Пчелов Е.В.
Геральдист серебряного века
// Гербовед. №57. (2002)
Библиографические данные публикации / опубликовано в издании: Журнал "Гербовед". 2002. № 3 (57). С. 152-155
Аннотация: В начале 2002 г. увидела свет новая книга, на этот раз полностью посвящённая Лукомскому. Она так и называется «В.К. Лукомский. Неизвестные работы» (М., изд-во «Территория», 2002. 156 с.). По сути это публикация некоторых трудов Лукомского, которые автору удалось обнаружить в разных архивных хранилищах и которые посвящены не только геральдике, но и вексиллологии, униформологии и фалеристике.
Об авторе публикации/статьи:
Пчелов Евгений Владимирович (Москва) Кандидат исторических наук; доцент, заведующий кафедрой вспомогательных исторических дисциплин и археографии ИАИ РГГУ; ведущий научный сотрудник Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН
Просмотр публикации в формате PDF:
› См. также другие статьи Пчелова Е.В.в библиотеке найдено еще 152 публикации(й) автора
Автоматически распознанный OCR-текст из PDF-файла › показать
Текст из PDF-файла получен посредством автоматического машинного распознавания оригинального текста публикации (OCR-технологии), поэтому в нем содержатся многочисленные ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания текста. Текст предоставляется по принципу "КАК ЕСТЬ".
Объем текста: 21774 знаков (с пробелами)
РЕЦЕНЗИИ И КОММЕНТАРИИ
Е Пчелов, к. и Москва
Г6Р ЛЬДИGТ G6Р6БРЯПОГО В6К
Рубеж XIX XX вв. время, приходящееся на период правления Николая
II в истории русской культуры образно и вполне справедливо называют серебряным веком Тогда в литературном творчестве и изобразительном
искусстве появились совершенно новые, неожиданно интересные
и художественно оригинальные стили и направления. Поэтический символизм,
изящный модерн, хтонический неорусский стиль, брутальная эклектика
и т и т целый взрыв удивительных проявлений творческого
начала, потрясающее многообразие культурных феноменов, замечательное
созвездие имён.
Это время Валентина Серова и Михаила Нестерова, Пасло Трубецкого
и Леопольда Бернштама, Романа Клейна и Фёдора Шехтеля Но вместе с
рождавшимся новым возникал и глубокий интерес к прошлому в том числе
и к прошлому недавнему, старой, дореформенной России Империи
XVIII начала XIX вв. Ностальгирующий эскапизм перед лицом надвигавшейся
технократической цивилизации, щемящий пассеизм от смутного
желания удержать дух прошлого, найти в нём точки опоры и сохранить его привели к настоящему ренессансу культуры эпохи галантных празднеств
и рокальных интерьеров старинных усадеб и фамильных портретов вееров,
фарфора, табакерок, экслибрисов и гербов 1Недаром именно в те
годы создаётся удивительное объединение Mip искусства где А Бенуа,
Е Лансере и К Сомов обращаются к сюжетам XVIII века, издаются
журналы Старые годы и Столица и усадьба где печатают свои
работы такие искусствоведы как барон Н Врангель брат будущего
главкома и Г Лукомский брат героя нашей статьи открывается уникальная
выставка русских портретов, устроенная С Дягилевым и вернувшая
обществу имена забытых художников прошлого, Рокотова например,
а великий князь Николай Михайлович публикует свой непревзойдённый
многотомник по русскому портретному искусству. Станислав Жуковский
переносит мир русской усадьбы на холст, а Иван Алексеевич Бунин,
последний великий классик русской литературы, с горечью оставляет нам
образ прошлого в строках своих произведений.
Тогда одним из центров русского искусства в разных его проявлениях
становится Императорский Эрмитаж, где в пред и послереволюционные
годы работают и А Бенуа заведующий Картинной галереей и С Тройницкий первый послереволюционный директор Эрмитажа и Э Липгарт прекрасный портретист и не менее превосходный декоратор оформлявший
в частности коронационные торжества и О Браз один из наиболее
ярких мирискусников и один из хранителей Картинной галереи и
В Адарюков, и барон А Фелькерзам, и многие, многие другие
2 152
В этот момент, переломный и спожный, переживает новое рождение
геральдика, тогда, безусловно, не только наука, но и искусство. Достаточ
о сказать, что свой след оставили в ней такие художники, как Н Рерих и
И Билибин, О Шарлемань и В Чемберс кстати, брат первой жены
Билибина Георгий Иванович Нарбут, коего так высоко ценил Лукомский
вклад каждого из них в русскую геральдику ещё ждёт своего исследовате
я. Но подлинным рыцарем геральдики, утончённым аристократом со
всеми вытекающими отсюда последствиями как в плане характера сдер.
анность и некоторая сложность в общении так и в плане дальнейшей
удьбы практиком и теоретиком этой области отечественной культуры ыл в те годы, бесспорно, Владислав Крескентьевич Лукомский.
Научное исследование его жизни и творчества, осознание значения его
удов для исторической науки ещё только начинается. Большой вклад в
з от процесс внёс своими работами один из ведущих современных учёых
геральдистов И Борисов. И вот в начале 2002 г. увидела свет его
овая книга, на этот раз полностью посвящённая Лукомскому. Она так и
азывается В Лукомский. Неизвестные работы М., изд во Территоия 2002. 156 с По сути это публикация некоторых трудов Лукомского,
оторые автору удалось обнаружить в разных архивных хранилищах и ко
орые посвящены не только геральдике, но и вексиллологии, униформо
огии и фалеристике. Такой подбор лишний раз подчёркивает многообра.
е научных интересов Лукомского, занимавшегося не только вспомога ельными историческими дисциплинами, но и бывшего талантливым искус
твоведом эта последняя сторона его деятельности совсем малоизвест
а, а ведь в послереволюционные годы он в качестве эксперта привлекался
для разбора портретных собраний, оставшихся от старого мира
Широкий культурный кругозор Лукомского обуславливался, конечно, и
зоспитанием в дворянской среде, и геральдикой, как областью профессио
альных занятий. В коллекции самого Владислава Крескентьевича находиись
и печатки, и экслибрисы, и фарфор словом, самые разные носи ели на которых имелись гербы. Поэтому интерес к геральдике неизбежно
ждал интерес и ко многим другим проявлениям культуры зто хороший имер всем современными геральдистам и специалистам в области вспо
огательных исторических дисциплин. Заниматься той же геральдикой без
зсесторонних и широких знаний в области искусства успешно, думается,
з яд ли возможно, ибо геральдика, как уже говорилось, сама по себе искусство.
Поэтому странно иной раз видеть геральдистов которые рассматризают
гербы вне общекультурного контекста, подменяя глубокий, в том числе
искусствоведческий, анализ формальным описательством. Совсем не таим
был Лукомский. Он потому и пользовался славой непревзойдённого зна.
ока геральдики, что мог атрибутировать и старинный фамильный портрет, и
арфоровую табакерку, и редкое книжное издание. Он не был что называется узким специалистом как принято нынче, он чувствовал широкие связи
геральдики со многими явлениями человеческой культуры и мыслил геальдику
как своеобразный метаязык культуры, с помощью которого можно
рояснить самые разные исследовательские проблемы. 153
Книга открывается предисловием Е Каменцевой, в своё время лично
знавшей В Лукомского. Кстати, было бы чрезвычайно интересно собрать
воспоминания о Лукомском тех, кто его ещё помнит, а таких людей
осталось совсем немного. Далее И Борисов в двух статьях Архивные
материалы о жизни и деятельности В Лукомского и В Лукомский в
письмах рисует нам живой образ знаменитого геральдиста, преимущественно
в его последний, московский период жизни. У Лукомского, конечно,
была нелёгкая судьба после 19 17 г. Но он тем не менее смог каким то
образом найти себя в новой жизни, хотя, разумеется, не мог не видеть
постепенного затухания того дела, которому служил. И Борисов раскрывает
многие, ранее неизвестные страницы биографии учёного. Например,
взаимоотношения с младшим братом Георгием, эмигрировавшим из
страны. После войны Владислав Крескентьевич очень хотел встретиться с
ним, но за границу его не пускали, а Георгий приезжать в Советский Союз
не собирался. И Борисов видит в этом прагматизм и расчётливость
Но не надо забывать судьбу тех, кто добровольно возвращался в СССР в
послевоенные годы. Не думаю, что у Георгия Крескентьевича были какието
иллюзии по этому поводу. Конечно, в тех условиях встреча братьев
вряд ли вообще могла состояться.
Автор книги привлёк большой архивный материал, в том числе из Российского
государственного исторического архива и других документальных
хранилищ, что сделало его работу информационно насыщенной и очень
интересной. Так, всесторонне характеризуется деятельность Лукомского в
постреволюционный период та огромная работа, которую он проводил и
которая, наверно, служила способом защиты от жизненных сложностей.
Личность Лукомского, его зачастую непростой характер лучше всего раскрываются
в переписке.
В статье Борисова приводятся многочисленные выдержки из писем Лукомского
своим коллегам, знакомым и друзьям, к числу которых относились
семьи петербуржца М Рославлева и москвича И Гремис.rавского.
Читатель найдёт здесь и интересную фактологию научных консультаций,
и бытовые подробности жизни тех лет, в том числе и в блокадном
Ленинграде. И Борисов убедительно показывает, насколько сложно было
Лукомскому расстаться с городом, с которым связана вся его биография,
и как непросто складывалась жизнь в Москве. Как профессор Историко
архивного института, Лукомский с головой погрузился в любимую
работу, но быт его так до конца дней и остался неустроенным. Погибли
уникальные коллекции, всё приходилось начинать сначала, а точнее продолжать хрупкое дело геральдики в новых исторических условиях и
честь и хвала кафедре вспомогательных исторических дисциплин, приютившей
Лукомского.
Далее в книге даётся описание проектов гербов, составленных Лукомским
в бытность его управляющим Гербовым отделением департамента
Герольдии Правительствующего Сената 19 14 19 17 гг Этот материал
позволяет понять как работал Лукомский, какими принципами руководствовался, сочиняя новый герб. 154
К сожалению, далеко не все эмблемы в описаниях расшифрованы например, Эмблемы в гербе дворян Любарских взяты с печатей, которыми
пользовались представители этого рода а какие, непонятно но тем не
менее сам по себе этот перечень ценный источник, раскрывающий творческую лабораторию герботворчества предреволюционного времени последнего, на долгие годы, периода практической геральдики в России.
Затем следует ещё ряд очень полезных материалов Замечания на
рисунок Императорского Морского Штандарта о дискуссии 1856 г., связанной
с разработкой системы государственной геральдики империи содержательная Библиография по истории форменной одежды ёмкая, но
очень информативная статья Правила ношения орденских знаков в царской
России и СССР и наконец, один из вариантов работы Герб как исторический
источнию одной из самых известных статей Лукомского советского
времени. Униформологический и фалеристический справочники
создавались Лукомским для конкретных целей для сценической лаборатории
МХАТа, чтобы помочь в правильности театральных постановок,
освободив их от бессистемного и бессмысленного нагромождения невиданных
форм одежды или условных орденов и медалей что, кстати,
сейчас в театре и кино стало практически повсеместным
Но эти материалы не утратили своего значения и до сих пор, их краткость
и ясность изложения делают эти статьи незаменимыми справочными
пособиями для всех, касающихся вопросов униформологии и фалеристики.
Статья Герб как исторический исто чник носит во многом теоретический
и методологический характер примечательно разделение Лукомским
понятия герба в широком и узком смысле этого слова а также
намечает дальнейшие пути развития геральдики в тогдашнем Советском
Союзе, как бы общий план геральдических работ, увы, так и не осуществлённый,
во многом из за преждевременной кончины самого Лукомского.
Умер Лукомский уникальный специалист, и в отечественной геральдической
науке образовалась огромная брешь, которая начала затягиваться
лишь с начала 1960 х годов преимущественно стараниями сотрудников
кафедры, на которой он работал в последние годы жизни. И не случайно
сам автор книги тоже принадлежит к школе этой кафедры, своими работами
отдавая долг нашим великим предшественникам на геральдическом
поприще.
ПРИМЕЧАНИЯ 1
Когда в 193 1г. в ходе очередной чистки выгоняли из Эрмитажа блестящего
искусствоведа С Тройницкого одного из основателей журнала Гербовед ему
ставилась в вину и незначительность научных занятий геральдика, табакерки,
веера Вилинбахов Г Сергей Николаевич Тройницкий. Материалы к биографии
Геральдика. Материалы конференции 1О лет восстановления геральдической
службы России СПб., 2002. С. 18 1
2 Об Эрмитаже в те годы см. замечательную книгу Б Пиотровского История
Эрмитажа. Краткий очерк. Материалы и документы М., 2000.
Желающих приобрести книгу просим обращаться к мздателю по адресу 142432, Московская обл., Ногинский р н, г. Черноголовка, ИСМАН, Территория
Николаеву Борису Александровичу. Тел. 095 962 б 174, 09652 4 63 бб. 155
Оставьте свой комментарий и поделитесь с ним с друзьями во ВКонтакте.
Пчелов Е.В. Геральдист серебряного века (2002)
Обсуждение – комментарии, дополнения, новости
Еще никто не написал никаких коментариев. Вы можете стать инициатором обсуждения!
|