| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №67. (2004) › Акунов В.В. Орденская геральдика мальтийцев и иоаннитов | ||||||
Акунов В.В.
Орденская геральдика мальтийцев и иоаннитов// Гербовед. №67. (2004)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2004. № 1 (67). С. 14-29, цв. вкладки 2-3 Аннотация: Вот уже более 800 лет геральдическим символом рыцарей всех Орденов Святого Иоанна Иерусалимского, происходящих от иерусалимского странноприимного братства XI в., является прямой серебряный крест на червленом поле. Вероятнее всего, этот символ происходит от матерчатых крестов, прикреплявшихся к одежде всеми, кто «взял крест», то есть принес обет участвовать в Крестовом походе. Об авторе публикации/статьи: Акунов В.В. Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи автора: Акунов В.В.
в библиотеке найдено еще 12 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 65599 знаков (с пробелами)
В Акунов, Москва РД6ПGК Г6Р ЛЬДИК М ЛЬТИЙЦ6.G И И ППИТ G см. илл. на 2 3 стр. цв. вкладки Вот уже более 800 лет геральдическим символом рыцарей всех Орденов Святого Иоанна Иерусалимского, происходящих от иерусалимского странноприимного братства XI в., является прямой серебряный крест на червленом поле. Вероятнее всего, этот символ происходит от матерчатых крестов, прикреплявшихся к одежде всеми, кто взял крест то есть принес обет участвовать в Крестовом походе. После завоевания Святой Земли крестоносцами этот священный символ попал, наконец в Иерусалим, где уже задолго до этого существовало странноприимное братство, основанное купцами из итальянского города Амальфи и содержавшее в Святом граде госпиталь для паломников. Интересно, что на монетах г. Амальфи середины XI в. также были изображены кресты, возможно, оказавшие влияние на развитие орденского символа. Вскоре после I Крестового похода из этого древнего странноприимного братства, посвященного Святому Иоанну Александрийскому Милостивому возник Орден Иоаннитов, почитавший Святого Иоанна Крестителя. Поскольку члены этого религиозного братства приносили обет бедности, или нестяжания, им подобало носить простую, неприметную одежду, отмеченную лишь знаком креста на груди. В то время, как древнейшие изображения этого креста, нанесенные на стену часовни Святой Елены в Иерусалиме, датируются первой половиной XII в., первые указания на цвет иоаннитского креста содержатся только в папском бреве 84 г. В нем говорится о прямом белом кресте, использование которого в качестве символа папа объявил исключительной привилегией иоаннитов. О введении же для них орденского облачения или униформы, в полном смысле этого слова, можно говорить не ранее чем с середины XIII в., когда папа Иннокентий IV в 1248 г. дозволил членам Ордена носить широкий, открытый плащ с крестом, поскольку использовавшийся ими ранее закрытый плащ мешал им в бою. Цвета этого плаща были через лет закреплены в привилегии полученной иоаннитами от папы Александра IV, согласно которой плащу иоаннитов в мирное время полагалось быть черного, а в военное время красного цвета. В военное время рыцари носят поверх своего кафтана красную верхнюю одежду в форме далматика, каковая спереди и сзади украшена белым крестом без зубцов на концах, являющимся гербом Ордена. А в мирное время, или же, когда они при оружии, они носят на левой стороне своего одеяния и длинного черного плаща восьмиконечный белый крест из льняной ткани, что является истинным орденским облачением 14 Несколько более ранним периодом, чем это описание орденского облачения, датируется древнейшее изображение орденского знамени иоаннитов, представлявшего собой красное полотнище с прямым белым крестом. Оно изображено на иллюстрации в рукописи Малой истории англов Historia minor Anglorum умершего не позднее 1259 г. летописца Матвея Парижского. Это знамя Странноприимного Дома Госпиталя vexillum hospitalis упоминается, в качестве должностного знака Великого Магистра гроссмейстера Ордена фра брата Альфонса Португальского 1204 1206 гг. следовательно, оно существовало еще в XII в. К тому же в пользу столь почтенного возраста эмблемы иоаннитов говорит существование плашаницы из льняной материи, упоминаемой в орденских Правилах Уставе 82 г. Поскольку эта плащаница судя по описанию, представляла собой красное полотнище с белым крестом, ее с полным правом можно считать предшественницей орденского знамени и герба, первые документальные подтверждения существования которого датируются более поздним периодом. Таким образом, белый крест на красном поле используется рыцарями Святого Иоанна наверняка более 800 лет, причем он сохранил свою форму и свой цвет неизменными с момента появления геральдики и до наших дней. Мальтийский крест сrux Melitensis Между тем, сам орденский крест на протяжении долгой истории иоаннитов был подвержен значительным изменениям. Концы этого креста, имевшего первоначально простую прямую форму, стали постепенно расширяться, пока он не превратился в лапчатый крест сroix patee изображения которого дошли до наших дней на реверсе сохранившихся монет, чеканившихся Орденом иоаннитов. Со временем из этого лапчатого креста возник типичный иоаннитский восьмиконечный крест с раздвоенными концами, получивший в геральдике название мальтийского креста сrux Melitensis Правда, древнейшая находка существования этой окончательной формы креста датируется еще XII в. Впрочем, эта мальтийская форма креста с древнейших времен характерна для православного церковного искусства как, впрочем, и в других древних христианских церквях Востока и не только у православных, но и у монофизитов Армении, Эфиопии и Египта Лапчатый крест с древнейшей печати Иерусалимского госпиталя больше всего напоминает православный орденский крест Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Скорее всего, уже в самый ранний период существования своего Ордена иоанниты использовали кресты всех вышеперечисленных форм, хотя, вероятно, в зависимости от вкусов и моды той или иной эпохи, отдавалось предпочтение той или иной из форм креста, пока, в конце концов, восьмиконечный крест не занял господствующее положение в качестве типичного мальтийского креста Кроме того, начиная с XV в., его форму начали истолковывать с точки зрения христианской числовой символики 15 восемь концов креста восьми категорий блаженных, упомянутых в Нагорной проповеди Спасителя, четыре луча креста четыре главных добродетели христианина Появление первых элементов геральдики Члены трех крупнейших духовно рыцарских Орденов существовавших с начала XI в. госпитальеров иоаннитов и возникших после 1Крестового похода Ордена тамплиеров и Тевтонского Ордена являлись, в соответствии с уставами своих организаций, одновременно монахами и воинами. Для Ордена иоаннитов, первоначально руководствовавшегося правилами чисто монашеского Ордена августинцев, это означало, что, наряду с тремя монашескими обетами нестяжания бедности послушания и целомудрия, они дополнительно брали на себя обет ухода за больными и вооруженной борьбы с неверными. Постепенно иоанниты превратились из монашеского Ордена, в силу необходимости вынужденного приспособляться к образу жизни крестоносцев, в рыцарское братство, приведшее свой образ жизни в относительное соответствие с образом жизни членов монашеского Ордена. С этого времени необходимой предпосылкой зачисления в братство Иерусалимского Госпиталя fratres Hospitalis Hierosolymitanei стали рождение от законного брака и в отличие от приема кандидатов в современные Ордены Святого Иоанна посвящение кандидата в рыцари еще до его вступления в Орден. В скором времени решающую роль в госпитальерском братстве стали играть его члены рыцарского происхождения. Соответственно, все большую роль в орденской жизни стала играть и такая типично рыцарская наука как геральдика. Правда, до конца XIII в. даже на печатях Великих Магистров отсутствуют какие бы то ни было изображения, позволяющие судить об их принадлежности к Ордену Святого Иоанна. Печати этого периода так называемые портретные печати изображают того или иного Великого Магистра коленопреклоненным перед большим патриаршим крестом символом изначальной подчиненности госпитальеров не римским папам, а православному Патриарху Иерусалимскому Подобные изображения сохранялись и на монетах, чеканившихся иоаннитами в XIV в., уже после утраты Святой Земли, на острове Родос. Портретной была и печать орденского Конвента, введенная в употребление, наряду с печатями Великих Магистров, еще в 1278 г. В то же время, отдельные командорства Ордена Святого Иоанна и их командоры пользовались, вместо портретных печатей, печатями с различными христианскими символами например, изображениями Агнца Божьего, или Образа Пресвятой Богородицы наподобие печатей Тевтонского Ордена Так, например, на печати магистра Майльбергского командорства Ордена Святого Иоанна изображена отсеченная, бородатая и окруженная нимбом Честная Глава Иоанна Крестителя в чаше. Изменения в рисунках командорских печатей произошли лишь в конце XIII в. С этого времени командоры иоаннитов стали чаще всего использовать в качестве изобра 16 жений на печатях свои родовые гербы. Если что и указывало на принадлежность владельца печати к Ордену Святого Иоанна, то лишь надпись вокруг изображения. В 1292 г. командор Майльберга, фра Леопольдус де Штиллефрид скреплял орденские документы собственной гербовой печатью с изображением орлиного полулета. Судя по надписи, идущей по краю печати, он ранее был командором Меллинга. Некоторые должностные лица Ордена Святого Иоанна использовали печати с изображением лишь верхнего гербового украшения. Так, на печати фра Николауса де Вильдугсмауэра являвшегося в 1349 77 гг. магистром Майльберга, был изображен горшковидный шлем, украшенный буйволовыми рогами. Тот факт, что обычай пользоваться своим родовым гербом сохранился среди командоров иоаннитов до середины XVI в., подтверждается существованием сохранившейся до наших дней грамоты 1543 г., которую фра Франц фон Миндорф, командор Фюрстенфельда и Меллинга скрепил печатью с изображением своего фамильного герба. Возникновение собственно орденской геральдики В начале XIV в. в оформлении командорских печатей снова произошли изменения. Впервые на печатях, наряду с фамильным гербом, начали изображать и герб Ордена Святого Иоанна. Благодаря данному обстоятельству при первом же взгляде на печать можно было безошибочно определить принадлежность ее владельца к рыцарям Родоса как иоаннитов стали называть по месту новой резиденции их Ордена. Пионерами в этом процессе выступили прежде всего немецкие и французские рыцари Ордена. Старейшая дошедшая до нас командорская печать с элементами орденской символики, датируемая 1326 г., принадлежала фра Конраду фон Дорштату, командору Шенека. Знак креста, обычно венчавший собой надпись по краям печати, он заменил маленьким щитом с гербом иоаннитов, расположенным прямо над его фамильным гербом. Но это было только началом. Вскоре широкое распространение нашли печати, на которых герб Ордена был вписан в какое либо из пустых незаполненных полей фамильного герба и таким образом комбинировался с последним. Одним из наиболее ранних примеров такого комбинированного герба служит печать фра Жана де Монтенака, командора Эпайи 1336 г На этой печати под главой гербового щита, правая часть которой обременена гербом Ордена Святого Иоанна, изображен пятикратно рассеченный щит. Наряду с вышеописанной, использовалась и другая комбинация, при которой к родовому гербу присоединялся не весь гербовый щит Ордена, а только орденский крест имевший, в разных случаях, форму прямого, лапчатого или восьмиконечного мальтийского креста Вероятно, это объясняется сложностью или невозможностью соединения некоторых фамильных гербов с гербовым щитом Ордена. Древнейшим примером подобного метода комбинирования служит печать фра Буссо Грюльгута, рыцаря иоаннита Бранденбургского бальяжа баллея Фра Буссо в 13 15 г. 17 скрепил орденскую грамоту своей гербовой печатью с главой, обремененной двумя лапчатыми крестами. В 132 1г. примеру Грюльгута последовал фра Генрих Штапель, тоже рыцарь Бранденбургского бальяжа, обременивший главу щита своего родового герба на печати прямым крестом. Вскоре французские рыцари Святого Иоанна переняли эту моду у своих немецких собратьев. В качестве примера можно привести сохранившуюся только фрагментарно печать орденского рыцаря фра Жана д Орона 1347 г. с изображением орла с двумя лапчатыми крестами по бокам, расположенными в верхней части щита. Подобная форма обозначения принадлежности владельца герба к Ордену сохранялась еще долгое время доказательством чему служит сохранившееся надгробие умершего в 1520 г. командора Майльберга фра Гинко Попеля барона фон Лобковица. Вот описание герба этого рыцаря Щит четверочастный. В I и IV частях в серебряном поле червленая глава, в коей в I части малый, соединенный со щитом того же цвета прямой серебряный крест, в IV части серебряный мальтийский крест. Во и частях в серебряном поле черный орел с золотой нагрудной перевязью. Шлем открытый, увенчанный коронованный с червленосеребряным наметом и клейнодом в форме червленой остроконечной шапки с серебряным страусовым пером вправо. В данном случае фамильный герб был очень удачно соединен с двумя орденскими крестами прямым и мальтийским поскольку так как червленое поле герба иоаннитов хорошо перекликается с червленой главой щита фамильного герба. Еще один способ демонстрации принадлежности к Ордену был разработан в начале XIV в. на острове Родос. В этом случае Великие Магистры, коменданты орденских крепостей и командоры размещали свой родовой герб рядом с орденским гербом, причем предпочтение отдавалось варианту орденского герба с прямым крестом на красном червленом поле. Соединение двух гербов путем размещения рядом двух щитов в то время пользовалось большой популярностью среди высшей аристократии. Поэтому большинство Великих Магистров XIV и XV вв. использовали эту комбинацию. Отдельные командоры и члены Ордена продолжали использовать ее до начала XVII в. Но были и другие варианты как, например, на сохранившемся в майльбергской орденской церкви надгробии фра Райнпрехта графа цу Тирштайна фон Эберсдорфа, на которой этот умерший в 1554 г. запечатлен в полном рыцарском вооружении. В ногах у него в правом нижнем углу надгробной плиты изображен его фамильный герб, а в левом нижнем углу герб Ордена. Крест, изображенный на орденском гербе, имеет очень узкие и длинные лучи, слегка расширяющиеся на и снабженные едва заметными зубцами на концах, и напоминает скорее якорный крест чем символ Ордена. Использовались также сомкнутые 18 гербовые щиты, состоящие из орденского гербового щита и фамильного герба как, например, в случае командора фра Карла Теттауэра фон Теттау 1594 1608 гг В первом случае это 2 щита тарча, повернутых и наклоненных друг к другу. Геральдически справа что подчеркивает его большую важность расположен гербовый щит Ордена с изображением не обычного прямого, а мальтийского креста, а геральдически слева герб рода Теттау три серебряных волчьих зуба на червленом поле Эти два сомкнутых гербовых щита изображены на замковом камне арки ворот в командорию Майльберг. Другой двойной герб, сочетающий герб Мальтийского Ордена с гербом рода Теттау, высечен на боковом фасаде храма командорсива Майльберг. В данном случае оба гербовых щита не сомкнуты, но расположены рядом строго вертикально. На гербовом щите Ордена также изображен не прямой, а мальтийский серебряный крест на червленом поле. При этом мальтийская форма использованного в гербе Ордена креста соответствует описанию гроссмейстерского герба 1809 г. серебряный восьмиугольный крест в червленом поле В качестве аналогичного примера можно привести изображение рыцаря Ордена Святого Иоанна Леопольда Фердинанда Эрнста барона фон унд цу Штадля, опирающегося на два сомкнутых шита орденский, с мальтийским крестом, и другой с его собственным фамильным гербом. Порой орденский герб привешивался к родовому гербу большего размера. Благодаря использованию в них не прямого орденского, а мальтийского креста, подобные орденские гербовые щиты напоминают гербы и печати рыцарей Бранденбургского бальяжа, о которых речь пойдет чуть ниже. Развитие орденской геральдики в период с XIV по XVII вв. Около 1200 г. в Испании было изобретено четверочастное разделение гербовых щитов совершенно новый метод соединения между собой двух разных гербов. При этом один герб занимает I и IV поле, а второй и Из Испании этот новый вид комбинирования гербов к XV в. распространился по всей Европе. Этот процесс облегчался тем обстоятельством, что, с середины XIV в., гербы утрачивают свою изначальную функцию военного опознавательного знака, так что можно было без особого вреда соединять несколько гербов на одном щите. Начиная со второй половины XIV в. Великие Магистры Ордена иоаннитов также начали использовать четверочастные гербовые щиты в целях соединения своих родовых гербов с орденским гербом. Более почетные части щита 1и IV отводились под орденский герб, а II и под фамильный герб магистра. Первым четверочастным гербом Великого Магистра иоаннитов стал герб фра Гелиона де Вильнева 13 19 1346 гг Четверочастный герб сохранился и на разрушенной гробнице Великого Магистра фра Хуана Фернандеса де Эредиа 1377 1396 но в его гербе родовой герб размещен в геральдические более почетных I и IV частях, а орденский герб во второстепенных II и четвертях. Однако в 19 ту эпоху четверочастное разделение гербового щита еще не нашло повсеместного распространения среди иоаннитов, поэтому некоторые Великие Магистры пользовались четверочастным фамильно орденским гербовым щитом, а иные своим чисто фамильным гербом. Четверочастное разделение гербовых щитов окончательно вошло в обычай лишь в XV в., при Великом Магистре фра Пьере де Обюссоне 1476 1505 гг. с тех пор все Великие Магистры пользуются четверочастным щитом. В скором времени Великое Приорство Германское последовало примеру Великого Магистра и стало четверочастно разделять свой гербовый щит с орденским гербом. Первым сделал это Великий приор Германский фра Рудольф фон Верденберг 1482 1505 Несмотря на то, что должность Великого Приора Германского, начиная с 1548 г. была связана с титулом князя Священной Римской Империи Германской нации князя Гейтерсгеймского гербы Великих Приоров Германских были увенчаны лишь двумя шлемами. При этом справа рядом со шлемом фамильного герба помещался шлем орденского герба, как правило, без короны, и украшенный в качестве клейнода, восьмиконечной щитовой доской с серебряным прямым крестом в червленом поле. Подобными орденскими шлемами, помещенными над гербами, часто пользовались и командоры. Когда же к началу XVII в. даже многие бюргерские роды стали пользоваться четверочастными гербовыми щитами и у коронованных особ вошло в моду при возведении их подданных в дворянское звание даровать им четверо и многочастные гербы, многие высокопоставленные должностные лица Ордена стали помещать орденский герб в сердцевом щитке своего родового герба. Еще одна формой демонстрации принадлежности к Ордену распространилась среди некоторых должностных лиц Ордена на острове Родос начиная со половины XV в. Они помещали на свой герб главу de la religion то есть с эмблемой Ордена. Этот обычай, вероятнее всего, имевший французское происхождение, скоро вошел в употребление у членов Ордена всех классов степеней в особенности в Швейцарии, где командоры очень часто украшали свои фамильные гербы подобной орденской главой В XVI в. изменился и сам орденский герб, к которому были добавлены геральдические внешние украшения. Под герб был подложен большой мальтийский крест, гербовый щит был окружен четками и увенчан листовой короной. Четки, помещавшиеся на сохранившихся изображениях той поры под мальтийским крестом, подложенным под гербовый щит Ордена, в отличие от современных, состояли из шариков жемчужин одинакового размера, с подвешенным к четкам внизу маленьким мальтийским крестом. Иногда под этим крестиком помещался на ленте тогдашний девиз Ордена За веру Рго fide Эта форма герба, впервые засвидетельствованная документально в 1579 г., пребывала неизменной в течение 200 последующих лет. 20 За исключением короны с зубцами в форме земляничных листьев, которой были увенчаны только гербы Великих Магистров, все внешние украшения были вскоре переняты и другими высшими должностными лицами Ордена. Первым в их гербы был включен восьмиконечный мальтийский крест, который они подкладывали под свои гербы. Этот обычай, появившийся первоначально в начале XVII в. на острове Мальта, в течение XVIII в. распространился и на все прочие командорства Ордена, причем мальтийский крест стали подкладывать под свои гербы не только высшие должностные лица Ордена, но и простые рыцари. Затем с герба Ордена были позаимствованы отдельными членами Ордена и четки, в середине XVII в. засвидетельствованные в качестве отличительного украшения гербов французских рыцарей Святого Иоанна. Орденские рыцари в этот период пользовались своими фамильными гербами и после принесения орденских обетов, так что нередко лишь по наличию четок с подвешенным к ним мальтийским крестиком, окружающих гербы той поры, можно судить о принадлежности владельца герба к Ордену Святого Иоанна Иерусалимского. Геральдика Бранденбургского бальяжа Великого Приорства Германского Державного Ордена госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского Развитие Бранденбургского бальяжа Великого Приорства Германского еще в XIV в. пошло своим путем, отличным от пути развития всего Ордена Святого Иоанна Иерусалимского. В конце концов Великое Приорство Германское было вынуждено предоставить этому бальяжу по Геймбахскому договору 1382 г. особый автономный статус, фактически предоставив этой ветви Ордена почти что полную самостоятельность. Автономный статус бальяжа включал в себя право самостоятельного избрания его главы, именовавшегося герренмейстером чье избрание затем должно было подтверждаться Великим Приором Германским. Самостоятельное развитие Бранденбургского бальяжа получило в XVI в. дополнительный стимул вследствие отпадения входивших в бальяж членов Ордена от католицизма и их перехода входивших в протестантскую преимущественно лютеранскую веру. Тем не менее, Великое Приорство Германское и ведомство Великого Магистра католического Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, подчиненного в духовном отношении римскому папе, продолжали рассматривать Бранденбургскаий бальяж несмотря на поголовное впадение его членов в протестантскую ересь вплоть до его упразднения прусским королем в 18 г., в качестве некатолической ветви Ордена Святого Иоанна Иерусалимского. По меньшей мере странно, что они не проявили такой же братской любви и терпимости к своим православным собратьям из двух российских Великих Приорств времен 72 го Великого Магистра Ордена Императора Павла 1которым до сих пор, с достойным поистине лучшего применения упорством, отказывают в законном признании Орденская геральдика на территории Бранденбургского бальяжа также отличалась от общеорденской геральдики целым рядом особенностей. 2 1 Гербы рыцарей бальяжа значительно отличались от гербов католических рыцарей Ордена. Самое главное отличие заключалось в том, что бранденбургские иоанниты вместо червленого орденского щита стали пользоваться черным. Самое старое изображение черного иоаннитского щита с белым мальтийским крестом, датируемое 1467 г., сохранилось на витраже окна иоаннитского храма в комменде командорстве Вербен. Вероятно, использование черного цвета в гербе связано с цветом черного орденского плаща, который члены Ордена с XIII в. носили в мирное время. Что касается формы креста, то бранденбургские иоанниты с начала XV в. использовали преимущественно восьмиконечный мальтийский крест, вытеснивший у них в течение Х 1в. из употребления все другие формы орденского креста. Что касается герренмейстеров то они, вслед за Великим Магистром всего Ордена Святого Иоанна Иерусалимского и за Великим Приором Германским, стали пользоваться четверочастными, с орденским гербом в 1 и частях, щитами. Первым герренмейстером скреплявшим начиная с 15 17 г. свои грамоты печатью с подобным гербом, был фра Георг фон Шлабрендорф 149 527 гг Его преемники также пользовались четвероча стными гербами, под которые они, подобно командорам католического Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, подкладывали восьмиконечные мальтийские кресты. Со временем у рыцарей Бранденбуржского бальяжа вошло в обычай украшать свои фамильные гербы орденским гербовым щитом с серебряным мальтийским крестом в черном поле. Как правило, последний помещался на фамильном гербе рыцаря в качестве сердцевого щитка, но иногда и в оконечности фамильного гербового щита как, например, на гербе бранденбургского иоаннита Генриха Леопольда графа Рейхенбахского Начиная с XVIII в. у бранденбургских иоаннитов вошло в моду увеличивать изображение мальтийского креста и украшать его одноглавыми орлами между лучами креста. Начиная с 1745 г. красных одноглавых бранденбургских орлов между лучами их крестов стали заменять черными одноглавыми прусскими орлами, а сам крест нередко увенчивать прусской королевской короной. Геральдика Суверенного Рыцарского Ордена госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского Мальтийского Ордена XVIII XXI вв. В XVIII в. на основе печатей должностных лиц языков лангов или наций Ордена были созданы гербы восьми языков территориальных структурных подразделений Ордена, на которые он был разделен начиная с XIV в Так, например, герб германского немецкого языка Мальтийского Ордена изображал в серебряном поле черного орла с нимбом, указывавшего на герб страны происхождения рыцарей данного языка Кроме того, в Х в. произошло дальнейшее развитие применявшегося начиная со второй половины XVI в. герба Ордена. В 1764 г. лиственная 22 корона над английским щитом орденского герба была заменена королевской короной, увенчанной, однако, не простым крестом, употребляемым в подобных случаях, а восьмиконечным мальтийским крестом с раздвоенными концами. Корона этого вида чеканилась и на серебряных монетах с изображением злополучного Великого Магистра фра Фердинанда фон Гомпеша 1797 1798 гг. при котором Мальта была почти без боя сдана французам. Вот описание его герба На груди черного двуглавого орла, держащего в каждом клюве по лазурному Тау Кресту Кресту Святого Антония 1над которым парит увенчанная мальтийским крестом королевская корона, четверочастный щит, в коем Е 1и IV части прямой серебряный крест в червленом поле, а во и части серебряный чешуевидный андреевский крест в червленом же поле. Черный двуглавый орел с лазурным тау крестом в каждом клюве был позаимствован с герба военно монашеского Ордена рыцарей Святого Антония рыцарей антонитов в качестве напоминания об объединении этого Ордена с Державным Орденом Святого Иоанна Иерусалимского в 1775 г. В память об этом слиянии двух рыцарских Орденов еще Великий Магистр фра Эммануэль де Роган Полдю 1775 1797 г повелел отчеканить в 1776 г. особую медаль, на реверсе которой был также изображен двуглавый орел, держащий в каждом клюве по Кресту Святого Антония служившему эмблемой Ордена рыцарей антонитов с гербом Ордена Святого Иоанна Иерусалимского на груди. Традиция помещать гербовый червленый щит с прямым серебряным крестом, подложенный серебряным же мальтийским крестом, на груди орла, оказалась весьма плодотворной. Так, гербом православного Великого Приорства Российского Державного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского стал черный трижды коронованный Российский Императорский двуглавый орел с гербом Ордена на груди гербом православного Державного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского рыцари госпитальеры учрежденного королем Югославии Петром и вошедшего в 1998 г. в состав британского Достопочтеннейшего Ордена Святого Иоанна джона стал сербский орел, увенчанный королевской короной Карагеоргиевичей, опять таки с иоаннитским орденским гербом на груди, и т Кроме того, в XVIII в. были внесены изменения и в герб Великих Приоров Германских, с чьим званием, начиная с середины XVI в., был нераз 1Тау крест антониевский крест, или Святого Антония одна из древнейших форм креста, без верхней перекладины в форме буквы Т такие кресты носили служащие братья полубратья и донаты храмовников, тевтонов и мальтийцев лазурный тау крест служил эмблемой Ордена рыцарей Святого Антония, слившегося с Орденом Святого Иоанна в 1775 г. 23 рывно связан титул князя Священной Римской Империи германской нации. Фра Госвин Герман Отто барон фон Мервельдт 172 727 гг. первым из Великих Приоров Германских поместил на своем гербе третий шлем, располагавшийся между двумя другими шлемами, и украшенный, в качестве клейнода, княжеской шапкой, подчеркивавшей высокое положение данного должностного лица Ордена. Его преемники также использовали в своих гербах три шлема. В XIX в. к орденскому гербу было добавлено новое внешнее украшение, а именно сень мантия которая с тех пор и по сей день ниспадает из под королевской короны Великого Магистра с мальтийским крестом. В то же время герб Великого Магистра стал украшаться сенью мантией знаком владетельного государя лишь в правление гроссмейстера фра Галеаццо Тун Гогенштейна 1905 193 1гг. заимствовавшего мантию со своего родового герба. Его преемник, гроссмейстер фра Людовиго Чиги делла Ровере Альбани 193 95 1гг. сохранил мантию в гербе Великого Магистра, заменив в нем четки Большой гроссмейстерской орденской цепью так называемой колланой Дело в том, что в XIX в. все члены Ордена первого класса то есть рыцари монахи стали использовать в своих гербах четки с подвешенным к ним мальтийским крестом, как знак принадлежности к духовным лицам Ордена, так что для герба Великого Магистра было сочтено необходимым введение особого отличительного знака. В гербы бальи Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, в качестве знака отличия, с середины XIX в. была добавлена глава, украшенная орденским гербом серебряным прямым крестом в червленом поле Современная орденская геральдика Современный герб Суверенного Рыцарского Ордена госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты представляет собой прямой серебряный крест в итальянском овальном червленом щите, окруженный вдоль краев щита четками, к которым внизу подвешен маленький мальтийский крест. При этом герб покоится на восьмиконечном серебряном мальтийском кресте, подложенном на каждой стороне двумя знаменами Ордена, древки которых увенчаны сверху также мальтийским крестом. Все это осенено ниспадающей из королевской короны с мальтийским крестом черной, с золотой бахромой, мантией, подбитой внутри горностаем. Старинный девиз Ордена За веру был расширен и звучит сегодня так За веру и на пользу человека Рго fide, рго utilitate hominum Великий Магистр Ордена также подкладывает под свой четверочастный с орденским гербом гербовый щит серебряным мальтийским крестом и окружает его, по своему выбору, четками или гроссмейстерской орденской цепью. Кроме того, он также пользуется мантией, увенчанной королевской короной с мальтийским крестом. 24 При Великом Магистре фра Анджело ди Мохана ди Коленья 1962 1988 гг. прямой крест на овальном орденском щите, подложенный под него мальтийский крест и окружающие щит четки были не серебряными, а золотыми. Сменивший его в 1988 г. на посту Великого Магистра фра Эндрю Найнджен Берти снова сделал все эти элементы герба серебрянь ми. Из Великих Приоров Ордена в настоящее время только КнязьяВеликие Приоры Богемии Чехии и Австрии используют в своем гербе княжескую шапку. Что же касается прочих членов Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты, то все члены первого класса бальипрофессы и бальи по справедливости, рыцари профессы и рыцари по справедливости, а также профессы капелланы священники вправе подкладывать под свой гербовый щит восьмиконечный мальтийский крест. Этим правом пользуются также рыцари послушники и донаты по справедливости. В то же время, привилегией окружать свой герб четками с подвешенным к ним мальтийским крестом пользуются только бальи профессы, рыцари профессы и капелланы профессы, то есть члены Ордена, принесшие монашеские обеты. Кроме того, все бальи Ордена обладают привилегией добавлять к своему гербу главу с эмблемой Ордена. В то же время члены Ордена третьего класса вправе окружать свой герб черной орденской лентой с подвешенным к ней знаком Ордена, соответствующим их рангу или степени. Герб Службы помощи Ордена представляет собой щит с серебряным мальтийским крестом на червленом поле с серебряной внутренней каймой. Ее девиз, заимствованный из старинных Правил Ордена гроссмейстера фра Раймунда де Пюи Защита веры и забота об убогих Tuitio fidei et obsequium pauperum Несколько слов об орденской вексиллологии Флаг Ордена, сохранившийся почти без изменений со времен древнейшего знамени Странноприимного Дома vexillum hospitalis представляет собой прямоугольное красное полотнище с прямым белым крестом. Штандарт Великого Магистра представляет собой прямоугольное красное полотнище с изображением белого восьмиконечного мальтийского креста, увенчанного золотой королевской короной с мальтийским крестом и окруженного золотой Большой цепью колланой Великого Магистра. Флаг орденских учреждений например, Служб помощи Суверенного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты представляет собой красное полотнище в белым восьмиконечным мальтийским крестом. Древки флагов Ордена и его учреждений, равно как и штандарта Великого Магистра увенчаны серебряным мальтийским крестом. 25 12 з 1Древнейший иоаннитский крест с печати Орденского госпиталя в Иерусалиме 2. Боевой стяг Ордена Св. Иоанна Иерусалимского с прямым крестом. 3. Серебряная монета Великого Магистра иоаннитов фра Фульке Фуке де Вилларе 1305 13 19 гг 4. Печать Командорства Майльберг с главой Св. Иоанна Крестителя. 5. Печать майльбергского командора фра Леопольда де Штиллефрида 1292 6. Печать магистра Майльберга фра Николауса де Вильдугсмауэра. 7. Герб Ордена Св. Иоанна Петра II Югославского. 8. Герб на печати Суверенного Державного Православного Ордена рыцарей госпитальеров Св. Иоанна Иерусалимского прежнего Великого Приорства Российского в Санкт Петербурге 9. Герб Ордена Св. Иоанна, привешенный к фамильному гербу рыцаря. 26 k i ФI f J 4 1 ь I С f. 1v r i J 1Герб нынешнего гроссмейстера Суверенного рыцарского Ордена госпитальеров Св. Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты фра Эндрю Найнджен Берти. 2. Герб Мальтийского Ордена XI XVIII в. 3. Герб Суверенного рыцарского Ордена Св. Иоанна Иерусалимского Рыцари Мальты с резиденцией на о. Мальта 4. Герб Великого Приорства Богемского Суверенного рыцарского Ордена госпитальеров Св. Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты. 27 М.Н tиЯ сy 1tepс 1oro Военного Мальткikкоrо Ордена np Росс некой Фeдepшttut УДОСТОВЕРЕНИЕ о 00 1 АКУНОВ Вольф ап. Викrт. ро6ич Лрезндент Русской Службы Помощи Суверенного Военного Ма ьтийскоrо Ордена Русской Ма. 1ьшй с.кuй Помощи МИССИЯ СУВЕРЕННОГО tА.lЬТИЙСКОГО ОРДЕН при Росснйской Федерации У юп sч fс бы 10Щ Су rр нноrо Чалэтиi 1скоrо Ордена u а, ьт Орденские удостоверения В Акунова Крест Ордена Св. Иоанна Петра Югославского с гербами Ордена между лучами креста. 28 t j l. J г r, j 1 1f t i t 2f 1tt i, 72 й Великий Магистр Державного Ордена Св. Иоанна Иерусалимского Император и Самодержец Всероссийский Павел 1 с большой цепью Великого Магистра, на фоне российского полкового знамени и орденского флага красное полотнище с прямым белым крестом 29 2 ОР Д6ПGК Г6Р ЛЬДИК М ЛЬТИЙЦ6.G И ИО ППИТО. G см. стр. 14 N ЛJ е 0 1S rербы рыцарей Ордена госпитальеров Св. Иоанна Иерусалимского Церковь Св. Иоанна Великого Приорства Австрийского, Вена Явление, характерное для орденской геральдики рыцарей Св. Иоанна, начиная с конца X V века орденский крест сочетается с родовым гербом кавалера. 3 3 1Современный герб С уверенного Рыцарского Ордена госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты. 2. Герб Суверенного Ордена Св. Иоанна Иерусалимского мальтийского ордена до 1988 года. З. Флаг Ордена. 4. Штандарт Великого Магистра. 5. Герб Службы помощи Ордена. 6. Флаг учреждений и фондов Ордена. Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Акунов В.В. Орденская геральдика мальтийцев и иоаннитов (2004)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |