| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №68. (2004) › Шелковенко М.К. Гербы муниципальных образований Рязанщины | ||||||
Шелковенко М.К.
Гербы муниципальных образований Рязанщины// Гербовед. №68. (2004)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2004. № 2 (68). С. 34-67, цв. вкладки 4-7 и 24 Аннотация: Немногим больше десяти лет тому назад, в середине 1993 г., Рязань начала готовиться к двум знаменательным датам в своей истории: к 900- летию города и к 100-летию со дня рождения С.А. Есенина. Обе эти даты, приходящиеся на год 1995, и стали отправной точкой возрождения исторической символики Рязанской земли, а в дальнейшем - создания официальной символики области и ее муниципальных образований. Об авторе публикации/статьи: Шелковенко Михаил Константинович (Рязань) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Шелковенко М.К.
в библиотеке найдено еще 32 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 66158 знаков (с пробелами)
М Шелковенко, Рязань Г6РБЫ МУПИЦИП ЛЬПЫХ БР 308 ПИЙ РЯЗ ПЩИПЫ см. рис. на 4 7 и 24 стр. цв. вкладки Немногим больше десяти лет тому назад, в середине 1993 г., Рязань начала готовиться к двум знаменательным датам в своей истории к 900 летию города и к 100 летию со дня рождения С Есенина. Обе эти даты, приходящиеся на год 1995, и стали отправной точкой возрождения исторической символики Рязанской земли, а в дальнейшем создания официальной символики области и ее муниципальных образований. В определенной мере инициаторами этого процесса стали архитекторы бывший главный архитектор города В Сытых и питерский архитектор В Гаврилов. Первый уже много лет пытался увлечь рязанскую интеллигенцию своей идеей восстановления исторического герба города, но не находил у прежних городских коммунистических властей понимания. Второй, привлеченный в Рязань для реконструкции музея заповедника С Есенина в селе Константинова, смог убедить областное руководство в необходимости восстановить усадьбу помещиков Кашиных где и была прежде экспозиция литературного музея в виде прежнего дворянского гнезда с его атмосферой и реалиями. Для этого в интерьере дома ему понадобились изображения гербов старых дворянских родов, владевших прежде этим имением князей Мышецких, Голицыных, Долгоруких, бояр Нарышкиных, дворян Олсуфьевых. Обе эти задачи пришлось реализовать автору этих строк, как известному в Рязани художнику графику, который тогда был также председателем Рязанского Союза художников. Исполнение дворянских гербов стало для него чисто профессиональной графической задачей в ней ему помогли местные краеведы и архивисты они нашли старые изображения гербов в различных изданиях. Осталось их только стилистически правильно нарисовать. Но создание городского герба потребовало от художника совсем иного уровня знаний и навыков. Пришлось познакомиться со всей той литературой по геральдике, которую только можно было найти тогда в городских библиотеках с А Лакиером, ПЛ. фон Винклером, Н Сперансовым. Он и не мог даже предположить, как много это изменит во всей его дальнейшей судьбе. В этот момент в городе существовало несколько мнений, каким надлежит быть гербу Рязани от предложений вовсе отказаться от фигуры князя, как от устаревшего символа до предложений восстановить герб в том виде, каким он мог бы быть в соответствии с реформой 1857 года с городской короной и прочими атрибутами. М Шелковенко убедил депутатов восстановить герб в той версии, которая была утверждена Екатериной 34 в 1779 г. При этом он воспользовался своим методом убеждения выгравировал известное по книге ПЛ. фон Винклера изображение герба, отпечатал необходимый тираж, и незадолго до голосования подарил гравюру I аждому депутату. Это подействовало весомее всяких слов, и герб был восстановлен в употреблении в качестве официального символа города в воем историческом виде. Но все это было пока разовыми работами, еще не требующими на тоящих геральдических знаний. После празднования 900 летия Рязани, в ходе которого широко использовался городской герб, к художнику обратилось руководство города Рыбное с просьбой разработать для него новый r рб кстати, есенинский музей находится неподалеку от этого города Только в процессе этой работы в 1995 96 гг. художник начал всерьез ос ивать правила современной территориальной геральдики. В этом ему помогли и обстоятельные письма из Государственной герольдии с эксп р ными заключения 1ми по разработанным им проектам рыбновского гер и последующим проектам и опубликованный в газете Вестник гер льдиста проект концепции Герольдии о территориальных гербах 9, 196 г Как он узнал позже, эти заключения составлял советник Героль 1ии М Медведев, а проект концепции опубликовал председатель Союза r ральдистов России К Моченое. Следующим, кто привлек художника к разработке своих гербов в конце 96 г стали Старожиловский район и город Скопин. В ходе этой работы пришлось почти слово в слово как и в г. Рыбном объяснять депутатам и дминистрации правила геральдики что в гербе нельзя изобразить все, что они пожелают, и как они пожелают, а лишь то что надлежит. После этого стало очевидно, что создание муниципальной символики не терпит р оты от случая к случаю, а требует профессиональной постановки дела. раз в это время в Рязанской области был избран новый губернатор 1Любимов. К нему художник и решил обратиться с предложением соз 1ть при администрации области геральдическую комиссию, которая мor бы наладить такую работу, и которая обладала бы необходимым праоовым статусом. При этом произошло еще одно счастливое совпадение. Начальником Управления культуры области в этот момент был назначен директор Научн методического центра народного творчества НМЦ В Коростылев. В рвый же день его работы в новой должности первым к нему на прием, со своей идеей и с предложением войти в состав комиссии, пришел М I IJ лI 0венко. Коростылев дал свое согласие, а на следующий же день от 1зался от высокого назначения, вернувшись в НМЦ к своему любимому д лу. Но он не отказался от работы в комиссии эта идея его также увлек и вместе с М Шелковенко они составили, и по сей день составляют аl ТИВНОе ядро. Комиссия была учреждена Постановлением губернатора от 10.04. 1997 г. начала в ее состав вошли историки, представители музеев, областного рхива, краеведы. Возглавил комиссию заместитель губернатора по соци 35 альным вопросам В Трушин, заместителем председателя стал В Коростылев, а секретарем М Шелковенко. Таким образом, решался целый ряд стратегических вопросов. В Трушин своим административным положением обеспечивал официальный статус комиссии, переписку с Герольдией, доведение документов и методических рекомендаций до руководства всех муниципалитетов. В Коростылев и аппарат его НМЦ обеспечивали технические вопросы деятельности комиссии, ее документооборот, хранили архивы. М Шелковенко готовил проекты писем и методических рекомендаций, непосредственно вступал от имени комиссии в контакты с руководством муниципальных образований. Первым делом были подготовлены общие методические рекомендации по разработке муниципальных гербов и вместе с положением О геральдической комиссии на бланках областной администрации разосланы во все муниципальные образования области. К ним было также приложено письмо за подписью губернатора, разъясняющее необходимость создания собственной символики, на основании статей и 14.5 Закона Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации 154 ФЗ от 28.08. 1995 г. Наиболее убедительным оказались доводы, что без печатей и бланков с собственной символикой у муниципалитетов могут скоро возникнуть затруднения в финансовой сфере, а печати с изображением государственного герба для этих целей теперь неприменимы. Некоторые муниципалитеты попытались разработать свою символику собственными силами на их запросы комиссия а именно М Шелковенко давала исчерпывающие ответы и рекомендации. Большинство же обратились в комиссию с просьбой взять весь этот труд на себя. По этим запросам М Шелковенко выезжал на рейсовом автобусе или на поезде в каждый район или город, имея при себе по 10 12 предварительно разработанных эскизных проектов герба. Для этого er y пришлось заранее изучить по доступным источникам историю каждого территориального образования области. Уже на месте в присутствии руководства района или города эти проекты обсуждались, вносились новые предложения и замечания, определялись наиболее перспективные направлениfi дальнейшей работы 3 4 проекта и заключался авторский договор. На основании отобранных проектов и с учетом всех замечаний и пожеланий делалось еще 10 12 вариантов. Редко когда быстро находился устраивающий всех вариант герба. Иногда количество предварительных проектов после нескольких встреч ДОХОДИЛО в общей сложности ДО 40 50. Рекордным стал герб города Сасово для него было сочинено 70 вариантов. Выбранные, в конце концов, 4 5 проектов выносились на заседание иногда не на одно местного Совета или Думы, которые и утверждали предварительно лучший проект. В этой стадии документы основной проект, объяснение его символики, проекты решения и положения о гербе, а также все остаJ 1ьные рассмотренные на заседании проекты направлялись в Государственную герольдию на экспертизу. 36 Такому обилию бумаг было свое рациональное объяснение иногда Герольдия не только делала замечания по основному проекту, но и рекомендовала выбрать для утверждения не тот вариант герба, который понравился депутатам, а один из отклоненных ими. В этом случае проделанная ранее работа таюке не пропадала даром, и обычно удавалось убедить депутатов и администрацию согласиться с мнением Герольдии. Довольно скоро стало ясно, что в реально сложившейся ситуации областная геральдическая комиссия скорее должна исполнять роль ретранслятора на места тех правил, рекомендаций и пожеланий, которые исходят из Герольдии, чем роль самостоятельного органа, вырабатывающего какое то мнение и устанавливающего некие собственные правила, обязательные для муниципалитетов. Роль комиссии на деле оказалась более скромной, чисто рекомендательной, и для такой работы многолюдная геральдическая коми сия, которая.J5ол ше напоминает дискуссионный клуб, а не оперативный орган, не слишком годится. Всех ее членов было 1райне затруднительно собрать некоторые, быстро осознав реальное положение дел, утратили к ней интерес и перестали ходить на заседания. Другие, напротив, только пользовались случаем декларировать свою точку зрения на геральдику, не имея о ней реального представления, и не считаясь с позицией Герольдии. Во многих муниципалитетах к тому же были образованы свои временные комиссии с конкретной узкой задачей создать свой герб. Они обращали мало внимания на советы областной комиссии по их сим олике, предпочитая непосредственную связь с Государственной герольдией и с разработчиком герба. Все это заставlf ЛО пересмотреть принципы формирования комиссии новым Постановлением губернатора от 19.0 999 г. она была реорганизована и сокращена. В комиссии остались только те, кто реально обеспечивал осуществление ее задач всего четыре человека председатель В Трушин, заместитель В Коростылев, э 1сперт и консультант М Шелковенко и технический секретарь В Лов 10ва. В этом составе комиссия и работала все последующие годы, помогая муниципалитетам создавать свои гербы и флаги, рассылая им письма и ре 10мендации из Геральдического совета при Президенте РФ, а иногда и вои рекомендации, созданные только после согласования с Геральдиче 1им советом. В какой то мере, наверное, на пользу делу пошло и то, что 10миссию создали люди изначально далекие от геральдики, без устоявшихся взглядов и фобий, а поэтому открытые для сотрудничества с Федеральной геральдической службой. Первые же деловые контакты с Государственной герольдией а позже Геральдическим советом без намере ния полемизировать с ней по всякому случаю, а только с желанием учить я и сотрудничать, сразу же задали правильное направление формирова ию их взглядов на современную территориальную геральдику и оптимальное направление их практической деятельности. Результатом этого тало то, что все муниципальные образования Рязанской области к 2000 году обрели свои гербы, и теперь широко используют свою символику в повседневной практике. 37 Герб Рязанской области Герб Рязанской области в золотом поле князь в зеленой, украшенной золотом и опушенной черным собольим мехом шапке и в зеленом одеянии, с накинутою на плечах червленой епанчей и в червленых сапогах, держит в правой руке серебряный меч, в левой черные, украшенные золотом ножны кафтан и епанча имеют черную соболью опушку и золотые застежки. Щитодержатели выходящие из за щита серебряные, с золотыми гривами, черными копытами и червлеными языками кони на золотом подножии в виде склоненных золотых хлебных колосьев. Щит окружен червленой, имеющей тонкие обычную и внутреннюю золотые каймы орденской лентой, а также покрыт червленой, подбитой горностаем мантией, с золотой бахромой, шнурами и кистями. Герб увенчан великокняжеской шапкой короной особого вида. Упрощенный вариант герба Рязанской области внесен в Государственный геральдический регистр РФ под 300. Герб города Рязани В золотом поле стоящий князь в червленой красной епанче, скрепленной на груди, в зеленых шапке и платье, серебряных штанах и черных сапогах, держащий в правой руке серебряный меч, а под рукой упертой в бедро, имеющий серебряные ножны при таком же поясе шапка и епанча отороче ны черными соболями. Внесен в Государственный геральдический регистр РФ под 172. Герб города Рязани 2000 г. УТОЧненная версия В золотом поле стоящий князь в червленой красной епанче, скрепленной на груди золотой застежкой, в зелены х шапке, платье, сапогах и серебряных штанах, держащий в правой руке серебряный меч, а в левойсеребряные ножны при таком же поясе шапка и епанча оторочены черными соболями. Герб Рязанского района В золотом поле стоящий князь, держащий в правой руке серебряный меч, а в левой зеленые хлебные колосья на князе червленая красная епанча с соболей оторочкой, зеленые платье, сапоги и шапка, имеющая соболью опушку, серебряные ножны при таком же поясе и серебряные штаны в оконечности щита волнистый лазоревый синий, голубой пояс. Герб утвержден решением 95 Рязанской районной Думы от 08. 1997 г. Внесен в Государственный геральдический регистр РФ под 194. 38 Полный герб Рязанской области Герб Рязани сокращенная версия Сокращенная версия герба Рязанской области 1 39 Герб Рязанского района Герб Ермишинского района В серебряном поле стоящий на зеленой земле, вооруженный золотом черный лось, и позади него зеленая с золотым стволом ель в золотой вольной части со скругленным углом старинная зеленая княжеская шапка с черной собольей опушкой, над которой золотое украшение городок с жемчужиной. Герб утверждён постановлением 56 Ермишинской районной Думы от 09. 10. 1997 г. Внесён в Государственный геральдический регистр РФ под 455. Герб Захаровского района В червленом красном и зеленом пересеченном щите серебряный пояс, обремененный тремя червлеными, украшенными золотом, древними заостренными внизу воинскими щитами и сопровождаемый вверху выходящим золотым солнцем, имеющим попеременно прямые и пламевидные лучи, а внизу серебряным серпом на золотой рукояти накрест с золотыми хлебными колосьями. В золотой вольной части со скругленным углом старинная зеленая княжеская шапка с черной собольей опушкой, над которой золотое украшение городок с червленым самоцветным камнем. Герб утверждён решением 10 Захаровского районного Собрания депутатов от 2 104. 1998 г. Внесён в Государственный геральдический регистр РФ под 273. Герб Кадомского района В зеленом поле два молотила накрест, сопровождаемые во главе тремя веерообразно расположенными пчелами все фигуры золотые. В золотой вольной части со скругленным углом старинная зеленая княжеская шапка с черной собольей опушкой, над которой золотое украшение городою с зеленым самоцветным камнем. Герб утверждён решением 48 Кадомской районной Думы от 09.07. 1998. Внесён в Государственный геральдический регистр РФ под 439. Герб Касимовского района В лазоревом синем, голубом поле серебряная волнистая перевязь, сопровождаемая вверху золотым корабельным основанием, обращенным косвенно к сердцу щита, а внизу серебряным парусом с золотыми веревками и серебряным флажком 6 двух косицах, обращенным вправо, на серебряной мачте в золотой вольной части со скругленным углом старинная зеленая княжеская шапка, имеющая черную соболью опушку, над шторой укреплено золотое украшение городок с лазоревым самоцветным камнем. Герб утверждён решением 60 Касимовского районного Совета депутатов от 16. 12. 1997 г. Внесён в Государственный геральдический регистр РФ под 284. 40 Герб Ермишинского района и поселка Ермишь Герб Кадомского района 4 1 Герб Захаровского района Герб Касимовского района Герб города Касимова В лазоревом синем, голубом поле золотое корабельное основание, нос которого увенчан короной, украшенной самоцветами в золотой левой вольной части со скругленным углом старинная зеленая княжеская шапка с черной собольей опушкой, над которой золотое украшение городок с лазоревым самоцветным камнем. Герб утверждён решением 55 5 Касимовской городской Думы от 19.05. 1998 г. Внесён в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под 290. Герб Клепиковского района Во главе зеленого и лазоревого синего, голубого рассеченного щита золотой двойной патриарший крест о пяти верхних трилистных концах, соединенный с золотой особой частью, обремененной старинной зеленой княжеской шапкой с черной опушкой и червленым красным самоцветным камнем в золотом городке золотая фигура сопровождена справа серебряным лосиным рогом, а слева серебряной с червлеными плавниками всплывающей рыбой. В 1юлной версии герба посредине оконечности щита воспроизводится золотая вольная часть о двух скругленных углах, закрывающая особую часть. В вольной части старинная зеленая княжеская шапка с черной опушкой и с червленым самоцветным камнем на золотом городке. Герб утверждён решением 85 Клепиковского районного Совета депутатов от 3 107. 1998 г. Внесён в Государственный геральдический регистр РФ под 306. Герб Кораблинского района В зеленом поле серебряный, о двух бородках ключ, обращенный вверх золотым ушком, положенный поверх двух золотых колосьев накрест, и под ним, в оконечности червленый красный пояс, обремененный тремя сквозными, положенными вдоль пояса, золотыми ромбами и окаймленный серебром. В золотой вольной части со скругленным углом старинная зеленая княжеская шапка с черной собольей опушкой, над которой золотое украшение городок с зеленым самоцветным камнем. Герб утверждён решением 3 1Кораблинского районного Совета депутатов от 04.06. 1998 г. Внесён в Государственный геральдический регистр РФ под 307. Герб Милославского района В лазоревом синем, голубом поле золотой хлебный сноп в столб, в котором вплетены две серебряные былинки ковыля за снопом положенные накрест серебряные кирка острием вверх и лопата. В золотой вольной части со скругленным углом старинная зеленая княжеская шапка с черной собольей опушкой, над которой золотое украшение городок с лазоревым самоцветным камнем. Герб утверждён решением 12 Милаславского районного Совета депутатов от 07.04. 1998 г Внесён в Государственный геральдический регистр РФ под 272. 42 + Герб города Касимова 4 х t. 1 1 i Герб Кораблинского района Герб Клепиковского района J f t,rJв Герб Милаславского района 43 Герб Михайловского района В лазоревом синем, голубом поле серебряный расторгнутый и распростертый вниз лет крылья В золотой вольной части со скругленным углом старинная. зеленая княжес 1ая шапка с черной собольей опушкой, над которой золотое украшение городок с лазоревым самоцветным камнем. Герб утверждён решением 44 Михайловской районной Думы от 17.06. 1998 г. Внесён в Государственный геральдический регистр РФ под 292. Герб Новодеревенского района В серебряном поле червленый красный щито 1обремененный серебряным шлемом святого благоверного князя Александра Невского, имеющим золотую отдел 1у, золотой налобник и такую же кольчужную подкладку щиток обрамлен венком, состоящим справа из золотых дубовых ветвей, а слева из золотых хлебных колосьев, соединенных у основания и перевитых зеленой лентой. В золотой вольной части со скругленным углом старинная зеленая княжеская шапка с черной собольей опушкой, над которой золотое украшение городок с червленым самоцветным камнем. Герб утверждён решением 30 Новодеревенской районной Думы от 27. 12. 1997 г. Внесён в Государственный геральдический регистр РФ под 224. Герб Пителинского района В серебряном поле черный токующий тетерев косач с распущенщ м хвостом и обращенной вправо головой, имеющей червленые красные брови, золотые клюв и лапы, серебряные верхние перья в хвосте и та 1ие же грудь и двойные полосы на 1рыльях, стоящий на золотых хлебных 10 лосьях, положенных накрест в золотой левой вольной части со скругленным углом старинная зеленая княжеская шапка с черной собольей опушкой, над 10торой золотое украшение городок с червленым самоцветным камнем. Герб утверждён решением Пителинского районного Совета депутатов от 30.06. 1998 г. Внесён в Государственный геральдический регистр РФ под 308. Герб Пронского района В серебряном поле зеленый, с золотым стволом дуб на зеленом холме. Позади холма лазоревая синяя, голубая оконечность в виде древесных крон. В золотой вольной части со скругленным углом старинная зеленая княжеская шапка с черной собольей опушкой, над которой золотое украшение городок с жемчужиной. Герб утверждён решением 48 Пронской районной Думы от 27.03. 1997 г. Внесён в Государственный геральдический регистр РФ под 2 18. 44 Герб Михайловского района и города Михайлова Герб Пителинского района
Герб о 47 f f М r ь Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Шелковенко М.К. Гербы муниципальных образований Рязанщины (2004)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |