| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №68. (2004) › Шелковенко М.К. Флаг Рязанской области. История создания и символика | ||||||
Шелковенко М.К.
Флаг Рязанской области. История создания и символика// Гербовед. №68. (2004)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2004. № 2 (68). С. 136-141, цв. вкладка 16 Аннотация: Еще в 1997 году была начата разработка флага Рязанской области, и на разных этапах, с января по декабрь, было создано более 100 вариантов областного флага. Об авторе публикации/статьи: Шелковенко Михаил Константинович (Рязань) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Шелковенко М.К.
в библиотеке найдено еще 32 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 31399 знаков (с пробелами)
М Шелковенко, Рязань Фl д.Г РЯЗ 1ПGКОЙ ОБЛ 1GТИ, ИGТОРИЯ GОЗДЛПИЯ И GИМ.GОЛИКt см. рис. на 16 й стр. цв. вкладки Во многих российских регионах их официальная символика гербы и флаги зачастую утверждаются в непримиримой борьбе мнений, в изматывающих спорах и конфликтах. К сожалению, в силу отсутствия подлинной геральдической культуры, чаще всего эти споры носят отнюдь не геральдичес 1 ий или вексиллологический характер, а густо окрашены политическими пристрастиями и амбициями и сопровождаются борьбой самолюбий. В этом ряду достаточно типичный пример Рязанская область. С одной стороны, благодаря организованной работе областной геральдической комиссии, здесь в сжатые сро 1и 3 года были разработаны и зарегистрированы гербы всех муниципальных образований. С другой стороны, принятие герба самой области сопровождалось яростным сопротивлением фракции КПРФ в областной Думе. Их категорическое несогласие вызвало включение в герб великокняжеской короны и княжеской мантии, отражающих то обстоятельство, что область является титульной и территориальной преемницей Великого Рязанского княжества. Не сумев воспрепятствовать утверждению областного герба, они отыгрались на том, что в вышедшей недавно двухтомной Рязанской энциклопедии готовившейся под их контролем, не упомянуты ни герб области, ни современные гербы муниципальных образований. Помещены лишь гербы старых уездных городов, утвержденные Екатериной Упрямству коммунистов мы обязаны и тем, что Рязанс 1ая область до сих пор не представлена в Совете Федерации своим флагом. Еще в 1997 году была начата его разработка, и на разных этапах, с января по декабрь, было создано более 100 вариантов областного флага. Они обсуждались на собрании краеведов, выставлялись в областной библиотеке для общественной дискуссии дискуссии, как и следовало ожидать, не получилось рассматривались специально созданной геральдической комиссией, комитетами областной Думы, проходили депутатские слушания, комментировались в областной прессе. Стоит ли говорить что изначально у самих разработчиков отсутствовало даже представление о принципах создания флага, и первые десятки эскизов создавались методом перебора и отсева всевозможных цветовых композиций и сочетаний Но в процессе работы и обсуждений постепенно и нелегко сложился образ флага, основанный на цветах и символике областного герба и на национальных славянских российских цветах. Наконец, 24 декабря 1997 года прое 1Т закона О флаге Рязанской области был принят в первом чтении и через месяц получил положительную экспертную оценку Государственной герольдии. 136 Но на этом процесс остановился. Поперек закона о флаге, как прежде поперек закона о гербе, легла фракция КПРФ во главе с председателем областной Думы, а по совместительству первым секретарем обкома КПРФ В Федоткиным. Более двух лет они блокировали принятие закона, хотя за него голосовали почти три четверти депутатов. Опытный партийный аппаратчик В Федоткин умело использовал то обстоятельство, что для принятия закона требовалось большинство голосов не от избранного состава Думы 24 человека а от ее списочного состава 36 человек т не менее 13 голосов. Имея в своей фракции 6 членов, и учитывая тот факт, что в заседаниях Думы стабильно участвовало 20 22 депутата, он мог заблокировать любое решение. При этом В Федоткин с самого начала поставил себе несбыточную задачу утвердить для Рязанской области бывший флаг РСФСР он даже ездил в Герольдию с этим проектом. А получив там отрицательное заключение, он с фракцией отказался даже обсуждать какие либо иные варианты. В этом выразилась верность коммунистов своей и только своей истории, ведущей отсчет с 19 17 года как будто с нуля. В то же время, разработчики проектов флага с самого начала исходили из понимания того, что они впервые создают не только флаг области, но также флаг того исторического территориального образования, которое за свои долгие века было и Рязанским княжеством, и провинцией Московского государства, и наместничеством, а затем губернией Российской империи, и областью в составе РСФСР, и, наконец, субъектом Российской Федерации. За прошедшее с 1997 года время закон о флаге еще несколько раз дорабатывался текстуально, на основании предложений депутатов было разработано еще около 100 эскизов, в которых варьировалась избранная цветовая композиция и включалась различная изобразительная символика. Но неизменно в результате обсуждений возвращались к проекту 1997 года. Это снова и снова убеждало большинство депутатов в правильности избранного варианта. Все кардинально изменилось в начале 2000 года, когда после дополнительных выборов в Думу вошли еще 5 депутатов. Фракция КПРФ и председатель Думы попытались оказать на них отчаянное давление были задействованы и историки, и общественность и пресса. Но чаша весов уже склонилась, и 26 мая большинством в 2 1голос против 7 один воздержался депутаты приняли многострадальный закон О флаге Рязанской области И теперь можно спокойно и без политики рассказать о тех идеях и принципах, которые положены в основу его композиции. Флаг представляет собой прямоугольное полотнище, с соотношением ширины к длине 2 3, состоящее из трех горизонтальных полос, белый, золотистой и красной, соотносящихся как 12 1 В центре средней широкой золотистой полосы помещено изображение Рязанского Князя с гербового щита герба Рязанской области, в червленом красном плаще епанче и сапогах, зеленом одеянии и шапке, с обнаженным серебряным белым мечем в правой руке и черными ножнами в левой. 137 Как известно, одним из основополагающих правил геральдики и вексиллологии является принцип исторической преемственности. В соответствии с ним при создании современного герба или флага за основу для них должны браться соответствующие изображения или описания исторических символов, которые либо были утверждены законодательно, либо достоверно существовали прежде. Именно так были восстановлены в употреблении гербы Рязани и Рязанской области. Но ни в царское, ни в советское время в России не существовало территориальных губернских, обла стных флагов, на которые можно было бы опереться сегодня. Были установлены лишь национальные цвета России, наиболее устойчивым и историчесt и обоснованным сочетанием которых стал бело сине красный три. колор. Он представлял Россию до 19 17 года и вновь стал государственным символом в 199 1году. Эта цветовая гамма стала одной из отправных точек при разработке флага Рязанской области. Другим основополагающим принципом при создании территориальной областной, муниципальной символики является правило соответствия цветовой и изобразительной символики герба и флага. Эти опознавательно правовые знаки имеют различную форму, отличаются по способам изготовления и употребления, но в различных обстоятельствах они представляют единый субъект права, и это требует единства их символики. Традиционно первичным знаком достоинства является герб и на его цветах и символике основывается расцветка соответствующего ему флага. Исторически рязанский герб с начала XVIII в. представлял собой золотой щит поле на котором помещалось изображение Князя с мечом. В вексиллологии золото изображается желтым цветом. Как свидетельствуют исторические факты, хотя в России и н было прежде территориальных флагов, определенные территориальные цвета стабильно существовали уже с 1700 х годов, и они соответствовали цветам полей щитов территориальных гербов. Это подтверждается расцветкой ратных знамен Рязанских полков, учрежденных еще при Петре 1Если до этого армейские знамена делались как ротмистр укажет сам то с организацией в России регулярной армии и с размещением ее полков по городам и провинциям расцветка и символика знамен стала утверждаться верховной властью законодательно. Сами знамена стали делаться в Оружейной палате и оттуда рассылаться в полки С 17 12 года полковое знамя делалось белым с золотым вензелем императора, а ротные знамена цветными с изображением герба города, чье имя носил полк. В Историческом описании одежды и вооружений Российских войсю изданном в 1842 г. А Висковатовым, говорится о том, что с 1700 по 1725 гг. Рязанские пехотный и драгунский полки имели ротные знамена желтыя, с золотым изображением, в верхнем углу, у древка Русского Князя с обнаженным мечом в правой руке а после 1725 года желтыя, с красными и зелеными зубчиками и с Рязанским гербом красные и зеленые зубчики соответствуют цветам отделения Ря 138 занского Князя. Таким образом, можно считать достоверно установленным, что территориальным рязанским цветом издавна является желтый или золотой. В геральдике эти цвета синонимы, а современные нормы допускают обозначение цвета на флаге термином золотистый Это соответствует гербовому полю щиту рязанского герба, но поскольку изображение геральдического щита на флаге обычно не употребляется, то гербовое поле изображается в виде полотнища или полосы соответствующего цвета. Для флага муниципального образования, каковым является город Рязань, закономерно и правильно иметь целиком золотисто желтое полотнище с изображением Князя, что полностью соответствует гербу города коммунистический городской Совет утвердил красный флаг и отказался прислушаться к рекомендациям Герольдии Но Рязанская область, как субъект Федерации, вправе включить в композицию своего флага дополнительные цвета, основанные на национальных, исторических и культурных традициях жителей рязанской земли, а также на дополнительных цветах герба Рязанской области. Таковыми во флаге области стали белый и красный цвета. Чем же конкретно обусловлено их появление Здесь самое время вернуться к национальным цветам российского флага. В конце XIX и начале ХХ веков в России было организовано несколько государственных совещаний для установления национальных российских цветов. Ими были установлены белый, синий и красный. Но в этом ряду как преимущественно русские все таки трактовались белый и красный комиссия Веревкина, 19 1О г. а синий определялся как цвет общеславянского единства. Поэтому для того, чтобы подчеркнуть преимущественно русские, славянские корни население Рязанской области белый и красный цвета были включены в композицию ее флага. К тому же эти цвета наиболее распространены в русском национальном орнаменте и употребляются в праздничных национальных одеждах. Во вторых, закономерность их включения в расцветку областного флага основывается на дополнительных цветах полного герба Рязанской области. В нем золотой гербовый щит поддерживают серебряные белые кони щитодержатели, помещенные на фоне белой горностаевой подбивки княжеской мантии под великокняжеской короной с такой же горностаевой опушкой. Сами же мантия и корона имеют червленый красный цвет, а щит окружен червленой орденской лентой. На щите Князь облачен в червленую епанчу и держит серебряный белый меч. В целом композиция флага Рязанской области представляет собой как бы наложение широкой золотистой рязанской полосы поверх национ ального российского триколора. При этом полностью перекрывается его средняя синяя лазоревая полоса, и, частично, верхняя белая и нижняя красная полосы. Этим подчеркивается срединное положение рязанской земли в истории и географии Российского государства. 139 Прежде чем более подробно остановится на объяснении символики каждого цвета, включенного в композицию флага Рязанской области, следует сказать, что ни один цвет, сам по себе, не принадлежит безраздельно какой либо нации, культуре, какому либо государству или политическому движению. Каждый цвет имеет как положительные, так и отрицательные смысловые трактовки и символика его всегда относительна и неоднозначна. Конкретное значение цветовые сочетания обретают лишь в определенном историческом и культурном контексте и в конкретных композициях. Как мы уже установили, основным территориальным и гербовым цветом рязанской земли является золотой золотистый изображаемый в вексиллологии желтым с теплым оранжеватым оттенком. Во всех мировых культурах и религиях золотой цвет солнца и солнечных божеств. Золото не подвержено ржавчине и тлению, и поэтому оно издревле считается символом вечности, бессмертия и божественного начала. Золотой цвет символ высшей ценности, величия, знатности, богатства, верховенства, великодушия, великолепия, славы, духовной просветленности. В христианстве он символ Христа, его воскресения и славы, божест. венного откровения, святости и торжества веры. На золотом фоне пишутся лики святых, золотом изображаются их нимбы. В земной жизни золотой цвет спелого хлеба и богатого урожая. Белый серебряный цвет символ ясности, совершенства, истины, просветленности, чистоты, мудрости, мира, благородства, рыцарства, жертвенности и непорочности. В христианстве белый цвет символ божественного света и мира, триумфа духа над плотью. Белый цвет абсолютного света, в котором нераздельно слиты все цвета. Красный червленый цвет символизирует активное начало, это цвет жизни, огня, энергии, праздника, мужества, храбрости, неустрашимости, самоотверженности, любви страсти, справедливой борьбы, войны крови, восстания, революции, жизненной силы, здоровья. Символ знатного происхождения и царского достоинства. В христианстве красный цвет символ веры, страданий и самопожертвования Христа, мученичества и очищения. Красный всегда был самым распространенным и почитаемым, праздничным цветом у славян еще с языческих времен. Словом красный отмечались богатство, красота, знатность и исключительность чего либо красный угол, красный товар, крс снс fl цена, красн,ая. девица и т В православной традиции все три цвета, включенные в композицию флага Рязанской области, являются праздничными и в этом контексте могут символизировать восхождение от земного, путем любви и страданий красный цвет через торжество веры и воскресение золотой, желтый цвет к истине, совершенству и божественному свету белый цвет В политическом контексте российской истории начала ХХ века два национальных русских, славянских цвета белый и красный оказались разделены антагонистическими противоречиями, так как их в качестве зримых символов избрали для себя две противоборствующие стороны белые 140 и красные В этом же контексте золотой цвет 0 1азался наименее политизированным, так как он изначально был избран православной церковью и остался незапятнан грехами той и другой стороны. В композиции флага Рязанской области белый и красный цвета обретают утраченное в бурях ХХ века единство, соединенные историческим цветом Рязансkо земли и христианской веры золотым. Можно также вспомнить, что центральное место золотая полоса занимает и в гербовом народном, национальном флаге России XIX века. Трехчастное горизонтальное построение флага Рязанской области не только соответствует традиционному построению российских национальных флагов бело сине красного и черно желто белого но также древнейшим представлениям о строении мироздания нижняя красная полоса мир земной средняя золотая полоса мир надземный, небесный верхняя белая полоса мир божественный. Эта композиция отражает и триаду времени прошлое, настоящее и будущее. Таким образом, расцветка флага Рязанской области может трактоваться как последовательное и неразрывное единство героического прошлого, достойного настоящего и мирного, светлого будущего. В отличие от герба, помещаемого, как правило, на официальных документах, печатях и на официальных учреждениях, флаг является более мобильным и демократичным опознавательным символом. Он может использоваться не только официальными властями, но и различными организациями и гражданами в самых разнообразных мероприятиях, шествиях и праздничных действиях. Таким образом, он может наиболее широко и доступно представлять Рязанскую область как на международной арене, так и в самых отдаленных уголках рязанского края. Поэтому очень существенной деталью композиции флага является изображение в центре золотистой полосы древней рязанской эмблемы фигуры Рязанского Князя. Так она известна везде, где побывает флаг, а сам флаг будет лучше запоминаться и узнаваться. Народная рязанская традиция связывает изображение Князя с исторической личностью последним великим государем рязанской земли, Великим князем Олегом Ивановичем, причисленным после кончины к лику святых. Поэтому особенно уместным представляется помещение его фигуры на золотом поле, символизирующем в иконографии вечность и святость. В этом виде он будет повсюду представлять рязанскую землю и представлять за нее ее государь, защитник и строитель. 14 6 П6РВЫ6 М УПИЦИПАЛЬПЫ6 ФЛАГИ РЯЗАПGКОЙ ОБЛАGТИ см. стр. 132 Флаг города Скопина Флаг города Касимова Флаr Рязанской области Флаг Ряжского района Проект флага Ряжского района с учетом проекта В Антипкина Проект флага Ряжского района с учетом проекта А Зимарева Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Шелковенко М.К. Флаг Рязанской области. История создания и символика (2004)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |