Ревнивцев М.В.
К вопросу о скрытой символике флага и гербов Республики Таджикистан
// Гербовед. №63. (2003)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2003. № 3 (63). С. 79-84, цв. вкладка 6
Аннотация: 9 сентября 1991 года Верховный Совет Таджикской ССР принял Заявление «О государственной независимости Республики Таджикистан». В отличие от всех других бывших союзных ССР, флаг и герб нового независимого государства были приняты только спустя более года после провозглашения независимости, что было обусловлено происходившей в Таджикистане ожесточенной гражданской войной.
Об авторе публикации/статьи:
Ревнивцев М.В.
Просмотр публикации в формате PDF:
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 29397 знаков (с пробелами)
ОЧЕВИДНОЕ НЕВЕРОЯТНОЕ
М Ревнивцев, ЭнгеJzьс
К ВОПРОСУ О СКРЫТОЙ СИМВОЛИКЕ
ФЛАГ А И ГЕРБОВ
РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИ СТ АН см. рис. на 6 й стр. цв. вкладки
9 сентября 199 1года Верховный Совет Таджикской ССР принял Заявление О государственной независимости Республики Таджикистан В
отличие от всех других бывших союзных ССР, флаг и герб нового независимого
государства были приняты только спустя более года после провозглашения
независимости, что было обусловлено происходившей в Таджикистане
ожесточенной гражданской войной.
Флаг Таджикистана не был принят до приёма республики в ООН. На
церемонии подъёма флагов новых членов ООН, которая состоялась
2 марта 1992 года у здания ООН на Ист Ривер в Нью Йорке, были подняты
флаги Азербайджана, Армении, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, СанМарино,
Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. При этом для Казахстана,
Кыргызстана, Таджикистана и Туркм,енистана были подняты
флаги соответственно Казахской ССР, Киргизской ССР, Таджикской ССР и
Туркменской ССР. Во время церемонии подъема флага были перепутаны
флаги Таджикской ССР и Туркменской ССР. Распорядитель церемонии
назвал Республика Таджикистан и под звуки музыки и аплодисменты
на флагшток был поднят флаг Туркменской ССР Когда же был поднят
флаг Республики Таджикистан, то он оказался неправильно сшитым, с
измененным соотношением красной, белой, зеленой и красной полос, как
3 тогда как правильное соотношение цветных полос на существовавшем
с 20 марта 1953 года Государственном флаге Таджикской ССР
составляло 5 2 12. 1
Принятию новых герба и флага страны предшествовал длившийся
несколько месяцев закрытый конкурс. На конкурс свои работы представили
Институт истории, Институт астрофизики, Комитет по терминологии
и др. Всего на конкурс поступило более 200 проектов, которые рассматривала
специальная комиссия под руководством академика Мухаммада
Асимова 2
Свой выбор комиссия остановила на проектах герба и флага, представленных
3. Хабибуллаевым, А. Заневским, Л. Додхудоевой, Н. Игнатушиной
и М. Сайдалиевым. Продолжавшаяся гражданская война мешала
рассмотрению и утверждению новых государственных символов и
только 24 ноября 1992 года на состоявшейся в селе Арбоб в 1О км от
г Худжанда Ленинабада т примирительной XVI сессии Верховного 79
Совета Республики Таджикистан были утверждены новые герб и флаг
страны.
На этой сессии академик Мухаммад Асимов со второго захода смог
убедить депутатов принять новые изображения государственных герба и
флага. Сессия утвердила Положение о Государственном флаге Республики
Таджикистан Положение о Государственном гербе Республики
Таджикистан и внесла их описания в статьи 169 и 170 Конституции Республики
Таджикистан.
Согласно Положению о Государственном флаге Республики Таджикистан 1Государственный флаг Республики Таджикистан является символом
государственного суверенитета Республики Таджикистан, нерушимого
союза рабочих, крестьян и интеллигенции, дружбы и братства всех народов,
проживающих в республике.
2. Государственный флаг Республики Таджикистан представляет собой
прямоугольное полотнище, состоящее из трёх горизонтально расположенных
цветных полос верхней полосы красного цвета и равной ей по
ширине нижней полосы зелёного цвета, средней белой полосы, составляющей
полторы ширины цветных полос. На белой полосе на расстоянии
половины длины полотнища от древка изображены золотом стилизованная
корона и полукруг из семи звезд над ней. Отношение общей ширины
флага к его длине 12.
Корона и звезды вписываются в прямоугольник, стороны которого по
вертикали составляют 0,8, а по горизонтали 10 ширины белой полосы.
Пятиконечные звезды вписываются в окружности диаметром О, 15 и располагаются
по дуге радиусом О, 5 ширины белой полосы.
Корона высотой 0,55 ширины белой полосы прогибается в основании
по дуге радиусом, равным 12 ширины белой полосы. Четыре дугообразных
элемента, формирующие верх короны, венчаются в центре частью
круга диаметром 0,2 ширины белой полосы рис. 1
Согласно Положению о Государственном гербе Республики Таджикистан 1Государственный герб Республики Таджикистан является символом
государственного суверенитета Республики Таджикистан, нерушимого
союза рабочих, крестьян и интеллигенции, дружбы и братства всех народов,
проживающих в республике.
2. Государственный герб Республики Таджикистан представляет собой
изображение крылатого льва в лучах солнца, восходящего из за гор, обрамленного
колосьями пшеницы, перевитыми трехполосной лентой. Обрамление
венчает корона с семью звездами, размещенными над ней полукругом.
В цветном изображении Государственного герба Республики Таджикистан
золотые лучи, лев, колосья, корона со звездами и горы с белыми вершинами
на фоне сине зеленого бирюзового центрального круга, лента состоит
из продольных красной, белой и зеленых полос рис. 2 3 80
Свое объяснение символики герба и флага Таджикистана попьiтался
дать В. Сапрыков с своей статье Новый герб и флаг Таджикистана в 10 журнала Наука и жизны за 1993 год. Учитывая, что за прошедшие с
тех пор 1О лет в российской прессе более не было предпринято попыток
интерпретировать символики герба и флага Таджикистана, настоящее
сообщение и имеет своей целью раскрыть истинный, доселе скрытый
смысл государственных символов Таджикистана.
Для понимания этого необходимо учесть, что в среде таджикской интеллигенции
была и в годы советской власти и до настоящего времени
популярна религия зороастризма, восходящая своими истоками к первому
таджикскому государству Саманидов 9 1О вв э. и берущая свое начало
среди верований индоарийских племен.
Символической квинтэссенцией основных положений зороастрийского
вероучения является тот сложный интегрированный символ в центре государственного
флага и в верхней части герба Таджикистана, который в
Конституции Республики Таджикистан и положениях о гербе и флаге
скромно назван короной Пытаясь найти объяснение этой короне
В.Сапрыков писал Корона имеет смысл слово тадж в переводе означает венец В более широком смысле понятие таджики может трактоваться
как халки тодждор т народ венценосец Действительно, как
сообщал Энциклопедический Словарь Брокгауза и Ефрона, слово таджик
означает увенчанный это показывает, что в прежнее время им принадлежала
власть в Средней Азии 4
Мы полагаем, что это слишком примитивное объяснение, которое и
было рассчитано авторами герба и флага на полуграмотных депутатов
Верховного Совета Таджикистана, по преимуществу руководителей колхозов
и совхозов советской эпохи.
В.Сапрыков в своей статье пишет, что три выступа в короне, изображенной
на гербе, обозначают регионы республики Хатлон, Заравшон и
Бадахшон Любой читатель, взглянув на изображение этих трех выступов
на короне без труда увидит, что они представляют собой стилизованные
изображения светильников. И это действительно так в зороастризме
объектом религиозного поклонения являются три священных неугасимых
огня атар в храмах Атар Фарнбаг оrонь жречества Атар Гунасп огонь царя и воинов и Атар Бурзин Михр огонь общинников Верховную
триаду зороастрийского пантеона составляют три эманации бога Ахурамазда воздействующее слово Аша Вахишта правед ность, наилучший
распорядок, дело и Воху Мана благая мысль
Еще более сложной и имеющей поистине сакральный смысл, является
центральный элемент этой т короны Согласно зороастрийским представлениям,
в центре Мира находится мировая гора Хара Хукарйа
главная вершина хребта Харайти Хара Березайти, железная гора окружающего
всю землю. С горы Хара стекают две реки, окружающие всю
сушу. У подножия горы огромное озеро море Ворукаша, где у источника
Ардви Ардвисура произрастает мировое дерево Хаома Хом Хаома, 8 1
гао керена или виспобиш на котором пребывают семена всех растений
Земли. На вершине горы Хара обитель богов Гаронмана место песнопения вечная беспередельная страна света, рай, где нет нужды и где
каждый человек живет по своей воле. На вершине древа Хаома обиталище
царя птиц Сэнмурва Симурга который рассыпает семена всех растений.
Верховный бог зороастрийцев Ахурамазда Ормазд, Ормузд создал
духовную сущность фраваши Заратуштры Зороастра поместив её
в ствол древа Хаомы и разместил весь материальный мир между царствами
света и тьмы.
Выгнутая золотая дуга в нижней части эмблемы олицетворяет мост
возмездия Чинват, узкий, как лезвие бритвы, по которому душа человека
должна пройти в рай на суд Митры, Сраоши и Рашны. Душа человека через
3 дня после смерти направляется к мосту возмездия Чинват, где её
поступки взвешивает на весах Рашна. В Судный День Заратуштра будет
отделять на мосту Чинват души праведников от грешных.
В.Сапрыков не сумел объяснить и наличие семи золотых звезд, предположив,
что во всех мифологических системах число семь было священным,
приносящим счастье, дарующим добродетель. Вместе с тем,
семь в таджикской культурной традиции символ совершенства. Известны
многие понятия, связанные с числом 7 Хафт пайкар семь красавиц Хафт авранг семь престолов Хафт бародар семь братьев
семь корифеев персидско таджикской поэзии и т
На самом деле, семь золотых пятиконечных звезд символизируют одно
из основных понятий зороастризма семь добрых духов Амеша Спента
ипостаси и ближайшее окружение верховного бога Ахурамазда Ормузда
Хшатра Вайрья Прочная власть Спента Манью Святой Дух творческая
ипостась бога Ахурамазда, покровитель священного огня и животных
Воху Мана Благая Мысль покровитель домашнего скота и общины
оседлых скотоводов Аша Вахишта Истина покровитель домашнего
огня, очага Армайти Благочестие покровитель земли Аурват Хаурват, Целостность как полнота физического существования покровитель
воды и Амертат Бессмертие покровитель растений
Расположенные по дуге окружности золотые звезды образуют фарн
солнечное сияющее начало, божественный огонь, его материальная эманация,
аналог нимба у христианских святых Для людей фарн воплощается
в семи элементах счастья в мире, богатстве, доме, жене, детях, скоте
и здоровье. Особым фарном обладает страна и народ. Тот, у кого есть фарн обладатель благой судьбы Фарн был важнейшим символом незыблемости
шахской власти в Иране В данном случае он может рассматриваться,
как фарн страны. По представлениям зоро астрийцев, все звезды
прикреплены и окружают мировую гору Хара.
Можно также предположить, что определенным прообразом для создателей
эмблемы явился государственный герб эмблема Ирана расположенный
таюке и на современном иранском флаге рис. 3
В значительной степени прообразом нового флага Таджикистана послужил
прежний флаг Таджикской ССР именно на нем ширина белой полосы
была вдвое больше зеленой полосы. Сам флаг по своей красно 82
бело зеленой цветовой гамме таюке повторяет не только в определенной
степени флаг Таджикской ССР 1953 года рис. 4 но и зелено белокрасный
флаг Ирана рис. 5 Как и на флаге Ирана, эмблема помещена
на центральной белой полосе. 1
Являвшийся главной фигурой нового государственного герба крылатый
лев был у индоарийских народов, персов и таджиков символом высшей
божественной силы, мощи, власти и величия, солнца и огня. Из Месопотамии
символ крылатого льва распространился в Иран и Среднюю Азию.
В руинах древнего восточно иранского города Хабис археологами было
найдено небольшой металлическое знамя штандарт датируемый З
тысячелетием до н.э, который можно считать одним из древнейших знамен
мира. На нем изображен лев на фоне восходящего солнца. Изображение
льва с мечом Зульфикаром мечом Али, племянника пророка
Мухаммеда на фоне солнца присутствовало на персидских иранских
знаменах с 15 века н и на флагах Персии Ирана с 1826 до 1979 года. рис. 6 С 1906 года иранским флагом стало полотнище из зеленой,
белой и красной полос. 5
Бирюзовый цвет диска символизировал находящиеся в Таджикистане
крупнейшие в мире месторождения минерала бирюзы.
Число солнечных лучей составляло 2 1три раза повторенные группы
по 7 лучей три эманации Ашурамазда с 7 добрыми духами Амеша Спента.
Можно с уверенностью предположить, что группировка солнечных лучей
в три группы символизировала и известные по Авесте три эпохи в
истории вселенского противоборства добра и зла золотой век, царство
первочеловека и культурного героя йимы сменяется современной эпохой
ожесточенной борьбы меду духами Добра и Зла и их приверженцами на
Земле, и будущей эпохой всеобщего благоденствия после победы Добра.
Золотые горы с серебряными вершинами символизировали заснеженные
хребты Алайских, Заалайских гор и Памира.
Пшеничные колосья символ земледелия и оседлой жизни Кто сеет
хлеб, тот сеет праведность Авеста
Изображение льва на новом государственном гербе постоянно критиковалось
сохранившими советский менталитет чиновниками за его явную
схожесть с символом шахского Ирана, с одной стороны, и со стороны исламских
радикалов шла критика из за того, что каноны ислама запрещают
изображения живых существ людей, животных, рыб, птиц и т Все это
привело к тому, что спустя год с небольшим государственный герб Республики
Таджикистан был изменен и его изображение было максимально
приближено к прежнему гербу Таджикской ССР, существовавшему с 1937
года рис. 7
Законом Республики Таджикистан 28 декабря 1993 года было утверждена
новая редакция Положения о Государственном гербе Республики
Таджикистан в которой статья 2 гласит
Государственный герб Республики Таджикистан представляет собой
изображение стилизованной короны и полукруга из семи звезд над 83
ней в лучах солнца, восходящего из за гор, покрытых снегом, и обрамленных
венцом, составленным справа из колосьев пшеницы, слева из веток
хлопчатника с раскрытыми коробочками. Сверху венец перевит трехполосной
лентой, в нижнем секторе помещена раскрытая книга на подставке.
В цветном изображение Государственного герба Республики Таджикистан
корона, солнце, горы, колосья, книга и подставка золотые стебли и
листья хлопчатника зеленые, полосы на лентах красная, белая и зеленая, обложка книги красная рис. 8 6
Но за борьбой с изображением льва в гербе никто не обратил внимания
на главную эмблему т корону которая не только бессменно остается
до настоящего времени на флаге, но и венчает новый, современный
герб. Таким образом, хорошо продуманная эмблема скрытых таджикских
зороастрийцев благополучно вступила во второе десятилетие своего
существования.
Источники 1Видеозапись программы Время в 2 100 час 3 марта 1992 года
журнал Новое время 12, 1992, с. 7. 2 Независимая газета, 252 676 3 1декабря 1993 г., с. 3. 3 Ксерокопии аутентичных текстов законодательных актов с авторскими
изображениями флага и герба и сведениями об их авторах предоставил
председатель Комитета по культуре, международным делам и межнациональным
отношениям Верховного Совета Республики Таджикистан
В.Атаев со своим письмом от 28 июля 1993 года No К 39 16. 4 Энциклопедический Словарь Брокгауза и Ефрона, СПб., 1895 репринт
М, Терра, 1997 Т. 76. Стб. 96. 5 Hesmer, Karl Heinz, Flaggen und Wappen der Welt, Bertelsmann
Lexikon Verlag GmbH, Guetersloh, 1992, S.68 6 Ксерокопию аутентичного текста положения с авторским изображением
герба и сведениями о его авторах предоставил председатель Комитета
по культуре, международным делам и межнациональным отношениям
Верховного Совета Респу,блики Таджикистан В.Атаев со своим письмом
от 30 апреля 1994 года К 2020.
При подготовке статьи использованы материалы Энциклопедии Мифы
народов мира в 2 томах, под ред. С Токарева, 2 е издание. М Советская
энциклопедия, 199 184
6
К ВОПРОСУ О GKPЫTOfl GИМВОЛИК6
ФЛАТ 1И Г6РБОВ
Р6GПУБЛИКИ ТМЖИКИGТ 1П см. стр. 79
3 d i ar iмё iii Winadlё l
6 7
Р с. 1ФлАr т АДЖtflШС Т АNА, ГЕ.ЕрЖДЕNNЬ 24 NОЯБря 1992 ГОД
Рнс. 2. ГЕрБ Т АДЖtflШС Т АNА, ГЕ.ЕрЖДЕNNЫtl 24 NОЯБря 1992 ГОДА.
Рис. 3. Go pEЛ ENNЫtl rосvдАрС Т Е.ЕNNЫЙ ГЕРБ ИрАNА.
Р с. 4. ФлА 1ТАдж кско GGP.
Рнс. 5. Gо рЕЛ ЕNNЫЙ roсvдApс Т E.ENNЫtl флАr ИрАNА.
Рнс. 6. ЭМБЛЕМА шАхскоrо ИрАм.
Рнс. 7. ГЕрБ ТАджнкской GGP.
Рнс. 8. ГЕрБ ТАдж к стАм, Г EpЖДENNьttt 28 ДЕКАБря 1993 rодА.
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Ревнивцев М.В. К вопросу о скрытой символике флага и гербов Республики Таджикистан (2003)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|