в углах
штандарта, обращенная макушкой с крестом и державой к центру полотнища,
создавая крестообразную композицию. Мотивы сочетания косого
и прямого крестов подчеркивается тонкими золотыми линиями, расходящимися
из центра, от фигуры Князя к краям полотнища. Оба приема четыре
короны по углам и намек на изображение креста заимствованы из
композиций российских воинских знамен и штандартов XVIII XIX вв. Бахрома
имеет серебряный и красный цвета по аналогии с дополнительными
цветами областного флага белым и 1расным.
В варианте 4 в углах штандарта помещены четыре короны различного
статуса. Они символизируют четыре древние территории, имевшие
определенный суверенитет и ныне входящие в состав Рязанской области.
В крыже помещена великокняжеская корона, символизирующая Великое
княжество Рязанское в другом верхнем углу изображена золотая царская 10рона, символизирующая Касимовское ханство царство а в нижних углах княжеские шапки, обозначающие Пронс 10е и Мещерское княжества.
Все это обрамлено каймой из чередующихся белых, желтых и красных
зубчиков хотя можно было обойтись и без них вариант 4а и обшито бахромой.
Этот вариант хронологически появился одним из последних и
представляется весьма перспективным.
В варианте 5 в качестве дополнения к гербовому полю использована
только широкая трехцветная кайма, состоящая из чередующихся сегментов
в форме городков серебряного, золотого и красного цветов. Эти сегменты
воспроизводят стилизованное золотое украшение с княжеской шапки,
венчающей голову Князя в гербе области. Городок имеет хара,аерную
форму заверший зубцов древнерусских корон и представляет собой
символической изображение Древа Жизни знака вечности, плодородия и
преемственности поколений.
В следующих вариантах более активно используются на самом полотнище
штандарта цвета областного флага. Проекты 6 и 7 развивают
идею креста, появившуюся в проекте 3. Здесь в форме прямого креста с
расширяющимися концами представлен основной цвет областного флага золотисто желтый соответствующий золотому цвету гербового щита. В
проекте 6 дополнительные цвета флага белый и красный помещены
между лапами креста в той же горизонтальной последовательности, что и
на областном флаге белый вверху, красный внизу В варианте 7 эти
цвета помещены в четырех углах попарно, как соединение двух основных
традиционных национальных российских цветов. На обоих эскизах угловые
сегменты белого и красного цветов дополнены изображениями золотых городков Они используются и в некоторых других проектах.
В варианте 8 фигура Князя дополнительно окружена овальным золотым
лавровым венком символом славы нижние концы которого со 143
единены лентой, а верхние увенчаны великокняжеской шапкой. Этот прием
таюке позаимствован из арсенала изобразительных средств воинских
знамен и штандартов.
В варианте 9 золотой лавровый венок окаймляет овальное золотисто
желтое поле в центре полотнища, на котором помещена фигура Князя.
За ними в виде косого креста изображены четыре широких полосы, имеющие
расцветI у областного флага. Треугольные сегменты между ними
имеют красный вверху и внизу и белый по бокам цвета.
В варианте 1О широкий прямой золотисто желтый крест образуется
за счет размещения в углах полотнища небольших квадратов белого вверху и красного внизу цвета, в которых изображены все те же золотые городки Из белых и красных стилизованных городков составлена и
кайма полотнища. Фигура Князя в центе окружена золотым лавровым венком,
увенчанным великокняжеской короной. Нижние концы лавровых ветвей
соединены лентой, имеющей цвета областного флага.
Вариант повторяет общую композицию варианта 8, но в центре
помещена не одна фигура Князя, а сокращенная версия областного герба
с короной, щитодержателями и орденс 10й лентой.
В варианте 12 в центре помещена уже полная версия областного
герба с княжеской мантией, а в у глах полотнища вместо городков фламы пламевидные элементы красные на белом и белые на красном. Мотив
фламов также заимствован из воинской атрибутики XVIII века. Появление
воинских мотивов в проектах штандарта объясняется не только тем
обстоятельством, что неI 0торые элементы в армейской вексиллологии
проработаны подробнее и обстоятельнее, чем в гражданской. Основной
причиной было то, что знаковое ядро всей символики Рязанской области
составляет изображение Князя воина с мечом символом воинской власти
в руке. Впервые оно появилось на воинских знаменах в начале XVIII веI а.
Чуть позже полковые знамена стали украшаться каймой из цветных зубчиков.
Но сегодня специалисты Геральдического совета посчитали, что такая
мотивация не представляется достаточно обоснованной, так как штандарт
главы администрации символизирует его гражданские, в первую очередь,
должностные полномочия. Хотя сам пост и соответствует определенному
воинскому званию.
В последующих проектах штандарта его основой становитGя qолотнище
цветов областного флага, горизонтально разделенное на полосы белого,
золотисто желтого и красного цветов в соотношении примерно 12 1
В варианте 13 полностью воспроизведена композиция областного
флага, но только фигура Князя в центре окружена золотым лавровым венком
с лентой, увенчанным великокняжеской короной. А в углах полотнища
помещены золотые городки В варианте 14 в центре помещено изображение
сокращенной версии областного герба. А в вариантах 15 и 16 помещен полный герб Рязанской области. Их отличие только в том,
что вариант 15 имеет узкую золотую кайму, обшитую такой же бахромой,
а в варианте 16 и кайма, и бахрома состоят из сегментов серебряного, 144
золотого и красного цветов. Этот прием имеет своим прототипом Государственное
знамя Российской Империи. Следует сказать, что эти варианты с 13 по 15 появились одними из первых, так как были наиболее очевидны.
А варианты 14 и 15 вообще аналогичны композиции штандарта
Президента РФ. Но чтобы убедиться в их преимуществе потребоваiiоGь
просчитать и все иные возможности компоновки штандарта. Как говорится, простота в искусстве есть результат большой сложности
В дальнейшем, в процессе обсуждений проектов штандарта в областной
геральдической комиссии и в результате неодно 1ратных консультаций
со специалистами Геральдического совета при Президенте РФ
происходил постепенный отсев большинства вариантов по тем или иным
мотивам.
Варианты 1и 2 отпали после того, как был утвержден флаг города
Рязани, имеющий аналогичную композицию полотнища. Только у него в 1рыже помещена не великокняжеская корона, а шапка Мономаха. Тем не
менее, такой композиционный прием был сочтен вполне приемлемым и
для штандарта.
Варианты 3, 6, 7, 8, 9, 10, 2 и даже 13 были не рекомендованы
из за того, что их композиция имела чрезмерно милитарный вид. Хотя и
здесь не было жесткого запрета на употребление использованных в них
композиционных приемов и элементов.
В конечном итоге наибольшее предпочтение было отдано вариантам 4, 5, 14, 15 и 16. варианты 4 и 5 были отмечены как наиболее
оригинальные, а варианты 14, 15 и 16 как наиболее традиционные. И
то и другое давало им основание для воплощения в жизнь. На финишную
прямую вышли все же традиционные варианты 15 и 16, из которых
губернатор выбрал первый, посколь 1у он проще в изготовлении и ближе по виду к штандарту Президента РФ.
В большинстве проектов мотив городка присутствовал не только на
полотнище, но и в навершии штандарта. Всего было разработано четыре
варианта навершия. Первый имеет прорезную копьевидную форму, в
центре которой изображение городка Второй вариант навершия сам
по себе имеет форму прорезного городка в центре которого, в овале
рельефное изображение Князя. В третьем варианте в прорезном копьевидном
навершии помещена двусторонняя уплощенная объемная фигура
Князя. Четвертый вариант представляет собой объемную цельную
копьевидную форму с рельефным двусторонним изображением Князя.
Губернатор остановил свой выбор на первом варианте с городком
так как счел излишней тавтологией повторение фигуры Князя и на полотнище,
и в навершии. Но принципиально такие варианты не исключены, о
чем свидетельствует штандарт Президента РФ с двуглавым орлом и на
полотнище, и в навершии.
Таким образом, штандарт главы администрации Рязанской области
приобрел тот вид, который был утвержден 7 августа 200 1года. 145 1
4
2
4а т.r э ii ш
6
7 146
з i w, t J 1t
5
8 L а. С. 15 15 А Б 6. Проекты штандарта главы администрации
Рязанской области. Утвержден проект 15.
в
А В. Проекты навершия штандарта главы администрации
Рязанской области. Утвержден проект А. 147 19
G РИ ЦИИ П ШТ Пд РТПVЮ T6MV см. стр. 142
8 т ж 1а 10
ГлдВА АДМинисrРАЦИ Р эднско овлдст С, j В ЛюБимов 1ot z,r с 7 7с и
Штандарт главы администрации Рязанской области
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Шелковенко М.К. Вариации на штандартную тему (О разработке проектов штандарта главы администрации Рязанской области) (2004)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|