| ||||||
Электронная научно-историческая библиотека «Гербовед.ру» | ||||||
» Библиотека › Гербовед. №64. (2003) › Шелковенко М.К. Полный герб Рязани - знаки минувшего и символы настоящего | ||||||
Шелковенко М.К.
Полный герб Рязани - знаки минувшего и символы настоящего// Гербовед. №64. (2003)Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2003. № 4 (64). С. 93-99 Аннотация: Окончание 2001 г. ознаменовалось в Рязани утверждением Городским советом полной, парадной версии городского герба, в котором органично соединились и историческая символика, и все те внешние геральдические элементы статуса, на которые сегодня имеет право город, являющийся административным центром субъекта Российской Федерации. Об авторе публикации/статьи: Шелковенко Михаил Константинович (Рязань) Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Шелковенко М.К.
в библиотеке найдено еще 32 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 35076 знаков (с пробелами)
М Шелковепко, Рязань ПОЛНЫЙ Г6РБ РЯЗ ПИ зп ки мипу.сш6rо И GИМ80ЛЫ П GТОЯЩ6ГО Окончание 200 1г. ознаменовалось в Рязани утверждением Городским советом полной, парадной версии городского герба, в котором органично соединились и историческая символика, и все те внешние геральдические элементы статуса, на которые сегодня и еет право город, являющийся административным центром субъекта Российской Ф.е,церации. Как и мы предполагали, и как об этом говорилось в предыдущей публикации Герб Рязани в поисках достоверности Гербовед 54, с. 4 122 путь к это у решению оказался не прост и не скор. Но теперь он завершен, и о полом гербе города можно говорить, как о юридической и геральдической аННОСТИ. При восстановлении исторической части городского герба в период 993 2000 гг. герб рассматривался, прежде всего, как культурносторическое наследие, как некая реликвия, доставшаяся нам от минувих столетий. Поэтому особо пристапьное внимание было уделено иссле. э, ованию и скрупулезному сохранению всех его деталей, их подлинности и остоверности. Всякая геральдическая фантазия на этом этапе категориески исключалась. Но всякий герб это не только застывшая история это также живая знаовая система, развивающаяся по своим внутренним законам и в каждый онкретный исторический момент адекватно отражающая статус гербовладельца в административно правовой структуре государства, его права и заслуги. И с воссозданием исторической части история герба современного муниципального образования город Рязань не окончилась, а только ачалась. Сам по себе герб, как явление, имеет сразу несколько взаимосвязаных функций. Во первых, он опознавательный знак, изобразительное имя ого, кто им обладает. Во вторых, он несет репрезентативную функцию он парадный, торжественный, церемониальный знак, говорящий особым еральдическим языком о происхождении, заслугах и достоинствах своего владельца. И, в третьих, герб является юридическим знаком, объектом рава и, в то же время, представляет своего обладателя в качестве субъекта права. Поэтому он может существовать только в точных координатах законодательного пространства и жестко подчиняется правовым нормам, установленным государством, и многовековой геральдической традиции. На протяжении столетий геральдика выработала стройную и целостую систему дополнительных условных знаков и фигур их можно сравнить со знаками различия и знаками отпичия благодаря которым все эти 93 функции органично соединялись в гербе, предоставляя полную информацию о его обладателе. Обычно эти знаки в определенном порядке окружают гербовый щит, как своеобразный мундир, делая герб более эффектным, представительным и торжественным. В России система внешних геральдических украшений гербов была более развита в родовой дворянской геральдике, но в середине XIX в., благодаря реформе императора Александра она проникла и в территориальную геральдику. До этого момента и Рязань, и Рязанская губерния употребляли общий герб, но после 1857 г. их гербы окончательно разделились. При сохранении сходных эмблем фигуры князя с мечом в гербовых щитах они стали различаться, в первую очередь, благодаря внешним украшениям. Для всех российских губерний были учреждены украшения в виде золотых императорских корон и окружающих щит золотых дубовых ветвей, соединенных голубой Андреевской лентой лентой высшего ордена империи ордена Андрея Первозванного Для городов, в свою очередь, были введены украшения в виде золотых для губернских центров или серебряных для уездных городов зубчатых башенных корон и окружающих щит различных венков или символических предметов, в зависимости от хозяйственной ориентации города. Для городов с развитым сельскохозяйственным производством полагались два золотых колоса, для промышленных городов два золотых молота, для портовых два золотых якоря и т Соединяла эти предметы красная Александровская лента лента ордена Святого благоверного князя Александра Невского второго по значению ордена империи Подобные типовые венки или обрамления в геральдике называются шаблонами и являются характерной принадлежностью административных или ведомственных эмблем и гербов как, скажем, единообразные мундиры А особенностью всякого ведомства является наличие жесткой вертикали власти, не предполагающей какого либо самоуправления только единоначалие. По сути дела Российская империя и была таким гигантским ведомством, во главе которого стоял единственный полноправный властитель самодержец. А все остальные инстанции играли роль передаточных механизмов этой власти сверху вниз. Поэтому подобная система внешних геральдических украшений оказалась вполне адекватна правовому устройству Российской империи в XIX в., в которой все чиновники были обязаны носить мундиры при исполнении государственной службы такие же мундиры по рангам хозяйственному профилю надели и на гербы. В этом же ряду города, бывшие в древности столицами великих княжеств, получили право вместо башенных корон употреблять в своих гербах древний царский венец шапку Мономаха. Каким в свете этих установлений был до 19 17 г. герб Рязани, сейчас сказать трудно, так как до нас не дошло его узаконенное изображение с внешними украшениями. После распада Российской империи прекратилось и действие ее законодательства, в том числе и геральдического. Поэтому почти все введенные в его рамках внешне гербовые украшения утратили свою законную силу и 94 знаковый смысл. Законодательство РСФСР и СССР вообще не предусматривало существование городских или областных гербов, хотя и не отменяло тех гербов, которые были утверждены до революции. Оно о них росто умалчивало, поэтому более 70 лет их как бы и не было вовсе. Все органы власти употребляли на своих печатях и бланках только герб РСФСР и СССР, чем зримо отрицали наличие декларируемого самоуправления. Нынешнее законодательство Российской Федерации отделило госуарственную власть от местного самоуправления, фактически воспретив ему использовать государственную символику, но взамен разрешив ему меть собственную. И поэтому, волей или неволей, к нам вновь стали возвращаться исторические гербы городов, а те, кто их прежде не имел, стал обзаводиться новыми гербами. С того момента у российских муниципаль ых гербов появилась и четвертая функция они стали символами реальной власти и самоуправления. Но исторические гербы вернулись к нам не полными, а только в виде обнажившихся гербовых щитов без внешних украшений царских мундиров корон и венков. Если отвлечься от их внешней торжественности и привычной красивости, то с геральдикоправовой точки зрения эти украшения обозначали только статус губернии или города в структуре Российской империи в конкретный исторический период и ничего более не добавляли к характеристике гербовладельца. Сейчас в РФ имеются субъекты Федерации республики, края и области обладающие ограниченным государственным суверенитетом, муници альные образования, обладающие самоуправлением и отделенные от государственной власти. Поэтому они не вправе употреблять прежнюю знаковую систему как гражданский человек не вправе произвольно носить ведомственный или воинский мундир но они вправе создать новую систему, соответствующую их нынешнему статусу. От прежних времен Рязань сохранила в своем гербе только шапку Мономаха, так как никакое государственное переустройство не могло лишить ее исторической заслуги быть и по сей день бывшей столицей великого Рязанского княжества. Сегодня Рязань является самоуправляющимся муниципальным образованием, городом с уникальной многовековой историей, административ ым центром столицей субъекта Российской Федерации. В соответствии с этими историческими и правовыми обстоятельствами, и с учетом российской геральдической традиции, Рязань обрела право дополнить свой герб такими внешними почетными геральдическими знаками, которые соответствуют ее административному и юридическому статусу и историческому достоинству. В этом виде герб города может считаться полным, так ак с наибольшей геральдической полнотой обозначит место и значение Рязани в современной России. Каковы эти знаки, предусмотренные концепцией Геральдического совета при Президенте РФ В первую очередь, герб всякого самостоятельного субъекта права города или гражданина может иметь девиз краткое символическое изречение, содержащее кредо, идеалы и жизненную программу гербовла 95 дельца. Такая надпись помещается на специальной девизной ленте под гербовым щитом. При этом лента обычно может иметь нейтральный белый цвет или цвет гербового поля, а буквы цвет основной гербовой фигуры или нейтральный черный цвет. В случае с гербом Рязани девизная лента может быть золотой, а буквы на ней красными, зелеными или черными. Во вторых, всякий герб может быть окружен знаками заслуг орденскими лентами, если обладатель герба такими орденами награжден. Именно поэтому сейчас особенно невозможно изображать в гербах внешние украшения в виде венков, перевитых Андреевской и Александровской лентами ведь ни один субъект Федерации не награжден орденом Андрея Первозванного, а ни одно муниципальное образование орденом Святого благоверного князя Александра Невского. Рязань не имеет ни царских, ни советских орденов, но специалисты Государственной герольдии высшего геральдического органа РФ одобрили идею окружить гербовой щит Рязани изображением золотой церемониальной цепи, учрежденной к 900 летию города об этом в предыдущей статье В третьих, поскольку, согласно Конституции РФ, Рязанская область как субъект Федерации обладает определенными признаками государственного суверенитета, постольку ее административный центр город Рязань, соответственно, обладает правами, свойственными столичному городу. На этом основании герб города стало возможно дополнить особыми почетными геральдическими знаками фигурами щитодержателей. В процессе последовательного ряда консультаций со специалистами Государственной герольдии из десятка различных вариантов для герба Рязани в качестве щитодержателей были рекомендованы фигуры серебряного белого коня с золотой гривой и хвостом, червленым языком и черными копытами, с одной стороны, и золотого грифона феникса с другой. После продолжительного и напористого разъяснения их символики в прессе было опубликовано несколько развернутых статей в трех областных газетах по телевидению были две объемные передачи на заседании Городского художественного совета все члены совета единодушно подцержали проект полного герба и на заседаниях Комитета по образованию и культуре вопрос о полном гербе был вынесен на Городской совет. Мы нисколько не обманывались на счет действенности пропагандистских акций, так как обыватели и по сей день не ведают даже кто изображен на гербовом щите. Но, таким образом, все требуемые приличия по информированию общественности были соблюдены. Откладывать этот вопрос дальше стало невозможно и на последнем заседании 200 1г., 27 декабря Городской совет утвердил полный герб Рязани. В том числе, хотя и не без споров и сомнений, были одобрены и фигуры обоих щитодержателей. Об их символике следует сказать более подробно. Как уже говорилось прежде, изображение идущего коня является первой достоверно известной эмблемой Рязани, помещенной на большой государственной печати Иоанна IV Грозного. Истории ее происхождения и 96 символике можно посвятить целую статью, но это отдельный разговор. В виде двух коней, выходящих из за гербового щита, эта эмблема уже использована в гербе Рязанской области. Но поскольку современные гербы Рязани и области происходят от общей земельной эмблемы XVII в., то логично и оправданно было соблюсти принцип исторической преемственности и в выборе дополнительных геральдических элементов. Но для эффективного отличия одного герба от другого фигура коня в гербе Рязани была изображена не выходящей из за щита, а традиционно обращенной к нему. Помимо исторических обоснований для включения фигуры коня в герб города следует сказать, что образ коня на протяжении многих веков занимает в европейской геральдике весьма почетное место. Он наделен лучшими качествами разных животных храбростью льва, зоркостью орла, силой вола, быстротой и грацией оленя, хитростью и ловкостью лисицы. На протяжении тысячелетий конь был верным и трудолюбивым помощником человека. Можно сказать, что вся человеческая цивилизация Старого Света до ХХ в. выехала на его лошадиной силе. Обладание породистым конем служило признаком состоятельности и благородного происхождения. Недаром самое богатое и влиятельное сословие в Древнем Риме называлось всадники а слова кавалер кабальеро шевалье являются однокоренными со словом кавалерия В старейшем российском сборнике эмблем и их толкований Симболы и Емблемата 1705 г. образ коня также трактуется как знак войны, сражения, победы, храбрости, мужественного воина, полководца или власти над войском Кроме того, сегодня конь считается символом трудолюбия, верности долгу и благородства. Еще большее отличие от герба области, а также особое смысловое значение придала гербу города фигура второго щитодержателя грифонафеникса. Вескими основаниями для ее включения в герб послужили уникальные обстоятельства древней истории города. 1В летописные времена Рязань являлась самым восточным пограничным русским княжеством, защищавшим Русь от набегов кочевников. Арабские путешественники называли ее, наряду с Киевом и Новгородом, богатейшим и красивейшим русским городом. В настоящее время Старая Рязань занимает в России первое место по количеству найденных здесь кладов 14 из них два золотые. Эти исторические особенности города образно отражены в виде фигуры золотого грифона фантастического существа с головой, крыльями и когтями орла и туловищем, лапами и хвостом льва. Грифон символически соединяет в себе главные качества царя птиц и царя зверей силу, бдительность и отвагу. Первоначально он появился на Древнем Востоке, в Месопотамии. Оттуда его образ перекочевал на Ближний Восток и был заимствован древними греками. Поэтому у них он стал символом стража восточных рубежей. В Греции грифон был посвящен солнечному богу Аполлону, чью колесницу по существовавшим тогда представлениям он вез по небесному своду с востока на закат. В греческой архитектуре и декоративном искусстве грифон был самым рас 97 пространенным образом. Античные легенды говорили о том, что гигантские грифоны стерегут золото Индии и охраняют золотые копи гипербореев под этим именем греки знали скифов и предков славян Поэтому грифону была приписана способность отыскивать и хранить в тайне золотые клады. В средневековой Европе, начиная с XIV столетия грифон стал символом двуединой природы Христа божественной орел и земной лев Он стал также символом соединения власти данной от Бога и власти человеческой, на что претендовали монархи. Поэтому многие европейские государи охотно включали его в свои гербы. В России красный грифон стал родовой эмблемой царской династии Романовых, первого самодерж ца из которой благословили на царство рязанский архиепископ Феодорит. В классической геральдике грифон символизирует власть и могущество. 2. За свою многовековую историю Рязань неоднократно подвергалась разорению и сожжению, но каждый раз восставала из пепла как феникс. Разорение Рязани Батыем стало только самым драматичным и жестоким эпизодом, после которого город так и не смог восстановить свое прежнее значение. Но вместо Старой Рязани вырос Переяславль переявший славу Рязанский, который в 1778 г. перенял и само имя древней столицы княжества Рязань. Таким образом, город как бы дважды возродился из пепла и из небытия. Эти особенности уникальной истории города симво лически отобразились в образе феникса фантастической птицы, также имеющей древневосточное происхождение. Считается, что легенды о фениксе возникли в эллинистический период в Египте, в городе солнцепоклонников Гелиополисе. В них утверждается, что эта прекрасная птица. окрашенная в цвета солнца и огня золотой и красный живет 500 лет и, чувствуя приближение смерти, строит из ароматных трав и ветвей гнездо или погребальный костер в котором сжигает сама себя, зажигая его от солнечных лучей. А через три дня из пепла рождается новый феникс, который живет еще 500 лет. Изначально он символизировал ежедневное возрождение солнца на востоке и ежегодное обновление природы. В дальнейшем феникс стал символом бессмертия, воссоздания после разрушения в частности, от огня и возрождения человеческого духа в борьбе с трудностями материального мира. Возрождение феникса через три дн я после самосожжения дало ранним христианам повод использовать в ката комбах его образ как символ Воскресения Христа. В изобразительном искусстве феникс обычно представляется в виде птицы с головой и крыльями орла, возникающей из пламени или объятой им. В геральдике пламя иногда изображается в виде красных огненных язычков огоньков на золотом оперении феникса. Рассмотрев предварительные проекты полного герба города Рязани, специалисты Государственной герольдии рекомендовали соединить образы грифона и феникса в одном символическом существе. В таком виде в российской геральдике грифон феникс еще не употреблялся, что может придать гербу Рязани особую уникальность. В качестве подножия для щитодержателей из нескольких вариантов зеленая земля, подставка, девизная лента была выбрана золотая узорная 98 арабеска. В отдельную историю вылился выбор девиза для городского герба. Для того, чтобы соблюсти здесь максимальную объективность и привлечь наибольшее количество рязанцев к этой патриотической теме Рязанским городским советом 28 июня 200 1г. был объявлен открытый конкурс на лучший проект девиза и назначена конкурсная комиссия. К началу ноября поступило всего 74 варианта от 25 авторов, но, к сожалению, в конкурсе почему то не приняли участие как раз те, на кого больше всего рассчитывали литераторы, журналисты, историки, краеведы, студенты педагогического университета. В результате жюри решило, что ни один из представленных проектов не достоин стать девизом города и продлило конкурс до 1февраля 2002 г. Лишь во втором туре появилось несколько формулировок, заслуживающих внимания. Из них в качестве девиза Городской совет утвердил следующие слова Славная история достойное будущее Наличие у города полного герба позволяет теперь гибко использовать его различные версии полные и сокращенные в соответствующих обстоятельствах и в торжественном представительском виде на почетных грамотах, при оформлении помещений и торжественных мероприятий и в виде одного гербового щита на бланках и печатях Но, в первую очередь, полный герб зримо свидетельствует об уникальной истории города, о его заслугах, административном статусе и достоинстве в современной России. 0 17 99 v Г 1 Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте. Шелковенко М.К. Полный герб Рязани - знаки минувшего и символы настоящего (2003)
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|
||||||
© 2007-2024 Электронная некоммерческая библиотека открытого доступа «Гербовед.ру» Редакция: gerboved@gerboved.ru | › Пользовательское соглашение | ||||||
Проект сетевого издания «Геральдика.ру» | ||||||
Примечание: представленные в библиотеке научные тексты размещены только для ознакомления и получены большей частью посредством распознавания оригинальных текстов публикаций (OCR), поэтому в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания и степенью сохранности бумажных оригиналов. |