Соколова С.Н.
Новое в творчестве Николая Яковлевича Данилевского
// Гербовед. №66. (2003)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2003. № 6 (66). С. 77-79
Аннотация: Среди древних дворянских родов Российской империи род Данилевских занимает заметное место благодаря имени Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885) - крупного философа, социолога и культуролога, написавшего знаменитый труд <<Россия и Европа» (1869).
Об авторе публикации/статьи:
Соколова С.Н.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 14817 знаков (с пробелами)
С Соколова, к н., Смоленск
ПО.GО6
ОБ ИGТОРИКО культуРОЛОГИЧ6GКОМ
T.GOPЧ6GT.G6 П д ПИЛ6.GGКОГО
Среди древних дворянских родов Российской империи род Данилевских
занимает заметное место благодаря имени Николая Яковлевича
Данилевского 1822 1885 крупного философа, социолога и культуролога,
написавшего знаменитый труд Россия и Европа 1869
В последние годы среди отечественных ученых обострилась внимание
к работам Н. Я. Данилевского. В журнале Дворянское собрание 9, 1999 г. опубликована статья внучки Н. Я. Данилевского. В развитие
этой и других работ о Данилевском читателям предлагается
статья, раскрывающая новые грани таланта великого российского
мыслителя.
Николай Яковлевич Данилевский получил физико математическое образование,
защитил магистерскую диссертацию по ботанике, представив в
Петербургский университет описание природы Орловщины. Далее вся его
научная деятельность была связана с исследованием природы России и
населяющих ее народов. После ареста по делу петрашевцев, он был выслан
в Вологду, где продолжал заниматься наукой и написал работу Климат
Вологодской губернии которая была отмечена премией Русского географического
общества. Весьма интересен тот факт, что долгое время Н
Данилевский занимался изучением водоёмов России и написал статьи по
поводу рыболовства, например, такую, как Краткий очерк уральского рыбного
хозяйства прочитанную им на заседании географического общества 1О февраля 1858 года.
Далее русский философ активно разрабатывал вопросы, связанные с
развитием Севера и писал О мерах к обеспечению народного продовольствия
на крайнем севере России где подробно освещал развитие промыслов
и охоты, возможность доставки грузов населению и отстаивал необходимость
введения ограничений на доставляемую из за границы соль.
Обосновывая свои выводы фактами и цифрами, Данилевский также выступал
и как естествоиспытатель, изучающий подробно жизнь разных народов,
природно климатические, экономические условия их существования,
и, например, рыбный промысел в Каспийском и Балтийском морях. Более
того, переехав в Крым, мыслитель серьёзно занимался садоводством и
посвятил много времени изучению жизни растений. Он в своих далёких и
частых поездках не только изучал животных, составляющих предмет промысла,
но делал тысячи наблюдений над всякого рода явлениями природы.
Знание животных и растений было главным знанием и он занимался этим
предметом с необыкновенным постоянством Страхов Н Дарвинизм.
Критическое исследование Н Данилевского. Т. 2. СПб., 1889. С. 3 77
О его естественнонаучной деятельности необходимо сказать более
подробно, так как Данилевский написал двухтомный труд Дарвинизм. Критическое
исследование Уже само название свидетельствует о проблеме,
рассматриваемой ученым, которую можно обозначить как изучение живой
природы во всей полноте её жизни, многолетнее, близкое знакомство со
всею игрой органических явлений Страхов Н Дарвинизм. Критическое
исследование Н Данилевского. Т. 2. СПб., 1889. С. 2
Отметим, что если ранее Данилевский Н представлялся как историк,
естествоиспытатель, политолог, социолог, то глубокое изучение его историко
культурологических изысканий ещё не предпринималось. По мнению
современников мыслителя, Данилевский принадлежал к числу тех редких
людей, которых можно было бы назвать искателями истины посвятивших
всю свою жизнь служению науке. При его необыкновенной памяти и
глубоких энциклопедических познаниях, не покажется удивительным разнообразие
его учёно литературных трудов, носящих печать сильного логического
ума, самобытности и внёсших каждый что нибудь новое в науку Семёнов П Н Данилевский. Некролог. СПб., 1885. С. 9 13
Исследуя личность Н Данилевского и его историко культурологические
взгляды, отметим разносторонность его интересов, многогранность знаний
в различных областях науки. Так, например, в своем Сборнике политических
и экономических статей он рассматривал вопросы внешнеполитических
отношений России с европейскими и восточными странами в период
франко германского конфликта и войны за Болгарию. В 1867 году Данилевский
выступил со статьей, в которой высказал свое мнение по поводу упадка
ценности кредитного рубля, торгового баланса в промышленности России.
Его образованность и постоянные экспедиции по регионам России
способствовали серьезному анализу всех тех вопросов, о которых сказано
выше.
Энциклопедическая эрудиция учёного позволила в дальнейшем претендовать
на естественнонаучную типологизацию истории народов, так как он
был уверен в универсальности данного принципиально нового подхода в
понимании общественного развития. Данилевский описывал жизнедеятельность
народов, используя принцип развития природных систем рождение,
расцвет, гибель проявляющийся на протяжении всей истории государств.
Свое исследование Данилевский начал с выяснения принципов
классификации и систематизации, представленных К. Линнеем в Философии
ботаники Это было важно для него, так как идеи К. Линнея о многообразии
природных форм, их изначальном сотворении, Данилевский осмыслил
и перенес в свою концепцию культурно исторических типов.
Выявляя философско культурологические основания взглядов Данилевского
и его мировоззрение, уточним, что он выдвинул идею принципов
классификации культурно исторических типов, или самобытных цивилизаций
на основе способности организмов к саморазвитию. Это важно для понимания
его теологического взгляда на развитие народов организмов, провиденциализма
и признания божественного сотворения изначально как 78
природных, так и общественных форм. Он предполагал саморазвитие как
внутренние изменения организмов, обусловленные первоначальной идеей
возникновения. Данилевский применил их к рассмотрению исторического
процесса развития народов, прибегнув к аналогиями как органических, так
и общественных явлений.
Использовав основные принципы функционирования живых организмов своеобразие, цикличность, приобретение новых признаков и особенностей
развития он спроецировал их на принципы движения истории человеческого
общества.
Для обоснования такой точки зрения на всеобщую историю Данилевский
брал во внимание не только открытия К. Линнея, но и Ж. Кювье, который
на основе теории катастроф пришел к идее ступенчатого развития мира,
его этапности зарождение, расцвет и гибель неповторимости и Божественного
сотворения как растительного, так и животного мира. Это позволило
мыслителю рассматривать движение народов организмов как процесс
цикличный, замкнутый и обособленный, имеющий свое начало и завершение.
Данилевский стремился описать формы исторической жизни человечества
посредством аналогий для доказательства того, что только внутри
одного культурно исторического типа можно выявить особые формы исторического
движения, обозначаемые им как древняя, средняя и новая история
человечества.
Исходя из принципа развития живых организмов, мыслитель рассматривал
исторический процесс как аналогию природных и общественных явлений.
Именно это обстоятельство позволило ему выявить культурноисторические
особенности народов и раскрыть смысл и значение жизнедеятельности
самобытных цивилизаций. Он писал, что формы исторической
жизни человечества, как формы растительного и животного мира,
не только изменяются и совершенствуются повозрастно, но еще и разнообразятся
по культурно историческим типам Данилевский Н Россия и
Европа. М., 199 1С. 85
Раскрытие историко культурологического содержания концепции культурно
исторических типов Данилевского представляется особенно важным
сегодня, в связи с интересом мирового сообщества, и особенно России, к
проблеме национальной и национально государственной идеи, самосознания
народа, государственно патриотического сознания и духовной деятельности
российской цивилизации.
СОКОЛОВА Светлана Николаевна, кандидат философских
наук, доцент, преподаватель Военного университета войсковой
ПВО ВС РФ, г. Смоленск. 79
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Соколова С.Н. Новое в творчестве Николая Яковлевича Данилевского (2003)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|